Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка объекта НВОС на государственный учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие наокружающую среду, поставленных на госучет, обязаны представлять сведения об изменении данных, перечисленных в пункте 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. Так, к примеру, сообщить необходимо о смене наименования организации или адреса ее места нахождения.
Актуализация сведений и снятие с учета объекта НВОС
Эту информацию органы Росприроднадзора и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ используют для актуализации сведений об объекте НВОС.
Кроме того, организация или ИП, прекратившие деятельность на объекте НВОС, также сообщают об этом в органы Росприроднадзора (или уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ) с целью снятия объекта НВОС с госучета (п. 11 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).
Письмом от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 Росприроднадзор направил Методические рекомендации по актуализации учетных сведений обобъектах НВОС и по снятию с госучета указанных объектов. Рекомендации предназначены большей частью для использования в работе органами ведомства, а также региональными органами власти. Тем не менее отдельные положения могут быть полезны и хозяйствующим субъектам (организациям и предпринимателям).
Далее обозначим эти моменты.
Все объекты НВОС разделяются по категориям опасности – от I-IV – с учетом источников выбросов, объемов и класса опасности выбросов. В случае, когда объект не отнесен ни к одной из настоящих категорий, его постановка на госучет не требуется. Критерии категорий утверждены Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029.
Постановка объекта НВОС на государственный учет в Москве и региональных городах России осуществляется по единому принципу. Заявка подается по месту расположения объектов. Единственная разница заключается в определении уровня государственного реестра: федерального или регионального.
Уровень государственного реестра определяется исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903. За ведение федерального реестра ответственен территориальный Росприроднадзор. За ведение регионального – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный учет осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС. Государственный реестр состоит из федерального и регионального государственных реестров.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 определены критерии отнесения объекта к федеральному или региональному уровню надзорности.
Постановку объектов, оказывающих НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на государственный учёт осуществляет Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а объектов, оказывающих НВОС, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — Министерство природных ресурсов.
Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки всех или каких-либо сведений. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта РФ направляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки.
За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:
- выбросами в воздух от стационарных источников;
- сбросами в водные объекты;
- размещением отходов производства и потребления.
Актуализация сведений об ОНВОС
Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
-о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
-об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
-об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
-об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
7. Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 18 Правил).
Заявка представляется в установленном Правилами порядке в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – по месту нахождения объекта:
- в территориальный орган Росприроднадзора – по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 г. № 903;
- органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации – по объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.
Кто ставит объект НВОС на государственный учет?
В зависимости от того, под какой вид экологического контроля (надзора) подпадает объект НВОС, его может поставить на учет:
- территориальный орган Росприроднадзора – если объект находится под федеральным контролем,
- орган исполнительной власти субъекта РФ — если объект находится под региональным контролем.
Про эти виды экологического контроля мы подробнее расскажем ниже, одновременно осветив вопросы ведения федерального и региональных реестров объектов НВОС.
Таким образом, постановка на гос. учет объектов НВОС может быть:
- постановкой на федеральный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду,
- постановкой на региональный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду (например, постановка на учет НВОС по Москве).
Наименование услуги |
Сроки |
*Стоимость (руб.) |
Постановка на учет объектов НВОС |
от 10 рабочих дней | от 6 000 руб. |
Особенности государственного учета объектов НВОС
Если объект оказывает негативное воздействие и связан с недропользованием, то в этом случае ему присваивается I категория. Вспомогательным системам, к примеру, трубопроводам, которые являются отдельными объектами, оказывающими негативное воздействие, может присваиваться меньшая категория. Постановка на государственный учет объектов в таком формате возможна, если объекты меньшей категории соответствуют критериям, указанным в основных положениях.
При постановке на государственный учет для государственных органов не имеет значения, кто эксплуатирует объект и в каком режиме он работает. Объекты, оказывающие серьезное или малое воздействие могут быть в собственности или арендованными, но в любом случае у предприятия или ИП должны быть документы, подтверждающие постановку на государственный учет. Если объектом пользуется арендатор, необходимо оформить договор аренды, в котором следует указать основную информацию по объекту.
Необходимые для внесения в госреестр сведения
Для постановки объекта на государственный учет, руководство предприятия или ИП должны предоставить в природоохранные органы следующие сведения:
- Наименование предприятия, организационно-правовую форму и фактический адрес расположения объекта. Если заявление подает индивидуальный предприниматель, указать следует фамилию, имя, отчество, место жительства и дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- Вся имеющаяся информация, описывающая вид хозяйственной деятельности предприятия, ее особенностей, объема производимой продукции и предоставляемых услуг;
- Заключение государственной экологической экспертизы и экспертизы проектной документации.
- Информация относительно всех стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, сбросе сточных вод и оказания негативного физического воздействия на окружающую среду;
- Точные данные об объеме загрязняющих веществ и о фактической массе выбросов в окружающую среду;
- Сведения о декларациях, об уплате экологических платежей;
- Сведения о программе производственного экологического контроля;
- Перечень мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на экологическую обстановку, реализуемых на объекте;
- Достоверная информация о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии НДТ;
- Сведения, касающиеся образования, оборота и утилизации отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
- Информация относительно имеющихся очистных сооружений и других технологий и технических средствах по обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- Сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
- Данные об изменении места расположения объекта, юридического лица, формы собственности и владельца предприятия, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Источники негативного воздействия предприятия
На предприятии может быть один или несколько стационарных или мобильных источников негативного воздействия — организованных или неорганизованных, производящих выбросы в атмосферный воздух или водоемы, оставляющие после себя отходы.
К организованным источникам относятся заводские дымовые трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари и другие, а к неорганизованным — производственные площадки предприятия в целом, отстойники, накопители и другие открытые емкости или пруды для хранения веществ, карьеры добычи ископаемых, маршруты проведения погрузо-разгрузочных работ и перевозок.
К нестационарным источникам выбросов в атмосферу относят:
- легковой, грузовой и пассажирский автотранспорт компании;
- моторные и надувные лодки на дизельном или другом топливе, морские и речные суда;
- буровые и прочие установки, строительную технику, оборудование, работающие за пределами организации.