Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности граждан по воинскому учету для стенда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Актуальными для стенда будут данные о специальном учете, если трудовая организация осуществляет бронирование своих сотрудников, подлежащих мобилизации в военный период. В этом блоке рекомендуется освещать, кто из военнообязанных граждан может рассчитывать на отсрочку в случае объявления всеобщей мобилизации в стране. Каждый работник предприятия обязан заранее знать свое положение во время военного периода.
Что регламентирует Инструкция МО № 700
Она, в частности, определяет:
- перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены;
- перечень, формы документов первичного воинского учета, по которым происходит воинский учет граждан в органах местного самоуправления, порядок их хранения и заполнения;
- перечень, формы документов воинского учета, по которым ведут воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения;
- порядок сверки сведений о воинском учете в документах организаций со сведениями военкоматов и/или местных властей;
- показатели, по которым оценивают деятельность организаций по ведению воинского учета, и критерии оценки.
В регламенте Методических рекомендаций Генштаба осуществление военного учёта сопровождается такой документацией:
- Первичный приказ об организации ВУ для граждан – сотрудников предприятия, где также отражены моменты бронирования лиц — резервистов. Регистрируется приказ в соответствующем журнале вместе с другими приказами по предприятию.
- Согласованные с райвоенкоматом мероприятия по проведению учёта и бронированию граждан – запасников.
- Т-2 (личные карточки), которые формируют картотеку организации.
- Журнал проверок по военному делу, созданный по правилам делопроизводства (пронумерованный, прошнурованный, заверяют подписью руководителя и завизированный штампом).
- Расписки в приеме получаемых от граждан бумаг, касающихся военучёта.
- Служебное делопроизводство по вопросам ВУ.
- Свидетельство о бронировании (при наличии полномочий резервирования), которое, в свою очередь, обязывает издать положение о порядке выдачи удостоверений.
- Бланки выдачи удостоверений об отсрочке.
- Профильная справочная литература о ВУ и мобилизационной подготовке.
Воинский учет: план графика сверок
Все документы по ведению воинского учета (личные карточки Т-2, журналы, ведомости) предоставляют на утверждение в военные комиссариаты и военкоматы при постановке предприятия на воинский учет в органах местной власти. Ответственный за воинский учет регулярно проверяет достоверность информации, которую вносит в карточки сотрудников. В некоторых случаях данные военнообязанных могут изменяться. Например, работник изменил фамилию, или его освободили от выполнения воинских обязанностей по состоянию здоровья.
Важно! О каждом изменении военнообязанный сотрудник должен сообщать ответственному за ведение воинского учета.
Дата сверки и время ее проведения устанавливаются военными комиссариатами и военкоматами. В тех регионах, где нет таких организаций, проверками предприятий занимаются органы местного самоуправления. Сверки могут проводиться несколько раз в год.
В ходе мероприятий проверяют соответствие таких данных военнообязанных граждан:
- ФИО;
- дату и место рождения;
- образование (во время работы данные о нем могут изменяться);
- семейное положение;
- состояние здоровья;
- адрес места жительства или пребывания;
- прохождение военных сборов.
Также проверке подлежат документы, которые свидетельствуют о принадлежности сотрудника к воинским обязанностям. К ним относят удостоверения и билеты. Если сотрудник является военнообязанным, и у него нет ограничений на призыв к военной службе, он должен состоять на воинском учете по месту регистрации (проживания) или пребывания.
После сверки данных, в журнале проставляют дату проведения мероприятия, а также указывают должность и ФИО лица, которое провело их. Списки военнообязанных граждан составляют в двух экземплярах. На каждом из них проставляют регистрационный номер. Два экземпляра должны подписать ответственные лица предприятия и военкомата. Один из них остается на хранении у ответственного за ведение воинского учета, второй – передается в военный комиссариат.
Кто из сотрудников подлежит воинскому учёту
Правильность проведения ВУ состоит в первоначальном принятии на учёт всех военнообязанных работников компании. К ним относятся:
- Лица призывного возраста, но не служившие в ВС.
- Особы с полученным военным билетом.
Не подлежат учёту и не относятся к военнообязанным следующие сотрудники:
- женщины (кроме лиц с военно-учетной специальностью);
- освобожденные по ФЗ №53 от исполнения воинской обязанности лица;
- проходящие военную (альтернативную) гражданскую службу;
- постоянно живущие за пределами РФ;
- имеющие воинские звания офицеров сотрудники службы внешней разведки России и ФСБ России в запасе.
Определить, кто из работников подлежит для регистрации как военнообязанный, можно по спецотметке на 13-й странице гражданского документа. Сделать это необходимо при первичном приеме документов при трудоустройстве.
Пошаговая инструкция организации воинского учёта в 2020
Осуществление военучета является не тяжёлой процедурой для обученных делопроизводителей. Но если пренебрегать качественным выполнением обязанностей, то организация может попасть на денежные санкции. Поэтому стоит пошагово разобрать порядок реализации военучета в компаниях:
- Важно встать своевременно на учет в райвоенкомате. Временной регламент — в течение пяти дней с момента записи об открытии юрлица в ЕРГЮЛ. Для регистрации руководитель обращается в райкомиссариат по место принадлежности фирмы. Если учреждение изменяет свой юр. адрес, то принадлежность к комиссариату меняется одновременно. И регистрацию нужно проходить уже по новому адресу.
- Разработать для ответственного за военучет лица инструкцию, в которой чётко закрепить его обязанности. Специальной редакции такой инструкции не утверждено. Можно по примеру, полученному в комиссариате или скаченному в интернете, создать её самостоятельно под своё предприятие.
- Назначить приказом сотрудника, который будет вести ВУ. Ограничений по выбору уполномоченного нет. Вести его может первое лицо компании, а также иные назначенные им сотрудники, включая совместителей. Чтобы правильно вменить избранному сотруднику обязанность, следует внести дополнительные пункты в его должностную инструкцию.
- Получить в райвоенкомате согласование мероприятий. По инструкции ведения ВУ, в каждой организации разрабатывается план мероприятий по ВУ. Организация составляет его по своему усмотрению. В бланке фиксируются сроки мероприятий и указывается ответственный за их проведение специалист. Вести отчётность по выполненным пунктам плана также его работа.
- Составление отчётности. Для получения полной информации военучёту разработаны и внедрены отчёты разных форм со своими сроками сдачи. Сданные сведения подшиваются в папки и хранятся не менее трёх лет.
Представленная пошаговая инструкция может быть дополнена уполномоченным лицом в организации на основании особенности специфики учёта.
Как происходит проверка воинского учета
Проверку ведения воинского учета выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки могут производиться не чаще одного раза в три года.
Проверяющих учет, в частности, будут интересовать следующие документы:
- приказ о ведении воинского учета;
- план работы по ведению воинского учета;
- личные карточки граждан, по которым ведется учет;
- журнал проверок ведения учета;
- расписка в приеме от граждан документов воинского учета;
- служебное делопроизводство по вопросу ведения воинского учета.
При проведении проверки правильности учета контролирующий орган оценивает:
- осуществление и организацию воинского учета в компании;
- полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников, по которым ведется учет.
Документы, интересующие военкомат
П. 39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.
- Приказ, изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.
- Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.
- План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
- Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.
ВАЖНО! Отсутствие данного приказа приравнивается к тому, что военный учет не ведется вообще.
Ответственность организации
Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В ст. 21.1 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.
Административную ответственность за нарушения несет как руководитель компании, так и лицо, назначенное ответственным за его ведение. Действующие размеры штрафов — от 1000 до 5000 рублей (в зависимости от проступка).
Госдума одобрила в первом чтении законопроект №637094-7 об увеличении административной ответственности за нарушения. Поправки внесут в статьи 21.1–21.7 КоАП РФ. После их утверждения размер штрафа за то, что организация своевременно не представила в районный военкомат сведения о работниках, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, составит от 3000 до 10 000 рублей. Оштрафуют руководителя и другое ответственное должностное лицо. При обсуждении законопроекта депутаты отметили, что, так как его внесли два года назад, некоторые суммы устарели, поэтому при подготовке поправок во втором чтении размеры штрафов еще раз изменят.
Заполнение шапки и внесение общих данных
Формат полей, которые содержит образец карточки, считается доступным для использования, однако конфиденциальность определенной информации требует ее кодировки. В общем случае, заполнять бланк нужно черной или синей ручкой, но до уточнения некоторых сведений или при возможном предстоящем их изменении допускается временная запись простым карандашом.
Всегда бесплатная юридическая помощь:
Как известно, существует два основных способа восприятия человеком информации – визуальный и аудиальный. Визуальный способ основан на проявлении, так называемой, зрительной памяти.
Мнение эксперта
Кузьмин Дмитрий Северинович
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в разработке юридической документации.
Она считается наиболее устойчивой и для большинства людей определяющей. Для доказательства достаточно вспомнить народную мудрость про то, что «лучше один раз увидеть…».
Кто занимается учетом военнообязанных сотрудников на предприятии
За воинский учет работников в трудовых организациях отвечает:
- Руководитель (директор) фирмы;
- Начальник отдела кадров компании либо его заместитель;
- Секретарь;
- Делопроизводитель.
В крупных компаниях для учета военнообязанных сотрудников, как правило, специально организовывается ВУС – военно-учетный стол. На предприятиях с небольшим штатом сотрудников, в т.ч. для индивидуальных предпринимателей такая отдельная штатная единица нецелесообразна и нереальна.
Поэтому чаще всего в организациях для ознакомления военнообязанных сотрудников (работников) организовывают специальный информационный стенд по воинскому учету. На нем отображают:
- Список руководящей документации;
- Выписки из нормативных актов;
- Обязанности самих сотрудников, подлежащих воинскому учету;
- Возрастной предел пребывания в запасе для разных категорий военнообязанных лиц;
- Прочая информация по данной тематике.
Основные тематические блоки
Актуальными для стенда будут данные о специальном учете, если трудовая организация осуществляет бронирование своих сотрудников, подлежащих мобилизации в военный период. В этом блоке рекомендуется освещать, кто из военнообязанных граждан может рассчитывать на отсрочку в случае объявления всеобщей мобилизации в стране. Каждый работник предприятия обязан заранее знать свое положение во время военного периода.
На стенде обязательно должен быть дополнительный блок «Приложения», который заполняется документацией практической направленности. Здесь же можно разместить данные:
- Перечень сотрудников организации, подлежащих призыву;
- Информация о цели ведения учета военнообязанных граждан;
- Обязанности военнообязанных лиц;
- Правонарушения и ответственность за них.
Четких требований к оформлению стенда воинского учета на предприятиях в российском законодательстве не прописано. Поэтому уполномоченные лица организаций могут его создавать в произвольной форме. Главное, чтобы здесь была вся необходимая информация для рабочего персонала, подлежащего воинскому учету.
Проверка соблюдения организациями воинского учета
Проверку предприятий на предмет ведения учета военнообязанных сотрудников, правильность оформления соответствующей документации и актуальность данных осуществляют представители территориальных комиссариатов или местных органов самоуправления.
Если штат компании состоит из более, чем 500 человек, плановые проверки проводятся раз в год. На малых предприятиях обязательная проверка должна осуществляться минимум раз в 3 года.
Документы, которые комиссия проверяет в первую очередь:
- Приказ руководителя организации о ведении воинского учета;
- План работы уполномоченного лица по ведению в/у;
- Журнал проверок в/у;
- Личные карточки военнообязанных сотрудников предприятия;
- Служебное делопроизводство по в/у;
- Расписка о приеме пакета необходимых документов для ведения воинского учета от трудоустраиваемых граждан.
Кто занимается учетом военнообязанных сотрудников на предприятии
За воинский учет работников в трудовых организациях отвечает:
- Руководитель (директор) фирмы;
- Начальник отдела кадров компании либо его заместитель;
- Секретарь;
- Делопроизводитель.
В крупных компаниях для учета военнообязанных сотрудников, как правило, специально организовывается ВУС – военно-учетный стол. На предприятиях с небольшим штатом сотрудников, в т.ч. для индивидуальных предпринимателей такая отдельная штатная единица нецелесообразна и нереальна.
Поэтому чаще всего в организациях для ознакомления военнообязанных сотрудников (работников) организовывают специальный информационный стенд по воинскому учету. На нем отображают:
- Список руководящей документации;
- Выписки из нормативных актов;
- Обязанности самих сотрудников, подлежащих воинскому учету;
- Возрастной предел пребывания в запасе для разных категорий военнообязанных лиц;
- Прочая информация по данной тематике.
Воинский учет в организации
Необходимость проведения ВУ возложена ФЗ №61 на все организации, независимо от формы их собственности. Согласно этому нормативу, даже наличие единственного сотрудника на фирме, имеющего статус военнообязанного, уже возлагает на руководителя систему ведения соответствующего учёта.
Серьёзность реализации этой процедуры видна из целей, которые преследуются военучётом. Общие принципы выглядят таким образом:
- Обеспечить укомплектовку ВС РФ в мирное время.
- При мобилизации мгновенное предоставление людских ресурсов в требуемом составе и численности.
Воинский учет в организации в 2020 реализовывается в различных направлениях. Различают виды учёта:
- общего характера;
- специального вида;
- с возможностью бронирования.
Проведение любого из указанных видов наряду с кадровым бронированием, а также бронью рабочих мест в учреждениях возлагается на назначенных уполномоченных, поскольку спецучет всегда совместим с бронированием кадров.