Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Общие условия предварительного расследования
Замечание 1
Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.
Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.
Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:
- уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
- подследственность уголовных дел;
- обязательность предварительного следствия;
- место и начало проведения предварительного следствия;
- производство следственной группой предварительного следствия;
- срок предварительного следствия;
- деятельность органов дознания;
- общие правила следственных дел;
- окончание производства предварительного расследования;
- протоколирование следственных действий;
- удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
- меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
- обязательность рассмотрения ходатайств;
- соединение и выделение дел;
- использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
- недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
- принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
- участие понятых, переводчика, специалиста.
Подследственность – это комплекс признаков уголовного дела, с помощью которого определяется, какой орган расследования (начальник следственного подразделения, следователь, Прокурор) вправе или должен производить расследование по делу.
Подследственность обеспечивает распределение уголовных дел между органами расследования так, чтобы к судебному разбирательству все было подготовлено максимально быстро и качественно.
Подследственность уголовных дел Следственного комитета
, следователей, органов государственной безопасности разграничены законодательно.
Отличия следствия от дознания
Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).
Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».
Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.
Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.
Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.
У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.
Дознание в общем порядке, как форма предварительного расследования проводится аналогично, как и предварительное следствие, за некоторыми особенностями. Дознание проводится быстрее, чем предварительное следствие. На его производство отведено 30 дней со дня возбуждения уголовного дела, этот срок обычно продлевается прокурором еще на 30 дней.
А если прокурор района/округа/города/области посчитает, а так зачастую и бывает, что нужно увеличить срок для проведения большого объема процессуальных и следственных действий, судебной экспертизы, то срок продлевается до 6 месяцев.
В исключительных случаях, прокурор субъекта РФ может продлить срок дознания до года. Например, в качестве исключительного случая, возможно ожидание ответа на запрос от иностранного государства.
Ради чего все затевается, что выигрывает обвиняемый, который идет на сделку? Судебное производство по делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, осуществляется в особом порядке с назначением наказания, не превышающего одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Каждый случай нужно рассматривать в отдельности, зачастую «овчинка выделки не стоит».
Гарантией обеспечения прав участников уголовного процесса при производстве дознания в сокращенной форме является возможность перехода в обычный порядок в любой момент производства по делу вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.
Сроки ведения предварительного следствия
Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу. За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу. Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.
В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.
Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца. В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.
На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:
- период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
- период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
- период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.
Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.
Общие условия предварительного расследования
Замечание 1
Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.
Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.
Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:
- уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
- подследственность уголовных дел;
- обязательность предварительного следствия;
- место и начало проведения предварительного следствия;
- производство следственной группой предварительного следствия;
- срок предварительного следствия;
- деятельность органов дознания;
- общие правила следственных дел;
- окончание производства предварительного расследования;
- протоколирование следственных действий;
- удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
- меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
- обязательность рассмотрения ходатайств;
- соединение и выделение дел;
- использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
- недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
- принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
- участие понятых, переводчика, специалиста.
График повышения пенсий в 2023 году
Изменения для пенсионеров и получателей социальных выплат от ПФР будут происходить по следующей схеме:
- С 1 января 2023 года состоится повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам. Выплаты увеличат за счет индексации стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной части пенсии.Помимо этого, будет произведена корректировка размеров социальной доплаты к пенсиям за счет установления в регионах новых значений прожиточного минимума для пенсионеров.
- С 1 февраля 2023 г. произведут индексацию социальных выплат ПФР. Увеличатся ЕДВ для федеральных льготников, пособие на погребение пенсионера, а также денежный эквивалент набора соцуслуг.
- С 1 апреля пройдет плановое повышение социального и государственного обеспечения. Кроме того, будут пересчитаны размеры социальных надбавок военным пенсионерам — за иждивенцев, как достигшим возраста 80 лет, как ветеранам боевых действий и по другим основаниям.
- С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Надбавка будет назначена за счет учета пенсионных коэффициентов, заработанных за предшествующий год.
- С 1 октября 2023 года повысят пенсии военным пенсионерам, в том числе приравненным к ним категориям — пенсионерам ФСИН, МВД, Росгвардии, МЧС и другим ведомств. Выплаты увеличатся за счет индексации денежного довольствия в соответствии с прогнозной инфляцией.
Реформа следственных органов 2021
Качественная реформа госнадзора началась ещё год назад, когда тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев объявил старт «регуляторной гильотины». Для начала разработали новый законопроект о госконтроле, который создал новую систему надзора и установил единые правила проверок во всех отраслях. Основными приоритетами стали профилактика нарушений и риск-ориентированный подход. «Приоритетной задачей контролёра станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов», — пояснял Максим Орешкин, возглавлявший тогда Министерство экономического развития.
В ряде случаев выездную проверку могут заменить инспекционным визитом, говорится в проекте постановления. Такое решение надзорные органы смогут принять не позднее, чем за 20 дней до дня ревизии.
Инспекционный визит отличается от выездной проверки сроками и набором контрольных мероприятий. Так, визит длится всего один день, и инспектор может провести только осмотр, опрос, инструментальное обследование, а также запросить письменные объяснения и истребовать документы. А во время выездной проверки могут проводиться также досмотр, отбор проб и образцов, испытание, экспертиза и эксперимент.
По закону, о грядущем инспекционном визите предпринимателей не должны извещать, тогда как выездную проверку предваряют уведомлением. Однако если проверку решили заменить на визит, инспекторы обязаны уведомить об этом предпринимателя.
Плановые проверки в 2021 году не коснутся субъектов малого бизнеса, установлено в проекте постановления. Но есть исключения.
Понятие, задачи, значение стадии предварительного расследования
Предварительное расследование – это самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, на которой специально уполномоченные органы и должностные лица (следователь, руководитель следственного органа, дознаватель и орган дознания) осуществляют в соответствии с уголовно-процессуальным законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливается виновность (или невиновность) лица в совершении преступления, а также иные обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
Предварительное расследование следует рассматривать в двух аспектах: как самостоятельную стадию уголовного судопроизводства и как деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц.
Общие условия предварительного расследования
Замечание 1
Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.
Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.
Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:
- уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
- подследственность уголовных дел;
- обязательность предварительного следствия;
- место и начало проведения предварительного следствия;
- производство следственной группой предварительного следствия;
- срок предварительного следствия;
- деятельность органов дознания;
- общие правила следственных дел;
- окончание производства предварительного расследования;
- протоколирование следственных действий;
- удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
- меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
- обязательность рассмотрения ходатайств;
- соединение и выделение дел;
- использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
- недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
- принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
- участие понятых, переводчика, специалиста.
Подследственность – это комплекс признаков уголовного дела, с помощью которого определяется, какой орган расследования (начальник следственного подразделения, следователь, прокурор) вправе или должен производить расследование по делу.
Подследственность обеспечивает распределение уголовных дел между органами расследования так, чтобы к судебному разбирательству все было подготовлено максимально быстро и качественно.
Подследственность уголовных дел Следственного комитета
, следователей, органов государственной безопасности разграничены законодательно.
Виды взаимодействий во время производства предварительного следствия
При классификации взаимодействий по уровню расследования уголовного дела выделяется несколько их видов:
- стадия, на которой происходит возбуждение уголовного дела;
- стадия предварительного следствия по уголовному делу;
- во время производства по уголовному делу, которое было приостановлено.
Все эти виды взаимодействия находят отражение во всех упомянутых ранее организационно-правовых режимах.
Следует отметить, что каждый вид взаимодействия имеет ряд своих особых форм взаимодействия. Любая из этих форм имеет особые задачи взаимодействия, а также определенные и взаимные права и обязанности ее участников. При ключевом виде взаимодействия следователя и органов, которые осуществляют ОРД, во время обычного организационно-правового режима следует обратить внимание на осуществление поручений проведения розыскных мероприятий, на автономное производство розыскных и ОРМ в ситуациях, когда лица, которые совершили преступление, не найдены, на обоюдное производство следственных действий вместе с ОРМ, а также на то, чтобы следственные действия были обеспечены в оперативном порядке.
Ч.4 ст.157 УПК служит базисом для процессуальной основы взаимодействия во время работы по предварительному следствию следователя, а также органов дознания. Согласно данной статье для органа дознания допустимо осуществлять следственные действия, ОРМ исключительно с согласия следователя.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.38 УПК следователь имеет право во время предварительного следствия по уголовному делу давать поручения в проведении ОРМ органам дознания. В нормах уголовно-процессуального законодательства имеются уточнения порядка, согласно которому направляются поручения такого типа в ситуациях, когда необходимо осуществление ОРМ не на месте работы предварительного следствия. Согласно п.1 ч.1 ст.40 УПК органы, которые наделены рядом полномочий по работе ОРД, считаются органами дознания. В ситуациях, когда направляется руководству следственного органа уголовное дело, работая с которым было не найдено лицо, которое совершило преступление, для органа дознания важно принять розыскные и оперативно-розыскные меры, для того чтобы установить лицо, которое совершило преступление. При этом важно поставить в известность следователя о результатах данных мер.
Беря во внимание тяжесть осуществленного преступления, а также ряд других обстоятельств такой тип взаимодействия производится в виде формирования следственно-оперативной группы.
Важно обратить внимание на ряд факторов, а именно:
- управленческую функцию следователя во время взаимодействия при работе над уголовным делом;
- личную ответственность всех участников, которые принимают участие в работе над уголовным делом, а также во время взаимодействия;
- независимость во время определения методов и средств работы ОРМ, которые производятся определенными должностными лицами органов дознания во время работы над уголовным делом;
- факт наличия плавности взаимодействия и т.д.
Важно отметить, что учитывая процессуальный характер поручения, оно является письменным указанием следователя, который занимается производством уголовного дела, иному органу предварительного расследования относительно производства определенных процессуальных действий, а также ОРМ. Помимо этого для следователя важно отправить поручения органам дознания, не только тем, что действуют в области юрисдикции следователя, но и в районах, которые не подлежат его юрисдикции. Все ситуации, когда имеют место поручения следователя, необходимо воспринимать как обязательные для органов дознания.
Для того чтобы ускорить выполнение поручений, его важно отправить прямо в районный отдел внутренних дел, непосредственно руководству следственного органа, для которого важно осуществить ряд соответствующих процессуальных действий либо ОРМ. Если же поручения не выполняются в указанный срок, то исполнитель поручения должен в обязательном порядке уведомить следователя, который направил это поручение о том, по каким причинам поручение не выполняется в срок. В ситуациях, когда данное сообщение не получено, следователю необходимо уведомить об этом свое руководство, начальника отдела органов внутренних дел либо прокурора города. Для этих должностных лиц важно определить причины задержки и отреагировать соответствующим образом.
Базовые принципы определения связи профессии с заболеванием
Ключевым фактором для определения острого или хронического профзаболевания является время экспозиции – промежуток времени от начала воздействия вредного фактора на работника до установления диагноза профессионального заболевания в сочетании с факторами, нормализующими условия труда (применение СИЗ, защита временем, защита расстоянием, подготовка персонала по охране труда) и усугубляющими эти условия вредными факторами.
Острое профзаболевание. Это временная (больничный лист), стойкая (больничный лист, инвалидизация) и смерть, которые произошли в результате однократного (в течение одних суток) воздействия на работника вредных производственных факторов, установленных в ходе специальной оценки условий труда. Для заболевания достаточно время от «мгновенно» до «одни сутки».
Связано это с тем, что на работника произошло одномоментное воздействие вредных веществ, превышающих компенсаторные возможности человеческого организма.
Пример.
Причина профзаболевания: отравление таллием. Время воздействия вредного фактора — 6 секунд.
Раздел VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Ранее автор уже указал, что существуют определенные стадии предварительного расследования. Следует отметить, что их выделяют лишь на теоретическом уровне исследования уголовного процесса в общем. В практической деятельности любой орган предварительного следствия реализует одноименный этап комплексно. Однако на научном уровне, как правило, выделяют следующие стадии:
— Исследование материалов и имеющихся по делу доказательств.
— Проведение необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на основе имеющихся данных.
— Применение тех или иных мер принуждения процессуального характера к отдельным личностям.
— Непосредственная передача уголовного дела в судебную инстанцию или его полное прекращение.
Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.
В сфере законодательства стадия предварительного следствия регулируется статьей 162 УПК. Под этим процессом понимают временной период, в течение которого максимально эффективно происходит расследование обстоятельств, сбор доказательств, допрос потерпевших и третьих лиц. Именно эту стадию рассмотрения дела можно считать гарантией установления истины и защиты прав граждан, задействованных в данной ситуации. Следователи работают не по всем уголовным производствам, в их компетенцию не входят дела дознавателей и частного обвинения. Механизм их деятельности регламентирован в статье 151 УПК, где говорится о порядке подследственности.
по уголовным производствам должны быть разумными, они установлены в соответствии с законодательством. в общем порядке определяются максимум в 2 месяца с того момента, как возбуждено производство. Исходя из судебной практики, следственные мероприятия заканчиваются после 2 месяцев работы уполномоченного органа, не всегда. Окончанием работы следователя считается момент направления дела прокурору для согласования, где уже имеется обвинительное заключение. Если следователю не хватило 2 месяцев для установления истины по делу в полном объеме, ему требуется проведение дополнительных экспертиз, он может ходатайствовать, чтобы сроки следствия были продлены до 3 месяцев. При наличии особой сложности в ведении следственных мероприятий по производству, следователь имеет право ходатайствовать в прокуратуру о том, чтобы сроки следствия были продлены до 12 месяцев. после 12 месяцев работы могут быть продлены только в исключительных случаях, что реализуется крайне редко. Для того, чтобы продлить срок следственному органу необходимо направить прокурору постановление, где излагается данная просьба, но произвести эту процедуру следует за 5 дней до окончания срока следствия. Потерпевший, подозреваемый и их представители, уведомляются о продлении периода в письменном виде по почте, либо вручением оповещения лично в руки.
Исходя из практики ведения следствия, уголовные дела не всегда рассматриваются в соответствии с установленными для этого процесса сроками (более 12 месяцев, если это не является исключительным случаем и сроки не продлены прокуратурой). Данная ситуация нарушает права граждан, которые заинтересованы в результатах следствия, являются участниками дела. В этом случае, заявитель по делу имеет право направить жалобу в письменной форме в прокуратуру. Уполномоченный орган должен проверить: на какой стадии находится дело, по каким причинам нарушены сроки. Ведь оно могло быть передано в суд, а следователь не уведомил участников дела об окончании предварительного следствия. Для решения таких вопросов многие граждане предпочитают обращаться к квалифицированным специалистам. Адвокат, имеющий опыт защиты прав, а также обширные знания законодательства, навыки оформления документов, сможет оказать содействие и консультативную помощь по всем имеющимся проблемам.
Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.
Другие отличия предварительного следствия и дознания
Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.
Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.
Сущность и система предварительного следствия
Предварительное следствие является одной из основных форм предварительного расследования на стадии досудебного производства по уголовным делам. Это объясняется рядом причин, среди которых: специфический характер преступлений, подследственных органам предварительного следствия, сложность их расследования и т.д. На предварительное следствие распространяются такие же общие условия предварительного расследования, что и на производство дознания. Кроме того, предварительное следствие решает те же задачи, что и дознание. Но в силу определенных обстоятельств, специфики уголовных дел, подследственных органам предварительного следствия, для предварительного следствия характерны свои, присущие только ему, процессуальные правила. Так, сроки предварительного следствия во многом отличаются от сроков дознания, существуют особенности формирования следственной группы в силу сложности и объема производства предварительного следствия, правового статуса следователя, ведущего предварительное следствие, окончания предварительного следствия и т.д.
Комментарий к статье 208 УПК РФ
1. Приостановление предварительного расследования — это временный перерыв в производстве процессуальных действий, вызванный, как правило, невозможностью участия в них обвиняемого (подозреваемого), сопровождаемый принятием мер по устранению возникших препятствий для движения дела. Приостановление производства по делу возможно и в судебном производстве (ст. 238 УПК).
2. Основания для приостановления расследования по делу — это наличие предусмотренных законом обстоятельств, которые препятствуют дальнейшему производству. Эти препятствия принято делить на физические и юридические. Физические препятствия есть невозможность участия обвиняемого (подозреваемого) в процессуальных действиях. Это участие обеспечивает одно из важных начал состязательного процесса — принцип очности.
3. Юридические основания для приостановления предварительного расследования — это необходимость решения по нему правового вопроса, который находится вне компетенции органа, ведущего данное уголовное дело. В настоящее время юридическим основанием для приостановления дела является ожидание решения Конституционного Суда Российской Федерации, принявшего к своему рассмотрению жалобу гражданина или получившего соответствующий запрос суда (ст. ст. 98 и 103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Вместе с тем данные юридические основания для приостановления производства распространяются лишь на судебные стадии уголовного процесса.
4. Кроме оснований для приостановления необходимо соблюдение условий, предусмотренных ч. ч. 4 — 5 ст. 208 УПК (таких обстоятельств, которые сами по себе не влекут приостановление дела, но без наличия которых принять данное решение нельзя).
Общими условиями для всех оснований являются:
1) отсутствие обстоятельств, влекущих прекращение дела. Отсутствие события, состава преступления, истечение сроков давности, смерть подозреваемого или обвиняемого исключают возможность приостановления дела (об основаниях для прекращения дела см. ком. к ст. 24);
2) выполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого. Это условие вытекает из обязанности осуществления уголовного преследования (принятия всех мер по установлению события преступления и изобличению лиц, его совершивших, — ч. 2 ст. 21 УПК). О понятии следственных действий см. ком. к ст. 164.
Специальные условия для отдельных оснований установлены ч. ч. 4 — 5 настоящей статьи. Дополнительно к ним следует отнести наличие в деле подозрения или обвинения (для п. п. 2 — 4 ч. 1 ст. 208 УПК); отсутствие оснований для заочного рассмотрения дела, предусмотренных ст. 247 УПК, если обвинение уже предъявлено (для п. п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 208). См. ком. к ст. 247. Без необходимых условий уголовное дело может быть прекращено (ст. 24) или продолжено расследованием, в том числе с продлением его сроков (ст. ст. 162, 223).
5. В ком. статье в редакции ФЗ от 29.05.2002 N 58-ФЗ впервые предусмотрена возможность приостановления расследования в отношении подозреваемых. Это объясняется распространением института приостановления производства на дознание, в котором обвиняемый появляется лишь на этапе его окончания (см.: ч. 1 ст. 47, ст. ст. 223, 225). Однако возможность приостановления дела в отношении подозреваемого порождает проблему снижения стандарта доказанности участия лица в совершении преступления. Обвиняемый появляется в деле тогда, когда его участие в совершении преступления установлено (см. ком. к ч. 1 ст. 171). Напротив, подозреваемый — вероятный участник совершения преступления. Приостановление дела в отношении лица, чья виновность для органа расследования еще не доказана, ведет к отступлению от обязанности принять все возможные меры по изобличению виновных (ч. 2 ст. 21 УПК). Поэтому следователь не должен приостанавливать дело в отношении подозреваемого, поскольку за двухмесячный срок он вполне может определиться со статусом подследственного: либо привлечь его в качестве обвиняемого, либо прекратить его преследование.