Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить приказ об организации воинского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета. Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета. Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.
Как вести карточки по воинскому учёту
С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.
Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).
В карточках необходимо указывать:
- личные данные сотрудников;
- сведения о воинском учёте;
- сведения о приёмах и об увольнениях.
Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).
Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.
Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.
В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:
- Офицеры запаса.
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
- Военнообязанные запаса женского пола.
- Призывники.
Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.
Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:
- которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
- снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.
Воинский учет в организации в 2021 году
18 декабря
26758
#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>
Организация воинского учета на предприятии часто ложится на плечи специалистов отдела кадров и выполняется ими параллельно с остальными обязанностями. Каждый работодатель обязан предоставлять информацию в военкомат и отвечает за эту работу руководитель ОК.
Закажите корпоративное обучение и получите программу, составленную под ваши требования. В процессе обучения мы будем разбирать реальные примеры из практики вашей компании, а не решать абстрактные теоретические задачи. Не нашли тему, которая вам нужна? Напишите нам, и мы подберем эксперта для решения вашей задачи. |
Граждане, подлежащие воинскому учету
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):
- мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
- военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
- успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
- освобожденных от призыва в ряды ВС;
- лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
- граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
- после прохождения альтернативной гражданской службы;
- лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).
Кроме кадрового делопроизводства, в организации должен вестись воинский учет. Увы, многие руководители не задумываются об этом.
Основными нормативными актами, регламентирующими ведение воинского учета в организации, являются:
- Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ);
- Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение);
- Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ (далее — Рекомендации).
Воинский учет делится на общий и специальный. На специальном учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в ОВД, ГПС, учреждениях и органах УИС, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.
В отношении военнообязанных, работающих в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоящих на общем воинском учете, военные комиссариаты при наличии заявок указанных органов составляют планы по направлению таких военнообязанных для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Защитники «на гражданке»
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» все компании, коммерческие и не коммерческие, вне зависимости от формы собственности обязаны вести воинский учет своих работников для обеспечения полноты и достоверности данных, о сотрудниках, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу. Напрямую этот процесс регламентирован постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (ред. от 16.04.2008), а также инструкцией Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, изданной в 2007 году.
На общем воинском учете состоят граждане, не забронированные за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время или положение. Если же от квалификации и должности сотрудника в случае мобилизации и наступления войны будет зависеть бесперебойная работа предприятия, то его ставят на специальный воинский учет. Наличие документов воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу, является обязательным при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ).
Правовая база воинского учета
Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.
Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:
- военнообязанных лиц;
- потенциальных и актуальных призывников.
Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.
Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:
- при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
- вносить актуальную информацию в личные карточки;
- обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
- изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.
ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).
Воинского учета не избежать, если в штате наличествует хотя бы один военнообязанный работник.
Какие транспортные средства подлежат воинскому учету
Общие правила исполнения военно-транспортной обязанности установлены Указом Президента РФ от 02.10.1998 № 1175. Порядок реализации положений этого документа определяет Минобороны и другие военные ведомства.
В частности, все организации обязаны вести воинский учет транспортных средств, которые в случае необходимости надо будет предоставить Вооруженным Силам РФ и другим формированиям на период военного времени (Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 № 151):
- Пассажирские автобусы.
- Грузовые автомобили.
- Прицепы и полуприцепы.
- Транспорт повышенной проходимости.
- Специализированный транспорт, например, автокраны, самосвалы, бензовозы и т.п.
- Тракторы.
- Дорожно-строительная техника.
- Снегоходы и квадроциклы.
Нормативное обоснование регистрации военнообязанных
Само проведение в/у, правила и возложенные обязательства регламентированы некоторыми законодательными актами.
К ним относятся:
- Постановление Правительства РФ №719 “Об утверждении положения о воинском учете”. Данным нормативом определяется порядок работы райвоенкоматов, а также местных органов самоуправления с субъектами. По своей сути документ больше носит общий характер.
- Приказ 495 МО «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы в/у граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета». Этим приказом министра обороны регламентируется функционирование всей системы военной регистрации по стране.
- Метод рекомендации от 2018 года по ведению воинского учета в организациях. Именно эта методичка является основополагающей для кадровика на предприятии, у которого возложение обязанностей по ведению в/у закреплено административным распоряжением.
Кто должен быть ответственным
Руководитель организации решает, кто именно будет осуществлять воинский учет в его компании. Это может быть как внутренний работник, так и внешний совместитель.
В случае, если обязанности вменяются оформленному работнику, то необходимо при помощи допсоглашения к трудовому контракту. Также за выполнение обязанностей по совместительству положена доплата.
