Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС рассчитала налоговую нагрузку для разных режимов налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Запрос разъяснения ситуации от ФНС может прийти в виде требования. Компании не следует игнорировать запрос о предоставлении пояснений по налоговой нагрузке по прибыли во избежание назначения налоговой проверки. Несмотря на тот факт, что обязанность разъяснять информацию о причине снижения налоговых платежей не закреплена в законодательстве, на практике инспекторы ФНС запрашивают пояснение не только в период проведения камеральных проверок предоставленных отчетов. Ответ на полученное требование о низкой налоговой нагрузке по прибыли следует предоставить в течение 5 дней (рабочих) со дня получения.
Расчет совокупной нагрузки
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется как частное налоговых отчислений и выручки. Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если налоговая нагрузка будет меньше, чем среднее ежегодное значение в отрасли.
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС, где
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, за исключением НДС и акциз.
Расчет нагрузки по налогу на прибыль
Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если он будет ниже 1% для торговых предприятий и менее 3% для всех остальных организаций.
ННп = Нп / (Др + Двн) *100%, где:
ННп ¬ ¬– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ¬– налог на прибыль из годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – другие доходы организации.
Расчет налоговой нагрузка по НДС
Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если за четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
НН по НДС = ННДС / НБрф, где
НН по НДС – налоговая нагрузка по НДС;
ННДС – сумма уплаченного НДС;
НБрф – показатель налоговой базы, ориентирующейся на состояние рынка РФ.
Что нужно запомнить о налоговой нагрузке
- Налоговая нагрузка бывает абсолютной и относительной. Абсолютная налоговая нагрузка — это общая сумма уплаченных бизнесменом обязательных платежей. Чтобы определить относительную налоговую нагрузку, нужно разделить эту сумму на выручку.
- Обычно для анализа используют относительную нагрузку, так как она позволяет оценить, насколько велико налоговое бремя для конкретного бизнеса.
- Если налоговая нагрузка бизнесмена ниже, чем средние показатели по отрасли или по региону, это может привлечь к нему внимание ФНС.
- Банки выявляют клиентов с низкой долей уплаченных налогов в расходах. Если операции клиента вызовут у банка подозрение в отмывании денег, банк может ограничить проведение операций по счету и установить дополнительный контроль за всеми операциями клиента.
- Если у вас есть объективные причины для снижения налоговой нагрузки, например льготы, лучше предупредите об этом банк. Это поможет избежать необоснованной блокировки счета по формальным признакам.
Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:
Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.
Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:
- Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
- По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
- Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Причины низкой налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка завязана на выручку: чем больше выручка, тем больше налогов нужно платить. Если выручка из года в год растет, а налогов платится столько же или меньше, инспекторы начинают подозревать плательщика в применении схем.
Они могут сделать вывод, что плательщик искусственно нарастил расходы для налога на прибыль или вычеты по НДС.
Особенно привлекает внимание резкое падение нагрузки по сравнению с прошлым годом.
Бывает так, что низкая нагрузка не связана с нарушениями и объясняется объективными причинами, например:
- Плательщик применяет спецрежим УСН, ЕНВД, ЕСХН. Поскольку в этом случае вместо нескольких налогов платится один, нагрузка не может быть такой же как у плательщика с тем же видом деятельности, но на общем режиме.
- Плательщик применяет льготы. Поэтому при одинаковой выручке он заплатит налогов меньше, чем тот, кто льготу не применяет.
- Временные изменения в бизнесе. Например, появление новых конкурентов вынуждает снизить цену продажи при тех же расходах. В итоге выручка получится ниже, и налоги тоже будут ниже, чем раньше.
Дата определения доходов и расходов
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
Важно понимать, что понятия предельно допустимый уровень нагрузки как такового не существует. То есть законодательство устанавливает только средние значения по налоговым отчислениям по каждому виду деятельности, однако максимально возможные значения не фиксируются. Это означает, что плательщик должен самостоятельно следить за тем, насколько много налогов он платит, и при необходимости принять решение о переходе на другую систему налогообложения.
В ряде случаев предпринимателю выгоднее перейти на другие системы налогообложения – ЕНВД, УСН, ОСНО либо платить единый сельскохозяйственный налог. Однако переход возможен только по определенным видам деятельности и при соблюдении конкретных условий, которые могут отличаться в разных субъектах РФ.
Суть налоговой нагрузки: законодательная база
Под налоговой нагрузкой понимают общую сумму налогов (имеются в виду все налоги, в том числе и НДФЛ), которая выражается:
- в относительной величине, т.е. процент (доля) от выручки;
- в абсолютной величине – т.е. в рублях за определенный период времени (в пересчете на год, квартал, месяц).
Оценивать нагрузку необходимо как самому плательщику, так и налоговой инспекции, поскольку:
- Если показатели устойчиво ниже средних значений, принятых по конкретному виду деятельности (например, производство пищевых продуктов или производство текстильных изделий), инспекция может назначить выездную проверку. Подобная ситуация необязательно говорит о том, что предприятие или предприниматель утаивают часть налогов, но проверка в любом случае будет проведена.
- Если показатели достаточно высоки, что мешает развиваться компании, это повод задуматься о том, чтобы перейти на другую систему налогообложения – например, на ЕНВД либо УСН.
Для оценки нагрузки компания (бухгалтер либо другие уполномоченные лица) должны произвести оценку общей суммы налогов и соизмерить получившееся значение с доходами (выразить в процентах). Затем получившийся процент сравнивают с показателями, утвержденными Приказом ФНС (справочные сведения с актуальными значениями публикуются ежегодно).
Какая формула заложена в калькулятор
Исчисление налоговой нагрузки (НН) с помощью калькулятора происходит по формуле:
НН = УН / Д × 100%,
где УН — уплаченные налоги (без агентских платежей и уплаченных налогов на прибыль организаций с дивидендов, НДФЛ, страховых взносов);
Д — доходы налогоплательщика по Отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).
В результате применения этой формулы налоговая нагрузка определяется в процентах. Точность полученного результата зависит от того, насколько достоверно налогоплательщик установил исходные данные. Также имеет значение формат занесения исходных данных в поля калькулятора — их отражают только в тыс. руб. Если данные будут внесены в иных единицах измерения (руб., млн руб. и др.), фактическую нагрузку калькулятор вычислит, но результат расчетов и сравнений будет некорректным.
Налоговая нагрузка с точки зрения банков
Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.
Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.
Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.
Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.
Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.
Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.
Налоговая нагрузка по НДФЛ и формула для расчета
Порядок расчета налоговой нагрузки для предпринимателей, которые платят налог на доходы физлиц, указан в письме налоговой службы под номером ЕД-4−15/14 490@. Он определяется как частное от деления начисленного и уплаченного налога на общую сумму выручки. ФНС указывает, что при низкой нагрузке возможен вызов в инспекцию. Но само значение коэффициента, ниже которого показатель опускать не рекомендуется, нет.
Кроме того, в этом же документе указан дополнительный критерий риска — процент профессиональных вычетов при расчете налога на доходы физлиц. Если он составляет более 95%, возможен вызов в налоговую.
Для юридических лиц размер НДФЛ не регламентируется. Здесь во внимание принимается периодичность поступления денежных средств в бюджет. Анализ производится по отчетности формы 6-НДФЛ. Риск возникает в случае:
- Если поступления платежей уменьшились более чем на 10% в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
- Если размер поступающего НДФЛ на сотрудника слишком низкий, то есть компания платит своим работникам меньшую зарплату, чем в среднем по региону.
Аналогичные исследования ИФНС может проводить и по страховым взносам.
Что такое налоговая нагрузка (как определить налоговую нагрузку)
Понятие налоговой нагрузки, если судить по формулам ее расчета, близко к определению термина «налоговое бремя», определяемому как:
- относительная величина (степень отвлечения денежных средств на уплаты налогов);
- абсолютная величина (обременение, возникающее ввиду обязанности уплачивать налоги).
Итак, налоговой нагрузкой называется доля суммы уплаченных за определенный период налогов в какой-то экономической базе за тот же период, которая позволяет оценивать влияние размера налоговых платежей на доходность и рентабельность субъекта.
Проще говоря, налоговая нагрузка — соотношение сумм уплаченных налогов и выручки компании.
Базой для расчета налоговой нагрузки может быть (в зависимости от экономического уровня (конкретный человек, хозяйствующий субъект, группа сходных предприятий, отрасль хозяйства страны или региона, государство в целом) и целей проведения расчета):
- планируемая прибыль или ожидаемый доход;
- вновь созданная стоимость;
- источник уплаты налога (расходы или прибыль);
- доходы;
- выручка (с НДС и без него).
Какую именно нагрузку будем считать?
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
При определении налоговой нагрузки предприятия должен быть установлен состав налогового поля, то есть те обязательные платежи, уплачиваемые предприятием в бюджетную систему страны, которые следует включать в расчет.
В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации в структуру бюджетной системы Российской Федерации входят:
– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
– местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
– бюджеты городских и сельских поселений. Для целей методики расчета налоговой нагрузки под единым.
Наименованием «обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации» понимаются налоговые и таможенные платежи, взносы на обязательное социальное страхование (табл. 1).
Таблица 1.
Перечень обязательных платежей, принимаемых в расчет.
при исчислении налоговой нагрузки предприятия.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является особым налоговым режимом, который устанавливается НК РФ и вводится в действие на территориях отдельных муниципальных образований нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 346.26 НК РФ). Таким образом, особенности налогообложения при применении данного специального режима определены как нормами НК РФ, так и муниципальным законодательством.
Налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории конкретного муниципального образования соответствующий вид предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом (ст. 346.28 НК РФ).
НК РФ содержит перечень видов деятельности, для которых данный специальный режим может быть предусмотрен. Только в рамках данного перечня представительные органы муниципальных районов [городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] могут принимать решение о применение единого налога на вмененный доход для тех или иных видов деятельности. При этом в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть установлен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
Применение единого налога на вмененный доход является обязательным, поэтому предприятия, которые ведут несколько видов деятельности, должны совмещать данный режим с общим режимом налогообложения и иными специальными режимами – упрощенной системой налогообложения и системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Однако НК РФ сделаны исключения, то есть приведены случаи, когда режим единого налога на вмененный доход может не применяться:
– если данный вид деятельности осуществляется в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
– если данный вид деятельности осуществляется налогоплательщиком, отнесенным к категории крупнейших (ст. 83 НК РФ);
– если предприятия перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога в отношении розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м, через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также в отношении услуг общественного питания, осуществляемых через объекты с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м, и объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей, а также если сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства.
Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение от обязанностей по уплате следующих налогов:
– налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;
– налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;
– единого социального налога в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;
– НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.
Предприятия, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование, а также обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таблица 10.
Перечень обязательных платежей в бюджетную систему.
Российской Федерации при применении специального.
режима в виде единого налога на вмененный доход.