Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, бюджетные учреждения обязаны, в случае отсутствия бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по энергосбережению, обращаться к частным инвесторам и заключать энергосервисные контракты (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289).
Особенности теплотехнического оборудования
Что необходимо знать об оборудовании, которое обычно внедряется в рамках энергосервисных контрактов по модернизации системы отопления:
АУУ – автоматизированный узел управления – предназначен для автоматического регулирования параметров теплоносителя (температура, давление), поступающего в систему отопления. Регулирование параметров производится в соответствии с температурой наружного воздуха. При понижении температуры воздуха температура теплоносителя увеличивается, при увеличении температуры воздуха, температура теплоносителя, поступающего в систему отопления уменьшается. Также с применением АУУ обеспечивается расчетный перепад давления между подающим и обратным трубопроводами систем отопления.
ИТП – индивидуальный тепловой пункт представляет собой устанавливаемый в подвале здания и работающий автоматически комплекс насосов, теплообменников и датчиков, регулирующий подачу ресурса в системы отопления и горячего водоснабжения дома в соответствии с заданной программой и температурой наружного воздуха. В стандартной комплектации схема индивидуального теплового пункта состоит из двух модулей – системы отопления и системы горячего водоснабжения. Получив теплоноситель из системы централизованного теплоснабжения, ИТП задает необходимые тепловые параметры в системе отопления здания, а также готовит и подает в помещения горячую воду. Источником тепла для ИТП служат теплогенерирующие предприятия (котельные, теплоэлектроцентрали). ИТП соединяется с источниками и потребителями тепла посредством тепловых сетей. Источником воды для систем холодного и горячего водоснабжения служат водопроводные сети.
БИТП – автоматизированный блочный индивидуальный тепловой пункт представляет собой законченное изделие заводской готовности, предназначен для установки в помещении индивидуального теплового пункта зданий или сооружений и присоединения систем теплопотребления (отопления, вентиляции, ГВС и др.) к водяным тепловым сетям. В зависимости от назначения функциональных модулей, БИТП выполняет задачи коммерческого учёта воды и тепла, автоматического управления значениями параметров теплоносителя, подаваемого в систему отопления, горячего водоснабжения, систему теплоснабжения для оптимизации процессов теплопотребления.
АУУ – это самое простое, ИТП и БИТП – уже другой уровень (в том числе по цене), соответствующий современным возможностям автоматизации и учета.
По каждому из видов регулирующего оборудования в наличии множество комплектаций и схем подключения. Поэтому для корректного выбора оборудования необходимо, во-первых, осуществить технико-экономическое сопоставление вариантов:
1) установка АУУ от распределительных сетей ЦТП;
2) устройство ИТП от городских магистральных теплопроводов и сетей водопровода.
При этом необходимо помнить о «Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и необходимость корректировки гидравлических и тепловых балансов по итогу реализации мероприятий.
Во-вторых, в состав работ (в Техническое задание) нужно обязательно включить проектирование и согласование проекта установки оборудования с РСО.
Для энергосервисной компании при реализации контрактов существует заинтересованность в максимальном увеличении затрат заказчика, так как затраты на проект возмещаются платежами, которые производятся из полученной экономии расходов на оплату энергоресурса. С другой стороны, привлекательность энергосервисного контракта для заказчика очевидна: нет экономического эффекта – нет оплаты за услуги энергосервисной компании. Заказчик рассчитывается только за счет средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих технологий, а при отсутствии снижения объемов потребления энергоресурсов, энергосервисная компания не вправе претендовать на оплату работ. Для заказчика энергосервис не выгоден только в одном случае — у него есть достаточно денег прямо сейчас, чтобы самостоятельно купить и установить современное оборудование.
При заключении контракта (договора), энергосервисная компания гарантирует финансовые сбережения и берет на себя все риски по проекту. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к энергосбережению, где бремя энергосберегающих мероприятий в виде проведения энергоаудита и реализации намеченных проектов ложится на энергетиков предприятий, подход на основе энергосервисных контрактов позволяет возложить весь комплекс необходимых мероприятий и главное риски по достижению заявленных результатов на энергосервисную компанию.
Основные преимущества:
- Отсутствуют затраты учреждения на реализацию энергосберегающих мероприятий.
- Энергосервисная компания берет на себя обязательства по достижению экономии.
- Происходит модернизация энергохозяйства, установка современного оборудования.
- Приведение условий труда к нормативам (параметры освещения, температуры и пр.).
- Фиксация лимитов потребления на энергоресурсы.
- Исполнение требований Федерального законодательства в области энергосбережения.
- Высвобождение денежных средств для решения других задач учреждения.
- Промышленные предприятия любого уровня смогут повысить конкурентоспособность своей продукции (за счет снижения издержек на оплату ресурсов, а также за счет улучшения производственных процессов и повышения производительности труда путем увеличения комфорта на рабочих местах).
- Владельцы бизнес- и торговых центров смогут увеличить свою прибыль путем снижения издержек на электроэнергию и коммунальные услуги, на которые приходится существенная часть эксплуатационных расходов коммерческих объектов.
- Использование энергосервисных контрактов в ЖКХ принесет ощутимый социальный эффект за счет сокращения расходов семей на коммунальные услуги. ТСЖ сами смогут выбрать подходящую схему и обсудить все детали контракта, получив максимальную выгоду.
1 этап. Подготовка (определение начальных условий)
1.1. Формирование требований к энергосервисной компании
1.2. Бесплатная консультация для заказчика работ
1.3. Заполнение опросных форм для проведения экспресс-обследования объекта энергосервиса для определения возможности заключение контракта и определение потенциала экономии
1.4. Подбор технических решений
1.5. Согласование схемы и этапов финансирования проекта
1.6. Определение сроков контракта
1.7. Согласование проекта с учредителем организации
2 этап. Проведение конкурса для бюджетных учреждений
2.1. Подготовка конкурсной документации
2.2. Размещение конкурсных процедур на единой городской (отраслевой) площадке
2.3. Проведение конкурса
2.4. Заключение контракта с победителем конкурса
2.5. Регистрация энергосервисного контракта
3 этап. Производственный
3.1. Фиксирование объёмов потребления энергоресурсов в базовом периоде
3.2. Строительно-монтажные работы, пуско-наладка, обучение персонала. Приём и сдача монтажно-наладочных работ
3.3. Фиксирование размера полученной экономии. Перезаключение договоров с ресурсоснабжающей организацией (в случае необходимости)
4 этап. Доходный
4.1. Верификация и мониторинг полученной экономии по согласованному графику
4.2. Замена вышедшего из эксплуатации оборудовании за счёт энергосервисной компании
4.3. Оплата по энергосервисному контракту из сэкономленных средств
4.4. Закрытие контракта и передача оборудования в собственность заказчика
Суть понятия энергосервисного контракта
Чтобы понять, что такое энергосервисный договор (контракт), нужно проникнуть в суть понятия и определить его основные функции и назначение. Во многих промышленных предприятиях и объектах ЖКХ состояние инфраструктуры желает лучше. Устаревшее оборудование, системы отопления с пройденным износом десятки лет назад не могут полноценно функционировать, обеспечивая надлежащее обслуживание потребителя.
В результате это приводит к утечке воды, электроэнергии, тепла. А эти все расходы ложатся на плечи обычного населения. Чтобы улучшить состояние необходимо серьезное инвестирование, модернизация, улучшение систем. Поэтому стает вопрос использования более эффективных альтернативных технологий, а на фоне постоянного возрастания тарифов эта проблема обостряется еще больше.
Модернизация имеющейся базы функционирования эрнегосистем и внедрение инновационных технологий энергосберегающего направления является актуальным вопросом для предприятий, которые стремятся сохранить конкурентоспособность и развиваться. Приемлемым вариантом становится применение энергосервисного контракта, когда собственных средств на модернизацию нет. Предметом энергосервисного контракта является достижение энергоэффективности предприятия за счет инвестиционной модернизации объекта.
Финансирование и энергосервисный контракт понятия разные и в них есть существенные отличия. Главное из которых в том, что на реализацию мероприятий не нужны заемные, кредитные или собственные средства. Предприятие имеет возможность купить современное оборудование и установить на объекте энергоэффективные технологии при отсутствии финансовых затрат и потерь.