Закон устанавливает количество сотрудников, которые можно задействовать на воинском учете организации:
- При численности до 500 работников — воинским учетом занимается один сотрудник, свои обязанности он совмещает с иной работой.
- При численности от 500 до 2000 работников — один сотрудник, который освобождается от другой работы.
- При численности от 2000 до 4000 работников — для сотрудника, которые освобождаются от иной работы.
- На каждые последующие 3000 работников — добавляется еще по одному сотруднику, занимающемуся только воинским учетом.
Если по причине большого количества работников нормативом устанавливаются два и более человека, которые будут осуществлять воинский учет в компании, то необходимо организовывать отдельное подразделение — военно-учетный стол.
Внимание! Генштаб РФ в своих методических указаниях рекомендует организациям согласовывать с органом военкомата кандидатуры сотрудников, которых планируется назначить ответственными за воинский учет. Но компании могут не придерживаться этого.
Должностная инструкция ответственного лица за ведение воинского учета
Проверять у граждан, принимаемых на работу: наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности; наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них; отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона); соответствие указанных документов воинского учета паспортным данным гражданина; наличие фотографии в документах воинского учета и ее соответствие владельцу; наличие фотографии во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, срок действия. 2.1.2.
Как начать вести воинский учет: пошаговая инструкция
*для организаций, в которых более 500 военнообязанных сотрудников.
Вопрос:
Нужно ли вести архив личных карточек, если в организации менее 500 в/о?»Ответ: Как правило, ВК не требует хранения личных карточек по форме Т-2 ВУС уволенных работников. И законодательством это не предусмотрено. Но это не касается Т-2 унифицированной формы».
Вопрос: Личная карточка воинского учета — это Т-2 или специальная?
Ответ: Допускается ведение воинского учета в унифицированной форме Т-2 и в сокращенной форме Т-2 ВУС (ВУР). При этом использование сокращенной формы для воинского учета не освобождает работника кадровой службы от заполнения раздела II «Воинский учет» в полной форме Т-2».
Вопрос: Необходимо ли вести воинский учет по внутренним совместителям?
Ответ: Военкоматы не требуют ведения воинского учета по внутренним совместителям. Что касается внешних, то ФЗ №53 не содержит ограничений по признаку «основной работник» или «совместитель».
Поэтому воинский учет необходимо вести и в отношении внешних совместителей.
3.
Делопроизводство по ведению ВУВ этой папке хранится переписка с военными комиссариатами и военными управами:
- Журнал регистрации документов воинского учёта -входящих
- Журнал регистрации документов воинского учёта — исходящих
- Сведения о принятых на работу
- Сведения об уволенных с работы
- Сведения о произошедших изменениях в военно-учётных данных
- Списки сверок с военными комиссариатами
- Форма №18
- Форма №6
- Форма №11МУ
- Списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на в/учёт
- Списки граждан женского пола, подлежащих постановке на в/учёт
- Списки граждан, обязанных состоять, но не состоящих на в/учёт
4. Работа с гражданами по воинскому учёту
- — журнал учета-выдачи листков сообщений
- — листки сообщений.
Вопрос: Что значит «дело»? Необходимо ли создавать отдельные соответствующие папки?Ответ: Военкоматы требуют оформления соответствующих папок: «Папка № 1», «Папка № 2» и так далее. При этом каждая папка должна иметь свое название. Например, папка № 2 может называться «Картотека личных карточек».
Шаг 4. Составить пакет документов для постановки организации на воинский учётДокументы, которые нужно подать по месту регистрации организации:
- Сопроводительное письмо с просьбой о постановки на ВУ
- Приказ руководителя организации о назначении военно-учетного работника
- Форма Ф-18
- Заверенные копии регистрационных документов
Документы, которые нужно подать в военный комиссариат:
- Приказ об организации ВУ граждан
- План работ по осуществлению ВУ
- Должностная инструкция по ведению воинского учета
- Донесение – 11МУ
- Форма 18
- Заявление о постановке на В
Перед началом работы необходимо разработать и утвердить обязанности для ответственного за ВУ сотрудника, издать приказ об организации ВУ, разработать план по осуществлению ВУ, согласовать документы с военным комиссариатом. Типовую должностную инструкцию можно найти в правовых системах. Также за разработкой должностной инструкции можно обратиться к консультантам.Структура обязанностей сотрудника, ответственного за ВУ:
- Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы;
- Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
- Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов.
Вопрос: В какой срок необходимо оповестить военный комиссариат о смене ответственного лица за ведение ВУ?Ответ: Законодательно этот срок не установлен, однако Методические рекомендации (рекомендации — ключевое слово) в п. 22 указывают, что проект приказа о назначении ответственного за ВУ согласовывается с ВК. При этом указано, что кандидатуру целесообразно согласовывать перед назначением на должность. Также перемещение и увольнение таких работников согласовывается с ВК. Обычно военные комиссариаты не занимаются согласованием кандидатур, а работают по уже предоставленным приказам.Шаг 5. Подать документы в районную управу и военный комиссариат.После подачи документов необходимо получить от управы и военного комиссариата справку о постановке организации на воинский учет.
Вопрос: Какая именно организация осуществляет постановку на воинский учет — районная управа, военный комиссариат или администрация города?
Ответ: Регистрация организаций, обязанных осуществлять воинский учет в Москве, согласно административно-территориальному делению и законодательству о местном самоуправлении, осуществляется районными управами. В других городах — территориальной администрацией. Эти государственные органы осуществляют функции призывных комиссий.
Именно эти органы присваивают номер организации при постановке на воинский учет. После регистрации в этих органах работодатель регистрируется в военном комиссариате.
Вопрос: Головной офис организации находится в Санкт-Петербурге, компания имеет более 10 обособленных подразделений и филиалов.
Необходимо ли вставать на учет по месту нахождения филиалов?
Ответ: Воинский учет осуществляется по месту регистрации юридического лица, т.е. по месту нахождения центрального офиса организации. Вставать на воинский учет по месту нахождения филиалов не требуется.
Шаг 6.
Направить сведения в военкомат по месту регистрации каждого военнообязанного сотрудникаВопрос: Случается, что работник не предоставляет временную регистрацию, а по постоянному месту прописки он снят с воинского учета.
Каким образом определять, к какому военкомату принадлежит адрес регистрации работника?»
Ответ: Чтобы определить, к какому ВК относится адрес регистрации работника, можно предварительно позвонить в ВК для уточнения информации. Распределением подведомственности занимаются районные управы и Министерство обороны РФ. Адреса областных и районных ВК указаны на сайте Министерства обороны.
Уточнить подведомственность также можно в районной управе.Если сотрудник снят с воинского учета по месту регистрации, а информации о том, что работник состоит на воинском учете в другом месте по месту временной регистрации у Вас нет, то необходимо осуществить постановку на воинский учет данного гражданина по месту известной Вам регистрации.
Для этого направьте в ВК по месту жительства (регистрации в паспорте) сведения о том, что Гражданин обязан состоять, но не состоит на воинском учете, и сопроводительное письмо с просьбой оказать содействие о постановке данного гражданина на воинский учет.
При приеме на работу граждан, подлежащих воинскому учету и не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, необходимо выдавать им сведения по установленной форме.
Эти сведения работники будут передавать в военкомат для постановки на воинский учет (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 103 «О внесении изменений в Положение о воинском учете»)
Шаг 7. Регулярная актуализация данных по воинскому учету:
- Вести номенклатуру дел и обязательные журналы
- Обновлять картотеку военнообязанных и призывников
- Проверять у военнообязанных граждан документы и наличие обязанности встать на воинский учёт
- Оформлять работникам листки сообщений для постановки на воинский учет по месту регистрации
- Оповещать работников о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления, разъяснять воинские обязанности
- Вести и актуализировать базу данных 1С или иной учетной системы
- Проводить внутренние аудиты ведения воинского учета
- Сверять данные личных карточек c военкоматом
- Готовить для военного комиссариата обязательные формы и отчеты
Эту постоянную работу проводит ответственный за ведение ВУ работник или профессиональная команда консультантов, которым вы передали эту функцию.
Вопрос: Военный комиссариат отказывается принимать сведения о принятых и уволенных сезонных сотрудниках. Как быть в этой ситуации?
Ответ: Законодательство РФ об обороне и воинском учете не содержит исключений для организаций по ведению воинского учета сотрудников, принимаемых на работу по срочному трудовому договору.Если сотрудник, принимаемый на работу не относится к категориям, перечисленным в п.15 Положения (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г.
№ 719), т.е. к категориям, не подлежащим воинскому учету, организация обязана вести воинский учет таких сотрудников на общих основаниях. Направляйте такие сведения по почте, делайте отметки об отправке в журнале исходящей документации, а не приносите их лично в ВК.
Вопрос: Необходимо ли уведомлять ВК о переводе сотрудника на другую должность?
Ответ: Да, нужно.
Вопрос: Необходимо ли проверять, стоит ли в паспорте у сотрудника отметка о приеме на воинский учет по месту прописки?
Ответ: Обязанность проверять отметки в паспорте лежит на работодателе. Эта обязанность закреплена в Методических рекомендациях.
О том, что у военнообязанного нет отметки необходимо уведомить ВК и направить туда работника, выдав листок сообщения.
Вопрос: Если сотрудник затягивает свой поход в военкомат, наступает ли в этом случае ответственность организации и/или сотрудника? Если да, то какая?
Ответ: Работодатель обязан направить работников в ВК с листком сообщения и проконтролировать возврат отрывной части с отметкой ВК. Для этого ведется специальный журнал. Методическими рекомендациями (п.п а п. 29) и Положением о воинском учете (п.
32), установлен двухнедельный срок для направления сведений. Работодатель несет ответственность только за нарушение сроков. Для сотрудника предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Вопрос: Каков порядок постановки на воинский учет в районную управу и в ВК? Ежегодный, разовый?
Ответ: Форма №18 ежегодно сдается в администрацию (районную управу) для подтверждения номера в комиссии по бронированию. Второй экземпляр формы №18 сдается в ВК также ежегодно. Третий — хранится у работодателя.
Вопрос: Какие штрафы предусмотрены за «неведение» воинского учета?
Ответ: Административной ответственности именно за «неведение» воинского учета нет. Есть штрафы, которые вытекают из общих обязанностей по ведению воинского учета:1. Статья 21.1.
Непредоставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;2. Статья 21.2.
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;3. Статья 21.4.
Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Вопрос: Предусмотрены ли проверки компаний по ведению ВУС? Есть ли график таких проверок? Кто проверяет?
Ответ: Да. В организациях, где число военнообязанных работников в количестве менее 500 человек — 1 раз в 3 года; в организациях, где на воинском учете состоит более 500 человек, — ежегодно. План проверок нигде не публикуется.
Провести проверку может как сам ВК, так и ВК совместно с прокуратурой.Ведение воинского учета — кропотливая и трудозатратная работа, которую можно передать профессиональным консультантам.
Специалисты СберРешений
- проверят полноту и корректность данных ваших сотрудников
- подготовят необходимые документы военно-учетного стола
- возьмут на себя коммуникации с военными комиссариатами
- проконсультируют по вопросам ведения воинского учет
Компаниям, которые ранее не вели воинский учет, мы поможем
- сформировать картотеку военнообязанных и призывников
- поставить организацию на ВУ в районной управе и комиссариате
- подготовить и передать в ВК документацию по ведению В
Передача воинского учета в СберРешения уменьшит нагрузку на специалистов отдела персонала и позволит избежать административной ответственности за неисполнение федеральных законов и других нормативных актов государственной системы РФ.
Воинский учет в организации. Ведение, пошаговая инструкция
Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.
Вопрос: Где отражается выдача работнику сведений о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии его на работу или увольнении его с работы? Можно ли отразить ее в личной карточке (форма N Т-2)? Несет ли ответственный за воинский учет работник организации ответственность, если бывший работник не представит эти сведения в военкомат?
Посмотреть ответ
О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.
Какие документы нужны для ведения воинского учета в организации?
Повторим, что в каждой организации должна быть картотека личных карточек на военнообязанных работников. Как заполнять такие карточки, рассказывать не будем, это предмет отдельной статьи. А вот порядок их хранения требует уточнения.
Итак, личные карточки принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы отдельной картотеки:
Первый раздел — личные карточки на офицеров запаса;
Второй раздел — на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
Третий раздел — на военнообязанных запаса женского пола;
Четвертый раздел — на призывников.
Картотека личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, составляется по алфавиту.
Если в учреждении состоят на воинском учете более 500 граждан, возможно выделение дополнительного, пятого раздела — для личных карточек военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах об их вручении. Этот раздел составляется по командам (партиям) на основании данных пп. «а» п. 7 раздела II «Сведения о воинском учете» личной карточки, а в командах — по алфавиту.
Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, и граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела отдельной картотеки граждан, пребывающих в запасе. При этом в п. 8 раздела II «Сведения о воинском учете» личных карточек данных граждан ставятся соответствующие отметки:
— «снят с воинского учета по возрасту» — у граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе;
— «снят с воинского учета по состоянию здоровья» — у граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья.
При увольнении граждан с работы личные карточки военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив.
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.