Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевые листы: новые требования с марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Да, сложность еще и в том, что в каждом государстве ЕС такие компетентные органы относятся к разным структурам: в одной стране — к ведомству, отвечающему как раз за транспортное направление, в другом — за финансовое, а в третьем — вообще к Министерству иностранных дел…
Разрешение на транзит тоже требуется?
Вообще, в самом регламенте Евросоюза сказано, что «заинтересованное государство-член должно информировать другие государства-члены и Комиссию о любом предоставленном разрешении в течение двух недель после разрешения». Следует ли это так понимать, что государства, выдавшие разрешение, таким образом проинформируют и те страны ЕС, через которые предполагается транзит для осуществления перевозки? Не совсем понятно…
Скорее всего, отдельное разрешение на транзит тоже потребуется…
По крайней мере, по информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Беларуси (БАМАП), представители Литвы и Польши не признают выданные Германией разрешения и настаивают на том, чтобы у перевозчиков были разрешения в том числе для транзитных перевозок грузов в/из ФРГ.
В информации со стороны Швеции тоже указывается, что заявку на разрешение необходимо подавать для каждой перевозки грузов по территории Швеции, в том числе транзитом.
Документы для получения ИП или ООО лицензии-допуска на грузоперевозки
Российский автоперевозчик, либо лицо его представляющее, для получения права деятельности на осуществление международных грузоперевозок должен собрать пакет документов. Отправить сканы в электронном виде, подписав ЭЦП, через портал Госуслуг, либо передать в Роснадзорные органы копии вместе с Заявкой.
Какие сведения указывают в Заявлении
- Юридическое лицо (ООО): Название организации, адрес, ОГРН/ЕГРЮЛ.
- ИП — ФИО, адрес, паспортные данные, ОГРН.
- Номер налогоплательщика.
- Данные на ТС: тип, марка, модель, госномер, дата выпуска, экологический класс, если присвоен.
- Ответственное должностное лицо.
- Контактные данные: эл. почта, телефон, сайт (если есть).
- Куда отправить решение. В каком виде: электронном или бумажном.
- В какой форме предоставить лицензию-допуск.
Документы для лицензии на грузоперевозки
- Копии справок, подтверждающие права собственности (эксплуатации) транспорта с госрегистрацией;
- документы о финансовом статусе организации (бух. баланс+отчет о результатах работы за последний годовой период, или стоимость недвижимости (имущества), которой обладает компания);
- свидетельство о профкомпетентности автоперевозчика в сфере международных перевозок;
- копия Приказа (Распоряжения) о назначении ответственного должностного лица (искл. ИП, работающий без наемных сотрудников);
- при подаче в бумажном виде следует добавить список-перечень, входящих в пакет документов.
В течение 3 суток проверяют комплектацию переданных сведений. Если все нормально, на проверку отводится 20 дней. После чего принимается окончательное решение о предоставлении лицензии-допуска на грузоперевозки или отказе.
Документы для получения ИП или ООО лицензии-допуска на грузоперевозки
Российский автоперевозчик, либо лицо его представляющее, для получения права деятельности на осуществление международных грузоперевозок должен собрать пакет документов. Отправить сканы в электронном виде, подписав ЭЦП, через портал Госуслуг, либо передать в Роснадзорные органы копии вместе с Заявкой.
Какие сведения указывают в Заявлении
- Юридическое лицо (ООО): Название организации, адрес, ОГРН/ЕГРЮЛ.
- ИП — ФИО, адрес, паспортные данные, ОГРН.
- Номер налогоплательщика.
- Данные на ТС: тип, марка, модель, госномер, дата выпуска, экологический класс, если присвоен.
- Ответственное должностное лицо.
- Контактные данные: эл. почта, телефон, сайт (если есть).
- Куда отправить решение. В каком виде: электронном или бумажном.
- В какой форме предоставить лицензию-допуск.
Документы для лицензии на грузоперевозки
- Копии справок, подтверждающие права собственности (эксплуатации) транспорта с госрегистрацией;
- документы о финансовом статусе организации (бух. баланс+отчет о результатах работы за последний годовой период, или стоимость недвижимости (имущества), которой обладает компания);
- свидетельство о профкомпетентности автоперевозчика в сфере международных перевозок;
- копия Приказа (Распоряжения) о назначении ответственного должностного лица (искл. ИП, работающий без наемных сотрудников);
- при подаче в бумажном виде следует добавить список-перечень, входящих в пакет документов.
В течение 3 суток проверяют комплектацию переданных сведений. Если все нормально, на проверку отводится 20 дней. После чего принимается окончательное решение о предоставлении лицензии-допуска на грузоперевозки или отказе.
Как происходит обмен ЭПД по новым правилам
Рассмотрим примерную схему обмена электронными перевозочными документами в соответствии с порядком, утверждённым ПП № 931, на примере электронной транспортной накладной (ЭТрН). Это один из основных документов перевозки, в котором грузоотправитель и перевозчик согласовывают условия взаимодействия и отражают результаты.
На каждом этапе перевозки участники цепочки подписывают свой титул в ЭТрН.
Этап | Номер титула | Кто подписывает | Какие сведения включает |
---|---|---|---|
Обязательные титулы | |||
Погрузка | 1 | Грузоотправитель | О сторонах перевозки, условиях договора, сведения о водителе, грузе и сопроводительных документах |
2 | Перевозчик | О состоянии груза на его приёме к перевозке | |
Выгрузка | 3 | Грузополучатель | О приёме товара от перевозчика, состоянии груза |
4 | Перевозчик | О сдаче груза получателю | |
Опциональные титулы | |||
Фиксация стоимости | 5 | Перевозчик | О финальной стоимости перевозки |
6 | Грузоотправитель | ||
Переадресация | 7 | Перевозчик | Об изменении грузополучателя либо его адреса |
Эстафета | 8 | Перевозчик | О смене водителя или транспортного средства |
Какие документы требуются для оформления лицензии?
Для лицензирования на право перевозить грузы необходимо собрать следующий стандартный пакет документов:
- свидетельство на транспортное средство установленного образца, которое было заверено нотариусом;
- банковские реквизиты индивидуального предпринимателя или общества;
- подтверждающие дипломы и справки о высокой квалификации человека, способности им водить автотранспортное средство без какой-либо опасности посторонним лицам на дороге;
- соглашение со стоянкой для хранения транспортного средства в период отсутствия его использования, подтверждение приобретения или аренды гаража, ангара;
- чек оплаты государственной пошлины.
Стоимость услуг по оформлению документов для УГАДН
Наименование услуги |
Москва |
Санкт-Петербург |
Регионы |
---|---|---|---|
Цена на пассажирскую лицензию для перевозки сотрудников | от 20000 р. | от 15000 р. | от 15000 р. |
Внесение в реестр лицензированных автобусов | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Поиск специалиста по БДД | от 10000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Требования к лицензиату
Чтобы иметь право получить лицензию на автомобильные перевозки, предприятие должно:
- Иметь собственные или взятые в аренду транспортные средства, допущенные к автодорожному движению и соответствующие техническим требованиям для перевозки грузов.
- Иметь собственные или взятые в аренду помещения и оборудование, необходимое для обеспечения технического обслуживания автомобилей. Также допустимо вместо этого заключить партнерские соглашения с организацией-подрядчиком, которая возьмет на себя эти функции.
- Соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные 196-ФЗ ««Про безопасность дорожного движения».
- Назначить ответственного за обеспечение безопасного транспортного движения, прошедшего аттестацию.
- Иметь в штате специалистов, имеющих право заниматься вождением транспортных средств, перевозкой грузов, ремонтом и поддержанием автотранспорта в хорошем техническом состоянии. Сотрудники должны обладать соответствующей квалификацией и стажем работы.
- Оформить на транспортные средства все необходимые документы, предусмотренные правилами дорожного движения России.
- Иметь страховку на каждого владельца транспортного средства.
Устанавливаются ст. 333 Налогового Кодекса РФ:
- За выдачу лицензии на грузоперевозки автомобильным транспортом – 7500 рублей.
- За переоформление разрешения в связи с изменением места работы предприятия или изменения направления деятельности – 3500 рублей.
- За переоформление в других случаях – 750 рублей.
Также транспортная инспекция занимается выдачей аттестатов:
- За выдачу свидетельства, подтверждающего квалификацию работника – 1300 рублей.
- Внесение изменений в аттестат из-за изменения ФИО – 350 рублей.
- Выдача дубликата свидетельства из-за его утраты – 1300 рублей.
Административное регулирование автомобильных перевозок
Международные автоперевозки, как любой бизнес в области внешней торговли, связаны с постоянной конкурентной борьбой на всех уровнях, от частных перевозчиков до межгосударственных отношений. Если «здоровая» конкуренция между транспортными компаниями на внутреннем и внешнем рынках ведётся экономическими методами (стоимость, качество и скорость доставки грузов), то на государственном уровне вопросы защиты своей экономики и местных перевозчиков каждое государство отстаивает административными методами.
Давно уже существует практика закличения двух-, трёх- и многосторонних соглашений между Министерствами транспорта разных стран о количестве Разрешений на международные автомобильные грузоперевозки по своей территории. Договорившись, страны обмениваются определенным количеством таких разрешений (на жаргоне перевозчиков — Дозволов), а потом каждая распределяет их между своими транспортными компаниями.
Иногда непонятно, что больше влияет на ситуацию с распределением этих разрешений, экономика или политика. Разные страны входят в разные экономические и политические союзы (Европейская Конференция Министров Транспорта, Евросоюз, Таможенный союз ЕАЭС). Часто — сразу в несколько…
Межгосударственные соглашения и квоты обмена дозволами постоянно меняются,
как и порядок выдачи разрешений конечным перевозчикам.
Лицензирование автомобильных перевозок
Лицензирование автомобильного транспорта под собой подразумевает перевозки пассажиров, перевозки грузов. Лицензирующим органом является Министерство транспорта РФ. Также хочется отметить, что на каждый вид деятельности предоставляется своя лицензия.
Министерство транспорта РФ принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в срок не превышающий 30 дней с момента получения заявления с соответствующими документам, в котором прилагается опись документов. Лицензия на соответствующий вид выдается на 5 лет, в дальнейшем его можно будет продлить. Если у лицензиата происходят изменения в количестве автотранспортных средств, то он обязан будет уведомить орган в течение 15 дней об изменении. Что касается плановых проверок, то он проходят по-разному, для перевозки пассажиров-не чаще одного раза в год, а для перевозки грузов-не чаще одного раза в два года.
Проверка в рамках решения вопроса о выдачи лицензии:
Сами проверки проводятся на основании приказа руководителя лицензирующего органа. По их результату выносится акт или протокол, составленный в двух экземплярах-вам и для органа.
Если имеются нарушения, то они обязательно прилагаются к протоколу, чтобы подтвердить свои требования к соискателю лицензии. Протокол подписывается обеими сторонами, и регистрируется в журнале органа и представляется руководителю органа.
Лицензирующий орган имеет право приостановить действие в получении лицензии, пока не будут исправлены ошибки, или вовсе отказать в получении лицензии, если были выявлены неоднократные нарушения или грубые нарушения.
После того, как орган вынес решение о приостановлении, то он уведомляет в течении трех дней соискателя лицензии. Также лицензия теряет юридическую силу, если организация ликвидируется, или прекращает свою деятельность в результате реорганизации, кроме преобразования либо прекращения свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Орган может аннулировать лицензию, если в течении трех месяцев организация не оплатит сбор за предоставление лицензии. Также лицензия может быть аннулирована по решению суда, если в контролирующий орган поступали на организацию жалобы, и эти жалобы сопровождались нарушением законных прав граждан.
Для того чтобы понять разницу между перевозкой пассажиров и перевозкой грузов, мы продолжим нашу тему в следующем заголовке.
Основные новации Правил и Инструкции
Обратим внимание на ключевые нововведения в процедуре выдачи разрешений.
1. С 15.04.2022 разрешения будут выдаваться только автомобильным перевозчикам, зарегистрированным в автоматизированной системе по учету и выдаче разрешений (п. 350-2 Правил), известной как АИС «Дазвол». Порядок регистрации в этой АИС урегулирован в п. 6 Инструкции.
2. Установлен единый перечень документов, которые автоперевозчик должен представить для получения разрешений независимо от их вида (разрешение ЕКМТ или разовое разрешение) и от того, по территории одного или нескольких иностранных государств предполагается проезд ТС. Порядок и сроки подачи таких документов также определены в п. 6 Инструкции.
3. Для транспортных компаний сохранено одно из условий получения разрешения – наличие сведений о представлении государственной статотчетности 4-тр.
Кроме того, как и ранее, индивидуальные предприниматели и транспортные предприятия, выполняющие международные автомобильные грузоперевозки для собственных нужд, обязаны представлять справку о выручке от деятельности по международной перевозке грузов. Новым является требование о том, что юрлица в дополнение к справке должны заполнить приложение к ней, приведя перечень расходов по перевозке товаров автомобильным транспортом для собственных нужд, на основании которых составлена справка о выручке.
Еще одно нововведение состоит в том, что вновь созданные автоперевозчики и транспортные компании, ранее не осуществлявшие международные автомобильные перевозки грузов, для получения разрешений до подачи статотчетности 4-т вправе представить справку о выручке от деятельности по международной перевозке грузов.
4. В абз. 4 ч. 1 п. 350-3 Правил предусмотрена возможность доставки разрешений, выдаваемых автомобильным перевозчикам, операторами почтовой связи на возмездной основе. В этом случае срок выдачи разрешения увеличивается на один рабочий день.
5. Чтобы повысить эффективность использования перевозчиками выданных разрешений, Правила дополнены п. 350-5, закрепляющим перечень случаев, в которых Минтранс вправе вынести решение об ограничении количества разрешений, подлежащих выдаче автомобильному перевозчику. Принятие такого решения будет возможно, если:
– автомобильный перевозчик не соблюдает порядок использования и возврата разрешения на проезд ТС или его неиспользования, установленный Инструкцией;
– Транспортная инспекция выявила недостоверные сведения в представленных перевозчиком документах;
– автомобильный перевозчик не подал в 10-дневный срок уточненные документы и сведения при их изменении;
– перевозчик не представил в Транспортную инспекцию сведения об использовании разрешений ЕКМТ по форме, в порядке и сроки, установленные п. 54 Инструкции, или копию международной товарно-транспортной накладной CMR, если необходимость ее представления предусмотрена решением Минтранса.
В ДОПОГ 2019 раздел 2.2.8, касающийся классификации коррозионных веществ (класс 8), был изложен в новой редакции, т.е. фактически полностью переписан.
Процедуры классификации коррозионных веществ в ДОПОГ (как и в других международных регламентах в сфере перевозки опасных грузов) оставались неизменные долгое время.
Изменения отражают работу Подкомитета ООН и Подкомитета по Согласованной на глобальном уровне системе, направленную на более точное согласование положений о классификации для транспортировки веществ класса 8 с положениями об их поставке и использовании.
Что стало причиной для внесения изменений:
- при подходе существовавшем ранее (до ДОПОГ 2019) большая часть растворов без специальных испытаний должна была бы отнесена к ГУ I;
- отсутствовала гармонизация в разных регионах мира;
- множество трудностей в присвоении смесям групп упаковки;
- ужесточение требований к средствам удержания;
- многие упаковки/средства удержания для коррозионных смесей высокой степени опасности в настоящее время доступны только ограниченно или недоступны совсем;
- часто разрешены только малые количества содержимого (по 1.1.3.6 20 л/кг, перевозка в ограниченных и освобожденных количествах запрещена).
Для облегчения классификации коррозионных смесей в ДОПОГ 2019 были включены альтернативные методы, позволяющие определить группу упаковки смеси, без проведения испытаний:
1. Метод экстраполирования;
2. Метод расчета.
Метод экстраполирования допускается использовать в тех случаях, когда смесь не подвергалась испытанию на предмет определения ее потенциала коррозионного воздействия на кожу, однако имеются достаточные данные как по ее отдельным компонентам, так и по испытанным схожим смесям для адекватной классификации рассматриваемой смеси и назначения ей группы упаковки. Применяется в случае:
- разбавления;
- разных партий продукции;
- увеличения концентрации смесей, отнесенных к группе упаковки I;
- трех смесей с идентичными компонентами;
- существенно схожих смесей.
Особенности лицензирования грузоперевозок в РФ
Лицензия на перевозку грузов потребуется транспортным компаниям, планирующим осуществлять деятельность на международном рынке. В случае, работы на территории РФ допуски не нужны. Выдача данного разрешительного документа регламентируется Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» за № 128.
Чтобы получить лицензию, предпринимателю потребуется обратиться в Ространснадзор (инстанции подчиняются Минтрансу). Исходя из условий выдачи разрешительного документа, претенденты должны соответствовать ряду стандартов.
Так, у кандидата должны быть в собственном распоряжении автотранспорт или на иных основаниях. Все машины должны отвечать ряду международных технических норм (описаны профильными конвекциями и соглашениями).
Что касается квалификации и образования водительского экипажа, то они должны подтверждаться соответствующей документацией. Важно, чтобы данный документ и права на вождения соответствовали актуальным образцам. Среди сотрудников должны быть ответственные лица, прошедшие подготовку, согласно ряду квалификационных требований, связанных с организацией грузоперевозок автомобилями по международным сообщениям. Данные специалисты должны располагать удостоверениями АСМАП. Что касается руководящего состава, от сотрудников требуется знание правил безопасности дорожного движения.
При рассмотрении заявки на получение лицензии, оценивается устойчивость финансового положения кандидата. Анализируют, исходя из стоимости имущества. У собственников автотранспортных средств должны быть действующие страховые полиса.
Также новая редакция «Правил перевозок автомобильным транспортом» ввела перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Теперь дополнительно к стандартным данным о контрагентах и адресам пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов нужно указать следующую информацию:
- о количестве грузовых мест
- о параметрах ТС (тип, марка, грузоподъемность и вместимость)
- данные о грузах (сроки хранения и температурный режим)
- указания необходимые для соблюдения фитосанитарных, карантинных и иных требований
- + отгрузочное наименование на каждый груз и информация о его состоянии
- + если перевозимый груз относится к классу опасных: в заявке на автомобильную перевозку опасного груза необходимо указать информацию о каждом опасном веществе, изделии или материале – как это регламентирует соглашение о ДОПОГ.