Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каковы основные виды расходов организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Российские правила классификации расходов.
Бухгалтерский учет расходов регламентируется ПБУ 10/99 «Расходы организации». Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности делятся на два вида:
-
расходы по обычным видам деятельности;
-
прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Данными расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности является и возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.
Пунктом 8 ПБУ 10/99 определена группировка расходов по обычным видам деятельности по следующим элементам:
-
материальные затраты;
-
затраты на оплату труда;
-
отчисления на социальные нужды;
-
амортизация;
-
прочие затраты.
Бюджетная классификация расходов
Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:
- Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
- Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
- Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
Постоянные и переменные затраты
Два основных типа затрат, которые существуют на предприятии — это постоянные и переменные затраты.
Постоянные затраты не зависят от выпуска продукции, в то время как переменные затраты зависят от него. Постоянные затраты иногда называются накладными расходами. Они производятся независимо от того, изготовляет ли фирма 100 единиц продукции или 1000 единиц продукции. При составлении бюджета статьи постоянных затрат могут включать в себя арендную плату, амортизацию и заработную плату руководителей. Накладные расходы на производство могут включать такие статьи затрат, как налоги на имущество и страхование. Эти постоянные издержки остаются неизменными, несмотря на изменения в объеме производства.
С другой стороны, переменные затраты колеблются в прямой пропорции к изменениям в объеме производства. В бюджетной классификации затрат на производство затраты на рабочую силу и материалы обычно являются переменными затратами, которые возрастают по мере увеличения объема производства. Требуется больше труда и материала для производства большего объема продукции, поэтому стоимость рабочей силы и материалов изменяется в прямой зависимости от объема выпуска.
Для многих компаний в сфере услуг традиционное разделение затрат на постоянные и переменные не работает. Как правило, переменные затраты определяются главным образом как «труд и материалы». Однако в сфере услуг рабочая сила обычно оплачивается контрактом или управленческой политикой и, таким образом, не зависит от производства. Следовательно, для этих компаний это постоянная, а не переменная стоимость. Нет жесткого и твердого правила о том, какая категория (постоянная или переменная) подходит для конкретных расходов. Например, стоимость офисной бумаги в одной компании может быть накладной или постоянной стоимостью, поскольку бумага используется в административных офисах для выполнения административных задач. Для другой компании эта же офисная бумага может быть переменной стоимостью, потому что бизнес производит печать как услугу для других предприятий. Каждая компания должна определять на основе собственных нужд, является ли расход постоянной или переменной стоимостью для бизнеса.
В дополнение к переменным и постоянным затратам некоторые из затрат считаются смешанными. То есть, они содержат элементы постоянных и переменных затрат. В некоторых случаях расходы на надзор и проверку рассматриваются как смешанные.
Комментарий к ст. 21 БК РФ
Комментируемая статья посвящена второму элементу бюджетной классификации Российской Федерации — классификации расходов бюджетов.
Необходимо учитывать, что с 01.01.2015 введен в действие Приказ Минфина России от 16.12.2014 N 150н «О внесении изменений в указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н».
Официальная позиция.
Минфин России в письме от 30.12.2014 N 02-05-12/68993 привел следующие разъяснения о порядке применения бюджетной классификации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 БК РФ код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов. Статьей 29 Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» (далее — Закон N 104-ФЗ) установлено, что положения указанного подпункта статьи 21 БК РФ применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).
Перечень единых для всех бюджетов бюджетной системы групп и подгрупп видов расходов установлен пунктом 6 статьи 21 БК РФ. При этом статьей 29 Закона N 104-ФЗ установлено, что указанный перечень, за исключением подгрупп видов расходов, применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов).
Согласно пункту 7 статьи 21 БК РФ перечень единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементов видов расходов классификации расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, в рамках установленных БК РФ полномочий Министерством финансов Российской Федерации Приказом от 01.07.2013 N 65н установлены применяемые в 2014 году перечень и коды подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов, единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации установлены правила применения указанных единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации групп, подгрупп и элементов видов расходов.
Таким образом, при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным законодательством предусмотрено, начиная с бюджетов на 2014 год, применение единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации групп, подгрупп и элементов видов расходов бюджетов.
Также Минфин России обратил внимание, что приложением 5 к указаниям N 65н установлены применяемые при исполнении бюджетов бюджетной системы соответствия кодов видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.
Как правильно выбирать статьи затрат
Согласно пункту 8 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете организации должны быть сгруппированы по следующим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Аналогичным образом подразделяются расходы, связанные с производством и (или) реализацией, для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 253 НК РФ). Для целей управления следует организовать учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99).
В «1С:Бухгалтерии 8» затраты по основным видам деятельности (связанным с производством и реализацией) учитываются в разрезе статей затрат. Субконто Статьи затрат присутствует на всех счетах учета затрат (например, 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.). Каждая статья затрат является элементом справочника Статьи затрат (раздел Справочники).
Использование статей затрат в программе решает одновременно следующие задачи:
- аналитический учет расходов организации в бухгалтерском учете (требование ПБУ10/99);
- группировку по видам расходов в целях налогового учета по налогу на прибыль (требование главы 25 НК РФ);
- раздельный учет расходов по видам деятельности, если организация совмещает деятельность с основной системой налогообложения (общей или упрощенной) и особым порядком налогообложения (ЕНВД или патентом для ИП).
Для организаций, которые не совмещают виды деятельности с разным порядком налогообложения и не устанавливают особых требований к детализации учета затрат, минимальный набор статей затрат будет определяться группировкой по видам расходов.
Вид расхода выбирается из предопределенного списка. Корректное указание вида расхода влияет на классификацию расхода и, как следствие, на расчет налога и заполнение декларации по налогу на прибыль. Например, статьи затрат с видом расходов:
- Не учитываемые в целях налогообложения — не будут учитываться при расчете налога на прибыль;
- НИОКР по перечню Правительства РФ — предусматривают учет суммы расходов с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ);
- Транспортные расходы — предусматривают автоматический расчет расходов на доставку товара в соответствии со статьей 320 НК РФ.
А для статей затрат с данными видами расходов выполняется автоматический расчет норм в соответствии с НК РФ:
- Добровольное личное страхование, предусматривающее оплату страховщиками медицинских расходов;
- Добровольное личное страхование на случай наступления смерти или утраты трудоспособности;
- Добровольное страхование по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников;
- Представительские расходы;
- Расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов;
- Расходы на рекламу (нормируемые).
Общее понятие статей затрат
Статьи затрат – представляют собой совокупность статей затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг), которые объединяются по определенным признакам. Бухгалтерский учет по статьям затрат обеспечивает группировку затрат предприятия по отношению к способу их включения их в себестоимость отдельного вида продукции. Перечень статей затрат их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
Задачи, которые решаются с помощью учета производственных затрат в разрезе статей и элементов затрат:
- Для расчета налога на прибыль формируется максимальная база;
- Формируется фактическая калькуляция себестоимости выпускаемой продукции или оказанных услуг с той степенью детализации, которая необходима;
- Обеспечить интеграцию с процессом планирования, которая позволит проводить план-фактный анализ производственных расходов, выявлять причины возникающих отклонений и по результатам анализа принимать управленческие решения (например, корректировать планы поставок необходимых для производства ресурсов).
Понятие и условия признания расходов в бухучете
В процессе хозяйственной деятельности любое предприятие несет определенные издержки, правильный учет которых позволит представить реальное финансовое положение дел компании и избежать претензий со стороны контролирующих органов. При этом налоговый и бухучет расходов различаются. В бухгалтерском учете учитываются все издержки по мере их возникновения, за некоторым исключением, например, при формировании резервов. В налоговом — отображаются лишь те издержки, которые названы в гл. 25 НК РФ.
Алгоритм налогового учета расходов узнайте в разделе «Расходы по налогу на прибыль — перечень».
Алгоритм бухгалтерского учета и группировки затрат предприятия регулируется:
- ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н;
- планом счетов и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н;
- отраслевыми нормативно-правовыми актами и рекомендациями.
Под расходами предприятия понимается снижение экономических выгод, возникающее по мере выбытия активов, а также появления каких-либо обязательств, которые в результате приводят к снижению капитала компании. Исключением из данного понятия является уменьшение вкладов, утвержденное решением собственников бизнеса (п. 2 ПБУ 10/99).
В бухучете признаются лишь те затраты, которые удовлетворяют следующим критериям:
- Затраты осуществлены на определенном основании, которыми могут являться расчетные документы, договор,требования нормативных или законодательных актов и т. п.
- Стоимостная оценка расхода может быть определена.
- Присутствует уверенность, что в результате произведенного расхода произойдет уменьшение выгод компании.
В той ситуации, когда расход не соответствует хотя бы одному из вышеперечисленных условий, в бухучете фиксируется дебиторская задолженность (п. 16 ПБУ 10/99).
Оценка запасов и определение финансового результата
Затраты этого направления помогают выделять и учитывать суммы, используемые для выпуска и реализации продукции, а также сопутствующих этому процессу составляющих: создания запасов, оказания услуг и работ. Здесь присутствуют одноэлементные и составные виды затрат, которые используют для определения их состава и целей, а также контроля за следованием технологиям производства
Учет такого типа помогает проводить анализ себестоимости, устанавливать лимиты производства для отделов, а также принимает во внимание специфику производства. Все это создает необходимую платформу для анализа
Истекшие и неистекшие. Затраты разделяют так, чтобы обеспечить оценивание прибыли и убытков, которые помогают определить финансовые результаты компании. То есть разницу между доходами и расходами на отчетный период. Именно для этого определяют затраты за отчетный период, а также баланс.
Истекшими затратами считают средства, которые израсходовали за конкретный отрезок времени ради доходов. Больше они не приносят доход.
Неистекшими или входящими считают затраты в виде доступных приобретенных средства и ресурсов, обладающих доходным потенциалом. Их также отображают в виде активов.
Производственные затраты и затраты периода. К первым относят затраты на изготовление продукции или покупку товаров для последующей продажи. В этот список включают: сырье, зарплату, амортизацию производственных приборов, цена купленного товара и так далее. Они входят в себестоимость продуктов и поддаются инвентаризации.
Затратами периода, или непроизводственными, являются издержки, которые использованы не для выпуска определенных активов, а которые связаны с конкретным календарным отрезком времени их появления. К ним относят коммерческие затраты и административные, недоступные для инвентаризации. Они никогда не находятся в категории запасов и влияют на подсчеты прибыли.
Прямые и косвенные затраты. Прямыми (основными) называют затраты, касающиеся производства продуктов. К ним относят сырье, комплектующие, материалы, заработную плату. Их учитывают поштучно, базируясь на первичке. Косвенными (накладными) называют общие затраты, не имеющие отношения к конкретным объектам. Они распределяются по методике, которую выбрала компания и коррелируют с организацией выпуска продуктов, обслуживанием и реализацией.
Их разделяют на 2 блока:
-
общепроизводственные затраты – на организацию, поддержание и руководство производством.
-
общехозяйственные – выполняемые для управления производством.
Классификация на прямые и косвенные затраты условна, поскольку они могут выступать и прямыми и косвенными одновременно, зависимо от способа их разделения на себестоимость продукции. Например, добывающие производства с одним видом продукта имеют прямые расходы. У комплексных производств, которые из одного сырья и материала выпускают разные изделия, основные затраты выступают косвенными. Чем больше удельный вес затрат – тем точнее можно определить себестоимость продукции.
Одноэлементные и комплексные. Одноэлементными выступают неразделимые на составляющие затраты: на материалы, зарплаты, соцвыплаты, основные фонды и другие затраты. Комплексные затраты содержат несколько экономических элементов. Это могут быть общепроизводственные затраты почти со всеми составляющими. Затраты группируют в форме и с разным уровнем детализации по заказу руководства, а также при экономической необходимости.
Например, на высокоавтоматизированных предприятиях зарплату могут не выносить в отдельный пункт, а поместить ее вместе с издержками на эксплуатацию производства.
В стандартной классификации бюджеты доходов и расходов (сокращенно БДР) подразделяются на:
- семейный БДР
- БДР предприятия
- БДР государства
Таблица 1. Пример журнала для ведения и контроля семейного бюджета
Статья расходов | Фактический расход | Лимит на месяц | Отклонение лимита от факта |
Питание | 1000+2000+1200+1500+… | 10000 | 1000 |
Развлечения | 200+1000+600 | 2000 | 200 |
Покупки вещей, одежды | 5000 | 3000 | -2000 |
И так далее | …. | …. |
Понятие затрат в управленческом учете
В странах с развитой экономикой существует множество вариантов классификации затрат. Они зависят от целей и направлений учета, а также запросов пользователей отчетности.
Британский профессор экономики Колин Друри предложил свою версию классификации затрат. Он разделил информацию по затратам на три категории: материалы, рабочая сила, накладные расходы. Далее разделил их по направлениям: 1)калькулирование себестоимости, 2)планирование управленческих решений, 3)контроль и регулирование. Каждое направление имеет ряд более детальных пунктов, которые будут раскрыты в статье.
Некоторые практики считают такую классификацию довольно узкой и недостаточно актуальной для нынешних рыночных реалий. Они аргументируют это тем, что у управленческого учета есть функции, а те, в свою очередь, обладают назначением, целью, задачами, методами, способами и приемами достижения.
Примечательно, что термины «затраты» и «расходы» часто путают и используют в качестве синонимов. Даже специализированные словари дают определения типа «затраты – это расходы», «расходы – это затраты». Для избежания путаницы определим понятия этих терминов:
Затраты – это израсходованные для хозяйственной деятельности ресурсы, выраженные в их стоимости. Расходы – снижение экономических выгод из-за появления обязательств или выбытия активов. Ресурсы числятся затратами и имеют стоимость до тех пор, пока не признают доходы, на получение которых их потратили. В этот момент затраты признаются расходами.
В классификации затрат существует большое количество терминов для их обозначения. Много авторов внесли свой вклад в их создание. Как и в появившуюся из-за этого путаницу для определения затрат. Это приводит к разночтению и усложняет понимание пользователей управленческой отчетности и ее составителей. Каждая компания ведет собственный управленческий учет методами и приемами, которые подходят конкретно ее руководству и целям. В этой статье собраны наиболее часто упоминаемые виды затрат в управленческом учете с несколькими версиями их названий.
Подстатья 211 Заработная плата
На данную подстатью относятся расходы органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее — учреждения) по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, в том числе:
- выплаты по: должностным окладам; тарифным ставкам Единой тарифной сетки; почасовой оплате; воинским и специальным званиям;
- надбавки за: квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг); особые условия государственной и иной службы; выслугу лет; работу и стаж работы в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Сибири и Дальнего Востока, работу на территории Антарктиды; работу со сведениями, имеющими степень секретности; шифровальную работу; специальный режим работы; допуск к государственной тайне; особые условия; должности доцента и профессора; ученые степени; ученое звание; знание иностранного языка; классность водителей; работу в ночное время, праздничные и выходные дни; и другие надбавки;
- выплаты: премий; материальной помощи; вознаграждений по итогам работы за год; авторских, исполнительских и постановочных вознаграждений и других вознаграждений и выплат поощрительного характера;
- оплата ежегодных отпусков, учебных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск;
- оплата за: период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение другим профессиям; дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемых работникам – донорам крови; дни участия в выполнении государственных или общественных обязанностей;
- другие аналогичные расходы.
Подстатья 241 Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям
На данную подстатью относятся расходы за счет средств бюджетов на предоставление субсидий и субвенций государственным и муниципальным организациям (кроме бюджетных учреждений), в том числе на:
- возмещение убытков; выпадающих доходов (по жилищно-коммунальному хозяйству, транспортным организациям и др.); компенсацию расходов на приобретение оборудования, на выполнение мероприятий, по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях (в том числе части расходов предприятий объединения «Гознак» по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение оборудования) и т.п.;
- компенсацию потерь основных фондов от стихийных бедствий;
- обеспечение жизнедеятельности предприятий в период ликвидации;
- осуществление расходов, связанных с ликвидацией угольных и прочих горных предприятий;
- финансирование мероприятий по проведению закупочных и товарных интервенций продовольственного зерна;
- возмещение авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда отечественного производства по договорам лизинга;
- обеспечение единства измерений и технического регулирования;
- другие цели.
Комментарий к статье 21 БК РФ
1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 19 Кодекса), ранее действовавшая редакция Кодекса предусматривала три вида классификации расходов бюджетов — функциональную, экономическую и ведомственную классификации. Ныне действующая редакция Кодекса устанавливает единую классификацию расходов бюджетов, структура кода которой определена в п. 1 комментируемой статьи. Код КРБ включает:
1) код главного распорядителя бюджетных средств. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов ГВБФ, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов;
2) код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов. Единый для всех бюджетов бюджетной системы РФ перечень разделов и подразделов КРБ установлен в п. 3 комментируемой статьи. Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета согласно п. 4 комментируемой статьи утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета;
3) код КОСГУ в части операций, относящихся к расходам бюджетов. Код КОСГУ согласно п. 1 ст. 23.1 Кодекса состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления. Перечень единых для всех бюджетов бюджетной системы РФ групп и статей таких операций, относящихся к расходам бюджетов, установлен в подп. 2 п. 2 указанной статьи.
В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи и в ст. 3 Закона о бюджетной классификации (в ред. от 23 декабря 2004 г.) предусматривалась четырехуровневая функциональная классификация расходов бюджетов:
первым уровнем классификации являлись разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства;
вторым уровнем классификации являлись подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов;
классификация целевых статей расходов федерального бюджета образовывала третий уровень классификации и отражала финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов классификации;
классификация видов расходов бюджета образовывала четвертый уровень классификации и детализировала направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ устанавливалась приложением 3 к Закону о бюджетной классификации. Перечни целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ устанавливались соответственно приложениями 4 и 5 к названному Закону.
Согласно разд. III Указаний о порядке применения бюджетной классификации код КРБ занимает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств — 3 знака, раздел — 2 знака, подраздел — 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, — 7 знаков, код вида расходов — 3 знака, код КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, — 3 знака.
Главный
распоря-
дитель
бюджет-
ных
средств Раздел Под-
раздел Целевая статья Вид
расходов Код КОСГУ,
относящих-
ся к дохо-
дам бюдже-
тов
Прог-
рамма Под-
прог-
рамма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации также предусмотрено, что существенными требованиями утвержденной структуры классификации расходов, которые необходимо соблюдать ОГВ субъектов РФ и ОМСУ при формировании расходных статей бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, являются:
отнесение расходов на реализацию функций общегосударственного характера на раздел 0100 «Общегосударственные вопросы»;
отнесение расходов на руководство и управление в сфере установленных функций (административных расходов) на соответствующие этим функциям разделы и подразделы;
разделение расходов в сфере науки на фундаментальные исследования (раздел 0100 «Общегосударственные вопросы») и прикладные научные исследования с отнесением расходов в части прикладных научных исследований на соответствующие разделы классификации расходов;
отнесение расходов на бюджетные инвестиции на все разделы и подразделы в соответствии с отраслевой принадлежностью и формой собственности;
отражение расходов на реализацию целевых программ по всем направлениям финансирования, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, бюджетные инвестиции и иные мероприятия, по соответствующим показателям классификации расходов, с использованием для отражения расходов на реализацию федеральных целевых программ целевой статьи 1000000 «Федеральные целевые программы» и целевой статьи 1040000 «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 — 2010 годы», кодов программ (подпрограмм) и видов расходов, соответствующих мероприятиям, осуществляемым в рамках целевых программ.
Все федеральные целевые программы, в которых присутствует подпрограммный разрез, содержат подпрограмму «Расходы общепрограммного характера.» (для каждой конкретной федеральной целевой программы). Указанные целевые статьи используются для отражения расходов, которые не могут быть отнесены на конкретную подпрограмму в рамках федеральной целевой программы.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов ГВБФ, местного бюджета должен устанавливаться в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о соответствующем бюджете, т.е. федеральными законами о федеральном бюджете, о бюджетах федеральных ГВБФ, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных ГВБФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.
Как определено в ст. 6 Кодекса, ведомственная структура расходов бюджета — это распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ. Там же определено, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — это ОГВ (государственный орган), орган управления ГВБФ, ОМСУ, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Ведомственная структура расходов федерального бюджета (в состав которой и входит перечень главных распорядителей средств федерального бюджета) утверждена:
на 2008 г. — согласно приложениям 28, 29 (секретно) и 30 (совершенно секретно) к Закону о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг.;
на 2009 — 2010 гг. — согласно приложениям 31, 32 (секретно) и 33 (совершенно секретно) к названному Закону.
3 — 4. В пункте 3 комментируемой статьи установлен единый для всех бюджетов бюджетной системы РФ перечень разделов и подразделов КРБ, включающий 11 разделов и 95 подразделов (следует отметить, что ранее действовавшая функциональная классификация расходов бюджетов содержала 11 разделов и 84 подраздела).
Дальнейшая детализация расходов бюджетов осуществляется в рамках целевых статей и видов расходов бюджетов, требования к формированию которых установлены в п. 4 комментируемой статьи.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете, т.е. федеральными законами о федеральном бюджете, о бюджетах федеральных ГВБФ, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных ГВБФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.
Наименование | Вид расходов НУ |
Амортизационная премия | Амортизационная премия |
Амортизация | Амортизация |
Амортизация (не учит. в НУ) | Не учитываемые в целях налогообложения |
Наименование | Вид расходов НУ |
Аренда имущества | Прочие расходы |
Имущественные налоги | Налоги и сборы |
Инф.услуги, консультац.услуги, технолог.сопровождение | Прочие расходы |
Командировочные | Командировочные расходы |
Командировочные (не учит. в НУ) | Не учитываемые в целях налогообложения |
Прочие налоги и сборы | Налоги и сборы |
Представительские | Представительские расходы |
Представительские (не учит. в НУ) | Не учитываемые в целях налогообложения |
Прочие затраты | Прочие расходы |
Расходы на ПО | Прочие расходы |
Расходы на сертификацию | Прочие расходы |
Ремонт ОС | Ремонт основных средств |