Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10 важных вещей, которые должен знать каждый, кто хочет стать волонтёром». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует большое количество благотворительных фондов и некоммерческих организаций, с которыми могут сотрудничать волонтеры. Но узнать о них иногда непросто. С 2014 года в Москве действует ресурсный центр «Мосволонтер». На сайте учреждения собрана информация о крупных городских событиях, волонтерских программах и отдельных акциях.
Где узнать о волонтерских проектах?
Каждый сможет найти для себя проект по интересам — в ресурсном центре представлены различные направления волонтерской деятельности.
Кроме того, вы можете зарегистрироваться на сайте «ДобровольцыРоссии.РФ». Там тоже публикуется информация о волонтерских мероприятиях, проектах и вакансиях, можно записаться на тематические образовательные курсы, стать участником программ благотворительных организаций и т.д. На портале представлено огромное количество заявок — найти что-то подходящее не составит труда.
Обнаружить волонтерские вакансии и проекты рядом с домом или местом работы поможет карта социально полезных сервисов +1Город.
Какими качествами должен обладать волонтер
Социальная активность. Волонтер должен уметь находить общий язык с людьми, иметь позицию и сознательное отношение к жизни, понимать ценности социума. Активность человека выражается в его энергичности, работоспособности, не безразличии к тому, что происходит вокруг.
Толерантность. Имеет значение желание принимать ценность разных взглядов, уметь слушать и слышать человека – даже если его мнение отличается от мнения волонтера. Терпение выражается в проявлении чувства собственного достоинства, уважения и здравомыслия.
Эмпатия. Под эмпатией принято понимать острое эмоциональное сопереживание другому человеку. Здесь имеет место элементарное человеческое сопереживание, способность проявить заботу, доброжелательность, чуткость и заботу, верность собственным мироощущениям.
Альтруизм. Альтруизм – это жизненная позиция, согласно которой принципы другого человека воспринимаются намного острее, чем собственная позиция. Альтруизм противоположен эгоизму – он является основой такого направления, как гуманизм.
Ответственность. Без нее в благотворительности никуда – благодаря моральной ответственности волонтер выражает причастность к целям движения, поддерживает его начинания, выполняет поставленные задания, самостоятельно выбирает род деятельности.
Терпимость. Терпимостью называют умение скрыть собственный негатив, направить плохие мысли в конструктивное русло. В разрезе благотворительности речь идет о реальном отношении к событиям, умению пойти на уступки, не безразличию к людям и жизни, в целом.
В работе волонтера, как и в любой другой, важно сочетание реальных навыков добровольца и его личных качеств. Люди с определенным характером и набором ценностей охотнее других занимаются волонтерством, они больше вкладываются и реже выгорают.
- Социальная активность. Такому волонтеру по-настоящему не все равно, что происходит в обществе, он чувствует в себе силы что-то менять. Без этого «моторчика» внутри есть риск быстро перегореть и отказаться от своих обязанностей.
- Альтруизм. Волонтер готов ставить интересы других выше собственных и тратить ресурсы на помощь нуждающимся.
- Толерантность. Волонтеру не важно, чем его подопечный отличается от других, каких взглядов и ценностей он придерживается. Цель волонтера — помочь, оставаясь вежливым, доброжелательным и понимающим.
- Эмпатия. Волонтеру важно быть чутким к людям, разделять их заботы и расстройства. Но нужно найти грань между сочувствием и полным погружением в судьбу и переживания благополучателя, иначе психика может не выдержать такой эмоциональной нагрузки.
- Ответственность. Волонтер, конечно, никому ничего не должен — ему не платят зарплату и он не связан трудовым договором. Тем не менее, волонтер должен понимать, что его подопечные нуждаются в долгосрочной поддержке, они привязываются к своим помощникам и очень переживают, если волонтеры их покидают. К тому же, в команде активистов каждый полагается друг на друга, поэтому безответственные люди, которые быстро «сливаются», вряд ли смогут помочь доброму делу.
- Готовность к работе в команде. Именно на ней держится эффективная системная помощь. Волонтер-одиночка не сможет попасть в детский дом или больницу, не проведет акцию или субботник. Только с командой можно выстроить долгосрочные коммуникации с благополучателями и партнерами, прийти к ощутимому результату и получить психологическую поддержку в виде супервизий или просто дружеского плеча.
Для чего люди становятся волонтерами
Рассмотрим этот вопрос на примере двух временных отрезков: 2000 и 2019 годов.
Причины волонтерства |
2000 год |
2019 год |
Собственное желание, нужды семьи |
28% |
26% |
Связь с работой |
9% |
7% |
Желание бескорыстной помощи, делать людям добро |
31% |
34% |
Просьбы друзей, коллег, родственников |
7% |
10% |
Необходимость приобрести смысл жизни, опыт |
5% |
3% |
Наличие свободного времени |
12% |
11% |
Необходимость самореализации в жизни |
6% |
5% |
Другие причины |
2% |
2% |
Какими качествами должен обладать волонтер
Социальная активность. Волонтер должен уметь находить общий язык с людьми, иметь позицию и сознательное отношение к жизни, понимать ценности социума. Активность человека выражается в его энергичности, работоспособности, не безразличии к тому, что происходит вокруг.
Толерантность. Имеет значение желание принимать ценность разных взглядов, уметь слушать и слышать человека – даже если его мнение отличается от мнения волонтера. Терпение выражается в проявлении чувства собственного достоинства, уважения и здравомыслия.
Эмпатия. Под эмпатией принято понимать острое эмоциональное сопереживание другому человеку. Здесь имеет место элементарное человеческое сопереживание, способность проявить заботу, доброжелательность, чуткость и заботу, верность собственным мироощущениям.
Альтруизм. Альтруизм – это жизненная позиция, согласно которой принципы другого человека воспринимаются намного острее, чем собственная позиция. Альтруизм противоположен эгоизму – он является основой такого направления, как гуманизм.
Ответственность. Без нее в благотворительности никуда – благодаря моральной ответственности волонтер выражает причастность к целям движения, поддерживает его начинания, выполняет поставленные задания, самостоятельно выбирает род деятельности.
Терпимость. Терпимостью называют умение скрыть собственный негатив, направить плохие мысли в конструктивное русло. В разрезе благотворительности речь идет о реальном отношении к событиям, умению пойти на уступки, не безразличию к людям и жизни, в целом.
Основные направления волонтёрства
Наиболее важные формы и направления добровольной деятельности молодежи.
Работать с социально уязвимыми группами населения. Волонтеры, выбравшие эту работу, посвящают свое свободное время, оказывают помощь и поддержку пожилым людям в домах престарелых, сиротам в детских домах и приютах. Пожилые люди и дети являются наиболее уязвимыми категориями, наиболее нуждающимися в духовной поддержке, милосердии, привязанности и внимании. Сотрудники домов для детей и престарелых, как бы они ни хотели, не имеют физических возможностей для того, чтобы уделять достаточное внимание всем, кто живет в таких учреждениях. Участвуя в проекте, волонтеры помогают пожилым людям достойно встретить свою старость и оказывают им поддержку, потому что пожилые люди, как и дети, нуждаются в постоянном уходе, сочувствии и внимании.
Больничное обслуживание. До сегодняшнего дня в России, как и в некоторых других странах, до сих пор не создана служба по организации жизни ребенка в больнице. Потребность в добровольцах чрезвычайно высока. Однако особенность работы в этой области заключается в том, что многие не сопротивляются и уходят. Поэтому проблема отбора волонтеров, способных работать в больнице для оказания эффективной помощи, является актуальной. Волонтерская работа, даже если она длится всего несколько часов в неделю, помогает реализовать целостный подход к пациенту в стационаре, дает возможность пациентам почувствовать свою жизнь полноценной, а самим себе — нужным и важным человеком, человеком.
Психологическая и образовательная поддержка детей и подростков. Оба ребенка с нормальным и ограниченным развитием нуждаются в помощи. В этих рамках осуществляются следующие мероприятия: Репетиторство, отдых, досуг и т.д. Одной из основных проблем детей с особыми потребностями в психическом и физическом развитии является отсутствие возможностей для их социализации в здоровом обществе. Контакт с волонтерами противодействует социальной изоляции детей с ограниченными возможностями и ведет к большей толерантности общества к ним.
Предотвращение здорового и безопасного образа жизни. Очень важным направлением является работа волонтеров с молодежью, направленная на улучшение молодежной среды и профилактику наркомании и алкоголизма.
Восстановление и сохранение памятников природы, истории и культуры. Охраняемые территории нуждаются в бескорыстной практической помощи волонтеров, поскольку именно волонтеры выполняют необходимую работу, для которой у персонала часто не хватает сил, средств и времени. Очень часто вход на эти территории закрыт для посетителей, только волонтеры имеют право посещать нетронутые цивилизацией места с целью сохранения живого наследия нашей страны. добровольное социально-психологическое образование
Защита окружающей среды. Экологическое волонтерство вовлекает молодежь в различные мероприятия, направленные на повышение осведомленности общественности или правительств об экологических проблемах, которые необходимо решать. Волонтеры помогают распространять информацию о различных экологических проектах. В частности, они читают лекции и рассказывают истории о современных технологиях, которые могут сделать вашу жизнь и работу более экологичной, не тратя при этом много денег. Активная деятельность включает в себя экологические инспекции: выявление незаконных вырубок деревьев и кустарников, несанкционированных свалок и т.д.
Помогать животным. Волонтеры, ухаживающие за бродячими животными, стараются воплотить в жизнь идеи гуманного обращения с животными и принять действительно эффективные меры по сокращению количества бродячих животных.
Молодежь участвует в образовательной деятельности:
Творческая работа. Молодые люди, которые выбирают эстетическое направление волонтерской работы, имеют возможность познакомиться с миром искусства, пообщаться с музыкантами, художниками мирового класса, расширить свои горизонты в области искусства и музыки. Они помогают в реализации конкретных проектов, участвуют в выставках и концертах, распространяют рекламные листовки и концертные программы. Волонтеров, владеющих иностранными языками, можно использовать для сопровождения иностранного музыканта, знакомства гостя с городом и т.д. Кроме того, иногда требуется помощь с переводом иностранных книг и других материалов, необходимых для планирования концерта.
Другим видом деятельности в этом направлении является работа в Интернете: Поиск необходимой информации, информирование слушателей о предстоящих концертах или выставках по электронной почте.
Волонтерами в сфере искусства могут быть как молодые люди с эстетическим образованием, так и обычные студенты и учащиеся. Мальчики, которые хотят совместить свою жизнь с искусством, имеют возможность пополнить свой профессиональный багаж и получить необходимый опыт, когда они работают.
Местная доставка. Участие молодежи в добровольных проектах, посвященных изучению истории своего края, позволяет расширить кругозор детей и молодежи через экскурсии, путешествия, системное изучение страны, научить их различным практическим навыкам, пробудить в них патриотизм, любовь к Родине.
Историческая и образовательная деятельность. Среди задач, решаемых в рамках историко-педагогической деятельности, можно выделить следующие поддержка инициатив и осуществление проектов, направленных на образование и подготовку молодежи в духе ненасилия, миротворчества, уважения прав человека, идеалов демократии и гуманизма, поощрение участия молодежи в общественно-полезной деятельности Важно, чтобы молодые люди находились в прямом контакте с историей, со своими материальными и документальными свидетельствами, а еще лучше — со своими живыми и активными участниками.
Подходит ли вам добровольчество?
Как понять, сможете ли вы быть волонтером? Ответьте на несколько вопросов.
- Получаете ли вы удовольствие от осознания, что дело, которым вы занимаетесь, приносит реальную пользу?
- Есть ли у вас возможность несколько часов в неделю посвятить деятельности, за которую вы не будете получать плату?
- Интересно ли вам осваивать новые навыки, работая в социально значимых проектах?
- Хотите ли вы познакомиться с единомышленниками в сфере ваших профессиональных или социальных интересов?
- Готовы ли вы получать вознаграждение за свой труд и время «по бартеру» — в виде бесплатного участия в интересных вам мероприятиях, обучения, оплаты поездок и т. п.?
- Интересна ли вам какая-то конкретная социальная, экологическая или культурная проблема, решение которой требует объединения усилий неравнодушных людей?
- Будет ли помощь животным или людям, которые находятся в трудной ситуации, ресурсом, улучшающим ваше душевное состояние?
- Можете ли вы иногда оказывать профессиональные услуги людям, которые не могут их оплатить?
- Хотите ли вы получить реальный практический опыт в интересной вам сфере деятельности?
- Хотите ли вы устанавливать новые социальные связи в области ваших профессиональных интересов или увлечений?
Популярные варианты волонтерской деятельности
Наиболее популярными видами волонтерской деятельности являются:
- Охрана окружающей среды: отслеживание браконьеров, благоустройство территорий заповедников, учет популяций редких животных.
- Оказание помощи пострадавшим в стихийных и военных бедствиях: психологическая поддержка, обеспечение продовольствием, приготовление пищи, восстановление поврежденных объектов, поиск пропавших людей, медицинская помощь.
- Наблюдение за природными стихиями и техногенными производствами: преждевременное оповещение населения, если есть опасность.
- Развитие образования, инноваций, науки; популяризация спорта и активного досуга: труд в школах, детских садах, училищах, университетах, различных профильных клубах.
- Сохранение памятников истории и культуры: ремонтные работы, связанные с реконструкцией объектов.
- Организация массовых мероприятий: спортивных, культурных, образовательных, религиозных.
- Создание возможностей для раскрытия творческого потенциала, в том числе для людей с физическими особенностями: проведение выставок, мастер-классов, лекций.
Волонтеры на руси, в ссср и россии
На Руси волонтерство начало активно развиваться после принятия в 988 году христианства. Активно поддерживал волонтерскую помощь Ярослав Мудрый, при его правлении были созданы сиротские дома, дети в которых содержались и обучались за счет пожертвований мирян.
При императрице Екатерине II появилась целая сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев, в которой работали добровольцы. В XIX веке развивались благотворительные общества и союзы, общественные организации. В народных начальных школах учителя преподавали бесплатно, а земские врачи в селах лечили людей на безвозмездной основе.
В начале XX века в России работало около 20 тыс. попечительских советов для бедных, в которых трудились волонтеры. В советский период добровольчество приобрело идейно-патриотическую окраску, и было связано с крупными всесоюзными «проектами»: например, освоением целины и строительством БАМа. Дети занимались волонтерством в пионерских и тимуровских организациях.
В 1990-е годы, с появлением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций, волонтерство обрело современную, знакомую нам форму. В 2022 году по инициативе Владимира Путина была образована Ассоциация волонтерских центров — крупнейшая волонтерская организация в России. Миссия АВЦ — «создавать инфраструктуру развития добровольчества в стране».
Волонтерство стало обычной частью образовательного процесса: почти в каждой школе есть свои волонтерские отряды, а в вузах и ссузах — студенческие. Все больше компаний практикуют корпоративное волонтерство и привлекают своих сотрудников к добровольческой деятельности ради сплочения команды и имиджа бренда. Эффект сплочения работает и на родственном уровне — в волонтерских проектах нередко участвуют семьями.
Модель профессионально важных качеств волонтера русскоязычных программ
Под спецификой психограммы волонтера русскоязычных программ, составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки волонтеров русскоязычных программ, мы понимаем выявление профессионально важных качеств (ПВК), поддающихся развитию в ходе овладения профессиональным мастерством волонтера русскоязычных программ [1, 2, 3].
В отличие от профессиограммы, вообще, и психограммы, в частности, в модели волонтера русскоязычных программ все основные характеристики представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в идее многоуровневой динамической системы, построенной по иерархическому принципу.
Модель формирования ПВК волонтеров русскоязычных программ содержит психологические качества, являющиеся объектом формирования, состояние которых оценивается через систему уровней: желаемого, приемлемого, критического и недопустимого. Желаемый уровень характеризуется высокой степенью сформированности ПВК по всем компонентам: эмоциональному, коммуникативному, гностическому, мотивационному, практическому и рефлексивному. Это эталонный уровень, стремление к которому максимально способствует формированию личности профессионала волонтера русскоязычных программ. Приемлемый уровень предполагает достаточную степень сформированности ПВК, для соответствия психологических особенностей личности выполняемой работе. Данный уровень, тем не менее, требует дальнейшей проработки психологических качеств, поскольку предполагает дальнейшее совершенствование в успешном осуществлении профессиональных обязанностей. Критический уровень указывает на недостаточную сформированность ПВК личности, что затрудняет выполнение профессиональных обязанностей. Недопустимый уровень характеризует слабую сформированность качеств, что существенно затрудняет выполнение профессиональных задач, более того, может пагубно сказаться на их эффективности.
Интегративность компонентов на каждом из уровней состоит в том, что проявление одних качеств на высоком уровне способствует росту уровневых показателей других качеств, благодаря единству взаимосвязей в системе ПВК волонтеров русскоязычных программ. Мониторинг уровневых показателей ПВК позволяет студенту определить направления своего развития в процессе работы над собой.
Генетический аспект анализа модели профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ
Цель: Исследовать происхождение модели, процесс ее формирования и развития.
Сказанное является основанием для построения системы ПВК волонтеров русскоязычных программ в соответствии с шестикомпонентной структурой социально-психологической установки. Была разработана модель профессионально важных качеств с опорой на структуру социально-психологической установки (Э.С. Чугунова и Д.Н. Багжюнене). Согласно этому подходу, ПВК распределяются на компоненты: эмоциональный, коммуникативный, гностический, мотивационный, практический, рефлексивный. Эти компоненты соответствуют названиям компонентов структуры социальных установок. С опорой на это разделение нами осуществлен морфологический аспект анализа исследуемой проблемы [4, 5].
Морфологический аспект анализа модели профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ.
Цель: выделить элементы модели, дать им характеристику.
В первый блок, связанный с эмоциональным компонентом структуры установок, входят следующие качества: эмпатия, эмоциональная устойчивость и толерантность.
Как особые формы эмпатии выделяются:
1) сопереживание – переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;
2) сочувствие – переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.
В профессиональном взаимодействии волонтера русскоязычных программ эмпатия должна сопровождаться развитой рефлексией, поскольку эмпатии свойственны замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта, слабая чувствительность к различению собственных чувств и чувств другого человека, тенденция к слиянию с эмоциональным состоянием другого и, как следствие, высокий риск эмоционального выгорания.
Эмоциональная устойчивость в деятельности волонтера русскоязычных программ имеет весьма важное значение, что объясняется повышенными эмоциональными нагрузками при взаимодействии с людьми, испытывающими дефицит общения, внимания и, чаще всего, страдающими соматическими заболеваниями.
Во второй блок, связанный с коммуникативным компонентом структуры установок на деятельность волонтера русскоязычных программ, входят следующие качества: коммуникативность, лидерство.
В третий блок, связанный с гностическим компонентом структуры установок, входят: знания, умения и навыки в основных направлениях деятельности психолога и волонтера русскоязычных программ, интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления, креативность, способность к творческому применению профессионального опыта, эрудированность.
Знания, умения и навыки в основных направлениях деятельности психолога и волонтера русскоязычных программ составляют основу компетентности волонтера, определяют качественный уровень оказываемого им сопровождения.
Интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. При взаимодействии с людьми в условиях сопроводительного процесса волонтеру необходимо быстро ориентироваться в ситуации, проявлять гибкость, находить варианты решений в ситуациях неопределенности.
Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей.
Способность к творческому применению профессионального опыта – в условиях монотонности режима проживания людей, например, в геронтологическом центре – это профессионально важное качество волонтера, наряду с креативностью, особенно актуально [6]. С одной стороны, излишнее разнообразие новых или необычных впечатлений может вызвать утомление у людей, с другой, адекватная мера проявления изобретательности и находчивости, необычности решений вносит оживление в их рутинные, однообразные будни.
В четвертый блок, связанный с мотивационным компонентом структуры установок, входят: мотивация и направленность на психологическую работу с людьми, оптимистичность, гуманность, работоспособность, энергичность.
Мотивация и направленность – у волонтера русскоязычных программ должен быть интерес к работе с людьми разного возраста, в том числе психологической, различные аспекты этой деятельности, уважение к разным людям, должны быть включены в систему его идеалов, ценностей и убеждений. Например, «работая волонтером людьми, я делаю важное дело», «людям, особенно тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации необходима помощь» и т.д.
Оптимистичность – люди, переживая экзистенциальный кризис, страх смерти, могут утрачивать веру в благоприятные обстоятельства, собственные силы, усилия врачей, психологов и т.д. Именно поэтому оптимистичность выступает в ряду основных ПВК волонтера.
Работоспособность – сниженный энергетический фон, высокая утомляемость людей может вызывать ответное утомление у работающего персонала, в связи с чем, требует высокого уровня работоспособности и энергичности волонтера.
В пятый блок, связанный с практическим компонентом структуры установок, входят следующие качества: организованность, ответственность, инициативность, самостоятельность принятия решений.
Организованность – деятельность волонтера разнообразна и многоаспектна, что требует проявления организованности в процессе постановки задач, планирования действий и упорядочения их выполнения.
Инициативность — способность личности к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.
Самостоятельность принятия решений – ввиду относительно частых ситуаций неопределенности, отсутствия готовых инструкций «на все случаи», возможные во взаимодействии, деятельность волонтера русскоязычных программ требует от него творческого подхода и самостоятельности при принятии решений.
В шестой блок, связанный с рефлексивным компонентом структуры установок, входят: способность к саморегуляции, адекватной самооценке, честность и искренность.
Способность к саморегуляции – одно из важнейших ПВК волонтера русскоязычных программ, ввиду насыщенности его деятельности психологически и эмоционально сложными ситуациями и состояниями.
Еще недавно в России не понимали слова «волонтер»
Волонтерство в России — явление молодое, однако уже проявившее себя важной общественной силой. В добровольческой деятельности, согласно опросам, в 2016 году участвовало около 25 млн. человек. Среднестатистической российский волонтер чаще всего женщина, чем мужчина — соотношение примерно 60% на 40% — ему от 20 до 30 лет и скорее всего он житель города, нежели села. Две трети волонтеров имеют основное место работы и занимаются своей общественно полезной деятельностью в свободное время.
Во всем мире добровольческое движение активно поддерживается государством: в США, Канаде и Германии волонтеры могут рассчитывать на налоговые льготы и даже возмещение потери заработка. Быть волонтером – почетно, это социально одобряемая практика, и за границей человек обязательно пишет об этом в резюме и в документах, которые он подает в вуз: это сразу поднимает его шансы.
В прошлом году Россия решила присоединиться к чествованию добровольцев 5 декабря. На этом пока преференции от государства заканчиваются. До недавнего времени здесь многие даже не понимали значение слова «волонтер».
Волонтеры — это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, — добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.
Организация волонтерской деятельности предполагает два варианта занятости: временную или на регулярной основе.
Первая подразумевает работу на сезонных или периодических мероприятиях, в пример которых можно привести спортивные чемпионаты, Олимпийские игры или иные подобные мероприятия. Также это могут быть проекты, связанные с экологией города (одним из таких видов волонтерской деятельности можно назвать уборку в парках и других общественных местах) или образованием, так как в них тоже предусмотрены временные рамки. Еще одним мотивирующим фактором помимо материального вознаграждения и возможности дать выход своему филантропному началу может стать участие волонтера во “внутренней кухне” проекта или мероприятия, в котором он осуществляет свою деятельность. Многие люди именно поэтому подаются в волонтеры: любителю гонок “Формулы-1” наверняка будет крайне интересно посмотреть, как протекают все скрытые от зрительских глаз процессы, связанные с гонками, будучи непосредственно участником мероприятия.
Для эффективной работы волонтера в фонде нужно ставить задачу максимально предметно. «Волонтер – не в обиду ему будет сказано – фигура однозадачная. Он не может сразу выполнять множество функций. А фонды часто мыслят общими категориями – пытаясь просто свалить какую-то работу на волонтеров», — поясняет Юрий Белановский. Допустим: мы хотим, чтобы через два часа в помещении было чисто. Что это значит? Надо ли вымыть пол, или надо убрать стулья, что именно нужно сделать? Нужно ли мыть окна или нет?
Эксперт поясняет, что волонтеру проще включиться в работу, когда ему говорят максимально предметно: мы хотим, чтобы ты вымыл пол, и для этого есть ведро и тряпка. А еще стоит сразу обсудить возможные риски. Скажем, предстоит работа в больнице – нужно переодеть больного, допустим, или отвезти ребенка-инвалида в другое отделение, или даже просто поиграть с ребенком. «Тут психологический риск может быть и для подопечного, и для самого волонтера. Потому что он может прийти в больницу, где он чего-то не ожидал. У нас были случаи, когда волонтеры работали в психиатрической больнице – и их шокировали не пациенты, а персонал – тем, как грубо он общался с больными».
Когда риски понятны, тогда уже можно объявить вакансию, и под нее уже подбирать волонтера. «Потратьте 2 минуты разговора по телефону, но дайте волонтеру понять, что и как он должен делать, в чем будут возможные трудности, в чем будет состоять помощь фонда в ходе работы». Тогда найдется не просто компетентный человек, но такой, у которого есть внутренняя решимость решить эту задачу.
Бывает недопонимание, замечает Юрий Белановский. Скажем, волонтер думает, что ему придется работать в ужасных больничных условиях, мыть полы, а оказывается, что это лучшая больница, и нужно будет просто поиграть с ребенком в шахматы. «Должна быть ясность и взаимопонимание. И человек сразу говорит – мне это подходит. Или не подходит. Или задает уточняющие вопросы. И наконец говорит – я согласен и я это делаю».
Большая часть волонтеров – это добросовестные и порядочные граждане, однако и в этой сфере деятельности можно нередко встретить мошенников. Чаще всего под видом сбора средств на лечение больных детей, животных или для осуществления любой другой социально значимой деятельности эти люди обдирают доверчивых граждан и распоряжаются в дальнейшем полученными деньгами совершенно не по назначению.
Это стало огромной проблемой для всего волонтерского движения в целом, потому что подобные личности в конечном итоге подрывают доверие граждан к социальной волонтерской деятельности, хотя настоящих организаций все еще остается куда больше, чем тех, кто пытается заработать на чужом или и вовсе вымышленном горе. Лучший способ избежать подобного обмана – ни в коем случае не давать деньги попрошайкам на улице, а, раз уж хочется внести свой вклад в улучшение жизни общества, напрямую обратиться в благотворительный фонд или соответствующую организацию.
Иногда для этого ничего специально делать и не нужно: скажем, очистить участок пляжа или посадить деревья во дворе можно самостоятельно или с помощью друзей и родных. Однако многие виды добровольчества вроде помощи детям с нарушениями здоровья, спасения бездомных животных, организации масштабных мероприятий и пр. требуют специальных навыков и объединения усилий многих людей.
Найти организации, которые решают такие проблемы и привлекают в свои ряды волонтеров, можно разными способами:
Социологи, психологи и экономисты считают, что волонтерство постепенно становится полноценным социальным институтом, столь же значимым, что и образовательные или религиозные организации. Для общества это способ реализовывать инициативы снизу и самоорганизовываться при решении важных проблем. Для самих же волонтеров добровольчество — это возможность сделать жизнь вокруг немного лучше, в полном соответствии с изречением Махатмы Ганди: «Если ты хочешь перемену в будущем, стань этой переменой в настоящем».
Зачем становятся волонтерами
В зависимости от вида волонтерских проектов, у людей может быть разная мотивация. Вот некоторые примеры:
- Быть полезным и помогать тем, кто нуждается;
- Путешествовать, встречаться с интересными людьми, узнавать чужую культуру, подтянуть иностранный язык — волонтерские проекты есть в разных регионах России и за границей;
- Возможность установить профессиональные контакты. Можно пойти волонтером в сферу, где уже работаешь и познакомиться с «полезными» людьми;
- Попробовать себя в новом деле;
- Почувствовать причастность к истории — например, при охране памятников культуры;
- Получить дополнительные баллы при поступлении — многие вузы отдают преимущество тем, кто был волонтером.
Я шла волонтером по двум причинам. Во-первых, за опытом. Мне давали полную свободу: я могла пробовать разные форматы и тренироваться. Если бы устроилась в большую компанию на ставку, вряд ли смогла бы воплощать все свои идеи.
Во-вторых, волонтерство — это всегда идея о лучшем мире и добрых делах. Я действительно хочу, чтобы в нашем городе внедрили раздельный сбор мусора, чтобы общество училось экологическим привычкам. И мои маленькие шаги помогут достичь этой цели.