Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Описание объекта закупки по 44-ФЗ (пример)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Включите в описание объекта закупки требования к продукции, которые утвердили органы исполнительной власти. К примеру, для части товаров Правительство, Минэкономразвития и Минстрой установили требования энергетической эффективности. Если не пропишете такие требования в документации, заплатите штраф. Читайте подробнее о том, как применять требования энергетической эффективности при закупках.
Советы заказчикам при составлении описания
Статья 33 ч. 2 содержит информацию относительно правил ООЗ. Для заказчиков актуальны следующие рекомендации.
- Максимальная объективность описания предмета закупки. Это означает, что под описание должны подходить сразу несколько товарных позиций, к примеру, различные модели оборудования. То есть описание подразумевает некий абстрактный товар с определённым функционалом. В противном случае нарушается принцип открытой конкуренции.
- Максимальная понятность описания. Нужно пользоваться стандартной терминологией, добавлять чертежи и фото. Недопустимы расплывчатые формулировки даже при отсутствии национальных и иных стандартов для конкретного объекта.
- Всестороннее описание. То есть в тексте должны быть прописаны все параметры объекта закупки.
- Должна быть возможность проверки соответствия поставленной продукции требованиям заказчика. Это делается с помощью указания конкретных показателей и их диапазонных значений.
- В конце надлежит подвергнуть проверке числовые характеристики. В противном случае повышается вероятность того, что закупочная процедура не сможет быть проведена либо будет закуплен товар с неподходящими параметрами.
Правило 2. Значения показателей описывайте при помощи слов, словосочетаний, знаков: «должен» или «не должен», «или», «либо», «не более» или «не менее», «не выше» или «не ниже», «от» или «до», «», «не ранее», «не позднее» и др. Опишите в инструкции для участника, как читать описание объекта закупки. Например, как трактовать слова «менее», «или», диапазоны значений.
Разъяснения по правилам дала ФАС в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.
Пример: Заказчик описал товар не по инструкции
Заказчик в инструкции к заявке прописал: «Если в описании объекта закупки указан знак «;», то участник указывает один из показателей товара». Например, материал унитаза «фарфор; полуфарфор» означает, что претендент самостоятельно выбирает из двух материалов. Участник закупки обжаловал в ФАС требование к керамической плитке: «Сорт 1; водопоглощение, % – не более 16». Комиссия Чувашского УФАС указала, что заказчик описал товар неверно: для плитки указывают и сорт, и процент водопоглощения (решение Чувашского УФАС от 26.04.2017 № 82-К-2017).
В зависимости от объекта закупки включите в описание:
- планы, чертежи, эскизы, фотографии;
- результаты работы или тестирования;
- требования к испытаниям, методам испытаний, упаковке, маркировке, этикеткам, условным обозначениям и терминологии;
- требование подтвердить, что процессы и методы производства отвечают требованиям технических регламентов, стандартов, техусловий.
Эту информацию включайте на свое усмотрение. Если указали требование, чтобы товар отвечал изображению, включите изображение в документацию. Например, при закупке детской игровой площадки приложите изображения элементов площадки. Когда товар должен отвечать образцу или макету, дайте возможность участникам осмотреть образец или макет. Для этого пропишите в документации место, где организуете осмотр, дату начала и окончания, график, порядок осмотра. Правила закреплены в пунктах 3, 4 и 5 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Шаг 2. Возьмите сведения из стандартов
Описывайте объект закупки с учетом технических регламентов и стандартов – ГОСТов. Чтобы правильно применить ГОСТы, воспользуйтесь советами. Об этом сказано в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Совет 1. Укажите не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участник будет самостоятельно выбирать характеристики и показатели, при этом обязанность описывать объект закупки лежит на заказчике. Например, заказчик включил в аукционную документацию требование, что материалы для ремонта дорог должны отвечать ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не указал. Контролеры посчитали, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Суд поддержал позицию контролеров, так как из-за многообразия характеристик материалов участники закупки не могли понять, какой именно товар необходим (определение Верховного суда от 01.02.2016 № 301-КГ15-18555, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу № А38-6610/2014).
Совет 2. Проверьте, действует ли ГОСТ. Если используете недействующий стандарт, неверно опишете объект закупки, и участники подадут жалобу в ФАС. К примеру, заказчик объявил аукцион на ремонт спортзала. Подрядчик должен использовать плитку согласно ГОСТ 6787-90, однако этот стандарт Госстрой заменил на ГОСТ 6787-2001. Комиссия УФАС посчитала, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Тамбовского УФАС от 15.05.2017 № РЗ-137/17).
Совет 3. Проверьте, чтобы ГОСТ и показатели товара в описании объекта закупки отвечали друг другу. Такую рекомендацию дала ФАС в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16. Противоречия в ГОСТе и в описании продукции, которое включили в документацию, контролеры считают нарушением. Например, заказчик при закупке ремонтных работ указал, что необходимы шурупы с диаметром резьбы 3,5 мм и высотой головки не более 2,2 мм. Требования к шурупам прописаны в ГОСТ 1145-80. По стандарту высота головки – не больше 1,93 мм. Специалисты антимонопольной службы решили, что заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Краснодарского УФАС от 20.01.2017 № ЭА-63/2017).
Совет 4. Убедитесь, что ГОСТ подходит для объекта закупки. Для этого откройте стандарт и посмотрите, когда применяют ГОСТ. К примеру, заказчик закупал спецодежду для медицинского персонала. Решил использовать ГОСТ 12.4.280-2014 «Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий». Однако применять этот стандарт нельзя, так как в описании ГОСТа указано:
Совет 5. Укажите конкретный ГОСТ для конкретного товара. Если напишете «товар должен отвечать ГОСТ» или перечислите ГОСТы без привязки к товарам, ФАС признает это нарушением. Описывайте товар так, чтобы участник понял, какой ГОСТ применять: «Асфальтобетонная смесь, ГОСТ 9128-2013», «Керамическая плитка, ГОСТ 6787-2001». Такой вывод следует из пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Например, заказчик указал в техзадании материал для ремонта – битум. В сведениях о товарах сотрудник контрактной службы написал, что битум должен отвечать ГОСТу, а какому именно – не указал (решение Краснодарского УФАС от 10.04.2017 № ЭА-466/2017).
Совет 6. Обоснуйте нестандартные показатели. Применять нестандартные показатели заказчик вправе, если описать объект закупки по стандартам нельзя. В этом случае обоснуйте, почему используете нестандартные показатели (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
Пример: как обосновать нестандартный показатель
Заказчик покупал средства самозащиты. В эксплуатационных характеристиках написал, что в состав товара должен входить комбинированный фильтр в цельнометаллическом корпусе. Необходимость такой характеристики обосновал так:
Один из участников посчитал, что показатель нестандартный, и обжаловал закупку в ФАС. Специалисты антимонопольной службы согласились, что показатель нестандартный, однако заказчик обосновал его корректно (решение Крымского УФАС от 26.06.2017 № 08/2057-17).
Показатели, которые противоречат ГОСТу, также обоснуйте. В качестве обоснования, например, приведите требования нормативно-правового акта, который использовали при подготовке описания объекта закупки. Например, заказчик указал, что требования к размеру погрузчиков установлены в приказе Минтруда от 24.05.2013 № 214н и индивидуальной программе реабилитации (решения Чувашского УФАС от 08.08.2016 по делу № 177-К-2016, УФАС по Республике Коми от 08.08.2016 № 04-02/7209).
Используйте такой вариант обоснования: техническое задание содержит иные показатели, так как технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством России о техническом регулировании, не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки (решение Краснодарского УФАС от 02.08.2016 № ЭА-1062/2016).
Пример: заказчик не обосновал нестандартные показатели
В описании противогазов контрактный управляющий указал нестандартные показатели. По ГОСТ 22.9.20-2014 масса противогаза составляет 1,1 кг, а по описанию в документации – не более 0,76 кг. Заказчик не объяснил, почему использовал нестандартные показатели. Комиссия Крымского УФАС решила, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Крымского УФАС от 06.12.2016 № 08/3054-16).
Совет 7. Используйте показатели, требования, условные обозначения и терминологию производителя, если для продукции нет национальных стандартов. Обоснуйте, почему не применяете стандарты и технические регламенты. Вывод следует из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и подтверждается в письме Минэкономразвития от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745.
Совет 8. Применяйте несколько стандартов, если характеристики продукции описаны в двух и более ГОСТах. Установите показатели, которые предусмотрены стандартами, но не противоречат друг другу. Например, при закупке пшеничного хлеба напишите: «Хлеб должен быть пропеченным, не влажным на ощупь, без следов непромеса и отвечать требованиям ГОСТ 27842-88 и ГОСТ 31805-2012». Однако не включайте в описание объекта закупки требование, что хлеб должен быть эластичным, так как этот показатель указан только в ГОСТ 27842-88 и будет противоречить ГОСТ 31805-2012.
Какие сведения нельзя включать в описание объекта закупки
Не включайте в описание объекта закупки требования к товарам, работам или услугам, которые ограничат конкуренцию. Запрет установлен пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Чтобы не ограничить конкуренцию, соблюдайте правила.
Правило 1. Не используйте характеристики товара одного производителя. Если укажете характеристики конкретного товара, ограничите конкуренцию, так как участники не смогут предложить аналогичную продукцию. Контролеры посчитают, что вы нарушили пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, и оштрафуют. Опишите объект закупки так, чтобы под характеристики подходили хотя бы два товара.
Правило 2. Не применяйте показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые противоречат техническим регламентам или государственным стандартам. Если установите противоречивые требования, участник неверно сформируют заявку, а комиссия заказчика необоснованно ее отклонит (решения Краснодарского УФАС от 13.06.2017 № ЭА-1221/2017, от 27.03.2017 по делу № ЭА-368/2017, Новосибирского УФАС от 23.09.2015 № 08-01-373, письмо ФАС от 01.07.2016 № ИА/44536/16).
Если используете нестандартные показатели, то обоснуйте, почему нельзя применять ГОСТы. Не обоснуете – контролеры оштрафуют на 3000 руб. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Правило 3. Не объединяйте в один лот технологически и функционально не связанные между собой товары, работы и услуги. Если объедините несвязанные объекты закупки, нарушите пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Контролеры не только оштрафуют, но и отменят закупку.
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.
Обратите внимание, что в понятие «закупка» не входит этап планирования и, следовательно, КТРУ не применяется при формировании заказчиком плана-графика на соответствующий год и плановый период. Это значит, что наименование закупаемой продукции в плане-графике может быть сформировано без учета требований по КТРУ.
Описание объекта нужно, чтобы зафиксировать качественные и количественные характеристики (стандарт), которые позволяют идентифицировать то, что требуется госзаказчику. Указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.
В закупочной документации описание объекта закупки должно содержать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены действующими техническими регламентами и стандартами, или обосновывать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.
Нельзя описывать, используя:
- указание на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, знаки обслуживания, промышленные образцы;
- наименование места происхождения или наименование производителя;
- требования, которые ограничивают количества участников.
Эти правила описания объекта закупки по 44-ФЗ прописаны в статье 33.
Понятие и правила описания объекта
Описать объект закупки означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. В статье 33 прописаны такие правила описания объекта закупки по 44-ФЗ:
1. Запрещено указывать показатели, которых нет у подобных товаров.
При описании нельзя указывать показатели, которых нет у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки соответствуют реальной потребности заказчика. Характеристики прописывают одинаково для участников, без излишеств и противоречий.
К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали — 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).
2. Требуется указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики.
Это означает, что описание объекта закупки должно содержать максимальные или минимальные показатели и значения, которые не изменяются. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность: не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146%. Листов в пачке: 500».
Не допускается устанавливать требования:
- к производителю;
- к участнику;
- к его деловой репутации;
- к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, если возможность их установления предусмотрена 44-ФЗ, к примеру, при проведении конкурса или аукциона, который подпадает под нормы Постановления от 04.02.2015 № 99.
Вот пример качественных функциональных и экологических характеристик объекта закупки.
Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания
Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты – как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров. Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию. А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара.
Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится. Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).
Заявка по неэквивалентному товару
Существует два исключения из правила про аналоги, которые изложены в п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ:
- Когда закупаются запчасти и расходные материалы к товару, который уже использует заказчик. Например, к многофункциональному устройству HP, согласно руководству по эксплуатации, подходят только оригинальные картриджи НР и никакие другие.
- Когда заключаете контракт на поставку (использование) товаров, совместимых с продукцией покупателя. Например, заказчик приобретает лицензию и дистрибутив исключительно программы Kaspersky, т.к. другие программы конфликтуют с корпоративной системой безопасности.
Вот пример технического задания на поставку оригинального товарного знака:
№ п/п | Наименование и технические характеристики |
Кол-во (шт) |
1 | Оригинальный картридж Canon С-EXV 40 для КМА Canon IR 1133А. Цвет печати — черный. Ресурс (количество качественных отпечатков) не менее 6000 копий на офисной бумаге формата А4. | 8 |
2 | Оригинальный Картридж Canon 728 для КМА Canon i-SENSYS MF4890dw. Цвет печати — черный. Ресурс (количество качественных отпечатков) не менее 2100 копий на офисной бумаге формата А4. | 15 |
Описание предмета торгов ни в коем случае не должно каким-либо образом нарушать конкурентные условия для всех участников закупок.
В противном случае подобное описание может вызвать пристальное внимание со стороны Федеральной антимонопольной службы.
Поэтому, описывая объект закупки, не следует:
- указывать его характеристики, которые не присутствуют на рынке аналогичных товаров;
- вносить требования касательно товарных знаков, фирменных названий, патентов, промышленных образцов, знаков обслуживания, названия страны, где производится товар, если эти требования и указания приводят к ограничению числа участников торгов;
- включать в закупочную документацию требования к производителю товаров, участнику закупки, к его квалификации и деловой репутации, к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых или иных ресурсов.
Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания
Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты – как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров. Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию. А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара.
Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится. Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).
При необходимости заказчик имеет право выдвигать требования к гарантированному качеству товара, работы, услуги, а также установления гарантийного срока и объёма предоставления гарантий их качества.
Гарантийные обязательства поставщиков, подрядчиков, исполнителей должны при этом относиться к обслуживанию объектов закупки, к расходам на их эксплуатацию, к обязательному производству монтажа и наладки, к обучению персонала, использующего или обслуживающего предметы закупки.
Также законом оговаривается, что объект поставки должен быть новым, то есть:
- не пребывавшим в эксплуатации;
- не находившимся в ремонте;
- не бывшим восстановленным;
- не подвергавшимся замене своих составных частей.
Как правильно описать объект закупки по 44-ФЗ
Объект закупки по 44 ФЗ — это товар, работа или услуга, которые нужны госзаказчику. Если в ТЗ описать их неправильно, грозит штраф до 50 000 рублей.
Собрали в таблицу основные изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ 2020 года:
01.07.2019 | Добавили п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ | Закупочная документация в тендерах на строительные работы, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, которая утверждена по градостроительному законодательству.Исключение:
Если включили проектную документации в закупочную документацию, это означает, что выполнили требования п. 1-3 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. |
01.07.2019 | Новая редакция ч. 4 ст. 33 44-ФЗ | Сформулировали понятие гарантийных обязательств — это требования к гарантии качества товара, работы, услуги и требования к гарантийному сроку или объему предоставления гарантий. |
Описание товарного знака: исключения
— Всегда ли нельзя использовать в описании товарные знаки?
Нельзя в описании объекта закупки указывать на конкретные товарные знаки, но из этого правила возможны исключения . Правда, заказчику нужно быть однозначно уверенным в том, что это именно такой исключительный случай, и суметь это доказать.
— Всегда ли необходимы эквиваленты
В качестве обязательного правила установлено включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент». Отсутствие в нужном месте данного словосочетания, как показывает судебная практика, может быть поводом для выдачи судебного предписания при проверке закупки ФАС.
Существуют ситуации, когда данные слова допускается включать в описание объекта закупки. Например, когда у других товарных знаков есть эквивалентные изделия, которые, однако, не совместимы с используемыми заказчиком; или когда закупают запчасти или фирменные расходные материалы. В этом случае иные характеристики таких запчастей или расходных материалов, кроме указания на товарный знак, прописывать в описании не обязательно.
В качестве источника описания объекта закупки может служить информация, взятая из:
- документации по стандартизации и техническому регулированию;
- выполненных контрактов;
- рекламных материалов и каталогов;
- официальных информационных источников, статистических данных;
- результатов рыночных исследований, коммерческих предложений;
- статей, обзоров, форумов, сведений из интернета;
- нормативно-технических, производственно-административных, справочно-информационных документов;
- стандартов, технорм, правил и техусловий.
Структурированные описания закупочных объектов содержатся в каталоге товаров, работ, услуг (КТРУ) на базе общероссийского классификатора ОКПД2.
Каталог находится в ЕИС и служит своеобразным камертоном, который задаёт тон в описании заказчиками закупочных предметов по единому образцу. Результат данных действий отображается в составлении:
- обосновывающих закупки форм;
- планов-графиков;
- извещений, приглашающих принять участие в закупках;
- закупочной документации;
- контрактных соглашений и отчётов об их выполнении.