Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые риски в бизнесе: как избежать проверки от ФНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несоблюдение трудового законодательства также может привести предпринимателя к налоговой проверке. При этом ФНС учитывает как прямые доказательства нарушений, так и косвенные. К прямым относят сообщения, жалобы работников и контролирующих органов о несоблюдении законов о труде, несвоевременной выплате зарплаты, её выдаче в «конвертах» и т.п.
Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы
Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.
- Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
- Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
- Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.
И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.
Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С
Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».
Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.
Четыре метода профилактики налоговых споров
Как уже отмечалось, при определении кандидатов на проверку инспекторы ФНС России в меньшей степени вдаются в тонкости бухгалтерского и налогового учета, редко придираются к нарушению положений бухучета и методологии, а ищут прежде всего недобросовестных контрагентов – то есть компании, имеющие признаки «однодневок». Применяя подобный подход, они могут доначислить до 95% всех возможных недоимок, пеней и штрафов.
Таким образом, предприниматель должен уметь доказать, что он сотрудничает только с добросовестными контрагентами. Упрекая организации в сотрудничестве с фирмами«однодневками», налоговики пытаются доказать, что их деятельность и договоры с такими компаниями являются фиктивными. Ваша задача — убедить их в обратном, предоставив доказательства того, что вы проверили компанию: ознакомились с ее уставом, учредительным договором, свидетельством о регистрации и иными документами, встречались с руководством фирмы-партнера (вплоть до приложения к протоколу встречи фотографий и видеозаписей), убедились, что генеральный директор и главный бухгалтер не являются «массовыми» (то есть не работают в десяти фирмах и более), вели протоколы переговоров и деловую переписку. Этих аргументов и доказательств для суда будет достаточно.
В целях минимизации налоговых рисков каждой организации рекомендуется заключить абонементный договор с аудиторской компанией. Увы, часто приходится встречаться с предпринимателями, готовыми заплатить любые деньги за урегулирование проблем с налоговиками. Но, во-первых, это незаконно, а во-вторых, безумно дорого для бизнесменов. Затраты на подобного рода «урегулирование» налоговых споров способны подорвать даже самый успешный и благополучный бизнес. Зачем ждать, когда грянет гром, если гораздо выгоднее и дешевле сотрудничать с аудиторами на постоянной основе? Конъюнктура в налоговой сфере в России такова, что бизнесу, тем более малому, зачастую не под силу самостоятельно во всем этом разобраться. Посудите: только за прошлый, 2011 год, в Налоговый кодекс РФ было внесено 16 изменений, к которым налогоплательщики вынуждены постоянно приспосабливаться.
Чтобы не стать первоочередным кандидатом на выездную налоговую проверку, предприниматель обязан соответствовать плану по собираемости налогов. Любая налоговая инспекция в отношении каждого налогоплательщика имеет план по сбору налогов, и организация должна соответствовать его минимальным показателям. Важно убедить налоговиков, что вы хоть и небогатый, но добросовестный налогоплательщик.
Умейте посмотреть на свой бизнес глазами налоговиков. Для этого нужно в отношении своей деятельности выстроить ту же финансово-математическую модель, что и налоговые органы на основе рекомендаций Министерства финансов.
Так, «математическая модель» налогоплательщика создается в результате анализа следующих параметров: виды деятельности организации (предпринимателя), денежный оборот по расчетному счету, наличие филиальной и торговой сети, численность работающих, производственные и торговые площади, признаки холдинговой структуры, структура бухгалтерского баланса, операции с наличностью, активы предприятия, характер взаимоотношений с контрагентами и с организациями, обслуживающими бизнес. Сопоставление этих данных позволяет с точностью до 15—20% определить реальный доход от бизнеса и понять, насколько эти цифры отличаются от тех, которые указываются в бухгалтерской и налоговой отчетности.
При создании «налогового портрета» налогоплательщика анализируются объем, детализация и регулярность уплачиваемых налогов, попытки возмещения уплаченного в бюджет НДС, уровень официальных зарплат сотрудников, результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, попытки досудебного и судебного урегулирования налоговых споров. Полученные данные сравниваются с показателями компаний, занимающихся аналогичной деятельностью.
«Юридический портрет» налогоплательщика формируется в зависимости от того, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги, в порядке ли уставные документы и прочая хозяйственная документация.
В результате комплексного анализа, сопоставления сложных агрегатных показателей по каждому виду налогов и сборов инспекторы могут с точностью до 95% определить те суммы, которые предприятие должно уплачивать, будучи добросовестным налогоплательщиком. И если цифры, которые «выведут» налоговики, сильно отличаются от тех, что предприятие платит в действительности (более чем на 25—30%), то риск налоговой проверки серьезно повышается.
Расширение зоны риска
Чтобы обезопасить себя от попадания в список компаний для проверки, налогоплательщику нужно определить действия, которые могут привлечь внимание ИФНС и, соответственно, не совершать их. К таким моментам, в частности, относятся:
- непрерывная убыточная деятельность в течение нескольких отчетных периодов подряд;
- платежи по налогам ниже на 20%-30%, чем в среднем по отрасли;
- низкие зарплаты, к примеру, ниже, чем в среднем по региону на 30% и больше, или ниже МРОТ;
- использование налоговых вычетов в весьма крупных размерах;
- постоянная тенденция по несоразмерному росту расходов по отношению к доходам;
- рентабельность ниже 30% от общей по отрасли в регионе.
Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки
Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.
Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной
Критерий сравнения |
Вид налоговой проверки |
|
Камеральная |
Выездная |
|
В чем цель |
В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика |
Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит |
Сколько налогов проверяются |
Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ) |
За какой период |
За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ) |
Как долго длится |
В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) |
Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ) |
Может ли приостанавливаться |
Нет |
Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ) |
Как часто проводится |
В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ) |
Бывает ли повторной |
Нет |
Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях: · вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании; · организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей |
Как избежать налоговых рисков и защититься от проверки ФНС
Всегда подозрительно, если компания работает с дефицитом в течение нескольких отчетных периодов. Конечно, есть инвестиционные проекты, но ФНС может проявить интерес. Поэтому в бухгалтерском учете не должно быть ошибок.
В то же время работа с клиентами не имеет ничего общего с налоговым риском. Налоговая инспекция не будет проверять ваших клиентов и предъявлять к вам претензии. Единственным исключением является случай налоговой проверки, когда вы можете попасть под цепочку поставщиков.
Предприниматели намеренно занижают суммы налогов, чтобы их уменьшить. Налоговые органы изучают записи налогоплательщиков и ищут тех, кто мошенничает. Существуют различные программы, такие как ASK VAT, которые помогают найти нарушения НДС.
Для небольшой компании, заинтересованной в проверке контрагентов, важно максимально ограничить ресурсы на эту работу.
Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С
Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».
Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.
Что делать, если пришла налоговая проверка?
Теперь перейдем непосредственно к тому, что делать, если пришла налоговая проверка. Я дам 10 общих советов, которые подойдут практически к любой ситуации, но все же нужно учитывать, что каждый случай индивидуален.
Совет 1. Вы должны хорошо ориентироваться в налоговом законодательстве. Изучите налоговый кодекс! В частности, в вопросах, касающихся проведения налоговой проверки: что проверяющие имеют право делать, что не имеют, в каких случаях, и т.д., потому что по факту они очень часто действуют в несоответствии с законами. То, что написано в этой статье, применимо к действующему законодательству РФ, но учтите, что далее оно может измениться — вы должны знать именно актуальные законы. В других странах все очень похоже, но тоже нужно изучать подробности, чтобы оперировать законами в диалоге с налоговыми инспекторами.
Не ждите, когда к вам придет налоговая проверка, а изучите все законодательные нюансы, связанные с ее проведением, заранее! Потому что проверки неизбежны, это лишь вопрос времени!
Совет 2. Подготовьтесь к проведению налоговой проверки. Как правило, о налоговой проверке вас должны уведомить заранее в установленный законом срок. Как только вы получили такое уведомление — позаботьтесь о том, чтобы документация, которую может охватить проверка, была идеальной и соответствовала документации контрагентов. Проверьте наличие всех печатей, подписей, соответствия дат и т.д. Предупредите своих контрагентов, если есть вероятность того, что будет проведена и встречная налоговая проверка — пусть тоже приведут все документы в порядок. Подготовьте свой офис к налоговой проверке: уберите из него все лишнее и не касающееся моментов, указанных в постановлении о проверке. Подготовьте копии документов, по которым будет проводиться проверка, убрав оригиналы.
Совет 3. Общайтесь с налоговой только письменно. Проверка налоговыми органами вообще начинается с того, что они предъявляют вам постановление о проведении налоговой проверки. Внимательно изучите его на предмет соответствия законодательству: кто подписал постановление, имеет ли он полномочия, не нарушены ли сроки и т.д., и если увидите, что оно противоречит законам, то уже сразу дайте письменный ответ об этом. Далее предоставляйте инспекторам возможность провести налоговую проверку только по тем конкретным моментам, которые указаны в постановлении (например, по конкретному налогу и т.д.). Если инспектора будут запрашивать у вас какие-то дополнительные документы, не указанные в постановлении — пусть делают это письменно, мотивируя свои запросы. Если они не будут соответствовать законодательству — так же письменно отвечайте им это, ссылаясь на нормы налогового кодекса. Также рекомендую записывать абсолютно все разговоры с проверяющими на диктофон.
Совет 4. Допускайте к проверке только тех, кто указан в постановлении. Бывает, что в постановлении о налоговой проверке указан один или несколько инспекторов, а к вам приходит большее их количество. Так вот, все «лишние» не имеют никакого права проводить проверку, поэтому их можете смело вообще не впускать. А у проверяющих внимательно проверьте служебные удостоверения и документы: не просрочены ли они. Если есть хоть малейшие несоответствия — нахождение таких лиц на проверке незаконно.
Однако, есть небольшая хитрость. Вы можете специально допустить к проверке не имеющих на это полномочий лиц, зафиксировав их присутствие письменно, и в дальнейшем это нарушение может послужить отличным предлогом, для того чтобы признать результаты проверки недействительными. Для этого потребуется обратиться с жалобой в налоговую инспекцию, если это не принесет результата, то в суд.
Совет 5. Предоставляйте для проверки копии документов. Налоговая проверка может проводиться на основании заверенных копий документов, поэтому оригиналы лучше им не передавать. Запросить оригиналы проверяющие могут только в определенных случаях и только письменно, а самостоятельно изъять их — только в случае проведения выемки документов. Во всех остальных случаях заверенных копий будет достаточно.
Совет 6. Помните, что запрос информации и запрос документов — это разные вещи. Если налоговая проверка правомерно и письменно запрашивает у вас некую информацию — предоставьте им эту информацию в своем письменном ответе, но при этом не предоставляйте документы, подтверждающие ее. Предоставление документов должно происходить только по письменному запросу о предоставлении этих конкретных документов.
Совет 7. Фиксируйте письменно и документально все факты нарушения законодательства при проведении налоговой проверки. Скорее всего, такие будут, особенно, если у вас с документами все в порядке, и инспектора будут идти на хитрости, чтобы «что-нибудь накопать». Все эти нарушения потом вы сможете обозначить в жалобе и, ссылаясь на них, требовать признания результатов проверки недействительными (если они вас не устроят). Также это будет служить отличными доказательствами в суде, если он понадобится.
Что и зачем проверяют
Выездная налоговая проверка чаще всего назначается, когда инспекторы обнаруживают нарушения или же получают серьёзные основания заподозрить наличие проблем. Чаще всего к вам могут прийти, если:
- среди ваших контрагентов есть фирмы-однодневки;
- вы нерегулярно подаёте декларации и другую отчётность;
- официально у вас нет прибыли или она очень маленькая;
- при низком уровне дохода вы постоянно пользуетесь налоговыми льготами;
- в поступающей из разных источников информации в связи с вами обнаружилось какое-то противоречие;
- имеется обрыв по цепочке НДС;
- на вас поступила жалоба в налоговые органы от контрагента или же от бывшего работника.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Почему налоговая проверка нашла нарушения?
Итак, первое и главное, что нужно понимать — это то, что если к вам пришла налоговая проверка — она обязательно найдет у вас какие-то нарушения. При этом не обязательно потому, что вы что-то нарушили. А потому что им так надо — таков принцип их работы.
Налоговые проверки бизнеса преимущественно проводятся с целью пополнения бюджета штрафными санкциями, а не с целью научить всех работать без нарушений. Увы, но в наших реалиях факт, и к нему нужно относиться спокойно.
К чему может привести проверка налоговыми органами? Рассмотрим самые распространенные варианты:
- Начисление недоимки;
- Отказ в налоговом вычете;
- Отказ в признании убытка;
- Административная ответственность на предприятие или должностных лиц (начисление штрафов);
- Пени за несвоевременную уплату налогов;
- В самых неприятных случаях — приостановление деятельности, арест счетов и т.д.
Такой вариант, что налоговая проверка не выявит нарушений вообще маловероятен, поскольку с точки зрения руководства налоговой службы это будет означать:
- Низкую квалификацию налогового инспектора (плохо искал);
- Впустую потраченное рабочее время налогового инспектора (которое оплачивается бюджетными деньгами);
- Ошибку в решении о проведении налоговой проверки у конкретного предпринимателя (низкая квалификация руководителя, принявшего решение);
- Налоговый инспектор и предприниматель вступили в сговор, инспектор получил взятку (будет проводиться внутренняя проверка);
- Отделение налоговой службы не выполнит план по сбору налогов и испортит себе статистику.
