Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обращение к родителям в детском саду от воспитателей не опаздывать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Однако бывает, возникают такие ситуации, когда конфликта избежать не удается. Что делать в случае, если у вас есть претензии к работе педагога? Как поговорить с ним об этом, исправить ситуацию, но при этом не ущемить интересы ребенка, не ухудшить отношение к нему со стороны воспитателей?
Как родители могут поучаствовать в жизни детского сада?
Если детский садик представляет собой дошкольное учреждение «старой закалки» (то есть, руководство и педагоги не стремятся задействовать родителей в работе детсада), а вы хотите активно участвовать в жизни ребенка, то можно:
- помочь в благоустройстве группы, уборке игровой площадки, украшении детсада к празднику или строительстве снежного замка;
- внести предложение о проведении «родительского дня», когда родители могут поиграть с детьми в группе или рассказать им о своей профессии;
- описать игры, в которые играют в семье, и предложить воспитателю использовать их в работе с детьми;
- регулярно интересоваться успехами своего ребенка, не пропускать детских утренников и родительских собраний
; - узнавать о воспитателей, не нужна ли им помощь и при возможности оказывать ее.
Помимо этого, родители могут провести экскурсию для детей по своей работе (естественно, если руководство детского сада одобрит эту идею), сопровождать детей на прогулках, которые проводятся за пределами дошкольного учреждения, организовать кружок по интересам или секцию (опять таки, если разрешит руководство детсада и родитель обладает соответствующими навыками и квалификацией). Многие образовательные организации не отказываются от помощи по формированию фонда, поэтому вы можете принести игрушки, книжки или поделочные материалы, которые уже не нужны вам и вашему ребенку, но могут заинтересовать других детей.
Ошибка № 2: Долгое пребывание ребенка в садике
Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой.
Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.
Почему дети не хотят в сад
Представьте, что вы внезапно срываетесь с места и переезжаете в другую страну, где совершенно другой уклад жизни, пищевые привычки, и нет ни одного знакомого. Хорошо, пример полегче: новая работа. Казалось бы, вы уже взрослый, самостоятельный человек, но смена обстановки и людей вокруг вызывает стресс, порой даже тревогу.
Теперь представим ребенка. Для него предел социализации: попросить совок и поделиться своим ведерком на детской площадке в песочнице. Где-то на лавочке в этот момент ждет мама, чтобы идти домой ужинать. С посторонними взрослыми его в принципе учили не разговаривать и не брать конфеты. Вдруг установка поменялась: «Это твой воспитатель, слушайся ее». А с незнакомыми детьми нужно как-то общаться дни напролёт.
Новое общество сначала повергает ребёнка в состояние ступора, а затем заставляет адаптироваться, быть как все: одним из группы, а не любимым сыном или дочкой (часто единственным).
Представим первый день в саду глазами ребёнка: «Вокруг нет ни мамы, ни папы, ни даже бабушки. Чужие взрослые почему-то говорят, что нужно сейчас делать. Для всего существует специальное время. После обеда всех укладывают спать, но никто не устал — что за глупость. Показал воспитательнице свой рисунок, а она взглянула мельком и пробормотала: „Да-да, молодец, иди поиграй, я пока журнал заполню“. Когда вечером пришла мама, оказалось, что теперь так будет ПЯТЬ дней в неделю».
Что делать, если родители приводят больного ребенка в детский сад?
Наверняка многие хоть раз в жизни наблюдали такую картину: в торговом центре или кафе ребенок закатывает истерику родителям, кричит, скандалит, что-то требует, а бедные папа и мама не знают, что с этим делать. Рано или поздно приходит момент, когда послушный малыш начинает бунтовать. Нередко это можно наблюдать и у подростков.
Подстриженные и тщательно расчесанные волосы; у девочек прическа закрепляется резинками, бантами и т.п.
Если же и это не поможет, нужно искать возможности оставлять малыша дома под присмотром бабушек или нянь. Ведь живя в постоянном стрессе, кроха не сможет полноценно развиваться и усваивать информацию.
- Каждый здравомыслящий родитель понимает, что каким бы уравновешенным ни был ребенок, ему нужно определенное время, чтобы привыкнуть к совершенно новой среде с незнакомыми людьми – как маленькими, так и взрослыми (воспитателями).
- Но вот насколько длительным должен быть этот период, чтоб сработать максимально эффективно? Детские психологи советуют правильно начинать водить ребенка в детский сад: вам потребуется в среднем две недели, чтобы со спокойной душой отправлять свое чадо в садик без слез.
Порядок доставления ребёнка в милицию, а также уведомления о таком доставлении родителей и порядок выдачи ребёнка родителям регулируется «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года N 569, и рядом других внутриведомственных приказов.
ДЛЯ ТЕХ КТО ПЕРВЫЙ РАЗ ИДЕТ В САДИК!!! АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ!
Официально
Алла Колесниченко, начальник отдела образования, спорта и туризма администрации Ленинского района:
— Если родители не успевают забирать ребенка из детского сада до 17.30, необходимо обратиться с заявлением к заведующей. Если подобных заявлений поступит достаточно, то в этом случае возможны два варианта: либо меняется график работы группы, либо создается сборная группа, объединяющая детей, которых родители не могут забрать до установленного времени.
Сегодня в наших садах 10,5 и 12-тичасовой режим работы. При 12-часовом режиме работы группы, по санитарным правилам, необходимо организовать ужин, а это еще плюс 150-200 тысяч рублей к родительской оплате в зависимости от возраста ребенка. Можно организовать в дошкольном учреждении и группу на платной основе дополнительного пребывания ребенка в детсаду после 17.30, стоимость 1 часа в ней будет 3.600 рублей. Однако на сегодняшний день у нас нет ни одного письменного заявления родителя с согласием на такую группу.
Марина Геннадьевна Белобровик, автор того самого вопроса мэру по поводу режима работы детсада №71, зашла к нам в редакцию, чтобы разъяснить свою позицию, что называется, из первых рук:
— Когда я задала Андрею Викторовичу этот вопрос — про график работы с 7.00 до 17.30, я имела в виду все детские сады нашего города. Я своего ребенка вожу в детсад №71. Садик замечательный, и воспитателям на самом деле — большое спасибо! Но проблема — как забрать ребенка, если мама не успевает с работы к 17.30, действительно существует. Например, я работаю на «Водоканале», а садик находится около гимназии №2. Если я не на машине, то мне надо отпрашиваться с работы, чтобы успеть на автобус-«шестерку», и я еду и постоянно думаю: успею или нет (обычно «влетаю» в садик в 17.25)… А просить воспитателя смотреть моего ребенка после 17.30 мне совесть не позволяет. Ни про какие дежурные группы до 19.00 ни я, ни мои коллеги не слышали (возможно, они и существуют). Мое предложение такое: сделать график работы в садах города до 18.00, я думаю, очень многие родители будут за это благодарны.
Мы спросили мнение и других родителей дошколят.
Татьяна Подружая, бабушка Анечки Крюк:
— Был случай, когда я опоздала за ребенком на 45 минут — с транспортом были проблемы. Я чувствовала себя очень неловко, но воспитатель Инна Викторовна Булко не высказала ни слова упрека!
Наталья Кашлач, мама Олечки:
— Даже если прихожу за ребенком в половине шестого, воспитатель подолгу в беседке рассказывает, как прошел день, как дочь покушала, как вела себя — часто до шести разговариваем.
Татьяна Полякова, мама Танюши:
— Я ребенка всегда забираю последняя, опаздываю, предупреждаю об этом воспитателя по телефону, она еще и шуткой ответит: «Работайте, работайте, не волнуйтесь».
— Проблемы как таковой не существует, — считает Елена Манько, заместитель заведующего по основной деятельности детсада №71. — Если кто-то на работе задержался, или транспорт подвел, родители звонят воспитателю, и он находится с ребенком до их прихода, хотя, действительно, существует режим работы учреждения: с 7.00 до 17.30, и родители обязаны забирать ребенка в установленное время. Чисто по-человечески педагоги входят в положение родителей.
— Режим работы дошкольного учреждения либо конкретной группы может быть изменен по запросу родителей, — уточнила Елена Павловна. — Однако в течение текущего учебного года таких обращений, запросов (письменных или устных) от родителей к нам не поступало. Тем не менее, администрацией детского сада будет произведен дополнительный опрос законных представителей с целью изучения необходимости перевода учреждения (группы) на другой режим работы, с обязательным условием согласия всех родителей группы. Как правило, не устраивает данный режим работы 2-3 человека из всей группы, что не является достаточным количеством для перевода на новый режим. Для таких родителей предусмотрена платная услуга дополнительного пребывания ребенка в детском саду.
Ребенок переходит под ответственность воспитателя только в момент передачи его из рук в руки родителями и таким же образом возвращается под ответственность родителей обратно.
2. Если родители приводят ребенка раньше официального начала работы детского сада и оставляют его перед закрытой дверью — они нарушают свои обязанности, так как до прихода воспитателя ребенок еще не находится под ответственностью сотрудников детского сада. Родители, забирающие малыша позже установленного договором времени, тоже нарушают свои обязательства перед детским дошкольным учреждением. Но в случае задержки родителя воспитатель обязан продолжить присмотр за ребенком.
3.По окончании рабочего дня в детском саду воспитатель имеет право передавать ребенка только заранее оговоренным лицам.
4. В случае опасности, грозящей ребенку со стороны забирающего взрослого (нетрезвое состояние, проявление агрессии и т. д.), воспитатель имеет право не отдать ребенка. Исключением являются ситуации, когда от желающего забрать ребенка человека (например, не обладающего родительскими правами биологического родителя) исходит угроза в адрес воспитателя — в таком случае работник детского сада не обязан подвергать себя риску.
5. Если ребенка забирает несовершеннолетний.
С точки зрения закона это недопустимо, даже если будут написаны десятки заявлений. А за факт передачи ребенка несовершеннолетним, администрацию детского сад накажут штрафом, а заведующую могут уволить или даже дать вполне реальный срок (если с ребенком что-нибудь случится). Потому что именно она понесет ответственность в случае каких-либо претензий со стороны родителей.
Ребенок переходит под ответственность воспитателя только в момент передачи его из рук в руки родителями и таким же образом возвращается под ответственность родителей обратно.
Родители обязаны утром привести ребенка в детский сад и отдать его лично в руки воспитателя. Вечером так же лично забрать ребенка из детского сада. Обязательно присутствовать в раздевательной комнате при раздевании детей.
Старайтесь не опаздывать. Для нас важно с самого утра настроить детей на прекрасное настроение, приободрить их, чтобы в течение дня они с большей готовностью занимались, играли, лучше воспринимали информацию в процессе обучения. Приводить ребенка в группу до 8 часов.
Вечером постарайтесь забрать ребенка вовремя, чтобы он не думал, что его забыли в детском саду. Детей дошкольного возраста нужно забирать до 17.45 часов,
В случае, когда ребенка забирают из детского сада старшие братья и сестры (обязательно достигшие 18-летнего возраста) или близкие родственники (тетя, дядя, бабушка, дедушка), родители обязаны написать заявление о том, кому доверяют забирать своего ребенка. Заявление подписывается заведующей ДОУ и воспитателем. Помните — мы обязательно должны с самого начала знать весь круг лиц (родственников), которым вы доверяете забирать своего ребенка. Воспитатель не отдаст ребенка в посторонние руки. Также воспитатель имеет право не отдавать ребенка родителям в нетрезвом состоянии.
Для обеспечения результативности обучающего процесса просим вас не нарушать распорядок дня и, по возможности, не забирать детей с занятий. Если придя за ребенком, вы застали его за работой или за творческой игрой, наберитесь терпения и подождите, пока ваш ребенок закончит работу (игру) и спокойно уберет за собой игрушки и свое рабочее место.
Зачем ребенку ходить в детский сад?
Согласно ст.67 ч.3 Федерального Закона об образовании в РФ провозглашена доступность образовательных услуг для всех жителей страны, вне зависимости от их гражданства, уровня доходов и места жительства. Эта общедоступность обязана носить и территориальный характер, то есть нельзя вынуждать родителей отвозить ребенка в садик, расположенный на значительном расстоянии от дома.
Действующим законодательством предусмотрено, что места в детсадовских учреждениях должны распределяться между теми, кто живет поблизости, однако в реальности этому принципу не всегда следуют из-за отсутствия свободных мест. Также в саду могут отказать, если ребенок не прописан в конкретном месте. Такой отказ противозаконен, но иногда возможен.
В подобных случаях нельзя отчаиваться, напротив, надо отстаивать законные права. Часто достаточно побеседовать с администрацией госучреждения, чтобы решить проблему, но может потребоваться и судебное разбирательство.
В иске следует указать, что отказ в приеме ребенка необоснован, т.к. отсутствие прописки не может служить причиной, а образовательные услуги должны быть доступны всем россиянам, поэтому вы просите суд восстановить справедливость. Перечисленные доводы выглядят убедительно, поэтому решение, скорее всего, будет вынесено в вашу пользу даже при отсутствии регистрации по месту жительства.
При наличии нескольких дошкольников в семье ради удобства многие предпочитали отправлять их в один садик, но не всегда это было возможно, поэтому в 2019 г. такое право было закреплено на юридическом уровне. Согласно ст.56 ч.2 Семейного Кодекса и ст.67 ч.3.1 ФЗ об образовании каждый ребенок, если его братик или сестренка посещают конкретное госучреждение, получает приоритет при зачислении. Такая правовая норма избавила родителей от необходимости искать обходные пути и налаживать контакт с детсадовской администрацией.
В результате ребенок продвинется в очереди на зачисление на первые места, опередив тех, кто оформлял заявку раньше. Эта льгота действует на общефедеральном уровне, т.е. во всех регионах и населенных пунктах страны.
Чтобы воспользоваться этим правом, необходимо известить администрацию при записи в детсад. Родителям дошкольников обычно доступно несколько детсадов на выбор, но один можно обозначить как приоритетный, если его уже посещает старший из детей.
Как правило, распределение мест в садике происходит с соблюдением очереди, формирующейся на основе даты подачи заявлений. Вот почему многие родители стремятся оформить заявление вскоре после появления малыша на свет, чтобы гарантированно закрепить за ним место.
Однако законодательство предусматривает несколько категорий льготников, установленных рядом президентских указов (№431 п.1 пп.«б», №1157 п.1) и федеральных законов (№3-ФЗ ст.46 ч.6, №76-ФЗ ст.19 п.6, №283-ФЗ ст.3 ч.14, №403-ФЗ ст.35 ч.25, №1244-1 ст.14, ст.15, ст.17, №2202-1 ст.44 ч.5, №3132-1 ст.19 п.3). Эти документы устанавливают три льготных формы получения места в детсаду: внеочередное, первоочередное и преимущественное. Первыми получают места именно эти категории, в указанном порядке. Распределение оставшихся мест осуществляется согласно очереди.
Рассмотрим эти категории по отдельности:
- внеочередное право имеют: сотрудники органов прокуратуры и Следкома, судейский корпус, пострадавшие при аварии на ЧАЭС и ее ликвидаторы;
- первоочередным правом наделяются: военные, сотрудники полиции, пожарные, работники ФСИН и ФТС, судебные приставы, многодетные семьи, инвалиды, а также родители детей с ограниченными возможностями;
- преимущественное право получают: братья и сестры записанных в конкретный садик детей.
В подтверждение законности своих требований льготники должны предоставить соответствующие документы.
Все российские дети по Конституции (ст.43 п.2) наделены правом на бесплатное получение дошкольного образования. Следовательно, место в садике обязаны предоставить, но нигде не уточняется, с какого возраста. Большинство матерей, ушедших в декретный отпуск, нуждаются в этом по достижении ребенком 3-х лет, т.к. вынуждены вернуться на рабочее место. Вот почему президент России озаботился этим вопросом и приказал гарантировать к 2021 г. общедоступность дошкольного образования детям, не достигшим 3-х лет.
Если декрет подходит к концу, но свободного места нет, пора его потребовать. Это можно сделать, даже если ребенку не исполнилось 3 года. По закону на администрацию ложится обязанность по выделению места, причем госучреждение должно располагать поблизости от места жительства. При отказе следует идти в суд, таким же образом надо поступить, если вымогают плату за зачисление.
Когда нужно идти в детский сад
Чьи-то родители скажут, что 1,5 годовалую крошку уже можно отправлять в сад, другие будут тянуть до 6-летнего возраста. Мы уже выяснили, что детский садик – хорошее дело, но когда всё-таки его надо начинать посещать? Тут многое зависит от настроения ребенка, нравится ли ему там, или он идет туда, как на «аркане».
Нужно ли двухгодовалого ребенка отправлять в сад? Я отвечу – «Да», но только если в этом имеется явная необходимость. Родители бывают разные, одни готовы посидеть дома и отдохнуть от работы, другие же напротив, терпеть не могут домашний быт.
Адаптироваться в двухлетнем возрасте достаточно сложно. Как уговорить ребенка пойти в детский сад в таком возрасте? Наверняка многим знакомы крики с утра «Не хочу в садик». В течение первого года дети болеют намного чаще, при приеме на работу нужно не забывать говорить об этом с работодателем.
Кроме царапин и укусов редко, но случаются и более серьезные проблемы — ребенок упал, получил перелом, ушиб, сильный порез и т.д. Во-первых, на это случай у каждого ребенка, посещающего детский сад, должна имеется страховка. Во-вторых, эти моменты предусмотрены и в должностной инструкции воспитателя. В каждом случае следует тщательно разобраться, после такого инцидента всегда проводиться проверка. Если вина воспитателя доказана (например, он оставил детей одних без присмотра), к воспитателю будут применены самые строгие меры вплоть до увольнения. Но иногда дети травмируются действительно случайно, и такое может случиться даже у самого внимательного педагога. Если воспитатель сразу известил о случившемся родителей, ребенку была оказана необходимая медицинская помощь, значит, он выполнил свои должностные обязанности в соответствии с инструкцией.
Вы считаете, что в детском саду мало занимаются с ребенком? Каждое дошкольное учреждение работает по той или иной образовательной программе, в соответствии с которой составляется «сетка» занятий на неделю. Время занятий зависит от возраста детей — в яслях обычно проводят 2 занятия по 10 минут, в подготовительной продолжительность занятий составляет уже 30 минут. Вы можете узнать у воспитателя или заведующей о расписании занятий. Если занятия не проводятся, вы можете сказать об этом заведующей, она, как и методист, должна следить за тем, чтобы занятия проводились. Однако не стоит возлагать очень большие надежды на сад в вопросах развития. Если дома вы не уделяете время играм, чтению книг с ребенком, не закрепляете то, что дети проходят в садике, считая, что ребенку хватит занятий в детском саду, не стоит рассчитывать на высокие результаты.
Пути вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в современных условиях
Сурма Анна Алексеевна
воспитатель
В данной статье представлена проблема вовлечения родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения, а также пути ее решения. Материал основан на опыте работы .
Уважаемые коллеги! Прямо сейчас Я вам предлагаю поаплодировать одной рукой. Как бы мы не старались, похлопывая себя по плечу, ноге, издавая примерные звуки хлопка, без помощи второй руки настоящих аплодисментов не получится. Так и в нашей деятельности с родителями, без одновременных, синхронных движений на встречу друг другу взаимодействие не будет успешным.
Поэтому предлагаю вашему вниманию актуальную проблему: как вовлечь родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях.
В современных условиях дошкольного образования педагогам сложно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и дошкольного образовательного учреждения. Именно в процессе сотрудничество и взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников можно добиться полноценного развития личности ребенка.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения прописано в нормативно-правовых документах, таких как Закон об образовании в РФ и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а также является неотъемлемой частью реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Обобщая данные документы можно сказать, что сегодня родители активные участники образовательной деятельности.
Как родители могут поучаствовать в жизни детского сада?
Если детский садик представляет собой дошкольное учреждение «старой закалки» (то есть, руководство и педагоги не стремятся задействовать родителей в работе детсада), а вы хотите активно участвовать в жизни ребенка, то можно:
- помочь в благоустройстве группы, уборке игровой площадки, украшении детсада к празднику или строительстве снежного замка;
- внести предложение о проведении «родительского дня», когда родители могут поиграть с детьми в группе или рассказать им о своей профессии;
- описать игры, в которые играют в семье, и предложить воспитателю использовать их в работе с детьми;
- регулярно интересоваться успехами своего ребенка, не пропускать детских утренников и родительских собраний
; - узнавать о воспитателей, не нужна ли им помощь и при возможности оказывать ее.
Помимо этого, родители могут провести экскурсию для детей по своей работе (естественно, если руководство детского сада одобрит эту идею), сопровождать детей на прогулках, которые проводятся за пределами дошкольного учреждения, организовать кружок по интересам или секцию (опять таки, если разрешит руководство детсада и родитель обладает соответствующими навыками и квалификацией). Многие образовательные организации не отказываются от помощи по формированию фонда, поэтому вы можете принести игрушки, книжки или поделочные материалы, которые уже не нужны вам и вашему ребенку, но могут заинтересовать других детей.
Лайфхаки от психолога
Вот советы от Екатерины, как психологически облегчить для ребенка период адаптации.
- Дать «кусочек мамы». Это какой-либо предмет от мамы, чтобы ребенку было не так тоскливо: например, платочек, пахнущей ее духами, или другая безопасная для малышей вещь.
- Ввести ритуалы встреч и прощания. Это может быть общий жест или волшебная фраза, особое рукопожатие или объятие. Главное — договориться с ребенком, что отныне вы будете так встречаться и прощаться. Такие вещи помогают детям переключаться.
- Оставить игрушку на ночь в саду. А утром сказать: в садике нас ждет зайчик, ему, наверное, грустно без нас, пойдем его заберем.
От подарков до фотографии
У контент-менеджера МИФа Екатерины Зениной есть дочь Кристина (3 года). К детскому саду они готовились заранее.
Совет всем родителям: приходите гулять вместе с ребенком в садик, который собираетесь посещать, рассказывайте про него, что там есть игрушки и воспитатели, показывайте, как там гуляют детки. Ребенка необходимо готовить к походу в детский сад. Нельзя прийти в первый день, отдать ребенка и потом надеяться, что он полюбит детский сад и будет с радостью туда ходить изо дня в день. Если есть возможность, познакомьтесь с будущими воспитателями. Морально готовьте ребенка к тому, что в скором времени он будет находиться без мамы в садике, что мама будет в это время работать и обязательно вернется за ним.
В первый день лучше всего сходить с малышом на прогулку вместе с группой. Если нет такой возможности, то оставьте его не более, чем на 2 часа. Во второй день, если все прошло благополучно, можно оставить на 3-4 часа и постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.
КАК СДЕЛАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ «СВОИМ» ВЗРОСЛЫМ
Коронавирус намного усложнил адаптацию. Если раньше родители могли завести в группу ребенка и даже посидеть там, то сейчас вход на территорию садиков им строго воспрещен. По крайней мере так обстоит ситуация в государственных садах. И вот поставьте себя на место маленького человека: его приводят в незнакомое место и оставляют на совершенно чужого человека. Как тут не разволноваться?
Алена Скорик советует: чтобы смягчить эту ситуацию, надо постараться расположить ребенка к воспитательнице. «Задержите ее хотя бы на минуту-две возле входной двери. Поговорите о погоде. Спросите, как дела. Улыбайтесь ей, чтобы ребенок видел, что вы настроены положительно по отношению к этому человеку. Малышу это очень помогает найти что-то общее между вами и воспитательницей, или между ней и собою. Например, можно сказать ему: «Смотри, у Марь Ивановны такие же голубые глаза, как у тебя».
Своим методом установления контакта между ребенком и воспитателем поделилась киевлянка Екатерина Т.: «Моей дочке в этом году исполнилось три года. В первый раз она пошла в садик 2 сентября. Мы купили букет цветов, ей было интересно вручить его воспитательнице. Поэтому без слез мы дошли до садика. Она подарила цветы и согласилась зайти без меня на детскую площадку. Через час я ее забрала. Вроде бы все было гладко. Но на следующее утро она наотрез отказалась идти в сад. Никакие уговоры не действовали. Обещать подарки я не хотела: иначе будет за каждый поход в сад требовать игрушку. Тянуть силой тоже не вариант: мне претят такие методы воспитания, да и ребенок настолько упрямый, что просто бы лег на полу в подъезде и не сдвинулся с места. Тут меня осенила идея: я предложила дочке слепить из цветного теста цветы и подарить их воспитательнице. Она с радостью восприняла это предложение. Мы сделали вместе букет, и дочка чуть ли не вприпрыжку бежала в садик, чтобы подарить этот хенд-мейд. К счастью, мне на этот раз разрешили зайти на территорию сада (я написала предварительно воспитательнице, что все проходит непросто, ребенок не хочет идти в сад). Дочка брала по одному цветку у меня, вручала воспитательнице. Они вместе рассматривали, какого цвета лепестки. У меня возникло ощущение, что лед тронулся и между ними протянулась первая ниточка доверия. В конце прогулки дочка помогла воспитательнице собрать игрушки на площадке и пообещала, что завтра придет в сад и принесет новый букет пластилиновых цветов. И обещание свое выполнила. Теперь каждое утро у нас начинается с лепки подарка для воспитательницы».
Наиболее популярные вопросы
Как понять, что ребенок не готов к садику?
Несобранность, несамостоятельность, повышенная эмоциональность и неумение строить коммуникацию со сверстниками – вот те сигнальные маячки, наличие которых может отсрочить запись ребенка в ДУ
Важно помнить, что в государственном учреждении никто не будет уделять малышу столько же внимания, сколько его родители, поэтому на момент поступления он должен ходить на горшок, уметь самостоятельно есть и одеваться, а также не бояться других детей и взрослых.
Стоит ли отказаться от посещения сада, если ребенок все время плачет?
Отказываться от посещения ДУ стоит только в том случае, если для этого действительно есть веская причина. Во всех остальных ситуациях сад можно просто сменить на новый, подыскав более внимательных и отзывчивых воспитателей и маленькие группы, где детям будет уделяться максимум внимания.
Детский сад позволяет детям стать более самостоятельными
Когда нужно начинать подготавливать малыша?
Подготовку ребенка к саду следует проводить заранее – в идеале за 6-8 месяцев до первого посещения
Естественно, выработка режима должна осуществляться максимально плавно и безболезненно, чтобы не вызвать внутренний протест крохи и его пренебрежение к дисциплине в любых ее проявлениях.
Почему дети не хотят в сад
Представьте, что вы внезапно срываетесь с места и переезжаете в другую страну, где совершенно другой уклад жизни, пищевые привычки, и нет ни одного знакомого. Хорошо, пример полегче: новая работа. Казалось бы, вы уже взрослый, самостоятельный человек, но смена обстановки и людей вокруг вызывает стресс, порой даже тревогу.
Теперь представим ребенка. Для него предел социализации: попросить совок и поделиться своим ведерком на детской площадке в песочнице. Где-то на лавочке в этот момент ждет мама, чтобы идти домой ужинать. С посторонними взрослыми его в принципе учили не разговаривать и не брать конфеты. Вдруг установка поменялась: «Это твой воспитатель, слушайся ее». А с незнакомыми детьми нужно как-то общаться дни напролёт.
Новое общество сначала повергает ребёнка в состояние ступора, а затем заставляет адаптироваться, быть как все: одним из группы, а не любимым сыном или дочкой (часто единственным).
Представим первый день в саду глазами ребёнка: «Вокруг нет ни мамы, ни папы, ни даже бабушки. Чужие взрослые почему-то говорят, что нужно сейчас делать. Для всего существует специальное время. После обеда всех укладывают спать, но никто не устал — что за глупость. Показал воспитательнице свой рисунок, а она взглянула мельком и пробормотала: „Да-да, молодец, иди поиграй, я пока журнал заполню“. Когда вечером пришла мама, оказалось, что теперь так будет ПЯТЬ дней в неделю».
Теперь по пунктам. Что перевернулось в мире ребёнка с приходом в сад:
- Новое общество вызывает взрыв социальности, необходимость адаптироваться в коллективе. Ребенок перестает чувствовать себя единственным и уникальным, становится одним из группы под предводительством незнакомого взрослого;
- Отсутствие родителей заставляет его самостоятельно решать большую часть своих проблем, лишает защиты и внимания;
- Другие дети постоянно вокруг, со всеми так или иначе приходится общаться. На площадке можно отойти от Маши, если она капризничает или задаётся, но в группе от неё не спрятаться никуда. Побыть одному стало почти невозможно;
- Воспитатель, у которого в группе 30 детей, просто физически не способен обеспечить связь с каждым ребёнком. В этом случае он пытается «замкнуть» детей друг на друге. Это очень небезопасно, ведь дети не в состоянии заботиться, они эгоцентричны по своей природе;
- Жёсткое расписание, часто не имеющее ничего общего с тем распорядком дня, который был у ребёнка дома;
- Нет времени на игру. А для ребёнка она важнее всего;
- В саду все другое: другая еда, другие игрушки, другое постельное бельё;
- Стресс: у детей, находящихся в садиках и яслях, постоянно наблюдается повышенный уровень кортизола, гормона стресса, хотя в норме он должен снижаться уже к обеду. Чем теснее помещение и больше детей, тем уровень кортизола выше. Это подрывает иммунитет и ослабляет организм. Наблюдается зависимость и от возраста: маленьким детям расставание с домом дается тяжелее;
- Есть и просто гиперчувствительные дети. Чувствительность — это не диагноз, это особенность. Таким детям нужно больше внимания, они склонны уходить в защиты. Если типичные дети будут плакать, ругаться в ответ на определённые действия, то чувствительные замкнутся в себе: будут сидеть в одиночестве и нервничать. Мир слишком силен и интенсивен для них, они отгораживаются.