Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение проверок трудовой инспекцией – на что обратить внимание в 2023 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». При этом пункт 78 нового порядка обучения начнут применять с 1 марта 2023 года. В нем речь идет о новой форме проверки знаний специалистов по охране труда: тестировании с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Что сделают при проверке по охране труда, если не удалось отчитаться по предписанию
Если вовремя не устранить нарушения, юрлицу грозит штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей. Но не одно лишь юрлицо расплатится за игнорирование предписание. Должностное лицо лишится 30-40 тысяч рублей. Оформляется данное наказание в форме административного правонарушения. Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП России предусмотрены и иные виды пресечения работы в небезопасных условиях труда:
- административная приостановка деятельности;
- предупреждение;
- дисквалификация
В случаях, когда возникли тяжелые последствия, к примеру, произошла авария, контролирующий орган, оценив масштаб несчастного случая, может передать дело в инстанции, занимающиеся уголовными делами.
Контроль в области охраны труда осуществляют представители соответствующей службы. Для этого специалисты по безопасности труда:
- Проводят проверки:
— оборудования, используемого на предприятии;
— документов по охране труда;
— наличия средств индивидуальной защиты;
— качества обучения по охране труда. - Анализируют возможные и существующие опасности.
- Составляют списки должностей, на которые необходимо разрабатывать инструкцию по ОТ.
- Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния вредных производственных факторов на сотрудников.
- Оказывают подразделениям методическую помощь по ОТ.
- Организовывают обучение сотрудников.
- Принимают участие в подготовке документов (приказов, инструкций и т.д.).
- Проводят вводные инструктажи.
- Хранят документы по охране труда.
Перечислим виды надзора за безопасностью труда в России:
- Государственный. Осуществляется профильными инспекциями, а также госорганами, которые наделены соответствующими полномочиями. Государственный контроль происходит на федеральном и местном уровнях.
- Ведомственный. Выполняется вышестоящими организациями. Речь идет о ведомствах, министерствах.
- Общественный. Осуществляется профсоюзными органами, фондами, партиями, СМИ и т.д. Главное отличие данного вида контроля заключается в максимальной открытости.
Если штат компании насчитывает менее 50 сотрудников, то решение о введении должности специалиста по ОТ принимает работодатель. Об этом четко говорится в Трудовом кодексе РФ.
Назначить на должность ответственного за обеспечение ОТ на предприятии можно:
- руководителя предприятия;
- специалиста или организацию на договоре ГПХ;
- уполномоченного сотрудника (это может быть бухгалтер или кадровик).
Внимание! Чтобы один из сотрудников приступил к выполнению обязанностей специалиста по охране труда, работодатель должен издать соответствующий приказ.
Если штат компании насчитывает более 50 сотрудников, то в штатном расписании обязательно должна быть должность специалиста по охране труда или же выделена служба ОТ.
Служба охраны труда создается для выполнения следующих функций:
- организация мероприятий, обеспечивающих выполнение норм ОТ;
- контроль за соблюдением требований законодательства в области ОТ;
- профилактические работы по предупреждению производственного травматизма.
Контроль условий труда на рабочих местах необходим для выявления:
- вредных и опасных факторов, которые воздействуют на сотрудников;
- соответствия условий на рабочих местах действующим нормативно-правовым актам;
- соблюдения сотрудниками предприятия требований ОТ;
- соблюдения ответственным за ОТ своих должностных обязанностей;
- нарушений по охране труда.
Можно сделать вывод, что контроль состояния ОТ на рабочих местах осуществляют:
- специалисты и руководители, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
- комиссия по охране труда;
- служба ОТ/специалист по ОТ.
- Чек-листы в первую очередь необходимы работодателям для проведения самопроверки. Это позволяет избежать штрафов со стороны сотрудников надзорных органов.
- Плановые проверки бывают как тематическими, так и комплексными.
- Чек-листы не являются обязательными для организации, на территории которой проводится проверка.
- Государственная инспекция труда периодически проводит проверки, чтобы узнать, соблюдается ли в организации трудовое законодательство.
- Чтобы назначить одного из сотрудников на должность специалиста по охране труда, работодатель должен издать соответствующий приказ.
- В образовательных учреждениях (школы, ДОУ) за соблюдение норм ОТ часто отвечает директор.
- Сотрудник ГИТ вправе повторно прийти с проверкой, чтобы убедиться в том, что работодатель выполнил предписание об устранении ранее выявленных нарушений.
- С 2018 года каждой организации присваивается определенная категория риска. Чем она выше, тем чаще придется ожидать визита сотрудников контролирующих органов.
- Инспектор не имеет права потребовать предъявить документы, которые он может самостоятельно запросить через иные органы муниципального или государственного контроля.
- Если на предприятии не соблюдаются нормы ОТ, то работник может осуществить подачу жалобы онлайн. Для этого нужно заполнить соответствующую форму на портале «Онлайнинспекция.рф».
- За невыполнение требований охраны труда предусмотрена ответственность. О размерах штрафов подробнее говорится в КоАП РФ.
Штрафы за непредставление уведомлений в Минтруд
Непредставление уведомлений о самостоятельном обучении работников охране труда, а также о работниках, прошедших соответствующее обучение, грозит работодателям привлечением к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Данная норма предусматривает административные штрафы за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Непредставление в Минтруд уведомлений влечет наложение штрафов в следующих размерах:
- от 2 000 до 5 000 рублей – для ИП и должностных лиц организаций;
- от 50 000 до 80 000 рублей – для организаций.
За повторное нарушение штрафы составят:
- от 30 000 до 40 000 рублей — для ИП и должностных лиц организаций;
- от 100 000 до 200 000 рублей – для организаций.
Как вы узнаете о проверке
О проведении плановой проверки инспекторы предупредят заранее не менее чем за 3 рабочих дня заказным письмом или электронным документом, подписанным электронной подписью.
Про внеплановую проверку вам могут сообщить любым способом не позднее, чем за 24 часа до начала в таких случаях:
- проверку проводят по заявлению работника;
- у вас уже прошла проверка, по результатам которой вам выдали предписание об устранении нарушений, но вы их не устранили и ГИТ назначил повторную проверку.
К кому придет проверка в 2023 году
Мораторий введен на плановые надзорные мероприятия по двум законам: от 31.07.2020 № 248-ФЗ и от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Но из него есть исключения.
Отмена плановых проверок не коснется объектов чрезвычайно высокого и высокого риска в сфере санэпиднадзора:
- детских садов, школ;
- деятельности по организации отдыха детей и их оздоровления;
- работы детских лагерей на время каникул;
- деятельности по организации общественного питания детей;
- родильных домов, перинатальных центров;
- социальных услуг с обеспечением проживания;
- деятельности по водоподготовке и водоснабжению
Но здесь есть особенности. В План проверок на 2023 год не включаются государственные и муниципальные учреждения дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования. Инспектор придет на эти объекты с обязательным профилактическим визитом. Нюанс в том, что при выявлении нарушений он все равно выдаст предписание, чего обычно не делается при профилактике.
Плановая проверка ожидает также объекты чрезвычайно высокого и высокого риска по другим сферам надзора; опасные производственные объекты (ОПО) II класса опасности, гидротехнические сооружения II класса. Предприятие может добровольно заменить ее на профилактический визит не позднее чем за два месяца до ее начала. Для этого нужно обратиться в контрольный орган, например, в Ростехнадзор, госпожнадзор.
Если в течение трех месяцев до начала плановой проверки был проведен профилактический визит, в том числе по желанию предпринимателя, то инспектор вправе не проводить проверку. Такое правило действует в 2023 году по Постановлению 336.
Мораторий не коснется еще ряда объектов:
- тех видов надзора, где не применяется риск-ориентированный подход, или которые не подпадают под 248-ФЗ и 294-ФЗ — муниципального контроля, налоговых проверок правоохранительной деятельности и тому подобное;
- спецрежимов, например, режима постоянного присутствия инспектора на ОПО I класса опасности:
- антимонопольных проверок;
- надзора в сфере использования атомной энергии.
Когда возбудят административное дело
Законодатели в 2022 году закрыли «лазейку» для инспекторов, которую те иногда использовали при «ковидном» моратории на проверки. Надзорные органы возбуждали дела об административных правонарушениях без проведения проверки. С 2022 года в общем случае это невозможно.
Согласно п. 3.1 ст. 28.1 дело об административном правонарушении при несоблюдении обязательных требований можно возбудить только после проведения надзорного мероприятия, то есть проверки. Профилактический визит к ним не относится. Исключений из правила немного:
- непредоставление отчета о производственном контроле на ОПО;
- информация об антимонопольных нарушениях;
- изъятие вещей и документов, например, сотрудниками ГИБДД;
- арест товаров, транспортных средств;
- временный запрет деятельности, например, если инспектор увидел угрозу возникновения аварии на ОПО.
- Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2023 год. Но мера не распространяется на предприятия из групп высокого и чрезвычайно высокого риска.
- Бизнес освободили от плановых контрольных мероприятий. Внеплановые проверки будут проводить по жалобам клиентов или сотрудников.
- Мораторий не распространяется на меры постоянного государственного контроля.
- Налоговая служба продолжит камеральный и выездной контроль. До 03.03.2025 г. от проверок освободили только ИТ-компании.
- Ведомства продолжат проводить профилактические визиты, по результатам которых бизнес не штрафуют за нарушения. Однако, оставляют предписания и обязывают устранить недочёты.
Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым сводным графиком на год, который размещается на сайте Генпрокуратуры. В этом графике указывается вид проверки (документарная или выездная), область проверки (или несколько) и принимающие в ней участия надзорные органы.
Плановые проверки могут проводиться не раньше 3 лет с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления соответствующего органа исполнительной власти о начале отдельного вида деятельности. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем 1 раз в 3 года, за исключением некоторых сфер деятельности (например: здравоохранение, образование, теплоснабжение, электроэнергетика и т.д.).
Проверяющие органы обязаны уведомить о начале проверки минимум за 3 рабочих дня.
Что требуют от работодателя
Обязанности работодателя в области ОТ отражены в ТК РФ (Раздел Х. Охрана труда), Федеральных законах «Об основах охраны труда в РФ», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О специальной оценке условий труда» и других нормативных правовых актов. Основными из них являются:
- оформление должным образом трудовых отношений (заключение трудового договора);
- организация и обеспечение функционирование системы управления охраной труда;
- проведение специальной оценки условий труда (СОУТ);
- организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (МО) и психосвидетельствований работников;
- организация и проведение обучения по охране труда всех работников (в том числе, и проведение инструктажей);
- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, если таковое необходимо при выполнении трудовых обязанностей (в соответствии с требования нормативных документов);
- обеспечение и учёт выдачи работникам сертифицированных спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами;
- обеспечение безопасных условий труда работников;
- контроль за соблюдением требований ОТ на рабочих местах;
- разработка и ведение необходимой документации по ОТ (инструкций, положений и т.д.);
- наличие комплекта нормативно-правовых актов, содержащих требования ОТ с учётом специфики деятельности компании;
- соцстахование работников от несчастных случаев и профзаболеваний;
- санитарно-бытовое обеспечение;
- недопуск к работе непрошедших обучение и медосмотр.
Как проводится внеплановая проверка ГИТ. Что проверяет
Важно! Поводом к проведению внеплановой проверки, согласно закону, может послужить любое нарушение предпринимателем положений Трудового кодекса или иных правовых актов, имеющих отношение к нормам трудового права.
Чаще всего внеплановая проверка проводится по той причине, что один из сотрудников предприятия подал заявление (в соответствии со всеми требованиями закона) о нарушении его трудовых прав. Но инспекторы ГИТ также обращают внимание на:
- запросы сотрудников предприятий о проведении проверки охраны труда и условий работы на производстве;
- заявления и обращения в Роструд граждан (в т.ч. ИП и ООО);
- сведения, полученные из СМИ;
- информацию, поступившую от органов гос. власти.
Предприниматель обязан допустить инспектора к проверке также при следующем обосновании ее проведения:
- в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ был издан приказ руководителя (или распоряжение зам. начальства) Федеральной инспекции труда о необходимости проведения выездной внеплановой проверки;
- было получено требование Прокурора об организации проверки предприятия на предмет соблюдения требований закона, основанное на обращениях, зарегистрированных в органах прокуратуры.
Перечень чек-листов для проверки по охране труда
К чек-листам для проверки по охране труда можно отнести:
- проведение специальной оценки условий труда;
- организацию обучения по охране труда;
- проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров;
- организацию расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- информирование работников об условиях и охране труда, о риске повреждения здоровья, о гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты, которые им полагаются;
- разработку правил и инструкций по охране труда;
- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- эксплуатацию отдельных видов транспорта и объектов транспортной инфраструктуры;
- эксплуатацию помещений, зданий, сооружений, оборудования;
- соблюдение отраслевых и межотраслевых соглашений;
- соблюдение предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
В таблице, в части контрольных вопросов, в графе 4 инспектор отмечает исполнение работодателем требований законодательства, которые указаны в реквизитах нормативного акта, устанавливающего обязанность работодателя.
Если требование законодательства соблюдено, в графе 4 ставится соответствующая отметка. Если выявлено нарушение, графа 4 не заполняется, а в графе 5 проставляется соответствующее значение.
Графа «Не относится», которую содержат проверочные листы Роструда, заполняется в особых случаях — только если пункт не имеет отношения к работодателю. Например, в чек-листе № 1 есть перечень вопросов по заключению трудовых договоров со спортсменами (т. к. на спортсменов распространяются отдельные нормы трудового права, отдельный порядок проведения обязательных мероприятий по охране труда). Соответственно, если оценивается компания, в которой нет спортсменов в штате, то в графе 6 указывается «Не относится».
Введение проверочных листов Роструда: с какой даты начинают действовать рассматриваемые правила
Список проверочных чек листов для проверки ГИТ введен в действие Приказом Роструда от 10 ноября 2017 года № 655. При этом следует обратить внимание на то, что с даты введения в действие Приказа (4 февраля 2018 года) вопросники применяются в случае проведения плановых проверок в отношении не всех компаний и индивидуальных предпринимателей, а лишь тех, которые относятся к категории умеренного риска. Чтобы понять, к какой категории отнесена конкретная компания, можно подать запрос в территориальное отделение Роструда по месту регистрации, либо проверить данные на их официальном сайте.
Что касается иных категорий, то проверки проводятся по чек листам с 1 июля 2018 года. Применяемые с этой даты проверочные листы ГИТ утверждены тем же Приказом № 655, что означает, что проверочные действия при плановых ревизиях с 1 июля 2018 года проводятся в отношении любых компаний и ИП, а не только относящихся к категории умеренного риска.
Важно понимать, что вопросники могут быть применены только при плановых проверках. Если проверочные мероприятия проходят вне плана, требования к организациям и ИП такие же, однако официально листы проверок не применяются. В любом случае, если все требования к проверяемым, указанные во введенных вопросниках будут соблюдены, это основание полагать, что оснований для привлечения к административной ответственности нет.
Новые особенности проведения спецоценки условий труда на микропредприятиях.
С 1 марта 2023 года установлены особенности проведения специальной оценки рабочих мест на микропредприятиях отдельных отраслей.
Работодатели без привлечения специальной организации могут выявлять потенциально вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах.
Если обнаружен хотя бы один потенциально вредный или опасный фактор, то для спецоценки данного рабочего места необходимо привлекать специализированную организацию.
Также если в ходе предыдущей спецоценки была установлена вредность, то проводить на этом предприятии спецоценку в упрощенном порядке работодатель не может.
Для определения потенциально вредных и опасных производственных факторов на каждое рабочее место нужно оформить отдельный проверочный лист. Результаты заполнения проверочного листа должна утвердить комиссия работодателя по проведению спецоценки.