Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все про приостановку исполнительного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Целью производства ФССП является исполнение акта суда или другого органа. Чаще всего речь идет о взыскании задолженности, но предметом производства могут быть и другие требования взыскателя. Чтобы обеспечить быстрое и полное исполнение, специалисты ФССП осуществляются различные исполнительные действия, от ареста счетов и активов до распродажи активов должника и удержание средств с его доходов.
Что означает приостановка производства ФССП
Даже при добросовестном отношении пристава к своим обязанностям иногда возникают основания, когда вести исполнительное производство невозможно. В этих случаях Закон № 229-ФЗ позволяет прекратить, окончить или приостановить дело. Приостановка производства подразумевает временное прекращение всех исполнительных действий в отношении должника, его доходов, имущества, счетов.
Приостановка дела не означает, что должник может расслабиться, забыть о претензиях пристава. Исполнительные действия будут прекращены на срок, определенный судом, приставом, иных органом или лицом. Как только основания для приостановки будут устранены, производство возобновится и пройдет по общим правилам.
Когда производство возобновляется
Если исполнительное производство было приостановлено на неопределенный срок по решению суда или пристава, его возобновление происходит после устранения всех обстоятельств, благодаря которым процедура была отложена. Для возобновления ИП потребуется соответствующее ходатайство от взыскателя или пристава наряду с устранением причин приостановки.
Судебные органы возобновляют ранее приостановленное решение в случаях:
- вынесен отказ по освобождению арестованного имущества;
- завершение процедуры оспаривания судебного иска;
- урегулирован конфликт по результатам оценки арестованного имущества;
- возвращение ответчика из длительной командировки.
Как правило, решение о возобновлении исполнительного производства принимает арбитражный суд, ранее приостановивший ИП. При наличии ряда обстоятельств срок приостановления ИП может быть сокращен.
Правом на возобновление исполнительного производства обладают также судебные приставы. Для этого необходимо соответствующее заявление взыскателя и доказательства устранения причин, повлиявших на приостановку. К основаниям для возобновления ИП приставами относят:
- выписка ответчика из медицинских учреждений;
- ранее разыскиваемый должник найден;
- восстановление платежеспособности должника;
- выход ответчика из процедуры банкротства;
- завершение должником прохождения службы в рядах Вооруженных Сил РФ;
- завершение сроков по отсрочке, установленной по решению суда.
Приостановление исполнительного производства не окончательно. Вынесенное решение допускается к обжалованию. ИП вновь вступает в законную силу после положительных результатов оспаривания или устранения причин.
Приостановление исполнительного производства
В исполнительном производстве порой возникают ситуации, когда исполнительное производство может или должно быть приостановлено. Для приостановления исполнительного производства Закон об исполнительном производстве предусматривает ряд обстоятельств.
Прежде всего, в зависимости от субъекта приостановления выделяются следующие основания приостановления.
Приостановление исполнительного производства судом
Согласно ст. 39 названного Закона исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях:
- предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
- оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
- оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Кроме того, исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ и Законом об исполнительном производстве, полностью или частично в случаях:
- оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
- нахождения должника в длительной служебной командировке;
- принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
- обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
- в иных случаях, при которых исполнительное производство может быть или должно быть приостановлено судебным приставом-исполнителем.
Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем
В соответствии со ст. 40 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
- утраты должником дееспособности:
- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
- отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
- применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Закона об исполнительном производстве;
- принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
- направления судебным приставом-исполнителем в ФНС России или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве.
Кроме того, исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
- просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ;
- направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.
Особо Закон об исполнительном производстве выделяет основания приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем о взыскании штрафа за преступление. Так, согласно ч. 11 ст. 103 указанного Закона такое исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем в случаях:
- направления судебным приставом-исполнителем представления в суд о замене штрафа другим видом наказания;
- обращения должника в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке выплаты штрафа;
- смерти, объявления умершим или признания безвестно отсутствующим должника — лица, на которое суд возложил обязанность уплаты штрафа за преступление, совершенное несовершеннолетним;
- утраты должником дееспособности;
- нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- нахождения должника в длительной служебной командировке;
- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта;
- просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ.
Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней.
Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенесение применения мер по исполнению исполнительного документа на более позднее время.
Интересно отметить, что в ст. 38, 64, 68 Закона об исполнительном производстве термины «исполнительные действия» и «меры принудительного исполнения» различаются. Так, в ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве речь идет об «исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения», а в ч. 4 той же статьи речь уже идет об «исполнительных действиях или мерах принудительного исполнения».
Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе отложить:
- исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения;
- исполнительные действия;
- применение мер принудительного исполнения.
Соответственно если судебным приставом-исполнителем отложено только применение мер принудительного исполнения, то исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 Закона об исполнительном производстве, могут совершаться. Например, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов, производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел, вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц и т.д.
Статья 38 Закона об исполнительном производстве предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.
Во-первых, судебный пристав-исполнитель могут отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.
Инициаторами отложения совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения могут быть взыскатель или сам судебный пристав-исполнитель. Взыскатель обращается к судебному приставу-исполнителю с заявлением, в котором указываются обстоятельства, обусловливающие необходимость отложения. Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в рамках исполнительного производства. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний вправе сам решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий.
На практике такие случаи нередки. Например, взыскатель полагает, что в настоящее время должник не может полностью расплатиться или, если документ будет исполнен в полном объеме, должник окажется в тяжелом финансовом положении, а взыскатель заинтересован в нем как в дальнейшем контрагенте. Взыскатель предполагает улучшение финансового положения должника в дальнейшем и согласен на производство исполнения в полном объеме через какое-то время. В определенном смысле это действие схоже с отсрочкой исполнения. Между тем предоставление такого права судебному приставу-исполнителю по меньшей мере неоправданно и на практике может привести к волоките по исполнительным производствам1См.: Максуров А.А. Меры принудительного исполнения. Отсрочка, рассрочка и изменение способа и порядка исполнения судебных актов и актов других органов. Отложение исполнительных действии // Практика исполнительного производства. 2008. № 3. С. 89..
Право на обращение с заявлением об отложении исполнительных действий законом для должника не предусматривается. Однако можно предположить, что мнение судебного пристава-исполнителя по отложению может быть сформировано, в том числе, и после сообщения должником сведений, препятствующих дальнейшему совершению исполнительных действий. Если последний придет к выводу о необходимости отложения, то он совершит соответствующие действия но собственной инициативе.
Как выше отмечалось, судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на срок не более 10 дней.
Закон не предусматривает, сколько раз возможно отложение исполнительного производства. По сложившейся практике возможность отложения существует неоднократно. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.
Так, например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 13 августа 2008 г. № Ф09- 5706/08-0 указал, что, поскольку отложения исполнительных действий произведены судебным приставом по различным основаниям, а Закон об исполнительном производстве не содержит запрета на неоднократное отложение исполнительных действий по различным причинам, оснований для признания обжалуемых действий судебного пристава незаконными у суда не имелось.
Здесь интересно обратить внимание на то, что отложение может быть произведено судебным приставом-исполнителем неоднократно только по различным основаниям. Если существует необходимость отложения по одному основанию на более длительный срок, то в этом случае следует обращаться в суд.
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.
Таким образом, если судебному приставу-исполнителю поступает судебное определение, содержащее предписание о необходимости отложения исполнительных действий, он обязан совершить отложение исполнительных действий. В данном случае отложение исполнительных действий производится на срок, указанный в определении суда.
Процедура отложения исполнительных действий судом достаточно обстоятельно регламентируется в АПК РФ. Следует отметить, что в связи с принятием Закона об исполнительном производстве ст. 435 ГПК РФ признана утратившей силу, а соответственно ГПК РФ не регулирует процедуру отложения исполнения. В данной ситуации, как справедливо отмечено И.В. Решетниковой, возможно применение по аналогии ст. 203. 208 ГПК РФ, которые регулируют процедуру отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения. Такой вывод следует из того, что ГПК РФ допускает аналогию процессуального закона (ст. 1 ГПК РФ). Кроме того, ст. 328 АПК РФ применительно к процедуре рассмотрения заявлений об отложении отсылает правоприменителя к ст. 324 АПК РФ, которая регулирует процедуру отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения. В связи с этим возможно по аналогии использовать процедуру, предусмотренную ст. 203 и 208 ГПК РФ.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет перечень субъектов, которые вправе обратиться в суд с просьбой об отложении конкретных исполнительных действий. Такими субъектами являются взыскатель, должник, а также судебный пристав-исполнитель.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Закона об исполнительном производстве в заявлении взыскателя и судебном акте об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения. Последствия несоблюдения этих требований в Законе не определены. Представляется, что в случае нарушения этих обязательных требований взыскателем судебный пристав-исполнитель вправе отказать в удовлетворении его заявления, а в случае нарушения этих требований судом судебному приставу-исполнителю следует вынести постановление об отложении и обратиться за разъяснением определения суда.
Согласно п. 4 ст. 38 Закона об исполнительном производстве об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.
По истечении срока отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения исполнительное производство продолжается.
Законодательство об исполнительном производстве не называет основания для отложения. Однако возможность усмотрения судебного пристава-исполнителя в вопросе отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения или в отказе в этом существует только при рассмотрении заявления взыскателя. В случае вынесения определения об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения судом судебный пристав-исполнитель обязан вынести соответствующее постановление.
Отложение исполнительных действий возможно при наличии уважительных обстоятельств, а точнее, обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий. Закон не дает указаний на то, какие именно обстоятельства могут служить основанием для отложения исполнительных действий, и оставляет данный вопрос на усмотрение судебного пристава-исполнителя и суда. Такими обстоятельствами могут быть болезнь должника либо взыскателя, отсутствие в материалах производства сведений о надлежащем извещении сторон исполнительного производства и другие обстоятельства, которые временно затрудняют совершение конкретного исполнительного действия или применение мер принудительного исполнения, и т.д.2См.: Балашов А.Н., Исаенкова О.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» / Под ред. О.В. Исаенковой // СПС «Консультант Плюс».
Формы «Постановление об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения» и «Постановление об отказе в отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения» приведены соответственно в приложениях № 108 и 110 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 31 января 2011 г. № 28 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе принудительного исполнения исполнительного документа».
Говоря об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения, необходимо сказать о последствиях такого процессуального действия, что в свою очередь вызывает множество вопросов на практике.
Последствиями отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения являются следующие:
- срок, на который отложены исполнительные действия и меры принудительного исполнения, в общий срок совершения исполнительных действий на основании п. 1 ч. 7 ст. 36 Закона об исполнительном производстве не включается;
- последствия отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения, связанные с несовершением в этот срок действий по исполнению исполнительного документа, распространяются только на судебного пристава-исполнителя. Другие лица, на которых возложено исполнение ранее вынесенных постановлений или требований судебного пристава-исполнителя, должны их исполнять в прежнем режиме. Так, например, постановление судебного пристава-исполнителя об аресте денежных средств, вынесенное до отложения, подлежит исполнению банком в прежнем режиме, т.е. операции с денежными средствами на счете должника в пределах суммы ареста должны быть приостановлены. Также подлежит исполнению постановление об обращении взыскания на денежные средства;
- отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения процессуальных сроков, кроме общего срока совершения исполнительных действий (п. 1 ч. 7 ст. 36 Закона об исполнительном производстве), не продлевает. Так, например, удовлетворение судебным приставом-исполнителем заявления взыскателя об отложении до истечения установленного должнику срока для добровольного исполнения течение этого срока не приостанавливает, не прерывает и не продлевает. Максимальный срок для добровольного исполнения установлен законом, который возможностей его продления не предусматривает. А отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения не влечет приостановления (временного прекращения) обязательства должника по исполнению исполнительного документа, что вследствие его неисполнения в установленный срок влечет взыскание исполнительского сбора.
В какой срок суд рассмотрит заявление о снятии запрета приставов на регистрационные действия
И арбитражный суд, и суд общей юрисдикции должны рассмотреть заявление в течение 10 дней со дня его поступления. Этот срок исчисляется в рабочих днях, если вы подали заявление в арбитражный суд, и в календарных днях — если заявление подано в суд общей юрисдикции (ч. 1 ст. 200, ч. 3 ст. 113 АПК РФ, ч. 3 ст. 226, ст. 92 КАС РФ).
При этом решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению, если иной срок не указан в самом решении (ч. 7 ст. 201 АПК РФ). А в суде общей юрисдикции, как правило, надо еще ждать месяц, пока решение вступит в законную силу. Хотя вы можете попробовать убедить суд, что исполнить решение нужно немедленно, иначе вашим интересам будет причинен значительный ущерб (ч. 5 ст. 227, ч. 1 ст. 298, ч. 2 ст. 188, ст. 228 КАС РФ).
Как возобновить ранее приостановленное исполнительное производство
Как отмечалось ранее, приостановленное исполнительное производство, может быть возобновлено при наличии соответствующих оснований.
Если причиной приостановления удержаний послужило заявление взыскателя, то исполнительное производство может быть восстановлено также по инициативе взыскателя. Для возобновления удержаний взыскателю необходимо повторно оплатить исполнительский сбор, после чего обратиться в ФССП со следующими документами:
- удостоверение личности;
- квитанция об оплате исполнительского сбора;
- заявление о возобновлении взыскания алиментов;
- копия исполнительного листа, производство по которому подлежит восстановлению;
- копия судебного решения о взыскании алиментов.
Срок, в течение которого взыскатель может обратиться в ФССП для возобновления взысканий – 3 года после приостановления исполнительного производства по алиментам.
В случае если взыскание было приостановлено на основании судебного решения, то исполнительное производство возобновляется при устранении обстоятельств, которые ранее послужили для прекращения взысканий, а именно:
- ответчик имеет постоянный доход, который может быть обращен во взыскание;
- родственники, трудоспособность которых ранее была признана восстановленной, снова считаются нетрудоспособными (новая травма, рецидив болезни, т.п.);
- отмена действия свидетельства об усыновлении/удочерении;
- развод нетрудоспособного супруга, выплата алиментов в адрес которого была приостановлена в связи с его вступлением в новый брак.
Когда субъектом приостановления выступает судебный пристав, выделяют две группы оснований. Обязательное (облигаторное) приостановление будет выполнено в следующих ситуациях:
- у должника утрачена дееспособность;
- когда должник погиб, пропал без вести;
- если должником выступает кредитная организация, потерявшая лицензию на банковские операции;
- должник проводит процедуру банкротства;
- должник принимает участие в боевых действиях в составе законного военного формирования;
- когда в органы ФНС было направлено уведомление об аресте имущества должника;
- должник направил в суд иск для изменения условий взыскания исполнительного сбора.
Существует ещё добровольное приостановление, которое также называют факультативным. К причинам, которые его провоцируют, относятся:
- когда должники проходят лечение в стационаре;
- если имущество или сам должник разыскиваются;
- когда должники договариваются с приставом из-за службы в армии и т.п.
Приостановить процедуру могут:
- главный судебный пристав РФ;
- главный судебный пристав субъекта РФ;
- их заместители.
Причиной таких действий становится жалоба на их подчинённых.
Производство приостановлено — последствия для сторон
Когда производство приостанавливается, прекращаются все исполнительные действия. При этом для каждой из сторон это влечет определенные последствия.
В отношении должника:
- не производятся меры принудительного характера в виде конфискации имущества или наложения на него ареста;
- без уплаты пошлины прекращаются все мероприятия по розыску;
- предоставляется возможность обжалования незаконных решений, изыскания источников для погашения долга, преодоления жизненных обстоятельств, которые послужили причиной появления долга.
При этом обязательства должника по исполнению решения суда не отменяются, лишь предоставляется отсрочка на определенный период времени.
Взыскатель, со своей стороны, теряет на время контроль над ситуацией. Во время приостановки производства:
- может произойти отмена мер по обеспечению сохранности арестованного имущества должника;
- прекращается процедура по взысканию с него долга.
Если заёмщик в силу разных обстоятельств не желает платить по своим долговым обязательствам, то его кредитор имеет право подать на него исковое заявление с истребованием задолженности. В конце судебного разбирательства составляется исполнительный лист, который впоследствии передаётся в руки должнику.
Под исполнительным производством понимается перечень мер, которые используются для полного удовлетворения судебного постановления.
Обязанность по взысканию задолженности ложится на плечи ФСПП. Процесс исполнительного производства начинается после получения заявления от заявителя или по решению судебной инстанции.
Список оснований, по которым делопроизводство может быть временно прекращено, указан в Федеральном законе номер 229, статьи 39-40.
Обжалование приостановления исполнительного производства
С приостановлением или не приостановлением производства могут не согласиться как должник, так и взыскатель.
В случае не согласия одной из сторон производства с приостановкой или с отказом в приостановке производства, соответствующее решение может быть обжаловано.
С судебным приостановлением производства все понятно, так как определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Интересен вопрос, связанный с обжалованием приостановления производства приставом. Пристав принимает решение о простановке производства или об отказе в такой приостановке, соответственно такое решение может быть обжаловано вышестоящему руководству в порядке подчиненности в течение 10 дней.
Решение пристава можно оспорить в судебном порядке по правилам, предусмотренным КАС РФ или АПК РФ в течение 3-х месяцев. Таким образом, для обжалования постановления пристава можно воспользоваться двумя способами.
Алгоритм составления ходатайства о прекращении процедуры по взысканию
Данный акт необходимо составить согласно следующей инструкции:
- В правом верхнем углу указываются название судебного учреждения, сведения о неплательщике и заявителе, их место жительства. А также полные данные о сотрудниках ФСПП.
- Наименование документа.
- Документ, на основании которого началось исполнительное производство, реквизиты исполнительного листа, причины разбирательства.
- Основания для составления заявления.
- Период отсрочки для решения проблемы.
- Указать список прилагаемой документации.
- Дата и подпись.
Сопутствующая документация:
- Постановление ФСПП.
- Копия паспорта.
- Доверенность, если должник лично не сможет подать заявление.
- Справки и бумаги, подтверждающие весомые основания для отсрочки.
Суд и приостановление исполнительного производства
Судебная инстанция, рассмотревшая дело о долге, также имеет право на приостановление принудительного взыскания средств с должника. Часто это случается тогда, когда обжалованию подлежит решение, в рамках которого производилось:
- оформление исполнительного лица;
- постановление об уплате административного штрафа.
Притом, ходатайствуя о приостановке, задолжавшее денег лицо имеет право подать жалобу:
- как в инстанцию, занимающуюся апелляциями;
- так и в кассационную инстанцию.
Делать это нужно одновременно с оспариванием, собственно, основного решения, вынесенного по обсуждаемому делу.
Суд имеет право временно прекратить деятельность приставов-исполнителей в том случае, когда имеет место быть оспаривание производственного процесса в ходе исполнения решения.
Предметом такого оспаривания могут являться:
- действия, произведенные приставом-исполнителем;
- законность наложения на материальные имущественные блага должника ареста;
- законность последующего оценивания арестованного имущества;
- правомерность взыскания сбора исполнительского характера.
Основания для отсрочки процесса истребования судебным учреждением
Суд имеет право приостанавливать процесс делопроизводства. Для этого необходимо подать ходатайство в апелляцию или кассационное учреждение. К нему также нужно прикрепить жалобу на вынесенное решение. Производство нужно прекратить в обязательном порядке:
- Идёт процесс обжалования проведённой оценки имущества должника.
- Если подаётся исковое заявление об освобождении имущества (частично или полностью) от ареста.
- Идёт процесс обжалования суммы исполнительного сбора.
Иные причины для приостановки взыскания:
- Когда заёмщик обжалует исполнительный лист, судебное постановление.
- Должник находится в командировке.
- Когда оспариваются акты уполномоченных органов, которые рассматривали дело.
- Жалоба на действия или бездействие сотрудников ФСПП.
- Подача ходатайства на пояснение смысла положений.
Суд и приостановление исполнительного производства
В компетенцию суда также входит прерогатива отложить исполнительные действия на более поздний срок. В частности, это происходит тогда, когда обжалуется решение, по которому оформлен исполнительный лист или постановление об административном штрафе.
Причем, ходатайство о приостановлении исполнительного производства должник вправе подать как в апелляцию, так и в кассационную инстанцию вместе с соответствующей жалобой на основное судебное решение.
Суд может приостановить работу пристава и тогда, когда происходит оспаривание исполнительного производства.
- действия пристава;
- правомерность наложение ареста на имущество и его последующей оценки;
- взыскание исполнительского сбора.
Что означает приостановка производства ФССП
Целью производства ФССП является исполнение акта суда или другого органа. Чаще всего речь идет о взыскании задолженности, но предметом производства могут быть и другие требования взыскателя. Чтобы обеспечить быстрое и полное исполнение, специалисты ФССП осуществляются различные исполнительные действия, от ареста счетов и активов до распродажи активов должника и удержание средств с его доходов.
Даже при добросовестном отношении пристава к своим обязанностям иногда возникают основания, когда вести исполнительное производство невозможно. В этих случаях Закон № 229-ФЗ позволяет прекратить, окончить или приостановить дело. Приостановка производства подразумевает временное прекращение всех исполнительных действий в отношении должника, его доходов, имущества, счетов.
Приостановка дела не означает, что должник может расслабиться, забыть о претензиях пристава. Исполнительные действия будут прекращены на срок, определенный судом, приставом, иных органом или лицом. Как только основания для приостановки будут устранены, производство возобновится и пройдет по общим правилам.
Основания для отмены исполнительного производства
Прекратить судебное производство можно по решению суда или судебного пристава. Согласно статье 43 закона от 02.10.2007 №229-ФЗ суд может прекратить производство в следующих ситуациях:
- Взыскатель признан умершим или без вести отсутствующим, при этом правопреемник не назначен;
- Требование суда нельзя исполнить в текущих условиях. Например, суд постановил снести незаконно возведенную постройку, но по результатам экспертизы ее снос повышает вероятность оползневых процессов. В такой ситуации ответчик должен обратиться в суд с заявлением о прекращении дела;
- Взыскатель отказывается от получения изъятого у должника предмета.
Судебный пристав вправе прекратить производство, если суд:
- принял акт о прекращении выданного им исполнительного документа;
- принял отказ взыскателя от взыскания;
- утвердил мировое соглашение о примирении сторон;
- отменил судебный акт, на основании которого выдан исполнительный документ.
Что не учел законодатель в регулировании моратория на возбуждение дел о банкротстве по линии исполнительного производства?
В законе о банкротстве с 01.04.2020 появилась новелла – статья 9.1, которая регулирует порядок введения моратория на возбуждение дел о банкротстве.
Цель нормы – дать передышку бизнесу, попавшему в трудную ситуацию в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) и запретить возбуждения дел по заявлениям кредиторов на определенный срок[1].
Исполнительное производство и банкротство родственные процедуры, в обеих происходит изъятие имущества и денежных средств у должника и распределение между кредиторами.
В связи с этим пункт 4 части 3 статьи 9.1. Закона о банкротстве содержит правило о том, что приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
- На первый взгляд может показаться, что в отношении организаций, которые попали под действие моратория даже по тем исполнительным производствам, которые возбуждены до введения моратория, судебные приставы перестанут производить какие-либо действия на весь срок действия моратория и отложат их в сторонку.
- Это не так, так как законодатель не учел тонкости процессуального регулирования исполнительного производства и правовые последствия приостановления исполнительного производства.
- Судебный пристав-исполнитель в своей деятельности вправе и обязан:
- 1) Совершать исполнительные действия (статья 64 Закона об исполнительном производстве);
- 2) Применять меры принудительного исполнения (статья 68 Закона об исполнительном производстве)
- По приостановленному исполнительному производству не допускается только применять меры принудительного исполнения, совершать исполнительные действия судебный пристав вправе и обязан (часть 6 статьи 45 Закона об исполнительном производстве).