Обжалование налоговых проверок: алгоритм действий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование налоговых проверок: алгоритм действий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Представить документы можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Сделайте на копиях надпись «Верно», укажите должность человека, который заверил копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставьте дату заверения. Сделайте надпись о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия («Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле №… за… год»), и заверьте печатью организации. Для проставления отметки о заверении копии можно использовать штамп. Такой порядок предусмотрен пунктом 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016, утвержденного приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст.

Какие проверки бывают

Территориальные отделения ФСС проводят выездные и камеральные проверки страховых взносов на травматизм (ст. 26.14 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме 4-ФСС (п. 1 ст. 26.15 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Например, представлен расчет по форме 4-ФСС за I квартал 2020 года. Значит, в рамках камеральной проверки этого отчета фонд может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за этот период. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда могут проверить период в пределах трех календарных лет, которые предшествуют году назначения проверки. Конкретные периоды выездной проверки указывают в решении о ее проведении (п. 7 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Как проводят выездные проверки

Порядок проведения выездных проверок по страховым взносам на травматизм регулирует статья 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Выездная проверка обычно проходит на территории плательщика взносов, то есть организации-работодателя. Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ФСС. Об этом сказано в пункте 1 статьи 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники фонда вручают страхователю решение о проведении проверки. Форма такого решения приведена в приложении 1 к приказу ФСС от 25.01.2017 № 9. В решении указывают состав проверяющих и проверяемый период (п. 5–7 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (п. 9, 14 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки продлевают до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 9–10 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Основания для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев:

  • в ходе проверки получена информация, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • в составе проверяемой организации четыре и более обособленных подразделения;
  • организация не представила (вовремя не представила) документы, необходимые для проведения выездной проверки.

Об этом сказано в пункте 10 статьи 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ФСС направляет мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель вышестоящего органа либо его заместитель примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении (п. 11 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Порядок выездной проверки фонда социального страхования

Чтобы узнать, в каком порядке проводится выездная проверка ФСС, обратимся к ст.ст. 26.16-26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Выездная проверка проводится на территории страхователя на основании решения руководителя территориального органа. В исключительных случаях, если страхователь не сможет предоставить помещение для проведения проверки, тогда она может проводиться по месту нахождения ФСС.

В ходе выезда проверяется, что исчисления страховых взносов произведены правильно и своевременно уплачены, а также, что расходы на выплату страхового обеспечения произведены правомерно.

Период, за который проводится выезд к ИП или организации, не может быть более 3-х лет. Выездные проверки должны проводиться не чаще 1 раза в 3 года. Срок процедуры не должен превышать 2-х месяцев. В отдельных случаях срок может быть продлен до 4-х или 6-ти месяцев.

Читайте также:  Рапорт на отпуск военнослужащего по контракту: образец

Непосредственно порядок проведения выездной проверки ФСС заключается в следующем:

  • выносится решение руководителем ФСС о проведении ревизии
  • выездные лица фонда социального страхования, проводящие проверку, чтобы получить доступ в помещение страхователя обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о проведении надзора
  • в ходе процесса должностные лица вправе истребовать у страхователя необходимые документы
  • после проверки составляется справка и в течение 2-х месяцев должен быть составлен акт результатов контроля, который в течение 5 рабочих дней должен быть вручен страхователю
  • после получения акта страхователь при несогласии с ним вправе представить в течение 15 рабочих дней возражения

Причины возникновения налоговых споров

Конечно, введение досудебного порядка рассмотрения налоговых споров, принятого Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, позволило сократить количество споров в суде, при том, что налоговые органы стали более качественно проверять доводы налогоплательщиков еще на стадии рассмотрения материалов проверки и на стадии досудебного обжалования. Это привело к тому, что до суда в большинстве случаев доходят только действительно сложные и неоднозначные моменты по исчислению налогов.

Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.

Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.

При проведении выездных проверок — это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.

Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.

Во всех этих случаях можно смело начинать спорить.

Итак, организация получила решение налоговой инспекции и узнала, что у нее назначена выездная проверка, либо сдала декларацию и получила требование о предоставлении документов. Собственно, с этого момента и необходимо начинать подготовку аргументов по возможным спорам с налоговой инспекцией.

Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.

Обжалование решений по налоговым проверкам

По итогам камеральной проверки сотрудники ФСС пришли к выводу, что организация не нарушала законодательство о страховых взносах. Никаких документов ревизоры составлять не будут. Законодательство этого не требует.

Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки, если нарушений нет, проверяющие тоже не обязаны – в законодательстве нет такого требования.

Это следует из части 1 статьи 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пункта 6 статьи 26.15 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

По итогам камеральной проверки проверяющие пришли к выводу, что организация нарушала законодательство о страховых взносах. Результаты мероприятия они зафиксируют в акте (ч. 1 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 1 ст. 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Судебные акты в пользу налогоплательщиков.

В качестве примера приведем Постановление ФАС ДВО от 11.03.2014 № Ф03-557/2014.

Налоговая инспекция после окончания выездной проверки на протяжении трех месяцев предпринимала попытки уведомить организацию о времени и месте рассмотрения итогов контрольных мероприятий. Ситуация осложнялась тем, что место нахождения органов управления общества, являющееся его юридическим адресом, было значительно удалено (свыше 500 км) от расположения инспекции. Кроме того, почтовый адрес организации не совпадал с юридическим.

Первоначально рассмотрение результатов проверки было назначено налоговым органом на 20.09.2012. Соответствующее извещение за месяц до указанной даты проверяющие направили по юридическому и почтовому адресам организации. Впоследствии рассмотрение переносилось трижды, поскольку на очередную назначенную дату инспекция не располагала сведениями о вручении налогоплательщику заказных писем (вся корреспонденция была получена, но с опозданием). Проверяющие неоднократно пытались вручить представителям общества (правда, безуспешно) извещения о времени рассмотрения материалов проверки, выезжая по юридическому и почтовому адресам. По этим же адресам направлялись телеграммы.

Статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату под расписку. В связи с этим названное извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом, например путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передачи в электронном виде по ТКС (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

В итоге рассмотрение состоялось в назначенное время 16.11.2012 в отсутствие налогоплательщика – но только после того, как у инспекции появилась информация, что заказная корреспонденция с очередным извещением вручена представителю организации 13.11.2012 (копия почтового уведомления по запросу налогового органа поступила из отделения связи по факсимильной связи).

Суды трех инстанций отклонили доводы инспекции о соблюдении процедуры вынесения решения. Арбитры установили, что письмо, в котором находилось извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки, выдано в почтовом отделении неустановленному лицу, не имеющему отношения к налогоплательщику. Соответствующей доверенностью полномочия этого лица контролеры не подтвердили. Не признали судьи и факсимильную копию почтового уведомления о вручении заказного письма. Налоговики не зарегистрировали данный документ в качестве входящего. Следовательно, доказательствами того, что названная копия была в инспекции на дату рассмотрения результатов проверки и вынесения решения (19.11.2012), налоговый орган не располагал. Оригинал почтового уведомления с отметкой о вручении корреспонденции поступил в инспекцию 19.11.2012.

Читайте также:  Какие льготы и пособия положены многодетным семьям в Пермском крае в 2023 году

В связи с данными обстоятельствами арбитры пришли к выводу: налоговый орган не предоставил налогоплательщику возможность принять участие в рассмотрении материалов проверки, поскольку решение о привлечении к ответственности было вынесено в отсутствие заявителя, не извещенного надлежащим образом.

Подобные выводы судьи делают довольно часто. Они считают, что на момент рассмотрения материалов проверки и принятия решения налоговый орган обязан располагать не информацией об отправке заказных писем и иных отправлений, а доказательствами их вручения проверяемому лицу. Арбитры отмечают, что по смыслу п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) инспекции вправе принять решение о рассмотрении итогов контрольных мероприятий без участия налогоплательщика только при его уведомлении в установленном порядке. Признание последнего надлежаще извещенным о рассмотрении материалов проверки путем направления ему соответствующего уведомления независимо от его получения адресатом положениями ст. 101 НК РФ не пре­дусмотрено. Такая позиция изложена, например, в постановлениях ФАС МО от 24.01.2014 № Ф05-17623/2013, от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013, ФАС ВСО от 25.02.2014 № А19-1342/2013, ФАС СКО от 13.07.2012 № А32-11821/2011 и др.

Однако есть и иная судебная практика.

Как проводится камеральная проверка?

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. В силу норм п. 2 ст. 88 НК РФ проверку проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (см. Письмо ФНС РФ от 21.09.2016 № БС-4-11/17750@). С учетом того, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. При этом дата получения налоговым органом расчета и дата фактического начала камеральной налоговой проверки этого расчета могут не совпадать (см. Письмо Минфина РФ от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).

В ходе камеральной проверки налоговый орган обращает внимание на контрольные соотношения, доведенные в Письме ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@. Отметим, что, руководствуясь указанным письмом, страхователи могут проверить заполнение отдельных строк и разделов.

Заметим, что при камеральной проверке акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, только если ФНС выявила нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Если расчет прошел проверку и ошибок нет, то, соответственно, акт не формируется.

Проверка больничных листов

Проверка больничных листов сотрудниками ФСС осуществляется с особой тщательностью, так как они являются единственным подтверждением того, что работнику необходимо выплатить пособие. Проверяют листы как при камеральной, так и при выездной проверке. Что именно проверяет ФСС в больничных:

  • Соответствует ли бланк больничного Госстандарту и не является ли подделкой;
  • Наличие печати и подписи врача на больничном (они должны быть четкими и разборчивыми);
  • Правильность заполнения (как о работнике так и об организации все сведения должны быть четко заполненными). Если в больничном есть ошибки, то они должны быть заверены требуемым способом.

В каких случаях расчет является непредставленным?

Напомним, что 01.01.2018 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, в частности, в ст. 431 НК РФ. Эти поправки расширили перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным. Итак, расчет (уточненный расчет) считается непредставленным, если:

1) есть ошибки в части сведений о физическом лице:

  • в сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

  • в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках установленной предельной величины;

  • в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для их начисления, не превышающей предельную величину;

  • в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу;

  • в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по дополнительному тарифу;

2) есть ошибки в форме за расчетный (отчетный) период и (или) каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода;

3) в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;

4) в расчете (уточненном расчете) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

В любом из указанных выше случаев налоговая инспекция направит уведомление о наличии несоответствий в расчете (п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме;

  • не позднее 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе.

Читайте также:  Новый порядок выдачи больничных

Какие проверки бывают

Территориальные отделения ФСС проводят выездные и камеральные проверки страховых взносов на травматизм (ст. 26.14 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме 4-ФСС (п. 1 ст. 26.15 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Например, представлен расчет по форме 4-ФСС за I квартал 2021 года. Значит, в рамках камеральной проверки этого отчета фонд может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за этот период. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда могут проверить период в пределах трех календарных лет, которые предшествуют году назначения проверки. Конкретные периоды выездной проверки указывают в решении о ее проведении (п. 7 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Как проходит камеральная проверка ФСС?

Камеральная проверка в отличие от выездной проводится по месту нахождения ФСС. Указанная процедура проводится на основании расчетов о начислении и уплате страховых взносов и документов, которые предоставлены страхователем.

Камеральная ревизия проводится должностными лицами ФСС, при этом какого-либо специального решения не требуется, чтобы проводить такое мероприятие.

Проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня, когда страхователем предоставлен расчет:

  • если при разборе будут выявлены нарушения, ошибки, неточности, то страхователю будет предоставлена возможность предоставить пояснения или внести исправления.
  • если после рассмотрения пояснений и документов, лицо, проводящее процедуру, установит факт совершения правонарушения, тогда должен быть составлен акт.

В случае, когда по результатам проверки не выявлено никаких нарушений и все хорошо, тогда никакой акт не составляется и страхователь не извещается о результатах проверки.

Основания для проведения камеральной проверки

Контроль за верностью расчетов осуществляется на основании того факта, что компания или ИП осуществило сдачу отчетности по страховым взносам.
Камеральный надзор может проводиться не позже 3 месяцев с момента сдачи отчетности. При этом по сдаче отчета страхователя – в течение 2 месяцев, а по предоставлению финансирования из фонда страхования – не позднее 10 дней.

Проверке подвергаются:

  • отчеты страхователя 4-ФСС и 4а-ФСС;
  • бумаги, приложенные к ходатайству на выделение средств из фонда страхования;
  • промежуточная расчетная ведомость и свидетельства по тратам средств фонда для льготных категорий лиц.

Возражения по акту проверки

Аргументы в пользу своей позиции подаются бизнес-структурой после получения бумаг. Необходимо тщательно ознакомиться с документом.
Возражения могут быть двух видов:

  • процессуальные – когда используются нарушения закона, просрочки действий, допущенные ревизорами. Например, это могут быть использование утративших законную силу нормативных актов. Так, в августе 2017 года Верховный суд РФ оставил в силе решение Арбитражного суда Алтайского края по иску АО «Барнаульская ТЭЦ» у ГУ Алтайское отделение ФСС. Решение было обосновано тем, что при вынесении решения по камеральной проверке были использованы нормы утратившего силу законодательства.
  • материальные – то есть по существу дела, например, в связи с неправильно проведенными расчетами. Так, в июле 2017 года Верховный суд отправил на новое рассмотрение заявление ИП к ГУ Региональное отделение ФСС Краснодарского края в связи с неправильным расчетом страховых взносов, уплачиваемых при расторжении трудовых договоров.

Возражения передаются в течение:

  • 21 рабочего дня – при получении акта по почте;
  • 15 рабочих дней – если получен представителем предприятия либо отправлен через интернет.
    Лучше передать возражения нарочным путем, с проставлением отметки о получении в канцелярии фонда.

Представители компании имеют право присутствовать при рассмотрении возражений, давать пояснения и представлять доказательства своих доводов.

В случае, если возражения были проигнорированы служащими, в компанию направляются требования по уплате недоимок. В этом случае следует немедленно подать жалобу в вышестоящее отделение проверяющего учреждения. Также следует готовить материалы для обжалования итогов камеральной проверки в суде.

Как составить возражение на акт выездной проверки ФСС

Возражение составляют после внимательного изучения полученного акта выездной проверки. Документ можно составить следующим образом:

  • В «шапке» указывают наименование территориального подразделения ФСС, проводившего проверку, и адрес, по которому оно расположено. Также здесь нужно прописать сведения о налогоплательщике: наименование, адрес, ИНН и КПП.
  • Затем указывают полное наименование документа «Возражение на акт выездной проверки». Здесь же нужно прописать дату и номер акта.
  • После этого указывают место и дату составления возражения.
  • Далее налогоплательщик должен подробно изложить факты и обосновать причину несогласия с выводами проверяющих.
  • В конце документа следует отразить просьбу учесть мнение страхователя при вынесении решения по акту выездной проверки, а также просьбу не налагать штрафные санкции и дополнительно не взыскивать страховые взносы от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.
  • Документ подписывает руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *