Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа утилизации автомобилей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 7 марта 2023 года для компаний вступил в силу новый порядок возврата переплаченных сумм утилизационного сбора (постановление Правительства РФ от 06.03.2023 № 350). С указанного момента возврат излишне уплаченных утилизационных сборов будет производиться с начислением на сумму переплаты процентов.
Новые правила возврата переплаты
Напомним, ранее законодательство устанавливало однозначное правило, согласно которому проценты с излишне уплаченных и взысканных утилизационных сборов не выплачивались и суммы переплаты не индексировались. Однако Конституционный суд РФ признал данную норму необоснованной и потребовал внести в законодательство соответствующие изменения (постановление от 08.11.2022 № 47-П).
В связи с этим теперь на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора будут начислять проценты. Проценты станут начислять за период со дня, следующего за днем уплаты сбора по день фактического возврата переплаченной суммы, исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ, действовавшей в указанный период.
Проценты компании-плательщики получат на свой счет в течение 30 календарных дней со дня представления соответствующего заявления. Сумма денежных средств, начисленных в качестве процентов, ограничена предельными рамками и не может превышать размер переплаченного утилизационного сбора.
Вместе с тем проценты компаниям-плательщикам будут выплачивать далеко не во всех случаях. Проценты можно будет получить, только если переплату признают излишне взысканным утилизационным сбором, а признать ее таковой можно будет либо по решению уполномоченного органа, либо по решению суда. На сумму денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей в счет исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора, проценты в любом случае начисляться не будут.
Таким образом, рассчитывать на получение процентов компании смогут только тогда, когда переплата происходит на основании поступившего в их адрес уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора. Например, в случаях, когда уведомление на уплату поступает в отношении транспортных средств, за которые не нужно платить утилизационный сбор.
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Какие машины можно сдать по программе утилизации?
В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.
Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:
- АвтоВАЗ;
- ГАЗ;
- УАЗ;
- ИЖ-Лада;
- Камаз.
Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:
- Opel;
- Peugeot;
- SsangYong;
- Renault;
- Volkswagen;
- Nissan Ford;
- Citroen;
- Hyundai;
- Skoda;
- Mazda;
- Kia;
- Mitsubishi;
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УТИЛИЗАЦИИ
Программа бесплатной утилизации реализуется правительством с целью повышения спроса на продукцию отечественного автопрома.
Также люди более охотно избавляются от старых машин, провоцирующих аварийные ситуации на дорогах и загрязняющие атмосферу.
Необходимо заключить договор с дилером и купить новую машину отечественного производства или сборки.
Стать участником программы может как физическое, так и юридическое лицо, но есть ряд условий:
- у владельца должно быть российское гражданство;
- минимальный возраст машины, сдаваемой в утиль – 6 лет;
- автомобиль должен находиться в собственности не меньше полугода;
- требуется снять авто с учета в ГИБДД по причине утилизации и предоставить ПТС с соответствующей отметкой;
- машина должна сдаваться в утиль в полной комплектации (с аккумулятором, коробкой передач, приборной панелью, сиденьями, рамой и т. д.).
Как проходит утилизация ТС и кто ее выполняет
Машины, списанные и снятые с регистрационного учета в ГИБДД, подлежат уничтожению, чтобы не плодить мусор, так сказать. Закон не обязывает всех владельцев списанных авто предпринимать стандартные меры по уничтожению металлолома.
Можно отвезти на разборку авто, а можно позвонить какому-нибудь индивидуальному предпринимателю или частному предприятию, которые занимаются непосредственно утилизацией машин, они сами приедут и заберут вашу груду металла.
Такие машины после разборки могут пойти на переплавку и переработку металла для дальнейшего вторичного его использования.
Некоторые собственники предпочитают не платить ликвидаторам автомобилей лишние деньги, а сами у себя дома во дворе разрезают автомобиль по частям или разбирают его для сдачи на металлолом.
Среди горы деталей могут даже оказаться еще вполне пригодные, которые можно продать. Отдельно детали б/у от старых автомобилей по закону вполне спокойно можно продавать.
Главное, чтобы они были действующими и исправными. Однако если в машине нет ничего функционирующего, то утилизировать его проще всего под специальным прессом, который применяется в местах свалки старых авто.
Утилизация автотранспортного средства – это дело исключительно добровольное. Однако это не говорит о том, что оно может быть реализовано в любое время и в любом порядке.
Для ликвидации машины по законодательным нормам понадобиться снять его с регистрационного учета, а для этого требуется оплатить все имеющиеся долги по машине.
Кроме того, нужно знать какой пакет документов подавать и как писать заявление, а также уточнить стоимость услуг, во сколько вам обойдется утилизация через дилера или же выгоднее самому сдать груду остатков от авто в металлоприемник.
Если автомобиль старый и не ездит?
Тогда у вас два выхода.
- Первый – самый простой. Вы подаёте заявление о списании машины на основании утраты (в заявлении также можно сослаться на подпункт 1 пункта 1 статьи 18 ФЗ-283). В этом случае вам потребуется только ваш паспорт (а также ПТС и СТС при наличии). Это всё!
- Второй вариант – сложнее, но так вы можете заработать денег. Это списание машины в утиль. Суть здесь в том, что вы сдаёте авто в металлолом и получаете за это деньги. Но ещё вы получаете справку об утилизации транспортного средства. Именно на её основании можно снять с учёта автомобиль. В этом случае вы уже списываете его навсегда без возможности восстановления (что логично, ведь ТС уничтожено фактически).
Список моделей авто с предоставляемыми скидками
В таблице ниже приведены максимальные размеры скидок по программам утилизации и трейд-ин для различных моделей автомобилей:
№ | Марка автомобиля | Максимальная скидка при утилизации, тыс. руб | Максимальная скидка в программе трейд-ин, тыс. руб |
---|---|---|---|
1. | ВАЗ — все модели | 50 | |
2. | ГАЗ — все коммерческие модели | 175 | |
3. | ГАЗ грузовики | 350 | |
4. |
УАЗ
Patriot Hunter |
90 | |
5. |
УАЗ
Pickup Cargo и коммерческие модели |
120 | |
6. |
Opel
Corsa Insignia Meriva |
40 | |
7. |
Opel
Astra Zafira Tourer |
80 | |
8. | Opel Mokka | ||
9. |
Opel
Astra Famil Zafira Family |
130 | |
10. |
Peugeot
408 4008 Boxer |
50 | |
11. |
SsangYong
Actyon Kyron |
120 | |
12. |
Ford
Focus Mondeo S-Max Galaxy Kuga FWD Ecosport FWD |
50 | 50 |
13. | Ford Kuga AWD | 90 | 75 |
14. | Ford Ecosport AWD | 90 | 90 |
15. |
Ford
Kuga 2.5 Trend Edge Explorer |
100 | 100 |
16. |
Volkswagen
Polo седан Jetta |
50 | 40 |
17. | Volkswagen Tiguan 2014 | 90 | 75 |
18. |
Renault
Logan Sandero |
25 | 25 |
19. |
Renault
Megane хетчбэк Fluence Koleos Duster |
50 000 | 40 000 |
20. | Nissan ALMERA | 60 | 50 |
21. | Nissan TEANA | 100 | 90 |
22. | Nissan TERRANO | 50 | 40 |
23. | Citroen C4 Sedan | 50 | 40 |
24. | Skoda Fabia | 60 | 50 |
25. | Skoda Rapid | 80 | 70 |
26. |
Skoda
Octavia Yeti |
90 | 80 |
27. | Skoda Yeti 4×4 | 130 | 115 |
Плюсы и минусы утилизации транспортного средства
На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.
Государство стремится повысить престижность отечественных моделей автомобилей, поддержать отечественного производителя и заинтересовать потребителя в покупке машин российского автопрома. Все это положительно скажется на экономической ситуации автомобильных концернов.
К плюсам можно отнести и финансовый стимул. Скидка на покупку нового авто — существенная помощь в условиях нынешнего экономического кризиса.
К минусам стоит отнести несоразмерность скидки с ценой нового авто и ограниченные средства, отведенные на реализацию утилизации автомобилей.
Покупка б/у машин про программе утилизации в 2023 году
Одним из самых популярных вопросов в программе утилизации, остается возможность приобретения б/у транспортного средства. Основан он на том, что новое авто недешево, а скидки невелики. Покупка бывшего в пользовании ТС при помощи государства, могло бы стать хорошей возможностью для множества граждан.
В 2023 году, к сожалению множества автолюбителей, правительство осуществляет софинансирование только покупки нового транспорта. Здесь следует помнить, что одна из причины создания и введения программы – это поддержка отечественных производителей.
Покупка бывшего в пользовании ТС таким способом невозможна. Автолюбителям приходится искать другие варианты решения проблемы. Одним из наиболее популярных является – кредит.
Несмотря на то, что программа утилизации автомобиля получила широкое распространение, и ей воспользовалось огромное количество автовладельцев, в Трейд ин имеются определенные подводные камни, о которых следует знать.
Минусы:
- Главный минус такой сделки это узкий выбор моделей.
- Низкая стоимость по произведенной оценке (данный момент, как правило, возникает не по причине недоработки проекта, а из-за недобросовестного отношения работников к клиентам).
- Нередко возникают проблемы со сдачей транспортного средства имеющего значительный пробег, поврежденного в ДТП или имеющего серьезные поломки по иным причинам.
- Условия кредитования невыгодны.
Из комментариев тех, кто воспользовался программой, следует выделить следующие нюансы:
- Необходимость проведения ТО и независимой экспертизы по подтверждению состояния ТС, которое было описано в заключении, выданном в салоне.
- В статистике встречаются инциденты скручивания одометров, попытки автовладельцев сокрытия факта участия автомобиля в ДТП.
Необходимые документы
Автовладелец, который решил обратиться по вопросу оформления утилизации в 2022 году в автосалон, должен иметь при себе следующий перечень документов:
- Документ удостоверения личности (паспорт гражданина РФ).
- Требуется наличие ПТС, в котором должен быть указан соответствующий срок нахождения рассматриваемого транспортного средства в собственности.
- Документ, который подтверждает факт снятия с регистрации в ГИБДД (по утилизации, возможны варианты). Это может быть либо соответствующая отметка в ПТС, либо справка ГИБДД, также допускается оригинал учетной карты ТС (с печатью установленной формы, подписью).
- Акт, подтверждающий факт сдачи автомобиля утилизатору (это может быть как оригинальный документ, так и предварительно заверенная нотариально копия).
Преимущества нашей компании
Основной плюс работы с нами – это возможность сдать грузовик на металлолом «под ключ» по выгодной цене. Предварительно необходимо оформить его снятие с регистрационного учета. Почему клиенты обращаются к нам снова и снова:
- Выгодные условия для постоянных клиентов;
- Прозрачные и понятные расценки;
- Точные проверенные весы, которые находятся на нашей базе;
- Наличие лицензии, благодаря которой мы можем оформлять все необходимые документы;
- Возможность наличного и безналичного расчета;
- Собственный автопарк спецтехники, который позволяет обходиться без услуг посредников;
- Обученный штат сотрудников (резчики, грузчики), которые быстро и качественно выполнят любую задачу.
Вы получаете возможность сдать КАМАЗ или МАЗ на металлолом, освободить полезную площадь под парковку или другое использование, и при этом заработать хорошие деньги. Пользователи, сотрудничающие с нами на постоянной основе, регулярно получают выгодные предложения и могут проводить утилизацию грузовиков по более высокой цене. Возникли вопросы? Звоните.
О программе утилизации в целом отзываются положительно. Люди радуются, что можно получить 50000 р. и более за изношенные, неисправные авто, стоящие как лом металла.
Отрицательных отзывов мало. Отмечают поднятие цен на машины из-за старта программы, и что некоторые фирмы не включают в участие наиболее дешевые и пользующиеся спросом авто.
На форуме uazbuka участник Solver жалуется, что срок владения различается в разных источниках. И замечает о нецелесообразности ограничения этого срока вообще.
Подобные ситуации возникают из-за недостаточной информированности населения, в том числе из-за неподробного сайта этой госпрограммы и сложности поиска законов по этому вопросу.
Из отрицательного также встречаются отзывы по конкретным автосалонам, где клиенты сталкивались с различными неприятностями. Но это проблемы салонов, а не программы.
Кто должен платить утильсбор
Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.
Импортеры, владельцы, покупатели при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств следующих категорий должны единоразово оплачивать утилизационный сбор:
- Легковые автомобили для личного пользования.
- Авто с электродвигателем.
- Машины повышенной проходимости.
- Автомобили с гибридной силовой установкой.
- Грузовые ТС, рефрижераторы, фургоны.
- Автобусы.
- Самосвалы.
Стоимость снятия авто с учета
Пошлина за снятие транспорта с учета после его продажи, угона, потери или утилизации не предусмотрена. Данная услуга предоставляется на бесплатной основе.
Однако если автомобиль вывозится за пределы России, то потребуется оплатить пошлину за транзитные номера. Ее сумма составляет 1120 рублей при оплате через госуслуги и 1600 рублей при оплате в стандартном порядке.
А если не было свидетельства о регистрации, то собственнику необходимо его получить, при этом стоимость госпошлины за СТС составляет 500 рублей.
Само снятие авто с регистрации остается бесплатным.
Программа утилизации автомобилей 2022: условия и нюансы
До сих пор многие владельцы автомобилей, которые решили утилизировать свое транспортное средство, не понимают сути и преимуществ данного процесса. Чтобы понять необходимость проведения комплекса мероприятий по утилизации, следует ознакомиться с этапами, которые проходит старый автомобиль:
- сбор старых автомобилей;
- составление акта об утилизации в требуемых инстанциях;
- слив отработанных жидкостей (тосола, масла и т. п.);
- разборка экологически опасных запчастей и деталей авто;
- съем и передача владельцу частей авто, которые можно использовать в качестве б/у запчастей;
- демонтаж обивки, деревянных вставок, пластика и прочих неметаллических компонентов;
- поступление готового авто на устройство шредера.
Утилизация: почему она так необходима?
Естественно, среди владельцев автомобилей в России многие предпочитают просто оставить свое старое транспортное средство во дворе или в гараже. Мы не можем их осудить, тем более что единой системы утилизации авто в РФ пока еще не разработано.
Поэтому каждый автомобилист, который желает расстаться с автомобилем на законных основаниях, сталкивается с рядом проблем, начиная от составления договоров и заканчивая финансовыми затратами. Чтобы полностью утилизировать свое авто, хозяин обязан снять последний с учета в отделении ГИБДД, а также оформить и собрать соответствующие документы для утилизации автомобиля. После этого передать его в распоряжение компании, которая занимается утилизацией металлолома.
Важно! Любые вопросы вы можете задать нашим консультантам, просто позвонив по номеру, указанному на сайте. Более того, вы можете доставить ваш автомобиль самолично. Центр приема металлолома находится по адресу г. Санкт-Петербург, улица Двинская дом 34.
Эти, казалось бы, простенькие и несложные действия порой вызывают массу неудобств и проблем. К примеру, чтобы снять транспортное средство с учета, его необходимо доставить в МРЭО, что часто не представляется возможным из-за технического состояния авто. А ведь часто бывает, что авто представляет из себя груду металла, которая много лет назад перестала быть полноценным транспортным средством. Что делать в таком случае? Ответ прост — нанять эвакуатор, что неизбежно влечет за собой лишнюю затрату финансовых ресурсов.