Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чувствую себя везде лишней. Меня никто не понимает.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Условно подростковый период начинается в 10 – 13 лет и длится до 21 года. Он подразделяется на три этапа. Ранний — «самый невыносимый», по словам психотерапевта. У детей появляются новые запросы, они уже «немаленькие», но не понимают, как с этим быть. Мальчики становятся похожими на неандертальцев, неловких, неуклюжих. Они грубят и хотят, чтобы их оставили в покое. Девочки, в свою очередь, начинают бояться и всего стесняться, в том числе себя самих.
Мы выяснили, что одиночество — это неплохо, а даже хорошо в какой-то степени. Но не стоит думать, что тебе не нужен человек рядом. Каждому .
Не переживай, если сейчас у тебя такого человека нет рядом. Все равно ты его найдешь, так или иначе. Если вокруг тебя находятся люди, с которыми тебе тяжело общаться, ты не можешь найти общих тем для разговоров, тебя не понимают и считают странным — ничего страшного. Главное, не загоняться на эту тему слишком сильно.
Помни, что все люди разные, у каждого есть свои тараканы в голове. Кто-то легче сходится с людьми, другим нужно много времени чтобы пустить к себе поближе. Ты такой, какой ты есть. И надо уметь и любить. Знать свои сильные стороны и слабые. Над проблемами работать, а над хорошими качествами усердно трудиться. Об этом мы поговорим позже.
Если тебе вдруг кажется, что твоя мама тебя не любит, то обязательно прочитай статью « ». Нам иногда кажется то, чего на самом деле нет. Может быть, сейчас у твоих родителей серьезные проблемы и они уделяют тебе мало внимания. И это не означает, что они не любят тебя!
Найти друзей не так уж сложно. Сложнее эту дружбу сохранить. Ведь над ней надо работать, а многие этого не понимают. Статья « » поможет тебе определиться с тем, как встретить интересных людей. А вот как действовать дальше, придется думать самому.
Почему родители обесценивают своих детей?
Проблема в том, что такой же опыт общения они получили в отношениях со своими родителями. У многих не было хорошего примера: взрослые не ценили их чувства и стремления, поэтому часто родители поступают так, как к ним относились их родители. Они не знают, что можно делать иначе. Но бывают и исключения, когда люди кардинально меняют модель поведения.
Но в результате такого поведения родителей у ребёнка формируется низкая самооценка, неоправданное ожидание подвоха от других, неумение ценить свои достижения, страх что-то начинать, желание доказать родителям обратное.
Удивительно, но обесценивать ребёнка можно даже «комплиментами». Сравните фразы «Ты — мамино счастье!!!» и «Мне тепло от твоей улыбки».
Чувствуете разницу? Первая обесценивает ребёнка. Это происходит из-за того, что родители воспринимают его как продолжение себя и пытаются через него сделать то, что сами не смогли («Что про нас подумают, если ты принесешь домой двойку?»). Вторая фраза же подчеркивает исключительно чувства родителя.
Некоторые родители перекладывают ответственность за свои чувства на ребёнка. Например, «Вот ты будешь злиться, а у меня сердце прихватит! И что ты тогда будешь делать?».
Что делать, если родители заставляют делать то, чего вы не хотите?
Есть действия, которые делать не особо хочется, но они — часть правил семейной системы, которые выполнять необходимо. Например, уборка своих вещей.
Если дело касается поступления в вуз, например, вы хотите на одно направление, а родители готовы оплачивать только другое, то это неоднозначная ситуация.
Есть несколько вариантов: поговорить с родителями о том, что вы в жизни видите себя в другой сфере, можно даже привести примеры людей, которые вас вдохновляют.
Или, например, родители могут заставлять вас поступать на экономический факультет, а не на психологический, не потому что они плохие, а потому что им это может быть не знакомо, и они таким образом могут переживать за ваше будущее. В их представлении это может быть выражением заботы.
Если родители категорически настроены и не готовы слушать вас и вашу позицию, то дальнейшее решение остаётся за вами.
Варианты действий в таком случае:
- Поступать на их условиях и позже пройти переквалификацию.
- Стремиться пройти на бюджет туда, куда вы хотите, даже если не с первого раза удастся поступить.
- Если там есть только платная основа, устроиться на работу и пройти обучение там, где вы хотите.
- Какой-то другой вариант, который вам подойдёт.
Самооценка зависит от вас
Понятно, что взрослого человека поменять сложно, особенно если он привык находиться в приниженном положении. Но если вам надоело наплевательское отношение к себе, надо меняться.
Осознайте простую вещь: ваше представление о себе не должно зависеть от чужих оценок. Это слишком зыбко и ненадёжно. Муж может встать не с той ноги, шеф – плохо себя чувствовать, дочь – быть раздражённой. Не принимайте их недовольство на свой счёт.
Перестаньте себя критиковать и зацикливаться на ошибках. Ошибаются все, даже гении. К тому же ваши слабости и промахи никак не характеризуют вас как личность. Сосредоточьтесь лучше на своих сильных сторонах. Подумайте, за что вы можете себя похвалить. Почаще напоминайте себе об этом. Можно даже написать список своих достижений и повесить на видное место.
Осуществляйте свои желания. Люди, думающие прежде всего о благе других, начисто забывают о собственных потребностях. А это неправильно. Если вы постоянно ставите на себе крест, то же самое будут делать и остальные. Поэтому перестаньте откладывать мечты на потом. Например, если вы всегда хотели пойти на курсы ландшафтного дизайна или научиться делать домашнюю косметику, реализуйте это прямо сейчас. Имеете полное право!
Почему подростки так остро реагируют на критику?
Из-за изменений, которые происходят в голове у подростков, оголяются эмоциональные болевые центры. Локтионова привела в пример сравнение, которое подобрала Франсуаза Дольто. По словам французского психоаналитика, подросток похож на омара во время линьки: он только что лишился панциря, и ему надо вырастить новый. В этот момент его подстерегают всевозможные опасности.
«Подростки должны выжить в этот непростой период, как омары. Поэтому семья должна стать тем безопасным местом, где он сможет пережить это время, не боясь “хищников” и нарастив этот новый “хитиновый покров”, то есть дождаться формирования больших полушарий головного мозга», — посоветовала психотерапевт.
Продолжая тему сравнения подростков и омаров, она сказала, что любого тинейджера поджидает боль, он точно получит «ожоги». Психотерапевт вспомнила, что раньше для подростков существовал обряд инициации.
Доцент кафедры клинической психологии Московского института психоанализа, кандидат психологических наук Мария Баулина:
– Если человек бросается на помощь по первому зову или даже тогда, когда его никто об этом не просит, он невольно демонстрирует окружающим, что превосходит их по уровню добродетельности, поэтому люди стараются принизить его заслуги. Кроме того, иногда добрый и старательный человек проявляет свои качества там, где это неуместно. Например, пытается помочь ребёнку в тот момент, когда родители требуют от него самостоятельности. Чтобы получить благодарность, необходимо учитывать контекст ситуации и потребности других людей.
Екатерина Болдышева:
– Не секрет, что окружающие относятся к нам так, как мы относимся сами к себе. Если человек не верит в свои силы, постоянно занимается нездоровой самокритикой, не любит и не ценит сам себя, его не будут ценить и окружающие. Научитесь относиться к себе с большим уважением, цените себя, не стесняйтесь себя хвалить даже за самое небольшое достижение.
Cамопознание = видопознание
Постигая себя посредством изучения системно-векторной психологии, узнавая структуру собственной психики, механизмы желаний и этапы их развития, звуковик впервые приоткрывает завесу скрытого бессознательного. Самое желанное и лакомое! Но только теперь, погружаясь в себя, звуковик неожиданно встречает там совсем не себя, не Васю, а свой вид.
Впервые в жизни он становится способен оправдывать сердцем не одного себя, а все человечество, способен ощущать психическое другого в себе как свое собственное.
Распознавая других по векторам, понимая их психику, он не ощущает неприязни, он видит других в себе, он чувствует весь вид в одном человеке.
Понимая других, он начинает понимать себя.
Понимая других, он не требует от них понимать его.
Понимая других, он находит смысл жизни, чувствует матрицу, видит полную картинку мира сквозь пространство и время.
Он наполняется!
И вот именно это состояние постижения, глубокого и полного понимания существования вида, способов мировосприятия, мироощущения и миропонимания людей с разными векторами, живущих и выполняющих общую задачу, дает звуковику невыразимое ощущение радости от получения ответов на незаданные вопросы. Проблема «меня никто не понимает» растворяется в океане его собственного прозрения.
