Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «75.Понятие и классификация мер уголовно-процессуального принуждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В широком смысле принуждение пронизывает весь уголовный процесс. Это связано с тем, что в его рамках расследуется и рассматривается дело о возможном общественно опасном нарушении уголовного закона (преступлении), в силу чего подавляющее большинство уголовно-процессуальных действий и решений совершается и принимается независимо от воли частных лиц на основании принципа публичности. Если рассматривать уголовно-процессуальное принуждение в широком смысле, то мы не сможем выделить какой-либо специальный институт, а лишь придем к неизбежному выводу о принудительном характере всей (или почти всей) уголовно-процессуальной деятельности.
Понятие и классификация мер уголовно-процессуального принуждения
Однако в более узком смысле уголовному судопроизводству необходимы специальные меры, обеспечивающие принудительное исполнение обязанностей теми участниками процесса, которые не являются должностными лицами или членами профессиональных сообществ и в отношении которых не действует логика должностной (возможность отстранения от должности, изъятия дела из производства и т.п.) или иной дисциплинарной (лишение статуса адвоката и т.п.) ответственности. Без подобных специальных мер принудительный характер уголовного процесса останется пустой декларацией. Поэтому такого рода меры, применяемые в ходе уголовно-процессуальной деятельности к частным лицам, существуют во всех уголовно-процессуальных системах без исключения, независимо от того, имеют ли они либеральный или авторитарный характер, относятся к континентальной или англосаксонской модели судопроизводства и т.п. Иначе говоря, наличие данных мер является объективной необходимостью.
Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения в отношении отдельных категорий лиц
1. Назначение дифференциации порядка применения мер процессуального принуждения в отношении отдельных субъектов. В отношении определенных категорий лиц законодателем установлен специальный режим применения мер процессуального принуждения. Речь идет о лицах, которые в силу должностного или служебного положения выполняют какие-либо значимые публично-правовые функции (чаще всего связанные с осуществлением правосудия, законодательной власти и некоторых иных видов высшей власти — ст. 447 УПК РФ). К ним относятся:
— судьи всех федеральных судов, мировые судьи, судьи Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также присяжные и арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия;
— прокуроры;
— председатель Следственного комитета РФ;
— члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы; зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы или законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
— Президент РФ, прекративший осуществление своих полномочий; кандидат в Президенты РФ;
— председатель, заместители председателя и аудиторы Счетной палаты РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ.
Чтобы защитить соответствующий публичный интерес и не допустить злоупотребления институтом мер процессуального принуждения в целях воспрепятствования законной деятельности этих лиц, законодатель наделяет их той или иной мерой неприкосновенности. Иными словами, при применении к ним мер процессуального принуждения установлены дополнительные (повышенные) требования к контролю законности и обоснованности применения этих мер. Это в свою очередь призвано обеспечить надлежащее осуществление такими лицами их профессиональных функций.
Разумеется, сразу же возникает вопрос: как такое положение дел соотносится с конституционным принципом юридического равенства перед законом и судом и не вызовут ли эти законоположения злоупотреблений? Конституционный Суд РФ неоднократно высказывал по этому вопросу свою правовую позицию, которая состоит в следующем. Особый порядок применения мер уголовно-процессуального принуждения к отдельным категориям лиц действительно составляет изъятие из принципа равенства всех перед законом и судом. Однако такое изъятие не является личной привилегией того или иного лица, но применяется с целью защиты публично-правового интереса, которая его и легитимирует.
Соответственно, при осуществлении любых дополнительных мероприятий по контролю применения к этим лицам мер уголовно-процессуального принуждения (дача необходимых согласий и т.п.) надлежит руководствоваться единственным критерием: какова цель применения к ним таких мер. Если меры уголовно-процессуального принуждения не связаны с воспрепятствованием осуществлению этими лицами своих публично-правовых функций, они по смыслу закона должны быть применены. Если же применение этих мер обусловлено исключительно воспрепятствованием выполнению такими лицами своих профессиональных обязанностей, в них должно быть отказано.
При определении конкретных форм такого дополнительного контроля ключевое значение имеет то обстоятельство, было ли принято решение об осуществлении в отношении специального субъекта уголовного преследования, т.е. было ли в отношении него возбуждено уголовное дело либо был ли он привлечен в качестве обвиняемого.
2. Применение мер уголовно-процессуального принуждения к специальным субъектам, в отношении которых принято процессуальное решение об осуществлении уголовного преследования. В отношении всех особых субъектов установлен также и особый порядок возбуждения уголовного дела либо привлечения в качестве обвиняемого, в свою очередь предусматривающий дополнительный контроль законности указанных процессуальных решений. Подробно этот порядок рассмотрен в § 7 гл. 13 настоящего курса.
Соответственно, после того как в отношении специального субъекта возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого, какие-либо дополнительные требования к применению к нему мер процессуального принуждения уже не применяются, оно производится в общем порядке (ч. 1 ст. 450 УПК РФ). Логика законодателя здесь состоит в том, что при решении вопроса об инициировании уголовного преследования уже была осуществлена проверка его обоснованности. Положительное решение этого вопроса подразумевает, что лицо преследуется не с целью воспрепятствовать его профессиональной деятельности. Поскольку, как показано выше, целью особых процедур в отношении таких лиц является защита их публично-правовой функции, а не их личности, каких-либо дополнительных гарантий в такой ситуации по общему правилу не требуется, в том числе и когда меры процессуального принуждения затрагивают конституционные права этих лиц.
В то же время в случаях наиболее существенного ущемления таких прав (т.е. при применении наиболее жестких мер процессуального принуждения) законодатель устанавливает некоторые дополнительные гарантии.
а) недопустимость задержания отдельных категорий лиц Законом установлен абсолютный запрет на задержание федеральных и мировых судей, прокуроров, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также председателя, его заместителей и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Единственным исключением является задержание их на месте преступления (по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 91 УПК РФ).
б) дополнительные гарантии законности и обоснованности при применении отдельных мер процессуального принуждения
Кроме того, в ряде случаев предусмотрен «двойной контроль» законности применения мер процессуального принуждения: не только при принятии решения об их применении, но и при его исполнении. А именно ч. 2—4 ст. 450 УПК РФ закреплена необходимость согласия определенной инстанции на исполнение решения о заключении под стражу:
— в отношении судей всех судов такие решения исполняются с согласия Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей соответствующего уровня, принимаемого по представлению председателя Следственного комитета РФ;
— в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего осуществление своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ такие решения исполняются с согласия Совета Федерации (в отношении его членов) или Государственной Думы (в остальных случаях).
При этом применительно к судьям Конституционный суд РФ пояснил, что эти требования распространяются и на применение меры пресечения в виде домашнего ареста (поскольку она применяется в порядке, предусмотренном для заключения под стражу). Нет оснований не распространять такое толкование и на остальных вышеперечисленных субъектов.
Кроме того, установлены дополнительные требования к возбуждению ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу к кандидату в депутаты Государственной Думы, в Президенты РФ и в депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ — оно может быть возбуждено только председателем Следственного комитета РФ или руководителем следственного органа по субъекту РФ соответственно (ч. 41 ст. 450 УПК РФ).
Вторая группа ограничительных средств для лиц, виновных в совершении преступления или подозреваемых в подобных действиях, предполагает такие средства воздействия, которые полностью или частично ограничивают возможности гражданина, вплоть до его изоляции от общества.
Применим такой вариант только к обвиняемым, в исключительных случаях допускается подобное воздействия на подозреваемых лиц. Указанная группа направлена на удержание лица во время расследования преступления, а также на исполнение уже вынесенного приговора.
Для того чтобы такие исключительные методы воздействия оказались реализованы, следователь должен установить, что гражданин опасен для общества, может проявлять насилие, совершать повторные преступления, быть угрозой для свидетелей, потерпевших и так далее. Только фактически подтверждённые обстоятельства смогут стать веской причиной для ограничения возможностей лица. Принимается решение о наложении ограничения либо судом, либо непосредственно следственным органом.
Меры процессуального принуждения в зарубежных странах
Являются обеспечительными мерами и подлежат строгой регламентации. В праве большинства европ. стран не проводится чёткого разграничения мер пресечения и иных М. п. п. Напр., в английском праве не разграничивается полицейский арест (задержание) и предварит. заключение под стражу. Однако практически все М. п. п., затрагивающие наиболее существенные права граждан, осуществляются под судебным контролем. Полицейский арест (задержание) является кратковременной мерой. Первоначальная продолжительность его не должна превышать 24 ч. Но по делам о «серьёзных арестных преступлениях» (убийствах, изнасилованиях и т. п.) старший полицейский чиновник вправе продлить арест до 36 ч. Дальнейшее продление допускается лишь по решению суда – вначале до 72, а затем ещё раз – до 96 ч. Это предельный срок полицейского ареста, до завершения которого полиция должна сформулировать обвинение либо освободить задержанного. На этапе предварит. расследования наиболее распространённой мерой является арест. Это долговременная мера (от 70 до 112 дней), которая осуществляется на основании судебного приказа. В английском законодательстве известны институты залога и поручительства. Поручители, взяв на себя обязательство о явке обвиняемого по первому требованию суда, гарантируют его исполнение определённой суммой, выплачиваемой в случае нарушения обязательства.
В Германии М. п. п. обеспечивают расследование, рассмотрение судом уголовного дела и исполнение приговора. Меры пресечения среди этих мер специально не выделяются. Соответственно не всегда чётко проводится грань между задержанием и заключением под стражу. Применение мер уголовно-процессуального принуждения означает вторжение в сферу прав граждан, охраняемых конституцией, поэтому только судья вправе решать вопрос о допустимости и продолжительности ареста. Задержанный не позднее следующего дня должен быть доставлен к судье для допроса. Если судья считает задержание неоправданным или считает, что отпали основания задержания, то он предписывает освобождение задержанного, в противном случае по ходатайству прокурора или по собств. инициативе издаёт приказ об аресте. Арест не применяется, когда он несоразмерен значению дела или ожидаемому наказанию. Арест может быть заменён: возложением обязанности являться по вызову в суд или органы уголовного преследования, не покидать без их разрешения место жительства; возможностью покидать место жительства только под наблюдением определённых лиц; запретом поддержания связи с др. обвиняемыми, свидетелями, экспертами. Явка обвиняемого может быть обеспечена внесением залога, поручительства. Законом предусмотрены и др. принудит. меры, напр. врем. лишение водительских прав, врем. запрет на профессию.
В законодательстве США термины «меры пресечения» и «М. п. п.» не употребляются. Согласно правилам уголовного процесса к лицам, попавшим в его сферу, применяется выдача ордера на арест лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что им совершено преступление. Вместо ордера по просьбе прокурора (атторнея) может быть издана повестка о вызове в суд. Залог либо освобождение из-под стражи под личное обязательство применяется в тех случаях, когда обвиняемый или преступление, им совершённое, не представляет большой обществ. опасности; когда представлены гарантии, что обвиняемый не скроется от следствия, и когда отсутствует вероятность продолжения преступной деятельности или противодействия расследованию и суду.
Меры процессуального принуждения в России
Делятся на 3 группы: задержание подозреваемого, меры пресечения, иные меры принуждения. Задержание подозреваемого – кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств, а также др. действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу. Предельный срок задержания – 48 ч, судьёй может быть продлён не более чем на 72 ч. Задержание по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, производится при наличии одного из следующих оснований: когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на него как на совершившего преступление; когда на нём или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если органами следствия в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не могут быть задержаны: Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ), глава представительства или член дипломатич. персонала представительства (ст. 29 Венской конвенции о дипломатич. сношениях, 1961), консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатич. и консульских представительствах иностр. государств на территории СССР, 1966). За исключением случаев задержания на месте преступления, не подлежат задержанию член Совета Федерации и депутат Гос. думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, председатель Счётной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счётной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Меры пресечения – уголовно-процессуальные средства воздействия, применяемые в рамках производства по уголовному делу с целью обеспечения надлежащего поведения и предотвращения возможных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого. Меры пресечения могут быть избраны при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый или подозреваемый: скроется от дознания, предварит. следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица иностр. государству. К обвиняемому или подозреваемому применяется лишь одна из мер пресечения; она может быть изменена по ходу уголовного дела.
Мерами пресечения являются: подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письм. обязательстве подозреваемого или обвиняемого: не покидать постоянное или врем. место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Личное поручительство состоит в письм. обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим воен. сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруж. Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого или обвиняемого.
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами, попечителями или др. заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализир. детского учреждения, в котором он находится, о чём эти лица дают письм. обязательство.
Залог состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо др. физич. или юридич. лицом на депозитный счёт органа, избравшего данную меру, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, дознавателю или в суд подозреваемого или обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяются судом, с учётом характера совершённого преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественного положения залогодателя.
Домашний арест заключается в нахождении подозреваемого, обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении с возложением ограничений и/или запретов (могут касаться выхода за пределы жилого помещения, общения с определёнными лицами, отправки и получения почтово-телеграфных отправлений, использования средств связи и сети Интернет) и осуществления за ним контроля.
Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу.
Предельный срок задержания — 48 часов.
Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа.
Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления:
– когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
– когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
– когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Порядок задержания включает следующие этапы:
– фактическое задержание и личный обыск;
– составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования);
– уведомление прокурора (12 часов с момента задержания);
– допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;
– уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).
Меры процессуального принуждения в зарубежных странах
Являются обеспечительными мерами и подлежат строгой регламентации. В праве большинства европ. стран не проводится чёткого разграничения мер пресечения и иных М. п. п. Напр., в английском праве не разграничивается полицейский арест (задержание) и предварит. заключение под стражу. Однако практически все М. п. п., затрагивающие наиболее существенные права граждан, осуществляются под судебным контролем. Полицейский арест (задержание) является кратковременной мерой. Первоначальная продолжительность его не должна превышать 24 ч. Но по делам о «серьёзных арестных преступлениях» (убийствах, изнасилованиях и т. п.) старший полицейский чиновник вправе продлить арест до 36 ч. Дальнейшее продление допускается лишь по решению суда – вначале до 72, а затем ещё раз – до 96 ч. Это предельный срок полицейского ареста, до завершения которого полиция должна сформулировать обвинение либо освободить задержанного. На этапе предварит. расследования наиболее распространённой мерой является арест. Это долговременная мера (от 70 до 112 дней), которая осуществляется на основании судебного приказа. В английском законодательстве известны институты залога и поручительства. Поручители, взяв на себя обязательство о явке обвиняемого по первому требованию суда, гарантируют его исполнение определённой суммой, выплачиваемой в случае нарушения обязательства.
В Германии М. п. п. обеспечивают расследование, рассмотрение судом уголовного дела и исполнение приговора. Меры пресечения среди этих мер специально не выделяются. Соответственно не всегда чётко проводится грань между задержанием и заключением под стражу. Применение мер уголовно-процессуального принуждения означает вторжение в сферу прав граждан, охраняемых конституцией, поэтому только судья вправе решать вопрос о допустимости и продолжительности ареста. Задержанный не позднее следующего дня должен быть доставлен к судье для допроса. Если судья считает задержание неоправданным или считает, что отпали основания задержания, то он предписывает освобождение задержанного, в противном случае по ходатайству прокурора или по собств. инициативе издаёт приказ об аресте. Арест не применяется, когда он несоразмерен значению дела или ожидаемому наказанию. Арест может быть заменён: возложением обязанности являться по вызову в суд или органы уголовного преследования, не покидать без их разрешения место жительства; возможностью покидать место жительства только под наблюдением определённых лиц; запретом поддержания связи с др. обвиняемыми, свидетелями, экспертами. Явка обвиняемого может быть обеспечена внесением залога, поручительства. Законом предусмотрены и др. принудит. меры, напр. врем. лишение водительских прав, врем. запрет на профессию.
ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНЫХ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Государственное принуждение является одним из необходимых условий существования норм права, так как их соблюдение происходит не всегда на должном уровне. Как верно заметил С.С. Алексеев, до тех пор, пока существует право, сохраняется надобность в государственном принуждении, как одном из его неотъемлемых признаков, одном из средств его обеспечения1.
Государственное принуждение в качестве метода государственного руководства обществом состоит в применении государственными органами и их должностными лицами для преодоления правовой аномалии установленных законом мер воздействия, позволяющих посредством системы правовых ограничений, лишений, обременений или ответных действий заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз2.
Исходя из сущности мер принуждения, можно сказать, что их воздействие имеет два направления, характеризуется дуализмом. Во-первых, они ограничивают права и свободы человека и гражданина, законные интересы юридических лиц, а во-вторых, направлены на защиту этих прав, свобод и законных интересов3. В практической деятельности оба направления воздействия мер государственного принуждения органически взаимосвязаны, как «сообщающиеся сосуды». С одной стороны, ограничение происходит в том случае, когда какое-либо лицо нарушает своим поведением норму права. С другой — посредством данного ограничения, например наложением штрафа на данное лицо, происходит защита от неправомерного поведения прав, свобод и интересов других лиц. Соответственно, в структурном отношении государственное принуждение предполагает следующие элементы: субъект принуждения (государственный орган, его должностное лицо); осуществление принуждения, т.е. процесс воздействия властной воли; объект принудительного воздействия, т.е. лицо, претерпевающее меру принуждения4.
Особой разновидностью государственного принуждения является процессуальное принуждение. Е.В. Чуклова справедливо идентифицирует процессуальное принуждение по следующим признакам.
Во-первых, оно представляет собой способ психического или физического воздействия на сознание и (или) поведение субъекта.
Во-вторых, процессуальное принуждение является правоприменительной государственной деятельностью. В юрисдикционном процессе эту функцию государства выполняют его органы и должностные лица.
В-третьих, фактическим основанием применения процессуального принуждения является поведение, противоречащее признанному порядку процессуальных отношений, однако не являющееся противоправным.
В-четвертых, меры процессуального принуждения могут содержаться как в диспозиции, так и в санкции правовой нормы.
В-пятых, применение процессуального принуждения возможно как в рамках охранительных, так и в рамках регулятивных правоотношений. Традиционно считается, что меры государственного принуждения возможны только в границах охранительных правоотношений.
В-шестых, процедура применения процессуального принуждения четко определена в нормах действующего законодательства5.
Процессуальное принуждение — это деятельность, воздействующая на субъекта, имеющая законные основания для ее применения, использование которой государством возможно как в целях охраны, так и в целях регулирования процессуальных правоотношений, но только в рамках и формах, четко очерченных в законодательстве.
Меры процессуального принуждения
Органы расследования и суд для выполнения назначения уголовного судопроизводства по уголовным делам вправе применять меры процессуального принуждения, предусмотренные разд. IV УПК.
Они призваны обеспечивать эффективную и нормальную деятельность органов расследования и суда в сфере реализации норм уголовно-процессуального закона.
В частности, с помощью этих мер следователь и дознаватель могут успешно проводить следственные действия, связанные с собиранием доказательств, в том числе с участием подозреваемого, обвиняемого, предотвращать и пресекать возможность со стороны подозреваемого или обвиняемого скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, противодействовать расследованию преступлений с их стороны и других лиц, являющихся участниками уголовного процесса по уголовным делам.
Меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом принудительные меры, применяемые следователем, дознавателем или судом при наличии оснований и в определенных целях и случаях к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому.
В уголовно-процессуальном законе предусмотрены три вида мер процессуального принуждения: 1) задержание подозреваемого (гл. 12); 2) меры пресечения (гл. 13); иные меры процессуального принуждения (гл. 14).
Меры пресечения как собирательный вид подразделяются на следующие конкретные виды: 1) подписку о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу. К иным мерам процессуального принуждения относятся: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) временное отстранение от должности; 4) наложение ареста на имущество; 5) денежное взыскание.
Основания применения мер процессуального принуждения по своему характеру, целям и случаям применения следует подразделять на общие и специальные.
Общими основаниями являются фактические данные (доказательства), подтверждающие необходимость применения мер процессуального принуждения.
К специальным основаниям относятся те случаи и цели, которые прямо указаны в статьях УПК, предусматривающих конкретные виды мер процессуального принуждения.
Задержание подозреваемого, являющееся мерой процессуального принуждения, не должно рассматриваться как краткосрочный арест, поскольку оно преследует иные цели и имеет иные основания, чем такая мера пресечения, как заключение под стражу. В силу своей неотложности задержание подозреваемого производится без решения суда. О задержании подозреваемого составляется протокол задержания.
Меры пресечения применяются к обвиняемому и подозреваемому. К ним может быть применена одна из мер пресечения, предусмотренных ст. 98 УПК. Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь выносит постановление.
Иные меры процессуального принуждения могут применяться к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам уголовного процесса, указанным в ч. 2 ст. 111 УПК.
Закон достаточно четко и подробно регламентирует основания, цели, случаи и порядок применения мер процессуального принуждения. Некоторые меры процессуального принуждения могут применяться только по решению суда (заключение под стражу, домашний арест, залог и др.), для чего следователь, дознаватель возбуждает соответствующее ходатайство.
Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого. В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется. Меры пресечения: — подписка о невыезде; — личное поручительство; — наблюдение командования воинской части; — присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; — залог; — домашний арест; — заключение под стражу. Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый: — скроется от дознания, предварительного следствия или суда; — может продолжать заниматься преступной деятельностью; — может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения. Специальные основания: — несовершеннолетие (ст. 105 УПК); — отношение к воинской службе (ст. 104 УПК); — наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК); — тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).
Меры пресечения: сущность, виды, основания и условия применения
Меры пресечения – это меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому, а в исключительных случаях – к подозреваемому, при наличии определенных оснований для обеспечения его явки в органы предварительного расследования и в суд и надлежащего поведения при производстве по делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора.
Основаниями для избрания меры пресечения
являются данные, свидетельствующие о том, что обвиняемый (подозреваемый): 1) скроется от дознания, следствия или суда; 2) может продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по делу. Кроме того, основанием для избрания меры пресечения может явиться необходимость обеспечить исполнение приговора суда (ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса).
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие виды мер пресечения
(ст. 98): 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.
При наличии оснований для избрания меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны учитывать тяжесть предъявленного обвинения, сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса).
Мера пресечения в отношении обвиняемого избирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно с ним продляется и срок действия меры пресечения. И только такая мера пресечения, как заключение под стражу, имеет собственный срок исчисления, который нуждается в самостоятельном продлении.
В отношении подозреваемого мера пресечения действует 10 суток. Если в этот срок ему не предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется (ст. 100 Уголовно-процессуального кодекса). Мера пресечения, избранная в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277–279, 281 и 360 Уголовного кодекса, действует в течение 30 суток (именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение).
Совершенствование государственно-правовой политики Российской Федерации в области борьбы с преступностью, а также ее составной части — уголовно-процессуального законодательства — немыслимо без рационализации правового режима использования следователями и дознавателями в ходе расследования преступлений мер уголовно-процессуального принуждения.
Понятия «принуждение», «государственное принуждение», «правовое принуждение», «процессуальное принуждение», широко используемые в юридической литературе, в настоящее время вызывают немалый интерес исследователей.
Принуждение сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, имеют отрицательный для него характер и нередко связаны с возложением на него дополнительных правоограничительных обязанностей.
Исходя из изложенного выше, видна актуальность изучения мер процессуального принуждения.
Целью настоящей работы является характеристика понятия и классификация иных мер процессуального принуждения.
Меры процессуального принуждения
Процессуальное принуждение – это применение к подозреваемому, обвиняемому или осужденному гражданину определенных законодательно разрешенных мер, направленных на пресечение или предупреждение неправомерных действий со стороны данного гражданина.
Существуют следующие меры процессуального принуждения в уголовном процессе:
- задержание;
- меры пресечения;
- прочие способы принуждения.
Уголовный Процессуальный Кодекс (УПК) РФ регламентирует порядок и меры процессуального принуждения с целью их правомерного применения, а именно:
- строго очерчивает круг лиц, которые вправе их использовать;
- ограничивает временной интервал, когда указанные меры могут быть применены: с момента возбуждения уголовного дела и до момента вынесения судом решения по данному делу;
- устанавливает четкий порядок их применения;
- оговаривает возможность возмещения вреда в случае неправомерного применения мер процессуального принуждения.