С чего начать и как грамотно развивать бизнес на грузоперевозках?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С чего начать и как грамотно развивать бизнес на грузоперевозках?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.

Что выбрать для грузоперевозок — ООО или ИП

Универсальной методики, позволяющей выбрать наиболее выгодную организационную форму бизнеса не существует. Тем, кто решил открыть бизнес по грузоперевозке, прежде, чем выбирать, нужно обратить внимание на множество факторов: размер своего стартового капитала, его источник, предполагаемый доход, возможность выполнять требования к отчетности, а также на число участников бизнеса и количество имеющихся в их распоряжении работников и единиц транспорта. Можно дать лишь общие рекомендации. Для личного бизнеса на начальном этапе лучшим вариантом будет открытие ИП. Оптимальный вариант для создания несколькими предпринимателями более крупного бизнеса с привлечением больших финансовых средств, использованием автопарка и перспективами расширения — лучше выбрать ООО.

Сведём в таблицу все данные, которые рассчитали выше для спецрежимов.

Таблица. Сравнение фискальной нагрузки на разных режимах для грузоперевозок (в рублях)

Налог Взносы Всего
Организация
УСН Доходы 540 000 550 000 1 090 000
УСН Доходы-расходы 975 000 550 000 1 525 000
ИП
УСН Доходы 540 000 772 842 1 312 842
УСН Доходы-расходы 958 823,7 657 842 1 616 665,7
Патент 135 000 637 842 772 842

Разумный подход к поставкам

В 2022 году заказчики зачастую руководствовались принципом: главное – привезите. При этом стоимость доставки практически не имела значения. Задача стояла просто: доставить груз, который застрял, например, в порту Роттердама, или если его не получалось выкупить у поставщика напрямую. В результате, по разным оценкам, несмотря на просевший курс рубля, импорт в России подорожал в среднем на 30%. Эта надбавка – результат в том числе не всегда эффективных логистических решений.

В 2023 году рынок в целом насыщен, пришла пора более взвешенно и разумно подходить к планированию своих поставок в новых реалиях, которые уже более-менее понятны: нужно тщательнее отбирать логистических партнеров, сравнивать и выбирать по рынку наиболее эффективные решения и маршруты.

Для того, чтобы осуществлять деятельность по доставке грузов по международным направлениям, понадобится открыть ООО со следующими кодами ОКВЭД:

  • 49.41.1 Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами

  • 52.21 Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом

  • 52.24 Транспортная обработка грузов

  • 52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками

Для открытия транспортной компаний, оказывающей услуги по международным перевозкам, вам понадобится небольшая, но профессиональная команда. Про бухгалтера мы уже говорили – необходим сотрудник именно с опытом работы в ВЭД, однако не обязательно брать его на постоянную работу. Услуги ведения бухгалтерии можно передать на аутсорс и стоить они будут от 5 до 10 тысяч рублей в месяц.

Даже если у вас есть определенные наработки по клиентской базе, менеджер по продажам в любом случае будет необходим для дальнейшего развития компании. Лучше не скупиться на заработную плату такому сотруднику и брать состоявшегося профессионала в сфере международных перевозок. Обучение и ввод в курс дела новичка может затянуться на довольно долгий период времени. Стандартные условия для регионального города-миллионника: оклад порядка 50 000 рублей плюс хороший процент от новых сделок.

Аналогичные рекомендации касаются подбора логиста – лучше брать человека с опытом в данной сфере, поскольку наработка перевозчиков с нуля займет не один месяц и будет сопряжена с определенными рисками. Идеальный кандидат – из крупной западной компании, располагающий своими проверенными подрядчиками в указанных регионах. ФОТ логиста аналогичен менеджеру – окладная часть в размере пятидесяти тысяч рублей и бонусная составляющая, зависящая от количества закрытых заявок на перевозку.

Преимущества сотрудничества компаний с самозанятыми

Сотрудничество с гражданами, оформившими себя как самозанятые, уплачивающие налог на профдоход, безусловно, несет в себе ряд преимуществ.

Читайте также:  Пенсионная реформа для многодетных матерей

Основное преимущество состоит в том, что у компании-заказчика отсутствует необходимость удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы на вознаграждения данным лицам. Самозанятые сами платят налог со своего дохода. И это не НДФЛ, а налог на профессиональный доход (НПД), ставка которого, кстати говоря, ниже ставки НДФЛ, что дает преимущества и для самого гражданина. А от уплаты страховых взносов самозанятые и вовсе освобождены. Соответственно, раз компания, выплачивающая доход самозанятому гражданину, не должна платить за него налог и страховые взносы, то, соответственно, она не обязана и заполнять по нему отчетность.

