Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа производственного экологического контроля (ПЭК)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Программа производственного экологического контроля является сложным в разработке продуктом, любые нарушения в процессе влекут за собой суровые меры воздействия — штрафы до 600 000 рублей или приостановку работы организации на срок до трёх месяцев.

Программа производственного экологического контроля (программа ПЭК)

Программу ПЭК необходимо разрабатывать предприятиям и организациям, осуществляющим деятельность на объектах I, II и III категории. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, в соответствии с утвержденной программой ПЭК. Программа ПЭК содержит, в том числе, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Результатом работы является разработанная программа производственного экологического контроля (программа ПЭК).

Ненадлежащее осуществление ПЭК может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 100 000 руб. по ст. 8.1 КоАП РФ и до 80 000 руб. по ст. 8.5 КоАП РФ.

Записи в журналах учета водоотведения сточных вод ведутся ежедневно на основании проведения замеров расходов (уровней) воды с подведением итогов за месяц, квартал и в целом за год.

Контроль качества сточных вод ведется в соответствии с «Программой проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» согласованной с Кубанским бассейновым водным управлением 25 января 2016 года, в которой задается периодичность, место отбора проб, объем и перечень контролируемых ингредиентов.

Ежеквартально на безвозмездной основе предоставляется в Министерство природных ресурсов Краснодарского края и в Кубанское бассейновое водное управление отчет о выполнении условий пользования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод и их качества (формы 3.2 и 3.3).

Что включает в себя программа ПЭК

Программа производственного экологического контроля должна содержать сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях или должностных лицах, отвечающих за осуществление экологического контроля;
  • о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ;
  • о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках измерений.

Какие организации должны проводить производственный контроль

Субъектами производственного контроля являются работодатели. Все работодатели — и индивидуальные предприниматели, и юридические лица должны осуществлять постоянный производственный контроль за условиями труда своих работников. Поэтому соблюдение СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание на то, что новые правила производственного контроля за условиями труда не распространяются на условия труда водолазов, космонавтов, условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.

Объектами производственного контроля за условиями труда являются рабочие места. Следовательно, если у ИП нет наемных работников, не возникает необходимость и в проведении производственного контроля за условиями труда.

Согласно 209 статье ТК РФ, рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Вывод: обязательным условием для проведения производственного контроля является наличие на предприятии или у ИП работников по трудовым договорам. Если такого персонала нет, то программа производственного контроля выполняется исключительно в рамках СП 1.1.1058-01, а требования в СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» в этом случае не применяют.

Читайте также:  Максимальная выплата по осаго 2023

Пример: Алена открыла свое ИП по изготовлению тортов. Кондитерская, в которой работает Алена, подлежит производственному контролю по СП 1.1.1058-01 в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации тортиков. Но пока она работает одна, ей не нужно проводить исследования условий своего труда, микроклимата, температуры воздуха.

Если же Алена придет к выводу, что ей нужен помощник, придется проводить и производственный контроль за условиями труда этого сотрудника, и спецоценку на этом рабочем месте. А вот оценку профрисков нужно будет проводить до того момента, когда будет принят новый работник, но будет оборудовано рабочее место для него.

Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта

В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии. Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.

Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.

Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.

Цели и задачи производственного контроля

Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:

  • регулярную проверку соблюдения норм права в области использования ресурсов природы и охраны среды от негативного влияния, оказываемого функционированием конкретного корпоративного объекта;
  • постоянный мониторинг соблюдения норм допустимого влияния на природу, которые прописаны в официальных документах: законах, договорах, лицензиях, соглашениях и т.д.;
  • осуществление предупреждающих мероприятий, которые предотвращают нанесение ущерба экосистеме;
  • наблюдение за деятельностью должностных лиц, отвечающих за проведение ПЭК;
  • обеспечение бесперебойной и качественной работы оборудования, которое призвано минимизировать вредное воздействие на природу;
  • предоставление уполномоченным гос.контролёрам как оперативной важной информации, так и периодической отчетности в положенные сроки.
Читайте также:  Как проводить собеседование на должность продавца

Штрафы за непредставление Отчета об организации производственного контроля:

За непредставление или несвоевременное представление отчета об организации производственного контроля в срок до 01 апреля владельцы ОПО привлекаются к административной ответственности по части 1. статьи 9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа:

— на юридическое лицо в размере от 200 000 до 300 000 рублей, — на должностное лицо – от 20 000 до 30 000 рублей.

За непредставление сведений об организации и осуществлении производственного контроля повторно с учетом выявленных несоответствий организации привлекаются к административной ответственности по статье 19.7. КоАП РФ, которая предполагает штраф: — на юридическое лицо в размере от 3000 до 5000 рублей, — на должностное лицо – от 300 до 500 рублей.

И да, кстати! ФСЭТАН активно штрафует нарушителей. По информации ФСЭТАН, порядка 35% организаций, эксплуатирующих ОПО на всей территории РФ не сдали в срок отчет об организации производственного контроля. Нижне-Волжское управление Ростехнадзора опубликовало информационное сообщение о применении санкций к подконтрольным предприятиям за непредставление отчетов по производственному контролю. Ведомство привело статистику по каждому региону, в котором находятся поднадзорные ему организации (подробности можно узнать на сайте Ростехнадзора). Как итог: из 4314 зарегистрированных на территории действия Нижне-Волжского управления Ростехнадзора организаций, эксплуатирующих ОПО, 1778 предприятий не сдали Отчет. При этом в 689 компаний направлены уведомления о дате, времени и месте составления в отношении них протоколов об административном правонарушении по ч.1. ст.9.1. и ст.19.7. КоАП РФ.

Практически все управления Ростехнадзора в информационных сообщениях указывают непредставление (несвоевременное представление) Отчета как одно из основных нарушений и повод для применения штрафных санкций.

И так, что мы имеем в итоге? В итоге можно получить «письмо счастья» со штрафом. Согласно ч.1. ст.9.1. и ст.19.7. КоАП РФ накладывается минимальный штраф на должностное и юридическое лицо общей суммой в 220 000 рублей. А оно нам надо?

Что входит в отчет о результатах ПЭК

Отчет о результатах ПЭК должен включать следующие данные об объекте НВОС:

  • адрес места нахождения, код объекта, категорию объекта;
  • наличие источников выбросов и их характеристики;
  • сведения о применяемых технологиях;
  • сведения о собственных либо о привлекаемых лабораториях, их адреса и аттестаты аккредитации;
  • перечень загрязняющих веществ для воздуха;
  • результаты контроля выбросов загрязняющих веществ на источниках;
  • результаты наблюдений за загрязнением воздуха, если они есть;
  • результаты учета объемов забора воды из водного объекта и сбросов сточных вод;
  • результаты наблюдений за водными объектами;
  • результаты проверок очистных сооружений, если они есть;
  • результаты мониторинга на объектах размещения отходов,если они есть.

Этап 2. Расчеты и составление программы ПЭК

Если в ходе проведения работы на первом этапе сделан вывод о том, что объект относится к I-III категории по НВОС, объект ставится на государственный учет и получает категорию и свидетельство о постановке на учет. На следующем этапе полученные первичные данные подвергаются аналитической обработке для составления соответствующих разделов программы ПЭК:

  • проводится расчет рассеивания веществ в атмосферном воздухе;
  • составляются планы-графики контроля и наблюдения;
  • составляется программа мониторинга объектов размещения отходов (при их наличии), проводится организация и ведение первичного учета образования и обращения с отходами;
  • заполняются разделы программы.
Читайте также:  Наследство с опозданием. Как его получить?

Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.

Существуют следующие виды экологического контроля:

  • производственный;
  • государственный;
  • муниципальный.

На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.

Таблица 2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

N

п/п

Пункт наблюдения Наименование загрязняющего вещества Количество полных месяцев, охваченных фактическими наблюдениями Периодичность отбора проб атмосферного воздуха Количество случаев нарушений периодичности отбора проб за год (с указанием дат нарушений) Среднегодовая концентрация загрязняющего вещества, мг/м3 Максимальная концентрация загрязняющего вещества, мг/м3 ПДКм.р., мг/м3 ПДК с.с, мг/м3 Процент случаев превышения ПДК Примечание
Номер Адрес Координаты >10 ПДК
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Порядок создания документации

Осуществление производственного экологического контроля и программа ПЭК очень важны в работе предприятия, которое негативно влияет на окружающую сферу. Наша компания готова в короткий период предоставить услуги и обеспечить не только сопровождение, но и лабораторный контроль. Окружающая среда будет качественно изучена и промониторирована, а также будет создан и вовремя сдан грамотный отчет с результатами ПЭК.

Мы ведем необходимые журналы, составляем статистическую отчетность, декларации об оплате за негативные воздействия, подаем сведения в сводный кадастр, подготавливаем отчет ПЭК и разрабатываем полную отчетность по образованию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов. При необходимости создаем и курируем личный кабинет пользователя.

В арсенале есть все необходимые образцы документации и журналов.

Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

Кому необходимо разрабатывать ПЭК?

Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.

Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.

Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *