Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Клевета на учителя: что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Некоторые люди могли бы долгое время не замечать вопросы, которые связаны с необоснованными слухами, а также словесными нападками и не уделять клевете необходимого внимания, понимая, что это временное явление.
Не врать и не бояться: как работают законы о клевете и оскорблении в России
- консультации по уголовному праву;
- защита на стадии проверки о совершении преступления;
- оказание правовой помощи свидетелю;
- оперативный выезд на место задержания и допроса в качестве подозреваемого / обвиняемого;
- защита на стадии задержания;
- защита при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- защита на предварительном следствии (защита интересов подозреваемого / обвиняемого на протяжении всего предварительного следствия, в ходе проведения допросов, очных ставок, следственных экспериментов, опознания и иных следственных дейтствий); посещение обвиняемого в СИЗО; подготовка и заявление различных ходатайств; обжалование избранной меры пресечения; выработка определённой линии и тактики защиты на стадии предварительного следствия; сбор различного материала, характеризующего личность обвиняемого; сбор доказательств по делу; ознакомление с материалами уголовного дела);
- изучение материалов дела, помощь в сборе доказательств;
- защита в суде на всех этапах ведения дела;
- защита в судах общей юрисдикции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (защита интересов в ходе всех судебных заседаний; подготовка и заявление различного рода ходатайств; выработка определённой линии, тактики защиты на стадии судебного разбирательства);
- обжалование приговора;
- сопровождение процедур снятия судимости и условно-досрочного освобождения;
- защита интересов потерпевшего на любой стадии уголовного процесса.
Раньше статус адвоката давал преимущество на рынке, говорит Зазулин: «Частные клиенты обращались к адвокатам охотнее и чаще, чем к другим юристам. Подразумевая, вероятно, что статус означает большую квалифицированность, опыт и контроль со стороны государства за качеством услуг». Сейчас, по словам эксперта, ситуация изменилась. Люди полагаются не на статус, а на репутацию юриста, публичные рейтинги и отзывы в интернете.
Большинству клиентов все равно, представляет их юрист или адвокат, подтверждает Коршунов. Но добавляет, что «в плане конфиденциальности» адвокатам доверяют больше. Гришин считает «маркетинговую составляющую» основным плюсом статуса: как говорят некоторые клиенты, «звучит солиднее». Сам юрист уверен, что статус не гарантирует высокий профессионализм и порядочность. И вспоминает историю Пашаева.
В договоре на оказание юридической помощи адвоката нет НДС, напоминает Радченко. Отсутствие этого налога может стать лишним аргументом для того, чтобы предпочесть адвоката, а не юриста без статуса, соглашается Коршунов. Без адвокатской монополии для юристов-инхаусов или сотрудников юрфирм адвокатский статус практически не дает дополнительных преимуществ, резюмирует Зазулин: «Скорее есть дополнительные проблемы от риска привлечения к дисциплинарной ответственности до необходимости сдавать отчетность и платить взносы в коллегию».
Жалоба порой остается единственным инструментом привлечения внимания соответствующих органов к конфликту. Обычно родители сначала пытаются в устной беседе с директором разрешить ситуацию, предъявив претензии и потребовав участия. Потому что и без бумажной волокиты семье, особенно ребенку, разбирательства несут стресс и тревогу. И если для разрешения проблемы достаточно разговора, тем лучше.
Но когда родителей не устраивает отношение к конфликту со стороны администрации школы, остается лишь писать жалобу. Иногда к ее составлению приступают мамы и папы, не пытаясь решить вопрос иначе. Впрочем, есть ряд ситуаций, при которых «извините, больше не повторится» — не уместно и нужно вмешательство департамента образования или даже прокуратуры.
К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.
Ситуацию может усугублять и сам родитель – «это просто школьный конфликт, ребенок должен решить его сам, если я вмешаюсь, будет только хуже» или же «есть учитель, пусть он и разбирается». К чему все это в итоге может привести подробно расскажет детский психолог.
Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:
- Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
- Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
- Резко ухудшилась успеваемость.
- Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
- Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.
В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.
Вообще, любые изменения в поведении ребенка не должны оставаться без внимания родителей. Чем раньше будет обнаружена проблема и предприняты меры для ее устранения, тем лучше.
Некоторые «школьные» проблемы могут иметь очевидные отсылки к законодательным актам, к Конституции в частности, или административным документам системы образования.
В каких случаях нужно писать жалобу на учителя:
- если вашего ребенка преследуют из-за вероисповедания или национальности – любое проявление дискриминации;
- если школьника заставляют посещать определенные конфессионально направленные уроки, например, в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики»;
- при публичном обсуждении убеждений ребенка и его действий, которое повлекло моральный вред и ущерб психическому здоровью;
- если ребенка вынуждают заниматься физкультурой, когда есть врачебные рекомендации об ограничении физических нагрузок и др. ситуации, в которых не соблюдаются принципы охраны здоровья;
- когда ребенка не допускают к урокам или удаляют с занятий (неоказание образовательных услуг – очень грубое нарушение, при условии, если ученик не угрожает безопасности других детей; на хулиганские выходки учитель может реагировать через администрацию школы; внешний вид, отсутствие выполненного домашнего задания и подобные тому причины не являются основаниями для удаления с урока);
- при предвзятом отношении и завышенных требованиях, отличающихся от применяемых ко всем остальным детям в классе;
- если ребенку занижают оценки;
- при оскорблениях, унижениях и проявлениях насилия.
Может ли учитель подать в суд за клевету родителей ученика
Если ничего из этого не помогает, то придется идти на крайние меры, т.е. подавать заявление (как правило, в таких случаях оно имеет статус встречного на обвинение против вас) в органы управления образовательными учреждениями или в специальную комиссию по урегулированию спорных ситуаций. От родителей В общем и целом, советы по такой защите будут аналогичны советам из предыдущего раздела. То же самое касается и нормативных документов. Рассмотрим пример: мама ученика обвиняет учителя в том, что последний вредит психике ребенка путем замечаний на уроках и выставления ему негативных оценок за письменные работы. Первое, что следует предъявить такой родительнице – это 44 статью Закона Об образовании. Именно там записано, что родители должны соблюдать все правила внутреннего школьного распорядка, а также уважать честь и достоинство педагогических работников.
Как защитить учителя от клеветы и подать ответный иск?
На днях на одном очень популярном социальном сайте обнаружила своючитать ответы (2) Теги: Способы защиты гражданских прав Размер компенсации морального вреда Сведения не соответствующие действительности Учителя рассказал всей группе что у меня якобы трепак, а на самом деле у меня подозрение на рак шейки матки. Позвонила матери и сказала, что рассказываю всей группе о том что у меня трипак.читать ответы (1) Теги: Выиграть суд Суд Документы У меня сложилась такая ситуация: я работаю учителем истории и обществознания. На одном из уроков (по планучитать ответы (1) Теги: Политические партии Сотрудники полиции Избирательное право У меня такой вопрос.
Родительница ученицы 2 класса обвиняет учителя в том, что она орет, обзывает и применяет физ. силу в отношении учеников.
Что является клеветой на учителя или преподавателя?
Согласно конституционным правилам под понятием «клевета» необходимо понимать распространение искаженных или неправдивых сведений об учителе, которые ставят под угрозу, его честь и достоинство.
Практически каждый человек имеет право на неприкосновенность собственной личной жизни, свои семейные тайны, и на их защиту.
Другими словами, если мирные методы не помогают разрешить эту ситуацию, то можно подойти к решению проблемы куда более жестко.
Клевета на учителя способна опорочить честь и достоинство и негативно повлиять на репутацию. Само понятие «клевета» включает распространение ложной информации, порочащую честь и достоинство, а также подрыв репутации. С клеветой может повстречаться любой гражданин, а то, как влияет клевета на достоинство и честь зависит от качеств личности.
Как относиться к клевете?
Некоторые люди могли бы долгое время не замечать вопросы, которые связаны с необоснованными слухами, а также словесными нападками и не уделять клевете необходимого внимания, понимая, что это временное явление.
Вместе с тем, слухи – это порождение клеветы, и они имеют способность нарастать, а значит, меры для спасения доброго имени нужно принимать без всякого промедления.
Часть людей, часто ошибается, думая, что слухи всего лишь скрытая и не совсем явная информация, которой они не владеют, в достаточной степени, что дает необходимость им открыто заявлять о существующей проблеме. Важно отдавать отчет в том, что вовлеченные в это люди, могут отрицательно повлиять на карьеру и привести к отрицательным последствиям.
Само понятие «клевета» включает распространение ложной информации, порочащую честь и достоинство, а также подрыв репутации. С клеветой может повстречаться любой гражданин, а то, как влияет клевета на достоинство и честь зависит от качеств личности. Как учителю защититься? Особенный правовой статус учителя должен быть обеспечен безупречной репутацией не только в коллективе, но также и в глазах учеников. По этой причине всякие порочащие сведения способны существенно подпортить взаимоотношения с подопечными или подорвать авторитет. Как правило, к распространениям подобных сведений причастны родители учеников, которые недовольны отношением к собственному ребенку. Доказать клевету сложно. Однако нет ничего невозможного. Действовать нужно аккуратно и тихо, попросив предъявить факты, доказывающие, что источником распространения неверной информации стали именно вы.
Что такое личное оскорбление
Для начала немного теории. Что такое личное оскорбление? Это действия одного лица по отношению к другому, которые унижают человека, оскорбляют его честь и достоинство.
Оскорбление может выражаться устно. То есть это разные обидные слова и фразы, нецензурная лексика. Также личное оскорбление может выражаться в виде непристойных жестов, пощечин и плевков. Оскорбление может быть как личным, то есть с глазу на глаз, а может быть публичным, когда есть свидетели нанесенного унижения.
В настоящее время за личное оскорбление можно привлечь виновного к административной ответственности. Наказанием в этом случае будет штраф. Но это все применимо к взрослым, совершеннолетним гражданам. Если говорить о школе, то по закону вполне можно привлечь к ответственности учителя за оскорбление ученика. Можно легко найти родителей, которые пользовались этим правом.
При появлении первых «симптомов» распространения клеветнических сведений о вас, необходимо незамедлительно начать бороться с этим. Однако нужно знать, какими методами можно давать отпор клевете на работе, а какими нельзя. В борьбе с ней лучше не использовать принцип «клин клином вышибают», т.е. не применять те же способы, которыми распространяются ложные сведения о вас. Самыми распространенными из них являются – обсуждение в курилке, в столовой во время обеда.
Первое, что нужно знать – клевета не терпит открытости, и чем раньше жертва начнет вести открытое сопротивление законными способами, тем легче и быстрее разрешится проблема. О том, что делать при клевета работника на работодателя и наоборот, читайте ниже.
Итак, клевета на работе: что делать и как бороться? Руководство к действию:
- Шаг 1. Оповестить начальство или менеджера по персоналу. Лучше сделать это в письменной форме – путем написания служебной докладной, в которой изложить суть дела. Если начальник или менеджер имеет опыт в этом вопросе, то он знает, что предпринять для пресечения распространения клеветы, и как усмирить клеветника.
- Шаг 2. Действовать самостоятельно – только в том случае, если нет помощи от непосредственного или вышестоящего начальства. Для этого необходимо знать, что закон стоит на вашей стороне. В первую очередь необходимо попробовать урегулировать проблему мирным способом, а в случае, если ничего не помогает – использовать правовые способы защиты.
Компенсацию морального вреда
Но помимо предусмотренного законом наказания, с обидчика можно потребовать и компенсацию за причинение морального урона. Для этого вы обязательно должны подать иск в мировой суд, а основное заявление направить в отделение полиции по месту распространения наговора. Моральный ущерб за клевету в сумме определяется самим истцом и указываться в отдельном от клеветы заявлении.
Действительно добиться положительного результата и вернуть себе моральный ущерб за клевету в 80% из 100% удастся тому истцу, который сумеет правильно и точно составить обращение. В иске опороченное лицо должно предоставить максимум доказательств о нанесенном вреде своему здоровью, психике или уроне репутации, а еще предстоит собрать неопровержимые факты, которые могли бы это подтвердить. Но идеальный вариант – это свидетельские показания на суде хотя бы 1 человека, который мог бы подтвердить представленные вами факты. Чем больше доводов будет собрано, тем выше вероятность вашего успеха.
Обращение в Министерство образования
Основаниями для жалобы в Министерство образования чаще всего становятся обстоятельства, при которых директор школы не может (или не хочет) принимать меры по урегулированию конфликта. Затяжные неразрешенные ситуации, когда родители безрезультатно просят помощи у руководителя образовательной организации, практически всегда приводят к тому, что жалоба адресуется вышестоящим организациям:
В Министерство образования
Волгоречной области
Министру образования Васильеву М.О.
От родителей учеников
МБОУ средняя общеобразовательной школы № 1
(ФИО каждого родителя, адрес, телефон, электронная почта)
Коллективная жалоба на учителя
Уважаемый Максим Олегович!
Мы, родители учеников 4 «А» класса МБОУ средней общеобразовательной школы № 1, обращаемся к Вам с просьбой о помощи по разрешению конфликта с преподавателем русского языка Родиной Алевтины Александровны. Данный учитель работает в школе второй месяц, в классе наших детей – с 01.03.2021 года.
По нашим обращениям к директору никаких мер принято не было. Никого из родителей на беседы не вызывали, причины нашего недовольства не выяснялись. Объяснительной с учителя не отбиралось.
Наши дети отказываются посещать школу, если в этот день по расписанию «русский язык». Преподаватель Родина А.А. назначает провинившимся ученикам наказание – на протяжении всего урока стоять на одной ноге, при этом она всегда кричит, бьет учеников линейкой, если почерк ее не устраивает. Кроме того, задание, которое данный учитель присылает в он-лайн дневник, содержат ошибки. Мы возмущены, как учитель русского языка, недавно окончивший институт, допускает безграмотность и элементарные ошибки в тексте.
Мы убеждены, что никаких знаний Родина А.А. нашим детям не даст. Близятся переводные экзамены в 5-й класс, но уже сейчас мы видим, что подготовка на низком уровне. До того, как написать жалобу на учителя в департамент образования, мы неоднократно обращались к директору школы Левиной П.О., но результатов это не принесло.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом РФ «Об образовании»,
ПРОСИМ:
Организовать и провести тщательную проверку соответствия занимаемой должности учителя русского языка МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 Родиной А.А. по фактам, отраженным нами в настоящей жалобе.
Провести проверку полноты и законности принятых директором МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 Левиной П.О. по фактам обращения к ней родителей класса 4 «а» школы № 1.
Принять в отношении учителя Родиной А.А. и директора школы №1 Левиной П.О. дисциплинарные меры.
Уведомить каждого из родителей детей 4 «а» класса МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 о результатах проверок и принятых мерах (на электронную почту).
Родители 4 «а» класса МБОУ средней общеобразовательной школы № 1, число, подписи.
Коллективные жалобы всегда вызывают повышенный резонанс и не остаются без внимания.
Вопрос:
Могут ли сменить учителя или уволить директора?
При наличии грубых нарушений этики, незаконных методах обращения с детьми дисциплинарное взыскание может быть и в виде увольнения.
Доказательства невиновности
Доказательств правоты потерпевшего гарантируют успешное решение проблемы
Теперь обсудим, какие доводы убедят суд в правоте истца.
Такие дела предполагают индивидуальное решение проблемы, которое определяется характером слухов.
Если сплетни направлены на дискредитацию здоровья потерпевшего сотрудника, тут уместным доказательством становится медицинское заключение об истинном положении вещей.
Когда речь идет о несоответствии человека занимаемой должности, в собственную пользу истец приводит внутренние бумаги компании, где указаны конкретные обязанности и документацию с показателями результатов работы.
Причем весомым доводом здесь считаются свидетельские показания коллег.
Однако в случаях, когда распространитель слухов не осознавал, что разносит ложные сведения, суд исключает уголовную ответственность такого лица. Что делать, если обвиняют в мошенничестве, читайте в этом материале.
В эпоху Интернета, как часто можно увидеть оскорбительные выражения, комментарии в Интернете, в соцсетях, когда пользователи высказывают свое мнение, оскорбляют других лиц, мнение которых не совпадает с их мнением.
А можно ли привлечь к ответственности за оскорбление в Интернете, в соцсетях? Это достаточно сложно. Необходимо установить, что оскорбление было совершено конкретным лицом, что именно это лицо написало гадости в Интернете и т.д. Если же не будет установлено достоверно, что конкретный пользователь писал оскорбительные слова, то привлечение к ответственности для него будет маловероятным.
ВАЖНО: также стоит помнить, что иногда страницы создаются под вымышленными именами, используются чужие фото, создаются страницы дублеры.
Как относиться к клевете?
Некоторые люди могли бы долгое время не замечать вопросы, которые связаны с необоснованными слухами, а также словесными нападками и не уделять клевете необходимого внимания, понимая, что это временное явление.
Вместе с тем, слухи – это порождение клеветы, и они имеют способность нарастать, а значит, меры для спасения доброго имени нужно принимать без всякого промедления.
Часть людей, часто ошибается, думая, что слухи всего лишь скрытая и не совсем явная информация, которой они не владеют, в достаточной степени, что дает необходимость им открыто заявлять о существующей проблеме. Важно отдавать отчет в том, что вовлеченные в это люди, могут отрицательно повлиять на карьеру и привести к отрицательным последствиям.
«Родительский терроризм»: родители кричат, угрожают, выражаются нецензурно. Кто защитит педагогов?
«Родительский терроризм» схож с понятием «потребительский терроризм» — явлением, когда клиенты, вооружившись законами, злоупотребляют своими правами: пишут жалобы, обращаются в суд. Отличие от добросовестного клиента в том, что жалобы и претензии добросовестного клиента имеют реальную основу, а не надуманы. Есть еще понятие «добросовестно заблуждающегося», который считает нарушенными свои мнимые права. Настоящий же «потребительский террорист» действует осознанно, пытаясь получить компенсацию, бонусы, выплаты. Мы добавим, что родитель-«террорист» некорректно себя ведет: повышает голос, оскорбляет, угрожает.
В мае 2021 г. мы провели опрос пользователей сайта, в котором получили 142 ответа о характере жалоб родителей на учителей и школу. Всего 9% ответивших с жалобами родителей в своей практике не сталкивались, но в 35 случаях родители высказывали жалобы грубо, нагло, не уважая человеческое и профессиональное достоинство педагога.
Обращение родителей сопровождались угрозами:
- жалоб в вышестоящие инстанции — 88 случаев из 114;
- применить физическую расправу — 5 случаев.
Среди 114 случаев конфликтов с родителями встречи сопровождались:
- криками и истерикой родителей — 62 случая;
- нецензурной лексикой — 27 случаев;
- хлопанием дверями — 48 случаев.
В двух случаях при диалоге педагог-родитель родители поднимали руку на педагога или портили вещи.
Камеры видеонаблюдения, на которые возлагались большие надежды, помогают не всегда: «Родители в школе стали жаловаться очень часто. Иногда настолько надуманные претензии, что просто диву даешься. Ребенок сочинил историю о том, как в столовой подрались мальчики, кровь лилась рекой, вызывали скорую, милицию, чуть ли не МЧС. Родители в ужасе прибежали в школу. Учительница удивилась такому происшествию, о котором никому неизвестно, показала им видеозапись, где четко видно, что ребенок сидит и ест за столом, учительница стоит рядом, все — как обычно. Папа стал настаивать на том, чтобы ему показали записи за предыдущие дни. Показали. Ушли неудовлетворенные со словами: «Наш ребенок нам не врет. Вы бы лучше признались…». Учительница развела руками — не смогла убедить. А потом от обиды плакала весь вечер».
По данным опрошенных, в 32 случаях родители обращались с жалобой устно к представителю администрации (завучу, директору), 63 человека обратились лично к педагогу, 12 родителей писали жалобы в школу и 12 человек писали жалобы в вышестоящие инстанции.
Большая часть жалоб связана с:
- неудовлетворенностью выставленной оценкой («почему снизили оценку»);
- требованиями выполнения домашних заданий, чтения («слишком много/мало задают»);
- частотой и качеством опроса («моего ребенка не спрашивают»);
- пересадкой на другую парту («посадите моего ребенка за первую парту»);
- отсутствием индивидуального подхода к ребенку («вы не любите моего ребенка»);
- задержкой ребенка после уроков для занятий с ним;
- замечаниями учителя к ребенку (об отсутствии, опоздании и проч.);
- высоким темпом урока («мой ребенок не успевает, вы должны дополнительно заниматься с ним после уроков»).
Согласно озвученной выше классификации клиентов, в образрвательном учреждении можно найти таких же жалобщиков-родителей:
- людей, кто стал свидетелем или пострадал от действия или бездействия школы, педагогов, сотрудников. К сожалению, случаи такие нередки: избиения детей, антисанитария, оставление без присмотра, нарушение правил перевозки и т.д, и т.п. Такие случаи, как правило, рассматриваются полицией или прокуратурой, часто есть показания свидетелей, заключение медиков и т.п.
- «добросовестно заблуждающиеся» — как правило, родители, которые «лучше всех» знают, как обучать и воспитать детей. Примеры их жалоб: снизили оценку за исправления, много (или мало) домашнего задания, «придирки» и «замечания» ребенку за опоздания и пропуски уроков, не так смотрят, не то говорят, учатся не по тому учебнику, не те методики и т.д.
С такими родителями можно говорить, и часто из «врагов» учителей и школы они могут стать «друзьями» и первыми помощниками.