Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штрафы за езду без включенного света фар». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На 2021 год наказание водителей за отсутствие ближнего света при движении днем составляет 500 руб. Этот вопрос регулируется ст. 12.20 и предполагает нарушение использования внешних осветительных приборов автомобиля. Часто госавтоинспекторы ограничиваются предупреждением о необходимости включения ближнего света. Если же езда без света стала причиной аварийного столкновения, то размер штрафного взыскания может многократно вырасти.
Какой штраф за фары грозит в 2021 году
Прежде, давайте процитируем часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, она нам много что прояснит:
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с “Основными положениями … запрещена …, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей
Если продолжить изучать статью 12.5 КоАП РФ, то можно наткнуться на часть 3. В ней говориться о несоответствии световых приборов предписанным требованиям. Если фары просто не работают, при этом не подвергались недопустимой переделке, то это не относится к их несоответствиям, а значит эта часть статьи не может быть применена. Здесь также можно сказать о том, что к части 1 статьи 12.5 не применяется статья 27.13 КоАП. То есть на машину не могут задержать, поставить на штрафстоянку. Водитель сможет продолжить движение для устранения поломки. При этом водителю могут выписать повторный штраф, но только через 24 часа.
Почему нельзя ездить с выключенными фарами?
Согласно правилам дорожного движения в дневное время суток на автомобиле должны гореть фары ближнего света или ДХО (дневные ходовые огни). Днем также допустимо включать «противотуманки». Разрешается одновременное включение ближнего света и ДХО.
Если машина едет с выключенными фарами, водителя ждет штраф по статье 12.20 КоАП РФ (за нарушение правил пользования световыми приборами). Если у машины фара не работает, то водителю рекомендуется в светлое время суток выключить ближний свет и использовать ДХО или «противотуманки».
В темное время суток ездить с одной горящей фарой запрещено. Если лампочка в фаре перегорела, госавтоинспектор вправе наказать водителя по ст. 12.5 (за управление ТС при наличии неисправностей). Избежать наказания можно только, если устранить неисправность на месте или доказать инспектору, что автомобиль двигался в автосервис для устранения неисправности.
Если у машины неисправны обе фары, водителя могут наказать сразу по двум статьям – 12.20 и 12.5.
Когда можно оспорить штраф за фары
Чтобы фотоматериалы могли служить доказательством вины водителя совсем не обязательно, чтобы они были сняты только ночью, считает юрист Дмитрий Дугин. По его словам, если на изображении ясно видно, что фары не горят, это будет поводом для штрафа. При этом Дугин назвал такое наказание штрафом для совсем ленивых, которые забывают включать дневной свет.
«Иногда водитель может просто не знать, что у него фары вышли из строя. Если у него нет отдельного блока для влючения дневного света, он может просто не видеть, что фары у него не горят», — объяснил юрист.
Также Дугин обратил внимание на то, что могут случиться экстренные поломки.
«Я сам сталкивался с ситуаций, когда у меня в машине намок блок ксенона и одна фара просто выключилась прямо в дороге. Я быстро поехал на СТО, и тут выключилась вторая. В итоге передней оптике нет, только дневные огни. И это очень страшно. Но мне пришлось продолжить движение — не вставать же на магистрали. И трактовать такую ситуацию тот же инспектор ГИБДД может по-разному. Одно дело, если бы я так поехал по трассе в другой город и совсем другое — если я еду на ремонтную станцию в паре километров», — объяснил эксперт.
При получении штрафа в таком случае, по мнению юриста, доказать невиновность вряд ли получится.
Лишение или штраф за ксенон и LED в 2022 году?
Давайте сначала рассмотрим, откуда вообще «ноги растут» у данного вопроса. Почему как рядовые водители, так и эксперты спорят о наказаниях за светодиодные источники света или ксеноновые лампочки, и даже судьи делятся во мнениях, что назначать: штраф или лишать водителей права управления.
Итак, на сегодняшний день есть 2 нормы в Административном кодексе, которые в тех или иных случаях могут быть применены при обсуждаемом нами нарушении.
- Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает штраф 500 рублей за нарушение Перечня неисправностей (приложение к ПДД). В частности, в данном случае речь идёт о требовании пункта 3.4 документа, требующего, чтобы тип источника света соответствовал маркировке фары.
- В то же время, есть ещё часть 3 этой же статьи Кодекса. Она уже говорит о лишении прав на срок от полугода до года за несоответствующий режим работы и цвет огней фар. Плюсом к лишению идёт Конфискация ламп.
Вот и получаем, что на первый взгляд обе меры ответственности применимы в случае ЛЕД или ксеноновых ламп в галогеновой фаре. Однако, это не совсем так. Но, чтобы понять это, давайте подробнее рассмотрим диспозиции данных норм наказаний.
Правда ли, что водителям не нужно включать днем ближний свет фар или ДХО с 1 апреля 2021 года
Итак, что говорится в интернет-слухах относительно изменений в ПДД. Если верить появляющимся на эту тему статьям, в летний сезон, с апреля по сентябрь, в России разрешат не использовать дневные ходовые огни (ближний свет фар) в светлое время суток.
Как объясняют авторы подобных материалов, в обозначенный период года световой день достаточно продолжительный, наиболее длинный в году. Днем авто и так хорошо заметны, а значит, не имеет смысла дополнительно их обозначать включением фар. На безопасность это якобы никак не влияет.
Но появляется логичный вопрос: а разве с октября по март в нашей стране нет светлого времени суток, а транспортные средства днем зимой видны хуже, нежели летом?
Понятно, что это не соответствует действительности, и дело в очередной фейковой информации. На самом деле, если посмотреть на действующий текст ПДД (пункт ПДД 19.5), то будет видно, что данный пункт, касающийся применения дневных ходовых огней (ближнего света фар) не изменялся с 10 мая 2010 года.
Правила однозначно предписывают водителям использовать днем фары/ДХО, какие-либо сезонные исключения на этот счет не предусмотрены.
Ряд интернет-СМИ, озаботившихся проблемой возникновения данного слуха, нашли его потенциальный источник. Нечто похожее несколько лет тому назад вводилось в Приднестровье. Там на самом деле в летний сезон не обязательно использовать фары днем, хотя смотрится подобное правило довольно необычно даже для данного государства, которое не признано мировым сообществом. К России правила соседнего государства никак не относятся.
Можно ли избежать наказания?
На оплату штрафной квитанции водителю дается два месяца. Отсчет времени начинается с даты, когда потенциальный нарушитель уведомлен о наказании официально. Если деньги в указанный срок не поступят, то исполнительные власти вправе увеличить сумму в два раза и взыскать штраф в принудительном порядке.
Закон дает право автолюбителю оспорить наложенные санкции. Закон отводит на это стандартный срок в десять дней. Обратиться можно в вышестоящий орган ГИБДД, в прокуратуру или суд.
Обратите внимание! Если неисправность осветительного прибора возникла после выезда на дорогу, то водителю разрешается доехать до ближайшего СТО.
Действия инспектора предсказать трудно, но если вы сумеете его убедить в случайности происшедшего, то штрафа можно избежать.
Это правило не распространяется на ночные поездки, поскольку появление на дороге автомобиля без освещения делает его невидимым для остальных участников движения. Здесь выходом будет только вызов эвакуатора. Транспортировка авто на лямке также запрещена, поскольку неисправный автомобиль сделает невидимым того, кто взял его на буксир.
https://youtu.be/rAeXm8w60gM
Основания для наложения штрафа
Неработающее освещение независимо от времени дня является нарушением и влечет за собой составление протокола и штраф. Он же предполагается за нанесение на фары пленки хамелеон, меняющей структуру и интенсивность света. Чтобы избежать наказания, необходимо, двигаясь по трассе, всегда его включать.
Если водитель забыл это сделать и попал в ДТП, то его признают виновным, даже если по факту причиной было другое обстоятельство. Получить штраф можно и за некорректное использование света в разных ситуациях. Основаниями для этого являются следующие пункты:
- Включение света с дальним лучом при движении по населенному пункту.
- Неправильная эксплуатация противотуманки, расположенной сзади.
- Использование ходовых огней или одних габаритов в ночные часы или сумерки.
- Неактивированный ближний свет в дневное время при передвижении по трассе.
- Использование ксенона, если он не предусмотрен штатной комплектацией.
Как правильно использовать штатные дневные ходовые огни
Дневными ходовыми огнями оснащены далеко не все автомобили, несмотря на то, что данная конструкция отличается удобством и функциональностью. Водителю стоит воздержаться от попыток самостоятельного монтажа этих элементов, так как своевольное изменение параметров авто неизменно приведет к штрафу.
Скрыть подобного рода нововведения в конструкцию практически невозможно. Даже если уполномоченные сотрудники дорожных служб не смогут выявить нарушение, правда будет раскрыта при следующем прохождении технического осмотра. Избежать ответственности возможно только при своевременном получении разрешения на осуществление преобразований.
Более современные ТС оборудованы системой дневных ходовых огней. Это обстоятельство предотвращает возможность получения штрафной квитанции за езду без осветительных приборов, так как огни включаются одновременно с запуском силового агрегата. Также габариты при включении фар ближнего света моментально становятся менее яркими.
Это позволяет использовать приборы в качестве дополнительных габаритов. Инспектор не может привлечь водителя к ответственности за езду без света фар, но при наличии работающих штатных дневных ходовых огней.
В: Лишают ли прав за ксенон?
О: Такое наказание применяется при наличии одновременно двух условий: нарушение режима работы световых приборов и цвет ламп отличается от разрешенного (белого/желтого/оранжевого). При отсутствии хотя бы одного критерия водителя ждет штраф 500 руб.
В: На какой срок могут лишить прав?
О: При несоответствии режима работы фар и цвета, не отвечающего законным требованиям, водителю грозит лишение за ксенон на срок 6-12 месяцев.
В: Можно ли ставить ксенон в обычные фары?
О: В фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания (в т.ч. галогенными), применение ксеноновых ламп не допускается.
В: Какой штраф за биксенон?
О: Наказание за установку внештатного биксенона на авто такое же, как и за ксенон — штраф либо лишение прав.
Возбуждение дела об административном нарушении
Если вы установили ксенон и вас остановил инспектор ДПС, то в отношении вас будет возбуждено дело о административном нарушении. Сначала представитель власти обязан вынести вам постановление о правонарушении, затем разъяснить ваши права. Если вы не согласны с предъявленными вам обвинениями, то следует написать свои возражения в протоколе, так вы сможете доказать свою правоту в суде, которого вам не избежать.
Протокол должен составляться либо на месте правонарушения, либо в течении двух суток сотрудником полиции. А через трое суток протокол отправляют в суд на рассмотрение.
При обнаружении нарушения 12 статьи КоАП о эксплуатации осветительных приборов, ксенон будет снят с вашего автомобиля. Но если лампы не подаются демонтажу, то транспортное средство арестуют и отправят на штрафстоянку.
Согласно статистике, не многий инспектор отправляет производит арест автомобиля, чаще автомобилисты самостоятельно снимают лишний осветительный ксеноновый прибор.
Что считается нарушением
Существует множество ситуация, когда необходимо использовать ближний свет:
Время суток | Ситуация |
Темное время суток | В городах, поселках и прочее при наличии дорожного освещения |
Временно за 150 метров перед встречным автомобилем | |
Дневное время | В населенных пунктах |
За пределами населенных пунктов |
Штраф за невключенный ближний свет в 2021 году
На дорогах часто можно встретить автомобили, у которых не горит одна фара, это может быть как лампа заднего фонаря, так и передняя ближнего света. В таких случаях, правонарушение не будет приравниваться к нарушению работе световых приборов. Наличие неработающей фары нарушает правило перечня требований о наличии в автомобиле неисправности, при которой движение запрещено. А именно пункт правил 3.3 «о наличии неисправных осветительных приборов».
Штраф за неработающую фару предусмотрен аналогичный — 500 руб или вынесение предупреждения (ст. 12.5 кодекса административных нарушений).
К тому же, согласно правилам ПДД (п. 2.3.1) езда с неправильно работающими световыми приборами в темное время или же без них и в полном их отсутствии приравнивается к нарушению. Что также дополнительно подчеркивает, что езда на автомобиле по городу в таких случаях не допускается.
Штраф за невключенные передние лампы ближнего света, а также если одна из них перегорела, составляет всего 500 рублей. Учитывая то, что автомобиль с горящим передним светом бросается в глаза лучше, этим пренебрегать ни в коем случае нельзя. Стоит также иметь в виду, что если фара сгорела, то продолжать езду дальше запрещается.
В соответствии с частью 1 статьи 12.4 КоАП РФ установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет:
Согласно части 3 статьи 12.5 КоАП РФ управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Таким образом, в 2021 году за установку ксенона или светодиодов автолюбителям грозят сразу несколько видов наказаний:
- штраф в размере 3000 рублей;
- конфискация световых приборов;
- лишение прав на 6-12 месяцев.
Разъяснения по новым правилам тюнинга автомобилей с 1 февраля 2021 года
Бывают ситуации, когда лампа в фонаре перегорела в пути. То согласно пункту 2.3.1 ПДД водитель может доехать до ближайшего автосервиса, стоянки.
Но все шоферы должны в момент выезда проверить свой транспорт на отсутствие неисправностей согласно перечню.
Если остановит инспектор ГИБДД и вы объясните, что поломка произошла в пути и направляетесь в ближайшее место ремонта, то в случае выписки штрафа — это будет неправомерное действие. Это касается передвижения в дневное время. Так как в ночное, движение транспорта должно быть прекращено при перегорании одного ближнего источника света. В соответствии с правилами 2019 года, такому транспорту вызывается эвакуатор. Если есть возможность, то произвести замену на исправный источник, продолжить передвижение.
В ночное время разъезжать без фонарей запрещено. В чем отличие дневного, ночного передвижения на автомобиле:
- В дневной промежуток можно применять ходовые огни, а в ночной период лишь ближний или дальний свет. Противотуманки в ночной период включаются только с ближним светом.
- Если в дневной промежуток произошло перегорание лампочки, то допустимо доехать до ближайшей стоянки или ремонта, произвести замену лампы на исправную. В ночной период такое передвижение запрещено, преследуется наложением штрафа.
В большей части случаев налагается штраф за езду без ближнего света, но бывает предупреждение. Если чек выписан, то рекомендовано оплатить ее сразу. Что поможет сэкономить 50 процентов от суммы. Такое снижение стоимости возможно при уплате штрафа в первые 20 дней после выписки.
Часто водители пытаются экономить ресурс автомобиля, не включают свет, ссылаясь на то, что ситуация трудно доказываемая и сумеют выкрутиться. Такие водители, при остановке сотрудниками ГИБДД, сразу включают фонари и утверждают, что они были все время включены. Инспектор в такой ситуации может доказать противное при наличии видеозаписи.
Но не стоит прибегать к таким крайним мерам, ведь это безопасность не только ваша, но и окружающих.
Прежде чем разбираться в наказаниях, применяемых к водителям, нужно разобраться в видах световых приборов, которые устанавливаются в авто, их устройстве.
Сейчас в машинах устанавливаются приборы для освещения:
- Передние.
- Задние.
- «Противотуманки».
- Дневные ходовые огни (ДХО).
Передние осветительные приборы могут работать в режиме ближнего света (включают в стандартных условиях) и дальнего (включают для освещения дороги на значительном расстоянии в тёмное время суток). ДХО используются для лучшего обзора в светлое время суток.
Стандартная фара состоит из источника светового потока (лампа или диод, например), отражателя и рассеивается.
Требование езды с включенными фарами отменено
На основании действующих правил дорожного движения (ПДД) п.19.5 говорит нам о том, что «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». В 2019 году правила не менялись и остаются прежними, дневные ходовые огни или ближний свет фар в светлое время суток никто не отменял.
Попробуем поискать информацию в действующих правилах дорожного движения от 2019 года, но данный пункт остался без изменений. Если рассмотреть акты и регламенты, то там тоже нет ничего, что относилось бы к световым приборам. Если бы постановление вступило в силу, то было бы сначала обсуждение, а обсуждений никаких на этот счёт не было.
Получается, что информация об отмене включения фар в дневное время суток миф. И есть предположение, что сумятицу в данный вопрос внесли поправки украинских правилах дорожного движения. Но они никак не касаются территории России и ссылаться на них не получится. Так что обязательно проверяйте любые изменения правил дорожного движения на официальных сайтах и старайтесь меньше доверять интернет-ресурсам.
- Какой штраф
- Невключенные фары днем
- Езда без фар ночью
- Дальний свет в городе
- Противотуманные фары
- Негорящая фара
- Опасность езды с выключенными фарами
- Как избежать штрафа
- Оплата со скидкой
Ночью водители обязательно включают на машине ближний или дальний свет.
Дальний свет можно использовать на трассе, чтобы видеть дорогу перед собой, но нельзя:
- в населенных пунктах с фонарями освещения вдоль дороги;
- перед другой машиной, которая движется во встречном направлении. Дальний свет по правилам отключают за 150 метров до сближения, либо раньше, если водитель встречной машины моргнет фарами;
- при движении за другой машиной, чтобы не ослепить водителя через зеркало заднего вида.
Если на машине установлены фары-прожекторы или фары-искатели, ими тоже можно пользоваться только за городом, когда нет встречных машин.
Если машина стоит ночью на обочине, водитель обязан включить габариты, дополнительно может использовать другие фары.
Можно ли продолжать движение с нерабочей (не горящей) фарой (задним габаритом)
Весьма интересно складывается ситуация с такой неисправностью на практике и в законе. Вроде как статья 27.13 КоАП РФ «Задержание ТС» не предусматривает задержание машины для такой неисправности. Однако есть приказ 664, об «Административном регламенте…». В нем можно найти весьма интересные рекомендации для инспектора полиции. Они основаны как раз на требованиях запрета к эксплуатации ТС согласно «Перечня неисправностей и условий при которых запрещена эксплуатация ТС»
68. При выявлении факта управления транспортным средством с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости либо недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада сотрудник требует прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.
Абзац 2 пункта 2.3.1 Правил дорожного движения.
Назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено .
Часть 4 статьи 4.1 Кодекса.
В случае невыполнения водителем законного требования сотрудника о прекращении движения транспортного средства до устранения неисправностей или условий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.
То есть водитель вполне может «прилипнуть» на всю ночь, если не починит фару, а на дворе темно. Ведь в этом случае условия, когда задние габариты будут не нужны, настанут только в светлое время суток. Таким образом неисправность фары может повлечь за собой целую цепочку неприятностей.