Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто относится к субъектам малого предпринимательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
За что могут исключить из реестра
Понятно, что фирмы, превысившие лимиты, теряют статус МСП и удаляются из реестра. Но есть лица, которых могут исключить принудительно из-за отсутствия сведений о деятельности компании.
Сведения о доходе и количестве сотрудников налоговики получают из отчетности, которую налогоплательщик обязан сдавать в установленные сроки, – из деклараций и расчетов по страховым взносам. Без отчетности инспекция не узнает о реальных показателях фирмы, точнее, подходит ли она по критериям к субъектам МСП. А чтобы нарушители не воспользовались какой-нибудь субсидией, которая теперь им не положена, их исключают из реестра.
Еще один распространенный случай исключения юрлиц из реестра – в компанию вошел новый участник, не отвечающий критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Обычно это так: участник-физлицо продает долю в размере 50 % юрлицу, которое не является субъектом МСП. Нарушение критерия автоматически удаляет компанию из реестра. Налоговая сама регистрирует вход и выход учредителей, поэтому узнает об этом из первых уст.
Как быстро исключат фирму, если она перестанет соответствовать критериям малого и среднего бизнеса? Это происходит не сразу. Перед тем как изменить категорию, за показателями наблюдают в течение трех лет. Если в одном году фирма категории среднего бизнеса превысила ограничение по доходу, то это не означает, что ее сразу причислят к крупной компании и лишат статуса СМП. Однако если лимит будет превышаться в течение трех подряд, то компанию отнесут к крупной категории и исключат из реестра малых и средних субъектов бизнеса.
I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства
Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:
1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):
а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- Российская Федерация,
- субъекты Российской Федерации,
- муниципальные образования,
- общественные организации,
- религиозные организации (объединения),
- благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)
владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.
При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- иностранные юридические лица и (или)
- юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,
должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.
Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.
Ограничение в отношении суммарной доли участия:
- общественных объединений инвалидов,
- иностранных юридических лиц и (или)
- юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не распространяется на:
- участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
- на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».
в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».
д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).
е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.
2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:
- до 15 человек включительно для микропредприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий;
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.
Требования к доле участия в уставном капитале субъектов МСП
По общему правилу требования к доле участия в уставном капитале субъектов малого и среднего бизнеса таковы:
- участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) могут владеть суммарно не более чем 25 % процентами долей в уставном капитале ООО, складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25 % процентами голосующих акций АО;
- участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами МСП, могут владеть суммарно не более чем 49 % процентами долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49 % процентами голосующих акций АО.
Следовательно, компания малого или среднего бизнеса минимум на 51 % должна состоять из вкладов субъектов МСП.
На микропредприятия также распространяются эти ограничения по структуре уставного капитала.
В то же время предусмотренное ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется:
1. на участников хозяйственных обществ — иностранных юрлиц, у которых доход, полученный от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250-ти человек. Исключение – иностранные ЮЛ, местонахождения которых включено в перечень офшорных зон;
2. на АО и ООО:
- акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
- деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
- получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
- учредителями которых являются ЮЛ, включенные в утвержденный Правительством перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
- участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25 %.
Если компания или ИП отвечает всем перечисленным критериям, то их могут рассматривать как субъектов МСП.
Сведения о субъектах МСП вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наличие данных о предпринимателе в реестре субъектов МСП дает право на применение, в том числе, налоговых льгот. Например, пониженных тарифов по страховым взносам. При этом включение компании в реестр – обязательное условие для применение налоговых льгот.
Если компанию исключили из реестра МСП, свой статус она сможет восстановить. Действия предпринимателя, исключенного из ЕРСМП, по восстановлению своего статуса, зависят от того, по какой причине он был исключен из Реестра.
Критерии малого предприятия 2021
К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ:
- его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
- начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
- стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
- возможность использования упрощённого документооборота;
- возможность использовать электронный документооборот;
- освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.
Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.
Форма (особенности) организации | Условия | Примечание |
Любые ООО | Условие 1: 1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%; 1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49% | ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6 |
Любые АО | Условие 2: Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики | — |
Условие 3: Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций | — | |
Организации-«интеллектуалы» | Условие 4: Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) | Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования |
Организации-«сколковцы» | Условие 5: Имеют статус «сколковца» | — |
Организации с «особенным» учредителем | Условие 6: Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ | — |
Льготы для субъектов малого предпринимательства
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
-
Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
-
Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
-
Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);
-
Минимум кадровой документации;
-
Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
- Право на субсидии и гранты;
-
На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).
Подтверждение статуса фирмы
Несмотря на принятие новых критериев, в России не предусмотрен отдельный вид учета малых СХ. Этот статус не может быть подтвержден какими-либо документами. Подтверждается факт принадлежности к микро- или малому предпринимательству только соответствием субъекта бизнеса установленным критериям.
Выручка должна подтверждаться налоговыми регистрами. Если МП находятся на «упрощенке», то такими регистрами являются книги учета доходов и расходов. Помимо этого, необходим расчет численности работников компаний.
Эти два показателя нужно регулярно отслеживать, не только для того, чтобы проверить, к какому виду бизнеса относится предприниматель или организация, но и для того, чтобы сохранить специальный режим налогообложения.
Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
Дополнительные параметры отнесения предприятия к малому бизнесу рассчитаны на ООО и АО и касаются суммарной доли участия других компаний в уставном капитале. Здесь значения следующие:
- доля участия иностранных субъектов и юрлиц (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) — не более 49%;
- доля от участия РФ, региональных субъектов и НКО — не более 25%.
ФСБУ 5/2019: как учитывать запасы с 2021 года
В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019).
Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».
Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».
Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.
Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
- Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
- Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Бессрочные декларации СОУТ (специальной оценки условий труда)
С 2021 года изменится порядок проведения специальной оценки условий труда (законопроект № 1034649-7). Сейчас декларация соответствия условий труда (СОУТ) действительна в течение 5 лет с момента проведения спецоценки. При отсутствии несчастных случаев на производстве и нарушений требований охраны труда срок действия декларации продлевается еще на 5 лет.
По истечении десятилетнего периода действия декларации (с учетом ее продления) работодатели обязаны проводить новую спецоценку условий труда работников. Новыми же правилами предполагается установить бессрочное действие декларации СОУТ в случае отсутствия оснований для ее прекращения. Это позволит работодателям не проводить спецоценку условий труда по истечении срока действия декларации, если условия труда на рабочих местах не изменились.
Для работодателей это уменьшение издержек и, пускай и небольшая, но значимая отмена бюрократических барьеров. Данные действия направлены на снижение и без того избыточную административную нагрузку на предпринимателей.
Изменить численность по отраслям
Бизнес-объединение «Деловая России» сейчас готовит свой пакет предложений для правительства РФ о критериях отнесения компаний к субъектам МСП. В частности, предлагается учитывать занятость людей в различных отраслях, сообщил ТАСС сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян.
«Основная идея выглядит следующим образом: всерьез подумать над тем, чтобы выделить какое-то количество отраслей, где труд явно превалирует. То есть, несмотря на высокое число занятых, по доходам они все равно остаются микропредприятиями. Например, уборка помещений: у них маленькие затраты на основные средства (ведра, швабры, пылесосы и так далее), а основное — это труд уборщиков или мойщиков стекол», — пояснил собеседник агентства.
Увеличение показателя численности поможет «все разумно маленькие и разумно средние компании вовлечь в учет», хотя сейчас они вынуждены ради сохранения льгот по налогам дробиться, что невыгодно государству, сказал Данилов-Данильян.
Критерии малого предприятия 2020: таблица
Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2020 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1, ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).
Субъекты малого и среднего предпринимательства — критерии отнесения в 2021 году
Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).
Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.
В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.
Создание Единого реестра преследовало следующие цели:
- снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
- обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
- обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
- повышение качества проработки мер поддержки МСП;
- максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.
Средние и малые предприятия получают дополнительные возможности для ведения бизнеса. Вот основные из них:
- Применение льготных налоговых систем – УСН, ЕНВД (до 1 января 2021 года), покупка патента. Это позволяет организациям и ИП существенно экономить на налоговых платежах. Также может вводиться нулевая или сниженная ставки для отдельных типов плательщиков или сфер бизнеса.
- Административные послабления. Например, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе вести упрощенный бухгалтерский учет и кассовую дисциплину. Для них установлены особые надзорные правила.
- Преференции в госзакупках. Государственные и муниципальные заказчики в рамках своих закупок обязаны часть товаров или работ (не менее 15% совокупного годового объема) закупать у МСП и социальных некоммерческих организаций.
Тип СМП | Среднесписочная численность работников за 2020 год | Примечание |
---|---|---|
Микропредприятие | До 15 человек включительно | — |
Малое предприятие | От 16 до 100 человек включительно | — |
Среднее предприятие | От 101 до 250 человек включительно | — |
От 251 до 1000 человек включительно | Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412 |
Режим ЕНВД прекращает свое существование с 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ). В связи с этим все «вмененщики», планирующие в будущем году применять другой специальный налоговый режим, должны до конца 2020 года представить в ИФНС соответствующее уведомление. Так, для перехода с 2021 года на УСН организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН до 31.12.2020. В целях перехода с ЕНВД на ПСН с 01.01.2021 — не позднее 17.12.2020.
По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 кв. м.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году
Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?
Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
- хозяйственные партнерства.
Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.
Основной показатель, который позволяет признать предприятие малым — численность работников за конкретный промежуток времени. Также имеют значение такие критерии, как величина его активов, размер уставного капитала и ежегодный оборот.
В России малое предприятие — это коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия субъектов РФ, благотворительных и других фондов, а также религиозных и общественных организаций не выше 25 процентов. Кроме того, доля, которая принадлежит нескольким юридическим лицам или же одному юр. лицу, также не должна быть больше 25 процентов.
Численность работников за определенный период не должна быть выше норматива, установленного в конкретной области. Если это строительство, промышленность или транспорт — численность работников малого предприятия не может превышать 100 человек. Если это оптовая торговля — не более 50 человек, если бытовое обслуживание или розничная торговля — не более 30 человек, если какая-либо другая деятельность — не более 50 человек.
I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:
1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):
а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- Российская Федерация,
- субъекты Российской Федерации,
- муниципальные образования,
- общественные организации,
- религиозные организации (объединения),
- благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)
владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.
При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- иностранные юридические лица и (или)
- юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,
должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.
Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.
Ограничение в отношении суммарной доли участия:
- общественных объединений инвалидов,
- иностранных юридических лиц и (или)
- юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не распространяется на:
- участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
- на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».
в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».
д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).
е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.
2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:
- до 15 человек включительно для микропредприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий;
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.