Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое сквозное проветривание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важность проветривания должен понимать каждый человек. В учебных заведениях, школах и садиках скапливается большое количество людей в замкнутом пространстве и приводит к накоплению большого количества углекислого газа, снижению концентрации кислорода. Кислород нужен сердцу и головному мозгу для правильной работы.
По нормам СанПиНа рекомендуется производить проветривание согласно специальному графику. Процедура воздухообмена позволяет поддерживать здоровую атмосферу в помещениях, благоприятно влияет на здоровье людей и служит профилактикой простудных заболеваний.
В зимнюю пору рекомендуется пользоваться специальными устройствами. В данной роли может выступать вытяжка и вентиляционное отверстие с клапаном на приток.
Используются также более технологичные и умные устройства с обратной связью, в виде датчиков температуры, влажности, загрязнению воздуха, работающие в автоматическом режиме. С их помощью удается создать идеальный микроклимат и поддерживать его в течение долгого периода времени.
Особенности организации проветриваний
Роспотребнадзор в письме от 10 марта 2020 года № 02/3853-2020-27 установил правила профилактики новой коронавирусной инфекции. Помимо всего прочего, к ним относится периодическое проветривание помещений.
Рекомендации гласят, что процедуру нужно проводить не реже одного раза в 2 часа по 15 минут. Свежий воздух поможет избежать концентрации вируса в помещении. При возможности необходимо совершать проветривания чаще. Если предприятие работает круглосуточно, то проветривать нужно на протяжении всего этого времени. Способы могут быть разными: открытие окон, форточек, фрамуг, включение приточной вентиляции.
Для учета проведения процедур целесообразно составить специальный график. С его помощью можно будет сразу понять, когда были совершены проветривания, в какое время. Это внутренний документ организации, при проверках его требовать не будут. Он нужен лишь для выполнения предписаний Роспотребнадзора, организации сотрудников.
Документ составляют на каждый день. В течение дня после проветривания ответственный за процедуру работник, назначенный приказом руководителя, ставит свою подпись.
Проветривание – одна из важнейших санитарных норм
Наши тела не предназначены для длительного пребывания в помещении – в ходе эволюции человечество большую часть дня проводило на свежем воздухе. Для городского жителя выбор невелик: если вы не можете изменить ситуацию, вам приходится приспосабливаться к ней. Острый недостаток свежего воздуха можно компенсировать вентиляцией, которая должна проводиться часто и правильно.
Что сложного в вентиляции, можно ли ее сделать неправильно? На первый взгляд, все просто: если душно, откройте окно. В действительности все немного сложнее.
Обычный способ (открывание пластикового окна в положение “микропроветривание”) не обеспечивает должного воздухообмена. Даже открытой форточки недостаточно – “старый” воздух не успевает обмениваться на “новый”. Зимой этот метод просто охлаждает помещение, не оказывая желаемого эффекта.
Какие бывают проветриватели на пластиковые окна
Вентиляционные механизмы различаются по типу конструкции, способу регулирования, установке и другим критериям. Они изготавливаются из металла, дерева или пластика. Четкого разделения на типы не существует.
Существуют различные типы оконных проветривателей:
Тип механизма | Конструктивные особенности |
Армирование | Подача воздуха через щель в раме. Самый низкий воздушный поток (5 м3/ч), но доступный по цене, с высокой звукоизоляцией. Мы рекомендуем 2 единицы на окно. |
Слот | Пользуются большим спросом у потребителей: широкий выбор моделей. Высокая производительность (от 20 м3/ч), пыле- и звукоизоляция, компактные размеры. Устанавливается в изоляционный зазор между створкой и рамой. Двойные блочные рамы требуют фрезеровки. |
Автоматический | Дополнен датчиком влажности воздуха в помещении, который регулирует открытие и закрытие диффузора. |
Руководство | Воздухозаборник регулируется вручную |
Встраиваемые | Механизм оснащен открывающимся клапаном. Он имеет повышенную производительность по воздуху (до 100 м3/ч) по сравнению с встраиваемым типом. Для установки по всей ширине стеклопакета. Может быть установлен на производстве или в доме со сменным стеклопакетом. |
Поверхностный монтаж | Аналогичен принципу узкого остекления. Самая высокая проницаемость, но нет звукоизоляции. Должны быть удалены из окна. В основном используется в технических помещениях |
Ручка с воздухозаборным клапаном | Устанавливается на место обычной ручки. Оснащены фильтрующими картриджами |
Акустика | Встроенная мембрана изолирует внешние звуки, поддерживая диапазон 30 – 40 дБ |
Также предлагаются амортизаторы дождя и ветра.
График проветривания — необязательный документ, который при проверке контролирующие органы не запрашивают. Но все же лучше его составить.
График наглядно показывает периодичность проветривания и тем самым дисциплинирует персонал. Кроме того, его наличие говорит о внимательном и ответственном отношении руководства предприятия к своим сотрудникам, а также о соблюдении предписаний Роспотребнадзора по профилактике распространения COVID-19.
Документ готовит ответственное лицо, назначенное приказом руководителя, с учетом требований соответствующих СанПин и рекомендаций Роспотребнадзора. Форма графика законом не установлена, поэтому он может быть любым, удобным работодателю. Однако в нем должно быть видно — когда, где и какое время проветривалось помещение. Желательно указать и каким способом — через форточки, фрамуги и т. д. Ответственное лицо должно проставить свою подпись после каждой процедуры.
Естественная вентиляция помещения школы
К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:
- через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
- через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
- через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
- через форточки и фрамуги.
Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).
Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.
Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.
Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.
При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.
Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.
Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:
- Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
- Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
- Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
- Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.
Естественная вентиляция помещения школы
К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:
- через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
- через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
- через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
- через форточки и фрамуги.
Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).
Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.
Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.
Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.
При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.
Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.
Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:
- Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
- Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
- Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
- Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.
Зачем проветривать помещение
Научно доказано, что вдыхаемый нами воздух в комнате напрямую влияет на самочувствие и работоспособность. В связи с этим рекомендуется позаботиться о притоке свежего воздуха с улицы. Если вы никогда не проветриваете квартиру, это чревато неприятностями:
- появится плесень по углам;
- разведутся клещи;
- начнут развиваться микробы и аллергены.
Зачем же проветривать помещение, а точнее как это поможет в борьбе со всем перечисленным? При дыхании вырабатывается углекислый газ, концентрация которого без притока чистого воздуха возрастает. Это является причиной усталости, мигреней и недомоганий. На фоне всего этого ухудшается самочувствие и падает трудоспособность, поэтому проветривание должно быть обязательным как дома, так и в офисных помещениях. Как правильно проветривать помещение, сколько раз в день и как долго мы разберемся чуть ниже.
Вам следует знать, что без притока свежего воздуха в помещении будет также увеличиваться уровень влажности. Что касается упомянутого углекислого газа, он оказывает отравляющий эффект на человеческий организм, приводя к гипоксии, кислородному голоданию и сонливости.
Молекулы кислорода, проникающие в помещение при проветривании, благоприятно влияют на работу нервной системы и тонизируют ее. Они обеспечивают прилив сил и бодрости. Если вы не проветриваете помещение перед сном, вам наверняка знакомо ощущение усталости по утрам, даже если спали вы долго.
Что дают регулярные проветривания?
В общих чертах, почему лучше проветривать помещения в квартире или офисе мы рассмотрели, а теперь перечислим наиболее веские причины, по которым вам нужно приучиться делать это регулярно:
- сквозное проветривание минимизирует выводит вредные примеси на улицу;
- исчезают посторонние запахи;
- обновляется воздух, поэтому в нем поддерживается нормальная концентрация кислорода и минимизируется количество углекислого газа;
- нормализуется влажность в доме;
- не образуется плесень.
Число бактерий в проветриваемом помещении быстро сокращается – это еще один довод в пользу того, что нужно регулярно открывать окна настежь.
Естественная вентиляция помещения школы
К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:
- через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
- через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
- через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
- через форточки и фрамуги.
Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).
Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.
Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.
Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.
При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.
Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.
Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:
- Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
- Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
- Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
- Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.
График проветривания помещений в школе
Главным способом его практической реализации является проветривание, но проветривание крайне сложно регламентировать и контролировать.
СанПин 2.4.2.2821-10 устанавливает нормы и правила, которые позволяют создать комфортные условия времяпрепровождения для детей в школе. В нем указано время, необходимое для поступления достаточного количества кислорода в помещение:
- Даже в холодное время года перед началом занятий класс должен проветриваться не менее 20 минут.
- В последующем каждый час окна должны открываться минимум на пять минут(во время перемены, например).
Для правильного роста и развития ребенка необходимо создать оптимальные условия его пребывания в ДДУ. Одним из обязательных требований являются правила проветривания в дошкольном учреждении. В противном случае повышается риск распространения вирусных болезней или их перерастание в эпидемию. Процедура регламентируется сводом государственных норм и правил — СанПиН2.4.1.3049-13.
Быстрое улучшение качества воздуха достигается сквозным проветриванием (одновременно открыты фрамуги и дверь), но обязательно в отсутствие детей.
Это число в несколько раз выше нормы, что чревато проявлением у детей и воспитателей следующих симптомов:
- мигрени;
- упадок сил;
- постоянное чувство тошноты.
Ее оборудуют навесом, огражденным с трех сторон. От проезжей части дороги он должен быть защищен барьером.
Искусственная вентиляция
Школьные кабинеты обустраивают системами искусственной вентиляции. С её помощью можно изменять влажность воздуха и температуру в помещении. Правда, такие механические системы в организациях используют крайне редко.
Рекомендуем: Что значит давальческое сырьё, давалец сырья
Чтобы создать необходимый микроклимат, в проекте вентиляции используют приточные системы. В них приток воздуха осуществляется сквозь решётку, с её помощью происходит и защита воздуховода от осадков. Затем воздух проходит очистку от мусора и пыли через фильтр и поступает в классы.
Калорифер и вентилятор — неотъемлемые части данной системы. С их помощью можно увеличить либо понизить температуру воздуха. Вытяжная вентиляция очищает воздух от СО2.
Как приточные, так и выводные системы вентиляции снижают потребность в постоянном проветривании, потому что они обеспечивают вспомогательное движение потоков воздуха.
Есть несколько нюансов школьного СанПиН в 2022 году:
1) в новых правилах впервые сказано о требованиях к зданию, помещениям, в которых на период капитального ремонта школы обучаются дети (пункт 3.4.11 СП 2.4.3648-20);
2) обращено внимание на время ожидания начала экзамена в классах: оно не должно превышать получаса (пункт 3.4.18 СП 2.4.3648-20);
3) в отличие от предыдущих нормативов в СП 2.4.3648-20 для школ сразу установлен срок действия: 7 лет (пункт 3);
4) по питанию: кроме СП 2.4.3648-20, на федеральном уровне принят новый СанПиН, в котором расписаны все нюансы по организации питания во всех организациях, в том числе и образовательных (утвержден постановлением от 27 октября 2020 года № 32). Подобный норматив был и ранее, но с 01 января 2021 года он отменен.
Проветривание групп в детском саду
Проветривание должно проводиться ежедневно. Точный график формируется в зависимости от сезона и длительности работы групп. Различают следующие типы проветривания:
Наиболее эффективным является сквозное и угловое проветривание. Его продолжительность зависит от наружной температуры воздуха, от наличия и силы ветра, а также от интенсивности подаваемого в детский сад отопления. Сквозное проветривание в помещениях ДОУ выполняется в отсутствие детей и должно завершаться не позже, чем за 30 минут до их прихода. Это позволит исключить риск переохлаждения и оптимизировать микроклимат в помещении к возвращению малышей.
В спальнях сквозное проветривание выполняется до наступления тихого часа. Проветривание помещений в ДОУ через туалетные комнаты запрещено. В летний период разрешается проветривать комнаты в присутствии детей при условии безветренной погоды, избегая значительных сквозняков (одностороннее проветривание). Это изменение было введено в новом СанПиН 2020. Обновленный регламент также допускает незначительные отклонения от нормативных показателей температуры в комнатах в сторону уменьшения (22 градуса в спальнях и 24 – в игровых помещениях). Превышение этих показателей строго запрещено, поскольку может негативно сказаться на самочувствии детей. В целях соблюдения данных ограничений разрешается регулярное микро-проветривание.