Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8. Что такое норматив образования отхода и лимит?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.
Кто обязан разработать нормативы?
- Предприятия крупного бизнеса;
- компании с иностранным участием в уставном капитале более 25%;
- государственные организации и бюджетные учреждения;
- некоммерческие организации.
При отсутствия у производственного предприятия проекта НООЛР, а также невыполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований по обращению с отходами, оно несёт ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ. То есть ему могут:
- выписать штраф:
- должностному лицу до 30 000 рублей;
- предпринимателю без образования юридического лица до 50 000 рублей;
- юрлицу до 250 000 рублей.
- приостановить работу производства до 90 суток.
Документы для разработки проекта
Для разработки проекта размещения отходов необходимо собрать и систематизировать большое количество информации. Потребуются следующие документы:
-
общие сведения о предприятии, реквизиты, устав;
-
предыдущий проект ПНООЛР (если есть);
-
план предприятия на местности, зон застройки, договор на целевое использование земли;
-
договор аренды или о праве собственности;
-
приказы о назначении сотрудников, ответственных за охрану окружающей среды, сведения об их образовании, обучении и инструктажах персонала;
-
данные о видах отходов и нормативах их образования;
-
проектная документация на очистные сооружения;
-
договоры с поставщиками электроэнергии, водо- и газоснабжения;
-
данные о сырье, расходных материалах и оборудовании;
-
сведения о местах временного хранения утильсырья;
-
договора о вывозе или утилизации отходов;
-
отчетность об их движении;
-
акты о результатах предыдущей проверки.
Перечень работ, проводимых при разработке проекта ПНООЛР (норматива образования отходов)
При разработке проекта нормативов образования отходов необходимо выполнить целый комплекс работ. В него включены:
- инвентаризация: нужно выявить источник (источники) образования отхода;
- составление перечня изделий, материалов, сырья, которые используются при производстве;
- составление плана мероприятий, проводимых с целью минимизации негативного воздействия;
- исследования: необходимо определить концентрацию вредных веществ в отходах, их состав, физические качества;
- обоснование норматива образования отходов;
- расчет ПНООЛР;
- определение класса опасности.
Когда проект нормативов образования отходов составлен, его согласовывают. Работы по утверждению проектов нормативов образования отходов проводятся в несколько этапов:
- подготовительная работа (оформление пакета документов);
- подача документов по ПНООЛР в Росприроднадзор;
- получение документа, подтверждающего согласование ПНООЛР.
Способы расчета нормативов образования отходов
Расчет нормативов ведётся пятью основными способами:
- Вычисления по материально-сырьевой базе. По картам на технологические процессы оценивается расход материалов, количество образующихся остатков.
- По удельным отраслевым нормам. Ведется по справочникам и методическим пособиям, в которых указываются усредненные показатели для каждой отрасли промышленности.
- Аналитический. Ведётся по документации. Используется, если организация готова предоставить все необходимые бумаги, чертежи, проекты.
- Экспериментальный. Основывается на проведении лабораторных экспериментов в промышленных условиях.
- Статический или по фактическим объемам. Основывается на конкретных цифрах, полученных по результатам контрольных замеров.
На основании чего делаются лимиты
Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).
Закон № 89-ФЗ
Статья 11
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
Ответственность за превышение нормативов образования отходов, превышение лимитов размещения отходов
К сожалению, предупреждение по указанной статье не предусмотрено.
В настоящее время вышли изменения в статье 8.2. КоАП РФ, согласно которым предусмотрено наказание за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления. Наказание в виде административного штрафа назначается на должностное лицо в размере от 20,0 до 40,0 тыс. рублей, на ИП от 40,0 до 60,0 тыс. рублей, на юридических лиц от 200,0 до 350,0 тыс. рублей.
За превышение норматив образования отходов предусмотрена ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, штрафные санкции на должностное лицо составляет от 20,0 тыс. рублей в минимальном размере, на ИП от 30,0 тыс. рублей, на юридическое лицо от 100,0 тыс. рублей.
Подробнее вы можете прочитать здесь:
ШТРАФЫ ЗА ОТХОДЫ. Изменения в ст.8.2. КоАП РФ
Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?
Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.
Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.
Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.
Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.
Переработка и вторичное использование отходов
Вторичная переработка отходов является самым прогрессивным методом утилизации. Она не только сокращает объемы, образующегося бытового и промышленного мусора, но и дает новую жизнь ценным компонентам отходов, экономя ресурсы планеты. Во всех странах мира ученые озабочены созданием дешевых и эффективных технологий вторичной переработки и утилизации отходов. Однако уже действуют предприятия, которые извлекают из отходов и перерабатывают:
- Черные и цветные металлы.
