Как применить обратную силу закона, смягчающего административную ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как применить обратную силу закона, смягчающего административную ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как я уже писал выше, предупреждение не несет явных негативных последствий для водителя. Однако на практике дело обстоит чуть-чуть по другому, и получение нарушения может оказать негативное влияние на водителя в будущем.

Комментарии к ст. 4.6 КОАП РФ

1. Лицо, в отношении которого велось производство по делу, считается подвергнутым административному наказанию с момента вступления в силу постановления о назначении административного наказания (относительно сроков вступления в силу постановлений по делам об административном правонарушении см. комментарий к ст. 31.1). В состоянии так называемой административной наказанности лицо находится как в период исполнения административного наказания, так еще и в течение определенного законом срока после исполнения наказания. Этот срок является давностным сроком для погашения административного наказания. Он равен одному году, исчисляемому со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. После истечения этого года лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

2. Срок для погашения наказания — это своего рода испытательный срок, во время которого лицо, привлеченное к ответственности, должно доказать, что оно исправилось. Поэтому точкой отсчета годичного срока для погашения наказания является не момент вынесения постановления о назначении административного наказания, а день фактического окончания исполнения назначенного наказания.

3. Годичный срок погашения административного наказания установлен для всех административных наказаний независимо от их вида, размера и сроков.

4. В случае назначения административного наказания в виде предупреждения начало годичного давностного срока совпадает с днем назначения самого наказания.

5. Срок окончания исполнения наказания при назначении административного штрафа, административного ареста, лишения специального права, административного приостановления деятельности совпадает, соответственно, с моментом полной выплаты штрафной суммы, днем окончания фактического отбывания административного ареста, с истечением срока, на который было назначено лишение специального права или административное приостановление деятельности.

6. Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказаниям, то годичный срок исчисляется со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.

7. Погашение административного наказания после истечения годичного срока наступает автоматически и не требует оформления специальным документом.

8. Повторное совершение однородного правонарушения в течение не истекшего для предыдущего наказания срока рассматривается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность (см. п. 2 ч. 1 ст. 4.3), а в ряде случаев может служить квалифицирующим признаком для применения более суровой меры административной ответственности (см., например, ч. 2 ст. 5.27).

Через какое время снимается административное правонарушение

а условка всю жизнь в базе данных будет?

Это как базу чистить будут. Вполне возможно что висеть в базе будет долго, но судимость снимается по истечении срока условного наказания и чел считается несудимым. Но факт что он привлекался к уг.ответственности останется. Да у нас в стране наверное 10-15% судимые, 60-70% наказанные по линии ГАИ. Однако ничего, все живут, работают, процесс не стоит на месте.

Допустим у меня административное правонарушение «Распитие спиртных напитков в общественном месте», теперь оно так и будет за мной числиться или по проходу какого-то времени его спишут с меня? Так сказать, возможно ли, чтобы дело мое было чистое. заранее спасибо.

В соответствии со ст. 4.6 КоАПРФ лицо, которому назначено административное наказание считается подвергнутым данному наказанию в течении 1 года со дня окончания исполнения постановления об административном нарушении.
То есть по истечении года со дня уплаты штрафа Вы будете считаться «ранее не привлекаемым к административному наказанию».
Если Вы в течении календарного года, пока на Вас висит «административка» совершаете однородное правонарушение, то первая «административка» будет считаться отягчающим ответственность обстоятельством. Т.е. за следующее распитие спиртных напитков в общественных местах и подобное (все, что входит в гл.20 КоАП РФ) ) на вас штраф наложат более 100 рублей.

За неуплату штрафа грозит его дальнейшая уплата в двойном размере, либо арест до 15 суток (ст.20.25 КоАП РФ).

В базе данных ГИЦ УВД вы будете числится очень долго. Но если в течении года после уплаты штрафа Вы ничего не соврешите, то будете считаться юридически не привлеченным к административной ответственности.

Чтобы нарушителю было назначено предупреждение в качестве наказания, нужно, чтобы были соблюдены установленные законом условия:

  • Санкцией статьи административного кодекса предусмотрено наказание в виде предупреждения (в области нарушений на дороге это часть 1 статьи 12.2, части 1, 1.1 и 3 статьи 12.14, статьи 12.20, 12.21, 12.22, часть 1 статьи 12.29);
  • Нарушение совершено впервые;
  • Не причинен вред здоровью и жизни окружающих, а также отсутствовала возможность причинения такого вреда;
  • Не причинен вред окружающей среде;
  • Не повреждены объекты культурного наследия;
  • Не создана угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
  • Нарушение не посягает на безопасность государства;
  • Нарушением не причинен ущерб имуществу государства или частных лиц.
Читайте также:  Как долго длится развод и от чего это зависит

Статья 3.4. Предупреждение

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Судебная практика по статье 3.4 КоАП

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств, в том числе отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, судами не установлена.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, на что обоснованно указано в обжалуемых судебных актах.

В рамках проведения государственной политики в сфере контрольно-надзорной деятельности законодатель не был лишен возможности устанавливать специальные условия применения административной ответственности, которые обеспечивают дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса в целях предотвращения в отношении данных субъектов чрезмерного административного принуждения, что нашло отражение в оспариваемом регулировании (часть 3 статьи 3.4, статья 4.1.1 КоАП Российской Федерации).

Вопреки доводам жалобы совокупности всех обстоятельств с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением не установлено.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения судов и им дана исчерпывающая правовая оценка в обжалуемых судебных актах, не согласиться с которой оснований не имеется.

Так, действующие во взаимосвязи статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП Российской Федерации определяют условия, при которых в случае привлечения указанных лиц к административной ответственности административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. При этом применение данных норм осуществляется исходя из фактических обстоятельств каждого дела судьей, органом, должностным лицом, на рассмотрении которых находится это дело, в том числе дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 указанного Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ. В общем случае вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций.

При этом суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимой совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для замены предусмотренного наказания в виде штрафа на предупреждение. Основания для иных выводов по доводам жалобы отсутствуют.

При этом суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимой совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для замены предусмотренного наказания в виде штрафа на предупреждение. Основания для иных выводов по доводам жалобы отсутствуют.

При этом суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимой совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для замены предусмотренного наказания в виде штрафа на предупреждение. Основания для иных выводов по доводам жалобы отсутствуют.

В рассматриваемом случае из материалов дела об административном правонарушении не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Отменить штраф, если нарушение предотвратило больший вред

Как это работает. Закон не считает правонарушением ситуации крайней необходимости. Это когда вред был причинен для устранения опасности, угрожающей самому человеку, другим людям, животным, окружающей среде.

Должны одновременно выполняться три условия:

Была крайняя необходимость: водитель совершил опасный маневр, чтобы уйти от лобового столкновения, из-за чего задел другую машину.

Постановление ВС РФ № 32-АД 16-3 PDF, 697 КБ

Не было крайней необходимости: нетрезвый мужчина сел за руль, чтобы отвезти в больницу жену, у которой начались схватки.

Интересно, что понятия необходимой обороны в КоАП нет. А вот побои — есть: это многократные удары, которые причинили человеку физическую боль, но при этом не причинили вреда здоровью. Если два человека подрались, того, кто защищался, могут освободить от ответственности, признав крайнюю необходимость.

В качестве примера — жизненная история про собаку, веник и драку двух соседок. Одна женщина подметала мусор в коридоре. Мимо шел соседский мальчик с собакой. Собака наступила на веник, все поругались. Вышла мама мальчика, отобрала веник и стала бить им соседку, которая подметала мусор. Та тоже пару раз ударила обидчицу. В итоге мама мальчика подала заявление о побоях. Рассматривая дело, суд сравнил количество ссадин на руках женщин, изучил их показания и вынес решение: первая женщина действовала в состоянии крайней необходимости, так как была вынуждена защищаться.

Если окажетесь когда-нибудь в ситуации крайней необходимости, указывайте это в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и просите его отменить.

Отменить штраф, если нарушение малозначительное

Как это работает. Если нарушение малозначительное, вместо штрафа можно получить устное замечание. Малозначительными считаются формальные нарушения — когда закон не соблюден, но ничего страшного не случилось.

Например, весной 2020 года жителя Санкт-Петербурга в паре метров от дома остановили сотрудники полиции, попросили показать паспорт: из-за введения режима повышенной готовности его нужно было иметь при себе. Паспорта с собой не было, но он лежал дома — в шаговой доступности от сотрудников полиции. Полицейские выписали штраф, но его удалось отменить. Суд посчитал, что отсутствие паспорта не повлекло никаких негативных последствий и существенно общественную безопасность не нарушило.

При оценке последствий учитывается вред не только другим людям и их вещам, но и абстрактным понятиям вроде правопорядка и общественной безопасности. Например, несоблюдение требований пожарной безопасности не признают малозначительным нарушением. Потому что есть риск пожара и причинения вреда другим людям. Вождение в нетрезвом виде тоже сюда не подойдет. Суды ссылаются на особую значимость охраняемых общественных отношений — и малозначительность не применяют. Вроде бы ничего и правда не случилось, но нарушение все равно опасное.

Четких критериев малозначительности нет — это должен оценивать суд или другой орган, рассматривающий жалобу. Но положительные решения на этот счет есть, не забывайте про такую возможность.

Не платить штраф, если вы судья

Как это работает. Судей, даже в отставке, можно привлекать к административной ответственности только в особом порядке. Из-за этого порядка некоторые штрафы судьи фактически могут не платить.

Если выясняется, что судья что-то нарушил, вопрос о привлечении к ответственности должна решить коллегия из трех вышестоящих судей по представлению генерального прокурора. Такой сложный механизм предусмотрели, чтобы убедиться: дело не является попыткой повлиять на судью или отомстить. Если коллегия решит, что связи с судейской деятельностью нет, а судья просто выехал на встречку в нетрезвом виде, его могут оштрафовать. Если решит, что связь есть, штрафовать не будут.

Апелляционное определение ВС РФ № 4-АПГ 18-22 PDF, 410 КБ

В этой схеме не предусмотрели, что дорожные камеры не могут по номеру машины определить, кто превысил скорость: инженер или судья. И штраф придет всем, в том числе и судье — минуя генерального прокурора и коллегию судей.

Недобросовестный судья может не платить этот штраф, а через несколько месяцев сослаться на несоблюдение особого порядка привлечения к ответственности. Штраф отменят, так как это существенное процессуальное нарушение и сроки давности уже прошли.

Недобросовестный судья может долго уходить от ответственности таким образом. Если не боится, что дело дойдет до квалификационной коллегии судей и его лишат статуса.

Но если вы судья, то наверняка и так все это знаете.

Обязанности должностного лица и права гражданина

Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:

  • обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
  • сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
  • разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.

Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:

  • знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
  • просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
  • требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
  • требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
  • обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.
Читайте также:  Квота на эко Оренбург в 2023 году

Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.

Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.

Если вы считаете, что задержаны незаконно, необходимо обжаловать действия полицейских:

  • руководителю отдела полиции или начальнику ГИБДД по области. Насколько результативной будет такая жалоба, сказать трудно. Исходя из практики, начальство может наказать подчиненного, но все же чаще гражданину приходят ответы об отсутствии в действиях сотрудника полиции каких-либо нарушений. Чтобы не терять время на рассмотрение обращения с вероятно отрицательным итогом, лучше просить помощи в других ведомствах;
  • в суд. Довольно действенный метод восстановления своих нарушенных прав. Судебная практика показывает, что нередко задержанные добиваются признания незаконными действий должностных лиц. Вместе с тем, наблюдается нежелание граждан участвовать в каких-либо судебных разбирательствах, поэтому случаев обращения в порядке судебного производства немного. Причина может быть и в общем недоверии населения к судебной системе;
  • в прокуратуру. Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», прокурор района вправе собственным постановлением немедленно освободить лиц, подвергнутых незаконному задержанию и помещению в камеру в том случае, если основанием для этого было решение несудебного органа (то есть полиции). Путь обращения в прокуратуру является наиболее предпочтительным, поскольку исключает участие в судебном заседании, освобождает заявителя от предоставления каких-либо доказательств – сотрудник прокуратуры самостоятельно проведет полную проверку.

В каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения?

1. ? Только при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
2. ? Только при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
3. ? Только при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
4. ? Во всех перечисленных случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 27.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ — во всех перечисленных случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование, а транспортное средство задерживается.

Статья 3.3 КоАП РФ. Основные и дополнительные административные наказания

  1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
  2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
  3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

  1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
  2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
  3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
    подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
    изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
  4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *