Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методы государственного управления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Методами государственного управления являются способы, а также приемы воздействия субъекта управления на объект управления, применяемые для достижения управленческих целей, задач выполнения функций управления.
Административное принуждение как один из основных видов государственного управления
Определение 2
Административное принуждение – способ государственного управления, который основывается на административно-правовых нормах, и представляют собой совокупность психических, физических или иных средств воздействия, которые используются уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Характерными чертами административного принуждения являются:
- Основано на нормах административного права;
- Применение как физическими лицами, так и юридическими;
- Применение в сфере общественных отношений, которые регулируются как административно-правовыми нормами, так и нормами других правовых отраслей;
- Регламентирование законными и подзаконными нормативно-правовыми актами;
- Возможно применение широким кругом уполномоченных на это субъектов;
- Разносторонность системы мер административного принуждения (широкий спектр воздействия);
- Зачастую применение в административном, то не в судебном, порядке;
- Порядок применения мер устанавливается нормами административно-процессуального кодекса, который формирует более упрощенную процедуру.
Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Меры административного воздействия
- Меры административного правового воздействия, принимаемые органами федеральной службы безопасности.
- Административное воздействие – осуществление органами исполнительной власти системы юридически значимых действий в связи с реализацией ими прав и обязанностей.
- Виды воздействия:
- Методики:
- экономические
- административные
Меры административного воздействия – это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным НПА правил и норм в различных сферах, в т.ч. в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственно-финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей среды и экономической безопасности и т.д.
Особенности применения ОФСБ мер административного воздействия.
- Все меры предусмотрены актами ФОИВ.
- Применяются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.
- Направлено на неподчинённые им объекты.
- Носят властный, активный характер.
- Применяется вопреки воли объекта и вызывает неблагоприятные для них последствия.
Применение мер административного воздействия строго регламентируется законами.
ОФСБ применяют меры административного воздействия в целях предупреждения и пресечения административных проступков.
Административное воздействие – применение ОФСБ в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, предусмотренных законом методов государственного управления обеспечивающих соблюдение установленных в целях обеспечения государственной безопасности правопорядка.
В основе административного воздействия лежат общие методы государственного управления:
- Убеждение. Является главным методом управления, выступает как средство профилактики:
- разъяснение
- обоснование
- обсуждение
- внушение
- поощрение
- показ положительных примеров
Убеждение ОФСБ – это воздействие на сознание и поведение участников отношений, возникающих а сфере обеспечения безопасности в целях формирования у них внутренней потребности соблюдать законы, воспитания дисциплинированности и организованности.
- Принуждение. Применяются ОФСБ на основе НПА.
Виды принуждения:
- Меры предупреждения
- Меры пресечения
- Иные меры
- Меры предупреждения ОФСБ :
- — отказ в выдачи отдельным лицам к секретным работам и документам — прекращение, аннулирование согласия на допуск — приостановление или аннулирование лицензии на работу с секретными документами — заключение о нежелательности выезда отдельных граждан или въезда иностранных граждан на территорию РФ
- — закрытие въезда в РФ отдельных иностранных граждан или лиц без гражданства
Методы прямого и косвенного административного воздействия
Для первых характерны следующие признаки:
- прямое воздействие на волю;
- директивность, приказной характер;
- однозначность команд, которые, как правило, не оставляют их исполнителям возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;
- широкое использование ведомственных, а также правительственных актов и сужение роли законов;
- наличие большого административного аппарата, контролирующего выполнение команд и применяющего принудительные меры за их нарушение;
- стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, за лояльность;
- широкое использование внеэкономического принуждения.
Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него невозможно обойтись (в армии, на транспорте, например). Но возможность получить быстрый тактический успех, а также недоверие к подвластным, вера во всемогущество приказа, директивы — важная причина необоснованно широкого администрирования. Продразверстка, тотальное планирование хозяйственной деятельности, единые для всех вузов страны учебные планы и многие другие факты из нашей истории подтверждают это.
Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:
- руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через сознание, эмоции, интересы, потребности, исполнителей;
- акты власти управомочивают на определенные действия;
- у подвластных существует возможность выбора одного из нескольких или даже многих вариантов поведения;
- юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования (получение прибыли, льгот и т.п.);
- наличие развитого механизма решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.
Особенности косвенных методов:
1) являются видом методов государственного управления;
2) воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
3) у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;
4) результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
5) обеспечиваются системой гарантий.
Социально-психологические методы – методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.
Виды социально-психологических методов:
1) методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
2) методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);
3) методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).
Виды психологических методов:
1) гуманизация труда;
2) комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
3) методы психологического побуждения;
4) методы психологического отбора работников при приеме на службу.
Экономические методы – вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.
Виды экономических методов:
1) прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;
2) кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента;
3) лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
4) премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;
5) налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня;
6) квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов.
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.
Нюансы выполнения задач
Следует обратить внимание читателя на тот факт, что часть функций носит постоянный характер, тогда как другие представлены в виде разовых задач. Но несмотря на это, обо всем этом следует помнить и при необходимости обсуждать с сотрудниками. Ведь может быть и такое, что возникнет потребность в выполнении пусть и разовой, но глобальной задачи, вроде организации переезда. И в таком случае вопросов с тем «а кто будет все это выполнять» быть не должно. Специалист административно-хозяйственной деятельности должен хорошо понимать, что его основное предназначение – это обеспечение комфортной и бесперебойной работы всех служб компании. Главная задача – это помочь остальным подразделениям выполнить производственный план, несмотря ни на что. Поэтому рассмотренный выше список функций может как сокращаться, так и расширяться. Все зависит от конкретной ситуации.
Позитивные и негативные воздействия методов административного управления
Позитивные воздействия методов административного управления
1. Рост уровня регламентации управления:
- Наличие хорошо проработанного устава организации со свободным доступом к нему работников, четких должностных инструкций;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- развитие партнерских отношений администрации и профсоюзов через коллективный договор.
2. Эффективные виды распорядительных воздействий:
- четкие приказы, распоряжения, устные указания на всех уровнях управления;
- применение системы контроля исполнения документов в организации
3. Баланс между административными методами наказания и поощрения:
- сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения разработка и мер по их устранению;
- исключительное и редкое использование методов наказания сотрудников;
- эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты;
- использование японского правила — упущения записываются, достижения поощряются.
Негативные воздействия методов административного управления
1. Неэффективное организационное воздействие на персонал:
- типовой устав организации, хранящийся за «семью печатями»;
- принятие формальных коллективных договоров;
- конфронтация с профсоюзами; -отсутствие должностных инструкций;
- пользование устаревшими положениями о подразделениях
2. Неэффективные виды распорядительных воздействий:
- противоречивые, расплывчатые приказы и распоряжения без четких мероприятий;
- отсутствие системы контроля исполнения документов в организации
3. Дисбаланс между административными методами наказания и поощрения:
- рост текучести, отсутствие анализа причин увольнения;
- безразличное отношение к увольнению сотрудников, расправа с неугодными подчиненными;
- частое и не всегда обоснованное использование методов наказания;
- отсутствие четких правил наказания и поощрения.
Методы прямого и косвенного административного воздействия
Сущность названных методов властного воздействия отражают лозунги: «Делай как приказано» и «Делай как лучше». Для первых характерны следующие признаки:
а) прямое воздействие на волю;
б) директивность, приказной характер;
в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют их исполнителям возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;
г) широкое использование ведомственных, а также правительственных актов и сужение роли законов;
д) наличие большого административного аппарата, контролирующего выполнение команд и применяющего принудительные меры за их нарушение;
е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, за лояльность;
ж) широкое использование внеэкономического принуждения.
Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него невозможно обойтись (в армии, на транспорте, например). Но возможность получить быстрый тактический успех, а также недоверие к подвластным, вера во всемогущество приказа, директивы — важная причина необоснованно широкого администрирования. Продразверстка, тотальное планирование хозяйственной деятельности, единые для всех вузов страны учебные планы и многие другие факты из нашей истории подтверждают это.
Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:
а) руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через сознание, эмоции, интересы, потребности, исполнителей;
б) акты власти управомочивают на определенные действия;
в) у подвластных существует возможность выбора одного из нескольких или даже многих вариантов поведения;
г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования (получение прибыли, льгот и т. п.);
д) наличие развитого механизма решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.
Административные методы управления персоналом
Поскольку такие методы основаны на осознанной необходимости дисциплины труда, чувстве долга и стремлении сотрудника работать в конкретной компании, то для них характерно прямое воздействие в виде регламентирующих и административных актов, которые необходимо исполнять.
Административные методы соответствуют правовым нормам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Сюда входит целый комплекс работ с персоналом: формирование организационных структур органов управления, утверждение административных норм и нормативов, подбор кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов, контроль за их исполнением, издание приказов и распоряжений.
Реализация административных методов осуществляется через управленческие воздействия на персонал, которые держатся на трех китах — властные отношения, дисциплина и система административно-правовых взысканий.
В целом можно выделить шесть типов воздействий на персонал:
Экономические методы управления персоналом
Работодатели могут воздействовать на персонал и исходя из экономических законов. Среди распространенных форм такого воздействия — материальное стимулирование, экономические нормы и нормативы.
Материальное стимулирование подразумевает определение уровня материального вознаграждения сотруднику (заработная плата, премии), а также компенсаций и льгот.
Выражает непосредственный интерес наемных работников, отражается в себестоимости продукции и распределяется между отдельными работниками в зависимости от затраченного труда, а также спроса и предложения на продукцию.
Компания может устанавливать своим сотрудникам стимулирующие доплаты и надбавки, заключив с ними коллективные договоры. Однако для некоторых категорий работников стимулирующие выплаты устанавливаются на законодательном уровне, в частности для тех, кто занят на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, работах в местностях с особыми климатическими условиями и т.д.
К экономическим методам управления персоналом относятся также гарантии и компенсации. Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области трудовых отношений, в то время как компенсации — это денежные выплаты, возмещающие работникам затраты, которые связаны с исполнением ими обязанностей. Гарантии бывают при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда. Также гарантии и компенсации предоставляются при направлении в служебные командировки, при переезде в другую местность, при совмещении работы с обучением, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и др.
- Дополнительная заработная плата
Лекция 7. Административное принуждение
Особенности косвенных методов:
- являются видом методов государственного управления;
- воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
- у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;
- результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
- обеспечиваются системой гарантий.
Социально-психологические методы — методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.
Виды социально-психологических методов:
- методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
- методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);
- методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).
Виды психологических методов:
- гуманизация труда;
- комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
- методы психологического побуждения;
- методы психологического отбора работников при приеме на службу.
Экономические методы — вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.
Виды экономических методов:
- прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;
- кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента;
- лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
- премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;
- налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня;
- квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов.
Методами государственного управления являются способы, а также приемы воздействия субъекта управления на объект управления, применяемые для достижения управленческих целей, задач выполнения функций управления.
Основными отличительными особенностями методов государственного управления являются:
- Реализация методов при реализации управленческой деятельности;
- Определенная связь с назначением конкретного вида деятельности в сфере управления;
- Осуществление управленческого воздействия государственного субъекта управления на объект управления;
- Являются средством реализации полномочий субъекта в пределах его компетенции;
- Направленность на определенный управленческий объект;
- Взаимосвязь между субъектом управления и состоянием объекта управления, на которое направлено воздействие;
- Рациональный способ достижения поставленных целей в сфере управления при конкретных сложившихся условиях;
- Необходимость в правовой опосредованности;
- Масштабная привязка – как территориальная, так и временная.
Методы государственного управления подразделяются на:
- Прямые;
- Косвенные.
К прямым относятся методы административного воздействия, к косвенным – не административные.
К универсальным методам относятся убеждение, поощрение и принуждение.
Административный (организационно-распорядительный) метод управления базируется на строгих правилах внутреннего трудового распорядка, четкой иерархии в коллективе и распределении обязанностей. Приказы при таком стиле управления, как правило, не обсуждаются, авторитет руководства – безоговорочный. Часто в организациях с этим стилем управления существует материальная ответственность и высоко развита корпоративная культура.
Основные черты административного стиля управления это:
- Четкое соблюдение правил и инструкций.
- Строгая дисциплина.
- Иерархия.
- Контроль персонала.
- Учет рабочего времени.
- Материальная ответственность.
- Корпоративная культура.
Кому-то административный метод управления может показаться жестоким и бесчеловечным, но иногда задачи, поставленные перед руководством, могут быть сложно решаемыми при помощи других методов. Организационно-распорядительный метод наиболее эффективен в следующих случаях:
— когда персонал выполняет стандартные операции и нужно строгое выполнение регламента (например, бухгалтерия, операционисты, колл-центр);
— когда в организации занят низкоквалифицированный линейный персонал и поэтому четкое соблюдение установленных правил способно минимизировать процент ошибок;
— когда нужно быстро организовать рабочий процесс (внедрение экономического и в особенности социально-психологического метода требует больших временных затрат);
— при низком уровне доверия руководства к сотрудникам.
Как и все остальные методы управления, административный имеет свои недостатки и достоинства. Разберем их на примере двух наиболее типичных, по нашему мнению, отзывов, найденных на просторах Интернета.
Виталий, специалист по урегулированию убытков
Не знаю, как другим, но мне нравится работать в крупной компании с именем, где четко обозначены твои должностные обязанности, руководство всегда приходит на помощь в трудную минуту, есть адекватная система мотивации (премирования за выполненный план по продажам), скидки на продукцию компании. Причем касается это не только топ-менеджмента, но и линейного персонала. В исключительных случаях могут попросить поработать в выходной день, но переработки всегда оплачиваются. Из других плюсов: есть корпоративный бассейн и ДМС со стоматологией, никто не заставит тебя сделать что-то, не касающееся твоих должностных обязанностей, даже если очень захочет. Из минусов – однообразная работа, реально чему-то обучаешься только в первые месяца два-три, но это компенсируется довольно быстрой карьерной лестницей, есть примеры, когда простой специалист за 4 года дорос до директора департамента.
- Позволяет организовать персонал, выполняющий стандартные операции.
- Четкие должностные обязанности.
- Зачастую хорошие возможности для карьерного роста.
- Зачастую развитая корпоративная культура.
Олег, контент-менеджер
Я проработал в … 7 месяцев, занимался выкладкой товаров на сайт. Шеф был бывшим военным, который в 90-е смог раскрутиться и открыть свой бизнес в сфере торговли, отсюда и его маниакальная любовь к дисциплине. Авторитет его в компании был безграничным, все как по струнке перед ним ходили, начальник нашего отдела боялся его как огня и делал все, лишь бы не наслать на себя немилость высшего руководства. У меня был четкий план, сколько в день товаров я должен загрузить на сайт, сколько новостей написать в неделю, какой должен быть в них процент уникальности и т.д, в общем, все было рассчитано так. Чтобы мне даже покурить было некогда. Не выполнить этот план означало – в лучшем случае получить по шапке от руководства, которое в свою очередь боялось главного босса, в худшем – лишиться премии, что тоже практиковалось вокруг да около. Стоит ли говоришь, что качество того, что мы делали, мягко говоря, хромало. Если захочешь что-то сделать хорошо и на совесть, то просто не успеешь допилить все остальное, поэтому все всё делали абы как, лишь бы успеть в срок. Из других плюшек – СКУД и штрафы за опоздания, тайм-трекер и камеры наблюдения… Ладно, что в туалет не надо было по расписанию ходить, и на том спасибо…
- Инструкция по установке
- Руководство пользователя
- Системные требования
- FAQ
Методы управления персоналом: что подходит именно вам?
Рассмотрим виды административных методов управления.
- Группа организационно-стабилизирующих методов. Позволяют создать прочную основу для совместной работы людей в компании, установить долговременные связи между сотрудниками и подразделениями в рамках должностных инструкций. Для формирования связей используются: организационная структура, регламентирование (закрепление функций и работ за каждым сотрудником), нормирование (определение норм выполнения работ), инструктирование, контроль, надзор.
- Группа распорядительных методов. Служат для оперативного управления совместным трудом специалистов и подразделений. Предполагают составление договоров, приказов, распоряжений и т. д.
- Группа дисциплинарных методов. Обеспечивают стабильность установленных связей и отношений, помогают поддерживать чувство долга, ответственность сотрудников. Реализуются через установленные правила поведения на предприятиях, системы контроля, разработку поощрительных мер и мер наказания.
Так как административные методы управления предполагают подчинение персонала, то и оправданными они являются тогда, когда надо заставить коллектив действовать по инструкции, чтобы достичь целей бизнеса. Например, в случае, если:
- сотрудниками выполняются стандартные операции строго по регламенту (чаще всего это встречается в кол-центрах или в бухгалтериях);
- работают низкоквалифицированные кадры, которым чёткие инструкции позволяют избегать ошибок;
- нужно быстро наладить рабочий процесс (всё-таки разработка систем поощрений в рамках экономических методов, а также инструментов влияния в рамках социально-психологических требует больше времени);
- руководство не доверяет сотрудникам.
Основная задача административных методов управления в менеджменте — согласовать и координировать действия подчинённых, то есть добиться дисциплинированности, порядка.
Чтобы обеспечить высокий уровень организации и дисциплину, руководство может использовать приказы, распоряжения, инструкции, положения, методические указания, правила и нормативы.
- Приказы. Это самая категоричная форма, которая обязывает чётко выполнять задачи в строго установленный период и предусматривает применение наказаний за их невыполнение. Приказ может включать 5 частей: описание произошедшего, меры по урегулированию, ресурсы для реализации решения, сроки выполнения, контроль.
- Распоряжения. В отличие от приказов, выпускаются не для всего предприятия, а для определённых структурных подразделений. Предусматривают обязательное исполнение перечисленных в них задач.
- Инструкции. Ориентированы на конкретных сотрудников и могут даваться в письменной или в устной форме (если в коллективе высокий уровень доверия между начальством и подчинёнными).
- Положения. Документы, которые обычно описывают базовые правила организации работы в компании.
- Методические указания. Представляют собой документы с дополнительной информацией касательно выполнения тех или иных задач. Так, в таких указаниях могут описываться: порядок их выполнения, моменты, на которых стоит акцентировать внимание и пр.
- Правила. Определяют процедурные нормы труда, выполнения конкретных задач и т. д. Обычно за их невыполнение предусматривается наказание.
- Нормативы. Являют собой чёткие изложения каких-то положений, отражающих правила, ценности компании. К примеру, это может быть миссия, кредо руководства и т. д.
Поскольку административные методы управления основаны на подчинённости, влияние на сотрудников осуществляется несколькими способами.
- Через организационные воздействия. Они сводятся к составлению и утверждению документов, регулирующих деятельность сотрудников компании. К таким документам относятся: устав, коллективный договор, должностные инструкции и пр.
- Распорядительные воздействия. Их задача — помочь в достижении определённых целей в управлении. Реализуются через распоряжения, инструкции, наставления, но могут и не понадобиться, если организационные воздействия в компании на высоком уровне, о чём свидетельствует строгая дисциплина.
- Материальную ответственность. Она наступает, если сотрудник наносит организации ущерб своими действиями либо бездействием. Может предусматривать взыскание, лишение премии, удержания из заработной платы и т. д.
- Дисциплинарную ответственность. Дисциплина — это то, на чём основываются административные методы управления, поэтому её нарушение влечёт за собой наказания в виде выговоров, депремирования, понижения в должности, реже — увольнения.
- Административную ответственность и взыскания. Она наступает, если совершается административное правонарушение. Может повлечь за собой штраф, дисквалификацию и пр.
Стоит отметить, что во всех случаях взыскания могут осуществляться в судебном порядке.
И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «государственное управление» и его место в государственном механизме определяется следующими признаками:
1) государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;
2) государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению. Особенности государственного управления:
1) государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;
2) государственное управление осуществляется непрерывно;
3) государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);
4) государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.
Государственная власть – это разновидность общественной власти, осуществляемая непосредственно государством либо делегируемая им другим субъектам.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно-распорядительного характера.
Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:
1) являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;
2) основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;
3) специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;
4) данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему– распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.
Государственное управление – это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами.
Признаки государственного управления:
– территориальность – признак правомерности управленческого воздействия на определенную территорию или связи с ней;
– применение принуждения – возможность применения принуждения, в том числе насилия, по отношению к управляемым объектам.
Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.
Виды источников административного права:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.
3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.
4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).
5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).
6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.
7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.
Формы источников административного права:
– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;
– кодексы – группируют нормы института административной ответственности. Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.
Цель систематизации – упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом, в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.
Сущность административного права:
– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес;
– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений. Воздействие административного права на общественные отношения: регулирует отношения во всех сферах общественных отношений; определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях; устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов; за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность.
Функции – выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ним задач.
Функция административного права – категория, дающая возможность определить внешние проявления административного права в российской правовой системе.
Виды функций:
– регулятивная – выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;
– охранительная – обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;
– правоисполнительная – основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти;
– правотворческая – заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
– организационная – исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления;
– координационная – выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе. Принципы – основополагающие начала любого вида деятельности.
Принципы административного права:
– принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;
– принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ;
– принцип федерализма – основан на федеративном устройстве РФ, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
– принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;
– принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
– принцип ответственности – означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.
Методологическая организация системы методов административно-правового воздействия может быть проведена с учетом того, что они предопределены имеющимися у государственной администрации функциями, а выделение их видовых и родовых признаков позволяет провести диалектическое противопоставление отдельных приемов воздействия или их групп.
Последовательное административно-правовое воздействие включает следующие элементы: «1. Государство устанавливает нормы права. 2. Они определяют права и обязанности субъектов и предусматривают механизм их добровольной и административно-принудительной реализации. 3. В случае отказа субъекта правоотношения от добровольной реализации предписаний включается механизм принудительной реализации, то есть возникает административное принуждение»[119]. Данная схема, несмотря на неполноту, позволяет вывести элементы механизма административно-правового регулирования, заключающиеся в стабилизации общественных отношений (1), их динамизации в результате позитивной оперативно-исполнительной и правоприменительной деятельности государственной администрации (2), применении мер административно-правового обеспечения прав и законных интересов субъектов (3).
Административно-правовое регулирование, направленное на стабилизацию социальных отношений, связано с установлением стандартов поведения и определением субъектно-объектных предпосылок деятельности.
Такие способы воздействия отличаются от традиционных нормативного и индивидуального регулирования[120]. Устанавливая стандарты поведения, государственная администрация использует нормативные правовые акты и акты общего действия, а при определении конкретных параметров поведения пользуется индивидуальной регламентацией, но прежде, до ее применения, проводит удостоверение (государственную регистрацию) статутного состояния.
Подобное регулирование в большинстве случаев не носит персонифицированный характер, не адресовано конкретным лицам, а только косвенным образом определяет потенциал участия и схемы деятельности субъектов, доводя до их сведения основания, условия и порядок ведения деятельности. Происходит выработка административной стратегии, предопределяющей условия функционирования субъектов и режимов обеспечения публичного порядка. Не случайно Г. В. Атаманчук отмечал, что методы управленческой деятельности включают не только использование правовых организационных форм, осуществление воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях, но и способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуации[121].
Если «первой стадией правового регулирования является регламентирование общественных отношений, нуждающихся в правовом опосредовании, то второй – действие юридических норм, в результате которых возникают или изменяются правовые отношения»[122]. Кроме того, в административной практике появляется дополнительный элемент механизма правового регулирования – индивидуальные административные веления, при помощи которых происходит динамизация отношений.
К числу рассматриваемых относятся методы государственного управленческого воздействия, связанные с «определением общей политики в отношении соответствующей отрасли управления»[123], «установлением общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий»[124]. Иначе говоря, это «методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, которые охватывают способы, приемы, действия лиц, вовлеченных в процессы государственного управления, связаны с подготовкой и реализацией управленческих решений, а также осуществлением правовой и организационной государственно-управленческой деятельности»[125].
При этом возможно использование косвенных регулирующих механизмов, когда заинтересованное лицо самостоятельно выбирает вариант поведения, а представитель государственной администрации заверяет соответствие поведения тем или иным требованиям.
Оценка публичной деятельности, как правило, подлежит обычному заверению. При этом в большинстве случаев не совершаются какие-либо административные акты, а фиксируется факт исполнения обязанностей перед государством (например, прием налоговых деклараций). Также могут быть вынесены акты признания льготного или ограничительного порядка ведения деятельности: признание товаров продукцией собственного производства организаций дает льготы в сфере таможенного дела[126] либо, наоборот, подтверждение доминирующего положения ограничивает сферу деловой активности и устанавливает более жесткие рамки антимонопольного регулирования и контроля[127].
Применение методов косвенного регулирующего воздействия не ограничено инициативой невластного субъекта. Государственная администрация остается активным участником этой сферы общественных отношений, применяя убеждающие и поощрительные меры.
Убеждение и поощрение не регламентируют реальную правомерную деятельность, а способствуют ее формированию и возможной реализации, носят вспомогательный характер.
Как неоднократно отмечалось в научной литературе по общей психологии и криминологии, убеждение – только способ формирования позитивной правовой установки, готовности к ведению определенной деятельности[128], а не оценки реально совершенного. Деятельность государственной администрации в этом направлении не связана с влиянием на правовое положение подвластного субъекта. В этом случае только формируется субъективное отношение при выборе правовой позиции, происходит рефлексивное психическое действие самого индивида.
Убеждение не является методом исключительно психологического влияния. Порядок осуществления убеждающей деятельности определен, в частности, в приказе ГТК России «О состоянии работы по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов РФ» от 26.04.1995 г. № 287[129].
В государственно-управленческих отношениях присутствуют также следующие методы косвенного регламентационного воздействия, основанные на инициативе невластного субъекта при вступлении в административные правоотношения:
1) методы административно-правовой регламентации публичной активности, применяемые в целях защиты прав и законных интересов субъектов, общественной и государственной безопасности от неправомерной и неосновательной практики отдельных лиц или их объединений;
2) методы административного содействия, применяемые в целях защиты прав и законных интересов отдельных лиц или их объединений, оказавшихся в небезопасной или затруднительной для них ситуации, при которой ухудшаются условия их жизнедеятельности и функционирования, а вследствие наступающей десоциализации и разрушения институциональных связей создается угроза безопасности общественным и государственным интересам.
Не случайно в источниках русского административного права выделяли деятельность учреждений государственной администрации, направленную на содействие гражданам, и деятельность полиции – властную административно-принудительную деятельность[130]. Ж. Ведель также рассматривает деятельность публичной полиции и деятельность публичных служб, действующих соответственно методами предписаний или методами предложения социальных услуг[131].