Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие ваши операции привлекут внимание Росфинмониторинга в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.
Другие подозрительные транзакции, на которые обратит внимание банк
- Регулярные платежи от физических лиц, никак не связанных с компанией (не сотрудники, не участники Общества).
- Регулярные платежи в пользу неизвестных физлиц, если это не оплата услуг ИП или самозанятого, не алименты и не дивиденды.
- Использование счета как транзитного. Остатки по счету значительно ниже оборотов.
- Транзакции в пользу компаний, окрашенных Центробанком в красный и желтый цвета. Такие операции могут заблокировать.
- Переводы самим себе со счета на счет.
- Отсутствие переводов, связанных с деятельностью компании: зарплата, аренда, налоги, услуги связи, коммунальные платежи.
Просто так не блокируют?
Многим все еще сложно поверить, что банки и Госфинмониторинг с каждым днем получают все больше возможностей контролировать операции украинцев. Но это не значит, что кто-то хочет непременно заблокировать их счета или запретить им пользоваться деньгами.
Большинство украинцев, скорее всего, даже не догадываются, что их платежи мониторят — во всяком случае, до тех пор, пока они не нарушают законы, своевременно подают декларации о доходах и указывают реальные источники поступления средств.
Главная цель финмониторинга — выявлять сомнительные и подозрительные операции граждан, пожелавших обмануть систему и сэкономить на налогах.
Многие слышали, что в ЕС или США очень сложно уклоняться от их уплаты, но далеко не все понимают, что так происходит потому, что там подавляющая часть финансовых операций уже давно под контролем и поэтому сомнительные транзакции сразу вызывают вопросы.
Какую информацию передают банки
В приложении №8 представлено 28 критериев, по которым банкиры должны передавать информацию в Росфинмониторинг. Но это еще ничего. Я хочу обратить ваше внимание на главный документ: положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (вступило в действие с 16.06.2013 г.).
Тот документ, который я сейчас вам покажу, в течение 2012-2013 года обкатывался в системе коммерческих банков для внутренних целей, и начиная с середины 2013 года, его запустили для внешнего применения. Коммерческие банки по всем этим критериям начали передавать информацию в Росфинмониторинг.
Какую же информацию банки обязаны передавать в Росфинмониторинг?
Здесь вещи настолько важные, что лучше их увидеть, дабы понимать, что это не выдумки, а нормативные акты, которые стали особенно актуальными в 2016-2017 годах и дальше. Итак, давайте посмотрим документ.
В табличках ниже извлечения из приложения к этому документу. Признаков 121! Только в этом документе. А еще есть большое количество других признаков.
Конечно, в рамках нашего сегодняшнего материала мы посмотрим только некоторые из признаков.
Условия законов в области финмониторинга ужесточаются год от года. В банках опасаются, что участившиеся блокировки счетов по подозрению в отмывании денег приведут к оттоку клиентов. Кроме того, может усилиться нагрузка на банковские отделы мониторинга из-за возросшего числа отслеживаемых операций. Подробнее о том, чем подобные нововведения грозят бизнесу, «Секрет» рассказывал здесь.
Направление сведений в Росфинмониторинг в электронной форме
По общему правилу, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Электронное сообщение о подозрительной сделке должно включать в себя (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569):
- сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
- вид операции/сделки и основания ее совершения;
- дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
- обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Что означает риск-ориентированный подход
С прошлого года действует обновленная система мониторинга. Ранее оценка была основана на 17 критериях и внутренних банковских проверках данных об участнике финансовой операции. Сегодня таких критериев четыре, но теперь обязателен и анализ по 73 параметрам в рамках риск-ориентированного подхода.
Это комплексная система рисковых индикаторов, которые определяют похожесть операции на нелегальную деятельность. Среди параметров обязательно проверяется:
- уровень доходов;
- финансовое состояние;
- социальный статус;
- вид, частота и объем операции;
- участники сделок;
- источники финансов;
- географическая принадлежность к местам, определенных законом как «места повышенного риска»;
- принадлежность к политически значимым лицам или публичным деятелям;
- наличие деловых контактов с государственными, международными и правительственными компаниями.
Теперь субъекты финмониторинга имеют больше ответственности за прозрачность финоперации и поэтому применяют риск-ориентированный подход, чтобы присвоить степень рискованности каждому клиенту. Это значит, что чем выше степень, тем тщательнее будут проверять все операции такого клиента. И, возможно, увеличится доля отказов в предоставлении услуг лицам с репутацией, которая получила повышенную степень рискованности. Но подход уменьшает риски для тех компаний и предпринимателей, которых могут использовать для нелегальной деятельности без их ведома.
Законы о финансовом мониторинге
Финансовый мониторинг в России базируется на законе № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Финансовый мониторинг в Украине осуществляется согласно закону № 1702-VII от 14.10.2014г. «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения».
В этих законах детально описана система финансового мониторинга в России и Украине соответственно, поэтому, если вам необходимо найти какие-то точные моменты на эту тему, рекомендую изучить актуальное законодательство своей страны (как вы понимаете, в законы регулярно вносятся всевозможные изменения).
Существуют также другие законодательные акты, регулирующие вопросы финмониторинга (например, касающиеся создания и функционирования органов, занимающихся этой деятельности), но вышеперечисленные являются ключевыми, базовыми.
Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг
Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:
- внесение предложений о мере наказания для лиц или организаций, ведущих неправомерную деятельность;
- применение мер для пресечения деятельности, нарушающей законодательство РФ;
- проведение экспертиз с помощью специализированных организаций;
- создание комиссий и групп для контроля за деятельностью отдельных граждан и организаций;
- осуществление действий по проведению расследований и проверок;
- блокирование счетов и изъятие денег, полученных преступным способом.
От проблем избавит амнистия?
В 2022 году должен завершиться процесс налоговой амнистии. А это означает, что уже в следующем году финмониторинг будет действовать еще жестче, и гражданам придется постоянно доказывать источники происхождения денег — особенно если они своевременно не амнистированы.
Решение проблемы есть: достаточно в 2022 году задекларировать реальные сбережения и заплатить 5% налога. Эти действия избавят от многих проблем в будущем.
Например, если после 2022 года гражданин, не задекларировавший активы в ходе налоговой амнистии, захочет купить недвижимость, авто или банально перечислить солидную сумму на другой счет, банки в рамках финмониторинга будут обязаны заблокировать его счета и потребовать объяснений/подтверждений законности происхождения средств.
Да, у многих мысль о декларировании доходов с уплатой всех налогов сейчас вызывает оторопь, но придется научиться жить как в ЕС. Рано или поздно, ведь иной альтернативы нет.
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К КЛИЕНТАМ
Напомним, что критериев рисковых пороговых финансовых операций (при сумме 400 тыс. грн. и более) стало всего 4:
1) зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы один из участников финансовой операции или банк такого участника находится в Иране или Северной Корее (страны, не выполняющие рекомендации FATF)
2) финансовые операции с публичными деятелями;
3) финансовые операции по переводу средств за границу, в том числе, государств, отнесенных Кабинетом Министров Украины к оффшорным зонам;
4) финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).
При этом появилось понятие «подозрительная» финансовая операция, без каких-либо пороговых сумм, и 70+ критериев рисковости, по которым такая финансовая операция может быть признана подозрительной.
Критериев рисковости очень много, детальней с ними можно ознакомиться в Положении об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного Постановлением Правления Национального банка от 19 мая 2020 года № 65.
Вкратце, риск-ориентированный подход предполагает:
- Комплексную оценку клиента на основании рисковых индикаторов, присвоение степени рисковости. Чем выше уровень риска, присвоенный клиенту, тем больше внимания будет банк уделять мониторингу такого клиента.
- Скорринг-система. Уровень риска зависит от следующих основных параметров: принадлежности к политически значимым лицам, социального статуса, уровня доходов и финансового состояния – видов и объемов операций, которые планирует проводить клиент. Банки обязаны установить высокий уровень риска клиентам, которые работают с криптовалютами, клиентам, которых банк подозревает в отмывании средств, которые подозреваются в фиктивном бизнесе.
Что будет, если финмониторинг посчитает операции сомнительными
Необязательно фирма или ИП, к которым направлено внимание финмониторинга, осуществляют нелегальные сделки. Банк проверяет клиентов в первую очередь для себя, в целях безопасности. Возможно, решил перестраховаться. Для подтверждения информации, которую вы предоставляли изначально, служба может потребовать дополнительно принести документы или попросить более детально объяснить цели, на которые направлена оплата. А может и ничего не просить, просто заблокировать расчетный счет без предварительных уведомлений и объяснений. Финмониторинг имеет право без ведома владельца передавать собранную информацию в налоговую или Центробанк. Обладает полномочиями перенаправлять сомнительные платежи в ЦБ, откуда их будет достать впоследствии очень проблематично.
Важно! Информацию в банк могут передавать лица, в обязанности которых не входит осуществлять за вами контроль. Но на них налагается ответственность, если они укрыли информацию, которая стала известна им при оказании вам услуг. Например, если нотариус работал с документами фирмы и обнаружил в них неладное, он обязан это сообщить.
Как не стать обнальщиком в глазах финмониторинга?
В нашем государстве существует целая бизнес-индустрия ухода от налогов и обналички. Выявлением и пресечением обнальных схем занимаются разные структуры, основной из которых является Федеральная служба по финансовому мониторингу и активно помогающий ей Центробанк. Иногда под жернова правосудия попадают и законопослушные предприниматели. При малейшем подозрении в обналичке банк блокирует доступ к расчетному счету, исполняя инструкции ЦБ и передавая информацию в финмониторинг, а предпринимателю приходится доказывать, что он всего лишь хотел получить свои честно заработанные деньги.
С кем борется финмониторинг
Обнальщиками принято называть предпринимателей, которые становятся звеньями цепи по превращению безналичных денег в наличные, минуя уплаты налогов и страховых взносов. К примеру, организация не хочет платить налоги и взносы с больших зарплат сотрудников или с дивидендов учредителей и заключает фиктивных договор с ИП на несуществующие услуги. Как правило, это информационные, консультационные или другие подобные нематериальные услуги. Предприниматель подписывает акты на эти якобы оказанные услуги, получает деньги и снимает их со своего расчетного счета. В организацию передаются снятые наличные, из которых и платится зарплата «в конверте». А предприниматель получает оговоренный процент за свою незаконную деятельность, который естественно ниже, чем заплатила бы фирма при выдачи официальной заработной платы или дивидендов. Не редко с целью сокрытия схема усложняется и в нее добавляются одна или несколько подставных фирм, через которые прогоняются безналичные деньги, прежде чем осесть на счете предпринимателя. Таким образом еще и налогооблагаемая база занижается, если в договоре и актах указаны подходящие услуги.
Как бы не хитрили бизнесмены в попытках уйти от налогов, финмониторингу и прочим госслужбам все эти схемы давно известны и успешно вычисляются. Центробанк внимательно следит за банками и, в случае обнаружения содействия обнальшикам, может легко отозвать лицензию. При этом будут заблокированы все счета всех клиентов, и их ждут долгие и мучительные разбирательства с Агентством по страхованию вкладов. Вернуть свои деньги в итоге удастся далеко не всем. Чтобы не подводить своих добропорядочных клиентов и самим не остаться без лицензии, банки пристально следят за подозрительными движениями на расчетных счетах и снятием наличных денег. Для этого в каждом банке существует собственный отдел финмониторинга, действующий согласно указаниям и инструкция Центробанка.
Что делать законопослушным предпринимателям
Чтобы не оказаться в такой неприятной и вредной для бизнеса ситуации, предпринимателю необходимо следовать нескольким правилам при совершении платежей и обращении с наличностью.
Если фирму посчитают причастной к обналичной схеме, то скорее всего заблокируют и расчетные счета предпринимателей, на которые уходили деньги из этой фирмы. Поэтому перед тем, как начать сотрудничество с новым клиентом, его следует проверить на благонадежность. Подозрительным будет считаться, если директор фирмы является руководителем или учредителем еще нескольких организаций. Если юридический адрес потенциального клиента совпадает с одним из адресов массовой регистрации, т.е. когда в одном здании по документам находятся сотни, а то и тысячи фирм. Если на компанию заведено множество арбитражных дел, висят исполнительные листы и иски от других контрагентов за неисполнение обязательств и неуплату налогов. Всю эту информацию при наличии лишь ИНН организации можно получить на сайте налоговой инспекции, арбитражного суда или в сервисах, интегрированных в бухгалтерские программы, такие как «1Спарк риски», «Контур Фокус», «Мое дело Бюро».
Как осуществляется контроль переводов, банковских и валютных операций?
У граждан, имеющих дело с денежными переводами или электронными валютами, часто возникают вопросы:
1) Каков риск попадания в поле зрения налоговых органов?
2) Какое назначение должно быть у перевода, чтобы ни у банка, ни у налоговой не возникало вопросов?
3) Есть ли какие-то лимиты сумм на переводы, придерживаясь которых, можно не опасаться внимания налоговой?
4) В каких случаях вывод электронных денег подпадает под контролируемую операцию?
Основной критерий риска попадания в поле зрения налоговых органов для физического лица – несоответствие его расходов официально задекларированным доходам. Естественно, это касается покупок, требующих государственной регистрации: автотранспорт, недвижимость и т.п. Покупки, при которых не требуется предъявления документов отследить невозможно.
В данной конкретной ситуации (операции по банковским счетам) следует исходить из того, что рядом законов (например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») банкам навязаны несвойственные им функции, граничащие с нарушением банковской тайны: в частности обязанность информировать органы финансового мониторинга о ряде сделок. При этом надо помнить, что адвокаты, нотариусы, другие лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, также входят в круг обязанных информировать органы Росфинмониторинга о такого рода сделках, о которых им становится известно в ходе их профессиональной деятельности. В зависимости от квалификации органом финмониторинга той или иной операции с денежными средствами информация о ней может поступить и в налоговые органы. Таким образом, следует избегать оформления финансовых операций, информация о которых в обязательном порядке будет сообщена банком в органы финмониторинга.
Как осуществляется контроль переводов, банковских и валютных операций?
У граждан, имеющих дело с денежными переводами или электронными валютами, часто возникают вопросы:
1) Каков риск попадания в поле зрения налоговых органов?
2) Какое назначение должно быть у перевода, чтобы ни у банка, ни у налоговой не возникало вопросов?
3) Есть ли какие-то лимиты сумм на переводы, придерживаясь которых, можно не опасаться внимания налоговой?
4) В каких случаях вывод электронных денег подпадает под контролируемую операцию?
Основной критерий риска попадания в поле зрения налоговых органов для физического лица – несоответствие его расходов официально задекларированным доходам. Естественно, это касается покупок, требующих государственной регистрации: автотранспорт, недвижимость и т.п. Покупки, при которых не требуется предъявления документов отследить невозможно.
В данной конкретной ситуации (операции по банковским счетам) следует исходить из того, что рядом законов (например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”) банкам навязаны несвойственные им функции, граничащие с нарушением банковской тайны: в частности обязанность информировать органы финансового мониторинга о ряде сделок. При этом надо помнить, что адвокаты, нотариусы, другие лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, также входят в круг обязанных информировать органы Росфинмониторинга о такого рода сделках, о которых им становится известно в ходе их профессиональной деятельности. В зависимости от квалификации органом финмониторинга той или иной операции с денежными средствами информация о ней может поступить и в налоговые органы. Таким образом, следует избегать оформления финансовых операций, информация о которых в обязательном порядке будет сообщена банком в органы финмониторинга.
Функции ФМ в банковской сфере
Службой финмониторинга в банке выполняется множество важных обязанностей:
- Обеспечение финансовой безопасности организации.
- Контроль внешних и внутренних операций на основании ежедневных отчётов.
- Регистрация транзакций.
- Проверка анкет клиентов на причастность к террористическим и криминальным группировкам, идентификация сторон денежных транзакций.
- Создание «чёрного списка» клиентов, подозреваемых в нелегальных сделках.
- Предотвращение потенциальных правонарушений.
- Контроль за соблюдением законодательных актов и инструкций.
- Проверка документов, подтверждающих законность денежных средств и финансовых сделок.
- Взаимодействие с ФСФМ России.
- Обучение сотрудников финансового учреждения по вопросам ФМ.