Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если налоговая инспекция заблокировала счета?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ограничение по счету налоговая снимает после устранения причины блокировки. Продолжительность периода, на который будет заблокирован счет, зависит от того, насколько быстро компания примет меры по устранению причин блокировки.
Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?
Платежи в бюджеты в счёт уплаты налогов, страховых взносов и платежи, очерёдность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога.
Очерёдность исполнения платежей установлена статьёй 855 ГК РФ.
К третьей очереди отнесено списание средств:
- в оплату труда (исключение из общего правила о приоритете исполнительных документов),
- по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов, сборов, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов (в данном случае имеется в виду погашение в принудительном порядке задолженности по уплате обязательных платежей).
Как блокируют счет
Ограничение операций по расчетному счету действует с момента получения банком решения инспекции о приостановлении операций по счетам и до момента его отмены. Такое решение принимает руководитель или заместитель руководителя ИФНС. Новые формы решений о приостановлении операций на счетах и отмене приостановления утверждены приказом ФНС России от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@.
Решение о блокировке счета передается в банк в электронной форме, а его копия вручается представителю компании под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения им копии решения, в срок не позднее дня, следующего за днем его принятия.
Блокировка расчетного счета банком означает прекращение расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций.
ИФНС может вынести несколько таких решений, и тогда банк заблокирует счет на общую сумму, указанную в них.
Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении (пересчет – по курсу Центробанка РФ на дату начала действия приостановления операций по валютному счету).
Банк, получив из налоговой инспекции решение о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если ИФНС блокирует счет неправомерно. Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке (п. 12 ст. 76 НК РФ).
Итак, ограничения по счету от налоговой устанавливаются, когда банк получает от ИФНС решение о приостановлении операций на всю сумму на счете (или четко определенную часть этой суммы) и приводит его в действие.
Арбитражная практика по блокировке счетов
ФНС в последнее время очень строго следит за тем, чтобы инспекции поумерили свой пыл в вопросах блокировки (т.к. в случае незаконной блокировки страдает бюджет). Между тем до сих пор встречаются достаточно интересные споры, связанные с блокировкой.
Подписание декларации неуполномоченным лицом. Инспекция опрашивала руководителя компания — однодневки, который говорил, что не подписывал декларации фирмы. Отсюда ИФНС сделала вывод: декларации подписаны неуполномоченным лицом, то есть не подписаны, то есть не сданы. И на основании п. 3 ст. 76 НК РФ заблокировала счет. Суд решения инспекции отменил, поскольку руководитель внесен в ЕГРЮЛ, опрошенный не указал конкретную декларацию, компания признает отчетность и т. п. (см. постановление ФАС Уральского округа от 21.03.14 № Ф09-1036/14).
Блокировка за несдачу несуществующей декларации. ИФНС может потребовать стандартные декларации (НДС, прибыль) от налогоплательщика, работающего только на ЕНВД, или декларацию по налогу на имущество от того, у кого нет облагаемых активов. Если декларация не сдана, то инспекция блокирует счет, но проигрывает суд (см. постановление АС Московского округа от 27.04.2018 № Ф05-4834/2018, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.13 № А17-2944/2012).
Блокировка при наличии имущества. Если налогоплательщик предоставляет гарантии уплаты налогов или имеет имущество, нужное для погашения, инспекция блокировать счет не вправе. Типовой пример: инспекция блокирует счет, хотя налоговый долг меньше общей стоимости имущества, которое может быть направлено на уплату налогов – суд на стороне компании (см. постановление ФАС Московского округа от 04.05.12 № А40-102291/11-20-428).
Бюрократические ошибки ИФНС. Случается, что инспекторы блокируют счет, хотя не отправили требования об уплате налогов, то есть пропустили один из этапов взыскания. Суд признает такую блокировку незаконной. Пример – постановление АС Уральского округа от 28.01.15 № Ф09-9313/14.
***
Ограничение операций по расчетному счету налоговыми органами наши клиентам не грозит. Специалисты 1C-WiseAdvice исполняют свою работу четко и в срок, а значит не возникает оснований для блокировки. Тем не менее ограничения по счету налоговыми органами зачастую вводятся незаконно или по ошибке. Вот тогда подключаются наши налоговые юристы – благодаря многолетнему опыту решения спорных вопросов с инспекцией, они знают, как ускорить разблокировку и наказать за незаконное ограничение по счету ИФНС.
Комментарий к ст. 76 НК РФ
Комментируемая статья посвящена такой важной процедуре для всех налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как приостановление операций по счетам в банке.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке применяется для трех ситуаций:
— для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа;
— в случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в установленный срок;
— в случае если налогоплательщик-организация не исполнил установленную пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган.
Приостановление операций организации по счетам в банке является одной из обеспечительных мер, которая применяется на основании решения налогового органа, которое направляется в банк, в котором открыт счет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В статье 848 ГК РФ установлено, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
На основании части 1 статьи 849 ГК РФ банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.
В силу пункта 1 статьи 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Согласно пункту 2 статьи 854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.
На основании пункта 6 статьи 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.
В силу подпункта 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ обеспечительной мерой может быть приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
В пункте 1 статьи 855 ГК РФ установлено, что при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности: во вторую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
На основании пункта 3 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает запрета на возможность исполнения расчетных документов банка, направленных на выплату зарплаты сотрудников, если имеется решение налогового органа о приостановлении операций по счетам организации. Более того, в рассматриваемой в статье ситуации отсутствует распоряжение налогового органа.
Так, в письме Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13537 разъясняется, что при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ, и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджетную систему РФ банк вправе исполнить расчетные документы (чеки) организации по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Приостановление операций по счету до вынесения решения о взыскании налога
Напомним, что ст. 76 НК РФ предусматривает два случая, когда налоговый орган может приостановить операции по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в банке:
— неисполнение требований налогового органа об уплате налогов и сборов (пеней, штрафов);
— непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении срока ее представления.
Однако существует еще одна норма: в п. 10 ст. 101 НК РФ указано, что после вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) для обеспечения исполнения такого решения инспекция вправе принять обеспечительные меры. К таким мерам относится в том числе приостановление операций по счетам налогоплательщика, которое должно производиться в порядке, установленном ст. 76 НК РФ. В то же время в п. 2 ст. 76 НК РФ сказано, что налоговый орган до применения указанных обеспечительных мер должен вынести решение о взыскании налога, а это невозможно до тех пор, пока не вступило в силу решение о привлечении к ответственности и налогоплательщиком не выполнено требование об уплате налога.
В связи с этим возникает вопрос: может ли инспекция приостановить операции по счетам налогоплательщика до принятия решения о взыскании налога в целях исполнения решения, вынесенного по результатам проверки?
Четкий ответ на него в законодательстве до недавнего времени отсутствовал, правоприменительная практика также не была однозначной: часть судов приходили к выводу о том, что приостановление операций по счетам налогоплательщика до вынесения решения о взыскании налога правомерно. Обосновывалось это тем, что п. 2 ст. 76 НК РФ не применяется, если операции по счету приостанавливаются в порядке, предусмотренном п. 10 ст. 101 НК РФ, поэтому приостановление операций по счету налогоплательщика возможно и до выставления требования об уплате налога.
Однако существовала и другая позиция: в соответствии со ст. 76 и п. 10 ст. 101 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика возможно, если уже принято решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов. Соответственно, приостановление операций по счетам налогоплательщика до вынесения решения о взыскании налога неправомерно.
С вступлением в силу изменений, внесенных Законом N 229-ФЗ в п. 1 ст. 76 НК РФ, эта проблема «двоякого толкования» потеряла актуальность. Согласно новой редакции данной нормы приостановление операций по счетам в банке в соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ признается исключением и выносить решение о взыскании налога инспекции не нужно. В п. 13 ст. 101 НК РФ теперь говорится о том, что копия решения о принятии обеспечительных мер, а также об их отмене вручается налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Начисление процентов за неправомерное приостановление операций по счету
Если налогоплательщик столкнулся с незаконной блокировкой расчетного счета, то ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, обосновав свои требования. При этом прекращение расходных операций по счету может иметь место в течение длительного времени и стать серьезной проблемой для любой организации, поскольку затрудняет ее взаимодействие с контрагентами. Однако доказать, что в результате неправомерных действий налоговой инспекции налогоплательщику были причинены убытки, на практике бывает довольно непросто. Примеры положительных для налогоплательщиков решений встречаются довольно редко: так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2006 N А26-10592/2005-15 организации удалось доказать в суде, что по вине налоговых органов ей пришлось потратить незапланированные денежные средства на открытие нового расчетного счета. Но подобную судебную практику можно считать скорее исключением. В связи с этим большое значение приобретает законодательно установленная ответственность налоговых органов за неправомерные действия по блокировке счета.
Так, уже с 1 января 2010 г. действует положение п. 9.2 ст. 76 НК РФ, согласно которому налоговые органы должны уплачивать налогоплательщику проценты за каждый календарный день просрочки, если они нарушили срок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций либо срок направления в банк такого решения.
Согласно Письму Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128 проценты за нарушение срока отмены приостановления операций по счетам в банке должны включаться в доходы налогоплательщика на момент фактического получения, поскольку в целях налога на прибыль не учитываются лишь проценты, полученные из бюджета в случаях, предусмотренных ст. ст. 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). Как видно, ст. 76 НК РФ в этом перечне отсутствует.
С 1 января 2011 г. проценты будут начисляться также за незаконную блокировку счета: с этого момента п. 9.2 ст. 76 дополняется новым абзацем, согласно которому в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Во всех этих случаях проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, а процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России. Для этого берется ставка, действовавшая в дни неправомерной блокировки, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене блокировки счета.
Что означает приостановление операций
По счету, который заблокирован, нельзя проводить расходные операции: к примеру, с него нельзя перевести деньги контрагенту или снять средства по чековой книжке. При этом не всегда и не все расходные операции прекращаются.
Так, если счет заблокирован на сумму, указанную в решении о взыскании недоимки, то с расчетного счета могут производиться операции сверх названной суммы (абз. 3, 5 п. 2 ст. 76 НК РФ). Приостановление операций по счетам не распространяется и на платежи очереди более ранней, чем списание налогов (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ). Очередность платежей установлена п. 2 ст. 855 ГК РФ. Согласно данной норме при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований определена следующая очередность:
- в первую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь – по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджет, а также поручениям ФСС и ПФР на списание и перечисление сумм страховых взносов;
- в четвертую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в пятую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Иными словами, списание налогов по поручению налогового органа – это платеж третьей очереди. Соответственно, при недостатке денежных средств банки обязаны сначала исполнить платежи первой и второй очередей, а только затем списать налоги.
Платежи одной очереди осуществляются в порядке календарной очередности поступления документов. Например, платежное поручение на выплату заработной платы и инкассовое поручение ИФНС относятся к одной очереди – третьей, поэтому если платежка на зарплату поступит в банк раньше, чем поручение ИФНС, то банк обязан будет сначала исполнить его, а затем, если деньги на счете останутся, – поручение ИФНС (Письмо Минфина РФ от 06.03.2014 № 03 02 07/1/9689).
Если операции приостановлены по причине непредставления декларации (на основании п. 3 ст. 76 НК РФ), при отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджет банк вправе исполнить расчетные документы (чеки) клиента банка по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (Письмо Минфина РФ от 11.07.2013 № 03 02 07/1/26857).
Причины блокировки счёта организации налоговой инспекцией
Не все юридические лица и предприниматели являются добросовестными налогоплательщиками. Одной из мер воздействия на них являются налоговые приостановления по расчётным счетам. Это необходимо для того, чтобы должник заплатил обязательные платежи. Счета не будут доступны для операций до тех пор, пока долг не будет полностью погашен.
В ст. 76 НК РФ приведён исчерпывающий список оснований, по которым налоговики могут приостановить ведение операций на счетах. Это:
- задолженность по налогам;
- несдача налоговой отчётности в течение 10 рабочих дней после того, как истечёт прописанный в законе срок. К данному обстоятельству применяется общий срок исковой давности. Он начинает течь по истечении законных 10 дней;
- игнорирование обязанности по сотрудничеству с ФНС в электронной форме. Блокировка наступит по истечении 10 дней после того, как налогоплательщик получит уведомление от налоговиков;
- игнорирование обязанности по предоставлению квитанции – подтверждения в электронном виде. Это произойдёт через 10 дней после той календарной даты, которая будет указана в требовании от ФНС;
- несдача отчёта по форме 6-НДЛФ. Ответственность в виде запрета к счетам наступит через 10 дней после того, как истечёт срок, установленный в законе;
- игнорирование необходимости обеспечить гарантированное выполнение решений налоговиков по уплате доначислений, которые были выявлены в ходе проведения налоговой проверки.
Доведение сведений о блокировке счёта до налогоплательщика
Возможность введения ограничений по счетам не означает, что налогоплательщик не должен об этом узнать. В обязанности налоговиков входит своевременное его оповещение. Своевременным оно считается, если будет произведено не позднее следующего рабочего дня после того, как такое решение было принято руководство инспекции. На предприятие направляется копия документа, в котором отражено данное решение. Уведомление должно быть вручено так, чтобы не осталось сомнений в оповещении.
Как только копия документа будет вручена ответственному лицу, можно дополнительно проверить блокировку расчетного счета на сайте налоговой.
В НК РФ не прописаны точные сроки направления принятого решения в кредитную организацию. Регламентированы следующие позиции:
- способ оповещения – электронный;
- блокировка счёта осуществляется в тот же день, когда банк получает решение налогового органа.
Очевидно, что налоговики не заинтересованы в задержке уведомления банка. Как правило, налогоплательщик узнаёт о «заморозке» своих средств именно от кредитного учреждения.
Причины применения процедуры
Существует несколько оснований приостановления операций по счетам налогоплательщика. К ним относится:
- компания или физлицо не исполняют свои обязанности по уплате разных налогов, штрафов или пеней, причем обычно это приводит к блокировке той суммы, которая требуется для исполнения обязательств перед ФНС;
- декларация не представляется налогоплательщиком в установленные сроки, причем блокировка обычно используется, если документация отсутствует уже в течение 10 дней после установленной даты;
- нередко приостановление операций по счетам налогоплательщика вовсе выступает в качестве специальной гарантии того, что гражданин или компания исполнят свои обязательства перед ФНС.
Относительно недавно у налоговых органов появилась возможность пользоваться такой мерой воздействия при отсутствии в установленные сроки декларации.
Приостановка производится в отношении всех счетов налогоплательщика, поэтому отсутствует возможность для него пользоваться средствами, находящимися в каком-либо банке. Не остается у него никаких способов для дальнейшего нормального функционирования фирмы.
Особенности блокировки при отсутствии декларации
Причиной для применения приостановления может быть отсутствие декларации в строго установленное время. При такой ситуации блокировка может осуществляться после того, как пройдет 10 дней от назначенной даты сдачи документа. Приостановление операций может накладываться на срок до трех лет.
Для осуществления процесса направляется решение в банк, причем в нем должна указываться причина. Она представлена сведениями об отсутствии декларации, а также прописывается ее форма, размер налога и срок представления.
Не допускается пользоваться этой причиной, если отсутствует расчет по авансовым платежам, сведения о численности работников, бухгалтерские отчеты или документы, необходимые ФНС для проведения налогового контроля. Отсутствие справок по форме 2-НДФЛ также не может выступать основанием для приостановления операций по счетам.
Порядок разблокировки
Остаться без счета в банке — не самая лучшая перспектива для любого предпринимателя. Это означает, что на какой-то промежуток времени полностью зависнет деятельность компании: невозможно будет рассчитаться с поставщиками продуктов или сырья, не получится снимать деньги или перевести их на другой счет. Чтобы этого не возникало, следует всегда ответственно относиться к требованиям налоговой инспекции. Особенно к требованиям, регламентированным Налоговым кодексом.
Блокировку счетов можно отменить в нескольких случаях:
- Произошла уплата юридическим лицом или предпринимателем задолженных денежных средств в виде налогов, штрафа или эта сумма была взыскана инспекцией. Все ограничения будут сняты, когда предоставят документ, который подтвердит, что задолженность погашена. Чтобы ускорить этот процесс, можно передать бумаги в налоговую лично с заявлением о разблокировке. Принять соответствующее решение налоговики должны не позднее одних суток с момента получения бумаг.
- Документы были предоставлены, так и соответствующие декларации. В этом случае ИНФС обязана не позднее следующего дня отменить блокировку. Если декларации были высланы по почте, то необходимо предоставить квитанцию или чек с почты, подтверждающий отправку в срок.
- От юридического лица поступило прошение о разблокировке. Право этого заявления появляется тогда, когда сумма денежных средств на счету больше той, которая была указана в постановлении о заморозке расходных операций. Эта бумага подается в произвольной форме и должна содержать счет, имеющий достаточное количество финансовых средств для погашения задолженностей. ИФНС обязана в течение двух суток рассмотреть заявление и приостановить ограничения о блокировке расходных операций по счету.
Действия банка при получении решения о приостановлении операций по счетам организации регламентированы п. п. 4 — 7, 10, 12 ст. 76 НК РФ. Решение о приостановлении операций (и решение об отмене приостановления) передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения . Банк фиксирует дату и время получения такого решения.
Формы обоих решений утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@. Порядок направления их в банк налогоплательщика в электронном виде утвержден Положением ЦБ РФ от 09.10.2008 N 322-П, а на бумажном носителе — Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.
Решение инспекции о приостановлении операций подлежит безусловному исполнению банком, то есть банк не вправе проверять его законность (п. 6 ст. 76 НК РФ, Постановления ФАС УО от 17.06.2009 N Ф09-3960/09-С3, ФАС ЗСО от 27.02.2007 N Ф04-905/2007(31849-А81-19) и др.).
Не позднее следующего дня после дня получения решения о приостановлении операций банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика, операции по которым приостановлены.
Примечание. Если налоговым органом вынесено несколько решений о приостановлении операций по счетам, банк обязан приостановить операции по счетам на общую сумму, указанную в этих решениях (Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-02-07/1-384).
Приостановление операций действует до получения банком решения налогового органа (того же или вышестоящего) об отмене приостановления операций. Разблокировка счета возможна также и при получении банком соответствующего решения (определения) суда.
Бывает, что приостановление операций по счетам налогоплательщика осуществляется налоговым органом неправомерно. Если причина состоит в несданной налоговой декларации (порой плательщики ЕНВД и единого налога при УСНО получают требования о представлении налоговых деклараций по НДС, налогу на прибыль), молчать не следует, так как при отсутствии реакции налогоплательщика на подобные требования инспекция вполне может принять решение о приостановлении операций по счетам. Поэтому при получении такого требования предприятию необходимо уведомить ИФНС по месту своего учета об ошибочности выставленного требования. Подобная формальность может уберечь налогоплательщика от больших неприятностей.
Следует оперативно реагировать и на требования ИФНС о представлении пояснений и/или уточненной налоговой декларации. В отношении уточненных налоговых деклараций не установлен срок сдачи (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2005 N 2769/05). Это означает, что в отношении таких деклараций не может применяться приостановление операций по счетам как мера принуждения к их сдаче.
В случае если приостановление операций по счетам осуществлено ИФНС в целях взыскания недоимки, действовать надо, что называется, по обстоятельствам. Если сумма недоимки и пеней составляет несколько копеек или рублей (что возможно в результате округлений и мелких ошибок в учете данных лицевого счета налогоплательщика), то эту сумму следует как можно быстрее заплатить и уведомить об этом ИФНС. В случае когда сумма к взысканию достаточно велика, разрешать дилемму «платить — не платить, обжаловать — не обжаловать» нужно самому налогоплательщику исходя из существующих обстоятельств и своих интересов.
Самым распространенным способом отстаивания своих интересов является обжалование решения о приостановлении операций по счетам во внесудебном или судебном порядке. В первом случае подается жалоба в вышестоящий налоговый орган по правилам гл. 19 НК РФ, во втором — заявление в суд о признании недействительным этого решения как ненормативного акта налогового органа по правилам гл. 24 АПК РФ.
Второй возможный вариант — обжаловать в суд действия по приостановлению операций по счетам. При этом способе существует опасность отказа со стороны суда рассмотреть такое дело по существу. Суд может прийти к выводу, что налогоплательщик злоупотребляет правом, подменяя один предмет иска другим, поскольку обжалуемые действия оформлены ненормативным актом налогового органа, который и должен быть обжалован. Тем не менее данный способ не стоит сбрасывать со счетов: его можно использовать в качестве средства воздействия на налоговый орган для разрешения спора во внесудебном порядке. В соответствии с п. 49 Постановления ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 в качестве ответчика по такому процессу можно привлечь должностное лицо, совершившее обжалуемые действия. В данном случае это руководитель налогового органа (его заместитель), подписавший соответствующее решение. На них в случае победы налогоплательщика может быть возложена обязанность по возмещению судебных расходов.
Как узнать за что штраф по номеру постановления
- Неисполнение постановления влечет увеличение ранее назначенной суммы штрафа вдвое, причем новый штраф не может быть меньше 1 тыс. рублей.
- Привлечение к обязательному выполнению общественных работ до 50 часов.
- Заключение под административный арест до 15 суток.
- Через банковские терминалы – в большинстве банкоматов установлено программное обеспечение, позволяющее совершать различные финансовые операции. В том числе – оплату штрафов.
- Почтовое отделение – для оплаты потребуется квитанция либо постановление о наложении взыскания.
- Посредством интернет-банкинга – денежные средства списываются с расчетного счета нарушителя в онлайн-режиме после заполнения соответствующих полей платежного поручения.
- С помощью виртуального кошелька Вебмани или Яндекс-деньги.
- Путем обращения непосредственно в отделение банка и внесения денежных средств через кассу.
- С баланса мобильного телефона.