Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный словарь:Тарифные преференции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На этапе формирования Таможенного союза одним из главных вопросов являлось обсуждение ставок Единого таможенного тарифа (далее — ЕТТ). Оказалось, что изначально ставки пошлин у трех стран совпадали только на 40%. В связи с этим начался долгий процесс унификации ставок почти по 11 тыс. товарных позиций.
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Единый таможенный тариф
Однако абсолютный консенсус по всем ставкам тарифа не достигнут. Прежде всего в связи с тем, что Казахстан не был готов к изменению почти 55% ставок своего национального таможенного тарифа, причем в сторону увеличения. Поэтому Казахстан до 2014 г. зарезервировал перечень из 400 товарных позиций, на которые ставки пошлин остаются на более низком (либо нулевом) уровне. К товарам, вошедшим в данный перечень, отнесены лекарственные средства, пластмасса, бумага и картон, изделия из алюминия и прочие товарные группы.
Ставки российского таможенного тарифа, действующего на территории Российской Федерации до 1 января 2010 г., также претерпели существенные изменения и в большинстве своем снизились. В частности, значительные изменения коснулись более 300 позиций технологического оборудования, устройств и механизмов, ставки на которые были обнулены. Незначительные изменения ставок в сторону увеличения произошли в отношении мясной и молочной продукции, а также черных металлов.
Безусловно, значительные изменения тарифной политики стран Таможенного союза повлияли на размер пошлин, собираемых таможенными органами в бюджет. Так, по оценке министра финансов России, введение ЕТТ сократит поступления в российский бюджет на 50 — 60 млн долл. США в год.
Следует отметить, что ставки Единого таможенного тарифа подлежат пересмотру. Ставки пошлин на часть товарных позиций, относимых странами Таможенного союза к группе «чувствительных», подлежат изменению только в случае достижения тремя странами консенсуса. Речь идет о продуктах питания, одежде, изделиях из древесины, ткани и проч.
В отношении остальных товаров изменение ставок ввозных пошлин возможно в случае их принятия 2/3 голосов (в таком голосовании у России — 57%, у Казахстана — 21,5%, у Белоруссии — 21,5%).
В течение 2010 г. Комиссия Таможенного союза уже приняла ряд решений о корректировке ставок ЕТТ по некоторым товарным позициям в сторону как увеличения, так и снижения.
Одним из важнейших вопросов тарифного регулирования по-прежнему остается возможность применения компаниями, осуществляющими внешнеторговую деятельность, тарифных льгот — освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).
Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008.
Более специфические виды льгот были отражены в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Во-первых, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны Таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы.
Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию России по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран Таможенного союза.
Такой льготой вправе воспользоваться компании, включенные в специальный перечень, утверждаемый на уровне Комиссии ТС. В настоящее время в данный перечень включено 19 российских компаний. В целях применения льготы компании должны соблюдать ряд условий, заключающихся в достижении минимального объема производства, выполнении ряда обязательных технологических операций и т.д.
Дополнительно страны-участницы установили возможность предоставления тарифных льгот при ввозе иностранных комплектующих на территорию Таможенного союза в целях сборки иных транспортных средств, отличных от легковых автомобилей (например, грузовиков, фургонов, автобусов и т.д.). На сегодня порядок промышленной сборки иных видов транспорта на территории Российской Федерации не установлен, в связи с чем данная льгота временно не применяется.
Во-вторых, следует подробнее остановиться на принципиально новой тарифной льготе. Речь идет об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов.
Ранее подобная льгота уже была установлена в российском законодательстве в Федеральном законе от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». К сожалению, она не применялась в силу отсутствия регуляторного механизма (в частности, в развитие Закона не были приняты соответствующие нормативные акты).
В соответствии с Законом об иностранных инвестициях тарифные льготы подразумевалось предоставлять в рамках приоритетных инвестиционных проектов, т.е. с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд руб. (или 25 млн евро), где доля иностранного инвестора составляла бы не менее 10%.
Вводимая странами Таможенного союза аналогичная льгота очень важна для бизнес-сообщества. Ее значимость состоит в том, что она предоставляется в отношении не только технологического оборудования (ставки пошлин на которое в большинстве случаев обнулены), но и сырьевых товаров, облагаемых достаточно высокими ставками ЕТТ.
Перечислим условия применения данной льготы:
— льгота в отношении сырья или материалов предоставляется, если таковые не производятся в странах Таможенного союза или производимое сырье не соответствует техническим характеристикам проекта;
— инвестиционный проект, в рамках которого ввозятся товары, включен в перечень, составляемый Комиссией ТС;
— товары, ввезенные на территорию Таможенного союза с тарифной льготой, предназначены исключительно для использования в инвестиционном проекте. Порядок контроля за целевым использованием ввезенных товаров определяется Комиссией ТС.
К сожалению, данная льгота не может применяться компаниями на практике ввиду неразрешенности ряда принципиальных вопросов, связанных с порядком ее предоставления. К ним относятся:
— определение группы инвестиционных проектов, которые смогут претендовать на данную тарифную льготу (т.е. какие проекты будут относиться к категории инвестиционных, останутся ли те же критерии оценки размера инвестиций и доли иностранного инвестора, смогут ли льготой пользоваться те проекты, которые уже реализованы на территории России, или это коснется только новых проектов и т.д.);
— определение порядка обращения компаний, претендующих на включение инвестиционного проекта в перечень, который ведется Комиссией ТС (т.е. кто будет являться адресатом обращений, какие документы необходимо представлять компаниям, в какие сроки будут приниматься решения и т.д.).
СУТЬ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ
Суть тарифных преференций заключается в том, что развитые страны предоставляют товарам развивающихся и наименее развитых стран более выгодное, с точки зрения конкуренции, положение на внутренних рынках по сравнению с отечественными и иными товарами, происходящими из развитых стран.
Решение о создании благоприятных условий по вхождению развивающихся и наименее развитых стран в мировую торговлю было принято на конференции ООН по товарам и торговле (ЮНКТАД) в 1968 году. В том же году была утверждена форма декларации-сертификата о происхождении товара (форма А), который применяется для удостоверения происхождения товаров и дает право для получения товарами, происходящими из развивающихся и наименее развитых стран тарифных преференций.
Список наименее развитых стран утверждается ООН, список развивающихся стран утверждает всемирный банк в соответствии с рядом критериев.
Для получения товарами, происходящими из стран СНГ режима свободной торговли в таможенные органы обязательно предоставляется оригинал сертификата по форме СТ-1, который разработан по аналогии с сертификатом по форме А.
Спорные вопросы использования преференций
В практической деятельности зачастую появляются вопросы, которые связаны с отказом таможенных структур в предоставлении преференций декларантам, как правило, по причине того, что у них возникают сомнения в подлинности сертификата. Обычно это происходит из-за несоответствия, по мнению таможенной структуры, печати или подписи в сертификате тем, которые имеются в таможне, образцам. В данном случае результатом выступает принятие решения, содержащего отказ в предоставлении преференции.
Тем не менее по п.5 ст. 61 ТК ТС, если у таможенной структуры возникли те или иные сомнения касательно подлинности представленных документов, то она при реализации таможенного контроля имеет право обратиться либо к уполномоченным структурам, либо к организациям территории, где был выдан сертификат о происхождении товарной продукции, с просьбой о предоставлении дополнительных документов или уточняющей информации. Стоит заметить, что подобное обращение не может стать препятствием выпуску товарной продукции на основании данных о стране происхождения, которые заявлены при ее помещении под таможенную процедуру.
Документы, необходимые для применения тарифной преференции
В соответствии с разделом VII Соглашения в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее — сертификат) по форме «А», принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А».
Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.
При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.
Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5 процентов.
В случае утраты сертификата принимается его официально заверенный дубликат (копия).
В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах.
В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
Виды послаблений при пересечении границы
Законодательство предусматривает различные преференции для граждан и предприятий. Они варьируются в зависимости от пункта назначения товаров (вещей). Так, особую зону с большим количеством послаблений представляет собой Сообщество независимых государств (СНГ), создающее много лет собственную экономическую зону.
Выделяют такие виды льгот на таможне:
- Тарифные, связанные с обязательными платежами:
- Освобождение
- Уменьшение
- Возврат
- Послабление в порядке оформления грузов
- Изменение нормативов осуществления контроля
Подсказка: каждая льгота описана в соответствующих подзаконных актах. В частности, инструкция содержит информацию о том:
- Какой из категорий, пересекающих границу, лиц она предоставляется
- В каком объеме
Порядок предоставления таможенных льгот
Другое название устройства – тарифная льгота. Это механизм торговой политики, который используется на взаимных условиях или в одностороннем порядке. Подобные льготы не могут иметь индивидуальный характер. Если ЕСК дает разрешение на предложенную систему, то страна-член ТС, начинает использовать льготы по таможенным платежам.
Есть и другое понятие – таможенная (тарифная) преференция. Так именуется разрешение не уплачивать ввозные налоги, которые распространяются на товар, берущиеся из государств, формирующих с Россией область неограниченной торговли.
Преференция также распространяется на товар, которые ввозится из стран, которые подписали соответствующий документ с целью формирования этой области или снижения ставок ввозных пошлин. То есть преференции дают преимущества для определенных товаров в зависимости от их происхождения (кроме того, Вам будет интересна информация по вопросу корректировки таможенной стоимости по ссылке).
Тарифные преференции (льготы по уплате таможенных платежей). Структура и порядок применения
06.03.2018
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза. (п.1 ст. 36 ФЗ РФ «О таможенном тарифе»).
Таким образом, тарифные преференции — это определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.
Применение тарифных преференций.
В соответствии с п. 2 ст. 35 ФЗ РФ «О таможенном тарифе» Все тарифные льготы могут предоставляться только по решению Правительства Российской Федерации в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:
1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Также Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС утвержден «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и менее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».
В соответствии с разделом VI Соглашения о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» (далее Соглашение), тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств Сторон.
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Документы, необходимые для применения тарифной преференции.
Льготы, преференции и освобождение таможенных платежей
Для расчетов таможенных пошлин при ввозе товаров в РФ применяются различные льготы и тарифные преференции. Преференции используются для содействия экономическому развитию развивающихся и неразвитых стран.
Тарифные преференции, предоставляемые при ввозе на территорию РФ, предусмотрены для следующих групп:
- развивающихся стран – 75% от базовой ставки ЕТТ ТС (в перечне 103 государства, в т. ч. Турция, Хорватия, Малайзия Чили и др.);
- менее развитые – освобождение от пошлин (49 стран, в т. ч. Эфиопия, Мальдивы, Гвинея и т.д.).
Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что они не носят индивидуальный характер, при их предоставлении учитываются не страны происхождения, а цель импорта и предназначение груза. Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины такие товары:
- для личного пользования;
- импортируемые лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;
- гуманитарная помощь, груз для ликвидации последствий аварий и сихийных бедствий;
- безвозмездная и благотворительная помощь;
- все грузы, которые импортируют физические лица (кроме запрещенных к ввозу и предназначенных для предпринимательской деятельности).
Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.
Сроки и порядок уплаты импортных пошлин
Процедура оплаты ввозных таможенных пошлин начинается одновременно с регистрацией таможенной декларации. По желанию плательщика возможна оплата до подачи декларации. С момента предъявления груза в орган контроля импортные пошлины должны быть внесены в течение 15 суток. Оплата производится в евро или национальной валюте. Таможенная импортная пошлина не может быть зачтена в уплату иных платежей, зачисляется она на единый счет.
В некоторых случаях допускается отсрочка или рассрочка взноса таможенных платежей, решение принимает таможенный орган в течение 15 дней с момента подачи заявления об отсрочке. В таком случае придется заплатить дополнительные проценты за услугу рассрочки/отсрочки не позже последнего дня прекращения обязательств по оплате ввозной пошлины.
Уплата ввозных таможенных пошлин
Согласно статье 50 ТК ЕАЭС обязанность по оплате возложена на таможенного декларанта. Во избежание задержек на таможне, деньги нужно положить на лицевой счёт плательщика заранее, в виде авансового платежа. Таможенный орган списывает денежные средства при выпуске декларации. Если деньги не поступят или их недостаточно для выпуска ДТ, то декларация выпущена не будет.
Внимание! Оплата ввозной таможенной пошлины осуществляется в рублях, если в контракте поставки указана другая валюта, то перерасчёт в рубли производят по курсу ЦБ, на момент регистрации декларации.
Как происходит уплата ввозной пошлины
После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на единый лицевой счёт (ЕЛС) плательщика таможенных пошлин, налогов. Счёт открыт на уровне ФТС РФ, его использование даёт множество преимуществ, таких как упрощение порядка уплаты, контроля, возврата средств. Для тех, кто не зарегистрирован, пока ещё могут использовать Личный счёт плательщика (ЛСП). Оплата платёжного поручения ввозной таможенной пошлины происходит путём оформления через банк. В нем указывается восьмизначный код таможенного органа (если оплата производится через ЛСП), либо код «10000010» (если оплата производится через ЕЛС). Так же в платёжном поручении указывается Код Бюджетной Классификации (КБК). Для каждого вида платежа – уникальный код. После оплаты платёжное поручение становиться документом, подтверждающим факт оплаты и предъявляется в момент подачи декларации.
Льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин
В соответствии с действующим законодательством ставки по пошлинам признаются едиными. Они не подлежат изменению (как при вывозе продукции, так и при ввозе в страну).
Для освобождения от уплаты пошлин продукция должна ввозиться на территорию страны с одной из следующих целей:
- гуманитарная помощь;
- содействие (техническая помощь);
- обмен знаниями и идеями.
Отдельную нишу занимают льготы на товары, произведенные на территории развивающихся стран (с тем учетом, что закупаются они на территории этих государств). Система льгот для них включает 3 блока:
- список развивающихся стран, пользующихся льготами РФ;
- аналогичный список наименее развитых стран;
- товары, льготы на которые не распространяются.
Применение тарифных преференций
В соответствии с п. 2 ст. 35 ФЗ РФ «О таможенном тарифе» Все тарифные льготы могут предоставляться только по решению Правительства Российской Федерации в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:
1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.