Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды инвалидности в России: классификация, степени и условия получения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (бюро медико-социальной экспертизы) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.
В Российской Федерации создана следующая структура бюро медико-социальной экспертизы:
1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы — общероссийское бюро осуществляющее контроль за деятельностью региональных бюро. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения региональных бюро. Имеет полномочия отменять решения региональных бюро.
2. Главное бюро медико-социальной экспертизы-бюро медико-социальной экспертизы соответствующего субъекта Российской Федерации. имеет филиалы — бюро городов и районов соответствующего региона. осуществляет контроль за деятельностью филиалов. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения филиалов. Имеет полномочия отменять решения филиалов.
3. Бюро медико-социальной экспертизы — филиалы главного бюро, расположены в районах и городах соответствующего субъекта. Являются первичным звеном медико-социальной экспертизы.
В соответствии с действующим законодательством на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:
1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Кто направляет на медико-социальную экспертизу?
Где искать требования
Процесс оформления инвалидности описан в Постановлении Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом».
В этом документе перечислена совокупность необходимых условий для признания гражданина инвалидом :
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Оформление группы инвалидности: в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма гражданину может быть установлена I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на два года, остальные – на один год. До 18 лет присваивается категория «ребенок-инвалид». В некоторых случаях группа инвалидности присваивается на весь срок жизни, без переосвидетельствования, это делается в тех ситуациях, где невозможна корректировка состояния и очевидно, что здоровье человека не изменится в лучшую сторону с течением времени.
При присвоении инвалидности указывается ее причина:
- Общее заболевание.
- Трудовое увечье.
- Профессиональное заболевание.
- Инвалидность с детства.
- Военная травма.
- Заболевание, полученное в период военной службы.
- Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
- И другие причины, полный список вы сможете найти в Постановлении Правительства, упомянутом выше.
Нововведения по присвоению инвалидности в 2021 году
Правительство РФ 29 ноября зафиксировало в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» определённые изменения. Например, с текущего года лица с ОВЗ смогут оформлять группу, не подавая документы в МСЭ. То есть потенциальные инвалиды освобождаются от обязанности собирать и отправлять необходимые бумаги. Теперь эти задачи возложены на администрацию медицинских учреждений.
- Нововведения инициированы Министерством труда, глава которого, Максим Топилин, высказался следующим образом:
- «Мы предлагаем упростить получение инвалидами госуслуг, которые сейчас требуют личного предоставления инвалидом ряда документов в соответствующий орган — прежде всего, справки, подтверждающей инвалидность… В случае принятия законопроекта эти документы в бумажном виде предоставлять лично не потребуется: госорганы будут получать необходимые данные из Федерального реестра инвалидов».
- Кроме того, представители власти анонсировали следующие изменения:
- — частичное исключение определения «инвалид», вместе с которым теперь будут применять термин, призванный более точно отобразить политику страны по отношению к лицам с ОВЗ;
- — перевод документов, на основе которых дают инвалидность, в цифровой формат;
- — упрощение документа, который является основным при назначении группы инвалидности — имеется в виду форма №088/у-06;
- — внедрение индивидуального списка медицинских обследований по каждому заболеванию во избежание разночтений при оформлении статуса;
- — расширение перечня болезней, на фоне которых можно получить инвалидность бессрочно.
Нововведения наряду с упрощением процесса оформления инвалидности должны повысить доступность госуслуг. Например, больше не требуется проходить очередное освидетельствование или отдавать документы в бюро МСЭ для получения путёвки в санаторий и средств реабилитации.
Напомним, что в 2018 году уже были приняты некоторые законы, призванные упростить жизнь людей с ОВЗ. В частности, начал действовать список ситуаций, позволяющих при обращении в экспертное бюро установить бессрочную инвалидность. Также гражданам РФ дали возможность не дожидаться пересмотра сроков и группы для внесения изменений в программу реабилитации и абилитации.
- Отметим, что принятие и реализация перечисленных инициатив контролируются Президентом страны, который после встречи с представителями помогающих инвалидам организаций, а также с самими инвалидами, поставил перед правительством задачи:
- — развивать центры реабилитации;
- — улучшать системы контроля в МСЭ;
- — повышать занятость людей с ОВЗ.
- В 2019-2021 годах планируется осуществить перевод документов из бумажного формата в электронный.
Получение ДЕМО (дополнительное ежемесячное материальное обеспечение)
Выплату ввели на территории РФ с 60-летним юбилеем победы в ВОВ, поэтому на ее получение могут рассчитывать только участники боевых действий. Дополнительно 1000 рублей могут получить следующие категории населения:
- участники ВОВ и инвалиды, принимавшие участие в ВОВ;
- инвалиды, получившие военную травму;
- пленники концлагерей, которые не достигли 18-летнего возраста на момент нахождения в плену;
Получить выплату в размере 500 рублей могут:
- вдовы погибших граждан ВОВ и инвалидов;
- инвалиды, которые несли военную службу в ВОВ и не были участниками боевых действий;
- пленники лагерей совершеннолетнего возраста;
- лица со статусом жителей блокады Ленинграда.
Инвалидность – распространенное явление, с которым сталкиваются многие люди на своем жизненном пути. Она является результатом взаимодействия между определенными состояниями здоровья (деменция, слепота, травма спинного мозга и т. д.) и рядом факторов среды и индивидуальных факторов. В настоящее время, согласно оценкам, значительными ограничениями возможностей здоровья страдают 1,3 миллиарда человек, или 16% мирового населения. Повышение распространенности неинфекционных заболеваний и старение населения ведут к увеличению их численности. Люди с инвалидностью представляют собой разнообразную группу населения, на жизненный опыт и медико-санитарные потребности которых влияют такие факторы, как пол, возраст, гендерная идентичность, сексуальная ориентация, религиозная, расовая и этническая принадлежность, а также экономическое положение. По сравнению с остальной массой населения люди с инвалидностью раньше умирают, имеют худшие показатели здоровья и сталкиваются с большими ограничениями в повседневной деятельности.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы утвержден приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной Услуги по проведению медико-социальной экспертизы»
При установлении группы инвалидности члены комиссии (МСЭК) учитывают следующие параметры:
- способность или неспособность к самообслуживанию;
- степень зависимости от других лиц для осуществления жизнедеятельности;
- способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств.
Критерии установления инвалидности для граждан РФ
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, утверждены приказом Минтруда России от 17.12.2015г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
К основным видам стойких нарушений функций организма человека относятся:
- нарушение психических функций;
- расстройство языкового и речевого аппарата;
- нарушение сенсорных функций – зрения, слуха, обоняния, осязания и других;
- нарушение нейромышечных, скелетных и других функций, связанных с движением человека;
- расстройство функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, иммунной, мочевыделительной, кроветворной систем человеческого организма;
- нарушения, обусловленные внешним физическим уродством.
- Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.
- Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:
- I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 %;
- II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 %;
- III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 %;
- IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 %.
- Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
- Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.
Головному мозгу для функционирования требуется непрерывный приток крови, содержащей кислород и питательные вещества. Клетки этого органа, называемые нейронами, не способны накапливать кислород и работать автономно, поэтому даже кратковременное прекращение кровотока приводит к тяжелым последствиям. Мозговая ишемия сопровождается неблагоприятными метаболическими изменениями в тканях и прекращением ее специфической деятельности. Если не восстановить церебральное кровообращение вовремя, нейроны умирают. Поскольку клетки центральной нервной системы практически не восстанавливаются, развивающиеся осложнения обычно необратимы.
Ишемический инсульт представляет собой распространенное сердечно-сосудистое заболевание, характеризующееся частичным или полным прекращением поступления крови в определенный отдел головного мозга. Он часто вызван тромбоэмболией или спазмом артерии. Такая форма ОНМК чаще диагностируется у мужчин и женщин старше 60 лет, страдающих от атеросклероза, нарушение липидного профиля крови, сахарного диабета и других видов предрасположенности к сосудистой катастрофе. Геморрагический инсульт, при котором происходит разрыв артерии с формированием внутримозговой гематомы, считается более опасным состоянием. Наблюдается сдавливание клеток с явлением ишемии.
Поскольку клеточная смерть наступает за несколько часов или даже минут с момента прекращения кровообращения, полностью предотвратить появление необратимых осложнений не получится. Единственное, что может сделать больной в этом случае — как можно быстрее вызвать скорую помощь для госпитализации в профильный стационар и оказания помощи. Практика показывает, что инвалидность после инсульта наступает гораздо реже при своевременном купировании патологии. В больницах есть все необходимое для восстановления тока крови и предотвращения дальнейшего поражения ЦНС.
Какую группу инвалидности дают после инсульта
Социальные льготы, размер пособия и другие нюансы напрямую зависят от того, какую инвалидность человек получит после инсульта. Для уточнения этого вопроса следует проконсультироваться у лечащего врача и собрать комиссию.
Возможные варианты:
- 3 группа. Ее получит пострадавший с постоянными расстройствами средней тяжести, наблюдающими на протяжении хотя бы трех-четырех месяцев. Способность к самостоятельному передвижению сохранена. Могут быть умеренные речевые, пространственные и двигательные нарушения. Появляются ограниченные, связанные с вождением или выполнением определенных профессиональных обязанностей.
- 2 группа. Ее оформляют в случае, если были диагностированы и подтверждены серьезные осложнения заболевания, сохраняющиеся на протяжении длительного периода времени. Например, при параличе, непроизвольном мочеиспускании или опорожнении, невозможности ходить и говорить.
- 1 группа. Ее присваивают пациентам с тяжелыми негативными последствиями после нарушения мозгового кровообращения. Это неспособность передвигаться без посторонней помощи, неумение обслуживать свои основные потребности в быту, значительные когнитивные и психоэмоциональные нарушения. Человеку необходима постоянная помощь из-за лежачего или полусознательного положения.
Перечень заболеваний для каждой группы
При 1 группе нарушения по здоровью наиболее стойкие и явные. Наблюдаются значительные ограничения. О присвоении данной категории речь идёт, если диагностируются:
— ампутация (частичная или полная);
— злокачественные опухоли с множеством метастаз;
— тяжёлая степень недостаточности кровообращения;
— поражение ЦНС, вызвавшее частые эпиприпадки, паралич тела;
— необратимые проблемы в работе органов или последствия травмы;
— сумеречное сознание, слабоумие, прогрессирующая шизофрения и другие аномалии;
— заболевание, приведшее к потере голоса, зрения, слуха, а также прогрессирующий туберкулёз (последняя стадия).
Поводом для присвоения 2 группы являются также явные проблемы, связанные с:
— циррозом лёгких и печени;
— удалением раковых опухолей;
— язвой желудка в тяжёлой форме;
— недугами спинного мозга (параличом);
— поражениями миокарда или мышцы сердца, сбоем в кровотоке;
— влияющими на интеллект инфекциями, травмами и атеросклерозом мозга;
— хирургическим вмешательством в работу внутренних органов, их целостность и тд.
Что касается 3 группы, здесь имеют место болезни, при которых несмотря на ограничения можно вести самостоятельную жизнь, работать. Специалисты дают инвалидам эту группу, если сталкиваются с:
— аномалиями сосудов и сердца;
— дисфункцией опорно-двигательного аппарата.
Несовершеннолетние льготники обычно рассматриваются как особая категория инвалидов. Многие из детей имеют отклонения в развитии, то есть им трудно общаться, обучаться, контролировать поведение и пр. В будущем некоторые из них, однако, могут работать и находят себя в жизни.
Как бы там ни было, специалисты МСЭ могут рекомендовать в отношении детей-инвалидов:
— реализацию комплекса мер по реабилитации;
— размещение в специнтернатах, санаториях и пр;
— предоставление дополнительного мед. оборудования.
Детям с ограниченными возможностями нужен опекун. Также государство выделяет им пенсионное пособие с льготами. Примечательно, что с 18 лет ребёнок-инвалид, оставшийся без попечения родителей, либо сирота из интерната, может претендовать на внеочередное жильё.
Людей старше 60 лет относят к группе взрослых инвалидов. Дополнительно полную или частичную нетрудоспособность классифицируют по следующим признакам:
-
причина (инвалиды труда, войны или боевых действий, детства, общего заболевания);
-
вид нарушения (психические расстройства, дисфункции систем организма, органов чувств, опорно-двигательного аппарата);
-
степень утраты способности к передвижению (мобильные, маломобильные, неподвижные);
-
уровень ограничения возможности выполнения трудовых задач (I, II, III группа).
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Существует несколько учебных планов на основе Стандарта. Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании.
Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.
Несовершеннолетние льготники обычно рассматриваются как особая категория инвалидов. Многие из детей имеют отклонения в развитии, то есть им трудно общаться, обучаться, контролировать поведение и пр. В будущем некоторые из них, однако, могут работать и находят себя в жизни.
Как бы там ни было, специалисты МСЭ могут рекомендовать в отношении детей-инвалидов:
— надомное обучение;
— реализацию комплекса мер по реабилитации;
— размещение в специнтернатах, санаториях и пр;
— предоставление дополнительного мед. оборудования.
Детям с ограниченными возможностями нужен опекун. Также государство выделяет им пенсионное пособие с льготами. Примечательно, что с 18 лет ребёнок-инвалид, оставшийся без попечения родителей, либо сирота из интерната, может претендовать на внеочередное жильё.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.