Нужны ли права на электровелосипед в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на электровелосипед в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Управление таким транспортным средством без прав (с мощностью двигателя более 250 Вт) влечет административную ответственность в виде штрафа до 15 000 рублей, конфискацию транспортного средства и помещение его на штрафстоянку. Для возврата электронного велосипеда необходимо предъявить водительское удостоверение и заплатить за хранение изъятого транспортного средства на стоянке.
Хотя в Кодексе дорожного движения пока нет отдельных правил для водителей электронных велосипедов, к ним применимы общие правила, описанные в главах для велосипедистов и водителей мопедов.

Требования законодательства

Перед покупкой оборудования, скорость движения которого превышает 30 км/ч, рекомендуется оценить положения разных нормативных актов, имеющих отношение к этому устройству. Поэтому рекомендуется изучить все пункты Постановления Совета Министров – Правительства РФ №1090, в которое регулярно вносятся поправки. Последние корректировки были приняты в 2020 году. Для ответа на вопрос о том, можно ездить на электровелосипеде без прав или нет, учитываются следующие нюансы:

  • к велосипедам причисляются транспортные средства с двумя или большим количеством колес, которые ездят благодаря приложению мускульной энергии, передающейся на педали или рукоятку, причем допускается их оснащение электродвигателем, но его мощность не должна быть больше 250 Вт;
  • мопеды – это механические средства передвижения с 2 или 3 колесами, максимальная скорость движения которых не превышает 50 км/ч, причем они оснащаются двигателем внутреннего сгорания, мощность которого варьируется от 0,25 до 4 кВт;
  • с 2013 года была введена новая дополнительная категория «М», которая распространяется на мопеды, скутеры и иные аналогичные средства передвижения.

На рынке представлено множество моделей электровелосипедов, которые отличаются не только дизайном или стоимостью, но и мощностью, а также другими важными техническими параметрами. Некоторые изделия приравниваются к обычным велосипедам, поэтому не требуются права на электровелосипед. Но если производителем или непосредственным велосипедистом устанавливается мотор, мощность которого превышает 250 Вт, то такое средство передвижение обладает теми же характеристиками, что и мопед, поэтому для его эксплуатации требуется наличие водительского удостоверения.

Как и где использовать электровелосипед

Езда на электровелосипеде имеет массу преимуществ, главное из которых – возможность ездить больше и быстрее, чем на обычном велосипеде, и при этом прикладывать минимум усилий. Наличие электротяги не привлекает только спортсменов, которые предпочитают по максимуму нагружать мышцы и рассчитывать в дороге исключительно на свои силы.

Остальными велосипедистами наличие электромотора на байке приветствуется, поскольку:

В зависимости от того, где и как планируется ездить на электровелосипеде, его конструкция может быть разной. Поэтому перед покупкой подходящей модели или установкой мотора на имеющийся велосипед нужно решить, какие характеристики нужны для его комфортной эксплуатации. В целом же электровелосипеды подходят для широкого круга велосипедистов с разным уровнем физической подготовки.

Правила движения для электровелосипедов

Электрические байки с двигателями любой мощности подчиняются правилам, разработанным для простых велосипедов и мопедов. Специальной положений для этой категории транспорта не разработано.

Основные пункты ПДД для велосипедистов всех категорий.

  1. Движение может осуществляться только на полностью исправном велосипеде. Обязательно наличие шлема на велосипедисте. В темное время суток на габариты велосипеда должны быть обозначены фарами, катафотами.
  2. Движение должно осуществляться по отведенным для этой категории транспорта велодорожкам. Если выделение специальной полосы на проезжей части не предусмотрено, двигаться нужно по крайнему правому краю проезжей части, по обочине или по тротуару (если это не создает помех для движения пешеходов).

Следует уточнить, что в Правилах дорожного движение ничего не сказано о людях, которые ездят на электровелосипедах. Чтобы понять, можно ли ездить без прав на электрическом байке и нужны ли они вообще, необходимо изучить существующие категории водительских прав.

В 2013 году была введена категория «М». Распространяется она на мопеды, скутеры и другие подобные средства. Необходимость получения прав определяется техническими характеристиками устройствами.

Права нужны в том случае, если транспортное средство оснащено мотором свыше 50 кубиков или электромотором от 250 до 4000 W. Если мощность двигателя не превышает 250 W, ездить на нем можно без прав.

Становится понятно, что права на электровелосипед в России не нужны, если его мощность не превышает 250 W. Но как быть в случае, если вы владеет более мощным байком? На рынке немало моделей электровелосипедов с мотором 500, 750 и 1000 W.

Чтобы разобраться в ситуации, прежде всего нужно обратиться к закону и определиться с категорией транспортных средств, к которым относятся электрические велосипеды. На помощь приходит датированное 23.10.1993 г. Постановление Совета Министров – Правительства РФ №1090 с последними поправками, внесенными в 2020 г.

Читайте также:  Пересдача экзамена в ГАИ в 2022 году

Документ четко обозначает терминологию, характеризующую велосипеды и мопеды:

  • к велосипедам относят транспортные средства, оснащенные минимум двумя колесами, приводимые в движение посредством мускульной энергии, передаваемой на педали или рукоятки. Возможна комплектация транспорта электродвигателем, мощность которого не превышает 250 Вт
  • мопеды классифицируются как двух- либо трехколесные механические транспортные средства с максимальной конструктивной скоростью до 50 км/ч, оснащенные двигателем внутреннего сгорания мощностью от 0,25 до 4 кВт.

Можно ли ездить на электровелосипеде без прав категории М

Если мощность электромотора вашего транспортного средства попадает в промежуток, оговоренный в законодательстве как требующий наличие у водителя прав категории М (мощность от 250 до 4 000 Ватт), вам не придется специально, отдельно получать эти права при одном условии. Это условие — наличие водительских прав более высокой категории. Имея водительские права и зная правила дорожного движения, вы обладаете всеми необходимыми знаниями и навыками, чтобы управлять электромопедом или велосипедом с мотором без опасности для вас и других участников движения.

Наказанием за вождение электрического велосипеда от 250 Ватт без прав является административный штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей с буксировкой транспортного средства на штраф-стоянку. Забрать электробайк сможет только гражданин с правами. Обещание унести байк, а не уехать на нём, не сработает.

Если у вас есть права на вождение, не оставляйте их дома в поездках на электровелосипеде более 250Вт. Если прав у вас нет, но и электробайк имеет низкую мощность и не дотягивает до категории мопедов, то надо придерживаться правил дорожного движения для велосипедов. Надеюсь наша статья помогла вам ответить на вопрос « Нужна ли категория на электромопед?».

Что о самокатах говорит судебная практика

Суды тоже всегда смотрят на технические характеристики самоката, принимая решения, какие меры принять к его владельцу.

Пример из суда. Пьяный мужчина в Тамбове ехал на электросамокате. Сам он, правда, утверждал, что самокатом не управлял, а просто находился рядом с ним на тротуаре. Сотрудники ГИБДД осмотрели его самокат и обнаружили маркировку мощности двигателя — больше 4 кВт. Суд решил, что по техническим характеристикам это мопед, а значит, водитель не относится к пешеходам. То, что мужчина не управлял самокатом, не подтвердили свидетели. И суд лишил его права управления транспортными средствами. Обжаловать решение суда не получилось.

Другой пример — из суда города Ливны. Мужчина, как и в предыдущем случае, управлял электросамокатом в нетрезвом виде. Сотрудники ГИБДД отправили его на освидетельствование, которое это состояние подтвердило. Дело направили в суд. Однако в суде мужчина предъявил инструкцию по эксплуатации электросамоката. В ней было сказано, что мощность двигателя — всего 2 кВт. А это означает, что такой самокат транспортным средством не является, а мужчина — пешеход. Лишить пешехода права управлять транспортом, даже если он пьян, нельзя.

Суд постановил: этот электросамокат нельзя отнести к какому-либо транспортному средству. А значит, управление им в пьяном виде — это не нарушение. Поэтому водительского удостоверения человека не лишили.

При выборе велосипеда нужно в первую очередь ориентироваться на вариант его использования. Если Вы живете в крупном городе с хорошими дорогами, то имеет смысл купить модель Xiaomi Himo C20, Volteco Cyber, STARK E-Jam 20.1 V, Green City E-Alfa, Volteco Flex UP и другие. Если живете в городе с плохими дорогами либо часто будете делать вылазки на природу, то лучше купить горный или универсальный велосипед — например, HIPER Engine B51 или HIPER Engine B53.

Также ориентируйтесь на емкость аккумулятора — чем она больше, тем лучше, однако помните, что емкие аккумуляторы обладают большим весом, а стоят они дороже. Скорость — еще один параметр, на который часто обращают внимание новички. Однако практика показывает, что скорость не нужно переоценивать — разгона до 40 километров в час будет вполне достаточно. При выборе также ориентируйтесь на собственный бюджет, эргономику, индивидуальные предпочтения.

Какие бывают электровелосипеды

Электровелосипеды – это высокотехнологичный самостоятельный вид транспорта, по своему строению и внешнему виду напоминающий классический велосипед, отличие состоит не только в приставке «электро», но и в принципе действия. Становится доступным самостоятельное передвижение без физических усилий человека, которое обеспечивается небольшим электродвигателем.

ВАЖНО! Перед приобретением транспортного средства необходимо строго определить сферу эксплуатации, чтобы не переплачивать за мощность и проходимость.

В продаже представлено множество моделей такого транспорта. Выбрать лучший электровелосипед непросто: они отличаются друг от друга конструктивными особенностями и техническими характеристиками, что предопределит область применения.

Нужна ли лицензия на электровелосипед в 2022 году?

Официальные водительские права на электронный велосипед или мопед можно получить в ближайшем подразделении дорожной полиции после прохождения курсов вождения. Водительские права категории M могут получить водители, достигшие 16 лет. Если у вас есть водительские права категорий A, B, C или других, вам не нужно сдавать отдельный экзамен на категорию M.

Читайте также:  Военная служба в армии по контракту

Если выходная мощность превышает 4 000 Вт, то это не велосипед и не мопед. Он рассматривается как мотоцикл (категория А) и требует водительских прав. Его получают в ГИБДД после обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов.

Электрические скутеры могут иметь низкую мощность до 250 ватт и более высокую мощность свыше 250 ватт. Если мощность вашего электроскутера не превышает 250 ватт, вам не нужны водительские права! Такое транспортное средство в принципе не отличается от обычного велосипеда или скутера.

Если выходная мощность превышает 4 000 Вт, то это не велосипед и не мопед. Он рассматривается как мотоцикл (категория А) и требует водительских прав. Его получают в ГИБДД после обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов.

Электрический скутер стоит на класс ниже своих собратьев: электрического велосипеда и электрического скутера. Как мы уже рассказывали, для управления электровелосипедом и электроскутером необходимы права категории М. Но нужны ли мне права для управления электрическим скутером в России в 2022 году?

Это документ категории «М», который можно получить в ГИБДД после прохождения курса обучения в автошколе для лиц старше 16 лет.

Поэтому для управления такими транспортными средствами нужны права специальной категории M.

Однако владелец должен учитывать установленные законом правила.

Изучая ассортимент предлагаемых на рынке электроприборов, оценивая их технические параметры, выясняется, что разные модели имеют разную мощность и могут быть приравнены либо к велосипедам, либо к мопедам. Именно технические характеристики определяют необходимость получения водительского удостоверения.

В настоящее время активно обсуждается проблема обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации индивидуальных электрических транспортных средств, в том числе электровелосипедов, электроскутеров, гироскутеров, моноциклов и других.

Итак, если на вашем велосипеде установлен электродвигатель мощностью более 250 Вт, или он не отключается на скорости, или отключается на скорости более 25 км/ч, или у вас установлен бензиновый двигатель внутреннего сгорания, то это мопед. Для управления мопедом в России с 2022 года требуется лицензия.

Электродвигатели. Таким образом, с технической точки зрения, электрический велосипед идеально подходит под это определение. На первый взгляд, можно сделать логичный вывод: в России не нужны водительские права на электровелосипед с двигателем мощностью до 250 Вт. Согласно классификации, изложенной в законе, такое средство передвижения будет относиться к обычным скутерам и велосипедам. Идем дальше: нужна ли мне лицензия на электровелосипед с двигателем мощностью более 250 Вт?

Дело в том, что в таком случае, согласно правилам, мотоцикл должен классифицироваться как мопед. Те, у кого еще нет водительских прав, должны пройти курс обучения в автошколе.

Если электровелосипед имеет двигатель мощностью 250 Вт и более, то для управления им водителю необходимы права категории M.

Первое, что нужно сделать, это выяснить, к какой категории транспортных средств относится электровелосипед. Для этого найдите официальные документы, а именно Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1993 года. Он время от времени обновляется, например, последний раз поправки в него вносились весной 2020 года.

Как можно обеспечить соблюдение закона? Ответа нет. Я прихожу к выводу, что в большинстве случаев водительские права на практике не понадобятся, но каждый, кто едет по дороге на электрическом велосипеде, должен иметь удостоверение личности.

Если мощность транспортного средства составляет менее 250 Вт, оно классифицируется как велосипед или скутер. Поэтому на нем можно ездить без водительских прав. Самое главное — соблюдать правила дорожного движения.

Как и прежде, с электродвигателем мощностью до 250 ватт на электронном велосипеде можно ездить без водительских прав. Для электронных велосипедов мощностью более 250 кВт и менее 4 000 Вт требуется водительское удостоверение категории «М» или выше. Категория «М» была введена в 2013 году для водителей мопедов, скутеров и подобных транспортных средств. Его можно получить с 16 лет в местном подразделении ГИБДД после обучения в автошколе.

Нужно ли мне водительское удостоверение на электромотоцикл? Этот вопрос часто задают люди, которые купили или собираются купить электрический велосипед. Разумеется, никто не хочет нарушать закон, поэтому сегодня мы расскажем вам о юридической стороне владения этим чудом техники и разберемся в тонкостях российского законодательства.

Сегодня мы поговорим о том же вопросе: нужны ли в 2022 году в России водительские права на такие средства передвижения, как скутер, квадроцикл, велосипед, электровелосипед, электроскутер.

Добавим, что еще до 2013 года — в те годы, когда водительское удостоверение требовалось только для мопедов с двигателем 50 куб. см и выше — никто не останавливал водителей скутеров. Дорожная полиция просто не занималась этим бизнесом, так есть ли шанс, что теперь они будут преследовать водителей электронных велосипедов? Мы считаем, что она минимальна. ВАЖНО: Мы ни в коем случае не призываем вас нарушать закон!

Почему движение на электросамокатах не регулируется

Депутаты Мосгордумы обеспокоены положением водителей на транспорте с электротягой. Участились случаи ДТП, которые влекут за собой инвалидность или смерть человека, столкнувшегося с электросамокатом, сегвеем, гироскутером. Однако в МВД РФ объясняют, что сложности регулирования движения данной техники в том, что она нигде не регистрируется и не имеет серийных номеров. Также на рынке гаджетов постоянно появляются новые, более мощные и маневренные модели.

Это интересно! В некоторых городах других стран движение на электросамокате и иных видах электротранспорта четко регулируется законодательством. В Барселоне запрещено ездить на гаджетах по тротуарам и разгоняться свыше 20 км/ч. Подобное ограничение распространилось на Мадрид. В Сан-Франциско нельзя сдавать технику напрокат. В Германии требуется разрешение на все средства передвижения, которые развивают скорость более 6 км/ч. Данные изменения начали вводить в ПДД после аварий, повлекших за собой смерть.

Санкции за управление электросамокатом без прав

Сотрудники ГИБДД в редких случаях останавливают водителей электросамоката. Это связано с тем, что в 2020 году мало автошкол, которые имеют необходимое количество специалистов и площадок для обучения езды на подобном транспорте. Для передвижения по дорогам и тротуарам достаточно предъявить водительские права категории В.

Важно! Чтобы не попасть в аварию и не получить санкции за вождение электросамокатом, рекомендуется придерживаться правил, прописанных велосипедистам. По дороге можно двигаться в крайнем правом ряду.

Если же водителя без прав остановили на дороге общественного пользования, сотрудник ГИБДД имеет право ввести санкции. В наказании предусматривается денежный штраф на 5000-15000 рублей и отправление транспортного средства на штрафстоянку. Получить обратно конфискованный гаджет человек сможет только после предъявления прав категории М. В случае остановки несовершеннолетнего нормативные взыскания налагаются на его родителей.

Читайте также:  Отмена алиментного соглашения у нотариуса

Нужны ли права на велосипед

Статьей 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в действующей редакции от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения» установлен список транспортных средств, для управления которыми нужно получать водительское удостоверение. Это (цитата):

  • категория «A» — мотоциклы;
  • категория «B» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки. при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
  • категория «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
  • категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
  • категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
  • категория «Tm» — трамваи;
  • категория «Tb» — троллейбусы;
  • категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
  • подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
  • подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы;
  • подкатегория «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
  • подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

В список попали автомобили, трамваи, троллейбусы, мопеды, мотоциклы, трициклы и квадрициклы. Про велосипеды речи нет. Значит, права на него не нужны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *