Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На каких перекрёстках обгон разрешён и запрещён? Обзор ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что «обгонять» справа у вас не получится. По определению. Ведь обгон обязательно сопровождается выездом на полосу встречного движения, а справа – разве что обочина. Так что данный маневр называется опережение. Только выполнять его крайне нежелательно. И вот почему.
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.
11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
Главные правила опережения и обгона
Прежде чем выполнять обгон водителю любого транспортного средства необходимо придерживаться простых, но очень важных требований:
- Убедитесь в том, что встречная полоса свободна, а впереди движущиеся транспортные средства находятся на большом расстоянии от вас. Самый оптимальный вариант – отсутствие на горизонте встречных автомобилей.
- Предварительно удостоверьтесь, что ваш маневр не создаст никаких помех для остальных участников движения.
- Не забывайте смотреть в зеркала! Именно они вам помогут визуально убедиться в том, что следующий за вами автомобиль не начал так же выполнять маневр.
- Нельзя совершать обгон одновременно двум и более транспортным средствам. «Обгон паровозиком» категорически запрещен!
- Включайте поворотники перед тем, как приступите к маневрированию на дорожном полотне.
С опережением все намного проще. Вам нужно лишь использовать указатели поворота, соблюдать заявленный скоростной режим и быть внимательным на дороге.
Стандартный маневр обгона включает в себя не только классическое опережение впереди идущих транспортных средств, но и маневр влево, перемещение на встречную или идущую рядом полосу, возвращение на исходную полосу движения. Правила дорожного движения предусматривают ограничения и запреты, которые не допускают выполнять обгон. Но там так же прописаны случаи при которых подобный маневр разрешен.
Выполняя опережение, все действия совершаются в рамках границ той проезжей части, по которой двигается автомобиль. Конечно, скорость в этот момент выше чем у других участников движения. Опережение не предусматривает выезд на встречную полосу и возвращение транспортного средства на ранее занимаемую им сторону.
Помимо этого, обгон и опережение отличаются тем, что:
- обгон можно совершить как с разных сторон. Опережение можно выполнить только слева.
- обгон ограничен правилами дорожного движения. В большинстве случаев он запрещен.
- опережение можно выполнить в любой ситуации. Исключением может является только наличие большого количества автомобилей в потоке, которые не позволят выполнить действие.
Что такое обгон, опережение и объезд
Если водителя не устраивает скорость перемещения двигающегося впереди него транспортного средства, то он, как правило, решается на его опережение. Правила регламентируют и эту ситуацию.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
Опережение чаще всего связано с перестроением из полосы или ряда.
Алгоритм действий водителя при обгоне
Готовиться к обгону нужно заранее, как только становится ясно, что ваша скорость выше скорости попутного транспортного средства, а расстояние до него сокращается настолько, что для поддержания безопасной дистанции придется сбрасывать газ.
Действовать в такой ситуации нужно по следующему алгоритму:
- Убедитесь что дорожные знаки и разметка не запрещают обгон. Если он невозможен — сбросьте скорость и двигайтесь до окончания действия запрещающих знаков или до прерывистой разметки.
- Убедитесь по зеркалам, что следующее за вами транспортное средство не начало аналогичный маневр.
- Убедитесь, что встречная полоса свободна для маневра. Если дорога впереди просматривается плохо из-за впереди идущего транспорта, можно взять немного левее. На этом этапе главное не прижиматься слишком быстро к идущему впереди транспорту, иначе обзор будет ограничен.
- Оцените скорость движения — свою, обгоняемого и встречного автомобиля. Убедитесь, что маневр будет безопасным и его можно будет завершить вовремя.
- Убедившись, что нет препятствий для обгона, включите указатель левого поворота и начинайте маневр.
- Опередив попутное транспортное средство, вернитесь на свою полосу. При этом нужно убедиться, что такой маневр не вынудит других участников сбрасывать скорость или менять траекторию движения — «подрезать» нельзя.
Движение по встречной полосе допускается только для обгона или объезда препятствия, поэтому ее нужно покинуть как можно скорее. Если не хватает скорости — можно переключиться на пониженную передачу.
На момент 2023 года таких штрафов не предусмотрено. Это означает, что в Административном кодексе нет статьи, описывающей меру наказания за создание помех при обгоне.
Похожая статья КоАП – это 12.15, которая определяет наказания только для водителя, который обгоняет, и для медленно движущегося транспорта (тем, кто не дает себя обогнать). Но о препятствовании обгону в данной статье ничего не написано.
Другой нормативный акт – ст. 12.14 ч. 3 определяет наказание в виде штрафа 500 рублей за то, что водитель не соблюдал Правила в части создания помех, кроме случаев движения по перекресткам. Данную норму используют обычно хитрые инспекторы Госавтоинспекции, когда хотят наложить штраф. Но в данном случае она не подходит по причине того, что определяет наказание только за создание помех. А в п. 11.3 указано условие не препятствовать, а не мешать обгону. Это совершенно разные понятия с точки зрения законодательства.
Но это не означает, что можно не соблюдать п. 11.3 и ничего за это не будет. Виновность в дорожном происшествии по-прежнему действует. Если ДТП случится, например, из-за вашего увеличения скорости в момент обгона, и обгоняющий водитель не успеет вернуться в свою полосу, то будет вынесено постановление об отказе в нарушении. Но виновником будете Вы. К тому же, столкновение со встречной машиной – опасное происшествие, а закон для виновника при этом имеет другую статью 12.24, которая предписывает лишение прав. Могут даже привлечь по уголовной статье, если произойдет смерть людей.
Закрепляем умение различать обгон и опережение
Итак, мы уже выяснили, что любое маневрирование без выезда на встречную полосу движения не является обгоном. При этом опережением можно назвать и совершение обгона с выездом на встречную полосу, если при этом автотранспорт, совершающий обгон, не намерен возвращаться в свой поток. Опять же, обгон не является запрещённым манёвром, однако он строго регламентируется правилами. Если отсутствует знаки, запрещающие выполнение обгона на конкретном участке дороги, или же разметка, разделяющая встречные полосы, не является сплошной, то совершение обгона будет вполне легальным действием. В отношении опережения никаких специальных запретов в ПДД не предусмотрено. Ещё одним тонким отличием опережения и обгона является допустимость выполнения опережающего маневрирования с выездом на левую или правую полосы попутного движения. Но – при условии соблюдения пунктов правил, допускающих выполнении подобных действий.
Перед началом маневра водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он собирается перестроиться, свободна на достаточном для обгона расстоянии. Но главное — обгон не должен создавать опасности другим автомобилям (п. 11.1 ПДД).
Получается, что автомобилист перед началом маневра должен посмотреть в зеркала заднего вида и убедиться, что другие машины не начали выполнять обгон. Только после этого он вправе включить левый указатель поворота и начинать обгон.
Согласно п. 11.2 ПДД обгон запрещен, если движущееся впереди транспортное средство:
- начало подавать знак левого поворота;
- производит обгон или объезд препятствия.
Если движущийся позади автомобиль начал совершать обгон, маневр также запрещен.
Водителю, который совершает обгон, запрещено резко маневрировать и препятствовать движению других машин. Ему необходимо соблюдать безопасную дистанцию и скорость движения, возвращаясь на исходную полосу. Попросту, не «подрезать» другие авто. При этом водитель обгоняемого транспортного средства должен не мешать обгону. Например, резко повышать скорость.
Обгон запрещен, если водители впереди или сзади вас уже совершают такой маневр.
Обгон запрещен: знаки и разметка
Обычно все перечисленные выше факторы, запрещающие обгон, подтверждаются соответствующими знаками и разметкой. Перед опасными участками почти всегда стоит знак «Обгон запрещен». Знаки могут не стоять, разве что перед пешеходным переходом. В этом случае действует сплошная разметка. А если ее нет, просто помните, что обгон на пешеходном переходе запрещен! Таким образом, как правило, чтобы удостовериться в правомерности маневра, достаточно убедиться в отсутствии знака «Обгон запрещен», сплошных линий разметки.
При этом если вы начали обгон, и уже двигаясь по встречной полосе увидели, что прерывистая линия, разделяющая два направления, переходит в сплошную, лучше отказаться от маневра и вернуться на свое место. Такой маневр будет расцениваться как обгон через сплошную линию. Часто водители начинают обгон грузовика, а он своим кузовом закрывает знак «Обгон запрещен». В этом случае доказать представителям закона свою правоту будет довольно сложно.
Часто водители обращают внимание на знаки, но пренебрегают разметкой. Стоит отметить, что если дорожная ситуация позволяет сделать обгон, но разметка запрещает, к примеру при проезде перекрестка, от маневра стоит отказаться. Обгон через сплошную линию может повлечь за собой серьезные санкции.
Двойной обгон и обгон колонны – что это?
Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.
Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров. Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии.
Запрет обгона автомобилей с зажженными маячками поворота
Еще одно правило обгона, о котором многие забывают, связано с нормальной оценкой дорожной ситуации. В первую очередь, это запрет на обгон автомобилей, движущихся впереди, которые включили левый указатель поворота для совершения обгона или поворота. В таком случае совершение обгона и ДТП при этом поведет наложение штрафа в размере 5000 рублей. Также нельзя совершать обгон в следующей ситуации:
- автомобиль, движущийся сзади, уже включил указатель левого поворота и может выйти на обгон, следует дождаться завершения маневра транспортного средства;
- по встречной полосе движется транспорт — водитель должен убедиться в безопасности выезда на полосу встречного движения, когда это позволено правилами;
- отсутствует достаточное место для маневра, мешает плохая видимость дороги или созданы другие препятствия, которые могут не дать завершить маневр;
- водитель сомневается в полной безопасности завершения обгона — при любом сомнении лучше потерять несколько минут и дождаться ровной видимой прямой, чем рисковать;
- в вечернее время суток лучше брать достаточно большое упреждение для того, чтобы избежать неприятных ситуаций и проблем после совершения обгона.
Правила совершения маневра
Все нюансы выполнения обгона отражены в 11 главе ПДД. Согласно данному документу, осуществлять маневр необходимо следующим образом:
- Непосредственно перед его началом человек, управляющий транспортным средством, обязан грамотно оценить дорожную обстановку. Что это значит? В первую очередь, необходимо убедиться в том, что полоса, предназначенная для перемещения во встречном направлении свободна на расстоянии, достаточном для осуществления обгона. Другими словами, водитель должен быть уверен, что он не создаст помех иным участникам движения и не спровоцирует возникновение ДТП. Данное требование является весьма актуальным. Это обусловлено тем, что во всех случаях выезд на встречную полосу — это крайне опасно.
- Вопреки распространенному мнению, водитель после оценки дорожной обстановки должен сразу покинуть исходную позицию. При этом необходимо заблаговременно включить указатель, свидетельствующий о намерении повернуть налево. После выезда на встречную полосу водитель должен произвести сближение с движущимся впереди автомобилем и совершить обгон. Если же в обратном направлении едет автомобиль, при этом он уже достаточно близко, следует отказаться от совершения маневра и вернуться в ранее занимаемый ряд. Касаемо сигналов поворота. Он должен быть выключен сразу после того, как водитель окажется на встречной полосе. Перед возвращением в ранее занимаемую полосу следует включить указатель правого поворота.
Обгонять можно как одно, так и сразу несколько транспортных средств.
Нововведения ПДД относительно обгона
В действующих Правилах есть перечень понятий, которыми можно и нужно научиться правильно оперировать.
Все они позволяют лучше понять суть понятий опережения и обгона:
- Обгон – это то действие, когда опережается одно или больше транспортных средств. После этого водитель должен вернуться на свою полосу.
- Ограниченной считается такая видимость для водителя, при которой снижается дальность просмотра дороги из-за растений, строений, необычных форм рельефа или из-за крутых или узких поворотов.
- Опережение – такой манёвр, когда одно транспортное средство едет быстрее другого, не пересекая при этом встречную полосу движения.
В этот список можно включить и такое понятие, как препятствие. Им может стать любой объект, из-за которого невозможно проехать дальше по данной полосе или участку трассы.
Маневр запрещен в случаях, когда:
- едущий перед вами по вашей полосе водитель подает сигнал левого поворота;
- едущие за ним ТС начинают маневр обгона.
Объезжать авто со включенным левым поворотником, начавшее кого-то обходить, нужно справа. Если пытаются обогнать вас, не прибавляйте скорость и не мешайте обгоняющему, вы не в компьютерной игре с гонками, это реально опасно!
Существуют условия, запрещающие обгонять другие ТС, их необходимо помнить:
- Следите за знаками и разметкой. Кроме знаков, непосредственно запрещающих этот маневр, не следует выполнять его, если вы видите знаки опасных поворотов и дорожную разметку 1.1. При такой разметке можно обойти лишь одиночное ТС, передвигающееся со скоростью меньшей, чем 30 км/ч.
- Знаки могут запрещать выполнять обгон на подъеме. Не следует делать это там, где подъем заканчивается, даже без знака.
- Участки трасс, где обзорность ограничена, также не подходят для такого маневрирования. Не рискуйте, если видимость плохая — в темноте, в тумане, в сильный дождь и снегопад.
- Можно ли на перекрестке? Нельзя, если он обозначенный (регулируемый).
- Не обгоняйте ТС, обгоняющее или объезжающее другое.
- Пешеходные переходы — не территория для гонок и рискованных трюков!
- Обгонять на ж/д переезде и меньше чем за 100 м перед ним запрещено.
- Обгонять на мостах (сюда же путепроводы с эстакадами) и под этими конструкциями нельзя.
В чем разница между опережением и обгоном
Читай также: Виды светофоров в Украине: Горизонтальные, с допсекциями и трамвайные
Опережение — движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства, движущегося рядом по смежной полосе.
Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения.
Таким образом мы видим, что опережение это термин, который корректно использовать, когда речь идет о дорогах с двумя и больше полосами. В свою очередь обгон, корректно применять в случае, когда речь идет о дорогах, где есть только по одной полосе в каждую сторону.
В процессе своего движения каждый водитель вынужденно встречается с различными препятствиями на пути. И долгое время (еще с далеких советских времен) автолюбители квалифицировали это понятие на свой манер и лад. И раньше чаще всего термин «препятствие» применялся при обосновании объезда какого-либо объекта, создающего помехи. С 2010 года в ПДД РФ обозначилось это понятие на законных основаниях.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Разберем наиболее приоритетные составляющие понятия «Препятствие».
1. Препятствие – это неподвижный объект.
Стадо коров, отара овец и пр. не могут быть признаны препятствием потому, что они способны двигаться и перемещаться.
Организованная перевозка группы детей
Беззаботное детство должно быть защищено государством. В рамках дорожного движения обеспечение безопасности детей – важная и приоритетная задача. Для создания безопасных и комфортных условий для перевозки подрастающего поколения по дорогам Правилами предусматриваются специальные условия — организованная перевозка группы детей.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником.
Получается, что такая перевозка является специальной, целевой. Экскурсия, выезд в летний лагерь, поездка в театр, школьный автобус – вот наиболее распространенные случаи организованной перевозки группы детей.