Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится в порядке возмещения НДС с 01.01.2023?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отношении затрат на выполнение проектных и проектно-изыскательских работ, как и в любых других случаях учета расходов, важно подтвердить, что подрядчик является реальным и работы в действительности выполняло указанное в «первичке» третье лицо, а не сам налогоплательщик. На практике нередко бывает так, что налогоплательщик делает работы собственными силами, а для получения экономии по налогам (налогу на прибыль, НДС) оформляет необходимый пакет документов (договор, задание, акты, счета-фактуры). Подобные действия в большинстве случаев ведут не к экономии, а к дополнительным расходам в виде начисленных инспекторами штрафов и пеней. Дело в том, что налоговые органы научились собирать доказательства, которые суды считают достаточными для признания налоговой выгоды необоснованной.
Что делать, если превысили оборот по НДС?
В случае превышения размера минимального оборота нужно подать в УГД МФ РК по месту регистрации налоговое заявление о постановке на учет в качестве плательщика НДС. Подать заявление нужно оперативно – не позднее 10 рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение. Запомните, подавать заявление необходимо в рабочие дни, в бумажной или электронной форме.
Пример: по итогу февраля оборот превысил 20 000 МРП, при этом налогоплательщик не является ИП на упрощенке, применяющим ТИС. В этом случае, заявление нужно подать до 12-15 марта.
Обращаем внимание, что налогоплательщики, которым присвоена высокая степень риска по СУР, должны подавать заявление только в бумажной форме (п.2 ст.82 НК РК).
ИП или ТОО, подавшее заявление, становится сразу плательщиком НДС со дня подачи этого заявления.
Добровольная постановка на учет по НДС.
Те лица, которые по закону не обязаны вставать на учет по НДС, тем не менее вправе это сделать по собственному желанию. Порядок добровольной постановки на учет по НДС регулируется ст.83 НК РК. Процедура постановки на учет аналогична той, что и при обязательной регистрации в качестве плательщика НДС. Необходимо подать налоговое заявление в УГД МФ РК по месту регистрации.
Добровольно подать заявление на учет по НДС можно тремя путями:
- на бумажном носителе;
- онлайн через портал Egov.kz или Кабинет налогоплательщика;
- сразу при госрегистрации юрлица-резидента, при присвоении БИН.
Штраф за не постановку на регистрационный учет по НДС
Как уже упоминали, ОГД следят за налогоплательщиками, чьи доходы приближаются к пороговому уровню.
Если ОГД отметили превышение уровня минимального оборота, а налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не подал заявление о постановке не учет по НДС, происходит следующее (п. 7 и п. 8 ст. 82 НК РК):
- в течение 5 рабочих дней с даты, когда истек срок подачи заявления налогоплательщиком, ОГД направляется уведомление;
- если по истечении 30 рабочих дней с даты вручения уведомления налогоплательщик так и не встал на регистрационный учет по НДС, ОГД приостанавливает расходные операции по его банковским счетам.
Возникают ли доходы при получении субсидии в связи с расходами на проектные, проектно-изыскательские работы?
Порядок признания в целях налогообложения прибыли доходов в виде субсидий, полученных организациями (за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора), установлен п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Данный порядок учета субсидий действует с 2015 года.
Для наглядности представим его на схеме.
----------------------------------------¬
¦ Субсидии ¦
L--------T--------------------T----------
¦/ ¦/
--------------------------------------¬------------------------------------¬
¦ Получены на финансирование расходов ¦¦ Получены на компенсацию ранее ¦
¦ ¦¦ осуществленных расходов ¦
L---------T-----------------T----------L--------T-------------------T-------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
-------------------¬------------------¬-------------------¬----------------¬
¦ связанных с ¦¦ не связанных с ¦¦ связанных с ¦¦ не связанных с¦
¦ приобретением, ¦¦ приобретением, ¦¦ приобретением, ¦¦ приобретением,¦
¦ созданием, ¦¦ созданием, ¦¦ созданием, ¦¦ созданием, ¦
¦ реконструкцией, ¦¦ реконструкцией, ¦¦ реконструкцией, ¦¦реконструкцией,¦
¦ модернизацией, ¦¦ модернизацией, ¦¦ модернизацией, ¦¦ модернизацией,¦
¦ техническим ¦¦ техническим ¦¦ техническим ¦¦ техническим ¦
¦ перевооружением ¦¦ перевооружением ¦¦ перевооружением ¦¦перевооружением¦
¦ амортизируемого ¦¦ амортизируемого ¦¦ амортизируемого ¦¦амортизируемого¦
¦ имущества, ¦¦ имущества, ¦¦ имущества, ¦¦ имущества, ¦
¦ приобретением ¦¦ приобретением ¦¦ приобретением ¦¦ приобретением ¦
¦ имущественных ¦¦ имущественных ¦¦имущественных пра⦦ имущественных ¦
¦ прав ¦¦ прав ¦¦ ¦¦ прав, или ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ недополученных¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ доходов ¦
L---------T---------L--------T---------L--------T----------L--------T-------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
-------------------¬------------------¬-------------------¬----------------¬
¦ учитываются по ¦¦ учитываются в ¦¦ учитываются ¦¦ учитываются ¦
¦ мере признания ¦¦ течение не боле妦 единовременно нদ единовременно ¦
¦ расходов, ¦¦ трех налоговых ¦¦дату их зачисления¦¦ на дату ¦
¦ фактически ¦¦ периодов (считая¦¦ в сумме, ¦¦ зачисления ¦
¦ осуществленных зদгод получения) п соответствующей ¦¦ денежных ¦
¦счет этих средств.¦¦ мере признания ¦¦ сумме начисленно馦 средств на ¦
¦ При реализации, ¦¦ расходов, ¦¦ амортизации по ¦¦ расчетный счет¦
¦ ликвидации или ¦¦ фактически ¦¦ ранее ¦¦ организации ¦
¦ ином выбытии ¦¦осуществленных зদ произведенным ¦¦ ¦
¦ имущества, ¦¦ счет этих ¦¦ расходам, ¦¦ ¦
¦ имущественных ¦¦ средств. По ¦¦ связанным с ¦¦ ¦
¦ прав, полученные ¦¦ окончании ¦¦ приобретением, ¦¦ ¦
¦ субсидии, не ¦¦ третьего года ¦¦ созданием, ¦¦ ¦
¦учтенные в состав妦 не учтенная в ¦¦ реконструкцией, ¦¦ ¦
¦ доходов, ¦¦ составе доходов ¦¦ модернизацией, ¦¦ ¦
¦ признаются ¦¦ сумма субсидии ¦¦ техническим ¦¦ ¦
¦внереализационным覦 признается ¦¦ перевооружением ¦¦ ¦
¦ доходами на ¦¦внереализационны즦 амортизируемого ¦¦ ¦
¦ последнюю дату ¦¦ доходом на ¦¦ имущества, ¦¦ ¦
¦отчетного периода,¦¦ последнюю ¦¦ приобретением ¦¦ ¦
¦ (налогового) в ¦¦ отчетную дату ¦¦ имущественных ¦¦ ¦
¦ котором произошл этого года ¦¦ прав. Остальная ¦¦ ¦
¦ выбытие по ¦¦ ¦¦ часть полученной ¦¦ ¦
¦ указанным ¦¦ ¦¦ субсидии ¦¦ ¦
¦ основаниям ¦¦ ¦¦ отражается в ¦¦ ¦
¦ (абз. 3 п. 4.1) ¦¦ ¦¦ составе доходов ⦦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ порядке, ¦¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ аналогичном ¦¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ предусмотренному ¦¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ абз. 3 п. 4.1 ¦¦ ¦
L-------------------L------------------L-------------------L----------------
Указанные правила распространяются и на случаи получения субсидий на финансирование проектных, проектно-изыскательских работ или на возмещение ранее осуществленных расходов на их выполнение. При этом конкретный вариант признания доходов организации придется выбрать самостоятельно (многообразие практических ситуаций не позволяет рекомендовать какой-либо один из названных четырех способов).
Банкротство как повод для отказа в вычете «проектно-изыскательского» НДС
В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами). В случае если на момент заявления налогового вычета организация будет признана банкротом, не будет соблюдаться требование пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ об использовании покупки для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Следовательно, у налогового органа будут все основания отказать в праве на вычет.
Данный вывод подтверждается судебной практикой, в том числе на уровне Верховного суда. Об этом свидетельствует, например, Определение от 03.02.2017 N 309-КГ16-19662 по делу N А76-9423/2015. Причем в данном деле арбитры отклонили довод организации о невозможности применения пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ ввиду того, что он действует с 01.01.2015, а правоотношения с участием налогоплательщика возникли до указанной даты (НДС был предъявлен раньше).
Отметим, если «входной» налог был принят к вычету на законных основаниях, а впоследствии организация была признана несостоятельной (банкротом), то суммы НДС, в том числе предъявленные в связи с приобретением проектных и проектно-изыскательских работ, придется восстановить. Сделать это необходимо в том квартале, в котором покупки начали использоваться для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письма ФНС России от 08.11.2016 N СД-4-3/21121@ и от 05.07.2017 N СД-4-3/13059@, Минфина России от 31.10.2016 N 03-07-14/63453, от 09.11.2016 N 03-07-14/65361 и от 09.03.2017 N 03-04-05/13267).
Применение ставки НДС в переходный период
ФНС дала разъяснения о том, как применять новую ставку НДС 20% в переходный период в своем письме № СД-4-3/20667@ «О порядке применения Налоговой ставки по НДС в переходный период»). В этом письме содержится официальная позиция налогового органа, которая будет приниматься к сведению в случае проведения проверок. При этом в данном письме приведены далеко не все вопросы относительно фактического применения НДС, поэтому нужно будет дожидаться момента, когда появятся новые разъяснения. Рассмотрим основное из данного письма.
Общие разъяснения относительно применения новой ставки НДС с 2023 года. В своем письме ФНС указала, что с 2023 года по отношению к товарам (работам, услугам), а также имущественным правам применяется ставка НДС 20%, независимо от того, какой датой заключен договор на их реализацию. Поэтому дополнительное внесение изменений в части ставки НДС не нужно. Но учесть в договоре порядок осуществления расчетов, а также стоимость товаров (работ, услуг) в связи с изменением размера ставки компании вправе.
Итоговая таблица ставок на 2023 год
Таким образом, итоговая таблица ставок на 2023 год выглядит следующим образом.
Ставка | Область применения |
0% | · экспортные товары;
· перевозки за рубеж; · операции по транспортировке нефти и нефтепродуктов. |
10% | · товары для питания;
· товары для детей; · медпрепараты; · печатные издания сферы культуры |
20% | прочие операции |
Документация: изменения в 2023 году
Для электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями, не составляются НДС-счета, книга покупок, книга продаж, реестр полученных и выданных НДС-счетов. Но после того, как иностранная компания зарегистрирована в Федеральной налоговой службе России, в документах на продажу услуг должны быть указаны следующие реквизиты: идентификационный номер налогоплательщика ИНН, КПП и точное название компании. При указании этих обязательных реквизитов в документах российские клиенты имеют право вычесть НДС, уплаченный иностранной компанией, и им не нужно включать сумму налога в стоимость услуг.
Важно! Закон отражает попытку законодателя упорядочить администрирование НДС, поступающего от многочисленных субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, приобретающих электронные услуги у крупных иностранных корпораций и, выполняющих свои обязательства по постановке на учет в налоговых органах и уплате НДС в соответствии с новыми правилами.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Инструкция по заполнению
Приказом Росстата № 535 закреплена инструкция по заполнению формы П-2 (инвест) в статистику в 2023 году. Статотчет состоит из титульной страницы и трех разделов. Важные указания по заполнению статистического формуляра:
- Заполнение формы производите исключительно в тысячах рублей.
- При расчетах в иностранной валюте пересчитайте стоимость операции в рубли по курсу, установленному Банком России, на одну из указанных дат:
- с подрядчиками (исполнителями) — на момент выполнения работ (услуг);
- с поставщиками основных средств — на дату принятия таможенной декларации к таможенному оформлению или на дату, когда основное средство пересекло границу, или на дату перехода права собственности на него по условиям контракта.
Статья 149 Налогового кодекса не предусматривает отраслевых льгот и не привязана к масштабам бизнеса. В ней речь идет об освобождении от НДС по льготным операциям, производимым в определенных видах деятельности. На самом деле список операций, по которым доступно освобождение от НДС, достаточно узок и концентрируется вокруг нескольких сфер: медицины, социальных услуг, взаимодействия с государственными и муниципальными учреждениями. Туда же отнесен определенный круг финансовых операций.
Для некоторых отраслей отдельные льготные пункты могут давать широкий простор для значительного сокращения налоговой нагрузки, связанной с освобождением от НДС. Например, это деятельность в области НИОКР.
Главным недостатком статьи 149 является сложность ее применения. В большинстве случаев эффективность освобождения от НДС напрямую зависит от качества юридической проработки, которая должна быть идеальной. Требования постоянно меняются, разногласия с инспекцией могут возникнуть в трактовке характера сделок. Решить вопрос освобождения от НДС по статье 149 НК своими собственными силами, посредством штатного бухгалтера, может оказаться проблемным. Скорее всего потребуется привлечение налоговых консультантов.
Налог на дивиденды (доходы): увеличение до 15%
До 1 января 2023 года дивиденды и приравненные к ним доходы, начисляемые (выплачиваемые) иностранным организациям, в общем случае облагались налогом на доходы по ставке 12% (подп. 1.4 ст. 189, подп. 1.4 ст. 192 НК-2022).
— С 2023 года из подп. 1.4 ст. 192 НК исключено упоминание дивидендов (п. 94 ст. 2 Закона об изменениях). Следовательно, данный вид дохода попадает под действие подп. 1.5 ст. 192 НК и дивиденды облагаются по ставке 15%, — утверждает Вера Солянкова.
Примечание
С 2023 года ставка 12% предусмотрена только в отношении доходов от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части, включая доходы, возникающие при выходе (исключении) из такой организации (подп. 1.11.4 ст. 189 НК-2023).
Налог на недвижимость для физлиц, в том числе ИП
С 1 января 2023 года для плательщиков-физлиц установлены фиксированные ставки налога на недвижимость в отношении объектов налогообложения, по которым налоговыми органами не получены данные об их площади (протяженности). Налоговая база в этом случае будет определяться как количество таких объектов в налоговом периоде. Ставки установлены отдельным приложением 33 к НК-2023 и дифференцированы в зависимости от населенного пункта и вида объекта налогообложения (п. 122, 123 ст. 2 Закона об изменениях, п. 3 ст. 229, подп. 1.2 ст. 230 НК-2023).
Описанный порядок исчисления налога на недвижимость для физлиц распространен на 2022 год, а также на предшествующие налоговые периоды. В 2023 году физлица уплачивали только авансовый платеж в размере 50% исчисленного им налога. При отсутствии в налоговом органе сведений о площади объекта налогообложения авансовый платеж не предъявлялся. Поэтому физлицо-собственник такого объекта налогообложения уплатит налог на недвижимость по нему за 2022 год в 2023-м на основании извещения инспекции МНС, в котором налог будет исчислен с применением фиксированной ставки (п. 8 ст. 7 Закона № 141-З, п. 17 ст. 232, ч. 1 п. 4 ст. 233 НК, п. 2 ст. 5 Закона об изменениях).
Переход на ресурсно-индексный метод отложен
Переход на ресурсную модель определения стоимости строительства в очередной раз перенесен. По плану внедрение ресурсно-индексного метода планировалось осуществить во втором квартале текущего года. Для этого уже разработана и новая ФСНБ-2022, в которой остались только государственные элементные сметные нормы (ГЭСН). Она должна начать действовать с 30 июня.
Но в нынешней ситуации по мнению премьер-министра РФ Михаила Мишустина осуществить этот переход проблематично: «В сфере строительства перенесем на 1 января следующего года переход на применение так называемого ресурсно-индексного метода определения цен при выполнении государственных контрактов, то есть исходя из текущей стоимости товаров на рынках. В условиях разорванности многих цепочек — это делать проблематично. Дадим бизнесу время, чтобы найти новых смежников и выстроить процессы заново».
Напомним, что разработкой реформы ценообразования Минстрой занимается с 2015 года, план перехода на ресурсно-индексный был предложен еще осенью 2019 года. Но осуществлению намеченных планов постоянно что-то мешало. Вот и сейчас наложенные санкции внесли свои коррективы – переход на РИМ перенесен на 1 января 2023 года.
Хотелось бы надеяться, что это последний перенос сроков. Но остается открытым вопрос, как быстро стройотрасль сможет в полной мере адаптироваться к новым реалиям, а поставщики и производители наладить разорванные логистические цепочки.
на выполнение проектных работг. «» 2023 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Проектировщик», с одной стороны, и гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
Похожие записи: