Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как наказать главу района за самоуправство?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Очень важным моментом является такая норма. Согласно статье 4.5 КоАП РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, если с даты совершения данного правонарушения прошло более двух месяцев. Правда, на основании того, что статья КоАП о самоуправстве рассматривается в судебной инстанции, данный срок увеличивается до трёх месяцев. Если правонарушение в виде совершения самоуправства будет квалифицированно как уголовное преступление. То здесь срок давности гораздо больше – шесть лет. Тем не менее поскольку достоверно неизвестно, как будет квалифицировано самоуправство правоохранительными органами. С подачей заявления в полицию желательно сильно не тянуть.
Кроме полиции, с заявлением о самоуправстве со стороны главы района можно обратиться также и в территориальные органы прокуратуры. В статье 10 Федерального закона «О прокуратуре» от 17.01.1992г. № 2202-1 предусматривается, что заявления и жалобы, поступающие в данный надзорный орган, обязательны к рассмотрению. По результатам рассмотрения, если основания в жалобе будут признаны обоснованными, сам орган прокуратуры может предпринять необходимые действия по привлечению главы района к ответственности за совершённое им самоуправство.
Должностными лицами признаются:
- представители власти;
- служащие с организационно-распорядительными полномочиями;
- сотрудники административно-хозяйственных структур.
Все составы должностных преступлений указаны в главе 30 УК. Там же прописана ответственность — штрафы, сроки лишения свободы, количество принудительных работ и запреты на занятие определенными видами деятельности. В таблице ниже — виды некоторых преступлений и наказаний за них.
Статья |
Преступление |
Размер штрафа (руб.) / срок лишения свободы |
---|---|---|
200.4 |
Злоупотребления в сфере госзакупок |
до 200 000 / до трех лет |
285 |
Злоупотребление должностными полномочиями |
до 300 000 / до десяти лет |
285.1 |
Нецелевое расходование бюджетных средств |
до 100 000 / до пяти лет |
286 |
Превышение должностных полномочий |
до 300 000 / до десяти лет |
289 |
Незаконное участие в предпринимательской деятельности. |
до 300 000 / до двух лет |
292 |
Служебный подлог |
до 500 000/ до четырех лет |
293 |
Халатность |
до 500 000 / до семи лет |
Если виновный своими действиями не только нарушил права гражданина, но и причинил ему материальный или имущественный вред, то в данном случае целесообразно рассматривать дело не только с точки зрения совершения уголовного преступления. В подобной ситуации потерпевший может инициировать судебное разбирательство, чтобы получить компенсацию убытков, подав соответствующий иск в районный или мировой суд (в зависимости от суммы запрашиваемого возмещения).
Образец искового требования на злоупотребление должностными полномочиями можно взять в канцелярии суда, куда необходимо будет подать 3 экземпляра такого документа и дополнительные материалы. Подобные дела рассматриваются только при условии оплаты госпошлины, поэтому истцу необходимо будет заранее побеспокоиться о ее оплате, иначе в принятии иска ему будет отказано.
В исковом заявлении о причинении ущерба от преступления важно указать достоверную информацию о правонарушении, данные чиновника, который явно вышел за рамки полномочий, и сформулировать свои требования, подкрепив их соответствующими ссылками на законодательные акты. Также важно документально обосновать рассчитанную сумму возмещения, иначе суд определит ее на свое усмотрение или вовсе откажет в удовлетворении такого требования.
Комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности позволяет минимизировать риск возникновения пожара в помещении или на открытой местности. Нарушение этих правил чаще всего провоцирует возгорание и/или задымление, в результате которого люди травмируются, получают ожоги или даже гибнут. Также страдает имущество, а если говорить глобально, то и вся экосистема.
Наказания за нарушения могут быть:
- Дисциплинарными.
Такая ответственность распространяется исключительно на должностных лиц, а заключается она в различного рода замечаниях, выговорах, которые заносятся в личное дело работника или же бывают только лишь устными. Как правило, в случае с дисциплинарным наказанием решающим становится мнение руководителя предприятия (компании, фирмы). К такому виду ответственности чаще всего привлекаются сотрудники, не соблюдавшие правила пожарной безопасности или допустившие нарушение из-за халатности. Работник, который несёт ответственность за противопожарную безопасность, должен быть ознакомлен с соответствующими инструкциями.
2. Административными.
В этом сегменте наказание следует не только за прямое нарушение правил безопасности, но также и за несоблюдение самых разных требований (к примеру, к эвакуационному плану или обустройству путей для эвакуации в случае пожара, к наличию технических элементов, защищающих от дыма и распространения огня и т. д.). В качестве административного наказания может применяться штраф за нарушение правил пожарной безопасности (например, штраф за отсутствие пожарной сигнализации), предупреждение (если нарушения не повлекли за собой серьёзных последствий), приостановление деятельности (эта мера наказания касается ИП или юрлиц как нарушителей). Штрафы могут составлять:
- от 1000 до 5000 ₽ для граждан, которые не исполняют свои служебные обязанности;
- от 6000 до 50 000 ₽ для должностных лиц;
- от 30 000 до 50 000 ₽ для предпринимателей (ИП, также их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток, чтобы была возможность исправить все нарушения после инспекции);
- от 90 000 до 500 000 ₽ и до 1 000 000 ₽ в случае нанесения вреда здоровью (тут чаще подразумевается нанесение тяжкого вреда или смерть людей), также в качестве наказания может применяться и приостановка деятельности юрлица на срок до 90 дней.
Какое наказание может последовать за самоуправство?
Ответственность за самоуправство может понести психически здоровый гражданин, достигший возраста 16 лет. В уголовном кодексе предусмотрена отдельная статья (УК РФ ст. 330), которая предусматривает следующие варианты наказания:
- административное взыскание в размере до 80 000 рублей (если такой размер штрафа для главы района, по мнению суда, будет слишком незначителен ввиду его высоких доходов, к нему может быть применено наказание в виде штрафа суммы его дохода в срок за шесть месяцев);
- заключение под стражу на срок до 6 месяцев;
- исправительные работы на срок до 2 лет;
- обязательные работы до 480 часов.
В том случае, если в отношении потерпевшего лица были применены насильственные действия, в том числе запугивание физической расправой, последует более серьезное наказание:
- заключение под стражу на срок до 5 лет;
- арест на срок до 6 месяцев;
- принудительные работы на срок до 5 лет.
Самоуправство может рассматриваться и как административное правонарушение. В таком случае может последовать следующее наказание:
- письменное предупреждение;
- административный штраф в размере от 300 до 500 рублей.
Ответственность должностных лиц за халатность
Добиться наказания должностного лица, обвинив его в преступной халатности, получится лишь, если:
- законодательными, нормативно-правовыми актами, включая положения внутреннего пользования, установлены определенные обязанности, которые он не выполнил (или выполнил не в полном объеме), не ставя перед собой цель кому-то навредить, получить собственную выгоду;
- экспертизой установлена прямая связь наступивших последствий причинения вреда (или ущерба) определенному физическому лицу, предприятию, обществу, государству, с невыполнением прямых обязанностей должностными лицами, или ненадлежащим их исполнением.
Учитывая, что субъектом уголовного наказания может выступать только должностное лицо, нужно понимать:
- даже если подчиненный не выполнил распоряжение своего непосредственного руководителя, в результате чего был причинен вред здоровью других людей, нанесен крупный материальный ущерб, ответственность понесет сам руководитель;
- обязанностью начальника в любом случае остается контроль выполнения поручений.
Статья 327. Самоуправство
Статья 327 УК РК предусматривает уголовную ответственность за самоуправство.
Объектом преступления является порядок управления. В качестве дополнительного объекта выступают законные права и интересы граждан, юридических лиц.
С объективной стороныпреступление характеризуется рядом признаков: деяние в виде самовольного, вопреки установленному законодательству порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права, правомерность которых оспаривается другим лицом или организацией, если такими действиями причинен существенный вред.
Под самовольностью понимается совершение действий, направленных на осуществление своего права, помимо установленного порядка, то есть не в том порядке, как это установлено законодательством.
Действительное право — это право, принадлежащее лицу на законном основании, но которое оно осуществляло, не соблюдая установленного для этого порядка.
Предполагаемое право — это право, которое фактически законно не принадлежит лицу, но на которое оно рассчитывает, ошибочно считая его своим законным.
Преступление совершается только путем действий. Данные действия могут выражаться как в реализации своих прав, так и в исполнении своих юридических обязанностей. И те, и другие реализуются самовольно. Правомерность этих действий оспаривается организацией или гражданином. Оспаривание возможно до, в процессе или после совершения таких действий, так как они носят не правовой характер.
Если права и обязанности реализуются самовольно, но их правомерность никем не оспаривается, состав преступления отсутствует. Точно также он отсутствует, когда действия кем-то оспариваются, но реализация прав и исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Деяние окончено, когда в результате самовольных действий гражданину или организации причиняется существенный вред, т.е. носит материальный характер.
Причинение существенного вреда является оценочной категорией, устанавливаемой органами расследования с учетом фактических обстоятельств совершенного преступления. Данный вред может быть причинен как физическим, так и юридическим лицам, а также организациям. При этом оспаривать правомерность действий виновного можно и в пользу третьих лиц.
По характеру преступных последствий существенным может быть признан имущественный вред в виде прямого реального ущерба либо упущенной выгоды, нарушении законных прав и интересов граждан или, если действия виновного повлекли наступление существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, выразившиеся в причинении значительного материального ущерба, нарушении конституционных прав граждан на свободу передвижения, пользования жилой площадью и т.п.
Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым или косвенным умыслом, т.е. умышленной формой вины.
Виновный сознает, что он самовольно, вопреки установленному порядку совершает действия, правомерность которых оспаривается, предвидит, что причиняет существенный вред, и желает его причинить (прямой умысел) или сознательно его допускает либо безразлично относится к возможности eго наступления (косвенный умысел).
Субъектом преступления выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Аналогичные действия должностных лиц с использованием своего служебного положения образуют состав злоупотребления должностными полномочиями, влекущий ответственность по ст. 307 УК РК.
Квалифицирующим видом самоуправства признается его совершение с применением насилия или с угрозой его применения (ч. 2). Характер насилия в законе не раскрывается, однако с учетом санкции за преступления против личности, предусмотренные ст. ст. 103,104 УК РК, можно заключить, что в данном случае имеется в виду насилие, не соединенное с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. В этом случае содеянное должно квалифицироваться по совокупности как самоуправство и по ст. 104 УК РК (причинение легкого вреда здоровью, а также связанные с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего будет охватываться данным признаком).
Особенности преступления
При отсутствии необходимых знаний люди нередко путают понятия служебного проступка и халатности. Особенность преступлений, в ходе которых обвиняемые пренебрегают своими функциями, состоит в том, что судебные органы предъявляют обвинение исключительно лицу, которое бездействовало при необходимости выполнять свои функции или приняло неверное решение. Обязательным условием является наличие документа, регламентирующего деятельность обвиняемого (закон, инструкция, постановление). То, что обвиняемый ознакомлен с документами, должна подтверждать его подпись.
Преступления по халатности определяются в тех случаях, когда результатом стали указанные в статье Уголовного кодекса РФ последствия. Если факт наступления последствий не зафиксирован или последствия не соответствуют трактовке Уголовного кодекса, подтвержденным состав преступления быть не может. Освободить обвиняемого от ответственности можно обоснованием взаимосвязи между принятым неверным решением или бездействием и инцидентом.
Нивелируют ответственность злонамеренные действия посторонних или обстоятельства чрезвычайной силы. Кроме того, избежать наказания может помочь срок давности, который, согласно УК РФ, по данному наказанию составляет 2 года.
Оспаривание по делам о самоуправстве
Это еще одна проблема, которая мешает в полной мере применять ст. 330 УК РФ. В законодательстве используется термин «оспаривание» по отношению к правомерности действий, которые совершил субъект, когда, например, изъял чужое имущество или неправомерно вымогал деньги у должника, пусть даже собственные.
Используется этот термин от пострадавшей стороны по отношению к нарушителю, который совершил противоправные действия и нанес вред другим лицам или организации. Но многие юристы такую трактовку считают далеко не совершенной.
В итоге получается, что пострадавшая сторона обязательно должна подать заявление о защите своих прав в полицию или прокуратуру. Только в этом случае виновнику грозит уголовное преследование.
Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:
- взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
- взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
- взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.
Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.
Куда можно обратиться став жертвой правонарушения со стороны полицейских
Если вы столкнулись с хамским или грубым отношением со стороны сотрудника полиции, то есть несколько путей решения проблемы, но начать действовать нужно как можно раньше, как говорится «по свежим следам».
- В первую очередь вспомните о том, что РФ есть такая структура, как УСБ. Сюда, в Управление собственной безопасности, можно подать письменную жалобу на конкретного полицейского или обратиться, позвонив на горячую линию для своего региона.
- В ситуации, когда узнать, куда звонить, если полиция превышает полномочия, нет ни возможности, ни времени, можно не боясь набрать «02» и оставить обращение. Дело в том, что все звонки на данный номер фиксируются. А это станет в дальнейшем безапелляционным доказательством того, что вы обращались за помощью и жаловались на неправомерные действия полицейских.
- Еще одна инстанция, в которую можно обратиться, — это прокуратура. Именно на этот орган возложена ответственность контроля за соблюдением законности при соблюдении должностных обязанностей сотрудниками полиции. Столкнувшиеся с хамским обращением, пишут жалобу, а те граждане, которые стали жертвами рукоприкладства, вымогательства и более серьёзных нарушений, должны подавать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту такого преступления, как превышение должностных полномочий полицейским.
- Также можно подать заявление в суд. В документе описать подробно ситуацию, приложить имеющиеся доказательства, свидетельские показания.
Важно! В любом документе (жалоба это или заявление) текст должен быть лаконичным, изложенным по существу, без лишних эмоций или некорректных выражений в отношении должностных лиц.