Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения для инвалидов. ПДД, знаки, льготы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действие знаков 5.35 и 5.36 не распространяется на механические транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации, полиции, аварийно-спасательных служб и формирований, пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети и механические транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне.
Как его получить на транспортное средство по новым правилам?
Власти России постарались несколько запутать правила получения знака Инвалид для водителей. Сначала их можно было просто приобрести и установить на окна автомобиля. Затем, несколько лет назад, в Правительстве придумали индивидуальные персонифицированные знаки, на которых обязательно должен был содержаться идентификатор из реестра, а на оборотной стороне должна была быть указана основная информация об инвалидности.
Но с вступлением в силу нового закона №181 вместе с рядом нормативных актов, принятых во исполнение данного закона, данный порядок получения таблички отменили.
В 2023 году вы можете просто повесить знак Инвалид на стекло машины и ездить. Однако, нужно подтвердить инвалидность документами, а авто должно быть в реестре.
Для людей с ограниченными возможностями, государственных законодательством, предполагается возможность оформить заказ социального такси.
Транспорт можно заказать не при любой надобности, а только при высокой потребности в нём, что социальные службы строго контролируют на этапе рассмотрения заявки на поездку.
Заказ социального транспорта для инвалидов подразумевает получение недееспособным гражданином качественного сервиса по перевозке от высококвалифицированных работников, имеющих опыт работы в данной сфере.
Оформление данной услуги доступно во множестве городов РФ, и пользуется высоким спросом, так как, чаще всего, городские условия пока мало приспособлены для самостоятельного передвижения лиц с инвалидностью.
Для успешного использования соцтакси необходимо заблаговременно ознакомиться с основными понятиями по данному вопросу.
Каждый гражданин, который соответствует вышеупомянутым требованиям, может вызвать специализированный транспорт для того, чтобы добраться в один из пунктов социального предназначения.
К перечню таковых относятся:
- Местные законодательные органы;
- Прокуратура;
- Судебные учреждения;
- Органы местного самоуправления;
- Управления ПФР и социальной защиты населения;
- Спортивные учреждения;
- Медицинские организации;
- Культурные учреждения;
- Общественные формирования;
- Образовательные заведения;
- Ритуальные агентства;
- Протезирующие предприятия.
Можно ли вешать знак инвалиду 3 группы?
Да. Последнее изменение в виде нового Приказа Минтруда как раз предусматривает выдачу спецзнака инвалидов 3 группы. А обновлённые ПДД предписывают, что 3 группа также может парковаться на местах для лиц с ограниченными возможностями. Но о привилегиях мы поговорим позже, а пока снова о недоработке законодательства.
Приказ Минтруда о порядке выдачи такого бейджа прямо говорит о том, что он выдаётся для 1 и 2 категории, а вот для третьей – «в порядке, установленном Правительством РФ«. То есть, как видим, не все представители 3 группы инвалидов могут получить знак на автомобиль, а только те, кто соответствует некому порядку. Данный порядок на 13 Декабря 2022 года нигде не регламентирован, и ни в каких правовых актах Вы его не найдёте.
ПДД для инвалидов: знаки, правила, льготы
Лицам с той или иной степенью инвалидности требуется помощь, в том числе, медицинская. Однако возможность добраться до учреждения на практике может реализовываться с трудностями, ведь состояние у всех разное.
Для таких пассажиров, к примеру, предусмотрены специальные службы по перевозке. Они должны осуществлять свою деятельность по зафиксированным в законе правилам. То же самое касается частных лиц. Тем и другим нужно взять на заметку следующее:
— ТС следует подготовить, позаботившись о комфорте пассажира;
— во время перевозки инвалида на руках должны иметься соответствующие доказательства факта ограничений по здоровью.
Если речь идёт о перевозке инвалида-колясочника, в машине обязательно:
— есть пандусы для удобной посадки/высадки;
— обеспечивают подходящий вариант поездки (сидячее или лежачее положение);
— закрепляют пустую коляску, если инвалид лежит (то же можно сделать с оставшимся сидеть в кресле человеком).
Акты и нововведения в ПДД предупреждают инвалидов-автомобилистов и пассажиров о не распространении на них конкретных знаков. Перевозчики инвалидов 1 и 2 группы, а также водители этой категории могут продолжать движение несмотря на дорожные знаки:
— стоянка запрещена;
— движение запрещено;
— перемещение всех механических средств запрещается.
Дополнительными источниками информации на дорогах, помимо всего прочего, являются знаки «инвалиды», «кроме инвалидов». Их важно учитывать.
Важно! Табличка «инвалиды» находится под обозначением «место стоянки» и подразумевает, что на данном месте вправе останавливаться только водитель с инвалидностью и жёлтым знаком на машине.
К слову, в городах можно встретить допразметку. Если на городской трассе есть табличка «кроме инвалидов», то жёлтая наклейка на ТС даст возможность оставлять авто без штрафа на неопределённое время.
В госдуму внесен законопроект об обеспечении инвалидов спецавтомобилями
Группа депутатов от партии «Справедливая Россия — за правду» внесла в Госдуму проект поправок к закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающих предоставление гражданам с инвалидностью специальных автомобилей.
Речь идет о включении в перечень технических средств реабилитации инвалидов в числе специальных средств для передвижения, наряду с креслами-колясками, автотранспортных средств, а также дополнительных приспособлений к ним, включая ручное управление, следует из документа, размещенного на сайте нижней палаты российского парламента.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы указывают, что им стали все чаще поступать обращения от граждан с инвалидностью, испытывающих серьезные трудности с передвижением. «Целью законопроекта является повышение уровня социальной защиты таких граждан», — поясняют депутаты.
Они напоминают, что законодательными поправками от 22 августа 2004 года было отменено предоставление инвалидам автотранспортных средств, и подчеркивают, что для инвалидов с ограниченной мобильностью это нововведение создало дополнительные проблемы с передвижением.
«Практически невозможно реализовать эффективную реабилитационную программу для инвалидов этих категорий и интегрировать их в общество, если они не имеют возможности добраться до работы и учебы, до мест досуга и отдыха.
Для таких инвалидов автомобиль не роскошь, а крайне необходимое средство реабилитации, компенсирующее потерю мобильности», — отмечают законодатели.
По их словам, текущая ситуация усугубляется неприспособленностью общественного транспорта для передвижения инвалидов, особенно в субъектах РФ, а также несовершенством всей дорожной инфраструктуры.
«Граждане с инвалидностью в своих многочисленных обращениях в органы власти и общественные организации инвалидов ставят вопрос о восстановлении в законодательстве права на льготное получение автотранспортных средств», — констатируют парламентарии.
«Значительная часть инвалидов по указанным выше и другим объективным причинам не имеют возможности пользоваться общественным транспортом и нуждаются в автотранспорте как в единственно возможном средстве передвижения.
Такая возможность для инвалидов предоставлена частью 3 статьи 8 федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которой инвалиды при наличии прямых последствий страхового случая обеспечиваются автотранспортом как средством реабилитации», — говорится в пояснительной записке.
Законопроект восстанавливает право инвалидов на получение автотранспортного средства именно как специального средства для передвижения, указывают авторы. Кроме того, законопроект устанавливает, что к техническим средствам реабилитации относятся также дополнительные приспособления к автотранспортным средствам, включая ручное управление для них.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта указано, что, согласно данным Министерства труда и социальной защиты за 2019 год, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы разработаны индивидуальные программы реабилитации и (или) абилитации инвалидов с заключениями о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства для 50 392 человек (включая 17 233 человека при первичном освидетельствовании).
Суммарные расходы федерального бюджета в 2023 году (предполагается вступление в силу поправок о спецавто для инвалидов 1 января 2023 года), по подсчетам авторов законопроекта, составят 30 млрд 179 млн 768,8 тыс. рублей, в 2024 и 2025 годах — не более чем по 10 млрд 320 млн 843,7 тыс.
Из документа следует, что первая сумма получена умножением вышеупомянутого числа нуждающихся в транспортном средстве инвалидов (50 392 человека) на стоимость доступного автомобиля отечественного производства в 598,9 тыс. рублей, вторая сумма — умножением стоимости авто на 17 233 человека.
В финансово-экономическом обосновании упоминаются также расходы на доработку автомобиля с установлением комплектов ручного управления в 20 тыс. рублей, однако эта сумма в формуле не задействована.
Кому положена бесплатная машина для инвалида
На основании Постановления Правительства № 670 и Указа Президента №685 от 6 мая 2008 года бесплатные авто выдавались инвалидам, вставшим на учет по обеспечению транспортным средством до 1 января 2005 года. Тем, кто успел встать в эту очередь, полагается бесплатная машина или компенсация в размере 100 тысяч рублей. Кто не успел – увы, эта программа закончила свое существование.
Вместо нее тем категориям инвалидов, которым полагались такие машины, сделали дополнительную плату. Ее включили в размер ежемесячного пособия. Для кого производятся такие доплаты: для инвалидов детства и детей-инвалидов, граждан, пострадавших на производстве, инвалидов 1 группы по общей патологии.
Кроме отмены бесплатного автомобиля для инвалидов, отменились и другие льготы, имеющие отношение к транспортному обеспечению. Правительство отменило регулярную замену бесплатного автомобиля для инвалидов, выплату компенсации и финансирование топлива, запчастей и технического обслуживания.
Чисто теоретически, каждый водитель, даже не являющийся инвалидом, может приобрести знак «инвалид за рулем» и установить его на свое транспортное средство. Ведь данные символы находятся в свободной продаже и при их покупке продавцы не спрашивают у водителя соответствующих бумаг. Его может купить даже совершенно здоровый человек.
Но установка таких знаков на машине обязывает водителя быть готовым в любой момент подтвердить свои права на его установку. Инспектор ДПС может в любой момент попросить предъявить соответствующие документы.
Кроме того, уполномоченное лицо имеет полное право проверить предъявленную справку на подлинность. В том случае, если срок годности справки истек, она окажется поддельной или ее вовсе не будет у водителя, ему грозит административная ответственность.
Кроме того, водитель-инвалид обязан занести свое авто в специальный реестр. Этот перечень содержит полный список автомобилей, принадлежащих водителям-инвалидам.
Служба социального такси может осуществлять доставку в любое место, и брать за свои услуги фиксированную цену за единицу времени.
Так, к примеру, стоимость службы такси в Москве составляет:
- Один час услуги в пределах Москвы стоит 210 рублей;
- За пределы города — 420 рублей.
Социальное такси в СПБ для инвалидов имеет утвержденные перечни объектов, для которых действуют льготные расценки на перевозку.
Так, в основной перечень социальных объектов (оплата 10-50% от стоимости) включены:
- Уполномоченный по правам человека в СПБ;
- Уполномоченный по правам ребенка в СПБ;
- Законодательный орган власти в СПБ;
- Исполнительный орган власти в СПБ;
- Орган местного управления СПБ;
- Судебные органы и прокуратура;
- Отделения ПФР и ФСС в городе;
- Органы, предоставляющие гражданам госуслуги;
- Органы соцзащиты, а также оказывающие реабилитационные услуги;
- Лечебные организации, оказывающие услуги гражданам на бесплатной основе;
- Организации, обеспечивающие инвалидов бесплатно техническими средствами;
- Органы МСЭ;
- Аптеки;
- Организации, оказывающие бесплатные юридические консультации;
- Образовательные организации предназначенные ребенку инвалиду;
- Спортивно-оздоровительные организации для инвалидов.
Можно ли вешать знак инвалиду 3 группы?
Да. Последнее изменение в виде нового Приказа Минтруда как раз предусматривает выдачу спецзнака инвалидов 3 группы. А обновлённые ПДД предписывают, что 3 группа также может парковаться на местах для лиц с ограниченными возможностями. Но о привилегиях мы поговорим позже, а пока снова о недоработке законодательства.
Приказ Минтруда о порядке выдачи такого бейджа прямо говорит о том, что он выдаётся для 1 и 2 категории, а вот для третьей – “в порядке, установленном Правительством РФ“. То есть, как видим, не все представители 3 группы инвалидов могут получить знак на автомобиль, а только те, кто соответствует некому порядку. Данный порядок на 11 Января 2023 года нигде не регламентирован, и ни в каких правовых актах Вы его не найдёте.
На практике 2023 года знак в бюро МСЭ выдают всем обратившимся представителям 3 группы инвалидности.
РЖД: места для инвалидов
Федеральная пассажирская компания РЖД оснащает поезда вагонами для инвалидов, которые курсируют на дальние расстояния. Всего организация задействует 683 специализированных вагона, из которых 27 имеют 2 этажа. Каждый из них предприятие РЖД оборудовало одним купе для инвалидов, предназначенным для лица с ограниченными возможностями и его сопровождающего. Приобрести билет можно только в кассах, предоставив при этом национальный паспорт и один из нижеперечисленных документов:
- заключение медико-социальной экспертизы;
- справка врачебно-трудовой экспертизы;
- удостоверение инвалида;
- индивидуальная программа реабилитации.
Парковка в спб по льготе инвалидам
Парковочные места, нормы Какой ГОСТ на дорожный знак парковка для инвалидов? Парковочные места обозначаются специальной разметкой и опознавательным знаком «Инвалид», на котором схематически изображен человек в коляске.
В пределах мегаполисов предусмотрена двойная разметка, в таком случае на два выделенных под ТС инвалидов наносится разметка для 3 обычных автомобилей.
В настоящее время существуют следующие требования для парковочных мест:
- 10 % от общей площади — автостоянки, расположенные вблизи от общественных мест;
- 20 % от общей площади — автостоянки возле больниц, госпиталей, поликлиник и других специальных заведений, которые могут посетить пациенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Съезд на тротуар (при наличии) оборудуется специальным пандусом, удобным для выезда на дорогу или парковку.
Независимо от того, есть ли табличка инвалида на желтом фоне на лобовом стекле, или ее нет, водитель или пассажир обязан иметь при себе соответствующие документы, подтверждающие инвалидность.Тип данного документа в законодательстве не прописано, но есть общие требования:
- это может быть удостоверение или медицинская справка;
- главное, чтобы в этой бумаге была указана группа и причина, вызвавшая ее;
- стоит учитывать, что для предъявления документа сотрудникам правоохранительных органов, использовать нужно только оригиналы;
- копии, даже нотариально заверенные, не принимаются.
Средства индивидуальной мобильности или СИМ
В ПДД внесли новый тип средств передвижения, а именно – средства индивидуальной мобильности или СИМ. Формулировка дополнения правил звучит так:
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Обратите внимание СИМ – это не механические транспортные средства!
Согласно новым поправка водительское удостоверение для эксплуатации СИМ не требуется, однако, автоинспекторы имеют права останавливать, проверять и при необходимости отправлять водителей любых транспортных средств (в том числе и СИМ) на медицинское освидетельствование, если вдруг у него появятся подозрения, что водитель находится в состоянии опьянения. И если это подтвердится будет грозит соответствующее жесткое наказание.
Как осуществляется перевозка маломобильных пациентов по закону
До основного транспорта, в зависимости от состояния здоровья, пациента доставляют в коляске (кресле-каталке), на носилках, на руках. Если переносят на носилках, то подстилают дополнительное одеяло, чтобы удобнее было переложить на другую поверхность, головой вперед (по лестнице – положение меняется наоборот).
По решению врача и лечебного учреждения, возможна бесплатная транспортировка лежачего пациента на плановое лечение и обратно домой, с привлечением транспорта и персонала учреждения, но это не является их обязанностью.
Государство предоставляет возможность перевозки маломобильных граждан на специализированном оборудованном транспорте в медицинское учреждение (машина скорой помощи) в случае возникновения угрозы их жизни и здоровью. А вот обратно уже родственникам предстоит самостоятельно организовывать перевозку. Причем использовать необорудованный транспорт для перевозки маломобильных граждан запрещается законом.
В такой ситуации можно воспользоваться услугами частных перевозок, которые предлагают транспортировку маломобильных и неходячих граждан, на современном специально оборудованном транспорте с сопровождением медперсонала. Стоимость таких услуг зависит от состояния здоровья транспортируемого, количества сопровождаемых лиц и дальности перевозки. В некоторых организациях предусмотрены скидки для льготных категорий граждан, поэтому стоимость каждой перевозки индивидуальна.