Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верные псы царя Ивана. Семь ответов на вопросы об опричнине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В начале правления Ивана Грозного Россия прочно утвердилась на территориях бывших осколков Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств, Ногайской орды. Удавалось поддерживать безопасность и на южных рубежах, где соседом России было Крымское ханство.
Характеристика опричнины
К характерным чертам опричной системы стоит отнести:
- Разделение территории государства на две неравнозначные части — опричнину и земщину. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины.
- Создание на территории опричнины Ивана IV особой Боярской думы, земщиной же управляла прежняя Боярская дума.
- Создание особого опричного войска, которое выполняло роль не только личной стражи царя, но и участвовало во многих боевых операциях.
- Ограничение влияния на политическую жизнь представителей знатных княжеских и боярских родов, которые не получили ключевых должностей в опричном дворе.
- Появление у царя новой резиденции — Александровой слободы, которая стала неофициальной столицей образовавшегося опричного государства.
- Практика новой модели организации общества в виде монастырского братства, когда государством управляет структура, напоминающая внешне объединение монахов общежитийной обители. В роли игумена был сам царь, воле которого необходимо было покорно подчиняться.
Причины опричнины Ивана Грозного
Причины опричнины связаны со сложной внутриполитической обстановкой в стране в конце 1550-х начале 1560-х годов. В это время возникает серьезное противостояние между царем и боярами.
Оно было вызвано несколькими эпизодами:
- нежеланием бояр присягать на верность сыну Ивана Грозного Дмитрию во время тяжелой болезни монарха, выздоровев царь припомнит предательство придворных;
- загадочной смертью любимой супруги Анастасии Захарьиной-Юрьевой в 1560 году, которая, вероятно, была отравлена боярством;
- роспуском «Избранной Рады» в 1560 году и кончиной митрополита Макария (1563);
- бегством бывшего члена «Избранной Рады» А.Курбского во вражескую Литву в самый разгар Ливонской войны.
Последствия опричнины оказались тяжелыми для Российского государства.
Расправившись с частью оппозиции, царь сильно ослабил боярскую прослойку, которая была хорошо образована, могла давать советы и принимать правильные политические решения. Подобная уязвимость неоднократно проявится в дальнейшей истории страны.
Если сказать кратко, опричнина привела к серьезному экономическому упадку.
В 1581 году вводятся заповедные лета, во время которых не действовало «правило Юрьева Дня». Это означало полный запрет на уход крестьян от помещиков в такой год. Одной из причин их появления стал массовый исход людей из северных и центральных районов на юг.
Были разгромлены крупные имения бояр, чье имущество было передано под контроль государства. При этом до конца уничтожить боярско-княжеское землевладение у Ивана IV не получилось.
Сколько всего людей погибло во время опричнины?
В 1583 году Иван Грозный объявил прощение всем казнённым им боярам и пожертвовал монастырям на помин их душ крупные денежные суммы. Также был составлен список казненных для поминания в монастырях. Опираясь на этот «Синодик опальных», известный российский историк Руслан Скрынников определял общее число жертв опричнины в 4000–5000 человек. Ряд специалистов считают эти данные заниженными, а списки — неполными и увеличивают возможное число жертв до 15 000 человек. При этом стоит учитывать, что среди жертв в итоге оказались и многие видные деятели самой опричнины, попавшие в опалу — Алексей и Федор Басмановы, Михаил Черкасский.
В начале 1565 года Иван Грозный покидает Москву, оставляя после себя две грамоты. В первой грамоте царь обращается к митрополиту, говоря о том, что все духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. Эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. Второй грамотой царь обращался к людям, говоря о том, что его причины отсутствия в Москве связаны с действиями бояр. Сам же царь направился в Александрову слободу. Туда, под влиянием жителей Москвы, были направлены бояре для того, чтобы вернуть царя в столицу. Иван Грозный согласился вернуться, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. Эта система называется опричнина Ивана Грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на:
- Опричнина — земли, которые царь изымает в свое собственное (государственное) управление.
- Земщина — земли, которыми продолжали ведать бояре.
Подкачали методы, которыми благая идея проводилась в жизнь.
Опричная армия требовала много земли, притом земли богатой, плодородной, населенной крестьянами. Откуда ее взять? Центр России испытывал лютый земельный голод!
Землю стали отбирать у старых владельцев, не годившихся для опричной службы, и давать ее новым владельцам — опричникам. Те, кто лишались земли, получали неравноценную замену где-то на диких, полуосвоенных окраинах России. По большому счету, их отправляли в ссылку, отобрав доход, да еще разорвав старинные связи с областью, где веками жили их семейства.
Опричникам обеcпечили безнаказанность в столкновениях с земскими. От Ивана IV к судьям разных рангов отправилось повеление: «Судите праведно, наши виноваты не были бы!» Это ставило земских в тяжелое положение.
В чем заключалась сущность опричнины?
В 1564 году у стен московского Кремля случилось странное событие. Вдруг появилось много саней, в которые вся семья царя разместилась, прибрав утварь, иконы, казну, платья, и просто выехала из столицы. По масштабам действия было понятно, что это не увеселительная прогулка и не богомольная, а самое настоящее переселение. Москва осталась в недоумении.
Через месяц из Александровской слободы царь прислал в столицу две грамоты.
Александровской слободой называют Александровский кремль, древнерусскую крепость (царская резиденция), находящуюся в городе Александров (Владимирская область).
Одна из грамот раскрывала все беззаконие со стороны духовенства и бояр, которые, со слов Ивана IV, не заботились о защите государя, расхищали казну и земли, покрывая виновных. Не стерпев сего, государь покинул царство, полагаясь на силу своей власти в простом народе.
Как раз к простонародью (купцам и тяглым людям) была обращена вторая грамота. Ее зачитали всенародно на площади: «царской опалы на них нет, и сомнений держать не стоит».
Москва замерла: приказы опустели, лавки закрылись. Бояр и епископов просили ехать в Александровскую слободу, бить челом и просить государя не покидать их.
«Опричнина» произошло от древнерусского слова «опричь» — «особый», «кроме». Царь заимствовал этот термин из старого удельного языка. До событий при Иване IV опричниной считались выделенные для княгинь-вдов владения.
Депутация отправилась в Александровский кремль во главе с Пименом (архиепископом новгородским). Среди прочих здесь были купцы, призывавшие государя вернуться, править, как будет угодно его царской воле. Царь обещал воротиться, но на своих условиях.
Возвращение случилось в 1565 году, зимой. Иван Грозный собирает совет, где обещает казнить изменников, а их имущество забрать в казну. Если мешаться никто не будет, царь продолжит править.
Сложившаяся ситуация – это и есть опричнина. Все земли страны разделились на две категории:
- Опричнина – земли, которые отошли непосредственно царю в государственное владение.
- Земщина – земли, сохранившиеся за боярами.
Опричнине удалось справиться с раздробленностью государства и добиться централизованного управления, но из-за непрестанного террора она стала причиной ослабления экономической и военной мощи державы. Многие крестьяне бежали из страны, в результате чего резко сократились налоги и подати.
Царя ждало ещё одно большое разочарование – опричники, которые успешно сражались с безоружным мирным населением, в битве с настоящими солдатами оказались ни на что не пригодными. Нередки среди них были случаи дезертирства. Результатом стало поражение армии Ивана Грозного в Ливонской войне под городом Ревелем.
В 1571 году произошло нападение на Москву армии крымского хана Девлета Гирея. Царь в это время ещё был в Новгородском походе, и выступить на защиту города было некому – бояре свои войска предоставить отказались. Этим они вызвали настоящий гнев своего правителя.
Армия хана сожгла половину города и забрала в плен 150 тысяч человек. Царь вынужден был срочно вернуться в Москву. Чтобы противостоять крымскому войску царю пришлось объединить опричные и земские войска. Благодаря этому армии крымского хана при повторном набеге было нанесено поражение.
Целью введения опричнины было укрепление политической и экономической мощи страны, а также победа в Ливонской войне. Однако страна была полностью ослаблена, а в ходе военных действий никаких существенных перемен не произошло: они продолжались с переменным успехом.
После всех этих событий серьёзно разочаровавших Ивана Грозного, в 1972 году им было принято решение об отмене опричнины. Опричное войско было объединено с земским. Ближний круг Ивана Грозного перестал называться «опричниками» и получил новое название «двор». Дворянам, у которых были конфискованы земли и которым удалось выжить, часть собственности была возвращена.
Конец опричнины: итоги
В 1571 году опричное войско продемонстрировало неспособность участвовать в реальной войне с вторгшимся в Москву крымским ханом Девлет-Гиреем.
Этот случай вынудил царя отменить опричнину. К 1572 году Грозный физически устранил опричную верхушку при помощи казней и пыток.
Можно выделить несколько итогов проведения такой политики:
-
По мнению историка Ключевского, опричнина, борясь с вымышленной крамолой, породила полную анархию с грабежами и террором.
-
Шведские войска захватили Нарву и Копорье.
-
Из-за недееспособности войска крымские татары сожгли Москву.
-
Разорение опричных территорий ввергло страну в глубокий кризис.
-
Упал авторитет власти: из защитника и законотворца царь превратился в грабителя.
Начало и развитие опричнины. Основные события.
Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.
Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.
В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.
Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.
После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.
В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.
Московские казни 1571 года
Теперь под репрессии попали самые приближенные к царю люди, руководители опричнины. Были обвинены в измене любимцы царя, опричники Басмановы — отец с сыном, князь Афанасий Вяземский, а также несколько видных руководителей земщины — печатник Иван Висковатый, казначей Фуников и др. Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек: думный дьяк читал имена осужденных, палачи-опричники кололи, рубили, вешали, обливали осужденных кипятком. Как рассказывали, царь лично принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками «гойда, гойда». Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя. Казни не раз возобновлялись, и впоследствии погибли: князь Пётр Серебряный, думный дьяк Захарий Очин-Плещеев, Иван Воронцов и др., причём царь придумывал особые способы мучений: раскаленные сковороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело, и т. п. Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму, чтобы избежать казни, он велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо. Московские казни 1571 года были апогеем страшного опричного террора.
В начале 1565 года Иван Грозный покидает Москву, оставляя после себя две грамоты. В первой грамоте царь обращается к митрополиту, говоря о том, что все духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. Эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. Второй грамотой царь обращался к людям, говоря о том, что его причины отсутствия в Москве связаны с действиями бояр. Сам же царь направился в Александрову слободу. Туда, под влиянием жителей Москвы, были направлены бояре для того, чтобы вернуть царя в столицу. Иван Грозный согласился вернуться, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. Эта система называется опричнина Ивана Грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на:
Для осуществления этого плана Иван Грозный создал специальный отряд — опричники. Изначально их число составляло 1000 человек. Эти люди составляли тайную полицию царя, которая подчинялась непосредственно главе государства, и которая наводила в стране нужный порядок.
В качестве опричных земель были выбраны часть территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов. Местные жители, которые не вошли в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. Как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных глубинках страны. В результате опричнина решила одну из важнейших задача, которая была поставлена Иваном грозным. Эта задача заключалась в ослаблении экономической мощи отдельных бояр. Это ограничение было достигнуто за счет того, что государство забрало в личное распоряжение одни из лучших земель в стране.
История 2.Что такое опричнина? В чем состоял ее смысл? Каковы были последствия опричнины для и…
В XVI веке Россия присоединила Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, то есть, расширялась на восток. Всего внешнеполитических задач было три: расширение на восток и покорение остатков Золотой Орды, оборона с юга от Крымского ханства и Османской империи, и расширение на запад и выход к морю. Третья задача не была выполнена, вместо этого Россию ждало поражение в Ливонской войне.
В целом, Иван Грозный много сделал для России, расширил ее границы, укрепил армию, создал первый русский парламент — Земский собор, усовершенствовал законы. Однако после перемен, устроенных им, России не хватало стабильности, и в итоге — Смутное время.
Да, Россия после Ивана Грозного стала многонациональным государством, так как присоединила Поволжье, Урал и Сибирь, а там жило множество народов — татары, башкиры, мордва, марийцы и другие. Татары, управлявшие ханствами в Поволжье, были завоеваны насильно, прочие народы, своей государственности не имевшие и остававшиеся родоплеменными, уже тяготели к России. Россия с уважением относилась к культуре других народов, народы, имевшие свою знать (например, татары с их князьями и мурзами) сохранили её, мусульманские народы сохранили свою веру, и Россия защищала свои границы от набегов других племён и народов, то есть они получили и безопасность.
В XVI веке в России появилось книгопечатание, стали печатать сначала религиозные книги (Апостол), и уже потом светские. Вообще, религиозная культура развивалась при поддержке государства, строились храмы, писались иконы. Единое централизованное государство способствовало образованию, распространению грамотности.
История термина «опричнина»: краткое введение
Происхождение этого термина берёт своё начало от исконно славянского слова «опричь» или «отдельно», «вне», «за пределами». В те времена им обозначался надел, которым наделяли вдову после смерти мужа. Он находился вне основной части общего имущества, подлежащего разделу.
Это интересно: правление Ярослава Мудрого, кратко о главных событиях.
При Иване Грозном такое название получали территории, которые конфисковывались у прежних владельцев и передавались в государственное пользование. Остальную часть страны называли «земщиной». Из общих земельных угодий, принадлежавших большей частью боярскому сословию, царь выделял немалую долю для государства, которое он сам и олицетворял, называя её «вдовьей долей». А сам при этом отводил себе роль якобы обиженного и смиренного государя, который задавлен произволом бояр и нуждается в защитниках.
Таким образом, было собрано многотысячное войско из населения переданных государству и конфискованных территорий, то есть «опричных». К 1572 году отмена опричнины стала уже неизбежной и по царскому замыслу это войсковое формирование стало играть роль национальной гвардии. Она была наделена широкими полномочиями и предназначалась для усиления государственной власти и царского могущества.
Опричнина: кратко и не по существу (для ЕГЭ)
Итак, начнем с краткого пересказа событий. 3 декабря 1564 г. Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в Коломенское.
Царь обосновался в 65 км от Москвы в Александровской слободе. Оттуда в январе 1565 г. он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину. Во втором послании, обращенном к посадским людям, он сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.
Далее происходит то, что в современном мире мы бы назвали террором и репрессиями: формируется специальный отряд – опричное войско и начинаются массовые казни (причем как знати, так и простых людей), далее осуществляется карательный поход на Новгород (вырезается чуть ли не половина населения), потом приходит крымский хан, разоряет окрестности Москвы и Иван Грозный, видя неспособность нового государственного устройства противостоять внешним врагам, в 1572г. решает ликвидировать опричнину.