Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.
С 01.03.2023 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений».
Разрешение выдается юрлицу и ИП, осуществляющим хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I категории, на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на линейный объект, на основании заявки. Юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить разрешение.
Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143.
Утвержденные Правила рассмотрения заявок действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Хотелось бы отметить, что обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение разрешения, а также заявок на продление, переоформление, пересмотр разрешений и внесения в них изменений осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г.№ 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности».
Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?
Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.
Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.
Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.
Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.
Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.
Это может быть:
- увеличение объемов производства;
- неверно проведенный анализ производственной деятельности;
- неправильно проведенная инвентаризация.
Отчетность в Росприроднадзор за 2019 год: три главных вопроса
Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на согласованный срок в объектах размещения отходов.
- Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
- Юридический, почтовый, фактический адрес — с индексом.
- Фамилия, имя, отчество руководителя — полностью, с точным указанием должности.
- Основной вид деятельности организации.
- ИНН
- КПП
- ОГРН
- ОКПО
- ОКВЭД
- ОКАТО
- Телефон, факс, адрес электронной почты.
- Оригинал нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
- Заверенные копии справок о размещении (обезвреживании, использовании) отходов за отчетный год, контрольных талонов и справок-сверок, актов сдачи-приемки отходов, актов зачистки очистных сооружений, товарных накладных и т.п.
- Заверенные копии договоров на вывоз, размещение, обезвреживание, использование отходов, заверенные копии лицензий организаций-исполнителей.
- Копия плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (из ПНООЛР).
- Копии отчетов по расчету платы за отчетный период
Установлены требования к объектам обращения с отходами вблизи аэропортов
Правительство дополнило положение о приаэродромной территории нормами, посвященными размещению в шестой подзоне объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
Напомним, что шестая подзона выделяется по границам, установленным на удалении до 15 км от контрольной точки аэродрома (такая точка, является, как правило, геометрическим центром главной взлётно-посадочной полосы).
По общему правилу, с 2017 г. в шестой подзоне приаэродромной территории запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (в частности, мусорные свалки).[1]
При этом на момент введения соответствующего запрета в указанной зоне уже существовали мусорные свалки, владельцы которых продолжали их эксплуатацию, ссылаясь на то, что они не способствуют массовому скоплению птиц (критерии такого скопления отсутствовали в законе, поэтому выводы о скоплении птиц носили субъективный характер, а между владельцами свалок и властями возникали споры по данному вопросу[2]).
Теперь власти внесли большую определенность в данный вопрос, указав, что работа объектов обращения с отходами, которые зачастую привлекают птиц, разрешается при соблюдении определенных условий.
Нормативные акты по разработке ПНООЛР
- «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утв. приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703.
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
- Письмо Росприроднадзора от 09.10.2013 № 12-44/19533 «О направлении разъяснений по вопросу разработки ПНООЛР».
- Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов».
Срок и способы подачи технического отчета по обращению с отходами
Документ на продление ПНООЛР подается, как указано выше, в территориальный орган природоохранного ведомства по месту расположения объекта производства. Сделать это можно, передав пакет лично ответственному лицу органа Росприроднадзора или через почтовое отправление.
Отчет составляется в двух экземплярах на бумаге. Вместе с ним направляется заявление о продлении лимитов. Если оно удовлетворяется, на втором экземпляре в природоохранном ведомстве ставят соответствующую отметку. Этот документ обязательно сохраняется на предприятии.
Предусмотрен и способ подачи отчетность в электронном виде. Но в этом случае документ обязательно заверяется электронной подписью, которая оформляется в аккредитованных организациях.
Для справки! Продление нормативов не предусмотрено для предприятий, работающих в Байкальской природной зоне. Они обязаны подавать ежегодно ПНООЛР.
Перечень необходимых для разработки НООЛР документов
- Описание основных производственных процессов и технологическая схема производства
- Описание процессов, в результате которых образуются отходы
- Копии договоров на сбор, транспортирование, обработку, использование, обезвреживание и размещение всех образующихся видов отходов
- Копии лицензий на деятельность связанную с обращением с отходами
- Копии паспортов отходов I-IV классов опасности
- Копии протоколов биотестирования отходов V класса опасности
- Документы первичного учета образования и движения отходов
- Иные документы
Устали читать или нужна консультация? Позвоните нам (Москва), (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки. |
Экономическое стимулирование
Законодательство РФ предусматривает меры стимулирования субъектов предпринимательства, занимающихся обращением с отходами, к ним относятся:
- Снижение платы за негативное влияние на окружающую среду для фирм, внедряющих технологии для уменьшения количества отходов;
- Применение ускоренной амортизации основных средств, используемых для размещения отходов.
Для производителей упаковки и продукции, после порчи которой остаются биоразлагаемые отходы, правительство установило следующие виды экономической поддержки:
- Льготы по налогам;
- Льготы по экологическому сбору;
- Льготы по плате за НВОС;
- Финансовая поддержка от федерального и местного бюджетов.
ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИИ, РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ
Раньше такая отчетность называлась «Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства» и сдавалась ежегодно. До 1 января 2019 г. субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляли отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов.
Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория негативного воздействия.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 18:
- Объекты I категории должны устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение только в рамках комплексного экологического разрешения (КЭР)
- Объекты II категории дают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в рамках декларации ОВОС
- Объекты III категории представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК)
- Для объектов IV категории не устанавливаются НООЛР и не подается отчётность по отходам
Законодательное регулирование
Лимиты размещения отходов рассчитываются и проверяются на основании федерального законодательства. Конкретнее, правила и правовые основы прописаны в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Суть 11 статьи этого закона в том, что после получения лимитов на размещение отходов, организации и ИП обязаны отчитываться по установленной форму и продлевать лимит. А в случае изменения производственного процесса, сведения должны быть оперативно поданы в контролирующие органы для перерасчета.
Кроме того 11 статья содержит следующие положения:
- ИП и юр. лица должны своевременно разрабатывать нормативные проекты об образовании отходов, рассчитывать лимиты размещения(соблюдая законодательное ограничение) и способствовать государственному учету отходов, а также, по возможности, минимизировать накопление мусора.
- ИП и юридические лица обязуются при возможности внедрять малоотходные технологии, поддерживать инновационные экологические разработки.
- ИП и юридические лица должны регулярно проводить инвентаризацию не только отходов, но и объектов размещения, отправляя актуальные и полные сведения в надзорные органы.
Статья 18 этого закона содержит следующую информацию:
- ИП и юридические лица, которые тем или иным образом способствуют накоплению мусора в результате своей хоз. деятельности, обязаны разрабатывать проекты нормативов по образованию мусора, и рассчитывать лимит на размещение отходов.
- Субъекты малого и среднего бизнеса должны отправлять отчетность в органы исполнительной власти об образовании, хранении, транспортировке, обезвреживании или ином использовании отходов.
В соответствии с законодательством нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются на определенный срок и зависят от типа организации:
- организации, специализирующиеся на размещении отходов, получают согласование ПНООЛР на срок, равный сроку действия их лицензии на работу с отходами (а лицензия не ограничена по сроку действия, если только не изменились данные предприятия или действующие на нем технологические процессы – тогда ее придется переоформлять);
- организации, расположенные в Байкальской природной территории, оформляют ПНООЛР сроком на 1 год;
- прочие организации утверждают ПНООЛР сроком на 5 лет.
После окончания срока действия ПНООЛР разрабатывается и согласуется заново. Переоформление может потребоваться в случае изменения сведений о природопользователе или данных об объекте.
Календарный (таблица) план подачи экологической отчетности 2022-2023
1 квартал | |||
Наименование услуги | Сроки подачи | Стоимость | Примечание |
Постановка на государственный учет объекта НВОС | не позднее чем 6 мес. С момента ведения деятельности | от 15 000 руб. | |
Журнал движения отходов | до 10.01.23 | 4 000/год | Годовой журнал по итогам прошлого года, на основании №721 приказа |
Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 | до 10.01.23 | от 4 000 руб. | Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС |
Отчет 4-лс (для скважин) | до 20.01.2023 | от 6 000 руб. | при добыче подземных вод |
2-ТП водхоз | до 22.01.2023 | от 6 000 руб. | при пользовании водным объектом |
2 ТП воздух | до 22.01.2023 | от 6 000 руб. | 1/2/3 категории НВОС |
4-ОС | до 25.01.2023 | от 4 000 руб. | если затраты на экологию более 100 тыс./год |
2-ОС | до 25.01.2023 | от 6 000 руб. | 1-4 категории объектов при водопользовании |
2 ТП отходы | до 01.02.2023 | от 6 000 руб. | для всех субъектов деятельности |
Плата за НВОС | до 01.03.2023 | от 7 000 руб. | 1/2/3/ категория НВОС и без категории |
Подача декларация НВОС | до 10.03.2023 | 1/2/3/ категория НВОС и без категории | |
Отчет по форме 6.1 6.2 “Сведения по полученным результатам наблюдения за водным объектом” | до 15.03.2023 | от 6 000 руб. | 1/2/3/4 пользователи водных объектов |
Отчет по программе ПЭК | до 25.03.2023 | от 15 000 руб. | 1/2/3 категории НВОС |
Отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещения опасных отходов (для 3 категории НВОС) бывший МСП | до 25.03.2023 | по запросу | 3 категория |
Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух | 1 раз в год | по запросу | 3 категория |
2 квартал | |||
Декларация о количестве выпущенной продукции | до 01.04.2023 | от 15 000 руб. | для всех субъектов деятельности |
Отчет о выполнении нормативов утилизации | до 01.04.2023 | от 15 000 руб. | для всех субъектов деятельности |
Технический отчет о неизменности производственных процессов | в течении 10 дней после окончания действия старого отчета | от 7 000 руб. | |
Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 | до 10.04.2023 | от 4 000 руб. | Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС |
Журнал движения отходов 1 квартал | до 10.04.2023 | 4 000/год | на основании №721 приказа |
Расчет и оплата экологического сбора | до 15.04.2023 | от 5 000 руб. | для всех субъектов деятельности |
Авансовая плата за негативное воздействие за 1 квартал | до 20.04.2023 | от 6 000 руб. | 1/2/3 категория НВОС (бюджет и крупный бизнес) |
Кадастр отхода | до 20 числа от прошлого квартала | от 5 000 руб. | |
3 квартал | |||
Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 | до 10.07.2023 | от 4 000 руб. | Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС |
Журнал движения отходов 2 квартал | до 10.07.2023 | 4 000/год | на основании №721 приказа |
Авансовая плата за негативное воздействие за 2 квартал | до 20 числа от прошлого квартала | от 6 000 руб. | 1/2/3 категория НВОС (бюджет и крупный бизнес) |
Кадастр отхода | до 20 числа от прошлого квартала | от 5 000 руб. | |
4 квартал | |||
Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 | до 10.07.2023 | от 4 000 руб. | Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС |
Журнал движения отходов 3 квартал | до 10.07.2023 | 4 000/год | на основании №721 приказа |
Авансовая плата за негативное воздействие за 3 квартал | до 20 числа от прошлого квартала | от 6 000 руб. | 1/2/3 категория НВОС (бюджет и крупный бизнес) |
Кадастр отхода | до 20 числа от прошлого квартала | от 5 000 руб. |
Технический отчет по обращению с отходами 2022-2023
Под обязательную подачу этой отчетности попадают объекты I и II категорий НВОС. Технический отчет нужно разрабатывать исходя из НООЛР компании. В п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ пояснена необходимость получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов I категории и подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы являются неотъемлемой частью КЭР.
Объектам II категории необходимо представить технический отчёт на основании декларации НВОС не позднее окончания срока действия полученной ранее разрешительной документации.
В случае получения разрешительных документов до 2019, допускается подать заявку на КЭР или декларацию НВОС до окончания срока действия этих разрешений. Полученные ранее документы будут действительны до получения КЭР или подачи декларации НВОС в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ.
В настоящее время НООЛР утверждают на 5 лет, если объект НВОС ежегодно представляет технический отчет. Сроки подачи отчета – ежегодно с даты утверждения нормативов в течении 10 дней. Если документ в рамках экологической отчетности будет сдан не вовремя, то плату будут взимать за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Обратите внимание! При отсутствии категории объекта НВОС у организации, разработка НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Декларация о количестве выпущенных готовых товаров и упаковки 2023 (Экологический сбор)
Производители и импортеры товаров (куда входит и упаковка), которые возможно утилизировать после утраты ими потребительских свойств, должны ежегодно сдавать декларацию о количестве выпущенных готовых товаров и упаковки, отчетность о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, а также оплачивать экологический сбор. Информация в декларации и отчетности указывается за предыдущий 2020 год. Сумма экологического сбора считается по каждой группе товаров и по нормативу утилизации.
Однако, оплачивают экологический сбор только те компании, которые производят или импортируют товары, включенные в перечень товаров, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р.
Сроки подачи отчетности – не позднее 1 апреля. Документы можно подать через «Личный кабинет природопользователя» в электронном виде. Срок внесения платежа по экологическому сбору – 15 апреля 2023 года.
Как заполнить ЖДО в Экстерне
Электронный журнал учета движения и образования отходов можно вести в Экстерне. Это поможет существенно сократить время на заполнение:
- Реквизиты на титульном листе заполняются автоматически;
- Справочник контрагентов, договоров и лицензий, из которого можно выбирать нужные данные для основной части отчета;
- Перенос данных из квартала в квартал, если в течение года данные меняются незначительно;
- Автоматическое заполнение таблицы «Обращение с отходами» данными из таблиц о переданных и полученных отходах;
- Годовой журнал заполнять вручную не нужно — Экстерн перенесет данные из квартальных таблиц.