Проект контракта на энергосервис в бюджетном учреждении – что учесть
На уровне региона необходимо разработать и утвердить типовую форму энергосервисного контракта, технического задания и закрепить состав приложений (или откорректировать под себя рекомендованную Минэкономразвития России форму). Это снимет очень много вопросов в части реализации и результатов реализации – начиная от вопросов контрольно-счетных палат до всех остальных органов правопорядка, ведь все бюджетные учреждения региона будут использовать единую документацию.
Важно! Рекомендуемые формы нужно корректировать под условия региональных закупок, в рекомендациях изложен основной принцип построения контракта и его основные статьи/разделы.
Обязательно в предмете контракта прописать «Предметом Договора/Контракта является оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса». Данный вид контрактов подразумевает и услуги, и строительно-монтажные работы, однако, если указать один из этих пунктов, окажется, что логика контракта не соответствует его предмету.
Дополнительная экономия. Чтобы снять лишние вопросы, мы считаем, что вся дополнительная экономия должна оставаться у Заказчика работ. Энергосервисная компания при подготовке заявки или заключении договора оценила состав работ, текущее состояние внутреннего освещения и предложила свою цену – процент от экономии. А при наличии в договоре условия про взаимное распределение полученной сверх утвержденного планового размера экономии, энергосервисная компания запланирует минимально возможный размер экономии, который 100% будет достижим, ну а все остальное – это доп.экономия, и ситуация станет менее выгодной заказчику, предполагая минимальные обязанности ЭСКО по экономии, максимальные обязанности Заказчика по платежам. Положение о распределении дополнительной экономии в контракте исключит вопросы от контролирующих органов.
Поскольку для оплаты полученной экономии используются бюджетные средства, вовлечены сметы и госзадания, необходимо максимально подробно расписать весь документооборот между Заказчиком и Исполнителем.
Срок проведения строительно-монтажных работ – не более 120 календарных дней от даты заключения контракта, включаем данное требование и в Техническое задание, и в проект контракта.
Основными документами для фиксации сроков выполнения работ и расчетного/отчетного периода и закрытия реализованного контракта будут являться:
- Акт сдачи-приемки результатов Мероприятий (этапа Мероприятий);
- Акт достигнутой экономии за отчетный период;
- Акт реализации Контракта.
Обоснование НМЦК тарифным методом, образец
Рассмотрим применение способа на примере открытого конкурса, где заказчиком выступает муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № Х» . Предмет договора — «поставка тепловой энергии в горячей воде». На момент расчета тариф за 1 Гкал (без учета НДС) — 2 880,79 руб. Учреждение планирует закупить 731,9 Гкал.
Сумма муниципального договора в этом случае составит: 731,9 Гкал х 2 880,79 руб. = 2 487 971,24 рублей.
Обратите внимание, что такой контракт заключается на период действия цены за единицу товара. После изменений понадобится организовать новую закупку
К слову, непосредственно необходимый объем тепловой энергии определяется в соответствии с Методикой, установленной Приказом от 17 марта 2014 г. N 99/пр.
Энергосервисный контракт: плюсы и минусы
В ряде случаев такой госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.
Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется думать и над правом собственности на оборудование.
Энергосервисный контракт: плюсы и минусы
ЭСК заключается на длительный период, поэтому заказчик должен помнить, что в условиях договора необходимо четко и корректно сформулировать планируемые результаты деятельности по достижению энергоэффективности, а затем должным образом обеспечить исполнение своих обязательств. Детерминация расходов исполнителя и продуктивности его работы, а также объемов энергоресурсов является весьма затруднительной в таких условиях. В ЭСК необходимо грамотно установить объемы потребления ресурсов по их видам и включить возможность влияния на результат работы непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств.
Несомненным плюсом ЭСК является допустимость перераспределения образовавшихся финансовых сбережений на заработную плату работников организации-заказчика (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).
Порядок заключения: алгоритм действий
Заказчики могут подписывать энергосервисные контракты по результатам электронных способов отбора поставщика. Для этого применяются конкурентные процедуры отбора подрядчика на выполнение работ. На основании ч. 2 ст. 108 44-ФЗ энергосервисный контракт подписывается отдельно от госконтрактов на закупку самих ресурсов. Например, отдельно подписывается договор на водоснабжение и отдельно – энергосервисный контракт, который позволяет снизить расходы заказчика на воду путем установки различного оборудования и устройств. Энергосервисный контракт подписывается отдельно от контрактов в области субъектов естественных монополий, теплоснабжению, подключению к инженерным сетям, поставкам электроэнергии, угля, мазута. Одновременно условия энергосервисных контрактов допускается включать в договоры купли-продажи, поставки и передачи энергоресурсов по ст. 20 261-ФЗ. Основной объем деятельности реализуется в бюджетной области, в области ЖКХ и промышленности.
Проблемы и факторы успеха с точки зрения задачи масштабного развития энергосервиса для бюджетной сферы:
1. Участие в проекте энергосервиса требует от ЭСКО существенной предварительной проработки проекта:
a) На типичный энергетический паспорт опираться при принятии инвестиционных решений нельзя.
b) Обследование должно выполняться по специальному техническому заданию.
2. Состояние объектов должно соответствовать минимальным требованиям:
a) соблюдение санитарных норм;
b) удовлетворительное состояние инженерных систем, окон и т.п.
3. На объектах, имеющих «проблемные» места, крайне важно скоординировать бюджетные расходы на ремонт и т.п. с мероприятиями по энергосервису. В отсутствие условий для юридической «увязки» таких мероприятий, необходимо обеспечивать координацию административными мерами.
4. ЭСКО несет существенные риски в части исполнения Заказчиками обязательств:
a) механизм планирования бюджетных расходов не учитывает особенностей энергосервиса, необходимы нормативные и методические документы;
b) обязательства бюджетных учреждений «неликвидны», для широкого внедрения энергосервиса необходимы гарантии бюджета.
5. Условия конкурсов на энергосервис должны стимулировать участие ЭСКО:
a) нецелесообразно в конкурсной документации диктовать перечень мероприятий;
b) граничные условия по объему экономии и др. должны быть мягкими;
c) распределение рисков должно быть справедливым;
d) целесообразно сравнивать заявки по совокупному объему экономии, остающемуся в распоряжении Заказчика.
ДЛЯ СПРАВКИ
СИТУАЦИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
Для бюджетной сферы законодательно установлено требование о снижении на 3% в год потребления ТЭР в натуральном выражении на протяжении 5 лет (т.е. 15%), что выльется в срезание бюджетов, в ходе их планирования.
При этом ожидается, что рост тарифов будет опережать рост инфляции, а из средств, направленных на решение задач в области энергосбережения, только каждый 10-й рубль будет государственным. На графике видно, что дефицит бюджета при реализованных мероприятиях и без них — разница между красным и зеленым столбцом, будет расти из года в год.
Таким образом, для того чтобы не допустить невыполнения требований закона № 261-ФЗ и снизить величину прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо реализовывать программы энергосбережения и выводить энергосервис на кардинально иной уровень проникновения в массы.
Правовые основы энергосервисного договора
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Бюджетные учреждения в разряд государственных и муниципальных заказчиков не входят — названный пункт относит их к иным заказчикам. Кроме того, содержится пояснение, что государственные, муниципальные и иные заказчики в Законе N 94-ФЗ далее именуются заказчиками, а государственные, муниципальные нужды и нужды бюджетных учреждений — нуждами заказчиков. Порядок размещения заказов для иных заказчиков, то есть для бюджетных учреждений, аналогичен порядку размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
В Законе N 94-ФЗ уточняется, что от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования заказчики заключают государственные или муниципальные контракты. А бюджетные учреждения от своего имени заключают гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).
Итак, бюджетные учреждения могут заключать энергосервисные договоры (контракты), относящиеся к гражданско-правовым договорам. Они обязаны это делать только по итогам размещения заказа, проводимого в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Обратите внимание, что заключение энергосервисного договора (контракта) является правом, а не обязанностью учреждения.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков — это действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков). С этими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) заказчик должен заключить государственный или муниципальный контракт или гражданско-правовой договор бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также иной гражданско-правовой договор в любой форме. Иной гражданско-правовой договор заключается в случае, предусмотренном пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а именно при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке . При этом следует учитывать, что заказы на данную сумму на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг бюджетное учреждение вправе размещать в течение квартала.
Энергосервисный контракт
Основное отличие энергосервисной деятельности от проводимого сегодня повсеместно энергоаудита заключается в том, что заказчику не приходится вкладывать собственные средства в модернизацию, за счет которой будет достигнута экономия ресурсов и средств.
Энергосервисный контракт представляет собой особый вид гражданско-правового договора, который направлен на снижение эксплуатационных расходов за счет внедрения энергосберегающих технологий и повышение энергетической эффективности предприятий.
В России данная форма была введена Федеральным Законом № 261 от 23.09.11 «Об Энергосбережении и о повышении энергетической эффективност», а также Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
Суть работы энергосервисных контрактов такова: заказчик, желающий провести модернизацию систем энергопотребления и достичь ресурсосбережения у себя на предприятии, нанимает специализированную энергосервисную компанию, которая проводит весь комплекс работ по внедрению энергосберегающих технологий не за счет заказчика, а за счет привлеченных ей же кредитных средств. И уже из сэкономленных за счет энергосбережения денег заказчик оплачивает услуги как энергосервисной компании, так и выплачивает привлеченные кредитные средства.
Договор при этом заключается только между заказчиком и энергосервисной компанией. И уже она осуществляет энергоаудит предприятия, разрабатывает план модернизации, энергосберегающих мероприятий и схемы финансирования. Привлекает средства, а затем и выполняет все работы по подготовке и модернизации энергосистем и приборов учета на предприятии. Энергосервисная компания, таким образом, крайне заинтересована в качественном выполнении работ и достижении положительного результата — ее прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств.
Одним из основных направлений деятельности компании «АтомСвет» — крупнейшего производителя светодиодных светильников — является предоставление энергосервисных контрактов.
«Выбор инструментов привлечения финансирования зависит от каждого конкретного проекта: при повышен ном режиме использования светодиодных светильников и высоком тарифе на электроэнергию — то есть при небольшом сроке окупаемости проекта, целесообразнее проведение модернизации за собственный счет, воспользоваться лизингом или кредитом; в случае же невозможности при влечения лизинга (кредита) или нежелания отвлечения из оборота собственных средств целесообразнее использовать энергосервисный контракт.
Энергосервисный контракт имеет целый ряд преимуществ: во-первых, модернизация освещения объекта заказчика (энергоаудит, расчет экономии, проектирование, поставка светодиодных светильников, монтаж) осуществляется за счет энергосервисной компании; во-вторых, оплата за модернизацию объекта осуществляется заказчиком за счет сэкономленных средств, в процентном соотношении от достигнутого эффекта экономии энергоресурсов, в-третьих, энергосервисная компания гарантирует заказчику снижение затрат на электроэнергию, т.к. энергосервисная компания получает оплату только с экономии электроэнергии. Ряд компаний уже сейчас предлагают комплексные решения по энергосбережению. Это обследование объекта, разработка проекта освещения, расчет экономической эффективности, расчет и обоснование схем софинансирования, производство, поставка и монтаж светодиодных светильников, авторский надзор, гарантийное и постгарантийное обслуживание. В целом, программа энергосбережения в системах внутреннего и наружного освещения приводит к существенному снижению энергопотребления, высвобождению используемых мощностей и, как следствие, высокой экономической выгоде» — уверен начальник отдела инвестиционного анализа ООО «АтомСвет» Муслим Утешев.
Согласно российскому законодательству, предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:
- условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
- условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
- иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
Этапы реализации энергосервисного контракта:
- инвестиционный аудит заказчика; энергоаудит;
- подготовка инвестиционного бизнес-плана;
- открытие финансирования;
- проектные работы;
- поставка и монтаж оборудования, выполнение работ;
- обучение персонала заказчика;
- заключительный энергоаудит;
- эксплуатация объекта, выплата платежей по кредиту за счет экономии.
Потребитель в результате заключения энергосервисного контракта получает экономию средств, покрытие расходов на мероприятия по энергосбережению и модернизации оборудования. Энергосервисная деятельность подойдет предприятиям с любой формой собственности и объемом реализации.
Из материала хорошо видно, насколько велик потенциал энергосервисной деятельности в России. Чтобы решить проблемы на пути становления этого огромного рынка необходимо привлечение государственных структур, частного сектора, а также профессионалов в области энергосбережения. На наш взгляд, в первую очередь необходима доработка нормативно-правовой базы отрасли энергосервиса, которая, в свою очередь, способна подтолкнуть финансовые учреждения. Если государство озаботится развитием данной интересной, эффективной и прибыльной сферы, создаст благоприятную среду для ее роста, то и сообщество профессионалов отреагирует на изменения так же быстро. Будет создана четкая методологическая база, стандарты качества и другие сопутствующие мероприятия — работа пойдет более интенсивно. А пока остается лишь верить, что в самом ближайшем будущем законодатели все-таки устремят более пристальные взоры в сторону энергоэффективности.
Какие сведения указывают в проекте энергосервисного соглашения
Согласно ст. 19 ФЗ №261 в тексте договора должны быть указаны:
- Конечные показатели, которые должен получить заказчик. Именно этих показателей экономии исполнитель должен добиться
- Сроки соглашения, в которые исполнитель добьется зафиксированных параметров
Это обязательные условия, которые должны быть зафиксированы в проекте. Помимо них в обязательном порядке стоит указать:
- порядок согласования режимов пользования ресурсами
- что установка и ввод в эксплуатацию счетчиков учета лежит на исполнителе
- сумму соглашения и ее соотношение с размером экономии
Также рекомендуется составить дополнительный перечень данных:
- Со стороны исполнителя: списки мер, сроки их проведения и точные технические характеристики работ
- Со стороны заказчика: размер экономии, регламент, по которому будет распределяться дополнительная экономия, сроки оплат
Кроме того, важно указать ответственность сторон и порядок перехода прав собственности на смонтированное оборудование.
Энергосервисные контракты
Выступление директора направления «городское хозяйство» фонда института экономики города С. Б. Сиваева.
Как заключать энергосервисные контракты на период длиннее, чем бюджетный цикл. Т. е. подписывая такой контракт, органы власти обязуются соблюдать некие правила оплаты услуг за пределами бюджетного цикла. Российское юридическое поле такое допускает потому, что наше бюджетное законодательство в своей концепции, (на практике всё бывает по-разному), формируется таким образом, что бюджеты текущего периода должны отражать принятые обязательства. Не столько формировать их, сколько отражать. В рамках российского законодательства мы можем подписывать такие контракты, если они формируются в рамках целевых программ. Т. е. если целевые программы предусматривают расходы, то эти расходы должны подтверждаться договорными обязательствами и отражаются в текущих бюджетах. Другое дело, что, как правило, у нас всё это плохо сбалансировано. Мы не знаем доходной базы будущих периодов и это элемент серьёзных рисков. Но это риски не правовые — это риски фактического исполнения обязательств.
В международной практике энергосервисы в первую очередь формировались как заказы публичных органов. А если посмотреть на последующее развитие? В настоящее время энергосервисы тяготеют опять таки, на здания, имеющие определённые специфические характеристики, связанные с их управлением и эксплуатацией. Это в основном коммерческие офисные здания, складские помещения, публичные помещения вокзалов, концертных залов, бассейны, и т. д. В основном там, где наблюдается большое энергопотребление.
Кто является игроком, кто, как правило, оказывает энергосервисные услуги? И какие договоры в связи с этим заключаются?
Эта тема позволит нам перейти ближе к применительной практике. Выяснить, что можно делать в российских условиях. Можно выделить четыре заинтересованные группы тех, кто занимается энергосервисом. К первой группе, она и возникла самой первой, можно отнести производителей энергосервисного оборудования. Тот, кто производит счётчики, кто производит регуляторы, связанные с оптимизацией потребления энергоресурсов — как правило, оказываются и самыми заинтересованными в том, чтобы оказывать энергосервисные услуги на зданиях. То же самое происходит и в России. Достаточно большое количество появившихся энергосервисных компаний (ЭСКО), которые заключают договоры-подряды на поставки оборудования в рассрочку — это представители производителей оборудования. Главная движущая сила в России, в настоящий момент — именно такие организации.
В международной практике вторыми, заинтересованными в энергосервисе (с почти равными объёмами услуг), как ни странно, оказались ресурсоснабжающие организации. В российских условиях это достаточно странная позиция потому, что энергосервис ресурсоснабжающих организаций означает, что они сознательно сокращают объём своих поставок и услуг, объём продаж. Такая мазахисткая штука — работа против своих интересов. В нашей практике, когда ресурсник занимается энергосервисом, есть большая хитрость. Алгоритм, как правило, следующий: поставками энергии занимаюсь здесь, а энергосервисом в другом месте. Потому, что сам себе объём реализации сокращать не хочу.
Почему такой фокус удаётся на западе? Причины здесь две. Первая в том, что многие энергоснабжающие сектора высококонкурентны. А генерация энергии, почти всегда сочетание поставок электроэнергии и оптимизация энергопотребления. Такая политика для западных компаний — это дополнительная возможность рыночного позиционирования себя в высококонкурентной среде. Там где поставки осуществляет не монопольный сектор, а конкурентный, сочетание поставок электроэнергии и предложения по энергосервису — это дополнительное преимущество, которое может заинтересовать потребителя. Так бывает в электроэнергетике иногда в теплоснабжении, но последнее ограниченно. Конкурентное теплоснабжение для Европы не характерно, в штатах это возможно. В Европе конкурентное теплоснабжение только ближе к югу, к примеру, это возможно во Франции. Вся центральная и северная Европа исключительно централизованное теплоснабжение и в этой связи монопольные поставки тепла.
Второй мотив связан с регулированием монопольных поставок теплоснабжения в частности в Германии. Они же пытаются такие подходы реализовать в России и очень удивляются, почему это не работает. Что происходит у немцев. У немцев вот такая штука. Когда у них регулируют, например тарифы на теплоснабжение, то занимают следующие позиции: принимается, что при регулируемых тарифах инвестиции в сокращение потребления ресурсов у потребителя замещают инвестиции в создание новых мощностей у поставщика. Т. е. поставщик говорит, что ему нужно для того, чтобы подключить новых потребителей: мои мощности на пределе и у меня есть два варианта, либо я должен строить новые мощности, либо готов заняться проблемой повышения энергоэффективности у существующих потребителей, а освободившиеся мощности предоставить новым потребителям. Логика заключается в том, что вся система настроена таким образом, что дешевле сократить потребление у существующих потребителей, чем создавать новые мощности. Дополнительно это связанно с парниковыми газами и со всякими политическими эффектами. Но главный мотив то, что ресурсники заинтересованы в сокращение потребления ресурсов у потребителей для того, чтобы не строить новые мощности. Существующие настроения и взгляды общества на экологию и ресурсосбережение, в конечном счёте — выстраивают бизнес процесс таким образом, что это интересно ресурсникам. Для России тема пока никак не обозначенная, поэтому не имеет смысла эту тему затрагивать. Возможно, мы когда — то и построим такую систему, но это не сегодняшний день.
Это второй игрок. Первые — поставщики оборудования, вторые — ресурсники. Третьи игроки — это компании, занимающиеся управлением недвижимостью. Бизнес, связанный с энергоэффективностью, очень часто является составной частью бизнеса по управлению объектами недвижимости. Это очень тесные бизнесы, которые соединяются вместе, поэтому третий игрок в этом секторе управляющие компании. Ну и четвёртые — это независимые игроки, появившиеся в последнее время в рамках энергосервисных процедур.
Виды энергосервисных контрактов
Как устроенны энергосервисные контракты и как распределяются риски связанные с финансированием услуг энергосервиса.