Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плата за негативное воздействие на окружающую среду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для организаций и ИП в 2023 году была введена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Новая форма утверждена приказом Минприроды от 21.09.2022 № 624 и вводится в действие с 1 марта 2023 года. В обновленной декларации появился новый раздел 3.2 «Расчет суммы платы за размещение, в том числе, складирование побочных продуктов производства, признанных отходами». Соответственно, в декларацию были добавлены и новые строки – 026, 124–126, 136, 146, 156 и 186, в которых теперь нужно отражать показатели платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.
За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:
- выбросами в воздух от стационарных источников;
- сбросами в водные объекты;
- размещением отходов производства и потребления.
Плату за НВОС перечисляют:
- по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
- по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.
Предоставляемые сведения
Данные о выполнении условий решения о предоставлении водного объекта в пользование |
Куда предоставляется
Орган государственной власти субъектов РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС |
НПА
Региональное законодательство |
Срок сдачи
|
Кто предоставляет
Хозяйствующие субъекты, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод |
Как предоставляется
На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП |
Наименование платежа
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
Куда вносится
Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие |
НПА
Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ |
Срок внесения
до 1 марта |
Кто вносит плату
Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС:
|
Как вносится
На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ |
Предоставляемые сведения
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ |
Куда предоставляется
|
НПА
|
Срок сдачи
до 1 апреля |
Кто предоставляет
Производители и импортеры товаров |
Как предоставляется
В электронном виде через ЛК природопользователя с использованием ЭЦП |
Офисные здания и помещения, несомненно, будут отнесены к объектам IV категории. Такие объекты не имеют источников вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты.
Заметим: с 1 января 2016 г. будет действовать прямая норма (новая ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ), которая освободит ЮЛ и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (так называемые офисные компании), от обязанности вносить плату за воздействие на природу.
В 2015 г. при решении вопроса о начислении платы за воздействие на природу (в частности, за размещение «офисных» отходов (бытовых отходов)) нужно исходить из того, кто является собственником данных отходов.
Если в договоре на вывоз отходов со специализированной компанией содержится условие о передаче права собственности на отходы, то плату за размещение отходов природопользователь не должен вносить. Если такого условия нет, а предметом договора является оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, то природопользователь должен вносить плату. Данного мнения придерживаются контролирующие органы (см. Письмо Ростехнадзора от 28.10.2008 N 14-07/6011).
В чем преимущества календаря
Календарь отчетности существенно облегчает работу бухгалтеров, кадровиков и других специалистов организации. Очевидные преимущества:
- все отчеты со сроками сдачи собраны в одном месте;
- в календаре отмечены даты основных платежей в бюджет;
- учтены все переносы из-за праздников и выходных, по решению правительства и региональных властей;
- в календарь встроены удобные фильтры для детализации пользовательских запросов;
- дни отчетности выделены ярким цветом, а в самом календаре определены периоды сдачи отчетов.
Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:
- сбрасывают сточные воды;
- осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
- имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Что из себя представляет экологический сбор
Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.
Как уже было сказано выше, сделать это можно двумя способами, однако наиболее распространенным является второй. Компании не хотят иметь дело с утилизацией, поскольку это достаточно сложно и затратно. Нормативная база несовершенна, поэтому бизнесмены предпочитают не рисковать и не делать ошибок в этой сфере.
Поскольку заниматься утилизацией у бизнеса желания нет, был введен экологический сбор. По замыслу законотворцев он должен стимулировать компании и предпринимателей заниматься утилизацией самостоятельно.
Экосбор по состоянию на 2023 год должен уплачиваться по 54 группам товаров и упаковки. Все они перечислены в уже упомянутом постановлении Правительства №2970-р.
Рассчитывается сбор очень просто. Нужно перемножить между собой ставку сбора на массу утилизируемых отходов и норматив утилизации. Для некоторых позиций предусмотрена нулевая ставка, поэтому сумма сбора будет равна нулю.
Так же необходимо принять во внимание, что экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду – это два разных платежа и отчета.
Экологический сбор платится раз в год, его необходимо перечислить в бюджет до 15 апреля. Нельзя забывать, что в отношении данного сбора сроки не переносятся. Это означает, что если крайний срок уплаты выпадает на выходной день, то сделать перечисление нужно в предыдущий рабочий день.
Ответственность за неуплату экологического сбора или несдачу декларации
Несмотря на то, что экологический сбор – это не налоговый платеж, за его неуплату предусмотрена ответственность, так же, как и за непредоставление декларации.
Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора. В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней. Если налогоплательщик проигнорирует данное требование, то Росприроднадзор может подать на компанию в суд и в итоге перечислить сбор в бюджет придется все равно.
В случае, когда не была сдана декларация, ответственность грозит как ответственным лицам, так и организации. Что касается административной ответственности, то для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3-6 тысяч рублей, для компании – 20-80 тысяч рублей.
В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.
Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов. Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области. Экологический сбор один из таких экологических отчетов. Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.
Повторим, что обязанность экологического платежа возникает только после признания ППП отходами. Платежная база определяется по правилам для платы за НВОС.
Укажем только особенности для побочных продуктов производства:
- К ставкам платы применяется повышающий коэффициент 52, если ППП выбросили на свалку через 11 и более месяцев с даты их образования. То есть предприниматели заинтересованы либо хранить побочные продукты меньше 11 месяцев, либо по истечении этого срока решать вопрос с их продажей или использованием в производстве.
- Плата за ППП вносится раз в год. Квартальных авансовых платежей по ней не предусмотрено.
Что представляет собой негативное воздействие и плата за него
В процессе деятельности человека образуются вещества, микроорганизмы и энергии, которые, оказавшись в окружающей среде, ухудшают ее характеристики: загрязняют, делают менее пригодной для жизни и т.п. Вот это попадание продуктов деятельности человека в окружающую среду с отрицательным для последней эффектом и есть негативное воздействие.
По состоянию на 2021 год перечень таких воздействий сформирован и утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.
Воздействия в нем сгруппированы по характеру попадания в природу:
- в воздух (атмосферу);
- в воду (водные объекты);
- в почву (к ним относится и размещение отходов).
Искусственно созданные источники, генерирующие эти выбросы, это объекты НВОС. Каждый объект должен быть поставлен на госучет в Росприроднадзоре.
За работу объекта НВОС в РФ нужно перечислять государству обязательный публично-правовой платеж – плату за НВОС. Целью сбора таких платежей является проведение на них мероприятий по восстановлению и охране окружающей среды.
Поэтому, хотя НВОС и не является налогом, его исчислению и уплате необходимо уделить внимание каждому владельцу объекта НВОС.
Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается по фактическому количеству выброшенных загрязняющих веществ, сброшенных загрязняющих веществ, размещенных отходов ( статья 16.2 ФЗ » Об охране окружающей среды») за отчетный период.
- Выбросы загрязняющих веществ учитываются по каждому эксплуатируемому источнику в отчетный период- по данным журнала учета выбросов.
- Сбросы загрязняющих веществ — по данным журнала учета качества сточных вод. Хочется обратить внимание на то, что если сброс происходит в централизованные системы водоотведения, то плату вносит организация, принимающая сточные воды вашего предприятия. А вы уже оплачиваете этой организации её расходы.
- Размещенные отходы — по данным журнала учёта отходов. Плата не осуществляется за отходы накапливаемые на предприятии, за отходы переданные на утилизацию или обезвреживание.
При расчете платы за негативное воздействие вы должны учитывать имеющуюся разрешительную документацию:
- в пределах нормативов выбросов, сбросов и выше;
- в пределах нормативов временно разрешенных выбросов, сбросов и выше;
- в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и выше.
Порядок и сроки внесения платы
Сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 такие:
- 28 февраля – плата за 2019 год;
- 20 апреля – авансовый платеж за I кв. 2020 г.;
- 20 июля – авансовый платеж за II кв. 2020 г.;
- 20 октября – авансовый платеж за III кв. 2020 г.;
- 1 марта 2021 года – плата за 2020 год.
Отметим, что малые и средние предприятия авансовые платежи не делают (п. 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).
КБК платы за НВОС в 2020 году:
За размещение отходов производства | 048 1 12 01041 01 6000 120 |
За размещение твердых коммунальных отходов | 048 1 12 01042 01 6000 120 |
За выбросы в атмосферный воздух | 048 1 12 01010 01 6000 120 |
За сбросы в водные объекты | 048 1 12 01030 01 6000 120 |