Теперь он знает, почему его считали странным, почему ему так сложно вставать по утрам, но легко работать за полночь, почему мама всегда кричала, но так и не докричалась до него, что тяготило его всю жизнь и не отпускало ни на минуту. Системно для него становится понятно, какая пара ему подходит, какой вид деятельности наиболее близок его психике, какие зацепки и якоря родом из детства долгие годы давали о себе знать, откуда брались в его голове мысли о смерти. И поразительно: почему он раньше так не любил этих удивительных существ — людей. Ведь раньше он не знал, о чем с ними можно говорить, как вести себя, чтобы снова не показаться странным, да и зачем это было делать — не было такого желания.
Что изменилось? Намерение.
Раньше сразу выстраивалась защитная стена, сейчас барьер не нужен. Нет неприязни, нет опасений, нет подозрений. Только удивление и восхищение этим миром, людьми, обществом — это же просто уникальная самоорганизующаяся система, живущая по четким законам развития коллективного психического. От каменного топора до космического корабля, от случки до чувственного секса и любви, от «как выжить мне во что бы то ни стало» до «как выжить всему человечеству».
Понимать эти законы, наблюдать их в жизни, быть частью этого процесса и осознавать важность собственного вклада в общее будущее — вот звуковое наслаждение. Новый вызов для абстрактного интеллекта, новый поиск ответов, но только имеющий теперь конкретное направление, вектор приложения мыслей, цель, хорошо освещенный путь.
Как помочь подростку, который не просит помощи?
«Я часто встречаюсь с родительской растерянностью. Вроде их не просят о помощи, даже, наоборот, говорят: “Уйди, не трогай меня”», — сказала психотерапевт.
Татьяна Лазарева это подтвердила. По ее словам, каждый из трех детей в подростковом возрасте частенько говорил: «Мама, хватит!» Локтионова объяснила смысл этой фразы из уст тинейджера.
«Всё, что происходит снаружи, напрямую, без обработки большими полушариями действует на эмоциональный болевой центр подростка. Любой косой взгляд, любое осуждение бьют в этот центр. Если в вашей фразе подросток услышит кусочек морали, то ребенок идентифицирует это как отчуждение. Тогда ребенок говорит: “Мама, хватит”. Но говорит он это не маме, а той боли, которую он в данный момент переживает», — сказала психотерапевт.
Что делать если чувствуешь себя одиноким
Ты тоже когда-то чувствовал, что твои родители тебя совсем не понимают? Что ведут себя так, словно они никогда не были молодыми? Ничего страшного. Так работает наша психика. Ее задача в подростковом возрасте – удалить нас от родителей, чтобы мы могли стать полноценными взрослыми и вышли из-под “родительского крыла”. Птенцов, например, вообще просто выталкивают из гнезда и все – так что мы, люди, еще не в самом худшем положении 🙂
Каждый (кто раньше, а кто позже) чувствует, что наши родители не такие уж классные. А вот друзья становятся гораздо более близкими, ведь у вас есть общие интересы и переживания. Но иногда и в компании друзей ты чувствуешь себя одиноко. Почему возникает чувство, что ты не такой, как все, что у тебя никогда не будет настоящих друзей? Основное, о чем следует помнить в таких ситуациях – изменять отношение к конкретным людям в течение длительного периода времени – это абсолютно нормально. Во-первых, для того чтобы найти настоящих друзей, нужно понять свои интересы. С возрастом сделать это будет проще, но для этого нужно время. В подростковом возрасте нравится все, ведь возможностей и информации вокруг очень много.
Поэтому чувство отчужденности возникает не потому, что тебе чего-то не хватает, а лишь потому, что вокруг очень много вариантов построения твоей жизни.
Пробуй себя в разных амплуа и сферах – посещай курсы по игре на гитаре или кружок вышивания – так ты скорее поймешь, что тебе интересно, и найдешь друзей, которые эти интересы с тобой разделяют. Кроме того, природа позаботилась о том, чтобы даже в этот период мы не теряли связь с родителями безвозвратно. Поэтому, когда общение с друзьями идет тяжело, именно дома мы находим столь необходимый нам баланс.
К тому же, ощущение одиночества нужно нам еще и для того, чтобы понимать, как бы странно это ни звучало, как круто быть не одиноким. Представьте, что вы каждый день на завтрак, обед и ужин питаетесь любимым блюдом – например, тортом. Как бы мы его не любили, довольно скоро он надоест. Чтобы снова захотеть съесть торт, нам нужно или определенное время посидеть на тортовой диете или изголодаться. Одиночество и есть этот голод, и это очень важный механизм. Такой каламбур – чтобы действительно ценить близких людей, необходимо проводить время в одиночестве.
Однако те же самые свойства звукового и анального векторов, не получая полноценной реализации в активной созидательной деятельности, превращаются в источники страданий для своих владельцев.
Так, отсутствие реализации звуковых свойств зачастую приводит к развитию депрессивного состояния, вплоть до возникновения суицидальных мыслей. Дефицит наполнения свойств анального вектора ведет к зарождению обиды на обстоятельства, начальство, родственников, правительство, судьбу и даже Бога.
Звуковик в негативном состоянии ощущает себя тем самым непризнанным гением, все труды или достижения которого будто бы отвергались обществом по разным причинам. Такой домашний гений может замыкаться в себе, в прямом смысле изолируя себя от всех, погружаясь в бесплодные размышления, философствования, медитации. Подобное поведение с одной стороны еще больше отдаляет его от реальной жизни, а с другой — все сильнее убеждает его в собственной гениальности и исключительности.
Нереализованные свойства продолжают давить растущими пустотами в психике, нарушая биохимический баланс головного мозга и проявляясь неосознанным, но вполне ощутимым страданием, в попытке уйти от которого звуковик еще больше погружается в себя, в свой внутренний мир, создавая для себя иллюзию реальности.
Вместе с этим, утопая в обиде как негативном проявлении растущих пустот в анальном векторе, страдающий человек быстро находит объект для выражения собственной неприязни. Это может быть его семья, коллеги, соседи или просто прохожие на улице.
Теряя ощущение реальности в звуке, под давлением нехваток в анальном векторе крайней степенью проявления негативного состояния анального звуковика может стать морально-нравственная дегенерация, когда желание мести превышает ощущение ценности человеческой жизни — как своей, так и чужой — и может приводить к совершению человеком массовых убийств (как «воплощение им особой миссии»).
Самый интровертированный вектор, звуковой, находится сегодня в плохом состоянии — вынужденного развития. Тот путь, который тысячелетиями проходили все остальные семь векторов, звуковик проходит сейчас. Процесс развития от состояния «в себя» до состояния «к другому» сделал из вороватого кожника выдающегося экономиста или инженера. Испуганный истеричный зрительник превратился в способного к состраданию человека — чутко переживающего чужую боль врача, волонтера или общественного деятеля…
Звуковик сегодня находится на пути от потребления, сосредоточения на себе, пикового эгоцентризма — до созидания, концентрации на другом, духовного альтруизма. Да, в этом путешествии он один, и пройти за него этот путь не может никто другой. Это процесс развития. Болезненный, сложный, но неизбежный.
Мы развиваемся уже более 50 000 лет, нарабатываем все больший и больший объем психического за счет развития каждого из восьми векторов. Если развитие эмоциональной сферы в зрительном векторе достигло своего апогея, реализуясь во всеобъемлющей и жертвенной любви к другому человеку, то задача звуковика — это постижение духовного, психического, внутреннего мира человека. И она пока еще не выполнена.
Уровень реализации звуковых желаний на сегодняшний день не соответствует врожденному темпераменту современного звуковика. Темперамент исходно выше, поэтому требует более сложной реализации, которой пока нет. В результате остаются пустоты, нереализованные желания, что создает негативные состояния, фрустрации, которые мы рационализируем для себя как «нас никто не понимает».
Вместо ощущения единственности вида, которое вообще способен осознать только звуковик, мы живем с ложным ощущением собственной единственности и уникальности.
Никто вас не понимает
Эмоциональная зрелость и образованность влияют на ваше умение общаться с другими людьми, а также говорить о своих чувствах так, чтобы они находили отклик. Если вы сталкиваетесь с тем, что никто вас не понимает, возможно, дело обстоит не в том, что вы слишком сложная натура, а в том, что вы не можете объяснить, что именно думаете и чувствуете, потому что сами не до конца разбираетесь в себе. Разумеется, все люди выбирают себе круг общения, в котором они чувствуют себя услышанными, понятыми и принятыми, но если вы постоянно бежите от окружения, то за этим страхом коммуникации лежит желание убежать от самих себя.
Разберитесь в себе, даже если это подразумевает признание самой суровой правды, разложите свои чувства по полочкам и тогда ищите способы либо избавиться от неправильных убеждений, либо объяснить, что происходит у вас в голове, тем, от кого вы ждете поддержки. Да и в любом случае, умение разбираться в своих мыслях и правильно их излагать полезно не только в трудные минуты, но и для того, чтобы расширять свой круг общения, ведь эмоциональная связь устанавливается только в том случае, если собеседники понимают друг друга.