Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экосбор‑2023: кто и как должен отчитаться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для организаций и ИП в 2023 году была введена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Новая форма утверждена приказом Минприроды от 21.09.2022 № 624 и вводится в действие с 1 марта 2023 года. В обновленной декларации появился новый раздел 3.2 «Расчет суммы платы за размещение, в том числе, складирование побочных продуктов производства, признанных отходами». Соответственно, в декларацию были добавлены и новые строки – 026, 124–126, 136, 146, 156 и 186, в которых теперь нужно отражать показатели платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.
Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН
Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.41 |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.5 | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Краткая памятка о плате за НВОС
Наименование платежа
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
Куда вносится
Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие |
НПА
Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ |
Срок внесения
до 1 марта |
Кто вносит плату
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не вносится):
|
Как вносится
На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ |
Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (для объектов III категории) в 2021 году
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”.
Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом. Посмотрим требования закона:
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления” Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами;
- Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;
- Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
- При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
- Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2021 года
По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».
Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность. Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее — данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Какие документы отменены в 2021 году?
Постановлением Правительства России от 18 сентября 2020 г. № 1496 с 1 января 2021 г. отменяются следующие законодательные документы:
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. № 205 “Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества”. Постановлением № 1496 настоящий документ будет отменен начиная с 1 января 2021 г. Из чего следует, что в 2021 году сведения по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 предоставлять не требуется. На данный момент можно лишь предположить, что учет воды на объекте будет проводится по другим формам до принятия новых документов;
- Постановлением №1496 с 1 января 2021 г. также отменены журналы движения отходов по Приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721;
- Отменены с 1 января 2021 г. и методические указания по разработке проектов нормативов по отходам и сбросам.
Правила зачета (возврата) переплаты за НВОС
Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС согласно п. 36 Правил исчисления и взимания платы за НВОС подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату этому лицу. Здесь же отмечено, что зачет (возврат) данной суммы осуществляется в заявительном порядке, то есть на основании заявления лица, обязанного вносить плату, не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления. Но конкретную процедуру зачета (возврата) эти правила не определяют.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС утвержден Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее – Порядок № 334) и действует с 07.09.2019. Он введен в соответствии с п. 2 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ.
Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:
Являются субъектами МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.
Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Какие приложить документы
К декларации о плате за НВОС нужно приложить следующие документы:
- документ, подтверждающий полномочия действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и/или представление декларации – если такое лицо декларацию подписало и/или представило;
- перечень документов, подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (по каждому из мероприятий, по которым была корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа) с указанием их реквизитов (номер, дата) – если лицо, обязанное вносить плату, в отчетном году сделало корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа;
- копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.
При представлении декларации о плате за НВОС в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, представлять ее на бумажном носителе не нужно.
За несдачу декларации о плате за НВОС предусмотрена административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации. Штраф:
- на должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей;
- на юридических лиц – от 20 000 до 80 000 рублей.
Как заполнить декларацию НВОС и рассчитать сумму платежа
Форма декларации по плате за НВОС 2021 года по структуре повторяет ранее использовавшуюся. Выделяется 3 раздела по каждому из видов загрязнения:
- Выбросы. Указывается объем выбросов загрязняющих веществ в окружающую атмосферу, которые производят стационарные источники. Например, трубы котельной, различные вытяжки, ГОУ.
- Сбросы. Определяет объем вреда, наносимого предприятием и его производством водным объектам.
- Размещение отходов. Учитываются отходы, отправленные на полигон для хранения и утилизации.
Данные собираются по поставленным на учет опасным объектам. Производственные площадки IV категории опасности не включаются. Количество указывается в единицах веса (тонны) или объема (кубометры), в зависимости от вида отходов. Если за отчетный период происходили аварии, вызвавшие повышенный вред экологии, зафиксированные во вовремя их устранения внеплановые объемы вредных выбросов также суммируются.
Для расчета суммы платежа в декларации негативного воздействия на окружающую среду используется единая ставка. Но объем выбросов, сбросов и отходов указывается по трем графам. Это связано с использованием повышающего коэффициента, принимающего следующие значения: 1, 25, 100. Предусмотрены отдельные граф для учета негативных воздействий:
- В пределах допустимых значений. Этот объём учитывается для расчета экологического платежа с коэффициентом 1, т.е. по основной ставке.
- В пределах установленного лимита. Используется повышающий коэффициент 25 к основной ставке платежа за негативное воздействие.
- С превышением нормативов и лимитов. Для этой графы установлен максимальный повышающий коэффициент 100. Применяется он только к объектам I и, c оговорками, II категорий опасности.
Используя такую прогрессивную шкалу коэффициентов, государство стимулирует снижение сверхнормативных выбросов, сбросов и отходов, угрожающих экологии. Федеральный закон 7-ФЗ также допускает применение коэффициента 0 на этот объем отходов, который предприятие собственными силами собрало и утилизировало наиболее эффективными технологиями, допустимым к применению. Норма закреплена в статье 16.3 этого документа. Это должно мотивировать предприятия к совершенствованию экологической составляющей своей деятельности, внедрению передовых природосберегающих технологий.
Правила представления основных «экологических» отчетов
Формы отчетов по экологическому сбору, плате за НВОС и статистической «экологической» отчетности, сроки и правила их представления приведены в таблице.
ВНИМАНИЕ. Чтобы сдать отчетность в Росприроднадзор через интернет, нужно иметь сертификат электронной подписи.
Далее нужно выбрать один из способов представления:
Те, кто выберут второй способ, получат два преимущества:
Таблица по основным формам «экологической» отчетности
Наименование отчета
Периодичность и сроки сдачи
Куда представлять
В каком виде отчитываться
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043)
Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным (за 2020 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2021 года)
В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.
Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН
Если плата за НВОС за предыдущий отчетный период:
— превысила 25 тыс. руб., то через интернет;
— не превысила 25 тыс. руб., то можно сдать бумаге плюс представить экземпляр отчета на электронном носителе
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509)
В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
— разрешение и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
— нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
На бумаге или через интернет
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417)
Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2020 год нужно отчитаться до 1 апреля 2021 года включительно)
Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению.
Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва).
Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва)
В общем случае —через интернет.
При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчета в формате xml
Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2020 год нужно отчитаться до 1 апреля 2021 года включительно)
Расчет суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488)
Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2020 год нужно отчитаться до 15 апреля 2021 года включительно)
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным
В территориальный орган РПН по местонахождению респондента.
Отчёт по экологии сдают юр. лица и ИП в территориальное управление Росприроднадзора.
В отчётность включается информация об образовании отходов (ТКО и производственных), их обработке, утилизации, перевозке и размещении. Декларация о подлежащих в последующем утилизации товарах, реализуемых в РФ, — до 1 апреля 2021 года.
Декларация сдаётся в Росприроднадзор по месту регистрации производителя или поставки импортной продукции. Порядок декларирования установлен постановлением Правительства от 24 декабря 2015 г. № 1417.
Основание для включения товаров в декларацию – первичная учётная или таможенная документация.
Отчёт о выполнении нормативов ликвидации отходов от применения продукции — до 1 апреля 2021 года.
Форму должны заполнить и сдать в Росприроднадзор производители продукции и её импортёры. Отчитываться необходимо за продукцию, которая включена в федеральный перечень товаров, которые нужно утилизировать после применения/эксплуатации. Информация о товаре и его упаковке предоставляется на отдельных листах. В отчётности отражаются наименование товара, его код, наименование и код в ТН ВЭД ЕАЭС, вес (кг), кол-во, реквизиты документов, подтверждающих факт утилизации, кол-во отходов, в том числе и за которые нужно будет уплатить экологический сбор.
Отчёт об имеющихся технологических агрегатах по утилизации мусора — до 1 апреля 2021 года.
Порядок регулируется постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1520. Информацию обязаны предоставлять в Росприроднадзор юр. лица и ИП, ведущие работу в области обращения с отходами от использования товаров.
Кто освобожден от уплаты
Обязательства по уплате сбора не касаются организаций, которые осуществляют деятельность на объектах 4 категории (малоопасные), негативно влияющих на среду. Данная категория должна подтверждаться свидетельством о постановке этого объекта на госучет. Кроме этого не взимается плата:
- За размещение при накоплении отходов для последующей их утилизации — на протяжении 11 мес. после их образования.
- По медицинским отходам, так как их не причисляют к ТКО. Вопросы, связанные с ними, решаются с применением норм нормативно-правовых актов об охране здоровья граждан. В их числе — ст. 49 ФЗ № 323 от 21.11.2011 (акт. ред. — 02.07.2021), п. 6 ст. 2 ФЗ № 7, п. 2 ст. 2 ФЗ № 89, а также разъяснения Минприроды (письмо № 25-47/28897 от 02.11.2020 и № 12-50/3268-ОГ от 30.04.2015).
- С арендаторов, если согласно арендному договору собственником отходов является арендодатель. На них распространяются общие нормы высвобождения от уплаты, а плата может предусматриваться по общим основаниям. Платит тот, кто «вредит» атмосфере (кто эксплуатирует НВОС, у кого появляются отходы). За ТКО, размещенные региональным оператором, платить не надо.
Чтобы подтвердить исключение НВОС на эксплуатируемом объекте размещения отходов, требуется провести мониторинг окружающей среды, затем представить отчет в территориальный орган Росприроднадзора до 15.01.2022 (за прошедший 2021-й г). Исключение НВОС подтвердят, если:
- в отчете правильно отображены данные измерений;
- соблюдены соответствующие нормативы по качеству либо, при их отсутствии, — показатели состояния компонентов окружающей среды возле специального объекта, предназначенного для размещения отходов.
Общая информация: экологическая отчетность 2021
Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2021 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Данные положения вступили в полную силу 1 января 2021 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.
Как заполнить декларацию НВОС за год?
Субъекты предпринимательской деятельности (СПД) обязаны своевременно предоставлять в Росприроднадзор отчет за НВОС. Он составляется на формализованном бланке, который утвержден Приказом №3 Министерства природа 9 января 2017 года (далее – Приказ).
При составлении отчета нужно заполнить титульный лист, указать расчет размера оплаты за НВОС. Сумма отражается в трех разделах с их подразделами, которые касаются платежей:
- По выбросам в атмосферу, источником которых являются стационарные объекты (раздел 1);
- По продуктам, которые образуются в результате сжигания или рассеивания попутного газа при разработке нефтяных месторождений, если его объемы допустимы (раздел 1.1) или превышают установленные нормы (раздел 1.2);
- По сбросам в водоемы и реки (раздел 2);
- За вывоз и размещение отходов, которые образуются на объектах (раздел 3) и размещаемых региональными операторами (раздел 3.1).
Заполняется формализованный бланк не по всем пунктам, а только в тех местах, которые касаются деятельности СПД. В конце бланка есть примечания, которые указывают, как заполнить декларацию НВОС за 2020 год, удобно структурированы по каждому разделу.
ВОПРОС: Предприятие 2 категории. С учетом авансовых платежей платеж за год составил О. Как вносить авнсовые платежи?
Если сумма платы (без учета внесенных авансов) за отчетный период получилась нулевая, то авансы при выборе способа 1) п. 4 ст. 16.4. Закона № 7-ФЗ не вносится.
ВОПРОС: Нужно ли вносить авансовые платежи если предприятие оказало услугу, образовало отходы и заплатило за НВОС, но больше на этом объекте не работает? ничего не образуется.
Авансовые платежи вносят лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если есть основания для снятия объекта с учета, то лучше это сделать.
ВОПРОС: У нашего предприятия идет значительная переплата. В 1 и 2 квартале вносили авансовые платежи, в 3 и 4 будет перезачёт платы за счет переплаты. Как отражать в декларации, если сумма платы за 2019 год полностью погашается переплатой?
В Декларации предусмотрены строки для внесения сведений о внесенных авансовых платежах (140-144). Программа сама высчитает сумму переплаты и занесет ее также в соответствующие строки (160-164).
ВОПРОС: Как получить акт сверки от РПН? есть форма?
Утверждённой формы нет, но есть Росприроднадзора от 27.03.2017 N АА-06-02-36/6198 «О формах документов», в котором приведена форма заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Можете воспользоваться данной формой.
ВОПРОС: Можно ли засчитывать переплату по одному виду НВОС (КБК) в счет другого вида НВОС (На другой КБК)?
Учитывая, что в п. 2 Порядка № 344 сказано, что Зачет производится по тем КБК, а также по ОКТМО, по которым лицом, обязанным вносить плату, исчислялась и вносилась плата, но в самом заявлении возможно указать КБК и ОКТМО, на которые нужно произвести зачет, то здесь имеет место быть путанице. Стоит попробовать, возврат администратору менее интересен, чем зачет.
ВОПРОС: Если в Договоре с рег. оператором прописано: рег.оператор обязан обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО, необходимо ли нам самим оплачивать плату за размещение отходов производства и потребления? Или же эту обязанность взял на себя рег. оператор?
абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Именно за ТКО плату не вносите.
ВОПРОС: Если есть собственный объект на котором разрешено размещение ТКО — требуется ли заполнение раздела 3.1?
Если Вы являетесь оператором по обращению с ТКО, осуществляющим размещение ТКО, или к региональным оператором по обращению с ТКО, осуществляющим размещение ТКО, то да.
ВОПРОС: Нужно ли вносить информацию о ТКО, если плата 0?
Нет обязанности подавать нулевую декларацию. При этом (только если для перестраховки) Вы можете подать Декларацию НВОС только с информацией о переданных ТКО оператору/РО по обращению с ТКО — если у Вас имеются все данные.
ВОПРОС: Как вносить свои объемы ТКО если рег. Оператор не определен (напр.Москва, Санкт-Петербург)? Передача оператору (столбец 11) или передача на размещение (столбец 12)? Какую стоимость указывать?
абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. — данная редакция действовала еще до 01.01.2019.
Если в субъекте РФ не определен региональный оператор по обращению с ТКО, то ТКО передавались, скорее всего, просто оператору по обращению с ТКО. При этом во всей цепочке плательщиком за размещение ТКО будет выступать оператор по обращению с ТКО, который осуществил само размещение ТКО. Если Вы не являетесь оператором по обращению с ТКО, осуществляющим размещение ТКО, то за ТКО Вы плату не вносите.
В Декларации НВОС передача ТКО оператору/РО по обращению с ТКО масса указывается в столбце 11.
ВОПРОС: Организация передает отходы региональному оператору для размещения, в разделе 3 декларации я должна указать полигон на который РО вывозит наш отход (наименование, адрес)?
Если Вы хотите указать, что ТКО были переданы РО, то да, Вы обязаны создать расчет по объекту размещения отходов (тот, на котором РО осуществляет размещение ТКО). Частый случай, когда РО передает нескольким операторам ТКО на размещение ТКО, то есть размещение происходит на нескольких объектах размещения отходов. Если Вы владеете полной информацией, указывайте данные корректно.
ВОПРОС: Если мы передаем на размещение отходы в другой регион, у нас две декларации должно быть? Одна по нашим объектам плюс размещение на полигонов, и вторая декларация в тот РПН, где расположен полигон размещения отходов?
Согласно п. 8 ст. 16.4. Закона № 7-ФЗ лица, обязанные вносить плату, представляют декларацию о плате за НВОС в уполномоченный ПП РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС.
При этом в п. 7 Порядка № 3 есть оговорка по бумажной версии: Декларация о плате на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить плату, в ТО РПН, осуществляющие функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ по плате, по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления.
По факту это касается не только бумажной версии. Учитывая, что плату вносят по объекту, оказывающему НВОС (для стац.источников выбросов/сбросов), а также по объекту размещения отходов (то есть по месту нахождения объекта размещения отходов, а он может быть в другом субъекте РФ), а один ТО РПН может быть не уполномочен принимать Декларацию о плате за НВОС по не своему субъекту РФ, то конечно необходимо формировать отдельные Декларации НВОС и подавать их отдельно по своим внесенным платам в соответствующие ТО РПН.
ВОПРОС: Если объект НВОС-линейный, на территории нескольких субъектов РФ, как правильно предоставлять декларацию?
Логично отталкиваться от свидетельство о постановке на гос.учет объекта, оказывающего НВОС. Рекомендуем еще до подачи декларации, а также внесения платы за НВОС запросить бы официальное разъяснение по данному вопросу. Учитывая, что выбросы осуществляются на разных субъектах РФ, то вносить плату и подавать декларацию следует в соответствующий ТО РПН. То есть, какие стац.источники находятся на одном субъекте РФ, за них в данных субъект РФ и платить и по ним отчитаться в составе декларации.
- недостаточные квалификация и опыт специалистов;
- декларация о воздействии на окружающую среду составляется на основе ранее разработанных в разное время проектов ПДВ, НДС, ПНООЛР, в итоге данные в отчетных таблицах противоречат друг другу, а также расчетам, приведенным в приложениях;
- из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, что приводит либо к перерасходу денежных средств при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, либо к претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
- отсутствие в структуре организации собственной лаборатории приводит к необходимости привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
- проектировщики из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате значительную часть работы приходится выполнять сотрудникам заказчика (фотофиксацию, определение систем вентиляции и точек сброса, обозначение на картографических материалах различных данных и т.д.);
- при проведении расчетов нормативов выбросов и сбросов допускаются системные ошибки, что приводит к проблемам у заказчика при реализации в отношении него контрольно-надзорных мероприятий, в том числе к необходимости пересчета платы за негативное воздействие в сторону существенного увеличения;
- особенности технологического процесса производства создают непреодолимые сложности для проектной организации при расчете количественных и качественных характеристик выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
Правовые основы для разработки
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 1, ст. 31.2)
- Приказ Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»
Согласующие органы
- Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора)
- Уполномоченный орган субъекта РФ (для объектов регионального надзора)
Результат работ
- Сданная в уполномоченный государственный орган декларация о воздействии на окружающую среду
Срок действия
- 7 лет (при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников)
Ответственность
- Ст. 8.5 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 80 тыс. руб.
- Платежи за негативное воздействие на окружающую среду с повышающими коэффициентами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»)