Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наличие правоустанавливающих документов – это только половина успеха; все они должны быть оформлены надлежащим образом. Типовые приказы и документы делаются по установленной форме. Помните, что все заявления пишет от руки сам работник, и что на соответствующих приказах необходим его автограф. Будет лучше, если журналы будут в твердой обложке, с клеевым переплетом, прошнурованы, пронумерованы на каждой странице, в конце – информация об общем количестве страниц, подпись, и печать.
Комментарий к ст. 356 ТК РФ
1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.
2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда — проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основания для проверок — поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной, прокурорской практики; материалы проверок, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов, других общественных организаций.
Еще одно важное полномочие федеральной инспекции труда — запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Во время регулярно организуемых приемов ей предоставлена возможность непосредственного общения с любыми заинтересованными гражданами, в первую очередь с работниками.
Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).
Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.
Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.
3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.
4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:
— выдает обязательные предписания об устранении нарушений;
— составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;
— подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;
— в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).
5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.
7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.
Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.
Задачи государственной трудовой инспекции
Государственная инспекция труда как служба, с помощью которой реализуются полномочия Роструда, обладает компетенцией в решении задач, связанных со следующими ситуациями:
- устройство на работу;
- изменение условий труда;
- отстранение от работы;
- прекращение трудовых отношений;
- определение норм рабочего времени и времени отдыха;
- оплата труда, выплата премий и отпускных;
- командировки и другие виды служебных поездок;
- определение круга ответственности сторон трудового договора;
- повышение квалификации работника;
- охрана труда на рабочем месте;
- гарантии и особенности организации труда отдельных категорий работников и другие.
Другой комментарий к статье 356 ТК РФ
§ 1. Основные задачи, возложенные законодательством РФ на федеральную инспекцию труда, решаются путем предоставленных ей широких полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности органов федеральной инспекции труда, так и их основные права и обязанности.
В силу закона органы федеральной инспекции труда в своей деятельности не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, ибо они будут препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами или вмешиваться в работу проверяемых работодателей.
§ 2. Одним из главных направлений деятельности федеральной инспекции труда является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры, включая работодателей — физических лиц. Основаниями таких проверок могут служить, например, поступающие в федеральную инспекцию труда (ее подразделения) заявления и жалобы работников, материалы средств массовой информации, данные текущей статистики, материалы прокурорской практики, проверок общественных организаций (например, первичных профсоюзных организаций).
Все другие полномочия государственной инспекции труда, указанные в ст. 356 ТК, подчинены главному — проверке соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Что такое Федеральная трудовая инспекция
Российское государство контролирует отдельные сферы жизни с помощью федеральных агентств. Одним из таких специально созданных подразделений Министерства труда является федеральная служба по труду и занятости. Она действует через структуру региональных инспекций труда, которые есть в каждом субъекте федерации. Главной задачей этих органов является защита прав официально трудоустроенных россиян и проверка повсеместного следования законодательным нормам.
Что такое трудовая инспекция? Это региональное «представительство» Федеральной службы по труду и занятости, которое выполняет её функции на местах. Очевидно, что одно агентство не справилось бы с защитой 72 миллионов официально трудящихся россиян. Поэтому в каждом регионе есть собственная инспекция труда.
Статистика показывает, что у этих органов довольно много работы. По итогам 2017 года инспекции по всей стране приняли 465 656 обращений граждан (за 2018 год данные пока не опубликованы). Самыми частыми причинами обращений являются:
- задержка заработной платы (30% обращений);
- невыплата расчёта при увольнении (22%);
- незаконные увольнения (7%);
- незаконные удержания из заработной платы (4%).
Следует понимать, что это не профсоюзная, а государственная, бюджетная организация. Её деятельность строго подчинена законодательству, а основная цель — обеспечение трудовых прав, регулирование отношений предпринимателей, организаций и трудоустроенных у них граждан.
Полномочия государственной инспекции труда
В соответствии со ст. 356 ТК РФ, все полномочия федеральной инспекции труда сводятся к следующему:
- выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства;
- предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника;
- выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда;
- привлечение к административной ответственности;
- расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
- инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства;
- приостановление деятельности организации или ее подразделений.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции
Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:
- частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
- Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
- Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
- Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
- Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
- Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
- ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
- ФЗ №59 от 02.05.2006 года.
Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ.
Консультация трудовой инспекции: как обратиться
Обратиться в трудовую инспекцию работник может как устно, так и письменно. В первом случае он получит только общую консультацию, когда ему попросту разъяснять, как действовать в озвученной ситуации по нормам законодательства. Если же сотрудник желает организовать объективное рассмотрение допущенного работодателем нарушения, необходимо писать заявление в территориальную трудовую инспекцию.
Обычно наличие правильно составленного заявления является основание для назначения проверки изложенных в нем фактов нарушений и принятия соответствующих мер реагирования. Для этого заявление должно иметь:
- Наименование территориального органа инспекции, куда оно адресовано.
- Полное название предприятия (юридического лица), а также конкретного подразделения, где гражданин выполняет трудовые функции.
- Ф. И. О. работника, его контактные данные, адрес регистрации.
- Документ должен иметь название (жалоба, заявление).
- В описательной части необходимо изложить факты допущенных работодателем нарушений со ссылкой на статьи ТК (положения нормативных актов), которые были нарушены. По возможности следует приложить копии документов, которые все это подтверждают.
- После описательной части необходимо указывать перечень документов, подтверждающих изложенные выше факты нарушений.
- В конце документа ставится дата, подпись и расшифровка подписи.
Основные формы надзора и контроля
Таким образом, проверки работодателей всех форм собственности и работодателей на правах физических лиц проводятся по всей огромной территории Российской Федерации с целью обнаружения и устранения непорядков в сфере трудовых отношений и безопасных условий труда.
Государственная инспекция труда уполномочена:
- провести проверку и зафиксировать сей факт актом;
- выдать письменное предписание с указанием конкретных сроков для устранения нарушений;
- в случае неисполнения составить протокол об административном правонарушении;
- подготовить ряд необходимых документов для привлечения виновных к ответственности по всей строгости закона.
Что может привести инспекцию «в гости»?
Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем раз в 3 года.
Для этого составляется график, который проходит процедуру согласования с прокуратурой и публикуется на сайте соответствующего органа.
Поэтому работодатель может своевременно узнать, есть ли вверенная ему организация в плане проверок на очередной календарный год.
Внезапно нагрянуть инспекция может лишь при поступлении многочисленных жалоб или одной конкретной жалобы масштабного характера.
Тогда представитель государственной инспекции по труду обязан отреагировать на поступивший сигнал в течение 10 дней и явиться беспрепятственно в любое время в организацию с целью проверки.
Совсем необязательно, что инспектирующий, появившись на пороге соответствующего заведения, сходу заявит, по чьей жалобе он прибыл.
По просьбе жалобщика это может быть строго конфиденциально.
Все ли стерпит бумага?
Возможно, контролирующий орган прибудет на место не сразу, а затребует часть документов доставить по конкретному адресу.
Как правило, это заверенные копии указанных инспекцией документов.
Если они не дают полноценной картины происходящего (безопасные условия можно проверить только воочию), то проверочные работы будут продолжены на месте.
Работодателю следует обратить внимание на грамотное оформление всех видов документов согласно стандартным образцам, поскольку бумаготворчество по своему разумению вряд ли приведет в восторг инспектора.
В первую очередь проверке подвергнутся учредительные и кадровые документы:
- устав;
- штатное расписание;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный договор;
- инструкции по охране труда;
- должностные обязанности с подписями работников и датой, свидетельствующие о своевременном ознакомлении с документами;
- трудовые договоры и дополнения к ним, если изменения условий труда имели место;
- положение о премиальных надбавках;
- график отпусков;
- книги приказов;
- трудовые книжки.
Проверки соблюдения трудового законодательства
Одним из основных элементов в работе Роструда является проведение проверок на соблюдение законодательства в организациях и индивидуальными предпринимателями.
Порядок проведения проверок регламентируется Законом РФ 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
и ст.360 ТК РФ.
На основании ФЗ №294 плановые проверки проводятся один раз в три года. План проверок согласовывается с прокуратурой и публикуется в сети интернет.
Внеплановые проверки по этому Закону и ст.360 ТК РФ проводятся в следующих случаях:
- окончание срока по устранению недостатков работодателем по выданному предписанию о имеющихся нарушениях трудового законодательства и нормативных актов о труде;
- поступление жалоб и заявлений граждан, в том числе от индивидуальных предпринимателей, организаций, информации от ведомств, органов местного самоуправления, профсоюзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, жалобы или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
- требования работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
Внеплановая проверка с органами прокуратуры не согласовывается, предприятие не уведомляется о дате начала проведении проверки.
По результатам проверки составляется акт, в котором указываются результаты проверки, в случае выявления нарушений законодательства выдается предписание, руководитель или ответственное лицо привлекаются к административной ответственности.
Акт проверки, при несогласии с результатами, с привлечением к административной ответственности работодатель может обжаловать в судебном порядке.
Когда обращаться в ТИ?
-
Если неприемлемые условия труда, то можно обратиться конфиденциально
. Инспектор все же запросит ваши данные, но не будет сообщать об этом руководству предприятия. - Когда вышел скандал с руководством и вам грозят увольнением, но на это нет веских причин, то отстаивайте свои права
. Терять вам уже нечего, но свои права отстоять следует. Скрывать свою личность нет смысла, играть стоит в открытую. - Когда после долгих лет работы вам говорят, что ваши услуги больше не требуются, но при этом не хотят отпустить вас мирно (не отдают з/п, не желают компенсировать не отгулянный отпуск и прочее), то подать жалобу в ТИ
стоит хотя бы ради того, чтобы вернуть свои честно заработанные деньги. Как говорится – уходить, так с музыкой.
Задачи трудовой инспекции
Основными задачами трудовой инспекции являются:
— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;
— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;
— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;
— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;
— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.
-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;
— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;
— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.