Особенности бухгалтерского учета субсидий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности бухгалтерского учета субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса

Субсидию малому и среднему бизнесу, которая выплачивается в соответствии со ст. 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, вы учитываете так же, как и субсидию самозанятым ‒ постепенно, пропорционально расходам, на которые вы её потратили. Особенность в том, что льготный период, когда её можно учитывать постепенно, действует только два календарных года с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Если к концу второго года у вас останется неизрасходованная часть, её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите.

Льготный порядок признания этих денежных выплат в доходах можно применять и в том случае, если в течение года сначала у вас были расходы, а потом вы получили субсидию на их компенсацию (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В этом случае на дату получения денежных выплат учтите доход в пределах признанных в этом году расходов, на компенсацию которых направлена эта субсидия (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Если у вас по итогам года получился к уплате минимальный налог, то признанные в этом году доходы по денежным выплатам нужно включать в облагаемую базу по минимальному налогу (п. 6 ст. 346.18 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-3-3/1078@).

Если у вас объект «Доходы», то вопрос о том, как правильно учитывать субсидию, спорный.

— использованных на приобретение товаров

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, при применении УСН, как известно, учитываются на дату реализации товаров (пп. 23 п. 1 ст. 346.16, пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2010 N 808/10 указал, что, если товары приобретены для дальнейшей реализации, расходы на их приобретение подлежат учету при налогообложении не по мере фактической оплаты стоимости этих товаров покупателем, а по мере их реализации. Понятие «реализация товаров» определено п. 1 ст. 39 НК РФ. Так, реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.

Исходя из этого при использовании средств финансовой поддержки для приобретения товаров сумма израсходованной субсидии в размере их стоимости отражается в графе 4 книги учета доходов и расходов на дату перехода права собственности на товары к покупателю. Одновременно в графу 5 книги заносится покупная их стоимость. Сумма же, уплаченная покупателем за реализованные товары, заносится в графу 4 книги учета доходов и расходов на дату поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) «упрощенца».

Пример 1. Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в декабре 2012 г. получил субсидию в размере 300 000 руб. (выписка банка от 12.12.2012, п/п от 12.12.2012 N 1038). В марте 2013 г. им за счет субсидии оплачены счета на приобретение офисной мебели на сумму 69 030 руб., в том числе НДС — 10 530 руб.; офисной техники на сумму 87 910 руб., в том числе НДС — 13 410 руб., и товаров стоимостью 141 600 руб., в том числе НДС — 21 600 руб. (платежные поручения от 12 марта N 103, от 21 марта N 121, от 28 марта N 149). Стоимость каждой единицы офисной мебели и офисной техники не превосходит 40 000 руб. Акты о введении в эксплуатацию мебели и офисной техники утверждены руководством 18 и 26 марта. Отгрузка приобретенных товаров была осуществлена 12 апреля, денежные средства в сумме 172 000 руб. за них поступили на расчетный счет 17 апреля (п/п от 17.04.2013 N 126). Иных платежей за счет субсидии, кроме перечисленных, до конца 2013 г. «упрощенцем» не производилось.

Общая сумма платежей, произведенных в марте за счет полученной субсидии, составила 298 540 руб. (69 030 + 87 910 + 141 600). При этом затраты по приобретению мебели и офисной техники признаются в расходах марта, учитываемых в облагаемой базе при исчислении авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за I квартал 2013 г.

Затраты по приобретению товаров признаются расходами в апреле, так как их отгрузка осуществлена в этом месяце.

Определение доходов для налогообложения в связи с получением субсидий при применении УСН

Определение доходов для налогообложения в связи с получением субсидий при применении УСН

Практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, подпадают под налогообложение.

При этом подход контролирующих органов основан на том, что многие субсидии либо не являются целевыми согласно ст. 251 НК РФ, либо прямо не поименованы в перечне, установленном ст. 251 НК РФ, который является закрытым.

Позиция Минфина России по данному вопросу отражена в целом ряде писем. В частности, в Письме Минфина России от 14.08.2009 № 03-03-05/156 отмечается следующее.

Предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.

При решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения субсидий, полученных коммерческими организациями в соответствии со ст. 78 БК РФ, необходимо учитывать следующее.

Субсидии на покупку основных средств

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— отражены расходы на покупку основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

— введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98

— отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

Одновременно с этим записывают:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91

— списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

— отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:

ДЕБЕТ 86

— отражена субсидия в составе прочих доходов.

— использованных на приобретение товаров

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, при применении УСН, как известно, учитываются на дату реализации товаров (пп. 23 п. 1 ст. 346.16, пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2010 N 808/10 указал, что, если товары приобретены для дальнейшей реализации, расходы на их приобретение подлежат учету при налогообложении не по мере фактической оплаты стоимости этих товаров покупателем, а по мере их реализации. Понятие «реализация товаров» определено п. 1 ст. 39 НК РФ. Так, реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.

Исходя из этого при использовании средств финансовой поддержки для приобретения товаров сумма израсходованной субсидии в размере их стоимости отражается в графе 4 книги учета доходов и расходов на дату перехода права собственности на товары к покупателю. Одновременно в графу 5 книги заносится покупная их стоимость. Сумма же, уплаченная покупателем за реализованные товары, заносится в графу 4 книги учета доходов и расходов на дату поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) «упрощенца».

Читайте также: 

Пример 1. Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в декабре 2012 г. получил субсидию в размере 300 000 руб. (выписка банка от 12.12.2012, п/п от 12.12.2012 N 1038). В марте 2013 г. им за счет субсидии оплачены счета на приобретение офисной мебели на сумму 69 030 руб., в том числе НДС — 10 530 руб.; офисной техники на сумму 87 910 руб., в том числе НДС — 13 410 руб., и товаров стоимостью 141 600 руб., в том числе НДС — 21 600 руб. (платежные поручения от 12 марта N 103, от 21 марта N 121, от 28 марта N 149). Стоимость каждой единицы офисной мебели и офисной техники не превосходит 40 000 руб. Акты о введении в эксплуатацию мебели и офисной техники утверждены руководством 18 и 26 марта. Отгрузка приобретенных товаров была осуществлена 12 апреля, денежные средства в сумме 172 000 руб. за них поступили на расчетный счет 17 апреля (п/п от 17.04.2013 N 126). Иных платежей за счет субсидии, кроме перечисленных, до конца 2013 г. «упрощенцем» не производилось.

Общая сумма платежей, произведенных в марте за счет полученной субсидии, составила 298 540 руб. (69 030 + 87 910 + 141 600). При этом затраты по приобретению мебели и офисной техники признаются в расходах марта, учитываемых в облагаемой базе при исчислении авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за I квартал 2013 г.

Затраты по приобретению товаров признаются расходами в апреле, так как их отгрузка осуществлена в этом месяце.

Субсидии при УСН: учет доходов и расходов

Учет налогов при УСН «Доходы минус расходы» отличается от общей системы. Бизнес на упрощёнке освобожден от:

  1. Налога на прибыль (для ООО на «УСН 15 %») или НДФЛ (для ИП).

  2. Налога на имущество, за исключением объектов, которые облагаются по кадастровой стоимости.

  3. НДС, кроме импорта и исполнения обязанностей налогового агента.

Другие налоги упрощенцы платят на общих основаниях, если у них есть облагаемая база. Например, владельцы земельных участков платят налог на землю, а собственники транспортных средств — транспортный налог.

Льготами по страховым взносам в 2020 году могут пользоваться только некоммерческие и благотворительные организации на УСН. Они освобождены от взносов в ФСС и ФФОМС.

Все остальные упрощенцы должны платить обязательные страховые платежи на общих основаниях.

Налоговый период при УСН — календарный год. Организации должны рассчитаться с бюджетом до 31 марта следующего года. Упрощёнка для ИП «Доходы минус расходы» предусматривает уплату налога до 30 апреля.

Но, кроме окончательного расчета, все бизнесмены должны в течение года ежеквартально перечислять авансовые платежи. Сроки для их уплаты — 25 число следующего за отчетным периодом месяца.

Расчет аванса за каждый период проводится так же, как суммы за год в целом. Следует разницу между выручкой и затратами умножить на ставку налога. Разница определяется нарастающим итогом с начала года. Если речь идет об авансе за 6, 9 месяцев или годовой сумме, то нужно вычесть ранее перечисленные авансы.

Минимальный налог в течение года не уплачивается. Если по итогам промежуточного периода сумма к уплате получится меньше 1% от выручки, то ее и следует перечислить. Если же за отчетный период получен убыток, то аванс платить не нужно.

Пример. Доходы и расходы бизнесмена за 2019 год по кварталам приведены в таблице. Для расчета будем использовать стандартную ставку 15 %.

тыс. руб.

Период

Доходы

Расходы

1 квартал

700

500

2 квартал

850

550

3 квартал

1 000

900

4 квартал

900

600

Усн доходы минус расходы субсидия

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

— цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

— капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. О том, как учитываются такие средства компаниями и предпринимателями, применяющими УСН, мы и поговорим.

Порядок предоставления бюджетных субсидий коммерческим организациям регулируется положениями Бюджетного кодекса. В пункте 1 ст. 78 БК РФ сказано, что субсидии юридичес­ким лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные акты, регулирующие предоставление таких субсидий, должны содержать:

— категории отбора лиц, имеющих право на получение субсидий;

— цели, условия и порядок предоставления субсидий;

— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

— порядок возврата неиспользованных остатков субсидий;

— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Как видите, предоставление субсидий носит целевой характер.

Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

  1. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  2. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
  3. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
  4. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  5. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.

Порядок признания расходов на УСН

Чтобы вычесть из доходов какой-либо расход, фирма или ИП на УСН 15% должны соблюсти три правила.

Расходы, принимаемые к учету, должны быть:

  • поименованы в перечне из статьи 346.16 НК РФ;
  • экономически обоснованы, то есть связаны с извлечением прибыли. Если налоговики при проверке усомнятся в нужности расхода для бизнеса, а предприниматель не сможет обосновать, этот расход снимут, а налог доначислят.
    Пример: Транспортная компания может смело включать в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы, покупку грузовика, а вот затраты на спальный гарнитур обосновать вряд ли получится.
  • документально подтверждены. Если нет документа, подтверждающего расход, упрощенец не имеет право учитывать его для налогообложения.
Читайте также:  Правила въезда в Абхазию в 2023 году: нужна ли виза и загранпаспорт

Порядок признания расходов прописан в статье 346.17 НК РФ. Учитывать их можно, когда будут выполнены два условия:

  • вы перевели деньги за товары или услуги;
  • товары вам отгрузили, а услуги оказали.

Для льготного налогообложения субсидий важны учет и целевое использование

Доходы в виде субсидии можно учесть в льготном порядке только при условии, что вы ведете учет израсходованных сумм. Об этом прямо сказано в гл. 26.2 НК РФ . Причем не важно, какой объект налогообложения вы выбрали — «доходы минус расходы» или «доходы».

Налоговая служба неоднократно разъясняла, что «доходные» упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы», должны вести учет расходов, произведенных за счет субсидии, все в той же Книге учета доходов и расходов (КУДиР) .

Льготный порядок налогообложения заключается в том, что доход в виде субсидии надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходов . Например, в марте 2014 г. вы получили субсидию вида 2 в сумме 100 000 руб., а в апреле — июне 2014 г. оплатили за счет этой субсидии расходы в сумме 70 000 руб. В этом случае КУДиР вам нужно заполнить так :

— на дату получения субсидии ничего отражать не нужно;

— по мере траты субсидии надо отразить одновременно:

— в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — доходы на каждую дату отражения расхода (за II квартал — в сумме 70 000 руб.);

— в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расходы на каждую дату оплаты (а в итоге за II квартал — на сумму 70 000 руб.).

В результате за полугодие 2014 г. налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.

Заполняя так КУДиР, упрощенец с объектом «доходы» как раз показывает, что он ведет учет израсходованных сумм. А значит, он вправе не платить налог с полученной субсидии.

Но несмотря на то что в Книге субсидия показывается и в доходах, и в расходах, в декларацию по УСНО у «доходника» эти суммы не попадут. Когда по окончании 2014 г. он будет заполнять декларацию по УСНО, то в доходах ему надо будет отразить только разницу между графами 4 и 5 Книги (а не доход, указанный в графе 4 Книги) .

А как быть упрощенцу, если за счет субсидии в соответствии с условиями ее предоставления он приобрел товары, работы, услуги, стоимость которых не учитывается в расходах при спецрежиме ? Подпадает ли в этом случае субсидия под льготный порядок налогообложения?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОСОЛАПОВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ — начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

«Целевой характер использования субсидий не привязан к перечню расходов п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Согласно Порядку заполнения Книги учета доходов и расходов упрощенец с объектом «доходы» в графе 5 отражает фактически произведенные расходы, предусмотренные условиями получения субсидии . Так что если упрощенец с объектом «доходы» израсходовал полученную субсидию в соответствии с целевым назначением, то и в доходах, и в расходах ему нужно показать одну и ту же сумму. Следовательно, налог при УСНО с субсидии платить не нужно.

В аналогичном порядке отражает использованную по целевому назначению субсидию и упрощенец с объектом «доходы за вычетом расходов».

А теперь обратим внимание на некоторые моменты при отражении субсидий.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Является ли доходом субсидия на оплату ЖКХ

Вправе ли организация для целей налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, учесть расходы по реконструкции квартиры, в т.ч. Средства государственной помощи, которые относятся к целевому финансированию при расчете налога на прибыль, в состав налогооблагаемых доходов при расчете единого налога не включают. Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов.

Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.

При этом до 1 января 2011 года к средствам целевого финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:

  • работу с региональными программами;
  • создание рабочих мест;
  • способствование занятости населения.

Согласно статье 6 БК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года, получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) признавались орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не устанавливалось БК РФ.

Субсидии при «упрощенке» облагаются налогом

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

— цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Правила учета субсидии «упрощенцем».

Для предметного разговора напомним особые правила учета субсидий при УСНО. Их суть такова.

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные «упрощенцем» в соответствии с Законом № 209-ФЗ, учитываются в составе доходов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов (в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода) в течение двух налоговых периодов. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, то оставшиеся неучтенными суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Иначе говоря, в случае получения бюджетных средств, поименованных в указанной норме, доходом для «упрощенца» являются не собственно денежные средства, полученные из бюджета, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени – двух налоговых периодов. Под налогообложение эти суммы попадут в полном объеме лишь при нарушении условий предоставления субсидий.

Обозначенный порядок признания доходов и расходов применяется «упрощенцами» вне зависимости от их объекта налогообложения при условии ведения ими учета сумм выплат (средств). Это правило закреплено в абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 28.09.2017 № 03-11-06/2/62961). Словом, «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы», обязаны учитывать субсидии, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ, в виде полученного дохода пропорционально произведенным за счет этой субсидии расходам (при условии ведения учета сумм субсидий). Но в общем случае «упрощенцы» указанной категории не учитывают расходы при налогообложении. Поэтому если сумма субсидии, полученная в соответствии с названным законом, будет полностью израсходована по целевому назначению за два налоговых периода, то «упрощенцу» с объектом налогообложения «доходы» не нужно включать ее в налоговую базу.

Читайте также:  Налог на скважину для воды: новый закон

Налоговая база на УСН Доходы минус Расходы

Конечно, при первом знакомстве с УСН Доходы минус Расходы может создаться впечатление, что более выгодной системы налогообложения в РФ просто не существует (при условии минимально возможной ставки 5%). Тем не менее, анализировать возможность применения в вашем конкретном случае этого варианта УСН надо не только арифметически.

Если с налоговой ставкой этого режима все достаточно ясно, то с другим элементом налогообложения, т.е. налоговой базой, возникает очень много вопросов. В отличие от УСН Доходы, где налоговая база складывается только из полученных доходов, налоговой базой на УСН Доходы минус Расходы являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и для ее расчета надо правильно подтвердить произведенные расходы.

По своей сути, расчет единого налога на УСН Доходы минус расходы гораздо ближе к расчету налога на прибыль, чем к варианту УСН Доходы. Не случайно глава 26.2 НК РФ, посвященная применению упрощенной системы, несколько раз отсылает к положениям, регулирующим начисление налога на прибыль.

Основной риск для налогоплательщика здесь заключается в непризнании налоговой инспекцией расходов, заявленных им в декларации по УСН. Если налоговики не согласятся с формированием налоговой базы, то кроме недоимки, т.е. доначисления единого налога, будет рассчитана пеня и наложен штраф по ст. 122 НК (20% от неуплаченной суммы налога).

В декларации по УСН ООО «Дельфин» заявило полученные доходы в сумме 2 876 634 руб. и произведенные расходы на сумму 2 246 504 руб. Налоговая база, по мнению налогоплательщика, составила 630 130 руб., а сумма единого налога по ставке 15% равна 94 520 руб.

Учет произведенных расходов производился по данным КУДиР, а к декларации, по требованию налогового органа, были приложены копии документов, подтверждающих факт хозяйственных операций и оплаты расходов. В расходах указаны (в рублях):

  • закупка сырья и материалов – 743 000
  • закупка товаров, предназначенных для перепродажи – 953 000
  • зарплата и страховые взносы на обязательное страхование – 231 504
  • аренда офиса – 96 000
  • аренда производственного помещения – 127 000
  • бухгалтерские услуги сторонней организации – 53 000
  • услуги связи – 17 000
  • холодильник для офиса – 26 000.

По результатам камеральной проверки декларации, налоговая инспекция приняла к уменьшению налоговой базы следующие расходы:

  • закупка сырья и материалов – 600 000, т.к. материалы на сумму 143 000 руб. не были приняты от поставщика
  • закупка товаров, предназначенных для перепродажи – 753 000, т.к. не все закупленные товары были реализованы покупателю
  • зарплата и страховые взносы на обязательное страхование – 231 504
  • аренда офиса – 96 000
  • аренда производственного помещения – 127 000
  • услуги связи – 17 000.

Затраты на приобретение холодильника для офиса в сумме 26 000 руб. не были приняты, как не имеющие отношения к предпринимательской деятельности организации. Также, экономически необоснованными были признаны затраты на стороннее бухгалтерское обслуживание в сумме 53 000 руб., т.к. в штате имелся бухгалтер, обладающий достаточной квалификацией, в обязанности которого входило полное бухгалтерское обслуживание организации. Итого, расходы были признаны в сумме 1 824 504 руб., налоговая база составила 1 052 130 руб., а сумма единого налога к уплате – 157 819 руб.

Начислена недоимка по единому налогу в сумме 63 299 руб. и штраф по ст. НК РФ (неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы), в размере 20% от неуплаченной суммы налога, т.е. 12 660 руб.

Примечание: к этой сумме необходимо еще добавить пени по несвоевременной оплате недоначисленных сумм авансовых платежей, что потребует указания доходов и расходов поквартально.

Какие расходы нельзя признать

Несмотря на то, что перечень принимаемых затрат, поименованный в ст. 346.16, включает все основные издержки, которые возникают при ведении предпринимательской деятельности, некоторые платежи принять к учету будет нельзя:

  • представительские расходы, которые имеет право принимать к учету налогоплательщик на ОСН, упрощенщик учесть не сможет;
  • суммы авансов, перечисленных поставщикам за товары, работы и услуги, которые будут получены в будущем. Эти платежи можно будет учесть только после поступления товаров, работ и услуг;
  • НДС, который плательщик УСН выделил в счетах-фактурах, выставленных покупателям, и уплатил в бюджет;
  • сам упрощенный налог.

Возмещение судебные расходы по госпошлине при усн расходы минус доходы

Судьи пришли к выводу, что ТСЖ — хозяйствующий субъект, который действует не в своих интересах, а исключительно в интересах членов товарищества, в том числе и тогда, когда отстаивает права собственников помещений в судах. При этом взносы членов ТСЖ не учитываются в доходах как целевые поступленияп. 2 ст. 251, п. 1.1 ст. 346.15

  • Ликбез для посредника-упрощенца, № 21
  • Счета-фактуры у посредников на УСНО, № 21
  • Недвижимость куплена в кредит: как упрощенцу учесть расходы, № 16
  • Как учесть естественную убыль и технологические потери при «доходно-расходной» упрощенке, № 16
  • Куда упрощенцу деть НДС при покупке основного средства, № 14
  • Бонусный товар у упрощенца, № 13
  • Упрощенка на грани, № 12
  • Списываем ОС на упрощенке: пересчитывать ли налоговые расходы, № 11
  • Может ли ИП-упрощенец учесть в расходах земельный налог?, № 10
  • Налоговый учет у упрощенца при безвозмездной передаче, № 10
  • ЕНВД + УСНО: делим общие расходы, № 7
  • Налог при «доходной» УСНО = 0, № 6
  • Учитываем «упрощенные» убытки, № 5
  • Подотчетник потратил свои деньги: когда признавать расходы на УСНО, № 3
  • 2013 г.

Компенсация за разъездной характер работы

Если в организации или у предпринимателя трудится работник, постоянно или регулярно находящийся в пути, ему полагается компенсация за разъездной характер работы. Это значит, что работодатель должен возмещать такому сотруднику расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные издержки (суточные и полевое довольствие) (ст. 168.1 ТК РФ).

На первый взгляд может показаться, что налогоплательщики на УСН с объектом «доходы минус расходы» имеют полное право учесть эту компенсацию при расчете налога. Ведь одной из статей расходов «упрощенца» являются расходы на оплату труда (пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом учитывать подобные расходы нужно по правилам, установленным для основной системы налогообложения, то есть в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса. В ней говорится, что к расходам на оплату труда, в числе прочего, относятся начисления компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда. То есть, компенсацию можно включить в расходы как при общей системе налогообложения, так и при УСН.

Но финансисты считают иначе. По их мнению, компенсационные выплаты бывают двух видов. Первый вид — это доплаты и надбавки, предусмотренные статьей 129 Трудового кодекса. Второй вид — это возмещение расходов сотрудника, в частности компенсация за разъездной характер работы. К затратам на оплату труда относится только первый вид компенсаций, и только его можно включить в расходы. Что касается возмещения за разъездной характер, то оно не является элементом оплаты труда, и его нельзя учесть при определении облагаемой базы «упрощенца» (письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. № 03-11-06/2/174).

Арбитражная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков. Судьи, как правило, не разделяют точку зрения ревизоров и приходят к выводу, что к расходам на оплату труда относятся любые компенсации, в том числе за разъездной характер (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 ноября 2013 г. № А66-420/2013). Но учитывая позицию контролеров, этот вид расходов можно отнести к разряду «опасных». При проверке налоговики скорее всего аннулируют затраты в виде компенсации, а также начислят пени и штраф.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *