Когда гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За уклонение от уплаты налогов привлечь к ответственности могут не только предпринимателей и юридические лица, но и самозанятых, а также физических лиц в части налогов, которые он должен платить самостоятельно (например, в случае продажи или сдачи в аренду недвижимости, выигрыша в лотерею и пр.).

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Материальная ответственность директора за налоговые правонарушения

Директор обязан действовать в интересах возглавляемой им организации добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В противном случае по требованию организации или ее учредителей директор должен возместить убытки, причиненные допущенным нарушением.

В этих случаях директор несет материальную ответственность перед организацией за убытки, причиненные его виновными действиями или бездействием, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами (п. 2 ст. 44 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

По делу о взыскании убытков организация должна доказать в совокупности следующие обстоятельства:

  • директор не исполнял или ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности;
  • наличие причинно-следственной связи между причиненными организации убытками и нарушением обязательств со стороны директора;
  • размер понесенных убытков.

Дисциплинарная ответственность директора за налоговые правонарушения

Если в число должностных обязанностей директора организации входит строгое соблюдение требований законодательства, в том числе и налогового, то совершение налогового правонарушения является достаточным основанием для его привлечения к дисциплинарной ответственности (п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).

Дисциплинарная ответственность – это ответственность директора перед самой организацией (работодателем) за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него обязанностей. Данная ответственность заключается в наложении на директора взыскания в виде замечания, выговора или увольнения (ст. 192 ТК РФ).

Вопрос о привлечении директора к дисциплинарной ответственности за совершенные по его вине налоговые нарушения находится исключительно в компетенции самого работодателя.

При этом дисциплинарное взыскание за совершение налоговых нарушений в любом случае будет признаваться обоснованным, если в трудовом контракте директора закреплена обязанность по соблюдению действующих норм налогового законодательства.

При наложении таких взысканий работодатель должен учитывать ряд ограничений, установленных нормами ТК РФ. В частности, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ст. 193 ТК РФ).

Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, не допускается. При этом за каждый дисциплинарный проступок (налоговое правонарушение) может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 5 ст. 193 ТК РФ).

Читайте также:  Продление разрешения на хранение и ношения оружия

Отвественность за налоговое преступление

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

  • арест сроком до шести месяцев;

  • лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

Суммы штрафов за неуплату налогов

Размер штрафов за неуплату налогов определяется полностью Налоговым кодексом. В настоящее время определены такие нормативы по выплатам в различных случаях нарушений:

Нормативы по выплатам

Нарушение, обозначенное Налоговым кодексом

Сумма штрафа при неумышленном нарушении (операционной ошибке)

Сумма штрафа при умышленном нарушении

Неуплата или же неполная уплата налога в результате сокрытия прибыли или других неправомерных деяний

До 20% от суммы неуплаченного налога

До 40% от суммы неуплаченного налога

Неуплата и уклонение от уплаты налогов: в чем разница и что за это будет

Налоги и сборы являются основным источником пополнения государственного бюджета. Обеспечение поступления данных платежей в бюджет — одна из приоритетных задач любого государства.

Поэтому за исполнением плательщиками обязанности платить налоги контролирующие органы всегда следили довольно серьезно.

Особенно это проявляется в последнее время, когда в СМИ все чаще стали появляться публикации о задержании должностных лиц различных компаний и возбуждении в отношении них уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.

Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).

Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.

Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет.

Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.

Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.

Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):

Республиканские Местные Особые режимы налогообложения

Налоги
  • — НДС и акцизы
  • — налог на прибыль
  • — налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
  • — подоходный налог с физических лиц
  • — налог на недвижимость
  • — земельный налог
  • — экологический налог
  • — налог на добычу (изъятие) природных ресурсов
— налог за владение собаками
  1. — налог при упрощенной системе налогообложения
  2. — единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
  3. — единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
  4. — налог на игорный бизнес
  5. — налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности
  6. — налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр
  7. — единый налог на вмененный доход
Сборы (пошлины)
  • — сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь
  • — офшорный сбор
  • — гербовый сбор
  • — консульский сбор
  • — государственная пошлина
  • — патентные пошлины
  • — таможенные пошлины и таможенные сборы
  • — утилизационный сбор
  • — сбор на финансирование государственных расходов
— курортный сбор; — сбор с заготовителей — сбор за осуществление ремесленной деятельности — сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

Неуплата налогов, как преступление

Все виды ответственности за неисполнение налоговых обязанностей установлены Налоговым и Уголовным кодексами. Если в НК РФ санкциями являются пени и штрафы, то УК РФ включает штрафы, принудительные работы, заключение виновного лица под стражу и лишение его свободы.

Вот, что прописано про уклонение от уплаты налогов в УК РФ: всегда совершаемое с прямым умыслом деяние, цель которого — неуплата налогов, сборов, страхвзносов в крупном или особо крупном размере, в результате чего государство недополучает значительные суммы в свой бюджет (Постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Способы совершения преступлений, за которые наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, могут быть следующими:

  • действие — умышленное включение в отчетность (декларации, расчеты, отчеты и т.п.) заведомо ложных показателей,
  • бездействие – умышленное непредставление обязательной налоговой отчетности в органы ИФНС.

Размер штрафа определяется на основании норм, содержащихся в ст.69 и 122 НК РФ. Для организаций ответственность за неуплату налоговых сборов прежде всего выражается в начислении пени за каждый день просрочки. Уплата начисленных пени не освобождает юридическое лицо от погашения основной суммы финансового обязательства перед налоговой инспекцией.

Ответственность для организаций наступает с учетом характерных особенностей:

  • в случае выявления сведений, свидетельствующих о занижении налоговой базы, организации грозит штраф, размер которого может составлять 20% от общей суммы налога;
  • если будет обнаружено, что юридическое лицо умышленно занижало налоговую базу или производило неправильный расчет, с целью уменьшения суммы налогового сбора, то ответственность наступает в виде 40% штрафа.
Читайте также:  Пенсия в 2023 году: от чего зависит и как изменится размер выплат

Аналогичная схема применения штрафных санкций предусматривается и для лиц, зарегистрированных в качестве ИП.

Специфика привлечения к ответственности

В случае выявления налоговой инспекцией факта неуплаты налогов к правонарушителю применяются нормы, предусмотренные НК, УК и КоАП РФ.
Факты, свидетельствующие о неуплате налогов, выявляются в процессе специальных проверок, которые могут проводиться по результатам отчетного периода или по распоряжению ИФНС.

Для привлечения к ответственности за экономические преступления российское законодательство предусматривает следующий порядок действий:

  • проводится налоговая проверка;
  • составляется акт (в случае выявления правонарушений);
  • выносится решение о привлечении правонарушителя к ответственности;
  • выносится постановление о наложении штрафных санкций.

Налогоплательщик вправе заявить о нарушении своих прав и оспорить действия, предпринимаемые налоговый инспекцией, в любое время, вне зависимости от этапа производства.

Ответственность юридических лиц за неуплату налогов

С определением наказания компании дело обстоит сложнее, поскольку предварительно нужно найти конкретных виновных сотрудников. Для этого налоговая служба и следственные органы изучат должностные инструкции и трудовые договора компании. Важно определить кто из работников был обязан подавать декларации, определять налоговую базу и оплачивать налоги.

В случае, если на момент возникновения долга ответственный сотрудник был в отпуске, наказание понесёт тот, кто его официально заменял.

Если руководитель компании участвовал в сокрытии прибыли и занижении налогов, то он также будет наказан.

Виды ответственности за неуплату налогов юридическими лицами:

  • Пеня.
  • Штраф 100-500 тысяч или заработок виновного за 1-3 года.
  • Принудительные работы до 5 лет.
  • Запрет занимать данную должность до 3 лет.
  • Арест.
  • Ограничение свободы до полугода.

Наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств

Такие обстоятельства также оказывают влияние на процесс принятия решения по вопросам применения тех или иных налоговых санкций. Согласно действующему налоговому законодательству, смягчающими ответственность за неуплату налогов признаются следующие события, спровоцировавшие совершение правонарушения:

  • Стечение тяжёлых личных или семейных обстоятельств.
  • Наличие угрозы, давления, принуждения со стороны, которые могут быть вызваны материальной или служебной зависимостью.
  • Любые другие обстоятельства, которые впоследствии признаются уполномоченными на принятие решений органами смягчающими.

Отягчающее обстоятельство только одно — это повторное нарушение налогового законодательства таким же образом. При этом обязательным считается факт наложения ответственности за первичное правонарушение. В обратном случае более поздний по срокам случай не может быть признан с этой точки зрения вторичным. Следует уточнить и другие условия признания того или иного события таковым. Они следующие:

  • Аналогичность совершённых правонарушений. При этом не имеется в виду абсолютное совпадение деяний. Существуют дополнительные разновидности ситуаций, которые могут быть рассмотрены:

— Применение одного и того же пункта одной статьи НК РФ с различиями в обстоятельствах.

— Пункты статьи не совпадают, но правонарушения одинаковы.

Суды уделяют делам по уклонению от налогов особое внимание, потому что считают неуплату налогов «общественно опасным действием или бездействием». Если люди осознанно не выполняют свой долг по уплате налогов (а он прописан в Конституции РФ), налоги не поступают в бюджет России. А ведь эти суммы были запланированы в бюджете на расходы страны: на зарплату, господдержку нуждающихся, финансирование школ и поликлиник и т.д.

Последствия неуплаты налогов касаются масштабов всей России, и суды учитывают это при вынесении решений. Иными словами, объектом преступления выступают важные общественные экономические отношения, в основе которых лежит обязанность каждого человека платить налоги.

В каждом конкретном случае суд будет решать, какое наказание применить за неуплату налога: от самого мягкого наказания по этой статье (штраф в 100 тыс. рублей) до самого сурового (лишение свободы на шесть лет с трехлетним лишением права занимать прежнюю должность).

Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.

В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?

Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о пенсионном обеспечении, соцобеспечении и медстраховании работников?

При наличии работников ИП и организации обязаны своевременно предоставлять в отделения УГД МФ РК расчеты по исчисленным и перечисленным суммам ОПВ, а также предоставлять списки сотрудников- вкладчиков ЕНПФ. Кроме того, работодатели обязаны вести первичный учет по взносам в ЕНПФ по каждому работнику. За нарушение этой обязанности предусмотрен штраф в соответствии с п.6 ст. 91 КоАП РК.

Аналогичные требования предъявляются и к суммам социальных отчислений, которые работодатель обязан своевременно и в полном объеме исчислять и перечислять в ГФСС (п.2 ст.92 КоАП РК) и взносов ОСМС (ст.91-2 КоАП РК)

Читайте также:  Изменения в порядке возмещения командировочных расходов с 6 октября 2020 года

Сумма штрафа исчисляется не в МРП, а в процентах от той суммы ОПВ или СО, которая подлежала перечислению в ЕНПФ, ГФСС или ФОМС.

Таблица 2. Штрафы за нарушения в сфере пенсионного, соцобеспечения и медстрахования (ст.91, 92, 92-1 КоАП РК).

Вид нарушения

Штрафы (% от суммы взносов, подлежащих перечислению в фонды)

Физлица

Малый бизнес

Средний бизнес

Субъекты крупного предпринимательства

1

Непредставление в УГД списка вкладчиков ЕНПФ

предупреждение

2

Непредставление в УГД расчета по суммам ОПВ

предупреждение

3

Не ведение первичного учета по ОПВ по каждому работнику

предупреждение

4

Не перечисление, не своевременное или не полное перечисление взносов за работников в ЕНПФ

предупреждение

5

Повторное нарушение

10%

20%

30%

50%

6

Непредставление в УГД списка участников системы соцстрахования

предупреждение

7

Не перечисление, не своевременное или не полное перечисление соцотчислений за работников в ГФСС

предупреждение

8

Повторное нарушение

20%

20%

30%

50%

9

Непредставление в УГД списков плательщиков взносов ОСМС

предупреждение

10

Неуплата или неполная уплата взносов ОСМС

предупреждение

11

Повторное нарушение

20%

20%

30%

50%

Чем грозит занижение суммы или неуплата налогов в срок?

Налогоплательщики обязаны точно исчислять суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет (если расчет не производит сам налоговый орган). Также не допускается сокрытие налогооблагаемой базы или ее занижение. За подобные нарушения предусмотрены штрафы по ст.275-280 КоАП РК.

Таблица 5. Штрафы за нарушения налогового режима и прочие нарушения (ст.275-280 КоАП РК).

Вид нарушения

Штрафы (МРП, если не указано иное)

Физлица

Малый бизнес (в т.ч. нотариусы, адвокаты, ЧСИ)

Средний бизнес

Субъекты крупного предпринимательства

1

Сокрытие объектов налогообложения

200% от суммы налога

2

Повторное нарушение

300% от суммы налога

3

Сокрытие физлицом имущества за пределами РК и неуплата ИПН

100

4

Неустранение нарушений п.3

200

5

Отсутствие учетной документации

предупреждение

6

Повторное нарушение

25

50

75

7

Уклонение от уплаты налогов путем осуществления взаиморасчетов с третьими лицами

15

15

30

50

8

Занижение сумм налогов в декларации о ввозе товаров

10 %

20%

50%

80% от суммы налога

9

Занижение сумм текущих платежей в расчете

30%

30%

50% от суммы налога

10

Неудержание налоговым агентом сумм налога

20%

30%

50% от неудержанной суммы

11

Неперечисление налоговым агентом сумм налога в бюджет

5

10

20

12

Выписка фиктивного счета-фактуры

100%

200%

300% от суммы НДС, включенного в счет-фактуру

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает составы преступления, когда ответственность наступает в зависимости от вины для руководителя и/или главного бухгалтера.

Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).

Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере, в виде значительных штрафов (до 500 000 руб.), лишения свободы (до шести лет), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 199 Уголовного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.

А особо крупным размером считается сумма, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Разъяснения судам по поводу привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления даны в постановлении Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Постановление N 64 впервые дало официальное разъяснение объективной стороны налоговых преступлений исходя из положений ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ.

Согласно разъяснениям Постановления N 64 уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются действия, осуществленные с целью неуплаты налогов и (или) сборов, приводящие к полному или частичному не поступлению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом уголовная ответственность может наступить, только если применялись способы, указанные в УК РФ, а именно:

умышленное непредставление налоговой отчетности, представление которой закреплено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

умышленное включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений.

Способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление необходимых документов).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *