Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 59 НК РФ. Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если платить долги по налогам нечем, можно попробовать подождать, пока ФНС обратится в суд, передаст документы приставам и признает задолженность безнадежной. Но на это уйдут годы. Всё это время придется сталкиваться с различными проблемами: от блокировки счетов до запрета на выезд за пределы РФ.
Прекращение существования юридического лица
Согласно пп. 4 п. 3, п. 4 ст. 44 и ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика только после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ. То есть, наличие налоговой задолженности не является препятствием для ликвидации (исключения из ЕГРЮЛ) (п. 3.2 Письма ФНС России от 08.10.2015 № ГД-4-14/17525@), но, в свою очередь, прекращение юридического лица не является однозначным основанием для признания налоговой задолженности безнадежной.
Если денежных средств ликвидируемой (ликвидированной) по причине банкротства организации не хватает для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов, к погашению остающейся части задолженности могут быть привлечены учредители (участники) организации в порядке возложения на них субсидиарной ответственности (п. 2 ст. 49 НК РФ, п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 3 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Федеральный закон № 14-ФЗ)).
О потенциальной субсидиарной ответственности по налоговым долгам исключенного из ЕГРЮЛ ООО гласит и п. 3.1 ст. 3 Федерального закона № 14-ФЗ: лица, контролирующие такого должника и своими недобросовестными или неразумными действиями доведшие его до исключения из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, по заявлению органа ФНС России могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого ООО и после прекращения его существования (с учетом позиции КС РФ, выраженной в Постановлении от 21.05.2021 № 20-П).
Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ списание налоговой задолженности по рассматриваемому основанию само по себе не является препятствием для последующей подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности и не может служить единственным основанием для исключения списанной задолженности из общего размера ответственности контролирующего лица (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53).
ФНС России Письмом от 12.07.2017 № ЕД-4-18/13479@ сообщила, что вышестоящий налоговый орган (по собственной инициативе или по представлению нижестоящего налогового органа) в срок не позднее даты подачи в суд заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным п. 3.1 ст. 3 Федерального закона № 14-ФЗ, отменяет ранее принятое решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации, безнадежной к взысканию, и о ее списании, если по результатам анализа, проведенного при указанных выше обстоятельствах, будет выявлена возможность ее погашения, то есть будут установлены:
- правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности;
- контролирующее должника лицо;
- возможность фактического исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности.
Истечение срока взыскания задолженности
В силу НК РФ, если налогоплательщик игнорирует исполнение налоговой обязанности, у налоговых органов имеются возможности задолженность взыскать, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества должника***
***Применительно к организациям, см. ст. 46 и 47 НК РФ.
Однако Кодекс устанавливает конкретные сроки для запуска процедур взыскания.
Так, если требование об уплате задолженности не исполнено налогоплательщиком, то момента истечения срока, указанного в нем, у налогового органа есть 2 месяца для вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на банковских счетах, а также за счет электронных денежных средств (п. 4 ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании, принятое позже, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности — в течение шести месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности.
Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика производится на основании постановления налогового органа о взыскании, направляемого приставу-исполнителю в течение 10 месяцев:
- либо с даты размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, превышающем 30 тыс. руб.;
- либо с даты окончания исполнительного производства по ранее размещенному постановлению при наличии отрицательного сальдо на едином налоговом счете в размере, превышающем 30 тыс. руб.;
- либо с даты возникновения после размещения в реестре решений о взыскании задолженности предшествующего постановления новой суммы задолженности на едином налоговом счете в размере, превышающем 30 тыс. руб.;
- либо по истечении трех лет с даты размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, не превышающем 30 тыс. руб.
Что нужно для списания налогов при признании банкротом?
Списание долгов (причем не только перед налоговыми органами) при помощи процедуры банкротства может стать решением в том случае, если должник не способен исполнить свои финансовые обязательства перед кредиторами. Причем, если раньше признать банкротом можно было только юридических лиц, то сейчас эта возможность стала доступна и обычным гражданам.
Итак, получение статуса банкрота позволяет списать налоги, однако сделать это можно только при условии, что вырученных от продажи имущества денежных средств будет недостаточно для уплаты долга.
Для списания налоговой задолженности после получения решения суда о признании банкротом налогоплательщику потребуется подать заявление в налоговую инспекцию и приложить к нему документы, подтверждающие статус банкрота и наличие задолженности. При банкротстве задолженность также признается безнадежной, но уже на основании того, что гражданин является финансово несостоятельным.
Важно! Судебная практика говорит о том, что иногда в ходе процедуры банкротства делается вывод о том, что должник намеренно уклонялся от уплаты налогов. В этом случае списать налоговые долги нельзя.
При этом нужно иметь в виду, что банкротство влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для гражданина. Так, например, при обращении за кредитом на протяжении 5 лет после получения статуса банкрота гражданин будет обязан сообщать об этом факте банку. Также нельзя в течение 3 лет занимать должности в органах управления юридическим лицом. Поэтому, принимая решение списать долги при помощи банкротства, следует просчитывать все плюсы и минусы этого варианта.
Таким образом, закон на сегодняшний день предоставляет гражданам возможность избавиться от налоговой задолженности, однако реализовать это право реально только при наличии соответствующих обстоятельств (просроченная задолженность, основания для признания банкротом).
Если вы планируете списать налоги, мы рекомендуем обязательно обращаться к юристу: специалист проанализирует возможность списания тем или иным способом и окажет профессиональную юридическую помощь на всех этапах процедуры.
Исковое заявление о списании налоговой задолженности
Налогоплательщики могут обратиться с административным иском в суд о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию. В иске подлежат указанию следующие сведения:
- название суда, который будет рассматривать иск
- сведения об истце (ФИО, адрес, номер телефона)
- сведения об ответчике-налоговой (наименование, адрес, ИНН)
- название документа – административное исковое заявление
- в тексте иска должны быть изложены обстоятельства дела, почему задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию с правовым обоснованием
- в просительной части излагаются конкретные требования, которые истец просит суд удовлетворить
- в перечне приложения указываются прикладываемые к иску документы
- в конце иска должна стоять подпись истца
Порядок списания налогов при ликвидации
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.2011 № 03‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.
На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, которые установлены законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ). Такое возможно только в том случае, если в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»). Поскольку мы говорим о коммерческих организациях, ответственность которых ограничивается взносом в уставный капитал, то в самом плохом случае, не будучи нарушителями законодательства, участники ликвидируемой организации могут потерять свои взносы в уставный капитал, но платить им из собственного кармана не придется. На это указывают соответствующие нормы гражданского законодательства: п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона об ООО [2] , п. 3 ст. 3 Закона об АО [3] .
Что такое срок давности и что происходит после него
Срок исковой давности — это период, установленный для кредитора, в течение которого он может требовать возврата своего долга через суд. Согласно общему правилу, он составляет 3 года с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. То есть 3 года с момента, когда была допущена просрочка исполнения обязательств.
В отношении налогов этот срок начинает отсчитываться с той даты, до которой человек или предприятие должны были заплатить налог за истекший год, но не сделали этого. Например, долги по налогам физлиц за 2020 год нужно было заплатить до 1 декабря 2021 года. Значит, и срок давности у такого долга — 1 декабря 2024 года.
Помимо должника, кредитор вправе требовать исполнения обязательств с поручителей и правопреемников должника.
Пропуск кредитором трехлетнего срока исковой давности означает, что он более не может обратиться в суд с требованием о возврате суммы долга.
Хотя по общему правилу срок давности и составляет 3 года, есть некоторые исключения, из-за которых с фактической даты просрочки для окончания срока давности может потребоваться больше времени. Это значит, что не всегда, когда фактически прошло 3 года – прошел и срок давности. Причиной такого отличного от общего правила порядка исчисления становится его прерывание и приостановка.
К основаниям для приостановки срока исковой давности относятся:
- непреодолимая сила, ставшая препятствием к заявлению исковых требованиям,
- мораторий, приостановка действия правового акта,
- нахождение должника в приведенных в военное положение войсках.
Взыскание задолженности по налогам в 2020 — порядок, пресекательный срок
Если налогоплательщик не вносит оплату своевременно, то ему могут быть начисленные пени за неуплату, которые исчисляются особым способом. Начисленная сумма пени прибавляется к сумме основного долга. Также стоит отметить, что налоговый орган может начислять пени не только на сумму долга, но и на начисленные штрафы, если они небыли погашены своевременно.
Для определения суммы принимают во внимание две даты: непосредственной даты оплаты и законодательно установленной, до которой налогоплательщик должен был погасить налог. В большинстве случаев пени начисляются за каждый просроченный день.
- Для определения размера пени используют величину, равную 1/300 от актуальной ставки рефинансирования, которая действует на отчетную дату.
- Формула расчета выглядит следующим образом:
- Пеня = (Общая сумма налога * количество просроченных дней * актуальная ставка рефинансирования Центрального Банка) : 300.
Возможно ли бесспорное взыскание обязательных платежей с ликвидируемой организации?
Вправе ли налоговый орган взыскивать с ликвидируемой организации в бесспорном порядке долги, а если нет, то с какого момента процедуры ликвидации он лишается этого права?
В Определении ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14 суд расценил действия банка по безакцептному списанию средств как противоречащие положениям ст. 64 ГК РФ о порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, что влечет ничтожность соответствующих операций. Но это про банки – а как насчет налоговых органов? Например, в Постановлении ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013 суд посчитал, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями ст. 46, 47 НК РФ.
Минфин также неоднократно высказывался по этому поводу. В Письме от 29.07.2008 № 03‑02‑07/1-319 Минфин отмечает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, о чем также свидетельствует практика арбитражных судов (постановления ФАС СЗО от 25.11.2004 № А05-6517/04-13, ФАС ПО от 27.02.2007 № А55-7518/06, от 18.12.2007 № А55-6435/2007).
Одновременно Минфин заметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае принятия решения о его ликвидации.
В более позднем письме – от 24.08.2011 № 03‑02‑07/1-303 – в ответ на запрос банка, обслуживающего ликвидируемую организацию, Минфин пояснил, что при наличии документов о принятии юридическим лицом решения о добровольной ликвидации и (или) об утверждении ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса банком не могут исполняться решения налоговых органов о взыскании налогов.
С учетом уточненной позиции Минфина, а также судебной практики можно утверждать, что срок исчисляется с момента принятия решения о ликвидации, а не с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В упомянутом Постановлении ФАС СЗО № А05-6517/04-13, на которое, кстати, сослался Минфин в Письме № 03‑02‑07/1-319, указано прямо: вынесение ИМНС оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств учреждения на счетах в банке и выставление на основании данного решения инкассовых поручений в банк после принятия решения о ликвидации учреждения следует признать неправомерным.
Поскольку действия по ликвидации подлежат госрегистрации, срок, соответственно, исчисляется не с момента совершения действия, а с момента его регистрации. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС СЗО от 01.10.2012 № А26-11436/2011: в период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу ст. 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика… особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка, как правильно указали суды, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.[8]
Эти правила распространяются и на обязательные взносы в социальные фонды. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 15.08.2013 № А19-917/2013 указано, что исходя из того факта, что данный вопрос Законом № 212-ФЗ [9] не урегулирован, применению подлежат общие нормы права, содержащиеся в ГК РФ. То есть в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 14.03.2013 № А19-14698/2012). Схожий подход выражен судом в Постановлении ФАС УО от 21.03.2012 № А76-12541/2011.
Когда долги контрагентов признаются безнадежными
Безнадежная дебиторская задолженность — это сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин. Для целей налогообложения прибыли безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются долги, если выполняется хотя бы одно из условий, перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ:
1. Истек установленный срок исковой давности. В общем случае этот срок составляет три года (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Срок исковой давности начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ). Срок исковой давности прерывается, если должник совершает действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ). После перерыва срок исковой давности начинает течь заново, но он не может превышать десять лет (п. 2 ст. 196 ГК РФ).
Таким образом, дебиторская задолженность достаточно долго может не признаваться безнадежной.
2. Обязательство должника прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
3. Имеется постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, подтверждающее невозможность взыскания долгов. При этом исполнительный документ должен быть возвращен взыскателю по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Как списать задолженности по пеням
До 2015 года задолженность предприятия по пеням, процентам и штрафам считалась безнадежной по причине завершения исполнительного производства, если с даты образования долга прошло 5 лет. При этом величина задолженности должна былы быть меньше требований к должнику, утвержденного для возбуждения разбирательства о признании его банкротом.
С 2015 года списание долга, взыскание которого считается невозможным в связи с вынесением приставом-исполнителем постановления о завершении исполнительного делопроизводства при возврате взыскателю исполнительного документа по 2 основаниям, если с момента обнаружения недоимки или долга по штрафам/пеням прошло больше 5 лет, возможно в следующих ситуациях:
- Если величина задолженности оказывается в сумме не больше требования к должнику, утвержденного на законодательном уровне по причине отсутствия суммы денег, достаточной для компенсации судебных издержек на инициацию процессов, связанных с делом о банкротстве.
- Если суд вернул ходатайство о признании должника банкротом или прекратил делопроизводство по вопросу о банкротстве из-за недостатка денежных средств, которых хватало бы для компенсации судебных издержек на проведение процедур, необходимых при рассмотрении дела о банкротстве.
Исполнительный документ подлежит возврату взыскателю после возбуждения делопроизводства в следующих случаях:
- Если у должника не имеется имущества, которое можно было бы взыскать в счет погашения долга. Либо все меры, которые пристав-исполнитель предпринял в рамках закона по поиску такого имущества, не увенчались успехом.
- Если местонахождение должника так и не удалось установить. Или не удалось обнаружить место нахождения его имущества. Не были найдены сведения о том, имеются ли у должника ценности и деньги на хранении в банке, во вкладах, на счетах (не имеются в виду ситуации, когда законом предусмотрен розыск имущества или самого должника).
Стоит также упомянуть о документах, которые являются доказательством признания задолженности по пеням, штрафам и процентам безнадежной к взысканию. До 2015 года перечень состоял всего из 2 документов — справки от ФНС и постановления пристава-исполнителя. Сегодня в список входят:
- Копия постановления о завершении исполнительного делопроизводства при возврате взыскателю исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя.
- Справка от ФНС о размере долга и недоимки по процентам, штрафам, пеням.
- Определение суда о возврате заявления о признании должника банкротом (или о завершении делопроизводства в связи с отсутствием денег на компенсацию судебных издержек, связанных с процедурой в деле о банкротстве).
- ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
- признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
- смерть физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ , — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ;
- принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Налоговый учет дебиторской задолженности: расшифровка и списание
В процессе ведения хозяйственной деятельности у предприятия могут появиться должники, которые при сдаче налоговой отчётности попадут в раздел дебиторской задолженности. Наиболее активно такая задолженность формируется у компаний, предоставляющих товары и услуги в кредит или на реализацию.
При нарушении сроков оплаты по договору задолженность приобретает статус просроченной. Такая статья баланса через определённое время подлежит реструктуризации и списанию. Однако перед тем как долги будут списаны, в налоговом учёте необходимо провести ряд бухгалтерских операций.
Размер дебиторской задолженности является существенным показателем баланса предприятия. Несвоевременное списание безнадежного долга искажает финансовые показатели компании и вводит в заблуждение заинтересованных пользователей. Управление дебиторской задолженностью и порядок ее взыскания определяются нормами Гражданского Кодекса и актами исполнительного производства.
Списание налоговой задолженности физических лиц: возможно ли
Есть 3 способа списать долги по налогам:
- обратиться за признанием несостоятельности в Арбитражный суд;
- обратиться за внесудебной процедурой списания долгов через банкротство в МФЦ1;
- воспользоваться налоговой амнистией, предоставленной главой РФ2.
Именно судебная процедура является оптимальным вариантом. Если обращаться в МФЦ, дело может обернуться потерей времени. Законодатели предъявляют слишком жесткие требования к должникам, прибегающим к бесплатному банкротству. Списать налоги через ФНС — по налоговой амнистии — удастся, только если соответствуешь ряду требований.
Через суд может списать долги предприниматель:
- Со статусом ИП. Тогда суд ликвидирует основания для ведения предпринимательской деятельности. Но этот способ мы не рекомендуем. Если пойдете за банкротством как индивидуальный предприниматель, после завершения судебного дела в течение 5 лет не сможете снова оформить ИП.
- Без статуса ИП. То есть сначала закрывается ИП, потом человек обращается за признанием несостоятельности как физ лицо. В таком случае закон не устанавливает ограничения в виде 5-летнего запрета на ведение предпринимательской деятельности.
Инициировать банкротство предпринимателя могут:
- он сам;
- его кредиторы;
- ФНС, если выступает заинтересованным лицом.
Сам должник может заявить о банкротстве, если размер долга составляет хотя бы 350 000 рублей. Вообще ФЗ «О банкротстве» не устанавливает четких критериев по суммам задолженности3 (только для кредиторов и ФНС). Суд самостоятельно определяет признаки банкротства в конкретном случае.
Налоговики могут заявить о несостоятельности гражданина, если:
- размер задолженности — не меньше 500 000 рублей;
- оплата по налогам не поступала больше 3 месяцев.
Что делать, если есть налоговая задолженность
Если у вас большой долг по налогам и сборам, но денег для его погашения нет, необходимо принять решение, что с этой задолженностью делать:
- Обратиться за рассрочкой или отсрочкой уплаты.
Отсрочка и рассрочка предоставляются ФНС, но на срок не более 1 года с момента, когда долг должен был быть погашен. Исключение — федеральные налоги. По ним отсрочка или рассрочка может предоставляться на срок до 3 лет. Воспользоваться ими можно только при наличии особых оснований (например, сложное имущественное положение). В любом случае их нужно подтвердить документально. Все заявления об отсрочке и рассрочке рассматриваются индивидуально. На практике ФНС не так часто идет навстречу должникам, поэтому будьте готовы к другим вариантам оплаты.
- Воспользоваться налоговой амнистией.
Если долг по имущественным налогам образовался до 1 января 2015 года, то его можно списать. К ним относятся транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество физлиц. При этом списывается как основной долг, так и начисленные по нему пени. Удобно, что физическим лицам не нужно подавать в ФНС заявление и подтверждать налоговую просрочку: все выполняется в автоматическом режиме. Однако не забывайте, что амнистия распространяется только на те налоговые обязательства, которые возникли до 2015 года и носят исключительно имущественный характер.
- Подать на банкротство.
В случае когда платить по налогам нечем, долг постоянно растет из-за пени, а к налоговой задолженности добавляются кредиты, займы и другие обязательства, лучшее решение — инициировать банкротство физического лица. Для этого необходимо подать в арбитражный суд заявление, которое уже на первом заседании будет проверено на обоснованность. С того момента как человека объявят банкротом, начисление всех пени и штрафов приостанавливается, то же касается исполнительных производств.
Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.
На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:
-
Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.
-
Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.