Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отчитываться по квотированию рабочих мест в Москве в 2023 г?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наем работников с инвалидностью осуществляется по инициативе работодателя либо по направлению из центра занятости населения (ЦЗН). Учреждение предоставляет направление на основании данных, представленных предприятием.
При каких условиях квота считается выполненной?
Согласно п. 5 Правил квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случаях:
а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее – соглашение).
Не забудьте внести корректировки в локальные документы
Ввиду изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).
Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.
Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.
Особенности обеспечения гарантий для инвалидов
Работодатель обязан сообщить в ЦЗН данные, свидетельствующие о:
- Создании должностей для обеспечения трудоустройства инвалидов. В ряде случаев предусмотрено дополнительное финансирование из ЦЗН для предоставления условий дополнительной комфортности и мобильности.
- Присутствии свободных должностей или работ для найма лиц в соответствии с установленной льготой.
- Наличии занятых мест по установленным квотам.
Необходимость в определении квот не возникает для предприятий, признанных в учредительных документах объединениями инвалидов, либо имеющих уставный капитал, состоящий из вкладов инвалидов.
Порядок учета платы за невыполнение условий квотирования
Учет платы за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли не регламентирован. Мнение по этому поводу высказано в Письме Управления МНС России по г. Москве от 27.04.2002 N 26-12/20483. Налоговые органы рассматривают обязательную плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты как санкцию, наложенную государственной организацией на предприятие за невыполнение условий квотирования. При этом ссылаются на п.2 ст.270 НК РФ, согласно которому расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, не учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.
Заметим, что гл.25 НК РФ содержит открытый перечень расходов. Пунктом 1 ст.252 НК РФ установлено, что в составе расходов организаций признаются экономически оправданные затраты, оформленные документами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плату за невыполнение условий квотирования можно считать экономически оправданной, так как организациям порой невыгодно принимать на работу инвалида (например, из-за расходов на создание рабочего места, невозможности привлекать инвалида к сверхурочной работе и работе в выходные дни и т.п.), а выгоднее перечислять в бюджет соответствующую обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида.
Также согласно разд.1 «Сведения о выполнении установленной квоты» инструкции по заполнению формы N 1 и разд.1 «Сведения о выполнении установленных квот и движении денежных средств (при невыполнении условий квотирования рабочих мест)» Инструкции по заполнению регионального государственного статистического наблюдения формы N 1-квотирование, утвержденной Постановлением N 5, обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов и молодежь на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина.
Таким образом, организациям предоставлено право выбора в порядке исполнения требований Закона N 181-ФЗ. Санкции же к работодателям установлены только за неисполнение требований законодательных актов. Учитывая, что обязательная плата является альтернативой исполнения требований Закона N 181-ФЗ, ее нельзя рассматривать как административное правонарушение, определение которого раскрыто в ст.2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, указанные обязательные платежи можно отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Так как данные платежи не связаны непосредственно с производством и реализацией в бухгалтерском учете, их следует отражать в составе внереализационных расходов. При этом не исключается вероятность претензий со стороны налоговых органов. Отметим, что согласно п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Особенности трудоустройства на квотируемые вакансии
Квотирование – это возможность трудоустройства людьми, которым по тем или иным причинам это сделать сложно. Это помогает реализовать государственную поддержку социально незащищенных слоев населения – обеспечением им жизни на нормальном уровне.
Яркий пример сложности трудоустройства инвалида 2 группы, в этом случае работодателю придется за свой счет:
- Обеспечить специальные, зачастую облегченные условия труда.
- Создать социальные гарантии.
- Сделать укороченный рабочий день и/или неделю.
- Обеспечить дополнительным отдыхом, возможностью оздоровления.
Среди других категорий, которым устроиться на работу сложно:
- Дети сироты.
- Выпускники закрытых спецшкол.
- Выпускники ВУЗов и училищ, не имеющее опыта.
Как раз на такие категории распространяется квотирование, что помогает им начать или продолжить свой трудовой путь.
Зачастую под квоту попадают инвалиды, именно эта категории подлежит квотированию на федеральном уровне. Инвалид может обратиться непосредственно к работодателю или зарегистрировать в центре занятости.
При обращении прямо к работодателю, следует предоставить такие документы:
- Справку, которая подтверждает инвалидность.
- Программу реабилитации.
Данные документы помогу работодателю определить к какой именно категории льготников принадлежит соискатель. Процесс оформления, если будущий работник принадлежит к квотируемой категории, не отличается от стандартной процедуры.
Что касается поиска работы через центр занятости, то инвалиду следует стать на учет в центр. В случае освобождения иди создания нового вакантного места ему оно будет предложено, так как работодатели регулярно передают отчеты о таких вакансиях.
Как проходит проверка
Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.
В нем указано, что имеется два вида проверок:
- Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
- Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.
Проверки проводятся в двух форматах:
- Выездные с контролем на месте;
- Документарные с проверкой подаваемых отчетов.
Стандартный срок «документарки» – 15 дней, а выездной проверки – 10 (в исключительных случаях – 15), но на деле всё происходит гораздо быстрее, обычно в течение суток (но всё зависит от размера компании). Приостановления проверки не предусмотрено.
Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:
- Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
- В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
- Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
- В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
- По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
- По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.
При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.
Щур Д.Л., начальник юридического отдела Издательско-консультационного центра «Дело и Сервис», консультант по правовым вопросам.
Одним из оснований возникновения трудовых отношений статья 16 Трудового кодекса РФ называет направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты. Надо сказать, что указанная норма описывает довольно узкую сферу применения квотирования в виде директивного обязывания работодателя принять на работу конкретных лиц, выбранных и направленных уполномоченным на то органом. Вместе с тем квотирование представляет собой один из способов реализации социальной заботы государства о части своих граждан — своего рода патернализм в трудовой сфере.
Настоящая статья посвящена изучению проблемы квотирования рабочих мест именно в вышеназванном, широком смысле, а также его законодательных и этических аспектов.
Категории граждан, для которых осуществляется квотирование рабочих мест в Российской Федерации
Ответ на вопрос, какие социальные группы окружены заботой государства в форме квотирования, содержится в разобщенных нормативных правовых актах. Сведя их в одну таблицу, попробуем структурировать представление о категориях граждан, для которых государственная политика предусматривает квотирование рабочих мест (таблица 1).
Таблица 1
N |
Категория граждан, для |
Нормативный |
Действие |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Инвалиды |
Федеральный закон от |
Действует |
2 |
Граждане моложе 18 лет |
Федеральный закон от |
Действует |
3 |
Выпускники, дети- |
Закон РФ от |
Отменена с |
4 |
Выпускники детских |
Постановление |
Не отменена |
5 |
Лица, страдающие |
Закон РФ от |
Не отменена |
6 |
Лица, освободившиеся |
Постановление |
Не отменена |
7 |
Коренные малочисленные |
Постановление |
Не отменена |
Обязанности работодателя
Для работодателей, которым установлены квоты на трудоустройство инвалидов, закон устанавливает обязанности и права.
Работодатель, который подпадает под действие закона, обязан:
- Создавать либо выделять рабочие места из уже имеющихся на предприятии для трудоустройства инвалидов, а также принимать внутренние локальные акты, которые регулирую информацию о данных рабочих местах. Фактом создания либо выделения рабочего места для инвалидов считается издание соответствующего нормативного акта.
- Создавать специальные рабочие места в пределах квот, установленных местными законодательными актами.
- Инвалиду обеспечивать рабочее место, которое соответствует требованиям его персональной программы реабилитации.
- Каждый месяц в установленный срок (5-10 дней с момента окончания предыдущего месяца) необходимо отчитываться в службу занятости о наличии вакантных мест, созданных либо выделенных инвалидам в соответствии с требованиями квоты, а также сведения о внутренних локальных актах, которые регулируют предоставление рабочих мест инвалидам. Данные отчеты должны предоставляться даже в том случае, когда работодатель непосредственно зарегистрирован за пределами региона. Форма предоставления указанной информации разрабатывается и закрепляется местными органами занятости.
- Если работодатель принимает инвалида, направленного по квоте, он должен возвратить в службу занятости его направление с отметкой о приеме в течение 5 дней с момента оформления на работу. Если инвалиду отказывается в приеме на работу, то на направлении необходимо поставить дату явки, причину отказа и вернуть его кандидату.
Закон устанавливает следующие права работодателей при приеме на работу инвалидов:
- Трудоустраивать инвалидов в рамках мест, выделенных по квоте, явившихся по личной инициативе, по направлению службы занятости либо от общественных объединений.
- Запрашивать у службы занятости информацию, необходимую для создания и размещения инвалидов в рамках квот.
- Создавать или выделять рабочие места для инвалидов по собственной инициативе сверх установленных законом требований.
Ответственность за неисполнение обязательств
Закон устанавливает, что за несоблюдение федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов, а также за отказ в приеме инвалида на работу в рамках установленной квоты, на виновное должностное лицо будет наложен денежный штраф в размере 5-10 тысяч рублей. Это наказание установлено статьей 5.42 КОАП РФ.
Кроме этого, есть ответственность за не информирование органа о выполнении квоты по приему инвалидов. В этой ситуации наказание применяется согласно статьи 19.7 КОАП РФ.
Оно включает в себя:
- На должностное лицо 300-500 рублей;
- На юридическое лицо 3000-5000 рублей.
Квота на территории Москвы
Предоставление рабочего места по квоте в Москве осуществляется на основании регионального законодательства — закон о квотировании рабочих мест №90, принятый 22 декабря 2004 года.
Согласно ему, работодатели г. Москвы должны создавать на своем рабочем месте квоты для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работающих на предприятии, если численность работников компании на территории Москвы превышает 100 человек.
При этом расчет среднесписочной численности осуществляется по правилам, действующим для исчисления данного показателя в органы статистики.
При исчислении квот, полученное значение следует округлить до целого значения в сторону уменьшения.
Например, в ООО «Знание» (г. Москва) работает 460 человек. Количество квотированных мест для инвалидов на данном предприятии составит 460*2% = 9,2. Квота для инвалидов равна 9.
Федеральный закон устанавливает трудоустройство инвалидов как обязанность региональной власти. В связи с этим на местах должен быть разработан перечень мероприятий по предоставлению государственных гарантий людям, у кого зафиксированы ограниченные возможности, а также произведено обеспечение го соблюдения всеми участниками процесса.
Региону закон позволяет оставить нормы в том же размере, как это закреплено в федеральном законе, либо увеличить их.
Также органы исполнительной власти должны осуществлять на местах следующие мероприятия:
- Обучать и вовлекать инвалидов в предпринимательскую деятельность;
- Создавать условия для того, чтобы они могли обучаться или перепрофилироваться согласно требованиям рынка;
- Стимулировать условия для создания рабочих мест, на которых могут трудиться люди с ограниченными возможностями.
Порядок квотирования рабочих мест в Московской области
Экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области определены Законом Московской области от 20.09.1999 N 63/99-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области», а также Постановлением правительства Московской области от 03.03.2003 N 104/6 «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Московской области».
Организации, для которых устанавливается квотирование рабочих мест и численность работников которых составляет более 30 человек, представляют в органы службы занятости по месту нахождения организации:
сведения о среднесписочной численности работников и квотируемых рабочих местах в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 1 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежегодно;
сведения о квотировании рабочих мест для инвалидов и внесении обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 2 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежемесячно до 20-го числа следующего за отчетным месяца.
ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году
Выплаты для ВБД тоже проиндексируют с 1 февраля 2023 года (предварительно на 12,4%). После индексации ветеранам боевых действий будут ежемесячно выплачивать:
- по 3913,60 руб. в случае отказа от НСУ;
- по 2437,29 руб. при сохранении соцпакета полностью.
При частичном отказе от набора соцуслуг будут выплачиваться следующие суммы:
Какие льготы сохранены | ЕДВ ВБД с 01.02.2023 г. |
---|---|
Лекарства + санаторий | 2600,61 |
Лекарства + проезд | 2613,20 |
Лекарства | 2776,52 |
Проезд + санаторий | 3574,37 |
Санаторий | 3737,69 |
Проезд | 3750,28 |
Стоит также рассказать о законопроекте, который в начале 2022 года внесли на рассмотрение в Госдуму. В нем были предложены новые льготы и меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а также изменение порядка индексации ЕДВ для ВБД начиная с 2023 года. Депутаты предложили определять процент повышения выплат по схеме «инфляция + 1%», то есть применительно к февралю 2023 года это была бы индексация на 13,4%.
Пенсия по инвалидности военнослужащим
Военную пенсию по инвалидности в 2023 году могут получать граждане, которым статус инвалида был установлен:
- во время прохождения военной службы или другой приравненной к ней по статусу (в МВД, Росгвардии, МЧС, ФСБ, ФСИН и других ведомствах);
- в течение 3 месяцев после увольнения со службы;
- позднее 3 месяцев после увольнения, если ухудшение здоровья наступило из-за ранения, увечья, заболевания или контузии, полученных во время службы.
Размер военной пенсии определяется в процентах от суммы денежного довольствия (ДД).
Категория | 1 гр. | 2 гр. | 3 гр. |
военнослужащие, у которых инвалидность наступила из-за военной травмы | 85% ДД | 85% ДД | 50% ДД |
военнослужащие, у которых инвалидность наступила из-за заболевания, полученного на службе | 75% ДД | 75% ДД | 40% ДД |