Кому ждать камеральную проверку в числе первых.
- Сдавшим налоговую декларацию по НДС, в которой заявлены вычеты.
Например, в Московской области в течение 9 месяцев 2019 года было проведено около 2 тысяч налоговых проверок обоснованности возмещения налога на добавленную стоимость. По результатам проверок признано необоснованными к возмещению 543 млн рублей.
- Сдавшим налоговую декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению.
- Получателям налоговых льгот.
- Скорректировавшим величину налоговых выплат.
Сдача уточненной налоговой декларации с уменьшением суммы налога к уплате или увеличение суммы полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией – это сигнал для налоговой проверить, не пытаетесь ли вы обмануть фискальный орган.
Например, в Московской области в течение 9 месяцев 2019 года на 590 миллионов рублей уменьшен убыток организаций в целях налогообложения.
Кому ждать выездную налоговую проверку. Основания:
- Налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня по отрасли.
- В бухгалтерской или налоговой отчетности неоднократно зафиксированы убытки.
- У компании есть резкое повышение-понижение суммы налоговых вычетов за определенный период.
- Темп роста расходов опережает темп роста доходов.
- Зарплата на одного работника ниже среднего уровня по отрасли в регионе.
- Балансирование на границе с предельным значением показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.
- У ИП расходов за год приближаются к доходам.
- Заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без разумных экономических причин.
- Непредоставление налоговому органу запрашиваемых документов, пояснений и т.п.
- «Миграция» между налоговыми инспекциями.
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднестатистического уровня рентабельности отрасли.
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Проблемы с налоговой из-за самой налоговой
Проблемы с налоговой инспекцией могут образоваться и у законопослушных налогоплательщиков. Нередко ФНС сама допускает ошибки.
Отсутствие доказательств совершения нарушения
Это ключевая ошибка налоговиков, которой может воспользоваться компания.
Согласно п. 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ, лицо не может считаться виновным в нарушении налогового законодательства, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке.
Если юридическое лицо привлекается к ответственности, доказательство невиновности в совершении налогового правонарушения не является его обязанностью. Доказать факт нарушения им требований Налогового кодекса РФ должна налоговая инспекция. При наличии неустранимых сомнений в том, что обвиняемое лицо совершило правонарушение, они толкуются в пользу этого лица.
Часто проблемы возникают при попытке доказать факт использования экономическим агентом специальной схемы уклонения от уплаты налогов, так как сделать это достаточно трудно.
Почему налоговая проверка перестала быть неизбежной
Долгое время налоговые проверки были тем бременем, которое налогоплательщикам приходилось нести хотя бы раз в три года, и это нерушимое «правило» укоренилось в сознании среднего и крупного бизнеса. Обязательная проверка приобрела в некотором роде ритуальный характер, крайне важный для внутренних процессов и отчетности. Для налоговых специалистов и бухгалтеров компаний налоговый период считался логически завершенным не после подачи декларации, а только после окончания выездной проверки. Любая задержка визита инспекции вызывала недоумение, а зачастую и опасения: не копит ли силы налоговый орган, перед тем как обрушится с доначислениями?
Но за последние годы ситуация изменилась кардинально – без проверки можно работать и пять, и даже больше лет. ФНС снижает давление на бизнес, в том числе сокращая количество налоговых проверок.
Однако не стоит обольщаться. Упрощение налогового администрирования в первую очередь связано не с желанием угодить налогоплательщикам, а с целью повысить бизнес-эффективность – достигнуть максимального результата с минимальными затратами. К чему тратить ресурсы и время на проверку, которая может окончиться ничем?
Выездные налоговые проверки стали точечными – крайней мерой контроля, которую задействуют, только если инспекторы уверены в конкретных нарушениях. Только за последние два года средняя доначисленная по итогам выездной проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 г. до 22 млн в 2018 г., а число проверок сократилось с 26 000 до 14 200. Сегодня вероятность того, что после проверки налоговые органы уйдут с пустыми руками, стремится к нулю.
Добиться этого ФНС помогло внедрение риск-ориентированного подхода. По результатам предпроверочного анализа или камеральной проверки налоговые органы стали активно убеждать налогоплательщика подать уточненную декларацию и доплатить налоги, называя это «побуждением к добровольному уточнению налоговых обязательств». Так, согласно отчету ФНС за 2018 г., по результатам контрольной и аналитической работы бюджет дополнительно получил 297 млрд руб.
Налоговые органы начали более активно практиковать «разделение труда»: конкретные инспекции фокусируются на отдельных отраслях, что закономерно повышает отдачу от контроля. Сотрудники инспекции теперь зачастую в курсе «кухни» конкретных рынков, индустрий и специфических способов налоговой оптимизации.
Именно это изменение модели налогового контроля натолкнуло нас на идею создать тест, который покажет налогоплательщикам, что вероятность проведения проверки зависит в первую очередь от них самих. Их отношения с контрагентами, финансовые результаты, рисковые сделки – вот на основании чего налоговый орган решит, тратить свои трудовые и временные ресурсы на проверку или ограничиться предложением подать уточненную декларацию.
При составлении теста мы в первую очередь отделили малый бизнес от среднего и крупного. Вероятность того, что малый бизнес, применяющий специальный режим налогообложения, столкнется с налоговой проверкой, очень невелика. Исключением, конечно же, является «номинальный» малый бизнес, который уже давно вырос до среднего или крупного, но продолжает применять упрощенные режимы, стремясь избежать роста налоговой нагрузки. В такой ситуации «дробление бизнеса» может стать поводом для проверки. В декабре 2018 г. ФНС поручила усилить работу с компаниями, которые прибегают к такому способу налоговой экономии. Подобные дела привлекают внимание даже Конституционного суда.
Классическим поводом для проверки остаются подозрения в необоснованном возмещении НДС. Если кто-то из налогоплательщиков полагает, что его реальные цепочки продаж или оказания услуг остаются тайной для налоговых органов, то он глубоко заблуждается. Уже давно в полную силу работает автоматизированная система контроля за уплатой НДС (АСК НДС-2), которая позволяет быстро проверить цепочку контрагентов, выявить, где произошел разрыв, кто не заплатил налог, а кто предъявил его к возмещению. ФНС остается только принять решение, кто из участников цепочки контролирует однодневку, не рассчитавшуюся с бюджетом, и кто должен сделать это за нее. Поменялся подход и к возмещению НДС. Если раньше оно происходило по схеме – «декларация – камеральная проверка – отказ – судебное обжалование», то теперь налоговики могут возместить НДС по итогам камеральной проверки, для того… чтобы затем доначислить налог по итогам выездной. Благо это позволяет позиция высших судов.
Отдельный риск таят в себе льготы – и не только из-за пристального внимания налоговых органов, но по причине нестабильности судебной практики. Сколько штыков было сломано в спорах об одной только льготе для энергоэффективного имущества.
Особняком стоит вопрос налоговой нагрузки. Так называемые «комиссии по убыточности» никуда не делись и продолжают жить и здравствовать. И далеко не всем удается убедить налоговые органы в том, что низкая рентабельность связана с объективными экономическими факторами, а не с потенциальными нарушениями.
Триггером остается применение соглашений об избежании двойного налогообложения – налоговые органы обязательно проверят обоснованность льгот при выплате дохода иностранным компаниям.
При подготовке теста мы в том числе руководствовались разработанными ФНС и находящимися в свободном доступе критериями, которые позволяют оценить риски налогоплательщиков. Мы не ставили перед собой цель переписать эти 12 критериев и с предельной точностью рассчитать реальную вероятность проведения выездной проверки конкретной организации. Нашей задачей было дать пищу для размышлений об аспектах хозяйственной деятельности, которые могут вызвать интерес налоговых органов.
Подводя итог, хочется дать несколько советов. Чтобы минимизировать риски, необходимо:
• следить за тенденциями в своей отрасли, средним уровнем налоговой нагрузки и рентабельности, распространенными подходами к налогообложению.
• иметь в виду, что обзоры практики, рассылаемые ФНС, предназначены не только для инспекций, но и для налогоплательщиков. Очень многих проблем можно избежать, понимая подход налоговых органов.
• предоставлять налоговым органам информацию, которая поможет убедить их в консервативном отношении компании к налоговым обязательствам.
• если все же налоговики начали проверку, то компания должна стремиться доказать, что у спорных операций были бизнес-цели, они были экономически оправданны и необходимы.
Выездные налоговые проверки стали точечными – крайней мерой контроля, которую задействуют, только если инспекторы уверены в конкретных нарушениях. Только за последние два года средняя доначисленная по итогам выездной проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 г. до 22 млн в 2018 г., а число проверок сократилось с 26 000 до 14 200. Сегодня вероятность того, что после проверки налоговые органы уйдут с пустыми руками, стремится к нулю.