- Бумагу.
- Стекло.
- Органические остатки.
- Различные виды пластмассы.
- Резину.
- Древесину.
- Ртутные лампы.
- Электронные платы.
- Аккумуляторы, провода.
- Продукты нефтехимии и нефтепереработки – асфальт, битумы, масла.
После переработки получаются дешевые строительные материалы, удобрения, упаковка, тара. Важной частью переработки отходов является их разделение.
- К примеру, металлический лом извлекается из отходов путем магнитной сепарации. Далее он прессуется, складывается в брикеты и отправляется на литейные предприятия для вторичной переработки. Таким образом, налажен оборот черных и ценных цветных металлов, чье первичное производство требует больших затрат.
- Стеклянная тара, бутылки, остатки стекла собираются из отходов и направляются на предприятия, выпускающие строительные материалы. Процесс состоит из ряда операций: извлечение стекла методом сепарации, мойка, сушка, измельчение, нагрев на специальном оборудовании.
- Большое распространение получила вторичная переработка макулатуры. Это снижает затраты на производство бумаги и защищает леса от вырубки. При вторичном производстве бумаги образуется меньшее количество вредных веществ. Бумага отсортировывается из отходов, очищается, затем проводится ее обесцвечивание и формирование сырья для вторичного производства.
- Полимерные материалы зачастую невыгодно перерабатывать из — за загрязнения и дороговизны процесса. Однако полимерные отходы используют на производствах, где загрязнение не имеет большого значения. К примеру, собранные в отдельные контейнеры пластиковые бутылки, направляются на производство волокнистых наполнителей для курток, различной тары, дверных панелей.
- Древесину извлекают из отходов с целью получения бумаги. Отходы древесного производства используются в производстве строительных материалов, сельском хозяйстве, мебельном производстве.
- Из резиновых изделий для утилизации и вторичной переработки направляются автомобильные покрышки. Из них производят новые шины, резиновую обувь, добавляют в стройматериалы.
Вторичная переработка отходов может решить множество экологических проблем, связанных с накоплением мусора.
Классификация опасных отходов и как с ними обращаться
Физико-химические свойства легли в основу классификации отходов с высокой степенью вредного воздействия для всего живого.
- Токсичные. Это вещества, смеси или растворы, при контакте с которыми (вдыхание, проглатывание, попадание на кожу) здоровье человека серьезно страдает. Результатом может стать смертельная болезнь (иногда отложенная во времени на много лет) или даже летальный исход. Особенно вредны летучие вещества, так как они при сильной концентрации в воздухе способны поражать жертвы не только в аварийной зоне, но и далеко за ее пределами. Токсичными являются, например, хлороводород, нитробензол, пестициды и т.д.
- Легко воспламеняющиеся. Во-первых, это жидкости и твердые вещества с низкой температурой горения, например, порошок алюминия, очищенный нафталин, бензин и дизельное топливо, краска. Во-вторых, вещества, которые способны к самовозгоранию, например, остатки хлопка, пропитанного маслом, или целлулоида. В-третьих, газы, легко воспламеняющиеся при взаимодействии с водой.
- приводит к взрыву или образованию ядовитых паров. Это, например, отходы пиротехнических средств, электрические детонаторы и т.п.
- Коррозийные. На бытовом уровне это чистящие и моющие средства. К более «суровым» веществам, способным вызывать ржавчину и коррозию, относятся, например, серная кислота и гидроксид натрия.
- Радиоактивные. Это утильсырье выделяет особую ионизирующую энергию. Радиация наносит сокрушительный вред всему живому, а для разложения подобных материалов в естественной природной среде требуются сотни лет. К этой группе относятся любые предметы с радиоактивным загрязнением, изделия из природного урана и т.п.
- Ядовитые. Батарейки и аккумуляторы, включающие в себя кислотные и щелочные вещества – распространенный вид опасных бытовых отходов. Их едкая «начинка» разъедает твердые материалы и живые ткани при взаимодействии с ними.
- Инфекционные. Конечно, это в первую очередь все медицинские отходы (шприцы, бинты, медицинская тара и т.п.), контактировавшие с биологическими жидкостями больных людей. Они могут содержать вирусы, вредоносные бактерии, грибки и иные микроорганизмы, способные при контакте с ними вызвать заболевание.
Подобные остатки производств могут временно храниться в специальных накопителях на предприятии, но со строгим соблюдением всех законодательно регламентированных условий для класса опасности:
- 1-ый – в герметичных контейнерах, бочках;
- 2-ой – в плотно закрытых ящиках и бочках, металлических контейнерах, полиэтиленовых мешках.
Впоследствии их обеззараживают и отправляют на предприятия вторичной переработки или утилизируют.
Разработка документов
Проект и нормативы размещения и образования отходов утверждает Росприроднадзор при условии подачи ряда документов, в том числе технического отчета по обращению с ними. Если нет необходимой документации, в размещении мусора разного вида может быть отказано. Проект подается в уведомительном порядке в Росприроднадзор, который и ведет расчет нормативов. Отправить проект также можно по почте. Если предыдущий проект истекает по срокам, то подавать новый в Росприроднадзор необходимо за 10 дней до конечной даты. Окончательным сроком получения бумаг считается отметка местного органа Росприродназдор о доставке документов.
Технический отчет и проект на образование отходов должен также включать в себя сведения о том, какого мусора нет на специально оборудованных полигонах и других хозяйственных субъектах, который утилизируется самостоятельно. В Росприроднадзор следует подавать информацию об обезвреживании и хранении основных видов отходов предприятия. Кроме того, Росприроднадзор, после того как расчет и рассмотрение бумаг было проведено, может потребовать некоторые документы, которых нет в этом списке и, которые он посчитает нужным изучить.
Расчет, а также данные об образующихся отходах имеют не последнее место, если разрабатывается проект, который будет подаваться в Роскомнадзор. Иногда расчет и установленные нормы не могут отобразить реального количества отходов, помещаемых на полигоны. В таких случаях, Росприроднадзор может применить санкции по отношению к производственной организации.
Отсутствие на производственном предприятии ПНООЛР отходов – это нарушение требований законодательства в сфере обращения с отходами.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, Статьей 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами»:
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе отходов, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании отходов, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и отходами влечет наложение административного штрафа (стоимость): | на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей |
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 35 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Несоответствие проекта нормативов ПНООЛР отходов нормативным требованиям может повлечь за собой его аннулирование. Для предприятия это будет равнозначно непредоставлению сведений о лимитах на размещение отходов. Внесение стоимости платы за негативное воздействие на окружающую среду потребуется, даже если лимиты на размещение не были рассчитаны и утверждены. В соответствии с пп.12, 20 «Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановлением Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г.) расчет стоимости платы за проект НВОС будет проводиться по отдельным формулам с коэффициентом 5, то есть в пятикратном размере.
Документы для разработки проекта
Для разработки проекта размещения отходов необходимо собрать и систематизировать большое количество информации. Потребуются следующие документы:
-
общие сведения о предприятии, реквизиты, устав;
-
предыдущий проект ПНООЛР (если есть);
-
план предприятия на местности, зон застройки, договор на целевое использование земли;
-
договор аренды или о праве собственности;
-
приказы о назначении сотрудников, ответственных за охрану окружающей среды, сведения об их образовании, обучении и инструктажах персонала;
-
данные о видах отходов и нормативах их образования;
-
проектная документация на очистные сооружения;
-
договоры с поставщиками электроэнергии, водо- и газоснабжения;
-
данные о сырье, расходных материалах и оборудовании;
-
сведения о местах временного хранения утильсырья;
-
договора о вывозе или утилизации отходов;
-
отчетность об их движении;
-
акты о результатах предыдущей проверки.
Превышение нормативов образования отходов для ОНВОС 3 категории
Вышли разъяснения в письме Минприроды России от 13.12.2019 № 12-47/31433 «О действии разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды», в соответствии с которым:
При этом вступившие в силу с 01.01.2019 изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды не предусматривают отмены действия полученной ранее в установленном порядке разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды, в том числе полученной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории.
Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, мер административной ответственности за превышение нормативов, установленных соответствующими разрешениями, после 01.01.2019.
Таким образом, решение о целесообразности соблюдения условий указанных разрешений и документов (за исключением вышеуказанных содержащихся в настоящее время в законодательстве Российской Федерации требований для объектов III категории) может быть принято хозяйствующими субъектами самостоятельно.
Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы
В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:
- классификация отходов, их объём, количество;
- класс опасности;
- рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
- мероприятия на случай аварийных ситуаций.
Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:
- Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
- Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
- Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
- Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.