Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.5. Понятие и виды хозяйственных объединений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Концентрация капитала и формирование предпринимательских объединений со сложной структурой управления – это общая черта, присущая экономике многих развитых стран. Создание различного рода объединений – одно из средств повышения эффективности предпринимательской деятельности за счет получения отдельных конкурентных преимуществ.
Правовое положение товарных бирж
Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».
Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).
Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями.
1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи;
2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, то есть она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т. д.
3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, то есть установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.
4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 %. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).
5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала, либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.
6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам.
Виды хозяйственных обществ
С развитием экономики на рынке появляется все больше объединений предпринимателей. В связи с этим выделяют следующие виды хозяйственных обществ:
- Акционерное общество — это организация, уставной капитал которой пропорционально разделен на определенное количество акций. Каждая из них имеет одинаковый номинал. Акционеры (держатели ценных бумаг) несут ответственность в рамках своей доли в капитале.
- Общество с ограниченной ответственностью, подобно предыдущему, также имеет уставной капитал, разделенный на несколько частей. При этом держатели ценных бумаг несут материальную ответственность исключительно в рамках данных цифр.
- Каждый из участников общества с дополнительной ответственностью несет ответственность в масштабах, пропорциональных своей доле в капитале. Если средств организации недостаточно для покрытия обязательств, то все ее члены погашают остаток задолженности в равных долях.
- Полное общество — это такое хозяйственное объединение, в котором участники отвечают по обязательствам не только своими капиталовложениями, но также и всем личным имуществом.
- Коммандитные общества предоставляют своим участникам право осуществлять предпринимательскую деятельность от их лица. При этом имеет место дополнительная ответственность. В отдельных случаях для покрытия обязательств может использоваться также и личное имущество.
- Ассоциация возникает на основе договорных отношений. Несмотря на то что ее участники преследуют общую цель и подотчетны руководству, оно никоим образом не вмешивается в коммерческую деятельность данных единиц.
- Корпорация во многом схожа с ассоциацией. Главное отличие состоит в том, что участники передают высшему руководству определенные полномочия по управлению их деятельностью.
- Консорциум — это объединение, которое носит временный характер. После достижения общей цели, прописанной в договорных и уставных документах, данное общество прекращает свою деятельность и существование.
- Концерн — это объединение нескольких предприятий или организаций, которые занимаются разными видами производственной или непроизводственной деятельности. Их объединяет зависимость от центрального органа управления, который осуществляет их финансирование и координирует деятельность по всем ключевым вопросам.
Понятие и классификация хозяйственных организаций
Хозяйственная организация – это организация, создаваемая для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде путем производства продукции и оказания услуг.
Хозяйственные организации могут быть классифицированы исходя из разных оснований.
По степени юридической самостоятельности хозяйственные организации могут обладать правами юридического лица и не обладать ими.
С точки зрения цели деятельности хозяйственные организации могут быть коммерческими и некоммерческими.
Хозяйственные организации осуществляют свою деятельность в рамках определенных организационно-правовых форм.
С точки зрения характера хозяйственной деятельности организации можно классифицировать по отраслям хозяйства и видам экономической деятельности.
Формы хозяйственных обществ
В настоящее время выделяют следующие формы (виды) хозяйственных обществ:
-
Общество с ограниченной ответственностью также имеет уставной капитал, разделенный на несколько частей. При этом держатели ценных бумаг несут материальную ответственность исключительно в рамках данных цифр;
-
Акционерное общество — это организация, уставной капитал которой пропорционально разделен на определенное количество акций. Каждая из них имеет одинаковый номинал. Акционеры (держатели ценных бумаг) несут ответственность в рамках своей доли в капитале;
-
Каждый из участников общества с дополнительной ответственностью несет ответственность в масштабах, пропорциональных своей доле в капитале. Если средств организации недостаточно для покрытия обязательств, то все ее члены погашают остаток задолженности в равных долях;
-
Ассоциация возникает на основе договорных отношений. Несмотря на то что ее участники преследуют общую цель и подотчетны руководству, оно никоим образом не вмешивается в коммерческую деятельность данных единиц;
-
Корпорация во многом схожа с ассоциацией. Главное отличие состоит в том, что участники передают высшему руководству определенные полномочия по управлению их деятельностью;
-
Коммандитные общества предоставляют своим участникам право осуществлять предпринимательскую деятельность от их лица. При этом имеет место дополнительная ответственность. В отдельных случаях для покрытия обязательств может использоваться также и личное имущество;
-
Полное общество — это такое хозяйственное объединение, в котором участники отвечают по обязательствам не только своими капиталовложениями, но также и всем личным имуществом;
-
Концерн — это объединение нескольких предприятий или организаций, которые занимаются разными видами производственной или непроизводственной деятельности. Их объединяет зависимость от центрального органа управления, который осуществляет их финансирование и координирует деятельность по всем ключевым вопросам;
-
Консорциум — это объединение, которое носит временный характер. После достижения общей цели, прописанной в договорных и уставных документах, данное общество прекращает свою деятельность и существование.
Признаки хозяйственного общества
Для того чтобы организация имела право называться хозяйственным обществом, она должна соответствовать следующим признакам:
-
имеет форму юридического лица;
-
в ходе создания общества было осуществлено объединение имущественных ценностей учредителей (участников) общества;
-
вклады разделены на доли уставным капиталом;
-
основной целью создания объединения является извлечение максимальной финансовой выгоды;
-
всё имущество, приобретенное или произведенное, принадлежит обществу;
-
в качестве учредителей выступают предприниматели, предприятия или же физические лица;
-
высшим органом является собрание участников общества;
-
каждый из учредителей (участников) организации имеет и осуществляет право на непосредственное участие в ее коммерческой и других видах деятельности;
-
участники хозяйственных обществ не отвечают по его обязательствам, а только несут риск убытков, связанных с деятельностью общества;
-
государственные органы и муниципальные органы не вправе участвовать в хозяйственных обществах.
Формы хозяйственных обществ
В настоящее время выделяют следующие формы (виды) хозяйственных обществ:
-
Общество с ограниченной ответственностью также имеет уставной капитал, разделенный на несколько частей. При этом держатели ценных бумаг несут материальную ответственность исключительно в рамках данных цифр;
-
Акционерное общество — это организация, уставной капитал которой пропорционально разделен на определенное количество акций. Каждая из них имеет одинаковый номинал. Акционеры (держатели ценных бумаг) несут ответственность в рамках своей доли в капитале;
-
Каждый из участников общества с дополнительной ответственностью несет ответственность в масштабах, пропорциональных своей доле в капитале. Если средств организации недостаточно для покрытия обязательств, то все ее члены погашают остаток задолженности в равных долях;
-
Ассоциация возникает на основе договорных отношений. Несмотря на то что ее участники преследуют общую цель и подотчетны руководству, оно никоим образом не вмешивается в коммерческую деятельность данных единиц;
-
Корпорация во многом схожа с ассоциацией. Главное отличие состоит в том, что участники передают высшему руководству определенные полномочия по управлению их деятельностью;
-
Коммандитные общества предоставляют своим участникам право осуществлять предпринимательскую деятельность от их лица. При этом имеет место дополнительная ответственность. В отдельных случаях для покрытия обязательств может использоваться также и личное имущество;
-
Полное общество — это такое хозяйственное объединение, в котором участники отвечают по обязательствам не только своими капиталовложениями, но также и всем личным имуществом;
-
Концерн — это объединение нескольких предприятий или организаций, которые занимаются разными видами производственной или непроизводственной деятельности. Их объединяет зависимость от центрального органа управления, который осуществляет их финансирование и координирует деятельность по всем ключевым вопросам;
-
Консорциум — это объединение, которое носит временный характер. После достижения общей цели, прописанной в договорных и уставных документах, данное общество прекращает свою деятельность и существование.
Формы хозяйственных товариществ. Полное товарищество
Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).
Статья 66 ГК РФ устанавливает общие для хозяйственных товариществ признаки ─ товарищество является коммерческой организацией, складочный капитал хозяйственных товариществ разделен на вклады.
Статья 69 ГК РФ конкретизирует хозяйственное полное товарищество более детально:
- цель ─ занятия предпринимательской деятельностью;
- участники действуют от имени товарищества в соответствии с заключенным между ними учредительным договором;
- участники несут ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом.
Эти признаки хозяйственного товарищества дополняет статья 75 ГК РФ, в которой установлено, что все, кто входит в полное хозяйственное товарищество, солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества.
Участники хозяйственных товариществ
Участниками хозяйственных товариществ могут быть граждане, юридические лица, публично-правовые образования, индивидуальные предприниматели, коммерческие организации.
Участники полного хозяйственного товарищества и полные товарищи в товариществе на вере ─ индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
Вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования.
Законодательство может запрещать или ограничивать участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах. Так, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что «Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц».
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.
Хозяйственное товарищество имеет право быть учредителем (участником) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.
[reklama3]
Товарищество на вере – это объединения двух и более лиц на основе договора между ними, с целью ведения совместной хозяйственной деятельности.
Ключевое отличие товарищества на вере от полного товарищества в том, что только некоторая часть их членов, которые называются товарищами, несёт субсидиарную ответственность в полном объёме по обязательствам товарищества всем своим имуществом, а остальные члены в качестве членов-вкладчиков несёт лишь ограниченную ответственность, тем самым отвечает по обязательствам только своим паевым вкладом в общество. Участники коммандитного товарищества или, товарищества на вере, имеют право внести вклад как в денежной форме, так и в виде предоставления помещения, транспортных средств или каким-либо другим способом.
Такая организационно-правовая форма даёт возможность расширить экономическую базу товарищества, а также позволяет аккумулировать средства для более крупных предпринимательских действий. Однако стоит отметить, что коммандисты априори должны хорошо знать тех, кому они доверили собственные средства, т.к. не исключается вероятность потерь от неудачного ведения дел. Из-за этого данные товарищества и получили названия товарищества на вере.
В товариществах на вере нет уставов. Они создаются и ведут свою деятельность на основе учредительного договора. Данный договор состоит из нескольких положений, таких как: название товарищества, предмет его деятельности, местонахождение, срок действия товарищества, общий размер вкладов участников, доля каждого из участников, а также некоторые иные положения.
Управление деятельностью такого товарищества происходит посредством полных товарищей. Вкладчики не имеют права принимать участия в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иными способами, кроме как по доверенности, они не могут оспорить действие полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
Вкладчик товарищества на законных основаниях может:
- Получить часть прибыли товарищества, которая причитается ему в соответствии с его долей в складочном капитале, согласно учредительного договора.
- Знакомиться с годовыми отчётами и балансом товарищества.
- После окончания финансового года покинуть товарищество и получить свой вклад согласно порядку, который прописан в учредительном договоре.
- Передавать свою долю в складочном капитале или её часть иному лицу или участнику товарищества.
Однако коммандитное товарищество также имеет свои недостатки. Они в большей степени похожи с недостатками полного товарищества. Но стоит отметить, что у коммандитного товарищества есть особое преимущество, которое состоит в том, что для увеличения своего капитала оно может привлекать собственные средства вкладчиков.
Формы акционерных обществ
Формы хозяйственных обществ, уставной капитал которых распределен между держателями акций, могут быть следующими:
- Открытые — их акции может приобрести любой желающих в ходе свободных торгов. Кроме того, при желании продать свои ценные бумаги, держатель может беспрепятственно осуществить свое намерение, не уведомляя об этом других участников хозяйственного общества.
- Закрытые — характеризуются тем, что акции распространяются в строго определенном кругу лиц (чаще всего он ограничивается основателями. Для того чтобы продать ценные бумаги или передать их в собственность другому лицу, участник должен уведомить своих партнеров и получить от них согласие на данное действие.
Курсовая работа: Хозяйственные объединения: характеристика и сфера деятельности
Участники хозяйственного общества обязаны:
- осуществлять свою деятельность в соответствии с учредительными документами организации;
- полностью подчиняться высшим руководящим органам;
- оплатить уставной капитал в размере, соответствующем пакету ценных бумаг;
- действовать не только в своих интересах, но также и в интересах всех участников общества.
Организация хозяйственного общества подразумевает составление учредительных документов, основным из которых является устав. Он содержит общие сведения об участниках, а также видах коммерческой деятельности.
Кроме того, здесь должны быть подробно описаны разновидности и особенности ценных бумаг, в соответствии с которыми производится оплата уставного капитала и распределение ответственности.
Далее идет информация о наименовании и координатах, а также сроках деятельности (если они ограничены).
Хозяйственные общества обязаны пройти государственную регистрацию. Для каждого вида она имеет свои особенности.
После рассмотрения документов в соответствующих инстанциях и получения регистрационного свидетельства общество получает статус юридического лица.
Все изменения, которые в дальнейшем будут вноситься в устав и прочие учредительные документы, также подлежат государственной регистрации.
1. Понятие и виды производственных кооперативов
Производственный кооператив, подобно товариществам и обществам, представляет собой коммерческую организацию, основанную на началах членства, т.е. корпорацию. Однако в отличие от товариществ и обществ кооперативы рассчитаны не только и не столько на объединение имущества участников, сколько на их совместное, личное трудовое участие в деятельности созданной ими организации. Отсюда — распределение полученного дохода между участниками главным образом (или даже исключительно) по труду, а не пропорционально имущественным вкладам, а также наличие у каждого из них лишь одного голоса при решении всех общих вопросов (т.е. полное равенство в управлении общими делами).
Таким образом, производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение не являющихся предпринимателями граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом (или ином) участии и объединении определенных имущественных (паевых) взносов, при их личной ограниченной субсидиарной ответственности по обязательствам этой коммерческой организации (п. п. 1 и 2 ст. 107 ГК; ст. 1 Закона о производственных кооперативах).
Производственные кооперативы начали создаваться западноевропейскими рабочими с середины XIX в. с «целью устранить для малосостоятельных лиц посредничество капиталиста». В России такой принцип организации хозяйственной деятельности был давно известен под именем артели (артельного товарищества), характеризовавшейся совместным личным трудом участников «за общий их счет и с круговою их порукою», т.е. наступающей при недостатке имущества товарищества солидарной (ограниченной или неограниченной) ответственностью участников личным имуществом по долгам товарищества.
Кооперативные принципы организации совместной хозяйственной деятельности в гораздо большей мере соответствуют особенностям сельскохозяйственного и ряда видов промышленного производства, нежели искусственно навязываемая законодательством о приватизации в качестве универсальной акционерная форма (не случайно как это законодательство, так и ранее действовавший Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 г. отвергали кооперативную форму коллективного предпринимательства, по сути возрожденную новым Гражданским кодексом).
Действующее законодательство с целью «поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей» устанавливает особый статус производственных кооперативов, действующих в области сельскохозяйственного производства. В действительности специальный Закон о статусе сельхозкооперативов создает ряд не всегда оправданных особенностей в их правовом положении, одновременно дублируя по сути некоторые нормы общего Закона о производственных кооперативах. Тем не менее такая ситуация вынуждает выделять сельхозкооперативы в особый подвид производственных кооперативов.
В свою очередь, сельскохозяйственные производственные кооперативы разделяются на сельскохозяйственные и рыболовецкие артели (колхозы) и кооперативные хозяйства (коопхозы) (п. п. 2 — 4 ст. 3 Закона о сельхозкооперации). Участниками первых являются граждане, земельные участки или земельные паи (доли) которых поступают в собственность (паевой фонд) кооператива, в котором они обязаны трудиться, а участниками вторых — лишь главы крестьянских (фермерских) хозяйств или граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, при этом сохраняющие земельные участки в своей собственности и осуществляющие личным трудом лишь определенные виды совместной деятельности.
Кооператив создается на основании устава, являющегося его единственным учредительным документом. В уставе кооператива помимо общих сведений, необходимых для учредительных документов любого юридического лица, должны быть также указаны условия:
- о размере и порядке внесения паевых взносов членами кооператива;
- о характере и порядке их трудового участия в его деятельности;
- о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива и некоторые другие (п. п. 1 и 2 ст. 108 ГК; ст. 5 Закона о производственных кооперативах).
1. Предприятие как объект и субъект права
Среди всех коммерческих организаций унитарные предприятия выделяются тем, что не являются построенными на началах членства корпорациями и не становятся собственниками закрепленного за ними имущества. Создавший такое предприятие единоличный учредитель (публичный собственник) сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое имущество. Иначе говоря, его имущественная обособленность является искусственной, условной, поскольку, в отличие от других участников гражданского оборота, у него нет и не может быть никакого собственного имущества.
Такая своеобразная организационно-правовая форма, как юридическое лицо — несобственник, не свойственна нормальному, развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики для государственных и муниципальных (публичных) собственников. В литературе справедливо отмечено, что ситуация, в которой субъект гражданского права не является собственником, допустима только в определенных исторических условиях и может сохраняться «только как промежуточная, переходная стадия в развитии системы… при которой право государственной собственности конструируется как самостоятельный вид права собственности» . Поэтому и в законодательной систематизации данная разновидность коммерческих организаций поставлена на последнее место.
Дело в том, что предприятие в экономическом смысле всегда рассматривалось как торговый промысел, бизнес ведущего его лица, т.е. определенный вид деятельности, причем имущественно (экономически) обособленный от ведущего свое дело предпринимателя, в том числе и от его личного имущества (что давало последнему возможность в определенных ситуациях выступать должником или кредитором собственного предприятия). Эта экономическая независимость требовала и юридического обособления. Но, как отмечал еще Г.Ф. Шершеневич, «таким запросам могла бы удовлетворить лишь такая конструкция, по которой торговое предприятие рассматривалось бы как обособленное имущество» . Иначе говоря, предприятие («дело на ходу», бизнес) с классических цивилистических позиций было и остается объектом гражданских прав — имущественным комплексом, но не субъектом права — юридическим лицом.
Вместе с тем данный подход обусловлен частноправовыми представлениями и потому, конечно, не соответствует взглядам, сложившимся в условиях огосударствленной экономики, в которой госпредприятия были основными хозяйствующими субъектами . Конструкция предприятия как юридического лица (субъекта, а не объекта права) является прямым порождением именно такого экономического и общественного строя. Здесь государство, став единым собственником огромного имущества и будучи не в состоянии непосредственно, само эффективно использовать его, вынуждено условно распределить его большую часть между своими предприятиями, объявленными им формально самостоятельными юридическими лицами, по долгам которых оно не несет ответственности, оставаясь при этом собственником всего их имущества.
Государство утверждало уставы этих юридических лиц, определяя тем самым объем и характер их правоспособности (т.е. рамки участия в имущественных отношениях), назначало их органы управления и, по сути, руководило всей их деятельностью, тем не менее не отвечая за ее результаты. Фактически государство в лице своих предприятий, заключавших сделки друг с другом, имело дело само с собой, ибо никакого выбытия (отчуждения) имущества из государственной собственности в результате этого не происходило. Поэтому и взаимная ответственность таких условно самостоятельных субъектов была ограничена числящимися за ними (и не менее условными для тогдашней экономики) безналичными денежными средствами; она не могла быть обращена на наиболее ценное, реальное имущество — основные фонды, забронированные от взыскания любых кредиторов (а нередко госпредприятия целых отраслей хозяйства решениями правительства просто освобождались от имущественной ответственности за невыполнение своих обязательств).
Преобладание в имущественном обороте того времени таких организаций и заключаемых ими друг с другом сделок делало и его в значительной мере искусственным (что подтверждается фактом более чем тридцатилетнего отсутствия у таких предприятий признанных каким-либо законом прав юридического лица и каких-либо прав на закрепленное за ними имущество собственника-государства). Ясно, что с такими контрагентами могли иметь дело лишь подобные же им организации, а их участие в нормальном имущественном обороте представляется странным и даже опасным для обычных (частных) собственников.
- Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
- Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
- Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
- Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
- Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
- Наследственное право Махмутова М.М.
- Международное публичное право Шевчук Д.А.
- Международное право Глебов И.Н.
- Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
- Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.
§ 1. Хозяйственные объединения
ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).
Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).
Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).
Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.
Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).
В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).
Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.
Религиозная организация — являющееся унитарной некоммерческой организацией добровольное объединение граждан Российской Федерации или постоянно проживающих на ее территории иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица (п. 1 ст. 123.26 ГК).
Религиозной организацией признаются три вида создаваемых в целях совместного исповедания и распространения веры объединений: добровольное объединение граждан (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением организация и (или) руководящий или координирующий орган.
Гражданско-правовое положение религиозных организаций, помимо ГК, определяется также Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Местная религиозная организация может быть создана не менее чем 10 гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.
Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.
Особенностью правового режима религиозной организации является то, что на принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов.
В законе установлен запрет на преобразование религиозной организации в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Организационно-правовая форма публично-правовой компании поименована ГК в закрытом перечне некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК) и отнесена законом к унитарным некоммерческим организациям (п. 1 ст. 65.1 ГК).
Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями, созданная на основании федерального закона или решения Правительства РФ.
Публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, оказания государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.
Автономная некоммерческая организация (АНО) — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК).
В форме автономной некоммерческой организации могут создаваться учебные заведения, спортивные клубы, лечебно-оздоровительные заведения, научные центры, приюты и другие заведения, оказывающие услуги в различных областях общественно полезной деятельности. На практике данная организационно-правовая форма получила очень широкое распространение, что свидетельствует о ее жизнеспособности и востребованности.
Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях соучредительства, а также публично-правовые образования (если в отношении их такое участие не запрещено законом). Автономная некоммерческая организация также может быть создана одним лицом.
Фонды хозяйственного общества
В обществе создается резервный или страховой фонд в размере установленном документами, но не меньше 25 процентов от общего капитала, а также другие фонды, предусмотренные законодательством страны или документами самого общества. Размер ежегодных отсчетов от общего фонда предусмотрен в документах, но не может быть меньше 5-ти процентов суммы чистой прибыли. Прибыль общества образуется с приходов от хозяйственной деятельности после покрытия материальных и равных им затрат и затрат на оплату труда. С счетов балансовой прибыли общества, оплачиваются проценты по кредитам банка и по облигациям, а также вносятся предустановленные законодательством страны налоги и другие платежи по бюджету. Чистая прибыль, полученная после определенных расчетов и выплаты дивидендов, остается в полном распоряжении общества, которое соответственно к документам определяет направление его использования.
Изменения общего капитала в объединении, следующий вопрос для нашего рассмотрения. Общество имеет право изменять, уменьшать или же увеличивать размер общего капитала. Увеличение капитала может быть совершенно только после внесения полностью и всеми участниками своих вкладов, оплаты акций, кроме случаев, предусмотренных законом. Уменьшение общего капитала при наличии протестов со стороны кредиторов общества – не допускается. Решение про изменения общего капитала общества вступает в силу со дня внесения таких изменений до единого государственного регистрирования юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
КОРПОРАТИВНЫЕ |
||
Хозяйственные товарищества |
||
полное товарищество |
товарищество на вере |
|
Хозяйственные общества |
||
общество с ограниченной ответственностью |
непубличное акционерное общество |
публичное акционерное общество |
Производственные кооперативы (артели) |
||
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
||
Хозяйственные партнерства |
||
УНИТАРНЫЕ |
||
Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения
|
||
ГУП (федеральное) |
ГУП (субъекта РФ) |
МУП (муниципальное) |
Унитарные предприятия на праве оперативного управления |
||
Казенное предприятие (федеральное) |
Казенное предприятие (субъекта РФ) |
Казенное предприятие (муниципальное) |
ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).
Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).
Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).
Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.
Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).
В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).
Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.
Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.