Именно поэтому некоторые организации даже выдвигают условие потенциальным внештатникам и предлагают зарегистрироваться им в качестве самозанятых.

Должен ли самозанятый составлять акт выполненных работ

Еще один вопрос, который часто встает перед компаниями: необходимо ли требовать от самозанятого оформления акта на свои услуги или достаточно одного чека?

В случае, когда оплата услуг самозанятого производится авансом, то акт, конечно же, необходим. Он зафиксирует факт оказания услуг, и из него будет видно, к какому периоду относятся расходы, а значит, в каком периоде следует отразить стоимость услуг (п. 1 ст. 272 НК РФ).

А нужно ли оформлять акт в случае постоплаты услуг самозанятого? Полной ясности в этом вопросе нет. Например, в п. 4 Письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899 было пояснено, что обязательным для учета расходов является чек от самозанятого, а «акт может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги, для целей налогового учета расходов покупателя, например, при наличии предоплаты». То есть чиновники обозначили акт в качестве дополнительного (необязательного) документа, и то только в случае оплаты услуг на условиях предоплаты.

Однако позже на сайте ФНС России вышла информация о том, что «для налогового учета расходов покупателя (например, при наличии предоплаты) акт о выполнении работ (оказании услуг) необходим. Он является документом, подтверждающим факт их исполнения, а также отражает период или дату их оказания» (информация ФНС от 26.08.2021).

Мы считаем, что акт лучше оформлять, поскольку формально чек в большей степени является документом, подтверждающим оплату услуг, а не факт их оказания. Кроме того, прием работ по акту характерен для гражданско-правовых отношений. А в данном случае нужно, чтобы в сделках с самозанятыми налоговики не увидели признаков трудовых договоров. Значит, наличие актов лишний раз подтвердит, что с самозанятым компания-заказчик работает по договору оказания работ или услуг, а не по трудовому договору. В акте будет зафиксирован определенный объем оказанных услуг и соответствующая этому объему стоимость. И тогда актом можно будет обосновать, почему в одном месяце стоимость услуг была одна, а в следующем – другая.

Специфическая первичка

Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.


Транспортная экспедиция и посредничество

Экспедиция в транспортной компании может быть самостоятельной и посреднической услугой. Вид услуги определяет особенности бухучета.
Если имеет место посреднический договор, перевозка осуществляется по поручению заказчика. Фактически это означает, что действует компания от имени клиента. Это касается всего, от оплаты сборов до страховки и хранения груза. Кстати, при получении последнего доход у перевозчика не возникает.
Приведем пример отражения услуги в бухучете у экспедитора-посредника:

  • Дт51 Кт62 – предоплата за услуги перевозки груза.
  • Дт002 – принятие груза на ответхранение.
  • Дт76 Кт50 – оплата перевозчиком складских услуг.
  • Кт002 – передача груза клиенту.
  • Дт62 Кт91.1 – выручка от оказания услуг.
  • Дт90.2 Кт20 – списание себестоимости перевозки.
  • Дт51 Кт76 – компенсация затрат на аренду склада.

Тренды в области логистики и доставки в 2023 году

Сейчас нестабильное время для мировой торговли. Геополитическая ситуация в мире, рост цен на газ, нехватка рабочей силы и повышение цен на сырье оказывают влияние на широкий спектр отраслей, поэтому неудивительно, что многие предприятия будут уделять приоритетное внимание управлению расходами в 2023 году.

Читайте также:  Как согласовать перепланировку в новостройке?

В январе PwC провела опрос руководителей предприятий отдельных отраслей, которые интенсивно используют цепочки поставок, об их основных приоритетах на ближайшие 12-18 месяцев. «Повышение эффективности» и «управление или сокращение затрат» в логистических цепочках поставок были ведущими ответами среди респондентов – 63% и 59% соответственно1.

Итак, какие тенденции в области логистики и доставки помогут предприятиям достичь этих целей в 2023 году? Читайте далее, чтобы узнать, на что стоит обратить особое внимание.

Существует мнение что работники, которые трудятся у ИП, имеют гораздо меньше прав, чем сотрудники организаций. На деле это не так. Обязанности работодателей практически не зависят от формы ведения бизнеса.

ИП также как и ООО, необходимо оформлять работников в полном соответствии с Трудовым кодексом (заключать трудовые договоры, делать записи в трудовых книжках, оплачивать отпуск и больничный, перечислять все необходимые выплаты во внебюджетные фонды и т.д.).

Так как в организации уже с самого начала есть как минимум один сотрудник (генеральный директор), то на учет ее ставят автоматически сразу после регистрации.

Для работодателей-ИП отменен заявительный порядок постановки на учет. Регистрация и снятие с учета в ПФР может осуществляться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН и вовсе необязательно подавать дополнительные документы (письмо от 31 января 2017 г. № БС-4-11/1628@).

Более подробно про оформление сотрудников.

«Ситуация, сложившаяся в логистической отрасли в 2022 году, беспрецедентна для всех участников рынка. Российские перевозчики, ранее работавшие со странами ЕС, Великобританией и Норвегией, лишились этих рынков и ныне могут лишь забирать привычные для них грузы из зон ТЛЦ.

Коллеги столкнулись со всеми этапами трансформации международных перевозок, очередями на границах, отсутствием заказов и т. п. Многие из них переориентировали свой транспорт на перевозки по России, поставки из Турции и стран СНГ.

Некоторым перевозчикам пришлось и вовсе покинуть транспортный бизнес либо существенно сократить количество транспортных средств», — описывает положение дел коммерческий директор ООО ТК «СОТА Логистик» (SOTA Logistic) Кирилл Латинский.

Весной беспрецедентное повышение ключевой ставки ЦБ привело к удорожанию кредитов и лизинга, в том числе по действующим договорам, добавляет директор компании ООО «Полуприцеп» (бренд «Полуприцеп.рф») Александр Проскурин. В списке проблем и исход крупных грузоотправителей — представителей американского и европейского бизнеса, что привело к резкому сокращению объём перевозок и внутри страны.

Из-за изменения логистических цепочек начались задержки в поставках и простои на производственных площадках. Многие проекты были заморожены либо вообще отменены, отмечает руководитель отдела продаж ООО «АСТ Плюс» Даниил Демьянов.

Бизнесу пришлось искать новые коридоры. И задействовать мультимодальные перевозки. Но и тут без эксцессов не обошлось.

«С 1 марта крупнейшие мировые контейнерные перевозчики прекратили перевозку в Россию и из неё. Их доля рынка была около 50%, этим операторам принадлежала большая часть контейнеров. На их место достаточно быстро пришли игроки меньшего калибра. Эти линии имеют суда меньшей грузоподъёмности, количество судозаходов существенно возросло.

В итоге порты Дальнего Востока и Новороссийска испытывают серьёзные сложности с перевалкой грузов», — даёт расклад директор департамента автомобильных перевозок ООО «Навиния Рус» (Nawinia Rus) Елена Подольская.

Она приводит итоги третьего квартала 2022 года: общее снижение перевалки грузов в контейнерах в российских портах составляет порядка 33%. При этом ярко выражено падение на Балтике (-80% по итогам 3 квартала). Как глобальный результат, произошло смещение объёма перевозок с запада на восток.

Естественно, пертурбации 2022 года наложили отпечаток и на кадровую составляющую. С одной стороны, с уходом иностранных перевозчиков высвободились опытные логисты, операторы, экспедиторы, декларанты и другие востребованные специалисты.

«После сокращения до минимума грузопотоков из/в Европу и увеличения на Юге и Дальнем Востоке стали востребованы сотрудники со знанием специфики данных направлений. Также пользуются спросом сотрудники, которые могут разрабатывать новые логистические решения, умеют планировать новые маршруты, продумывают, каким транспортом выгоднее совершить перевозку, где проще и без очереди сделать перевалку и т. д., а также те, кто владеет компетенциями в области внешнеэкономической деятельности для выстраивания сотрудничества с представителями многих стран Азии», — перечисляет Светлана Почечуева.

Только вот все эти востребованные специалисты почему-то не ринулись к оставшимся работать транспортным операторам. По мнению Марии Симаковой, на рынке труда появляются ценные кадровые единицы, которые отдают предпочтение российским компаниям. Но это не отменяет фактора, что найти специалиста нужного уровня по-прежнему не так легко. К тому же, добавляет спикер, всё большее количество соискателей мужского пола отдаёт предпочтение удалённому формату работы.

Читайте также:  Льготы инвалидам в 2023 году: группы инвалидности, как оформить

Справедливости ради, не у всех компаний есть проблемы с кадрами. Например, в «АСТ Плюс» ситуация не поменялась. Как говорит Даниил Демьянов, у них уже много лет работает слаженный коллектив, текучка минимальная, а количество сотрудников скорее немного увеличилось.

«Ситуация на рынке труда, безусловно, изменилась. Часть профессиональных кадров покинула территорию РФ, а заменить их проблематично из-за недостаточной квалификации потенциальных соискателей. Кто-то был мобилизован, кто-то подписал контракт о прохождении военной службы с целью заработать больше, чем на своём предыдущем месте.

Мы отмечаем нехватку водителей, имеющих удостоверение категории Е, складских сотрудников, логистов-международников и специалистов по ВЭД», — приводит в пример ситуацию в SOTA Logistic Кирилл Латинский.

Режим плательщика НПД подходит широкому кругу физических лиц и предпринимателей. Но перед регистрацией необходимо оценить, какие плюсы и минусы дает самозанятость для бизнеса:

  • НПД предполагает низкую налоговую ставку, но при этом ограничена максимальная сумма годового заработка, а также нельзя нанимать в штат сотрудников.
  • Самозанятость не обязывает предпринимателя вносить страховые взносы, что может быть выгодно, когда он работает где-то еще, получая официальную зарплату.
  • Легальный статус увеличивает возможности: можно давать рекламу, повышается шанс работы с юридическими лицами, которым выгоднее сотрудничать с самозанятым. Но официальное оформление увеличивает круг обязанностей и заставляет ежемесячно платить налоги.

Так что окончательный выбор в любом случае не будет простым.

Но не все так однозначно и на восточном направлении

Правда, подчеркивают Beluga Projects Logistic, есть на восточном направлении и свои проблемы. Так, например, до недавнего времени часто наблюдались сбои экспортных поставок в Россию из-за существовавшей в Китае политики нулевой терпимости к Covid-19. Сейчас, правда, она уже ослабевает, что должно сбалансировать транзитные сроки и стоимость перевозок.

«Еще одной сложностью является то, что транспортная инфраструктура России на данный момент не соответствует тому объему импорта, который идет по восточному направлению, — отмечают в компании. — Это произошло из-за переориентации экономики РФ преимущественно на Китай и, как следствие, привело к увеличению грузопотока».

При этом в Beluga Projects Logistic не исключают, что «партнеры на восточном направлении воспользовались осложнением экономических связей между Россией и странами Запада и подняли стоимость своих товаров и услуг для российского бизнес-сообщества».

«Кроме того, значительное количество важных для экономики РФ производителей санкционных товаров все-таки отказываются поставлять их в Россию из-за страха вторичных санкций, поскольку они ведут активную внешнеэкономическую деятельность как раз таки со странами Запада, которые и инициировали санкции в отношении России», — отмечают в компании.

Впрочем, подчеркивают там, есть и важные положительные тренды сотрудничества на восточном направлении.

«Во-первых, многим участникам российского бизнеса удалось диверсифицировать своих поставщиков сырья и товаров, заменив их преимущественно на поставщиков из Китая, что позволило им продолжать свой бизнес в России. Во-вторых, получилось согласовать платежи за товары и услуги в валютах стран-поставщиков, что сняло с участников ВЭД риски блокировок транзакций в евро и долларах», — поясняют в Beluga Projects Logistic.

В компании полагают, что в 2023-м году на фоне сокращения сотрудничества с государствами, поддержавшими санкции в отношении РФ, будет происходить еще большая переориентация экономики России на страны Юго-Восточной Азии и Китай. Однако такая переориентация требует существенных государственных и частных инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру России, чтобы та смогла беспрепятственно обслуживать растущий грузопоток.

Со сферой вы определились, осталось выбрать специфику бизнеса. Принимайте во внимание несколько важных аспектов.

  • Бизнес должен нравиться! Если вы не любите общаться с людьми, выбирайте вариант транспортной компании, где вы будете играть роль управленца. Если наоборот — можете взять на себя роли маркетолога, продвиженца и даже водителя, если открываете маленькую службу такси.
  • Адекватно оцените свои силы. Если у вас нет опыта управления людьми или компанией, начните с маленького бизнеса — например, грузовой компании для жилых и офисных переездов. Позже вы всегда сможете расширить бизнес — хоть до международной логистической службы!
  • Учитывайте сумму денег, которой располагаете. Не стоит влезать в огромные долги, чтобы открыть фирму покрупнее. Начинать с малого бизнеса — нормально.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *