Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «До какой максимальной суммы ущерба составляют европротокол без ГИБДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на фактор стресса, рекомендуется действовать в строгом соответствии с требования законодательства, которые в данной ситуации наиболее полно отображены в пунктах протокола. Такое поведение сможет предупредить появление многих проблем и благополучно разрешить возникшие трудности.
Тем не менее, порядок действий виновника аварии и пострадавшего по Европротоколу достаточно прост для запоминания и включает в себя следующие шаги:
- Прекратить движение и включить аварийную сигнализацию. Если автомобиль в момент ДТП стоял, его не нужно двигать с места.
- Выйти из машины и оценить последствия. Установить аварийный знак. Согласно Правилам дорожного движения знак ставится на расстоянии 15 м от авто в населенном пункте и на расстоянии 30 м за городом.
- Убедиться в отсутствии пострадавших и оценить примерный ущерб, полученный в результате ДТП. Согласовать со вторым участником процедуру оформления дорожного происшествия. Если договориться не удается, вызвать ГИБДД.
- Если стороны пришли к соглашению об оформлении Европротокола, зафиксировать при помощи средств фото- и видеофиксации последствия аварии. Снимать нужно общий план, показывающий расположение машин относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры, номерные знаки автомобилей, повреждения транспортных средств, следы торможения, места нахождения обломков ТС.
- Убрать автомобили с дороги, если они препятствуют движению. происшествия (Ф. И. О., адрес, телефон). Если возможно, взять с них письменные показания. Показания свидетелей ускорят расследование аварии при возникновении спора уже после того, как участники покинут место ДТП.
- Заполнить Извещение о ДТП.
Бланк Европротокола при ДТП
Знакомое всем водителям Извещение о ДТП — это и есть бланк Европротокола. Дополнительное значение ему придает лишь сама Процедура оформления. Страховые компании обязаны принимать Европротокол без документов дорожной инспекции.
Новая форма Извещения о ДТП вступила в силу с 20 октября 2017 г. (п. 1.4, п.
3 Указаний Банка России № 4192-У от 14.11.16, Приложение 5 к Положению Банка России № 431-П от 19.09.14). По полисам ОСАГО, заключенным до 20.10.17, водители могут использовать бланки Извещений, установленные Приказом МВД РФ № 155 от 01.04.11. Проверить соответствие формы Европротокола можно по документам-основаниям, указанным в правом верхнем углу документа.
Извещение состоит из трех скрепленных листов бумаги, два из которых идентичны и представляют собой экземпляры документа для каждого участника. Лицевая сторона второго листа является самокопирующейся, что позволяет делать записи одновременно на двух экземплярах Извещения. Третий лист — Инструкция по заполнению.
Тем, кто не знает, как выглядит форма бланка в 2023 году, рекомендуем ознакомиться с образцом, представленным в следующем разделе, и убедиться, что принципиальных изменений в документе не произошло.
Срок подачи в страховую компанию
Предупредить страховую компанию оба участника аварии должны в кратчайшие сроки. Однако предельный период у них различный. Срок действия Европротокола для пострадавшего лица составляет 15 календарных дней без учета выходных и праздников. При превышении этого времени возмещать ущерб придется в судебном порядке.
Порядок действий, детально объясняющий, что делать и куда идти с Европротоколом после оформления ДТП, а также сроки извещения страховщика для виновника происшествия прописаны в страховом договоре. Несвоевременное извещение страховщика грозит серьезными финансовыми последствиями. Законом установлена ответственность, если Извещение не подано в течение 5 рабочих дней со дня аварии (п.
ж ст. 14 Закона «Об ОСАГО»).
При этом граждане могут выбирать, как известить страховую компанию о ДТП. Это может быть личное посещение ближайшего офиса или отправка почтового уведомления. Если пользоваться услугами почты, то потребуется нотариальное удостоверение подписи на заявлении пострадавшего лица.
Действия виновника ДТП по европротоколу в 2023 году
Виновник дорожно-транспортного происшествия всегда рискует столкнуться с непредвиденными затратами. Вот почему ему надо проявлять внимательность при оформлении европротокола. Порой, сложно понять, во сколько обойдется ремонт отдельной детали чужого авто. Мнение о потерпевшем часто бывает субъективным и ошибочным. Чтобы получить примерное представление о стоимости восстановительных работ, имеет смысл связаться с дилером производителя автомашины.
Ежели вы, будучи виновником происшествия по европротоколу, подозреваете, что цена ремонта находится выше уровня максимальных выплат, в 2023 году лучше оформить аварию, воспользовавшись помощью сотрудников ДПС. Это потребует больше времени, но позволит избежать финансовых претензий.
Максимальные выплаты при оформлении ДТП с участием полицейских составляют 500 тыс руб. Виновника обязуют доплатить за ремонт автомобиля только тогда, когда цена восстановительных работ превышает эту сумму.
Если пострадавший по тем или иным причинам отказывается от обращения к работникам ГИБДД, виновник аварии должен запрашивать от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе он должен указать, что не имеет финансовых претензий в отношении вреда, нанесенного его автомобилю. Имеется в виду часть, превышающая уровень максимально возможной страховой выплаты по договору страхования, согласно европротоколу. В расписке потерпевший должен указать дату оформления этого документа и поставить свою подпись.
Желательно, чтобы потерпевшая сторона в ДТП указала дополнительные сведения:
- об автомобилях, выступивших участниками аварии;
- подробную информацию об участниках происшествия, в том числе номерах их водительских удостоверений.
Пошаговая инструкция оформления Европротокола в 2023 году
Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:
- В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
- Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
- В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2023 году неправомерно.
- В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
- В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
- В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
- В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
- В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).
Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:
- В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
- В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
- В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
- В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
- В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
- В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
- В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
- В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
- В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
- В восемнадцатом – оба водителя расписываются.
На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2023 году следующий:
- В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
- Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
- В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
- В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
- В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
- В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
- В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
- Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
- Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2023 году не будет принят к рассмотрению.
Штраф за неоформление извещения
В 2022 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.
Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.
Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.
Закон о европротоколе
Самостоятельное оформление водителями извещения о ДТП регулируется следующими нормативными актами:
- Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
- Правила дорожного движения.
Согласно п.1 ст. 11.1 закона № 40 заполнение европротокола самостоятельно возможно при соблюдении следующих условий одновременно:
- пострадал в ДТП только автотранспорт, вреда жизни и здоровью водителям и пассажирам не причинено;
- пострадали в аварии только два транспортных средства;
- все участники ДТП имеют полисы ОСАГО;
- обстоятельства происшествия, а также повреждения транспорта у участников не вызывают споров и разногласий.
Подробная инструкция по заполнению европротокола
Как уже говорилось выше, – от правильности заполнения европротокола зависит тот факт, будет ли вам возмещен ущерб или нет. Поэтому представим вам подробную инструкцию, как это сделать.
Но прежде, хотим уточнить – оттиск на копии документ должен быть отчетливым и разборчивым, поэтому рекомендуется подкладывать под бланк что-то твердое (папку, дощечку и прочее). Что касается цвета чернил ручки, то он может быть любым. Единственное – нельзя заполнять европротокол карандашом.
Относительно заполнения лицевой стороны, то здесь все довольно просто. Сложности могут возникнуть с составлением схемы ДТП. Но этот вопрос мы рассмотрим ниже более подробно. А пока разберемся в порядке заполнения основных граф извещения:
- В пункте 1 указывается полный адрес ДТП или ближайшего здания от места происшествия. Если же авария случилась на трассе, то рекомендуется определить в навигаторе или смартфоне какие-либо точные координаты (название автодороги, порядковый номер километра и прочее).
- Во втором пункте документа указывается дата происшествия. Здесь важно в каждую клетку вписывать по одной цифре и знаку препинания (обычно ставятся точки).
- В пункте 3 указывается точное число автомобилей, пострадавших в ДТП. Мы об этом уже упоминали. Все дело в том, что указывать необходимо именно 2 ТС. Если в аварии пострадало больше или меньше, то данный документ не оформляется. В таком случае вызываются сотрудники ГИБДД и процедура проходит по классическому сценарию.
- В четвертом пункте указывается, что пострадавших людей нет. Если это не так, то, как и в предыдущем случае, европротокол не оформляется.
- Дальше вы указываете факт того, проводилось ли освидетельствование водителей.
- В шестом пункте, как и в четвертом, вы указываете, что ущерб прочему имуществу не нанесен (речь идет о багаже, дополнительном оборудовании, гаджетах и других предметах).
- В следующей графе прописываются данные о свидетелях. Необходимо написать их фамилию, имя и отчество. Желательно указать их контактные данные (номера телефонов), адрес проживания. Будет идеально, если удастся узнать и паспортные данные.
- В данном пункте указывается информация о необходимости оформления ДТП сотрудниками полиции. Вы выбираете вариант «нет».
После того, как общая часть заполнена полностью, каждый участник ДТП приступает к заполнению индивидуальных данных. Эта информация отображается в 9-16 пунктах. Здесь:
- марка и модель автомобиля. Все прописывается точно так же, как и в свидетельстве о регистрации транспортного средства;
- в пункте 10 прописывается фамилия, имя, отчество и адрес собственника машины;
- в одиннадцатом пункте указывается фамилия, имя, отчество, данные водительского удостоверения и паспорта лица, находящегося за рулем во время происшествия (эта информация вносится и в том случае, если данные полностью совпадают с теми, что были отражены в предыдущей графе);
- полное название организации, выдавшей страховой полис;
- в пункте 13 указываются повреждения. Но только не все. Здесь необходимо поставить стрелку в место самого первого удара. Это делается и в том случае, если автомобиль влетел в стену, забор или улетел в кювет, получив довольно большие повреждения. Первое соприкосновение – вот, что здесь отображается;
- а вот в этой графе перечисляются все повреждения, нанесенные авто;
- пятнадцатый пункт предназначается для информации о скрытых повреждениях (то есть тех, которые не видны, но возможны);
- в пункте 16 прорисовывается схема аварии (о ней чуть позже).
Что нужно сделать после попадания в аварию?
Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:
- Прекратить движение. Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.
- Установить знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
- не менее 15 м от ТС — при остановке на территории населенного пункта;
- не менее 30 м от ТС — при остановке вне территории населенного пункта.
- Зафиксировать следы произошедшего ДТП. Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.
Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.
- Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон). Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.
- Заполнить бланки извещения о ДТП
- После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».
Как правильно оформить извещение при ДТП в 2022 году?
После того, как у вас оказался на руках бланк извещения европротокала, убедитесь в наличии у него оборотной и лицевой сторон. В 2022 году указанные на лицевой части данные обязательно должны быть отпечатаны на оборотной стороне. Заполнять поля европротокола надо простой ручкой. Гелевые чернила не подходят. Они будут размазываться. Карандаш тоже не годится, т. к. написанные с его помощью слова можно без особого труда стереть.
В бланке извещения при дорожно-транспортном происшествии каждый из водителей должен будет заполнить свою, отдельную колонку. Здесь должны присутствовать данные относительно их автомобилей. Соответствующая информация указывается на лицевой области бланка извещения, в специально выделенных полях.
Обратите внимание! Наличие повреждений на машине и их характер указывается в 14 пункте бланка. Надо заполнять его внимательно.
В каких случаях Европротокол могут признать недействительным и отказать вам в выплате?
- Если Европротокол подписан только с одной стороны. По правилам его обязательно необходимо подписать виновнику и потерпевшему как с лицевой, так и с обратной стороны. Обратите на то, что на лицевой стороне необходимо поставить 2 подписи как в пункте 15 так и в пункте 18 и виновнику и пострадавшему. Если не выполнить данное условии, то Европротокол будет считаться недействительным. То есть для того, что бы протокол был действительным, то вам необходимо поставить 3 подписи, 2 на лицевой стороне и одну на оборотной. Бывает, что виновник умышленно не ставить одну подпись, а потом не выходит на связь с потерпевшим, либо просто забывает поставить подпись. Обязательно возьмите номер телефона у виновника ДТП и в случае выявления каких либо неточностей, связывайтесь с ним в урегулируйте данные вопросы;
- Если информацию в Европротоколе невозможно прочитать, к примеру на него попала вода и чернила размокли, появились разводы, чернила расплылись и информацию в невозможно распознать. Поэтому протокол рекомендуют заполнять шариковой ручкой, во первых даже если на протокол попадет вода, то она не расплывется, а во вторых, при заполнении шариковой ручкой получается четкий отпечаток на втором экземпляре протокола. Не допускайте попадания на протокол жидкости и заполняйте его шариковой ручкой;
- Необходимо, чтобы полисы ОСАГО у обоих водителей были действительны и не поддельные, если позже выяснится, что полис одного из водителей (к примеру виновника) был поддельный, то в выплате по Европротоколу страховая откажет, так как один поддельный или просроченный полис, это равно нет полиса у одного из участников ДТП, а согласно правилам оформления по Европротоколу, у обоих участников ДТП должен быть действующий полис ОСАГО. В такой ситуации протокол будет считаться недействительным и в выплате вам откажут;
- Если данные внесенные в Европротокол имеют разногласия между собой. Это означает, что водители транпортных средств не пришли к согласию и характер и перечень повреждений вызвал у обоих водителей разногласия, а если это произошло, то оформлять ДТП по протоколу запрещено. Однако если все же водители оформили Европротокол и информация была внесена с наличием разногласий, то такой Европротокол считается недействительным и страховая имеет право отказать вам в выплате, так как имеются разногласия между участниками ДТП. Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, вам необходимо вместе с виновником ДТП обсудить перед заполнением протокола, как и при каких обстоятельствах произошло ДТП, так же согласовать перечень повреждений и только после того, как вы пришли к согласию, внимательно заполнить извещение о ДТП;
- Если виновник не вписан в полис ОСАГО. К примеру формально полис может быть, он действителен, но оформлен на имя другого человека, к примеру на имя владельца авто, а лицо управляющее автомобилем, не было вписано в полис ОСАГО и получается, что фактически его ответственность виновника ДТП не застрахована по ОСАГО, а это причина отказа в выплате страховой премии и конечно же такой Европротокол признают недействительным и потерпевшему откажут в выплате;
- Если не хватает данных в извещении, есть пустые незаполненные графы, тем более на лицевой стороне, которые, ведь на ней указывается самая важная информация, такая как номер полиса, номер авто, номер водительского удостоверения. Внимательно изучите протокол перед тем как его подписать, проверьте не отсутствует ли какая ни будь важная информация и если отсутствует требуйте ее заполнить, а если получаете отказ то вызывайте для оформления ДТП сотрудников ГИБДД, лучше оформить данное ДТП с их участием;
- Если неверно указанны какие либо данные. Страховая компания конечно согласно правилам ОСАГО может самостоятельно найти недостающие или неверно указанные данные, но на практике она этого делать не будет, ей проще отказать вам в выплате и признать протокол недействительным. Такое может произойти если виновник не верно укажет номер авто, номер полиса ОСАГО, номер водительского удостоверения. Проверяйте эти данные на месте и если виновник опять же ведет себя как то странно и отказывается вам предоставить для сверки документы, то не оформляйте ДТП по Европротоколу и вызовите сотрудников ГИБДД.
На каких основаниях можно оспорить европротокол после подписания
Страхование это такая же гражданско-правовая сделка, как и дарение, купля-продажа и многие другие. Оспорить его на практике может как потерпевшая сторона. Это право есть и у виновника аварии, нежелающего признавать исковые требования в порядке регресса по ОСАГО. Регресс – право страховщика, которое возникает у него в результате непредоставления в срок извещения о ДТП.
Внимание! Право на оспаривание европротокола есть так же у третьих лиц, интересы которых он затрагивает.
Основания для оспаривания можно разделить на те, которые связаны с оформлением документа, и те, которые происходят из сути происшествия. К первой группе можно отнести:
- Бланк европротокола заполнен неверно, в нем есть ошибки, исправления или подчистки. Это ставит под вопрос достоверность указанных в нем сведений. Поэтому, если при оформлении бланк оказался испорчен, стоит взять другой.
- Блан заполнен нечитаемо или был испорчен, например, пострадал от влаги, порван и т.д.
- Стороны не подписали бланк в нужных местах. Каждый из них оставляет автографы: по два на передней и по одной на задней стороне извещения.
- Блан заполнен не полностью в тех местах, которые обязательны для отметок.
Ко второй группе стоит относить:
- Одна из сторон предоставила просроченный или поддельный страховой полис. Такой водитель фактически не был застрахован и выплат произвести по нему некому.
- Стороны внеси в договор свои разногласия по обстоятельствам аварии. Дело в том, что европротокол может составляться лишь, если участники ДТП полностью согласны в том, кто виновен в произошедшем.
- В извещение внесены недостоверные сведения.
- Извещение было составлено под давлением, влиянием угроз или другим противоправным воздействием.
Так как речь идет о сделке к этому перечню можно добавить и все остальные основания для признания сделки ничтожной или недействительной приведенные ГК РФ.