Количество российских банков сократилось практически в 10 раз за 20 лет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Количество российских банков сократилось практически в 10 раз за 20 лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Еще в 2015 году глава ВТБ Андрей Костин говорил, что банковское дело – высокотехнологичный капиталоемкий бизнес для профессионалов, это «все-таки не булки выпекать». «У нас сегодня 774 банка, из которых 200 составляют по активам 97% банковского сектора. Иными словами, 570 банков просто не нужны, засоряют банковский сектор», – рассуждал Костин пять лет назад. Похоже, что процесс зачистки сектора от «ненужных» финансовых организаций близок к завершающей стадии.

Внутривидовая конкуренция

По мнению эксперта, ключевой риск консолидации – высокая доля в секторе и определяющая роль в нем госбанков. «Значительная часть консолидации происходит в их орбите», – поясняет эксперт. Госбанки конкурируют друг с другом за одни и те же сегменты рынка, продолжает он, при этом малые и средние банки играют все меньшую роль. Значительный вес госбанков также создает дополнительные риски для государства. В случае серьезного кризиса на него накладываются повышенные обязательства по поддержанию их стабильности, отмечает Проклов.

Рост доли государства в банковском секторе может негативно сказаться на потребителях конечного продукта, полагает аналитик Михаил Беспалов. «Практика показывает, что способность госорганизаций в короткие сроки менять бизнес-модели, становясь более удобными для клиентов и предлагая им привлекательные решения, невелика», – отмечает он.

Сокращение числа банков ведет к одной очень серьезной проблеме, утверждает старший преподаватель кафедры «Банковское дело» Университета «Синергия» Антон Рогачевский. Конкуренция на рынке снижается, а это ведет к замедлению роста экономики. «Экономика, естественно, будет развиваться, но не такими темпами, как при высокой конкуренции. Ну а качество предоставляемых банковских продуктов и услуг для конечного потребителя будет находиться примерно на одинаковом уровне», – считает он.

Жители крупных городов вряд ли заметят дальнейшую консолидацию банковской системы, поскольку для них на рынке есть масса самых разнообразных, но примерно одинаковых по качеству, финансовых услуг. Проблемы могут возникнуть в регионах.

Дефицит предложения со стороны банков по-прежнему сохранится в небольших населенных пунктах, говорит Александр Проклов из НКР. Впрочем, дополняет он, этот дефицит постепенно преодолевается уходом банкинга в онлайн.

В долгосрочной перспективе консолидация может ограничить развитие сектора, особенно в отдаленных от центра регионах России, отмечает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Дело в том, поясняет он, что открыть новый банк с нуля весьма сложно: надзор со стороны ЦБ делает затраты на высококвалифицированный персонал, программное обеспечение и электронный документооборот значительными.

Количество банков и небанковских КО в России (по годам)

Количество банков и небанковских кредитных организаций в Российской Федерации за период с 2001 по 2022 годы, то есть за последний 21 год, снизилось в 3,23 раза. Динамика количества банков по годам выглядит так:

Дата Количество банков в России на выбранную дату В т.ч. количество банков в Москве % количества банков Москвы к общему количеству
01.01.2001 г. 1311 578 44,09
01.01.2002 г. 1319 620 47,00
01.01.2003 г. 1329 645 48,53
01.01.2004 г. 1329 661 49,74
01.01.2005 г. 1299 656 50,50
01.01.2006 г. 1253 631 50,36
01.01.2007 г. 1189 593 49,87
01.01.2008 г. 1136 555 48,86
01.01.2009 г. 1108 543 49,01
01.01.2010 г. 1058 522 49,34
01.01.2011 г. 1012 514 50,79
01.01.2012 г. 978 502 51,33
01.01.2013 г. 956 494 51,67
01.01.2014 г. 923 489 52,98
01.01.2015 г. 834 450 53,96
01.01.2016 г. 733 383 52,25
01.01.2017 г. 623 314 50,40
01.01.2018 г. 561 277 49,38
01.01.2019 г. 484 239 49,38
01.01.2020 г. 442 227 51,36
01.01.2021 г. 406 207 50,98
01.01.2022 г. 370 189 51,08

Количество банков и небанковских КО в России (по годам)

Количество банков и небанковских кредитных организаций в Российской Федерации за период с 2001 по 2022 годы, то есть за последний 21 год, снизилось в 3,23 раза. Динамика количества банков по годам выглядит так:

Дата Количество банков в России на выбранную дату В т.ч. количество банков в Москве % количества банков Москвы к общему количеству
01.01.2001 г. 1311 578 44,09
01.01.2002 г. 1319 620 47,00
01.01.2003 г. 1329 645 48,53
01.01.2004 г. 1329 661 49,74
01.01.2005 г. 1299 656 50,50
01.01.2006 г. 1253 631 50,36
01.01.2007 г. 1189 593 49,87
01.01.2008 г. 1136 555 48,86
01.01.2009 г. 1108 543 49,01
01.01.2010 г. 1058 522 49,34
01.01.2011 г. 1012 514 50,79
01.01.2012 г. 978 502 51,33
01.01.2013 г. 956 494 51,67
01.01.2014 г. 923 489 52,98
01.01.2015 г. 834 450 53,96
01.01.2016 г. 733 383 52,25
01.01.2017 г. 623 314 50,40
01.01.2018 г. 561 277 49,38
01.01.2019 г. 484 239 49,38
01.01.2020 г. 442 227 51,36
01.01.2021 г. 406 207 50,98
01.01.2022 г. 370 189 51,08

Количество КО (банков) в России за 21 год сократилось на 71,8% и по состоянию на 01.01.2022 года составляет 370, из которых в г. Москве расположено 189 банков. А по состоянию на 01.02.2022 года количество КО (банков) в России составляет 368.

Группировка банков России по размеру уставного капитала

Какое количество банков в России может исчезнуть в ближайшее время можно определить исходя из размера уставного капитала (фонда) конкретных банков.

Так, исходя из статьи 11 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” (с изменениями и дополнениями) следует, что минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в определенной сумме.

Минимальный размер уставного капитала банка:

  • 1 миллиард рублей – для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
  • 300 миллионов рублей – для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;
  • 90 миллионов рублей – для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации – центрального контрагента;
  • 300 миллионов рублей – для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации – центрального контрагента.

А что же с действующими кредитными организациями, размер собственных средств (капитала) которых не соответствует этим нормам? В статье 20 ФЗ 395-1 от 02.12.1990 г. говорится, что Банк России обязан, за исключением случаев, установленных федеральными законами, отозвать лицензию на осуществление банковских операций.

В каких случаях отзывается лицензия на осуществление банковских операций:

  • если значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже двух процентов;
  • если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации (применяется после 2 лет деятельности с момента регистрации);
  • если у банка с универсальной лицензией на 1 января 2018 года размер собственных средств (капитала) не соответствует требованиям, установленным частью первой статьи 11(2) закона на соответствующую дату, отсутствуют основания, установленные частью четвертой статьи 11(2) закона для продолжения своей деятельности в качестве банка с универсальной лицензией, и такой банк не получил до 1 января 2019 года в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
  • если банк с универсальной лицензией после 1 января 2019 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11.
  • если банк с базовой лицензией после 1 января 2018 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11.
Читайте также:  Как изменится система налогообложения для малого бизнеса в 2023 году

Счастливое число Костина

Еще в 2015 году глава ВТБ Андрей Костин говорил, что банковское дело – высокотехнологичный капиталоемкий бизнес для профессионалов, это «все-таки не булки выпекать». «У нас сегодня 774 банка, из которых 200 составляют по активам 97% банковского сектора. Иными словами, 570 банков просто не нужны, засоряют банковский сектор», – рассуждал Костин пять лет назад. Похоже, что процесс зачистки сектора от «ненужных» финансовых организаций близок к завершающей стадии.

Повышенное внимание ЦБ к показателям устойчивости банков привело к тому, что с 2015 по 2021 годы число кредитных организаций в России сократилось почти вдвое, рассказывает аналитик «КСП Капитал УА» Михаил Беспалов. «Это позволило, в определенной степени, оздоровить банковскую систему и сделать ее более устойчивой», – комментирует он.

Инвесторы поневоле: граждане ищут альтернативу «подешевевшим» банковским вкладам

Тем не менее, отмечает Беспалов, коронакризис и снижение ставок оказывают дополнительное давление на банковский сектор. В таких условиях можно ждать ухода небольших игроков. Им стало сложнее привлекать средства клиентов, поддерживать рентабельность и конкурировать с крупными банками. Последние переводят услуги в онлайн, оптимизируют бизнес-модели и сокращают издержки.

Вероятно, сейчас мы находимся в самом начале эпохи «новой нормальности», считает Александр Дуэль. Она характеризуется фундаментальными экономическими изменениями, вызванными коронавирусом. «Смею предположить, что следующие пять лет пройдут под флагом естественной очистки рынка от неэффективных банковских структур. Мы можем недосчитаться половины от текущего количества игроков. По нашей оценке, останется не более 220–250 банков», – комментирует он.

Кто контролирует деятельность Центробанка РФ?

Центральный Банк Российской Федерации наделен большими полномочиями: это и полное регулирование финансовой деятельности кредитных организаций (со всеми полагающими санкциями: предписаниями, ограничениями, отзывом лицензии), эмиссия денежных знаков, контроль над федеральной собственностью золотовалютного резерва. Столь широкие функции и полномочия носят масштабный характер, поэтому многих интересует вопрос, а кто же контролирует деятельность самого Центробанка?

Начнем с того, что Центральный Банк РФ не является частью ни исполнительной, ни законодательной власти. Судебной властью Банк России так же не обладает. Все три ветви государственной власти действуют независимо от Центробанка, а он от них. То есть, в соответствии со статьей 1 Федерального Закона «О Центральном Банке РФ», все возложенные на него функции, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Разумеется, как и любое подразделение, пусть и независимое, Центральный Банк РФ подотчетен другим структурам. Главным образом Федеральному собранию Российской Федерации.

Банк России должен ежегодно отправлять в Государственную Думу свой годовой отчет. По срокам не позднее 15 мая. Данное обязательство прописано в статье № 25 ФЗ-86. Годовой отчет включает в себя следующие сведения:

  1. перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики;
  2. анализ денежного обращения и финансового рынка РФ;
  3. анализ валютного положения и национальной платежной системы РФ;
  4. годовую финансовую отчетность Центробанка;
  5. аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Центробанка;
  6. информацию главного аудитора Центробанка об эффективности использования денежных средств и другие отчеты.

О ежегодном обязательном независимом аудите финансовой отчетности Центробанка принимает решение Национальный Финансовый Совет. Он же выбирает и аудиторскую организацию для проведения данной проверки. В соответствии со статьей 94 ФЗ-86 Центральный Банк РФ обязан предоставлять аудиторской проверке отчетность и прочие необходимые данные.

Что же касается внутреннего аудита, то он осуществляется службой главного аудитора Центробанка.

Ваш комментарий (вопрос) Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Автор статьи Дмитрий Сысоев

Консультант, автор Попович Анна

Финансовый автор Пихоцкая Ольга

  1. олег 89023034144
    29.07.2020 в 17:17 Дмитрий, когда, по Вашему мнению, банки будут помогать экономике РФ, а не тормозить? Банки, это прописано во всех кредитных договорах, сначала получают ПРОЦЕНТЫ — ПРИБЫЛЬ, а потом ТЕЛО кредита, т.е. ВЛОЖЕННЫЕ средства. Банки дают деньги под залог, при этом уменьшая его(залога) стоимость в 2(ДВА) раза, но в случае проблем не берут залог, а накладывают запрет на все регистрационные действия — убивают заёмщика, т.к. запрет на рег действия ОСТАНАВЛИВАЕТ любой процесс. Эта ситуация особенно опасна для физ лиц, МСП, микро и самозанятых!
    Ответить ↓ Дмитрий Сысоев
    30.07.2020 в 09:27Автор записи

    Уважаемый Олег, формулировка Вашего вопроса носит риторический характер. В частности, выражение собственного мнения. Тем более, что кредитные организации работают не по своему усмотрению, а в условиях, установленных действующих законодательством Российской Федерации и отечественным рынком.

    Соответственно, важно понимать, что банки – это коммерческие структуры, независимо от их формы собственности и размеров, нацеленные на получение прибыли. То есть в первую очередь они защищают свои интересы. В принципе, как и любой другой тип бизнеса в условиях рынка. Работа вне диктуемых рынком правил моментально убьет сам банк, чего не захочет не только ни один собственник кредитной организации, но и ТОП-менеджер, руководитель офиса, кассир, и т.д., получающие за свою деятельность заработную плату.

    Относительно очередности погашения задолженности. В частности, выплаты в первую очередь процентов за пользование заемными средствами, а лишь потом основного долга, то этот нюанс возвращает нас к первому абзацу ответа. То есть — банки работают в рамках законодательных норм. Именно такой порядок возврата долговых обязательств установлен частью 20 статьи 5 Федерального закона № 353-ФЗ. Кредитные организации придерживаются его. Другой порядок является противозаконным и провоцирует применение санкций со стороны регулятора.

    Что касается залога, то, грубо говоря, он в принципе не интересен ни одному банку. Возвращаясь к раннему тезису, цель кредитной организации – получение прибыли. Обеспечение по долговому обязательству в процессе оформления денег в долг используется как инструмент изменения рисков невозврата займа. В процессе обслуживания – инструмент по взысканию. Причем возникновение просрочки провоцирует дополнительные затраты банка. По этой причине сумма кредита всегда меньше рыночной стоимости недвижимости, достигая, иногда, 50% в этом соотношении.

    В качестве итога можно выделить два нюанса. Во-первых, работу кредитных организаций, в большей степени, определяют условия рынка и законодательные нормы. Например, те же законы, то есть само государство, определяют, что они в первую очередь получат проценты – доход. Во-вторых, банковский сектор – это лишь сегмент бизнеса, а не первичный инструмент для развития экономики.

    Ответить ↓

Читайте также:  Районный коэффициент к заработной плате в 2023 году

—>

Агентство «Эксперт РА» по итогам 1-го полугодия 2022 года оценило устойчивость банковской системы к кризису в разрезе основных действующих бизнес-моделей. Максимальные потери и худшая динамика показателей отмечены у банков, работающих с крупным бизнесом, в то время как кредитные организации, ориентированные на МСБ, оказались наиболее устойчивыми в сложившихся обстоятельствах. Агентство ожидает дальнейшую трансформацию банковского сектора, результатом которой будут снижение концентрации на топ-15 за счет оттока клиентов в крупные региональные и расчетные банки, а также уход с рынка части розничных монолайнеров. Точкой роста для всего рынка будет развитие МСБ вследствие усиления процессов по импортозамещению и противодействию санкционному режиму.

В 1-м полугодии 2022 года российский банковский сектор столкнулся с беспрецедентным количеством новых вызовов: попаданием лидеров в санкционные списки, заморозкой активов, паникой вкладчиков, реализацией валютных и процентных рисков, нарушением логистических цепочек у клиентов, уходом крупного иностранного бизнеса и другими факторами. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проанализировало, какие бизнес-модели банков в условиях изменения экономической конъюнктуры оказались наиболее устойчивы, а какие понесли наибольшие потери, а также спрогнозировало дальнейшую трансформацию данных моделей, которая станет ответом меняющейся операционной среде в России.

Объектами исследования стали 129 банков, имеющих кредитные рейтинги от агентства «Эксперт РА», доля которых в активах всего банковского сектора без учета ПАО «СБЕРБАНК» составляла 82% на 01.01.22. В рамках исследования агентство исходя из ключевой группы клиентов, структуры доходов и позиционирования банков на рынке выделило такие бизнес-модели: «крупный бизнес», «МСБ», «ипотека», «автокредиты», «потребительские кредиты» и «расчетно-инвестиционные услуги» (далее на графиках РИБ). При этом «ипотека» и «автокредиты» объединялись в категорию «обеспеченные кредиты ФЛ» в случаях, когда данные бизнес-модели демонстрировали одинаковые значения рассматриваемых индикаторов. Представленные в исследовании показатели являются средними значениями по группе банков в разрезе бизнес-моделей.

Количество банков Российской Федерации (по годам)

Статистика количества банков в РФ за последние 18 лет выглядит следующим образом:

Дата Количество банков в России на выбранную дату В т.ч. количество банков в Москве
01.01.2001 г. 1311 578
01.01.2002 г. 1319 620
01.01.2003 г. 1329 645
01.01.2004 г. 1329 661
01.01.2005 г. 1299 656
01.01.2006 г. 1253 631
01.01.2007 г. 1189 593
01.01.2008 г. 1136 555
01.01.2009 г. 1108 543
01.01.2010 г. 1058 522
01.01.2011 г. 1012 514
01.01.2012 г. 978 502
01.01.2013 г. 956 494
01.01.2014 г. 923 489
01.01.2015 г. 834 450
01.01.2016 г. 733 383
01.01.2017 г. 623 314
01.01.2018 г. 561 277
01.06.2018 г. 530 262

Количество банков по состоянию на 01.10.2018 года составляет 508, из которых
Материал подготовлен с учетом использования данных ЦБ о количестве банков и их группировке по размерам уставных фондов и информации ЦБ об отзыве лицензий.
Последние изменения в материал внесены 27.02.2018 г.

Количество банков в РФ

Уменьшение количества финансовых организаций многие эксперты оценивают, как положительную тенденцию. Это позволяет рынку избавиться от мелких участников. Небольшие игроки объединяются в более крупные учреждения, которые в итоге становятся устойчивыми, а потому и надежными.

На 1 января 2018 года было зарегистрировано 561 коммерческая банковская организация. Это официальная информация, опубликованная «Центральным Банком» России. 40% среди всего количества организаций считаются крупными.

Интересно, что уже в том же январе у 5 банков отозвали лицензию. Подобные меры были применены в последствии к еще нескольким игрокам банковского рынка. Все отсеиваемые компании являлись потенциально проблемными.

Подобные санкции применяются, когда банк:

  • Не соответствует требованиям «Центробанка»;
  • Нарушает финансовое законодательство;
  • Проводит рискованную кредитную политику;
  • Не выполняет обязательства перед вкладчиками.

Решение о прекращении действия лицензии принимается не моментально, проводится тщательная проверка. Для сравнения 1 августа 2017 года функционировали 582 банка, а спустя 5 месяцев была отозвана лицензия у более чем у 20 организаций.

Группировка банков по размеру уставного капитала

уставного капитала

  1. 1 миллиард рублей – для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
  2. 300 миллионов рублей – для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;
  3. 90 миллионов рублей – для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации – центрального контрагента;
  4. 300 миллионов рублей – для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации – центрального контрагента.
  • если значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже двух процентов;
  • если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации (применяется после 2 лет деятельности с момента регистрации);
  • если у банка с универсальной лицензией на 1 января 2018 года размер собственных средств (капитала) не соответствует требованиям, установленным частью первой статьи 11(2) закона на соответствующую дату, отсутствуют основания, установленные частью четвертой статьи 11(2) закона для продолжения своей деятельности в качестве банка с универсальной лицензией, и такой банк не получил до 1 января 2019 года в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
  • если банк с универсальной лицензией после 1 января 2019 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11(2)…
  • если банк с базовой лицензией после 1 января 2018 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11(2)…
Размер уставного капитала (млн.руб)
Количество банков России
на 01.01. 2008 г. на 01.01. 2009 г. на 01.01. 2010 г. на 01.01 .2011 г. на 01.01. 2012 г. на 01.01. 2013 г. на 01.01 .2014 г. на 01.01. 2015 г. на 01.01. 2016 г. на 01.01. 2017 г. на 01.01. 2018 г.
От 10 млрд. руб. и выше 21 22 22 23 25 27 29 33 35
От 1 до 10 млрд. руб. 128 133 143 154 161 163 153 136 117
От 500 млн. до 1 млрд. руб. 109 103 114 123 116 111 97 77 78
От 300 до 500 млн. руб. 302 339 350 98 101 95 116 118 104 90 78
От 150,0 до 300,0 248 254 252 250 263 276 251 212 171 137 113
От 60,0 до 150,0 207 194 204 222 199 168 143 112 88 57 68
От 30,0 до 60,0 161 140 117 98 62 46 36 30 28 26 23
От 10,0 до 30,0 120 99 71 46 41 41 45 38 38 37 31
От 3,0 до 10,0 61 51 38 23 18 15 15 13 12 10 9
До 3,0 37 31 26 17 15 15 15 10 13 10 9
Всего 1136 1108 1058 1012 978 956 923 834 733 623 561

Количество банков в РФ

Уменьшение количества финансовых организаций многие эксперты оценивают, как положительную тенденцию. Это позволяет рынку избавиться от мелких участников. Небольшие игроки объединяются в более крупные учреждения, которые в итоге становятся устойчивыми, а потому и надежными.

Читайте также:  Бланк Товарной накладной ТОРГ-12

На 1 января 2018 года было зарегистрировано 561 коммерческая банковская организация. Это официальная информация, опубликованная «Центральным Банком» России. 40% среди всего количества организаций считаются крупными.

Интересно, что уже в том же январе у 5 банков отозвали лицензию. Подобные меры были применены в последствии к еще нескольким игрокам банковского рынка. Все отсеиваемые компании являлись потенциально проблемными.

Подобные санкции применяются, когда банк:

  • Не соответствует требованиям «Центробанка»;
  • Нарушает финансовое законодательство;
  • Проводит рискованную кредитную политику;
  • Не выполняет обязательства перед вкладчиками.

Группировка банков России по размеру уставного капитала

Какое количество банков в России может исчезнуть в ближайшее время можно определить исходя из размера уставного капитала (фонда) конкретных банков.

Так, исходя из статьи 11 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” (с изменениями и дополнениями) следует, что минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в определенной сумме.

Минимальный размер уставного капитала банка:

  • 1 миллиард рублей – для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
  • 300 миллионов рублей – для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;
  • 90 миллионов рублей – для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации – центрального контрагента;
  • 300 миллионов рублей – для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации – центрального контрагента.

А что же с действующими кредитными организациями, размер собственных средств (капитала) которых не соответствует этим нормам? В статье 20 ФЗ 395-1 от 02.12.1990 г. говорится, что Банк России обязан, за исключением случаев, установленных федеральными законами, отозвать лицензию на осуществление банковских операций.

В каких случаях отзывается лицензия на осуществление банковских операций:

  • если значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже двух процентов;
  • если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации (применяется после 2 лет деятельности с момента регистрации);
  • если у банка с универсальной лицензией на 1 января 2018 года размер собственных средств (капитала) не соответствует требованиям, установленным частью первой статьи 11(2) закона на соответствующую дату, отсутствуют основания, установленные частью четвертой статьи 11(2) закона для продолжения своей деятельности в качестве банка с универсальной лицензией, и такой банк не получил до 1 января 2019 года в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
  • если банк с универсальной лицензией после 1 января 2019 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11.
  • если банк с базовой лицензией после 1 января 2018 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11.

Рейтинг российских банков по надежности вкладов

Сбер России, которому доверяет свои вклады каждый второй вкладчик страны, традиционно возглавляет рейтинг надежности банков по данным Центробанка.

Собственный капитал учреждения превышает 3,3 трлн. руб., что является абсолютным рекордом среди всех банков страны. По размеру сети отделений и банкоматов Сбербанк, также является самым крупным финансовым учреждением страны.

Стоит отметить, что Сбербанк уже много лет занимает первые позиции по кредитам и депозитам для физических лиц, является крупнейшим эквайером карт, активно развивает кредитные карты.

2/3 взрослого населения страны уже доверило выплату своей пенсии этому банку. Для них в Сбербанке действуют особо хорошие условия, бонусы и кредитные линии и прочие банковские продукты.

Кроме Сбербанка, в первых рядах рейтинга банков ТОП 100 по надежности, по мнению Центробанка, входит еще ряд государственных банков – ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк и (в ТОП 10 банков по надежности занимающих 2,3,5 место соответственно).

Доверие населения к банкам, где акционером является государство, позволяют им стабильно занимать самые высокие позиции во всех рейтингах.

Говоря о группе ВТБ нельзя не сказать об успехах банка в розничном бизнесе, который сегодня активно развивается.

Среди драйверов, особенно запомнившихся населению, можно назвать бонусную программу «Коллекция и мультикарты».

С 1 января 2018 года произошло присоединение ВТБ24 к ВТБ, что автоматически вывело объединенный банк на еще более высокие позиции во всех рейтингах.

Из частных банков в ТОП-10 системно значимых банков включены:

  • Альфа-Банк (6 место в рейтинге с собственным капиталом в размере более 3,1 млрд. руб.) — крупнейший частный банк в РФ, является ядром международной бизнес-группы Альфа. Среди частных банков России, по оценкам зарубежных агентств, Альфа-Банк является самым надежным;
  • Московский кредитный банк (7 место, собственный капитал более 2 млрд. руб.) – работает на рынке более 25 лет. Стоит отметить, что из всего списка ТОП-10, это единственное учреждение, деятельность которого сосредоточена в самом центре страны – в Москве и Московской области);
  • ФК «Открытие» (8 место, размер капитала превышает 2,7 млрд. руб.) – традиционно входит в ТОП-10 крупнейших банков РФ по размеру активов. Несмотря на возможную санацию, закрывать этот банк регулятор не планирует – на данный момент ЦБ РФ предпринял все необходимые шаги, чтобы обеспечить его дальнейшее развитие;
  • Промсвязьбанк (9 место, капитал более 1,4 млрд. руб. Напомним, Промсвязьбанк входит в тройку лидеров крупнейших российских частных банков. С 15 декабря ЦБ ввел временную администрацию и объявил о санации банка.
  • Юникредит банк замыкает десятку с капиталом 1,9 млрд. руб. — является членом международной финансовой группы UniCredit. Первый в списке банк с иностранным капиталом.

В целом, если посмотреть на рейтинг банков ТОП-100 по надежности, наиболее системно значимыми, по мнению Центробанка, по-прежнему являются банки с государственной долей собственности — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ЗАО Национальный клиринговый центр.

Стоит отметить, что ЗАО АКБ «Национальный клиринговый центр», акционерами которого являются через ПАО «Московская биржа», ЦБ РФ, Сбербанк России, Внешэкономбанк, ЕБРР и РФПИ Управление инвестициями -6, в соответствии с последними изменениями законодательства РФ, с ноября 2017 года ведет свою деятельность в форме НКО.

Причины востребованности кредитования в России

Повышение интереса к подобным сервисам обусловлен сразу двумя факторами:

  1. Снижение доходов населения России не повлекло за собой снижения расходов. Согласно общей статистике, доходы российского населения рухнули на 10 процентов только за последние пять лет. Это привело к тому, что потребности, которые жители не могут удовлетворить с помощью своего заработка, приходится покрывать кредитными средствами.
  2. Снижение Центральным банком процентной ставки по кредитам. Для большинства граждан сегодняшние условия ссудного финансирования являются куда более выгодными, чем раньше. Поэтому, они спешат брать кредитные средства по приемлемой процентной ставке, пока условия не изменились.

Среди общего количества финансовых обязательств, взятых россиянами на 2019 год, 16% являются проблемными.

Понятие проблемных кредитов включает в себя не только те, которые были выданы наличными, но также и автокредиты, ипотеку, и финансирование развития бизнеса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *