Размер обеспечения исполнения контракта по 223 с 1 июля в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер обеспечения исполнения контракта по 223 с 1 июля в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При проведении госзакупок по 223-ФЗ гарантия банка выступает в качестве страховки государственного заказчика, позволяя избежать финансовых потерь из-за действий недобросовестных представителей бизнеса. Если исполнитель (принципал) не выполняет либо выполняет частично или недолжным образом контрактные обязательства, кредитно-финансовое учреждение, выступающее в роли гаранта, производит выплату заказчику (бенефициару) гарантийной суммы. Таким образом БГ исключает риск убытков, которые могут понести госкомпании и госучреждения, закупая товары, работы или услуги у физических и юридических лиц.

Банковская гарантия 223 ФЗ: условия получения

Условия выдачи банковских гарантий каждая кредитно-финансовая организация устанавливает самостоятельно. Обычно минимальный перечень требований включает:

  • период деятельности субъекта предпринимательства не менее 6 месяцев (в некоторых случаях 1 год);
  • отсутствие убыточной деятельности;
  • отсутствие процедуры ликвидации или банкротства.

Чтобы оформить БГ, исполнитель контракта предоставляют в банк пакет документов, который включает:

  • анкету-заявку;
  • копии паспортов руководителей и учредителей компании/индивидуального предпринимателя;
  • бухгалтерскую и налоговую отчетность за требуемый период;
  • копию уставных документов с изменениями и дополнениями;
  • копию свидетельства о постановке на учет в органах ФНС;
  • свидетельство о госрегистрации (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • копии документов, которые подтверждают легитимность исполнительного органа предприятия;
  • другие документы по усмотрению банка.

Если какой-либо документ, запрашиваемый банком, не будет предоставлен, в выдаче БГ может быть отказано.

Чаще всего выдача БГ осуществляется без залога. Если же требуется предоставить банковскую гарантию на крупную сумму, может потребоваться обременение имущества. Между банком и участником госзакупок заключается договор залога, который при наступлении гарантийного случая и отсутствия у принципала возможности погасить задолженность в денежной форме, перейдет в собственность банка.

Предметом залога могут выступить высоколиквидные материальные активы:

  • банковские депозиты;
  • векселя и другие ценные бумаги;
  • объекты недвижимости;
  • транспортные средства и прочее.

Стоимость предмета залога должна быть сопоставима с размером гарантийной суммы.

Рассчитываем размер обеспечения исполнения контракта

Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.

Например
НМЦК = 10 млн рублей, размер аванса — 10%. Заказчик может запросить обеспечение в пределах 10–30%, то есть 1–3 млн рублей. Если бы договором не был предусмотрен аванс, обеспечение могло было быть назначено в пределах 5–30%, то есть 0,5–3 млн рублей.

Смысл обеспечения состоит в том, чтобы подрядчик доказал свою финансовую состоятельность и заинтересованность в выполнении контракта. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения: в случае запроса котировок (при НМЦК не выше 500 тыс. руб.), а также при закупках товаров или услуг у единственного поставщика[1].

Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.

При стандартном формате осуществлённой закупки обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращается на протяжении 5 дней.

После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.

Однако согласно последним поправкам в 223-ФЗ, если победитель уклоняется от подписания договора, то обеспечительные суммы ему не возвращаются. Это же происходит, если победитель подписал соглашение, но при этом не предоставил обеспечение его исполнения.

Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.

Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.

За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.

В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.

Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:

  • зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
  • наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
  • не была предоставлена требуемая документация;
  • нарушались сроки устранения товарных недостатков;
  • была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
  • поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.

Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.

Правила и особенности возврата или замены способа обеспечения

Сроки возврата суммы обеспечения и порядок замены способа, выбранного изначально в качестве основного, прописываются в документации, приложенной к подписанному сторонами договору. Срок также устанавливается заказчиком, который руководствуется своими соображениями.

Возврат суммы, перечисленной на расчётный счёт заказчика в качестве обеспечения, производится только после того, как все работы проведены или заказанные товары доставлены и приняты. Официально подтверждается этот факт документами: товарно-транспортными накладными, оплаченными счетами, актами приёма и передачи. В случае, если между заказчиком и исполнителем заключен контракт долговременного характера, то возврат суммы обеспечения может производиться поэтапно — суммами, которые соответствуют части выполненных требований заказчика или реально проведённой работе.

Возврат суммы обеспечения контракта производится на основании запроса, отправляемого заказчику. Оформляется он в свободной письменной форме с указанием реквизитов на официальном бланке компании, являющейся исполнителем договора.

В документации о проведении закупок может быть предусмотрена возможность замены способа обеспечения выполнения договора или контракта. Этот момент определён в разъяснении Д28и-1819 МинЭкономРазвития РФ. Чтобы воспользоваться этим правом, исполнитель также должен отправить в адрес заказчика официальный письменный запрос на бланке организации. К письму прилагаются документы, подтверждающие, что новое обеспечение выполнения договора является актуальным и действует с момента отправки письма.

9.1. В соответствии с нормами ч. 31 ст. 3.4, п. 25-26 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352:

9.1.1. Если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер данного обеспечения:

не может превышать 5%Н(М)ЦД, если договором не предусмотрена выплата аванса;

устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.

9.1.2. Если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению исполнения договора, данное обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления независимой гарантии.

Нормами ПП РФ № 1397 во исполнение норм ч. 32 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ утверждены:

дополнительные требования к НГ, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке (п. 5 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

дополнительные требования к НГ, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора (п. 6 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

Читайте также:  Акт о проживании по адресу подтвержденный соседями

типовая форма НГ, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 1 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

требование об уплате денежной суммы по НГ, предоставленной в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (gриложение № 2 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

типовая форма НГ, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении конкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 3 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

требование об уплате денежной суммы по НГ, предоставленной в качестве обеспечения исполнения договора, заключенного при осуществлении конкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 4 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

особенности порядка ведения реестра независимых гарантий, предусмотренного ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ для целей Закона № 223-ФЗ (п.10 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.04.2023);

перечень документов, представляемых заказчиком (бенефициаром) гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по НГ (п. 8-9 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022).

Банковская гарантия 223 ФЗ: условия получения

Условия выдачи банковских гарантий каждая кредитно-финансовая организация устанавливает самостоятельно. Обычно минимальный перечень требований включает:

  • период деятельности субъекта предпринимательства не менее 6 месяцев (в некоторых случаях 1 год);
  • отсутствие убыточной деятельности;
  • отсутствие процедуры ликвидации или банкротства.

Чтобы оформить БГ, исполнитель контракта предоставляют в банк пакет документов, который включает:

  • анкету-заявку;
  • копии паспортов руководителей и учредителей компании/индивидуального предпринимателя;
  • бухгалтерскую и налоговую отчетность за требуемый период;
  • копию уставных документов с изменениями и дополнениями;
  • копию свидетельства о постановке на учет в органах ФНС;
  • свидетельство о госрегистрации (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • копии документов, которые подтверждают легитимность исполнительного органа предприятия;
  • другие документы по усмотрению банка.

Если какой-либо документ, запрашиваемый банком, не будет предоставлен, в выдаче БГ может быть отказано.

Чаще всего выдача БГ осуществляется без залога. Если же требуется предоставить банковскую гарантию на крупную сумму, может потребоваться обременение имущества. Между банком и участником госзакупок заключается договор залога, который при наступлении гарантийного случая и отсутствия у принципала возможности погасить задолженность в денежной форме, перейдет в собственность банка.

Предметом залога могут выступить высоколиквидные материальные активы:

  • банковские депозиты;
  • векселя и другие ценные бумаги;
  • объекты недвижимости;
  • транспортные средства и прочее.

Стоимость предмета залога должна быть сопоставима с размером гарантийной суммы.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.

При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки. Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование. При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.

Читайте также:  Сумма долга для банкротства физического лица в 2023 году

Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.

Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.

Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений. Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.

Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.

Авансирование по 44-ФЗ

Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджетного законодательства. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен указать информацию об авансировании в извещении о закупке (п.10 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).

Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.

Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте. Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам. Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.

Авансирование по 223-ФЗ

В Федеральном законе № 223-ФЗ отсутствуют нормы, непосредственно касающиеся авансирования. В связи с этим в качестве нормативной базы заказчикам следует использовать положения Гражданского кодекса РФ.

Как правило, порядок авансирования излагается заказчиком в Положении о закупках, а также в проекте договора с поставщиком. При проведении торгов по 223-ФЗ решение об участии поставщики нередко принимают исходя из размера предоплаты. Как и в случае с закупками по 44-ФЗ, размер аванса непосредственно влияет на обеспечение исполнения договора. Заказчики по 223-ФЗ также предусматривают условие, что обеспечение исполнения договора не может быть меньше аванса.

Ограничения по размеру предоплаты для заказчиков, осуществляющих закупки по 223-ФЗ, не предусмотрены, за исключением закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) в соответствии с подпунктом Б пункта 4 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, и заключении договора с СМСП — участниками программы партнёрства.

В соответствии с п.17 Положения в этих случаях заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30 процентов суммы договора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *