Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет мнения профсоюза или согласование с ним действий работодателя?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).
Нужно ли в организации разрабатывать инструкции по охране труда и правила по охране труда?
Согласно ст.214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда.
К локальным нормативным актам по охране труда относятся положения, приказы, программы обучения, инструктажей, стажировки (при необходимости), нормы выдачи спецодежды и смывающих средств и др. документы, в том числе и инструкции по охране труда и правила по охране труда, разрабатываемые работодателями.
Требования к разработке инструкций по охране труда прописаны в правилах по охране труда. Например,
Правила по охране труда | Требование к разработке инструкций по охране труда |
---|---|
«Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 октября 2020 г. N 753н | 2. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении погрузочно-разгрузочных работ (далее организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии). |
«Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 ноября 2020 г. N 835н | 5. На основе Правил и требований технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии). |
«Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. N 871н | 4. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применении инструментов, сырья и материалов.
На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств (далее — организация-изготовитель) работодателем разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда для работников и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии). |
И не забудьте о главном
Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).
В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:
Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:
В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.
Статья 372 ТК РФ. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (действующая редакция)
Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
И не забудьте о главном
Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).
В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:
Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:
В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.
Локальные акты и их виды
Исходя из ст. 8 ТК РФ локальный нормативный акт (далее – ЛНА) можно определить как внутренний документ организации, принимаемый работодателем в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, при принятии ЛНА необходимо учитывать мнение представительного органа работников. При этом согласование должно осуществляться только в порядке ст. 372 ТК РФ. Иначе ЛНА не подлежат применению. Кроме того, положения ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
ЛНА обязательны для применения как работниками, так и работодателями. За несоблюдение положений ЛНА работниками они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушение же работодателем положений ЛНА чревато для него привлечением к административной ответственности и судебными разбирательствами.
К ЛНА относятся положения, порядки, инструкции и т. п. При этом по некоторым признакам ЛНА можно разделить на различные виды, которые представим в виде схемы.
Противопожарная инструкция — деятельность нескольких подразделений и служб. Ее утверждение проходит в несколько этапов для полноты и раскрытия всех моментов. Всем отделам компании необходимо кооперировать усилия для создания безопасных условий на предприятии и экстренного реагирования в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.
При введении новых норм в действие или изменении прежних правил следует проводить внеплановый противопожарный инструктаж.
В соответствии со ст. 8, 371, 372, 373 Трудового кодекса РФ работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.
Коллективным договором может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников (профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации).
Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором либо принятые без учета мнения (согласования) представительного органа работников, являются недействительными и не подлежат применению с момента их принятия.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ учет мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации требуется относительно следующих решений:
- в случае сокращения численности или штата работников организации работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом профкому не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ).
увольнение работников, являющихся членами профсоюза в случаях:
сокращения численности или штата работников;
недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от профкома) (ч. 2 ст. 81 и ч. 3 ст. 82 ТК РФ);
неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он не имеет дисциплинарного взыскания.
- о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч.3 ст.99;
- в случае составления графиков сменности, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ч. 3 ст. 103 ТК РФ);
- о разделении рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст.105);
- о привлечении к работам в праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч.5 ст.113;
- установление порядка и условий предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (ч. 2, ст. 116 ТК РФ);
- об утверждении графика отпусков (ст.123);
- о введении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу (ст.135);
- об утверждении формы расчетного листка (ст.136);
- об установлении различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст.144);
- об установлении конкретных размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст.147);
- об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст.154);
- о введении и применении систем нормирования труда (ст.159);
- о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст.162);
- о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст.180);
- об утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации (ст.190);
- снятие в течение года дисциплинарного взыскания с работника — по ходатайству профкома (ч. 2 ст. 194 ТК РФ);
- рассмотрение работодателем заявления профкома о нарушении руководителем структурного подразделения, его заместителя трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора (ч.1 ст. 195 ТК РФ);
- об определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст.196);
- реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями работодателя и уполномоченных работниками представителей от профсоюзного комитета (ч. 2, ст. 210 ТК РФ);
- решение об увольнении по инициативе работодателя председателя и заместителей председателей профкомов, в том числе структурных подразделений не ниже цеховых, не освобожденных от основной работы — только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа (ч. 1, ст. 374 ТК РФ);
- рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам и в судах (ст. 388 и ст. 391 ТК РФ);
Отказ работодателя учесть мнение профкома при принятии им локальных нормативных актов является основанием для начала коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ).
Итак, далее рассмотрим 5 основных документов, которые в обязательном порядке до введения их в действие должны быть согласованы с профсоюзным органом или представителем трудового коллектива организации.
В графике отпусков работодатель определяет, когда сотрудники будут отдыхать. Компания планирует только ежегодные и дополнительные отпуска. В график отпусков не включают отпуска без сохранения заработной платы, учебные и по уходу за ребенком.
Трудовой кодекс указывает только на крайний срок, когда утверждать график, – не позднее чем за две недели до нового календарного года. Поэтому компания вправе утвердить график и раньше. На утверждаемом графике отпусков проставляйте отметку о согласовании документа с выборным органом первичной профсоюзной организации (ст. 123 ТК). Если его нет, рекомендуем сделать отметку: «На момент утверждения графика отпусков представительный орган работников отсутствует».
Правила внутреннего трудового распорядка – обязательный локальный акт, который компания утверждает с учетом мнения представительного органа работников (ст. 190 ТК). До утверждения акта работодатель направляет его проект в профсоюз. Он обязан представить мотивированное мнение в течение пяти рабочих дней.
Когда мнение профсоюза отрицательное либо содержит предложения по документу, работодатель соглашается с поправками или в трехдневный срок проводит с выборным органом консультацию. Если разногласия не устранили, то стороны оформляют протокол разногласий. Работодатель вправе утвердить локальный акт, даже если стороны не достигли единого мнения. В этом случае профсоюз может обжаловать документ в трудовой инспекции или суде (ст. 372 ТК).
При приеме на работу новых работников работодатель обязан проводить вводный инструктаж по охране труда. Для этого компания разрабатывает программу и инструкцию проведения вводного инструктажа по охране труда. Принимать их необходимо с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Если его нет, то согласовывать документы нужно с другим уполномоченным работниками органом (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК).
В программе работодатель отражает план по проведению вводного инструктажа с работниками. На ее основании компания создает подробную инструкцию. В ней описывает деятельность компании, вредные и опасные производственные факторы, льготы и компенсации, средства индивидуальной и коллективной защиты и др.
Известить профсоюз о сокращении работодатель обязан дважды. Уведомить следует профсоюз вне зависимости от того, подпадают под сокращение члены профсоюза или нет. Вначале компания письменно сообщает выборному органу первичной профсоюзной организации о предстоящем сокращении и о возможном расторжении трудовых договоров с работниками не позднее чем за два месяца или в другой установленный срок (ч. 1 ст. 82 , 292, 296 ТК).
Второй раз компания получает мотивированное мнение выборного органа об увольнении работников – членов профсоюза (ч. 2 ст. 82 ТК). Поэтому в первом случае вы только сообщили в профсоюз о возможном увольнении в связи с сокращением, а во втором – запрашиваете мнение насчет увольнения конкретного члена профсоюза.
Уволить члена профсоюза можно не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения (ч. 5 ст. 373 ТК).
При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме всех сотрудников о составных частях выплаты. Для этого компания обязана разработать форму расчетного листа, согласовать и утвердить ее с выборным представительным органом (ст. 136, 372 ТК).
В расчетном листе отразите, за какой период выплачиваете заработную плату. Включите в документ все начисления: оплату отпуска, суммы по больничному листу, премии, различные виды доплат, надбавок, денежную компенсацию за нарушение срока выплаты зарплаты и др. Также в форме расчетного листа отразите удержания: НДФЛ, алименты и пр. Итоговой строчкой в расчетном листе должна быть информация об общей денежной сумме, которую получит сотрудник.
Расчетные листы выдавайте только тем, с кем заключили трудовой договор. По договорам гражданско-правового характера такой документ не делайте. Расчетные листы вы можете оформлять на бумаге и в электронном виде (письмо Минтруда от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560).
Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в профсоюзный комитет, представляющий интересы всех или большинства работников.
Профсоюзный комитет не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение профсоюзного комитета не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним, либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным комитетом.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован первичной профсоюзной организацией в государственную инспекцию труда или в суд, а профсоюзный комитет имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в соответствии с гл. 61 Трудового кодекса РФ.
Государственная инспекция труда при получении жалобы обязана в течение 1 месяца со дня получения жалобы провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Ключевые проблемы :
Зачем нужна инструкция о мерах пожарной безопасности?
Что должно быть в инструкции?
Какие особенности учесть при разработке инструкции?
Зачем нужна инструкция о мерах пожарной безопасности
Организацию работы по предотвращению пожаров на предприятии нужно начинать с обучения работников мерам противопожарной безопасности. Один из методов обучения – это инструктаж. Чтобы его провести, нужно разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности (далее – Инструкция). Ее составляют на основе Правил противопожарного режима в России1 и других нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. В Инструкции фиксируют порядок предотвращения пожара и обеспечения безопасности персонала, а также условия для успешного тушения пожара.
Документ разрабатывает специалист по пожарной безопасности, председатель пожарно-технической комиссии или другой сотрудник, ответственный за пожарную безопасность предприятия. Инструкцию нужно утвердить у руководителя и согласовать со службой охраны труда.
Предупреждает Ольга ИСАКОВА, юрист юридической фирмы RBL (Самара)
Инструкция по пожарной безопасности должна быть в любой организации. За ее отсутствие грозит (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ):
— должностным лицам – штраф от 6000 до 15 000 рублей;
- организациям – штраф от 150 000 до 200 000 рублей.
Что должно быть в инструкции
Инструкции бывают нескольких видов:
- общеобъектовые (для всего предприятия);
- для отдельных зданий, сооружений, производственных процессов;
для обеспечения безопасности при временных работах (огневых, строительных и т. д.).
Правило 1. Правила внутреннего трудового распорядка обязательны — разработайте и утвердите
Каждый работодатель обязан разработать и утвердить в своей организации ПВТР (ст. 189 ТК РФ, у нормы императивный характер, значит, работодатель не может ее изменить по своей инициативе). Если в организации есть профсоюз, то его мнение нужно обязательно учесть. То есть при принятии ПВТР нужно получить письменное согласие профсоюзного органа организации.
Исключение: микропредприятия имеют право отказаться от ПВТР (ст. 309.1 ТК РФ). В случае отказа все вопросы, связанные с трудовой деятельностью работника, надо прописать в трудовом договоре. Типовая форма такого трудового договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858.
Утвердить ПВТР может только уполномоченное на это лицо, определенное уставом организации. Например, в уставе прописано, что «утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества), относится к компетенции генерального директора». В таком случае ПВТР может подписать только генеральный директор.
В соответствии с требованиями ст.
212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников. Разработка Инструкций осуществляется исходя из должности работника, его профессии или вида выполняемой работы, например:
- инструкция по охране труда для электросварщика ручной сварки;
- инструкция по охране труда для диспетчера вагонного депо;
- инструкция по охране труда для токаря;
- инструкция по охране труда при выполнении работ на высоте;
- инструкция по охране труда при выполнении работ с применением электрифицированного инструмента.
- инструкция по охране труда при очистке кровель от снега, наледи, сосулек;
- инструкция по охране труда для механика по ремонту оборудования;
- инструкция по охране труда для оператора котельной;
- инструкция по охране труда для инженера по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электрических станций и сетей;
Нужно ли учитывать мнение профсоюза при утверждении должностной инструкции
Инструкции оформляют согласно Методическим рекомендациям. На титульном листе прописывают наименование организации и инструкции. Также на нем представитель профсоюза должен поставить отметку о согласовании, а руководитель организации — об утверждении.
После титульного листа идет введение. В этом разделе описывают, на основании каких документов разработали инструкцию. Это может быть типовая межотраслевая или отраслевая инструкция, правила по охране труда, технический регламент, правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования, свод правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы, государственные стандарты и т. п.
После введения в инструкции прописывают пять основных разделов (схема 2). Требования в инструкции излагают последовательно согласно технологическому процессу. При этом инструкция должна содержать только те требования безопасности, которые относятся к виду выполняемых работ или к должности сотрудника, для которого она предназначена.
Схема 2. Какую информацию включают в основные разделы инструкции по охране труда
Инструкции по охране труда относятся к локальным нормативным актам организации, поэтому работников нужно ознакомить с ними под подпись (ст. 22 ТК).
Сотрудник изучает инструкцию во время проведения инструктажа на рабочем месте. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения или другой сотрудник, назначенный работодателем, ответственным за проведение инструктажа на рабочем месте. Инструктаж проводят по утвержденной программе, в которую должно входить изучение инструкций. Поэтому подпись работника в журнале регистрации инструктажей свидетельствует о том, что его ознакомили с инструкциями по охране труда. Если в инструкцию вносят изменения, с работниками проводят внеплановый инструктаж.
Отдельно к каждой инструкции можно предусмотреть лист ознакомления. В нем работник должен поставить подпись и дату.
Лист ознакомления с инструкцией
Место для хранения инструкций определяет руководитель структурного подразделения. Главное, чтобы у работников в любой момент был доступ к своим инструкциям. Например, инструкции можно разместить на стендах по охране труда, которые располагаются непосредственно на рабочих местах или участках.
Для удобства можно сделать заверенные копии инструкций и выдать их сотрудникам. Тогда работник всегда будет иметь возможность заглянуть в инструкцию. Чтобы при проверке у инспектора ГИТ не возникло лишних вопросов, можно организовать учет выданных инструкций с помощью журнала (приложение 3 к Методическим рекомендациям). Закон не требует обязательного ведения такого журнала.
Ответ на вопрос: Порядок разработки, принятия должностной инструкции законодательством не урегулирован.
Если такое требование есть, то согласование с представительным органом обязательно.
Таким образом, согласовывать должностные инструкции с представителями работников нужно, только если это установлено коллективным договором, локальным актом работодателя. Законодательство согласовывать должностные инструкции не требует. О читайте подробнее здесь. Подробности в материалах Системы Кадры: Обязанность по составлению установлена только для государственных органов ().
Разрабатываем локальный акт
Соответственно, если руководство приняло решение о необходимости проведения в компании аттестации работников, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок ее проведения.
Перед тем как приступить к разработке такого локального акта, надо проанализировать существующие в компании должности и работы на предмет обязательности аттестации, и если будут выявлены таковые, то нужно учитывать положения нормативных актов, регламентирующих порядок проведения аттестации на них. Если же в компании нет таких должностей и работ, работодатель свободен в установлении процедуры проведения аттестации. Однако мы все-таки рекомендуем ориентироваться:
- на Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (далее – Постановление № 470/267);
- на Положение о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций науки, утвержденное Постановлением ГКНТ СССР № 38, Госстроя СССР № 20, Госкомтруда СССР № 50 от 17.02.1986.
Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Ответы представим в таблице.
Что взять за основу при разработке
Инструкция по охране труда разрабатывается исходя из должности работника или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.
Если раньше мы опирались на типовые инструкции, то новые требования четко определяют, что за основу надо брать государственные нормативные требования охраны труда и разработанные работодателем правила. А это не что иное, как правила по охране труда для безопасного проведения определенных видов работ, и система управления охраной труда в организации. Кроме того, при разработке инструкций за основу можно взять:
- анализ трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда;
- результаты СОУТ на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
- анализ требований соответствующих профессиональных стандартов;
- определение профессиональных рисков и опасностей, характерных для выполняемых работ;
- анализ результатов расследования несчастных случаев на производстве, а также их типичных причин, и профессиональных заболеваний;
- определение безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.
При создании инструкций по охране труда важно учесть требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей и технологической документации организации. Включая эту информацию в инструкции предусмотрите конкретные условия производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой им работы.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Лист ознакомления
377.1 КБ -
Общие требования безопасности
401.9 КБ -
Требования охраны труда во время работы
401.7 КБ -
Требования охраны труда в аварийных ситуациях
385.5 КБ -
Требования охраны труда до начала работ
391.9 КБ -
Требования охраны труда после окончания работ
368.5 КБ
Согласование инструкций по охране труда
Инструкции по охране труда для сотрудников разрабатывают руководители соответствующих структурных подразделений с участием специалистов службы охраны труда, а утверждает руководитель организации после согласования с профсоюзом (при наличии)*.
Такой порядок следует из пунктов , Рекомендаций, утвержденных , Методических рекомендаций, утвержденных . Вопрос из практики: можно ли разработать инструкцию по охране труда для отдела Действующее законодательство не предусматривает возможности разработки таких инструкций.
В общем случае инструкции по охране труда разрабатывают по должностям сотрудников или видам выполняемой работы, перечень которых утвержден в организации ( Методических рекомендаций, утвержденных ). Разрабатывают их руководители соответствующих структурных подразделений организации на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда ( Рекомендаций, утвержденных ).